Николай алексеевич заболоцкий лебедь в зоопарке. Заболоцкий николай - лебедь в зоопарке. Анализ стихотворения Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

«Лебедь в зоопарке» Николай Заболоцкий

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка -
Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье;
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамвая,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Произведение 1948 г. обладает статусом программного и входит в школьный курс литературы, однако в свое время стихотворение было настороженно встречено собратьями по цеху. Заболоцкого критиковали за неточность характеристик: его лирический субъект называет птицу животным, да еще приписывает ей склонность мечтать. Главная причина, смутившая окололитературную братию, кроется в другом. Музыкальное, намеренно архаичное звучание текста было пугающе непривычным для советской критики.

Следуя классическим канонам возвышенного слога, автор избирает для лексемы «лебедь» женский род. Подобное решение несет особенный смысл: оно апеллирует к пушкинским строкам о белой лебеди, известным с детских лет. Аллюзии поддерживаются рядом перифраз, содержание которых соотносит центральный образ с прекрасной девой.

Описывая внешний облик птицы, поэт не скупится на живописные, подчеркнуто декоративные детали. Изящная головка «шелковиста», а белое оперение метафорически отождествляется с мантией. Автор задействует лексику, которая указывает на мерцающее сияние, исходящее от персонажа. Сверкают и глаза, уподобленные драгоценным камням. Грациозная фигурка напоминает статуэтку - изваянную в камне волну, устремленную к небу.

Обозначая собственные впечатления, лирический субъект использует характеристику «диво» - слово с праславянскими корнями. Оно нередко встречается в тексте сказок, и не только народных: достаточно вспомнить упомянутое выше пушкинское произведение. Лексема «диво» фигурирует в зачине и финале, однокоренное прилагательное употребляется в качестве эпитета, определяющего блеск глаз-аметистов.

Лебедь плавает на парковом пруду. Водоем сделан искусственным путем, однако здесь нет препятствий, мешающих свободному передвижению. Интересно, что далее по тексту автор обращается к лексеме «залив». Семантически неравноценная замена вызвана стремлением подчеркнуть естественный характер среды, в которой обитает гордая птица.

Изображение пространства, окружающего героиню, подготавливает появление основной антитезы: одинокая лебедь противостоит несвободному миру, наполненному неблагозвучными скрежетанием и скрипом. Урбанистическую составляющую дополняют овеществленные образы неподвижных животных в клетках: они прикреплены рядом с норами, как детали.

Финальный эпизод сообщает о причастности задумчивой героини-лебеди к тайнам поэтического творчества, которое мыслится как продолжение классических традиций.

Надежда БАНДЕРОВА,
6-й класс, средняя школа № 2,
г. Нерюнгри
(учитель - Трубенко Н.С.)

Анализ стихотворения Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»

Стихотворение Н.Заболоцкого “Лебедь в зоопарке” написано в 1948 году, в нём отражены реально-биографические факты.

П осле прочтения произведения перед тобой возникает образ лебедя. Лебедь в стихотворении Заболоцкого - воплощение красоты. Восхищение этой красотой передаётся перифразами: “красавица, дева”, “белоснежное диво”, “крылатое диво”, “животное, полное грёз”. И тут же - дикарка. Как это понять? Царственная, но застенчивая лебедь плавает по краю искусственных вод, не желая общаться ни с кем в зоопарке: ни с истошно кричащими попугаями, ни со зверями, которые сидят в отдалении. Сразу вспоминаются картина Михаила Врубеля “Царевна-лебедь” и слова из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”: “Лебедь белая плывёт”, создавшие сказочный образ лебедя. И А.С. Пушкин, и Н.Заболоцкий применили устаревшую поэтическую форму женского рода, подчёркивающую сказочность, поэтичность образа.

Образ лебеди-красавицы создаётся множеством поэтических средств. Кроме названных перифраз, автор употребляет эпитеты: высокая лебедь, шелковиста, дивные; среди них особенно активны слова со значением белизны и света, подчёркивающие светоносность образа: белоснежное диво, светлое сияние, над белым изгибом спины; это же значение подчёркивается сравнением, которое, в свою очередь, входит в метафору: “мантия снега белей”. Метафорически представлены глаза: “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

Все эти средства создают не просто красивый, а царственный образ лебедя, как бы приподнятого над миром. Не случайно дважды подчёркнута эта высота образа эпитетом “высокая лебедь” и сравнением: “И вся она, как изваянье // Приподнятой к небу волны”.

Вместе с автором мы любуемся тонкой игрой света, наслаждаемся, слушая, как “светлое льётся сиянье”. Как же поэту удаётся нарисовать эту простую, но полную прелести картину плавающей белоснежной дивы по краю искусственных вод?

Прежде всего - благодаря точному подбору слов. Николай Заболоцкий использует слова с конкретным лексическим содержанием, что особенно заметно на примере имён существительных, тем самым создаётся впечатление реальности происходящего. Сочетание согласных “л”, “н” создаёт сложное ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона. Так с образом неба в тему земного мира, мира человеческой души входит тема вечности, бытия.

Может быть, автор, глядя на лебедя в зоопарке, вспомнил о предании, где говорится о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Точно подбирая слова, изобразительно-выразительные средства - показывает картину земного мира, в звуках - передаёт музыку мироздания, ощущая себя частицей этих миров.

Также обратим внимание на перифраз “крылатое диво”. Крылья всегда соотносятся с представлением высоты, возможности свободного полёта. Лебедь, плывя по заливу, не собирается лететь, но весь прекрасный облик поэтичен, он воплощает в себе красоту мира и духовную, поэтическую высоту. Лира - символ высокой поэзии. Петь “о счастье весны” - значит о возрождении прекрасного живого мира, о солнце, надеждах, о счастье самой жизни, о вечности этой жизни, о её красоте.

Во второй части стихотворения представлен контрастный образ мира за пределами красоты и гармонии. Этот контраст передаётся звуковым строем следующей же, пятой строфы:

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

Здесь создан контраст при помощи глаголов, которые указывают на одновременные действия: скрежещут, скрипит, истошно кричат.

Контраст даётся и при сопоставлении миров: звери в клетках, норах изображены неподвижными - как бы застыли; а красавица лебедь движется свободно. Замкнутый маленький мир лебедя противопоставляется огромному городу:

И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

Л ебедь в стихотворении Заболоцкого - это образ вечно живой красоты, которая поэтическим обликом своим вселяет надежду на просветление и возрождение гармоничного мира из суеты и хаоса, пробуждает чувства поэта, его глубокие размышления о смысле земного бытия, о вечном, о непостижимости мира, о любви, которая связывает человека с этим миром, вносит в его душу гармонию.

Тема урока: Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Цели урока:

  • обучение анализу лирического стихотворения;
  • развитее навыков выразительного чтения;
  • воспитание вдумчивого читателя;
  • ориентация учащихся на непреходящие духовные ценности.

Оборудование:

  • Слайды:
    • портрет Н.Заболоцкого
    • изображение лебеди
    • репродукция картины М.Врубеля «Царевна-лебедь».
  • Магнитофон, грамзапись.
  • Раздаточный материал (Памятка №1, опора для наблюдений, текст стихотворения)
  • Краски, кисти, бумага.

ХОД УРОКА

1. Введение в урок

На экране – лебедь, звучит музыка (30 секунд).

– Оцените то, что увидели, услышали, почувствовали.
– О чём пойдёт разговор на уроке? Вы знакомы с эпическими, драматическими, лирическими произведениями. О каком роде литературы пойдёт речь? (О стихотворении)
Тема нашего урока: Стихотворение Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке».

2. Слушаем стихотворение

(Читаю стихотворение)

– Понравилось стихотворение?
– Каково его настроение? Перед вами разноцветные полоски, выберите соотвестсвующую настроению.
– Покажите, какие цвета вы выбрали. Вы выбрали противоположные цвета. Почему?
– Анализируя стихотворение, выясним, что же хотел сказать его автор нам и как это ему удалось сделать? (Приложение , слайд)

– Какие ещё стихотворения Н.Заболоцкого знаете?
– Что знаете об этом поэте?

– Это стихотворение написал Н.А.Заболоцкий. (Приложение , слайд – портрет)

Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему пришлось пережить трагедию. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы, его обвинили в участии в контрреволюционной писательской организации. Наказание Заболоцкий отбывал в Алтайском крае и на ДВ (в районе г. Комсомольска-на-Амуре). Но ничто не смогло сломить его веру в добро, любовь, истину, красоту.

4. Постановка проблемы

– Итак, анализируя стихотворение Н.А.Заболоцкого, мы выясним, что хотел сказать автор и как ему это удалось сделать. (Приложение , слайд)

1) Анализ композиции, выявление её роли

Перечитайте стихотворение.

– Подумайте, на сколько частей его можно разделить? (3)
– Кто и что изображено в каждой части?
1 часть – описание лебеди
2 часть – город, зоопарк
3 часть – «Диво поёт о счастье весны»
Итак, мы проанализировали композицию стихотворения. (Приложение , слайд)
– Обобщение. Вернёмся к проблеме урока. Что же хотел сказать Заболоцкий? Не забываем, что мы должны ответить на этот вопрос.
(М.б., есть какие-нибудь предположения?)

2) Анализ заглавия стихотворения

В литературном произведении важно каждое слово автора.
– О чём говорит название?
– У меня две карточки. (голубая и серая) Почему я взяла эти два цвета? Что они обозначают?
– Записать название на карточках.
– Почему так записали? Уже в названии – противопоставление (антитеза)
– Лебедь – свобода и Зоопарк, клетки – однообразие

3) Работа над словарём.

– Какие слова требуют пояснения?

Грёзы – мечты
Мантия – широкая длинная одежда в виде плаща
Аметисты – драгоценный камень фиолетового или голубого цвета
Изваяние – скульптурное изображение
Громоздить – беспорядочно класть много предметов
Лоно – поверхность
Мерцать – слабо светиться колеблющимся светом

4) Анализ 1 части.

– Перед нами лебедь. Какие ассоциации вызывает это слово?
– Какие произведения искусства вспомнили? (Приложение , слайд)

  • «Царевна-лебедь» М. Врубель
  • Балет Чайковского «Лебединое озеро»
  • «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин

– Эти художники создали сказочный образ лебеди. Александр Сергеевич и Николай Заболоцкий применяют устаревшую поэтическую форму женского рода, подчеркивающую сказочность, поэтичность образа

лебедь воплощение красоты
красавица
дева молодость, чистота, непорочность
дикарка застенчивая, ни с кем не общается,
крылатое диво да и не с кем, далёкая от цивилизации
животное, полное грёз мечтательность

Б) Какие выразительные средства применяет автор, чтобы создать образ лебеди в нашем воображении?

Эпитеты.

– Какова их роль? (Помогают «расшифровать» существительные, «поясняют» их)

  • белоснежное диво
  • головка (именно головка – небольшая, выточенная) шелковиста

– Что ощущаете в ладонях, произнеся слово «шелковиста»? Слово поэта способно вызвать не только зрительный образ, но и ощутить, почувствовать поверхность.

дивные два аметиста
крылатое диво
сказочный мир

В) Лебедь изображена поэтом в движении

– Какая часть речи передаёт это движение? (Глаголы)
– Что олицетворяет движение? (Движение – это жизнь)
– Назовите глаголы, передающие движение лебеди.

Плывёт она живёт
– Что вы можете сказать о слове ПЛЫВЁТ? (Оно повторяется)
– Объясните, почему?
– И ещё, с одной стороны, лебедь – изваяние (неподвижна), а с другой стороны, она плывёт.
– Звуки слова ПЛЫВЁТ встречаются в нескольких словах. Назовите.

Плывёт бел оснежное диво,
Животное, п ол ное грёз//
Кол ебл я на л оне зал ива
Л ил овые тени берёз.

– Благодаря этим звукам, создаётся ощущение плавности, обволакивающей душу нежности и высокого чистого звона.

Колеблет заставляет волноваться лоно вод
Мерцают аметисты в глазницах (Метафора)
Льётся сияние Она живёт сама и других заставляет жить

Г) Проследим за цветом

Белоснежное диво Белый цвет олицетворяет чистоту
Мантия снега белей (метафора)
Светлое сиянье льётся Обычно Сияние вокруг изображения лика святых на иконах
Белый изгиб спины

– Такова роль ЦВЕТОПИСИ.

Д) И в глаголах, и словах, обозначающих цвет, повторяется один и тот же звук.

Какой? (Л, В) Докажите. (Называют слова)
Эти звуки есть и в слове любовь.
Героиня Заболоцкого – птица. А что символизирует птица? (Полёт, свободу)
Поэту удалось передать устремленность лебеди к свободе, к полёту.
– Какое слово, на ваш взгляд, передаёт это? (Высокая)
Из 4 строфы: приподнятой к небу волны
Всё готово к полёту.

5) Анализируем 2 часть стихотворения.

– Вновь работают глаголы. Назовите.

Скрежещут трамваи (Трамвай может двигаться только по рельсам)
Скрипит под колесами жёсткое
Кричит истошно жестокое
Теснится однообразное
Громоздятся

В этой части тоже много глаголов, однако они передают не движение. Всем плохо в зоопарке.
– Обозначьте повторяющиеся звуки и подумайте об их роли.
Р, Ж, Ц – тревожные звуки, раздражающие, мертвые.
Животные, по Заболоцкому, не живут, они сидят, приделаны, смотрят сквозь забор.
– ТАКОВА РОЛЬ ЗВУКОПИСИ.

6) Прочитайте 3 часть

– Какую лексику выделите? (Поёт, счастье, весна, лира )
– Что символизируют эти слова? (Это гимн жизни.)

Вывод:

– Люди, поместившие животное в зоопарк, не задумываются, что они запирают красоту в клетку. Пребывание лебеди в зоопарке противоестественно. Всё изменится, она будет свободной – об этом последние строки.
– Каким образом поэту удалось вызвать в нашем сознании образы и подойти к таким выводам? (Автор использует выразительные средства)
– Создать образ вечно живой красоты, которая вселяет надежду ну возрождение, обретение свободы, автору помогли изобразительные средства.
– В этом и есть мастерство поэта, его умение работать со словом.

5. Итак, прочитаем стихотворение выразительно

6. Домашнее задание

– По желанию – наизусть,
– Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению,
– Найти и прочитать выразительно другое стихотворение Заболоцкого и проанализировать его.

Читайте также: