Задание 3 егэ по русскому языку

Теория.

В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании вам будут представлены только многозначные слова, т.е. такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания Вам не понадобятся теоретические знания, нужно только уметь анализировать.

Рассмотрим на примере. (пример взят из пособия по подготовке к под ред. Сениной)

(1) Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее четко выделяемыми в ткани текста.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТКАНЬ, -и, ж.

1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.

2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей.

3.перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.

4. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).

Не забывайте о методе исключения . Сразу вычеркивайте те значения, которые соврешенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).Как мы видим из контекста, слово ткань явно употреблено не в прямом значении (оно не связано с ткаными материалами или изделием), значит 1-е и 2-е значения нам не подходят. В 4-ом значении имеется в виду термин, и он нам тоже не подходит. Остается 3-е значение, оно и будет ответом.

  • прочитать задание;
  • найти слово из задания в тексте;
  • понять, что имеется в виду под этим словом в данном конкретном случае;
  • сопоставить свое предположение с вариантами ответов;
  • написать правильный вариант.

Теория

Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент, а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда наши ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:

  • внимательно прочитать контекст;
  • отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными;
  • подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл;
  • если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ;
  • при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПУНКТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПУНКТ, -а, муж.

1. Место, пред­на­зна­чен­ное для чего-н., от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-н. Сбор­ный п. Самый вы­со­кий п. мест­но­сти. На­блю­да­тель­ный п. (место для на­блю­де­ния за во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми и за мест­но­стью). Ко­манд­ный п. (место, от­ку­да осу­ществ­ля­ет­ся управ­ле­ние вой­ска­ми в ходе во­ен­ных дей­ствий). Населённый п. (место, где по­сто­ян­но живут люди; офиц.).

2. Учре­жде­ние или отдел учре­жде­ния с узко опре­делённым кру­гом функ­ций. Ме­ди­цин­ский п. Пе­ре­го­вор­ный п. Приёмный п. За­го­то­ви­тель­ный п. Кор­ре­спон­дент­ский п. (от­де­ле­ние ор­га­на мас­со­вой ин­фор­ма­ции в каком-н. го­ро­де, стра­не, кор­пункт).

3. От­дель­ное по­ло­же­ние, раз­дел в со­ста­ве из­ло­же­ния, до­ку­мен­та. До­го­вор из пяти пунк­тов. Из­ло­жить по пунк­там (также перен.: по­сле­до­ва­тель­но).

4. От­дель­ный мо­мент в раз­ви­тии чего-н. Куль­ми­на­ци­он­ный п. со­бы­тий.

5. То, на чём кто-н. ис­клю­чи­тель­но со­сре­до­то­чил все свои мысли, по­мыс­лы. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние его п.

Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)В воз­ду­хе мно­гих населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью по­яви­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство при­ме­сей. (2)<...> га­зо­об­раз­ных за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ, в ат­мо­сфе­ру от пред­при­я­тий раз­лич­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти по­сту­па­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство твёрдых ча­стиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти за­гряз­ни­те­ли воз­ду­ха на­но­сят тяжёлый урон не толь­ко здо­ро­вью че­ло­ве­ка, но и окру­жа­ю­щей при­ро­де.

В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1. В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.

Пример 2.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МИР. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Со­во­куп­ность всех форм ма­те­рии в зем­ном и кос­ми­че­ском про­стран­стве, Все­лен­ная. Про­ис­хож­де­ние мира.

2. От­дель­ная об­ласть Все­лен­ной, пла­не­та. Звёздные миры.

3. ед. Зем­ной шар, Земля, а также люди, на­се­ле­ние зем­но­го шара. Объ­е­хать весь м. Пер­вые в мире. Чем­пи­он мира. М. тесен (о не­ожи­дан­но об­на­ру­жив­ших­ся общих зна­ко­мых, свя­зях; книжн.).

4. Объ­единённое по каким-н. при­зна­кам че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, об­ще­ствен­ная среда, строй. Ан­тич­ный м. На­уч­ный м.

5. От­дель­ная об­ласть жизни, яв­ле­ний, пред­ме­тов. М. жи­вот­ных, рас­те­ний. М. зву­ков. Внут­рен­ний м. че­ло­ве­ка. М. увле­че­ний.

6. ед. (пред. в миру). Свет­ская жизнь, в про­ти­воп. мо­на­стыр­ской жизни, церк­ви.

7. (пред. на миру). Сель­ская об­щи­на с её чле­на­ми (устар.). С миру по нитке го­ло­му ру­баш­ка (посл.).

Ищем слово "мир" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)Все ве­ще­ства, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в окру­жа­ю­щем нас мире, бы­ва­ют или жид­ки­ми, или твёрдыми, или га­зо­об­раз­ны­ми. (2)<...>со­сто­я­ния ве­ществ на­зы­ва­ют их аг­ре­гат­ны­ми со­сто­я­ни­я­ми. (3)Мно­гие ве­ще­ства при охла­жде­нии или на­гре­ва­нии можно пе­ре­ве­сти из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в дру­гое, и при этом они не­ожи­дан­но при­об­ре­та­ют со­всем дру­гие свой­ства.

Сразу же запоминаем для себя контекст - "окружающий нас мир". В виду имеется всё, что нас окружает, включая космос, - весь мир. Правильный ответ - 1.

Пример 3.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПЕ­ЧАТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПЕ­ЧАТЬ, -и, ж.

1) Внеш­ний вид на­пе­ча­тан­но­го. Чёткая п.

2) На­пе­ча­тан­ные про­из­ве­де­ния, из­да­ния (га­зе­ты, жур­на­лы). От­зы­вы пе­ча­ти.

3) При­бор с на­рез­ны­ми зна­ка­ми для от­тис­ки­ва­ния их на чём-н., а также самый от­тиск этих зна­ков, при­ме­ня­е­мый обыч­но для за­сви­де­тель­ство­ва­ния, удо­сто­ве­ре­ния чего-н. Сур­гуч­ная п. П. на до­ку­мен­те.

4) перен. Знак, от­пе­ча­ток чего-н. (высок.). П. горя на лице.

Ищем слово "печать" во втором предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)Со­глас­но по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, дву­гла­вый орёл - герб Ве­ли­ко­го кня­же­ства Мос­ков­ско­го, а в даль­ней­шем Рус­ско­го цар­ства, Рос­сий­ской им­пе­рии и Рос­сии - яв­лял­ся ранее им­пе­ра­тор­ским гер­бом Ви­зан­тии. (2)<…> на дан­ный мо­мент у ис­то­ри­ков нет до­ка­за­тельств су­ще­ство­ва­ния еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба Ви­зан­тии: пе­ча­ти ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся друг от друга, и да­ле­ко не все из них со­дер­жат изоб­ра­же­ние дву­гла­во­го орла. (3)Таким об­ра­зом, ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го герба не обос­но­ва­на, и, как верно от­ме­тил ве­ли­кий ис­то­рик Н. П. Лихачёв, «мос­ков­ское пра­ви­тель­ство не могло за­им­ство­вать у Ви­зан­тии то, чего та не имела».

"Печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга". Следовательно, речь идет о печати, которую ставят на документы и на которой присутствует какое-то изображение. Правильный ответ - 3.

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.

Задание 1 - 3 на ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания: Прочитайте текст и выполните задание 1 - 3

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

Это задание проверяет ваше умение понимать информацию (главную и второстепенную), применять основные приемы сжатия текста.

Как работать с текстом? Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не читайте сразу же предложения, помещенные после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:

1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.

2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).

3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.

В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2 , так как слово, которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например ; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом ; противопоставление – наоборот, но, зато, однако ; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны ; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.

Формулировка задания: Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Тем самым

Несмотря на это,

(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое .)

4. Сравните свой сжатый текст с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.

Что могут содержать отвергнутые варианты?

  1. Вся информация правильная, но неполная, только частичная.
  2. Наряду с правильной использована неверная информация.
  3. Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России. )
  4. Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлены не целиком.

(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию, в них допущено искажение фактов.)

Что нужно помнить?

В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).

Задание 3. Формулировка задания: Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ , -ащусь, -атишься; сов .

1) вокруг чего . Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси .

2) к кому-чему . Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну .

3) к чему . Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам . О. к занятиям.

4) к кому . Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н .

5) в кого-что . То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте, а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить смысла предложения и его грамматический строй. Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:

Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…

Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?



Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «МПЛ №8» г.Пскова

Болдырева Наталия Николаевна


Справочная информация

Для выполнения задания 3 необходимо осознавать несколько моментов.

1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.

2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие - несколько лексических значений.

Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие .

Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие . Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. В задании 3 используются многозначные слова.


Рассмотрим пример. У слова корень выделяют значения:

1.Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.

3. Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.

4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.

5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный корень.

См. Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2. С. 103


На этом примере видно, что первое значение - главное (основное, исходное, первичное), остальные - производные от него, то есть произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В нашем примере значение 3 – переносное, 4 и 5 – термины.

Понять, в каком значении употребляется слово, можно только из контекста.

Задание 3 даёт контекст, это самое главное.


Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко оно уже содержит подсказку.

Например: Корням растения тесно в маленьком горшке, поэтому цветы время от времени пересаживают.

Вопрос: В каком из приведённых выше значений употреблено слово КОРЕНЬ?


Ответ: 1 .


Что делать, если подсказки нет? Попробуйте метод подстановки : поочерёдно вместо обсуждаемого слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится. Потеря смысла - показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла предложения - свидетельство того, что верный ответ найден.


Тесты для тренировки

В формулировках заданий используются сокращения, как в варианте ФИПИ. Напр., разг. - разговорное, перен. - переносное, устар. - устаревшее и другие. Но слова в примерах мы не сокращаем до первой буквы (вместо: стоять у в. мы даём пример полностью: стоять у выхода, вместо: Я д. говорю. мы предлагаем полный вариант: Я дело говорю.).

Фрагменты словарных статей и примеры даются по «Словарю русского языка в четырёх томах» АН СССР, М., «Русский язык», 1987.


(1)Своим основным выводом Галилей считал утверждение, что падающее тело проходит в последовательные равные промежутки времени отрезки, пропорциональные последовательным нечетным числам. (2)Он хочет проверить это. (3)Но как это сделать? (4)Нельзя же продолжать кидать шары с Пизанской башни, да он и жил уже в Падуе. (5)В лаборатории же падение происходит очень быстро. (6)... Галилей находит остроумный выход: он заменяет свободное падение более медленным движением тел по наклонной плоскости. (7)Он заметил, что из предположения о равноускоренности свободного падения следует равноускоренность движения тяжелой точки по наклонной плоскости.

(По С.Г. Гиндикину)


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВЫХОД, -а, муж.

1) Действие по глаголу выходить. Примеры: Выход на работу, выход книги в свет, выход кораблей в море.

2) Место, через которое выходят. Примеры: Запасный выход, стоять у выхода.

3) Способ разрешить какую-н. трудность, выйти из сложных обстоятельств (перен., обычно в сочетании с сущ.: затруднение, положение). Примеры: Найти выход из затруднения. Искать выход из положения.

4) Количество произведённого продукта. Примеры: Норма выхода, выход масла из семян.

5) Обнажение горных пород, пластов. Пример: Выход вулканического туфа.



(1)Греция - каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. (2)Плодородных долин было мало, и перенаселение грозило ей голодом. (3)Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения. (4)Мы видели, как были заселены ближние заморские земли - малоазиатский берег Эгейского моря, и вот теперь пришел черед и для дальних заморских земель. (5)Есть старинное русское слово «выселки», когда часть жителей селения снимается с места, перебирается на новое и там ставит отдельное селение. (6)Именно таковы были новые заморские города греков. (7)Мы их называем латинским словом «колонии», которое не надо понимать в современном смысле слова: «зависимые и эксплуатируемые земли». (8)Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. (9)Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия», ... «город-мать».

(По М.Л. Гаспарову)


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ, -и., женск.

1) Третья от Солнца обитаемая нами планета (с прописной буквы). Пример: Земля движется вокруг Солнца.

2) Суша, земная твердь. Пример: Возникает мысль о близости берега, земли.

3) Верхний, поверхностный слой планеты, почва, грунт. Примеры: Пахать землю, в недрах земли; колосья, согнутые до земли.

4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Примеры: Комок земли, холм вырытой земли.

5) Территория, находящаяся в чьём-то владении, пользовании. Примеры: Колхозная земля, помещичья земля, церковные земли.

6) Страна, государство. Пример: Русская земля стала расти.



(1)Время шло, жизнь изменялась, становясь всё сложнее и сложнее. (2)Люди жили уже не родовыми поселками, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел - тоже. (3)Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться. (4)В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы. (5)Но... государство не может держаться без законов, то тем более не может держаться без законов огромный мир: никакому олимпийскому семейству сразу всюду не поспеть, всего не решить и обо всем не договориться. (6)Очевидно, и в мире действуют какие-то общие законы, которым подчиняются и боги, и звезды, и земля, и люди. (7)Каковы же они?

(По М.Л. Гаспарову)


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕЛО, -а., ср.

1) Работа, занятие, деятельность. Примеры: Домашние дела, хозяйственные дела.

2) Практическая деятельность в противоположность словам, мысли; поступок. Примеры: Судят по делам., разговоры мы готовы принять за дела.

3) То, что непосредственно, близко касается кого-н. (чьё). Примеры: Лезть не в своё дело, считать своим делом, моё личное дело.

4) То, что полезно, важно, существенно (разг.). Примеры: Вот это дело! Я дело говорю.

5) Специальность, профессия, круг занятий (с определением). Примеры: Военное дело, инженерное дело, библиотечное дело.



(1)Мысль о всеобщих законах, управляющих и природой, и человеческим обществом, овладела умом грека и уже не покидала его. (2)Законы природы были предметом теоретическим, до них приходилось доходить умом. (3)Законы общества приходилось осваивать практически: их нужно было составлять самим. (4)И здесь начиналась жестокая борьба. (5)Знать говорила: «Мы потомки богов и героев, наши деды и прадеды правили этим государством и передали свой опыт нам, мы богаты, крепки телом, даже грамотны - по справедливости власть должна принадлежать нам». (6)Народ говорил: «Нас много, на войне наш строй спасает государство, в мирное время наш труд кормит государство, без нас знатные правители бессильны - по справедливости власть должна принадлежать нам». (7)Справедливость спорила со справедливостью, ... решать спор должен был закон.

(По М.Л. Гаспарову)


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в седьмом (7) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКОН, -а., муж.

1) Нормативный акт, принятый в предписанном порядке и обладающий юридической силой. Пример: Действовать по закону, решать по закону, кодекс законов.

2) Строгое предписание, веление. Пример: Она примет ваше мнение за закон. Его воля была законом.

3) Общепринятое правило, обычай. Пример: Законы дружбы, закон гостеприимства, законы приличия, неписаный закон.

4) Основные положения в каком-либо деле, деятельности (обычно во мн. ч.). Пример: Законы правописания, законы шахматной игры.

5) Объективно существующая связь между предметами. Пример: Закон природы, закон всемирного тяготения.



(1)Джероламо Кардано родился 24 сентября 1501 г. в Павии. (2)Его отец - Фацио Кардано, образованный юрист с широкими интересами, упоминается у Леонардо да Винчи. (3)Он был первым учителем сына. (4)Окончив университет в Падуе, Джероламо решает посвятить себя медицине. (5)Он был незаконнорожденным ребенком, ... это закрыло ему доступ в коллегию врачей Милана. (6)Кардано долго практиковал в провинции, пока в августе 1539 г. его все же не приняли в коллегию, специально изменив для этого правила. (7)Кардано был одним из самых знаменитых врачей своего времени, вероятно, вторым после Андрея Везалия, его друга.

(По С.Г. Гиндикину)


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИНТЕРЕС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИНТЕРЕС -а, муж.

1) Внимание, любопытство, направленность мысли на объект. Примеры: Читать с интересом, интерес к книгам.

2) обычно в мн. ч. То, что составляет преимущественное содержание мыслей, забот. Примеры: Его интерес,в русле её интересов, ваши интересы.

3) Разг. устар. Прибыль, выгода. Примеры: Не понимаю, в чём ваш интерес. Мой интерес невелик.

4) обычно во мн. ч. То, что составляет благо кого-л., служит на пользу кому-л. Примеры: Классовые интересы, интересы общества, интересы компании.

5) остаться при пиковом интересе - потерпеть неудачу, остаться ни с чем.


Читайте также: