Смотреть страницы где упоминается термин коммуникация средства. Виды и формы коммуникации: примеры. Коммуникация как форма общения

средства коммуникации это, всё что необходимо в жизни, стоки воды, электрика, ну и тд, и тп

http://wikihnure.org.ua/Средства_коммуникации Средства коммуникации — это средства общения Средства коммуникации - деляться на аудиальные, аудиовизуальные и визуальные. Аудиальные В свою очередь делятся на Орально — аудиальные - собеседники могут не только говорить, но и слышать друг друга. К таким относятся: телефоны, IP-телефония и пр. И наконец, радио и телевизор (если пообщаться хочется, а не с кем) . Орально — оральные - аналогичны предыдущим с небольшой оговоркой: собеседникам плевать друг на друга. Они заинтересованы только в высказывании своей точки зрения. Ярким примером является заседание Верховной Рады, как и любое заседание вообще. Орально — анальные - один из собеседников явно преувеличивает свои ораторские способности и наивно полагает, что в разговоре участвует кто-то еще помимо него самого. К счастью, в скором времени находятся добрые люди, которые успокаиваю бедолагу точным ударом в голову или куда придется. В народе такое называется: как об стенку горохом. править Аудиовизуальные Яркий пример - скайп. Можно не только вместе с подругой под.. ть, но и послушать ее замечания. править Визуальные Такое себе немое кино, в клиническом случае - немой плакат. Собеседники могут только видеть друг друга. К стандартному случаю относится скайп, если у одного из собеседников отсутствует микрофон, и он судорожно пытается на ходу придумывать язык жестов, что со стороны это больше напоминает разговор немого с тупым. К клиническому случаю относятся к примеру «Сайты знакомств».

В зависимости от способов передачи сообщения выделяют две формы коммуникации - вербальную и невербальную. В то время как невербальная коммуникация отождествляется с “языком тела”, вербальная коммуникация делится на речевую (устную или телефонную), текстовую (письменную), компьютерную и графическую (визуальную). Современные тенденции технического развития позволяют предположить, что в будущем особое значение приобретут личная коммуникация и коммуникация через новые средства информации.

Вербальные средства общения - это, в первую очередь, речь, язык, слово. В процессе реального общения люди используют для передачи сообщений чаще всего именно речь, язык. Язык как средство коммуникации является самым дифференцированным и самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком человек овладевает и культурой, которая в свою очередь обусловливает его восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе.

В то же время язык не является единственным инструментом человеческого общения. Если люди взаимодействуют иными, неречевыми средствами, то для такого взаимодействия используют термин «невербальная коммуникация». Она - важнейший регулятор контекста общения. Именно невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообщений. Как считают специалисты, лишь 35% информации в процессе коммуникации передается с помощью языка, а 65% информации, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невербальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации - жесты, мимику, телодвижения, взгляды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства - интонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.

В межличностной коммуникации невербальные средства зачастую дополняют языковые формы общения (например, мы говорим: «Привет!» и при этом улыбаемся). Невербальные знаки могут не соответствовать устному сообщению (например, мы говорим: «Рады вас видеть!», но при этом хмуримся и смотрим в сторону). Невербальное сообщение может также дополнять вербальное (сказать детям: «Тише!» и приложить указательный палец к губам). Невербальное поведение служит для регулирования общения. С помощью кивка головой, взгляда, жеста мы легко вступаем в беседу или прекращаем ее. В ряде случаев невербальные способы могут замещать вербальные (так, ребенок может не попросить подать ему игрушку, а просто указать на нее).

Вид коммуникации - вариант коммуникации, характеризуемый спецификой ее компонентов. Существуют следующие классификации социальной коммуникации.

По месту осуществления социальная коммуникация бывает внутренней, когда стороны коммуникации находятся в рамках конкретного социального сообщества, и внешней, когда одна из сторон относится к субъектам внешней среды сообщества.

По признакам субъектов коммуникации ее виды могут быть связаны с многообразными параметрами участников (между кем и кем происходит коммуникация). Здесь уместны типологии по личностным, групповым, профессионально-квалификационным и организационным характеристикам, по отношениям равенства и иерархии, по статусам и социальным ролям и т. п.

По количеству сторон , участвующих в коммуникации: односторонняя коммуникация (автокоммуникация), двухсторонняя и многосторонняя.

По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций - внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). Межличностная коммуникация осуществляется между отдельными людьми - диадные, а внутриличностные представляют собой общение с самим собой.

По источникам регулирования процесса : формальная коммуникация (осуществляется на основе хорошо проработанных, легитимных, как правило, выраженных в письменной форме инструкций, руководств, методик и т. п.) и неформальная коммуникация (осуществляется на основе устных норм и правил).

По способу установления и поддержания контакта непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные). Коммуникация непосредственная - коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). Опосредованная коммуникация - взаимодействие, осуществляемое через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц - посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства, как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные коммуникации. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становиться активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит случайный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждают и деловые вопросы, и даже принимают достаточно ответственные решения. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы.

В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными.

Восходящее направление.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 13624 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

1 .Социальная коммуникация .. 2

.. 3

3.Кто? Влияние коммуникатора .. 13

5.Как? Канал коммуникации .. 16

5.1 Кодирование и выбор канала . 17

5.3 Обратная связь . 19

5.4 Шум .. 19

5.5 Информационные барьеры .. 20

6. Кому? Аудитория .. 20

7. Результаты воздействия .. 23

7.1 Негативные воздействия массовой коммуникации . 24

7.2 Позитивное воздействие массовой коммуникации . 25

Список используемой литературы … 26

1.Социальная коммуникация

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; — это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; — это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

— межличностная (индивидуализированная)

— специализированная (групповая)

— массовая

По источнику сообщения:

— официальная (формальная)

— неформальная

По каналу передачи:

— вербальная

— невербальная

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:

1. Субъекты коммуникационного процесса — отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);

Средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

4. Эффекты коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

2.Модели социальной коммуникации

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип – модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от “харизмы” той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

— Герой – идеализированная личность, выглядит “как мы хотим”, говорит то, “что мы хотим”.

— Антигерой – “простой человек”, один из нас. Выглядит “как мы все”, говорит то же, “что и мы”. Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.

— Мистическая личность – чужд нам (“не как мы”), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манпуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции – контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, “передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

— Манипуляция образами – так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.

— Конвенциональная манипуляция – опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.

— Операционально-предметная манипуляция основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.

— Манипуляция личностью адресата – стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.

— Манипуляция духовностью – манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга).

Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и политологом Г.

Лассуэллом и включающая пять элементов:

1. Кто? (передает сообщение) — коммуникатор

2. Что? (передается) — сообщение

3. Как? (осуществляется передача) — канал

4. Кому? (направлено сообщение) — аудитория

5. С каким эффектом? — эффективность

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации — она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.

Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс.

средства коммуникации

Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во многом определило "технический" характер созданной модели, ее "дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Масс-медиа (средства массовой коммуникации)

Технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры.

Что такое средства коммуникации

Само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение - все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой. В то же время сам процесс медиации осуществляется в каждом случае по-разному, в зависимости от степени «чистоты» медиума. Так, телефон представляет собой «чистую» форму медиации, в то время как газеты и электронные медиа теснейшим образом связаны со средой своего существования и, в свою очередь, формируют свой собственный саморефенциальный универсум. Уже в конце XIX в. газета становится социальным институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связаны с контекстом массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа подчеркивается связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся характером общества, начало которой уходит корнями еще в середину XIX века. Однако массовые коммуникации не следует смешивать с технологиями, делающими их возможными. Терминологическое различие между «масс-медиа» и «массовыми коммуникациями» состоит в том, что в первом случае акцент делается на знаковую природу системы передачи информации, а во втором - на ее социальную значимость как интегрирующего фактора современного социума. В исследовании сообщений массовых коммуникаций, т. е. конкретных газетных и журнальных текстов, радио- и телепередач во всем многообразии их видов и жанров в настоящее время используется большое количество методов и подходов, выработанных в рамках таких дисциплинарных и междисциплинарных исследовательских областей, как семиотика, нарратология, теория жанров, рецептивная эстетика, психоанализ, феминизм, дискурсивный анализ, контент-анализ. В большинстве этих подходов М.-м. рассматриваются как одна из сложных знаковых систем, при помощи которых мы ощущаем и познаем мир. При рассмотрении текстов и сообщений М.-м. не как независимых объектов, а как символических структур, культурных кодов, анализ этих сообщений дает возможность понять не только заложенные в них интснционально смыслы, но и их способность к означиванию предметов и действий и, в конечном счете, их роль в создании человеческого универсума. Отсюда большое внимание, которое уделяется в современных исследованиях М.-м. именно семиотическому аспекту передаваемых сообщений, анализу сигнифицирующих практик. Во второй половине XX в. мировые медиа соединились вместе в широкую универсальную систему, состоящую из спутников новостей, цветного телевидения, кабельного телевидения, кассет, видеопленки, видеомагнитофонов, видеофонов, видеостереофонии, лазерной техники, процесса электростатической репродукции, электронного высокоскоростного печатания, сочиняющих и обучающих машин, печатания по радио, базы данных, Интернета и других сетевых систем. Все эти новые медиа постоянно формируют новые связи как друг между Другом, так и со старыми медиа: печатью, радио, кино, телефоном, телетайпом и т. д. Важным аспектом конструирования пространства М.-м. в конце 80-х годов стало расширение сферы видеокультуры - появляются новые области видеокультуры, имеющие специфические функции, распространяющиеся среди населения неравномерно, но значительно меняющие возможности, смыслы и структуру большой части современного культурного потребления в области массовых коммуникаций. Видеокассета, видеодиск, видеоигры, видеотелефон, видеоконференция, видеотрансляция, компьютерное моделирование изображений, компьютерная мультипликация, телевидение с высокой разрешающей способностью, видеоклип, музыкальное телевидение, видеопоказы на улицах, объемное телеизображение, фотовидеокамера, телематика, видеотекст, телетекст, кабельные телесети, оптический телекабель, спутниковое телевидение, глобальное телевещание, кодированное телевещание для абонентов, телецентры на предприятиях и в учреждениях - составные части современной медиа-культуры. 90-е годы знаменуют новый этап как в мировых, так и в отечественных массовых коммуникациях, причем в рамках этого периода процессы, происходящие в отечественных М.-м., практически совпадают с подобными процессами в европейских. Основной чертой ситуации в мировом медиапространстве 90-х годов является, по мнению многих исследователей, его непредсказуемость, неслыханная скорость технологических инноваций, которые, хотя и не позволяют нам выстраивать какие-либо определенные прогнозы относительно того, каким будет процесс потребления продукции медиа в XXI в. с точки зрения числа изданий и телеканалов, способа дистанционного управления, распространенности новых технологий, мультимедиа, интерактивности и т. д., поскольку все эти процессы находятся сейчас в становлении, однако не оставляют сомнения в культурной значимости приобщения к новым информационным технологиям. В конце XX в. несомненный приоритет среди средств массовой коммуникации смещается в сторону электронных медиа, где главенствующую роль занимают телевидение и Интернет. Если во всех формах коммуникации, предшествующих ТВ, присутствовали дискретные элементы, то в вещании, особенно телевизионном, произошел сдвиг от последовательного расположения элементов программы, отделяемых друг от друга, к смешанному потоку совершенно различных элементов без явных демаркационных линий. На сегодня ТВ является основным и наиболее массовым СМИ и важнейшей частью современной массовой культуры. Проникновение ТВ во все области нашей жизни отражено в многочисленных количественных показателях, существующих практически во всех странах современного мира, относительно того, сколько часов в день, месяц или год смотрит телевизор «средний» потребитель медиапродукции, сколько в среднем телевизоров имеет обычная семья, каковы показатели продаж видеомагнитофонов и т. д. Кроме этого интенсивного потребления телепродукции в развитых странах распространение ТВ идет и «вширь», и в современном мире практически не остается уголков, не охваченных всепроникающим телеэкраном. Как и многие артефакты повседневности, телевизор стал одним из неотъемлемых «присутствий» во всех областях современного жизненного пространства. Можно выделить три основные стадии в развитии ТВ. В 50-е годы оно было подтверждением величия технического прогресса, новых возможностей науки и, с другой стороны, важным социальным фактором, объединяющим людей. В 70-е годы происходит формирование собственно телепродукции, структурируются тележанры.

Если раньше ТВ было вторично по отношению к другим каналам коммуникации (кино, театр, эстрада, позднее - радио), то в это время наряду с дальнейшей модификацией и приспособлением традиционных жанров возникают новые «гибридные» формы, а также специфически телевизионные передачи. В 80-е годы происходят колоссальные изменения в возможностях ТВ как средства передачи информации, рекреации, расширения тематики - ТВ обретает цвет, появляется дистанционное управление, совершенствуется качество изображения. «Натурализация» телеимиджей ведет к их укоренению в среде культуры повседневности, к слиянию образов телеэкрана с окружающей вещной средой. Другой важной чертой этого периода является распространение видео, что качественно изменяет сам зрительский опыт, дает зрителю невиданную до этого времени свободу в выборе материала, которая, в основном, охватывает две возможности: смещения времени просмотра и просмотра материала, которого нет в телепрограмме. Кроме этого, появилась возможность выборочного просмотра. Эти перемены в области видеокультуры, увеличение функций телеэкрана дали повод говорить о «видеореволюции», которая освободила зрителей от заданности телепродюсерами возможных структур телевещания. Основными чертами новой телеэпохи, отметившей конец XX столетия, являются распространение спутникового и кабельного телевидения и связанный с этим рост числа каналов, дающий неограниченный выбор зрителю, приведший к ситуации, в которой на место более или менее целостного, единого просмотра той или иной передачи приходит «зэппинг», постоянное переключение каналов, что создает ситуацию одновременного просмотра большого количества передач. В конце XX в. в системе М.-м. наметилась новая революция - компьютерная. На смену всем известным медиа стремительно идет всеобъемлющая «Всемирная паутина» - Интернет, возвещающая новый уровень глобальных коммуникаций и манипулирования сознанием обывателя. Лит.: Fiske J. Introduction to Communication Studies. L., 1982; Mass Media and Mass Man. NY, 1968; Williams R. Television: Technology and Cultural Form. L.,1974; Williams R. Communications. 1979; Williams R. Culture. Glasgo, 1981; Morley D. Family Television. L, 1986; Morley D. Television, Audiences and Cultural Studies. N.Y., 1992; Afullan B. Consuming Television, Oxford, 1997. E. Шапинская


Коммуникационные средства ОС, с помощью которых происходит обмен сообщениями в сети, обеспечивают адресацию и буферизацию сообщений, выбор маршрута передачи сообщения по сети, надежность передачи и т.п., т.е. являются средством транспортировки сообщений.  


К IBM PC с помощью соответствующих контроллеров могут подключаться принтер, графопостроитель, коммуникационные средства.  

Это мощные портативные компьютеры, имеющие цветной или монохромный монитор, жесткий диск и флоппи-дисковое устройство, коммуникационные средства и различные встроенные прикладные программы для обработки текста, научной или экономической информации.  

Разработчик должен тщательно изучить требования области применения системы с точки зрения обеспечения необходимого уровня секретности при вводе данных и выбрать соответствующие заголовки. Коммуникационные средства программного обеспечения должны содержать специальные стандартные программы, которые обеспечивали бы обработку каждого из полей заголовков. В них может входить программа, позволяющая отыскивать в таблице фамилии лиц, имеющих право вводить сообщения определенного типа. Необходимо также контролировать правильность паролей.  

Таким образом, пока отсутствует не только единая классификация, но и терминология. Единственное, что можно сказать наверняка, - коммуникационные средства относятся к инструментарию стратегического маркетинга, который основан на изучении внутренних и внешних возможностей фирмы и требует от фирмы ориентации на потенциал успеха. Под ним же в свою очередь понимаются те системные параметры, используя которые фирма может добиться высоких результатов.  


Компания, выходящая на внешний рынок, должна основательно изучить каждый конкретный рынок, чутко реагировать на изменения в экономике, политике, законодательстве и культуре, адаптировать свою продукцию и коммуникационные средства. В противном случае она рискует совершить множество грубых ошибок.  


Компания, выходящая на внешний рынок, должна основательно изучить каждый конкретный рынок, чутко реагировать на изменения в экономике, политике, законодательстве и культуре, адаптировать свою продукцию и коммуникационные средства. В протизном случае она рискует совершить множество грубых ошибок.  

Компания, выходящая на внешний рынок, должна основательно изучить каждый конкретный рынок. Она должна чутко реагировать на изменения в экономике, политике, законодательстве и культуре, адаптировать свою продукцию и коммуникационные средства. В противном случае она рискует совершить множество грубых ошибок.  

Производственная бригада представляет собой первичный тру довой коллектив, занимающий определенное место в произведет венной структуре предприятия. Она находится в промежуточном положении между индивидуальным рабочим местом и участком, что придает ей некоторые специфические черты. Если в рамках рабочего места мы имеем дело преимущественно с одним работ никои и его рабочей зоной, то в бригаде осуществляется переход к коллективной форме организации труда, и основными производственными компонентами в ней становятся коллектив работников, закрепленные за ним территория и оборудование, транспортные и коммуникационные средства, административно-управленческий центр.  

В чем новизна и сложность именно такого объекта. Дело в том, что стандартные коммуникативные объекты от слова до картины покоятся на несколько иной схеме организации. Если мы возьмем естественный язык, то для него характерно существование кода (грамматики) до самого сообщения. Мы не придумываем слова, мы не придумываем грамматические правила, а пользуемся уже известным для создания нового - содержания сообщения. Так устроены наиболее эффективные коммуникационные средства, к числу которых принадлежит и естественный язык. Языки искусства строятся как бы по другому типу: для них характерно одновременное введение грамматики с сообщением. Кинофильм как сообщение, созданное конкретным режиссером, несет в себе и содержание и код, задающий нам процесс декодирования того, что происходит на экране. Здесь процесс коммуникации сопряжен с одновременной подачей кода, годного для прочтения данного типа сообщения. Этот код потом также может стать общим (и существовать до) в случае ряда произведений данного режиссера или в случае произведений ряда художников, принадлежащих одной школе, например, произведения импрессионистов.  

Современные международные экономические отношения характеризуются углублением процесса разделения труда и экономической интеграции социалистических стран. Высшие партийные и правительственные органы ЧССР уделяют этому процессу большое внимание. В первую очередь необходимо усилить влияние научно-технического прогресса на повышение эффективности экономики. Эти вопросы детально рассматривались на заседании Центрального Комитета Коммунистической партии Чехословакии в мае 1974 г. В частности, в отчете Президиума ЦК КПЧ по вопросам научно-технического развития чехословацкого национального хозяйства от 14 мая 1974 г. отмечалась возрастающая роль вычислительной техники. Товарищ Йозеф Кемпны, член Политбюро и секретарь ЦК КПЧ, сказал: Возрастающую задачу в развитии общественной производительности труда имеет кибернетизация производственных и управляющих процессов. Новые вычислительные и коммуникационные средства и средства регулирования создают основу для принципиальной перестройки управления, значительно повышают возможность роста качества и производительности труда. Общим усилием научных работников, конструкторов и рабочих стран - участниц СЭВ была создана Единая система электронных вычислительных машин (ЕС ЭВМ) третьего поколения. В развитие этой системы свой вклад вносит и Чехословакия, которая разработала и производит одну из ЭВМ Единой системы, а также многие внешние устройства. Вычислительная техника является одной из наиболее быстро развивающихся областей машиностроения.  

Страницы:      1

Введение

В условиях функционирования современных предприятий России наблюдаются коренные изменения, которые вызваны следующими причинами:

Проведением смены социально-экономической системы и связанных
с этим пересмотром стереотипов мышления, сложившихся в течение
последних десятилетий;

Пересмотром требований к продукции и услугам, учитывающим
рыночные отношения, предпринимательскую активность и переход к
различным формам собственности;

Кардинальным изменением функций и методов государственного
регулирования и управления.

Кроме специфических причин, возникших на текущий момент в России, во всем мире также стремительно накапливаются объективные условия общественного развития, радикально меняются традиционные представления о сущности, чертах и свойствах предприятия, выпускающего продукцию. Эти новые условия характеризуются такими явно выраженными тенденциями, как:

Глобализация экономики, связанная с конкуренцией в мировом
масштабе, с возможностью создания собственного распределенного
производства, наличием поставщиков и торговли по всему миру и т.д.;

Нарастание темпов и масштабов революционных изменений в
технологической среде производства в сторону информационных
технологий, вызванных повышением сложности и наукоемкости
поставляемых продуктов и услуг;

Ориентация на небольшие по емкости рынки сбыта, что приводит к
отказу от единого крупномасштабного производства по всему циклу в
традиционном понимании;

Все более широкое применение интегральных технологий,
радикально и практически одновременно меняющих как процессы
производства, так и управления последним.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в мировой практике передовые предприятия, исходя из этих объективных условий, начали менять формы и модели организации своей деятельности, стремясь в максимальной степени приспособиться к происходящим изменениям и решить проблемы своей конкурентоспособности. В этих условиях наиболее перспективные решения связаны с современными средствами коммуникации.

В последние десятилетия резко увеличился объём информации в обществе вообще и информации, используемой на предприятии в частности. Это связано с растущими темпами развития науки и техники, появлением новых технологий, быстрой их сменяемостью. На рынках сырья и продукции сложились условия, требующие постоянного наблюдения за состоянием рынка, его изменениями, тенденциями его развития, необходимо уметь предвидеть дальнейшее развитие ситуации и быть готовым к смене стратегии, стиля деятельности, технологии производства для быстрейшего приспособления к новым внешним условиям.

Всё это ведёт к тому, что в современных условиях руководителям предприятий приходиться иметь дело с таким большим количеством информации, она так быстро меняется, что её часто становится просто невозможно обработать вручную. Кроме того, на больших предприятиях с большими оборотами продукции и численностью работников существует необходимость учёта и контроля большого объёма финансовой, производственной, кадровой, закупочно-сбытовой, маркетинговой информации. В связи с этим появляется необходимость создания автоматизированных систем сбора, обработки, хранения информации. Они должны облегчить процесс работы с информацией, циркулирующей на предприятии.

Появление компьютерной техники позволяет создать подобные системы. На современных предприятиях практически вся работа с информацией автоматизирована, существуют специальные программы, позволяющие вести на компьютере бухгалтерский учёт, документооборот, маркетинговые исследования, проводить прогнозирование и стратегическое планирование, а также многое другое.

Проблеме коммуникации и информационным технологиям в организациях посвящено много работ отечественных авторов, таких как К.В. Балдин, Д.В. Гаскаров, С.М. Патрушина, К.Г. Скрипкин, В.Б. Уткин, Ю. Шафрин и др.
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей процесса коммуникации в современных организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, таких как:

Проанализировать специальную литературу;

Охарактеризовать основные понятия, используемые в работе;

Проанализировать современное состояние и перспективы развития средств связи и коммуникаций на предприятии;

Выявить пути совершенствования процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

Объектом исследования являются современные информационные технологии управления.

Предметом исследования является процесс коммуникации в системе управления предприятием.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.

Появление новых средств коммуникации умножает наши возможности, но не отменяет предыдущих форм коммуникации. Основными средствами как обыденной, так и профессиональной коммуникации для нас по-прежнему, как и многие века назад, остается устная и письменная речь. Осуществляя какие-либо совместные действия, мы чаще всего переговариваемся или, реже, переписываемся.

Однако технический и технологический прогресс привел к внедрению в наш повседневный и профессиональный обиход новых средств коммуникации. Неумение пользоваться, точнее, грамотно пользоваться новыми средствами коммуникациями зачастую оказывается критическим. Проще говоря, на человека, не пользующегося мобильным телефоном, не знающего, что такое факс, во многих сферах бизнеса посмотрят криво. Человека, не владеющего компьютером, попросту не возьмут на работу.

К новым средствам коммуникации, используемым в деловой практике, относятся:

Факсимильная связь;

Телефон и мобильный телефон;

Телеконференции, селекторная связь, конференц-связь, телемосты;

Электронная почта;

Интернет.

В новых средствах коммуникации в качестве основного кода передачи сообщения используется язык. Соответственно, передаются речевые сообщения. При этом использование того или иного средства коммуникации накладывает свой отпечаток на использование языка.

Компания, находящаяся в конкурентной среде, может сохраняться, только развиваясь. В то же время развитие противоречит идее стабильности, поскольку любое обновление предполагает отказ от старого, слом некоторой традиции или хотя бы ее части.

Эти процессы болезненны сами по себе, в них заложена большая доля риска, связанная с перестройкой структуры. Но еще больший риск связан с тем, что инновационный процесс, обновление – это не самоцель, а средство достижения успеха – получения прибыли.

К организационным рискам и рискам инновационной неудачи добавляется еще неопределенность, связанная с внешней средой. Приведет ли инновационный поиск к получению желаемого продукта? Удастся ли этот продукт внедрить в производство за приемлемую цену, удастся ли его вывести на рынок и продать покупателю? Известно, к примеру, что лишь 5 % начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке.

Высокие риск и неопределенность предъявляют к инновационному менеджеру особые требования. В инновационном процессе и так слишком много полей неизвестности и факторов нестабильности и риска. Поэтому базовые обеспечивающие механизмы должны, условно говоря, тикать как часики, чтобы не создавать проблем хотя бы на этом поле.

Одним из таких базовых обеспечивающих механизмов в инновационном процессе, безусловно, являются коммуникации фирмы. Разумно подразделять коммуникации на внутренне и внешние коммуникации.

От успеха коммуникаций зависит не только базовая, обеспечивающая часть проекта, общая для любого бизнеса, но и творческий поиск на переднем крае, в сферах неизвестного. Собственно, именно этот поиск и составляет суть инноватики, ее отличие от других видов предпринимательства. Поэтому, коммуникации в инновационном процессе можно также разделить на обеспечивающие (типовые для любых бизнес-структур) и инновационные коммуникации, сутью которых является поиск инновационных решений, их презентация (продажа) и внедрение.

Сопоставив внешние и внутренние коммуникации проекта, а также обеспечивающие и инновационные коммуникации проекта, можно выделить четыре основных типа коммуникаций в инновационном процессе

Четыре типа коммуникаций в инновационном проекте:

1) внутренние обеспечивающие коммуникации проекта;

2) внешние обеспечивающие коммуникации проекта;

3) внутренние инновационные коммуникации проекта;

4) внешние инновационные коммуникации проекта.

Проанализируем особенности каждого типа коммуникации в инновационном проекте.

Внутренние обеспечивающие коммуникации фирмы или любой организации связаны:

С потоками команд и обратной связи в производственном процессе;

С регулированием, распределением внутри фирмы входящих потоков информации (обычно эту диспетчерскую функцию выполняет секретарь);

С горизонтальным обменом информацией внутри фирмы (между подразделениями, внутри подразделений);

С внутренним деловым документооборотом, учетом и контролем;

Является одним из основных терминов в психологии, и на то есть причины. Именно в общении происходит осознание человеком себя как личности, формируются личностные ценности, развивается мышление, самосознание, происходит восприятие себя как полноценного члена единого сообщества.

Обычно человек считает общением только непосредственный словесный диалог между двумя людьми или в группе. Но стоит задуматься, и мы понимаем, что общение - процесс более глубокий и многогранный. Оно подразумевает не только словесный контакт как способ передачи информации. Люди находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, оказывают определенное воздействие на личность, изменяя и совершенствуя как общество в целом, так и отдельных индивидов.

Виды общения

Существует несколько классификаций видов общения: по способу передачи информации, по цели, по средствам и т.д.

По способу передачи информации:

  • Вербальное.
  • Невербальное.
  • Деловое и управленческое общение. Направлено на регуляцию и управление рабочими процессами или организацией.
  • Личностное. Общение, сосредоточенное на личностном контакте. Более эмоциональное.
  • Когнитивное (познавательное, обучающее).
  • Духовное, межличностное. Глубоко эмоциональное общение между людьми.
  • Манипулятивное. Вид общения, в процессе которого человек намеренно добивается от собеседника определенной выгоды.
  • Светское. Общение на принятые темы. Люди не говорят о собственных переживаниях или отношениях. контакт.

В зависимости от средства общения:

  • Непосредственное (прямое). Личное общение, предполагающее непосредственный контакт и восприятие людьми Происходит непосредственно при помощи речи, слуха и позволяет незамедлительно получать реакцию или ответ.
  • Опосредованное. Общение происходит с использованием специальных предметов, инструментов или средств. Это может быть письмо, аудиозапись, видеоролик и т.п. Пример - социальные сети.

Функции общения

Различные психологические школы выделяют разное количество функций, которые процесс общения выполняет. Однако в каждой из существующих классификаций можно выделить три основные:

  • коммуникативную информационную,
  • регулятивную,
  • аффективно-коммуникативную.

Позволяет ему выступать в качестве средства, с помощью которого люди имеют возможность обмениваться различной информацией, собственными представлениями, переживаниями, впечатлениями, знаниями. В процессе общения полученные сведения воспринимаются, принимаются и передаются дальше.

Общения проявляется в изменении, коррекции поведения людей в процессе взаимодействия, разработке и организации совместной деятельности. В процессе коммуникации человек может осознанно или бессознательно оказывать влияние на поведение и деятельность партнера.

Аффективная функция напрямую связана с чувствами и регуляцией процессов, затрагивающих эмоциональную сферу. В процессе эмоционального общения происходит сближение или, напротив, интерес к собеседнику угасает.

Средства общения

Когда мы произносим данный термин, мы имеем в виду любые способы передачи информации, которые позволяют на должном уровне осуществлять процесс коммуникации.

Как и собственно общение, его средства также разделяют на вербальные и невербальные.

Помимо этого, существует еще ряд классификаций, разделяющих средства общения по различным признакам. Так, М. И. Лисина выделяет:

  • экспрессивно-мимические средства (взгляды, мимика);
  • предметно-действенные (позы, жесты);
  • речевые средства общения (слова, структура речи и манера изложения).

Виды коммуникации

Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:

1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2.По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3. По каналам общения – формальные и неформальные.

4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени. Коммуникация осуществляется вербальным (устный, разговорный) и невербальным (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения) способами. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации – это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Межличностные коммуникации – устное общение людей в одном из перечисленных видов. При­рода межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоцио­нальная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения.

Внутренние коммуникации . Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Неформальные коммуникации . В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

Неформальными коммуникациями довольно часто пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенности неформальных коммуникаций - гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные коммуникации . Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций.С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом работникам организации сообщают о текущих задачах, изменении приоритетов, рекомендуемых процедурах, о новых стратегических и тактических целях, конкретных заданиях на определенный период, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т. п.

Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы, в которых формируются равноправные отношения, являющиеся важной составляющей удовлетворенности работников организации.



Таким образом, в дополнение к вертикальным, организации нуждаются и в горизонтальных коммуникациях. Их существенное отличие заключается не в направлении движения информации, а в том, что в отличие от вертикальных, основанных на отношениях руководства и подчинения, горизонтальные информационные обмены связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.

Читайте также: