Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева. Этапы развития детской психологии. Анальная стадия развития

Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, она протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой.

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности человека. Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно: первый этап - развитие основных двигательных функций - происходит от момента рождения до 1 года; второй этап это развитие сложных двигательных функций - от 1 года до 3 лет; третий - созревание эмоциональной сферы - от 3 до 12 лет; четвертый - созревание мыслительной деятельности - после 12 лет. Выделение этапов не означает, что формирование каждой психической функции начинается и завершается в строго очерченные периоды времени. Формирование нового психического качества, новой функции всегда начинается на предшествующих этапах развития, задолго до начала того этапа, на котором та или иная система созревает. В связи с этим выделение последовательных стадий психического созревания всегда является в известной мере условным.

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакция ребенка в первые дни его жизни - преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.). Они возникают в ответ на любые раздражители - холод, голод, резкое изменение положения тела. Начиная с 3 месячного возраста деятельность ребенка принимает преимущественно игровой характер, во время игры своими ручками, ножками у него появляются первые эмоции - удовлетворение от выполнения элементарных целенаправленных движений. В то же время эти игровые действия создают предпосылки для постепенного формирования и представления о своем теле. По мере совершенствования двигательных навыков создаются условия для усложнения игровой деятельности (малышу становится доступным обращение с различными предметами). .

Параллельно с совершенствованием двигательных функций происходит развитие эмоциональной сферы ребенка. У него возникают элементарные чувства и эмоции буквально с первых дней жизни. Раньше всего появляются отрицательные эмоции, возникающие в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры окружающей среды, переполнение кишечника или спазмы пустого желудка, строгий тон взрослых при обращении к нему и т. п.).


Если на самых ранних этапах жизни эмоции имеют безусловнорефлекторную природу (т. е. возникают как ответ на воздействие раздражителей), то уже начиная со 2-3-го месяца жизни некоторые эмоциональные реакции приобретают условнорефлекторный характер. Так, приближение матери, появление знакомой бутылки с молоком вызывают у ребенка положительную эмоциональную реакцию, первая улыбка как выражение положительного эмоционального состояния может наблюдаться уже на 2-м месяцу жизни. К 6-7 месяцу малыш испытывает радостные эмоции при виде игрушек; в 9-10 он способен проявлять эмоции, схожие с чувством ревности, при обращении взрослых к другому ребенку; у него появляется чувство удивления, которым он реагирует на новое, необычное явление, что свидетельствует о начале познавательного отношения ребенка к окружающему, о развитии памяти.

Начало второго этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (ребенок начинает самостоятельно стоять, ходить), что создает предпосылки для резкого качественного сдвига в его развитии.

Важнейшую роль в развитии психики на этом этапе играет овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций - познавательной деятельности, эмоциональной сферы и др. Итак, для развития и усложнения эмоциональной сферы весьма существенное значение имеет словесная оценка взрослыми своего отношения к ребенку и его действиям. Очень важно, чтобы словесная оценка «это хорошо, а это плохо» подкреплялась соответствующими жестами, мимикой, интонациями, т. к. в этом возрасте слово, лишенное эмоциональной окраски, не воздействует на ребенка. Наблюдается развитие воли - стремление получить желаемое, появляется настойчивость, в том числе в играх. Возраст 3 года иногда называют возрастом первого упрямства. Упрямство означает противопоставление своих желаний и отстаивание их. Все это стало возможным потому, что ребенок начал осознавать себя, свое Я - личность.

На 2-3 году жизни развиваются уже элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции; чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется в этом возрасте любознательностью, что обусловливает появление столь характерного для этого этапа множества вопросов, задаваемых малышом.

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее малодифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности - формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции - чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества.

Наряду с постепенным усложнением и созреванием эмоциональной сферы происходит дальнейшее развитие других психических функций - восприятий и ощущений, памяти и внимания, двигательной сферы и волевых функции. Уже на втором и третьем этапах развития закладываются основы мыслительной деятельности ребенка; формируются простые, а затем более сложные понятия и суждения. .

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты. На смену преимущественно чувственным формам познавательной деятельности постепенно приходит логическое мышление. Именно в этом периоде происходит окончательное формирование высших человеческих эмоций - познавательных, эстетических, нравственных.

Развитие психики ребенка происходит неравномерно, иногда наблюдаются резкие сдвиги, внезапное появление качественно новых особенностей. Однако любые отклонения от нормы, как замедление созревания, так и ускоренное развитие, требуют консультации специалистов. В биологическом и психическом развитии ребенка выделяются три критических периода: 3 - 4 года, 7 - 8 лет и 12- 14 лет. Бурно протекающее физическое и психическое развитие в указанные критические периоды часто вызывает резкое напряжение в деятельности почти всех функциональных систем организма, что создает повышенную опасность заболевания, также нервно-психическими болезнями (неврозами, психозами). Наиболее настораживает в этом отношении третий - называется пубертатный (критический период, который характеризуется половым созреванием подростков)

Представленные этапы развития психики ребенка являются во многом схематичными и условными. Индивидуальные особенности развития каждого ребенка могут вносить значительные изменения в представленную схему. С другой стороны, за последнее время существенные поправки в закономерности созревания (как физического, так и психического) вносит феномен, который называется акцелерацией - ускорение роста и развития современных детей и подростков. Все это может способствовать развитию тех или иных нарушений поведения у детей, а при отсутствии необходимых условий воспитания и обучения явиться предпосылкой неправильного формирования личности ребенка.

Сегодня предлагаю поговорить о том, как идет психическое развитие ребенка. На этот счет существуют различные теории, но чтобы не погрязнуть в многочисленных диспутах ученых, предлагаю остановиться на наиболее распространенном в отечественной возрастной психологии подходе. психического развития ребенка , с которой мы сегодня познакомимся, основывается на трудах известных психологов XX века – Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Процесс развития ребенка является стадиальным и состоит из последовательно сменяющих друг друга возрастов. Определённый возраст (период) в жизни ребёнка – это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап неповторим и своеобразен). Каждый возраст характеризуется определённой социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности , а также основными психическими новообразованиями .

В развитии ребёнка существуют два типа периодов: стабильные, которые текут очень медленно, с незаметными изменениями, и критические, для которых характерны стремительные изменения в психике ребёнка. Эти два типа периодов как бы перемежают друг друга.

Стабильные периоды характеризуются медленным, эволюционным течением: личность ребёнка меняется плавно и незаметно за счёт микроскопических изменений, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования; при этом если сравнить ребёнка в начале и в конце стабильного возрастного периода, то значительные перемены в его личности станут очевидными.

Другой тип периодов – кризисы. Термин «возрастные кризисы» был введён Л.С. Выготским и определён как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризисы обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребёнка (новые возможности ребенка входят в противоречие с тем образом жизни и отношений, к которому он и окружающие уже привыкли во время стабильного периода). Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастных кризисов, то есть для преодоления кризиса важно изменить систему отношений с ребенком.

Общий признак критического периода – нарастание трудностей общения взрослого с ребёнком, которые являются симптомом того, что ребёнок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно. С чисто внешней стороны они характеризуются чертами, обратными по отношению к стабильным. Здесь на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер.

Критические периоды характеризуются следующими основными особенностями:

1) их границы являются неотчётливыми; кризис возникает и заканчивается незаметно, однако имеет кульминационную точку, что качественно отличает эти периоды от стабильных;

2) значительная часть детей, переживающих критические периоды своего развития, обнаруживает трудновоспитуемость; ребёнок сталкивается с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами;

3) негативный характер развития (развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу).

4) раннее детство (от года до трех);

5) кризис трёх лет;

6) дошкольное детство (от трех до семи лет);

7) кризис семи лет;

8) младший школьный возраст;

9) кризис 13 лет;

10) подростковое детство (пубертатный возраст) (13-17 лет);

11) кризис 17 лет.

  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Итак, в общих чертах мы получили представление о том, какова периодизация развития ребенка : какие этапы и критические периоды предстоит пройти каждому подрастающему человеку (и родителям вместе с ним).

В последующих статьях мы поговорим подробнее о том, что из себя представляют отдельные возрастные периоды.

Психология - это наука, изучающая человеческую душу. Каждая отдельная группа в психологии изучается отдельно. К примеру, детская психология.

Детская психология - это направление в самой психологии, которое изучает возрастные изменения, т.е отношение, развитие и полное самочувствие детей. По факту первое впечатление о мире ребенок познает общаясь и слыша голоса своих родителей. Одна и первых проявлений ребенка - это первая улыбка. Развитие психологии ребенка в первую очередь зависит от воспитания родителей. Мать для малыша - это кормилец, забота, тепло, уход. Отец для малыша - это своя собственная игрушка, от которого он получает нужные ему знания.

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.
Пьер Бомарше

Воспитание - основа

Главное в развитии психологии у ребенка - это воспитание родителей. Чтобы развить хорошую психику у ребенка одного воспитания родителей недостаточно. Воспитание является ключом в психологическом развитии. Оно формирует личность в ребенке и подготавливает его во внешнюю среду и во взрослую жизнь. Ребенок развивается поэтапно.

В возрасте 6 - 7 месяцев он начинает отличать мать от других людей. В этом возрасте ребенок узнает кто «чужой» и «свой». Маленький ребенок - это сообразительное существо, радость для родителей. Когда говорят, что у ребенка очень слабая психика, это ошибочное мнение. У ребенка психика не хрупкая. Все малыши от 9 месяцев до 9 лет мыслят почти одинаково, т.е психологическое развитие у них имеет общие черты.

Ребенок - это хищник в своей среде. Доказывается тем, что ребенок ласками, улыбкой, плачем, настойчивостью заставляет своих родителей делать то, что он хочет.

Психология с малых лет

С рождением в этот мир малыш познает его и начинает расти. Первые познания состоят из того, как брать, трогать, пробовать. Первую информацию ребенок берет с родителей, начиная со слов «можно» и «нельзя».

  • Процесс развития эволюционирует с 1.5 лет до 3 лет, когда ребенок понимает, кем он является. Строится мировоззрение, под который ребенок начинает адаптироваться.
  • В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка развиваются мысли. В этот период он начинает интересоваться всем задавая вопросы.
  • Следующий период от 7 лет до подросткового возраста - это самый длительный срок развития ребенка. В этот момент психология развивается на слове «должен». Он настраивает себя на то, что он всегда должен. То есть прививая ребенку определенные правила можно сделать из него биоробота.

Психология подростков

Подростковый возраст очень важен при развитии психики.
Подростковым возрастом считается от 12 до 18 лет. Именно в этом возрасте у ребенка происходит кардинальное изменение личности и внутренняя перестройка, что влияет на психологию. В этом возрасте бывают резкие перемены, начиная с организма. Это гормональное развитие, что является немаловажным в психике ребенка.


В этом возрасте ребенок развивается полностью, что подготавливает его ко взрослой жизни. Появляется нестабильность и тревожность. С этими проблемами ребенку помогут справиться родители и общение со сверстниками. Вступление во взрослую жизнь претерпевает ряд факторов. В подростковом возрасте развивается самосознание, и появляются ценности жизни. Главная особенность подросткового возраста - это нестабильность личности.

Со временем подросток будет чувствовать себя взрослым. Это чувство формирует самосознание и является причиной полового созревания. После у ребенка развивается самостоятельность.

Развитие психики зависит от того, в какой среде ребенок живет. Общение в среде среди сверстников дает начало развития психологии и оставляет отпечаток отражаясь на всем. В этом дружба имеет немаловажное значение. Подростковая дружба очень сложная, чем детская. Стремление иметь лучшего друга заставляет менять окружение. Круг общения в таком возрасте становится шире.

Заключение

Если взять в общем, то для развития психологии ребенка и в младенчестве, и, касаемо подросткового возраста, социум очень важен. Социум составляет родители, близкие и друзья, а также окружающая среда. Все это является причиной развития психологии или появления проблем с психикой ребенка.

Психологическое развитие - формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка - главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность - социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и , и).

Направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей - приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис - «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • . Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь - становится более сложной в структуре предложений.

  • . Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Чтения и математике;
  2. Логического мышления;
  3. Коммуникабельности;
  4. Дисциплины и
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности - умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов - учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик - объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия .
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие - «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают, а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие - мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе - ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий . Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

    Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

    Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

    Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

    Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

    Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

    Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

    Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития - также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

    На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11 - 12 до 14-15 лет)

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

По материалам книги Ж. Годфруа "Что такое психология"

Читайте также: