Конспект урока по внеклассному чтению. Конспект урока по внеклассному чтению "краденая елка"

Книга играет в жизни человека особую роль. Интерес к книге — это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей литературе аккумулированы добро, красота, правда. Больно видеть, что это богатство нередко идёт мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо.

В наш век телевидения, видеофильмов, компьютеров и т. д. книга как средство духовного и интеллектуального развития человека часто отходит на задний план, теряет своё первостепенное значение. Ведь в наше сравнительно сытое время трудно противостоять «массовой культуре», «идолу» денежного мешка, эгоизму, нежеланию самокритично взглянуть на себя со стороны.

В юные годы, когда мозг человека, как губка, впитывает впечатления окружающего мира, знакомство с прекрасным особенно благодатно.

Нравственная роль литературы ни с чем не сравнима. Лучшие художественные произведения выражают бесконечно богатые и разнообразные оттенки наших чувств. Литература теснейшим образом переплетена с сокровенной человеческой природой — с биением пульса человеческой жизни, вобравшей мысль и культуру многих веков, колоссальный эмоциональный опыт жизни, которая уходит в будущее. Писатели и поэты видят назначение своих произведений в том, чтобы «побуждать общество, каждого человека пристальнее, строже взглянуть на самого себя». Читая такие произведения, ученики должны задумываться о своём месте в жизни, о необходимости правильного нравственного выбора, о своей гражданской позиции, об ответственности человека за всё, что происходит в мире.

Многочисленные свидетельства методистов, библиотекарей, учителей убеждают, что популярность книги в самостоятельном чтении школьников чрезвычайно низка. Многократно констатировалась нетребовательность в чтении, когда в числе любимых и читаемых оказываются книги весьма невысокого уровня. В настоящее время нет дефицита в хороших книгах, как было ранее, но в безбрежном море появившихся ныне на прилавках книжных магазинов изданий масса так называемой коммерческой литературы (триллеров, детективов, «ужастиков», любовных романов и т. п.) всё же преобладает над литературой настоящей.

Всех нас волнует вопрос, с какою книгою вошёл в жизнь человек третьего тысячелетия. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы, всё больше осознаётся как одно из слагаемых воспитания Гражданина, Человека.

Есть разные пути приобщения к великому искусству слова. Сделать из ученика читателя, человека, любящего и уважающего книгу, — благородная и важная задача.

Один из путей приобщения ученика к книге — уроки внеклассного чтения как часть литературного образования школьника. Организация такого чтения стала серьёзной методической задачей.

2

Воспитание читателя начинается с детства. С первых книжек-малышек, с бабушкиных сказок, с первого сложенного из кубиков и самостоятельно прочитанного слова. В школе - с уроков чтения и знакомства с библиотекой, с уроков литературы, на которых ученики знакомятся с лучшими произведениями русской и зарубежной классики, постигают законы литературного творчества, впитывают мудрость великого из искусств — искусства слова. Но хрестоматия по литературе (для 5-8 классов) - всего лишь один из школьных учебников. Подойти к новому уровню изучения литературы (в 9-11 классах), на котором главным на уроке становится не учебник, а произведение писателя, воспитывать настоящего читателя помогают уроки внеклассного чтения. Существует множество форм и методов проведения таких уроков.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности я провожу уроки внеклассного чтения в 5-8 классах по системе, предложенной вашему вниманию в данной работе.

3

Несмотря на то, что внеклассным чтением ученик занимается самостоятельно, оно должно быть педагогически управляемым, проходить на основе продуманного взаимодействия ученика и педагога, органической связи классного и внеклассного чтения, учитывающего ведущую роль классного изучения литературы по программе. Урок по программе вооружает ученика определённым методом деятельности, но важно закрепить этот метод, осуществить его перенос в сферу самостоятельной деятельности. Внеклассное чтение не дублирует, а дополняет чтение по программе.

Уроки внеклассного чтения — это настоящие уроки литературы со всеми их задачами (и познавательными, и воспитательными, и эстетическими). Но они имеют и свои особенности. Учитель может, не ограничиваясь рамками программы, глубже раскрыть тему, взяв несколько произведений, связанных одной проблемой. Свободные высказывания ребят по самостоятельно прочитанным произведениям стимулируют интерес к чтению. Уроки внеклассного чтения помогают вырабатывать навыки анализа художественного произведения, воспитывают сознательного читателя. Эти уроки требуют от учителя особой целеустремлённости и методического мастерства. Искусство учителя состоит в том, чтобы исподволь направлять интерес учащихся к художественным произведениям, стимулировать чтение — размышление о прочитанном, через которое происходит нравственное и духовное становление учащихся, расширяется круг их чтения.

Уроки внеклассного чтения остаются по-прежнему одним из самых трудных участков в работе словесника: во-первых, нелегко определить тему и отобрать книги для беседы; во-вторых, не всегда просто организовать чтение нужных книг всеми учениками класса к определённому сроку; наконец, труднее всего построить урок методически правильно и интересно.

Проблема первая — отбор материала. Книг для детей выпускается и переиздаётся множество. Поэтому необходимо продуманная программа выбора литературы.

Цель уроков внеклассного чтения.
  1. Помочь ориентироваться в выборе значимых, подлинно художественных произведений; научить находить в безбрежном книжном море книги интересные, познавательные, передающие духовный опыт человечества.
  2. Воспитывать на примере художественной литературы нравственную личность; ребятам всё-таки нужно в жизни и что-то такое, что материальным аршином не измерить. Молодость — пора естественного идеализма. Нехватка идеалов мстит за себя сильнее, чем нехватка вещей. Иначе идеалами становятся сила, деньги, жестокость, равнодушие.
  3. Воспитывать читателя, человека, любящего книгу, посвящающего свободное время чтению.
  4. Научить умению отбирать книгу в библиотеке, пользоваться каталогом, приобретать любимые книги для домашней библиотеки.

На основе учёта читательских интересов и актуальных воспитательных задач осуществляются отбор и рекомендация литературы для внеклассного чтения.

Примерная тематика книг по внеклассному чтению такова:
  1. Русская литература XIX века. Богатство и разнообразие русской классической литературы не ограничивается рамками учебной программы. Количество часов по литературе не позволяет охватить всего многообразия великого наследия русских писателей, поэтому внеклассное чтение дополняет знания учащихся о русской классике.
  2. Зарубежная литература. «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Дон Кихот» Сервантеса, «Маугли» Киплинга, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна и другие произведения отображают философию целых эпох, воспринимаются детьми как книги о приключениях и чудесах. В этом поразительная жизнь знаменитых книг.
  3. Родная природа в изображении русских писателей. В 1977 году даже ЮНЕСКО провозгласило специальное «Заявление», которое называлось «Какие книги нужны детям?». В нём есть и такие слова: «Детям нужны книги, которые вызывали бы озабоченность за землю, нашу маленькую планету, на которой мы все живём». И сегодня, спустя десятилетия, эти слова не потеряли своей актуальности. Книги о родной природе воспитывают бережное отношение к окружающему миру, умение «всмотреться» и «вслушаться» во «всю прелесть застенчивой русской природы», почувствовать себя частицей окружающего мира.
  4. Тема Великой Отечественной войны. Она связана с современностью своей направленностью против новых военных угроз. Война смотрит на нас с экранов телевизоров и со страниц газет, с чёрных рамок с фотографиями безусых мальчишек. Пройдет время, и напишут новые книги о новых войнах, справедливых и несправедливых, но книги о Великой Отечественной войне играли и играют свою роль в патриотическом воспитании всех послевоенных поколений. Они учат мужеству, ненависти к боли и страданиям человеческим, учат понимать, что война и человек несовместимы.
    «Я никогда не думал о прошедшем, о минувшем, как об утраченном времени, — писал Юрий Бондарев. - То, что было с нами в прошлом, происходит с кем-то из нас в настоящем и будет происходить в будущем… Стало быть, время никогда не утрачивается».
  5. Книги о подростках и юношестве. Исследование нравственного опыта своего поколения, характера и поведения сегодняшней молодёжи с её поисками, свершениями, удачами и неудачами, стремление жить по совести, способствует духовному самоопределению личности молодого человека.
  6. Приключения и фантастика. Острый сюжет, динамика повествования, живой и увлекательный мир необычных обстоятельств, в который попадают люди настоящего и далёкого будущего, увлекают юного читателя, будят его воображение и фантазию, заставляют размышлять о прошлом, настоящем и будущем человечества.

4

Как же конкретно реализуется программа внеклассного чтения на уроках? В конце учебного года учащимся даётся список художественной литературы, рассчитанный на прочтение данных книг в течение летних каникул и последующего учебного года. В зависимости от уровня читательской подготовки, времени, интереса, желания учащиеся подбирают и прочитывают часть книг по данному списку. В начале учебного года им даётся учителем список художественной литературы по одной из вышеназванных тем и определяется срок подготовки к уроку внеклассного чтения — один-полтора месяца. Задача учащихся — найти нужную литературу, прочитать.

Форма отчёта о прочитанном — урок внеклассного чтения и дневники читателей. Формы проведения уроков внеклассного чтения разнообразны.

Формы проведения уроков внеклассного чтения:
  1. Урок — игра «Что? Где? Когда?» по одному или нескольким произведениям.
  2. Урок — беседа по прочитанному.
  3. Урок — конференция по определённой теме с использованием заранее подготовленных сообщений.
  4. Урок — беседа об одном из писателей и его творчестве.
  5. Урок — иллюстрация с использованием рисунков и инсценировок.
  6. Урок — сочинение-размышление о прочитанном произведении.
  7. Урок – компьютерная презентация прочитанных произведений.
  8. Урок – просмотр кинофильма, экранизации прочитанной книги.
  9. Внеклассное мероприятие. Например, открытие Недели русского языка и литературы, конкурс творческих работ, игра-соревнование на лучшее знание произведения и др.

Другая форма отчета дневник читателя — представляет собой тетрадь, в которой по определённому плану записываются отзывы о прочитанных художественных произведениях. Страницы тетради учащиеся по своему желанию могут украсить минирисунками — иллюстрациями. Отзыв не должен представлять собой сочинение, должен быть небольшим по объёму (обычно занимает 1-1.5 страницы); записывается отзыв по следующему плану:

План отзыва:
  1. Какова тема произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нём события?
  3. Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  4. Кто из героев наиболее понравился и почему?
  5. Над какими вопросами заставила задуматься книга?

План отзыва записан на последней странице тетради. Дневники читателей проверяются и оцениваются учителем сразу после урока внеклассного чтения, после чего учащимся даётся следующий список литературы.

Требования к дневнику читателя:
  1. аккуратность оформления работы;
  2. краткость и глубина содержания написанного;
  3. количество прочитанного (но главное внимание уделяется не количеству, а качеству).

Конечно, уровень развития детей даже в одном классе различный. Есть дети, с детства привыкшие к книге как необходимому спутнику жизни, много и легко читающие (таких немного), есть — читающие «из-под палки», есть (и большинство) такие, для которых книга (кроме необходимых в школе) просто не существует.

Поэтому данная программа рассчитана всё же на «среднего» читателя.

5

Уроки внеклассного чтения, кроме всего вышесказанного, готовят ученика к восприятию литературы по программе 9-11 класса, где для получения наиболее полного литературного образования нельзя обойтись только учебником, хрестоматией, а необходимо использовать все знания, умения и навыки, приобретённые во время работы над самостоятельным (внеклассным) чтением.

Исходя из опыта работы по данной системе уроков внеклассного чтения, можно утверждать, что для многих учащихся книга становится добрым спутником в жизни, а это значит, что уроки внеклассного чтения сыграли свою роль, следовательно, должны занимать важное место в школьном литературном образовании, ибо «книга делает человека духовно богаче, добрее, мудрее».

6

Далее предлагается список книг по внеклассному чтению для учащихся 5-8 классов, который можно по необходимости дополнить или частично заменить другими художественными произведениями. Также представляю варианты проведения уроков внеклассного чтения.

Конспект урока по внеклассному чтению. 3 класс

Тема: война в наших сердцах (рассказы о Великой Отечественной войне)

Цель: формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»; учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать; обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка; воспитание интереса к миру детской художественной литературы,формирование у школьников патриотической позиции.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Вступительное слово:

Чтобы солнце улыбалось.

Пусть навек исчезнут войны,

Чтобы дети всей земли

Дома спать могли спокойно,

Танцевать и петь могли,

Чтобы солнце улыбалось,

В окнах светлых отражалось

И сияло над землёй

Людям всем

И нам с тобой!

(М. Пляцковский)

2.Объявление темы урока.

Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)

3.Проверка домашнего задания.

Дети пересказывают,подготовленные рассказы о войне.

3.Работа по теме урока.

Учитель: - «Ребята, что вы думаете о войне?»

Ученики отвечают: - «Война-это страшно!» «Мы не хотим войны!»

Небольшое сообщение о ВОВ.

22 июня 1941 года немецкие войска нарушили соглашение о ненападении и вторглись на территорию СССР. Так началась Великая Отечественная Война. Первыми удар приняли на себя пограничники. Приграничные сражения длились с 22 - 29 июня 1941 года. 22 июня в 3 часа 15 минут, начался артиллерийский и воздушный обстрел Брестской крепости. К 9 часам утра крепость была окружена, осада крепости продолжалась 29 суток. Были скованы крупные силы немецкой авиации и артиллерии. Оборона Брестской Крепости - это пример мужества и стойкости! Победа под Сталинградом это переломный момент в истории этой войны. Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Победа Красной Армии в Сталинградской битве имело огромное значение. Советские Войска вырвали у противника инициативу и удерживали ее до конца войны. С 16 апреля по 8 мая 1945 года Советские Войска провели Берлинскую наступательную операцию, уничтожение немецких войск в Берлине продолжалось до 29 апреля, а 30 апреля над Рейхстагом водружено Знамя Победы. 8 мая 1945 года Германское Верховное Командование подписало акт о капитуляции. 9 мая 1945 года Сталин объявил о Победе советского народа над фашизмом. В этот день 9 мая принято возлагать цветы к могиле неизвестного солдата. В честь Победы каждый год на протяжении всех этих лет в небе разрываются Красивые шары салюта!

Учитель: - «Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рождёнными. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Отобранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.»

Знакомство с рассказом о защитниках Сталинграда

Владимира Богомолова. Рейс «Ласточки»

Рассказ о защитниках Сталинграда

Владимир Богомолов. Рейс «Ласточки»

Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.

Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.

Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.

Однажды был такой случай...

Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.

Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.

Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».

Но командир баржи постарался успокоить бойцов:

Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.

Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:

Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.

Стало вокруг светло как днем.

За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.

Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.

Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.

Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

Одна мина попала на баржу.

Начался пожар. Пламя побежало по палубе.

Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и... «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.

Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.

Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.

Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

* * *

Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.

Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.

Работа над текстом.

Беседа за прочитанным.

Итог.

Домашнее задание.

Тема урока: Произведения К.И. Чуковского для детей.
Цели урока:

  • познакомить с творчеством писателя;
  • добиваться осознанного, выразительного чтения (тексты К.Чуковского можно использовать для );
  • воспитание положительных качеств на примерах героев, привитие интереса к чтению.

Ход урока .
Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

Знакомство с темой урока
-Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И.Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг.

Исторический зал.
 ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (1882-1969), настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882 в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык.
- Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щёточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно лёгкая походка.

Загадки
-Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

1).Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки)

2).Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска).
- А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать.
1).Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! - Что это? (Крапива).

2). Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца, и обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало).

3).Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр). Слайд - загадки Чуковского.

О сказочнике Чуковском.
Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.
- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский её уже забыл, а сынишка запомнил её слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил».

А вот другой случай:
Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал . Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошёл, взял её на руки и совершенно неожиданно сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!». Так Корней Чуковский стал сказочником. Слайд - сказочник - Чуковский.
- Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр).

Муха Цокотуха.
- Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи - её именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя. - Кто выучил отрывок из этой сказки?

Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.

Выставка книг, игра «Узнай сказку».
- Героями многих книг Чуковского является Крокодил. Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте их угадать.

А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше». (Телефон) - Кто учил отрывочек из этого произведения?

Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил. (Бармалей).

Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей - это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный. - Кто учил отрывок из этой сказки?
- А каким становится Бармалей в конце сказки? (добрым, добро побеждает зло).

А в большой реке Крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит -
Солнце красное. (Краденое солнце). - Кто приготовил отрывок из этой сказки?

Долго - долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушёными грибами. (Путаница).

А наши сказки тоже все перепутались. Помогите их угадать. Слайдшоу «Угадай-ка».
- Кто может рассказать строчки из сказки «Айболит?

Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

Сказка «Цыплёнок».
- Но не все сказки автора написаны в стихах. Давайте прочитаем с вами сказку «Цыплёнок» и подумаем, чему же она нас учит. Слайдшоу.

Стихи Чуковского - переводчик.
- Кроме сказок автор переводил английские песенки, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей, писал стихи.
Например такие:
«Федотка»
Бедный Федотка - сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка.
Только папа, да дедушка с бабушкой.
- Кто подготовил стихи Чуковского?

Итог урока
- С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились?
- Герои книг Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит о том, что вы читали книги очень внимательно, с большим интересом.

Рефлексия

Сегодня на уроке я понял, что…
. Самым интересным для меня было…
. Мне было непонятно...
. Мне бы хотелось…

Телеграммы
1. Ай! Ай! Ай!
Мой зайчик попал под трамвай! (Айболит)
2.Эй, пожарные, спешите!
Море синее тушите! (Путаница)
3.Ой! Ой! Ой!
Ой! Ой! Ой!
Воротитеся домой! (Федорино горе).
4.О! Спасите моржа!
Вчера проглотил он ежа! (Телефон).
5.Дорогие гости, помогите!
Паука - злодея зарубите! (Муха Цокотуха)

Домашнее музыкальное задание.(Волшебные сказки).


Полный текст материала Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, применяющих традиционную систему обучения по учебникам.
Система, разработанная авторами, нашла живой интерес среди учителей и учащихся. Она полностью соответствует программе по внеклассному чтению. Предложенные в пособии различные формы проведения уроков с использованием разнообразного материала дают возможность каждому учителю творчески подойти к подготовке каждого занятия.

Фрагмент из книги.
ХОД УРОКА
Слово учителя
Сегодня мы с вами послушаем сказку Валентина Дмитриевича Берестова «Аист и Соловей », но прежде рассмотрим рисунки с изображением соловья, прослушаем звукозапись «Голоса птиц».
Учитель
Кто как поет? Нравится ли вам пение соловья?
А вот аист петь не умеет. Он только стучит своим костяным клювом. Вот и появилась сказка о том, как учились петь соловей и аист. Послушайте ее.
Выразительное чтение сказки учителем.
Беседа
Понравилась вам сказка? Запомнили ее? Давайте попробуем ее рассказать вместе со мной, а кое-что и показать... С чего началась сказка?
Давным-давно было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали... О чем? Кто помнит? (Что в одной далекой стране живет Мудрец, который учит музыке.)
Что же решили птицы? (Они решили послать к Мудрецу Аиста и Соловья.) Как вы думаете, что они сказали Аисту и Соловью? (Хором: Летите, Аист и Соловей, летите." Научитесь у Мудреца музыке." А потом прилетайте обратно и научите петь нас!)
Теперь попробуем представить и показать, как вел себя у Мудреца Аист. Послушайте, я еще раз прочитаю вам это место в сказке.
Эпизод перечитывают, потом инсценируют у доски.


ХОД УРОКА

Слово учителя (с элементами беседы)
Сегодня мы познакомимся с творцами книг. Как вы думаете, кто они? (Это люди, которые создают книгу: писатели, художники-иллюстраторы, печатники, переплетчики и др.) Что вы знаете об истории создания книги? (Главное в книге - текст. Его создают писатели. Важнейшим элементом детской книги являются иллюстрации, над которыми работают художники, затем книга издается в типографии.) Легкая ли это работа? (Нет, эта работа очень кропотливая и сложная.)
Давайте вспомним правила общения с книгой.
Книга - источник знаний. Мы не только читаем ее, но и любуемся ею как произведением искусства. Для того чтобы книга стала настоящим другом и наставником, нужно беречь ее:
1) Заверни книгу в бумагу - не будет пачкаться обложка.
2) Не читай книгу во время еды - можешь испачкать ее.
3) Не клади в книгу карандашей, ручек и других толстых предметов - от этого рвется переплет.
4) Не загибай углов на страницах книги - углы отрываются и портится книга; сделай себе закладку для книг.
5) Не рви страниц, не рисуй и не пиши ничего в книге, не делай никаких пометок ни чернилами, ни карандашом, ни ногтями.
6) Не перегибай книгу - от этого вырываются страницы. Послушаем рассказы детей об авторах книг, подготовленные
к уроку.
Показ портретов. Сообщения детей.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Конспекты уроков по внеклассному чтению, 1-4 класс, пособие для учителя, Горовая В.И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Читайте также: