Эффективные приемы манипуляции. Манипулятивный стиль общения характеристика манипулятивного общения особым

  • 2.1 Сущность социальной ответственности и этики современной организации
  • 2.2 Формирование системы норм
  • 2.3 Взаимодействие этических норм различного рода в процессе регулирования трудовых отношений
  • 2.4 Проблема контроля качества деловой этики в организации
  • 2.5 Критические сферы этического регулирования в организации
  • 2.6 Методы повышения этического уровня организаций Организации используют разные методы и меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.
  • 3.1 Сущность и проблемы управленческой этики
  • 3.2 Профессиональная этика руководителя
  • 3.3 Инструментарий, которым должен владеть руководитель в различных направлениях этики делового общения
  • 3.4 Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем
  • 3.6 Техника личной работы при взаимодействии с «трудным» руководителем
  • 3.7 Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций
  • 4.1 Общение как социально-психологическая проблема
  • 4.2. Коммуникативность как фактор эффективности общения
  • Лекция 5 Особенности делового общения
  • Итак вспомним характеристики коммуникативной стороны общения. Коммуникативная сторона делового общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
  • 1) Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
  • Формы делового общения, их особенности.
  • Это реакция на ту или иную информацию. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников.
  • 5.4 Межнациональные различия невербального общения
  • 5.8 Манипуляции в общении и их характеристики
  • 6.1 Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи
  • К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
  • Несомненно, важ­ную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида и его коммуникативная культура, развивающая коммуникативность человека - его способность к общению.
  • Средства выразительности речи в деловом выступлении
  • Этапы подготовки речи
  • I Докоммуникативная фаза
  • II Коммуникативная фаза
  • Структура выступления.
  • 1) Вступление
  • 2) Основная часть
  • 3) Заключение
  • 4 Способ выступления
  • 5 Уловки оратора
  • 1 Фразы
  • 2 Паузы
  • 3 Обращение к аудитории
  • 4 Комплимент
  • 5 Реакция аудитории
  • 6 Приветствие и прощание.
  • 7Язык жестов и поз
  • 7.1 Сущность дистанционного общения
  • 7.2 Этические нормы телефонного разговора. Этические нормы разговора по мобильному телефону
  • 7.3 Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию деловых бумаг – писем, записок, отчетов
  • 1. Состав информационно-справочных документов
  • 7.4 Электронный этикет (Сетикет)
  • 8.1 Деловой этикет: сущность и значение
  • 8.2 Сущность понятия «имидж»
  • 8.3 Этикет приветствий и представлений
  • 8.4 Основные правила оформления и использования визитных карточек
  • 9.1 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека
  • 9.2 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик делового мужчины
  • 9.3 Современные требования к деловому костюму, гендерные особенности: внешний облик деловой женщины
  • Основные правила поведения в общественных местах.
  • Правила поведения на деловых приемах.
  • Правила обмена подарками при деловом общении.
  • Лекция 10. Правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний
  • 10.1 Правила подготовки и проведения деловой беседы
  • 10.2 Правила проведения собеседования
  • 10.3 Проведение переговоров с деловыми партнерами
  • 11.1 Стратегия ведения переговоров
  • 11.2 Типичные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении деловой беседы и переговоров
  • 11.3 Место и значение критики в процессе профессиональной деятельности
  • Особенности конструктивной и деструктивной критики
  • Лекция 12 Правила подготовки и проведения служебных совещаний
  • 12.2 Временная и пространственная организация совещаний
  • 12.3 Подготовка речи к совещанию
  • 12.4. Особенности поведения участников совещания при решении проблем
  • 12.5 Особенности структуры беседы при различных видах диалога, дискуссии
  • 13.1. Основные понятия
  • 13.2. Национальные особенности делового общения
  • 5.8 Манипуляции в общении и их характеристики

    Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей»

    Основные составляющие манипулятивного воздействия

    К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:

      манипуляция - это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);

      манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна; для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них);

      манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях - «мишенях воздействия» (чувство собственного достоинства, чувство собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и пр.) - никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т. п.;

      манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия.

    Манипуляции - важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:

    во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;

    во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;

    в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации.

    Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.

    Характеристика основных уловок-манипуляций в общении Уловки-манипуляции, используемые в деловом общении (в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.

    Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.

    Примерами манипуляций данной группы являются:

    «формирование первичной установки» (изначальное предоставление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации);

    «предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участникам взаимодействия рабочих материалов - проектов, контрактов, программ - незадолго до начала работы затрудняет ознакомление с этими материалами);

    «недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения);

    «накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, ведет к тому, что атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и может спровоцировать прекращение, обсуждения);

    «приостановка обсуждения на желаемом варианте» (идея последнего по времени обсуждения варианта может сформировать нужную психологическую установку на восприятие необходимой информации);

    «выборочная лояльность в соблюдении регламента» (одни выступающие жестко ограничиваются в регламенте и характере высказываний, другие - нет);

    «перерыв в обсуждении» (перерыв объявляется в тот момент, когда может быть выработано неудобное и неприемлемое решение);

    «выпускание пара на несущественных вопросах» (обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждение выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики);

    «избыточное информирование» (готовится очень много проектов решений, которые просто.невозможно сопоставить за короткое время обсуждения);

    «потеря документов» («случайно» теряются документы, способные негативно повлиять на ход обсуждения).

    Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести:

    «раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение);

    «использование непонятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает значения какого-либо слова);

    «слишком быстрый или слишком медленный темп обсуждения» (слишком быстрый темп обсуждения не позволяет партнеру «проанализировать» всю поступающую информацию, слишком медленный темп вынуждает оппонента подгонять партнеров, пропускать детали); «перевод в сферу домыслов» (полемика переводится в русло обличения, оппонента вынуждают либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет отношения к обсуждаемой проблеме);

    «чтение мыслей на подозрении» (смысл уловки в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя возможные подозрения);

    «отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» (оппоненту намекают на то, что если он будет несговорчив в споре, это может затронуть интересы влиятельных людей);

    «суждения типа «это банально», обвинение в нереальности идей» (оппонента вынуждают эмоционально опровергать обидную для него, бездоказательную оценку);

    «приучивание оппонента к какой-либо мысли» (путем неоднократного повторения собеседника приучают к какому-либо бездоказательному утверждению, которое постепенно начинает казаться очевидным);

    «недосказанность с намеком на особые мотивы» (оппоненту намекают на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо особым мотивам);

    «ложный стыд» (оппонента приводят в состояние, когда ему стыдно во всеуслышание признаться в незнании чего-либо);

    «демонстрация обиды» (угроза срыва взаимодействия из-за «обиды» партнера);

    «откровенность заявления» (акцент делается на особую доверительность сообщения, следующего за этими словами, в отличие от того, что было сказано ранее);

    «мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или резюмирования делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей);

    «подмена истинности полезностью» (спорящего убеждают в том, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает);

    «видимая поддержка» (после отвлекающей, успокаивающей поддержки инициатор уловки раскрывает недостатки выдвинутых оппонентом доводов);

    «сведение аргумента к личному мнению» (оппонента вынуждают доказывать обратное, оправдываться);

    «селекция приемлемых аргументов» (использование односторонне подобранной информации для доказательства какой-либо мысли);

    «рабулистика» (искажение смысла высказываний оппонента путем преподнесения их как забавных и странных, провоцирование негодования, отказа от дискуссии);

    «умалчивание или полуправда» (сознательное утаивание информации от партнера или смешивание лжи и достоверной информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки);

    «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности» (нередко воспринимается оппонентом как проявление принципиальности);

    «многовопросье» (в одном вопросе оппоненту задается не один, а несколько разнородных и мало совместимых друг с другом вопросов, а далее в зависимости от ответа его обвиняют в непонимании сути проблемы, либо в том, что он не полностью ответил на вопросы);

    «нарушение личного пространства собеседника» (слишком тесное приближение или даже касание);

    Поддразнивающие высказывания («Тебя что, так легко расстроить» (задеть, обмануть, заставить подчиниться?));

    Подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»);

    «невинный» шантаж» («дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом, шутливое упоминание о «старых грехах» или личных тайнах партнера);

    преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости» (для того чтобы вызвать у партнера стремление помочь, сделать что-либо за манипулятора, передать ему ценную информацию, научить его сделать что-либо).

    Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:

    «неопределенность тезиса» (нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса позволяет по-разному интерпретировать высказанную мысль);

    «несоблюдение закона достаточного основания» (доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны);

    «порочный круг в доказательстве» (данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной иными словами);

    «причинно-следственный алогизм» (рассуждения заведомо строятся на логической ошибке: «после этого - значит, вследствие этого», т. е. временная связь между явлениями сознательно заменяется причинно-следственной);

    «неполное опровержение» (из высказанной системы доводов оппонента выбирается наиболее уязвимый довод, разбивается в резкой форме и создается впечатление, что остальные доводы не заслуживают даже внимания);

    «неправомерные аналогии» (в доказательстве используются аналогии, абсолютно не соразмерные с рассматриваемыми доводами).

    Возможно конструктивное использование манипуляций, что призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнеров. Следует при этом иметь в виду, что обратное влияние манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого употребления, хорошей техники использования и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляциям другими людьми (и тогда, когда это нужно, и когда это совершенно неоправданно). Вместе с тем манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой работы. Соответственно, коммуникативная культура предполагает умение не только конструктивно использовать манипуляции, но и противостоять им.

    Правила нейтрализации манипуляций в общении

    Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров.

    Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать.

    В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия.

    Отслеживание изменений ситуациипозволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Конечно, внутренний «эмоциональный будильник» у всех людей имеет разную «квалификацию», но даже самый наивный адресат манипулятивного воздействия, в той или иной степени способен" реагировать на очень широкий круг признаков манипуляции.

    Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:

    Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения (например, мы вдруг замечаем, что кое-что «должны», не зная, откуда долженствование взялось или же, наоборот, проявили непонятную и неожиданную для себя безответственность в принятии некоторого решения);

    Наличие силового давления;

    Нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность мишеней воздействия (темы разговоров, смена направлений беседы и пр.), необычность компоновки или подачи информации, смешение акцентов значимости на второстепенные детали и т. п.);

    Несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);

    Стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда становится заметным желание кого-то, чтобы мы вели себя в «соответствии с...», чаще всего это выглядит как обращение к некоторым ролевым позициям, стремление отнести к той или иной категории людей).

    Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды таких индикаторов:

    Неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия;

    Регрессия к инфантильным реакциям - плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;

    Дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);

    Состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр.

    Неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция адресата - ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов).

    Механизм нейтрализации манипуляций в общении

    Механизм нейтрализации манипуляций в общении содержит несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие:

    Открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам);

    Разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);

    «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания или объяснения). Если партнер изменяет давление, вызывая вас к сопротивлению, нужно стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия;

    «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику);

    «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение).

    «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).

    В табл. 2 и 3 приведен перечень типичных манипуляций, которые используются в переговорном процессе, и способы противодействия им.

    Таблица 2 - Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

    Таблица 3 - Манипуляции, направленные на унижение оппонента

    Приемы, стимулирующие создание доверительных отношений в процессе общения. Искусство комплиментов в деловом общении

    Приемы, стимулирующие общение, используются для снятия «барьеров в общении», т. е. формирования у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.

    Успеху делового общения в значительной мере способствует формирование у партнера положительного впечатления о себе. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Разум и эмоции - неразрывные составляющие человека, причем эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное. Следует помнить очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств): самый привлекательный облик человека в общении - приветливый, доброжелательный. В общении каждый из партнеров нуждается в положительных эмоциях, поэтому тот, кто находится в позитивном, жизнерадостном и оптимистичном состоянии, становится действительно желательным собеседником. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию того, к кому испытывают эмоционально-негативное отношение.

    Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии - это люди, наделенные обаянием. Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния:

    1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопереживанию), рефлексия (способность влиять на другого человека), красноречие (способность воздействовать словом) - все это составляет основу природных дарований, характеризуемых общим понятием «умение нравиться людям».

    К основным приемам, стимулирующим общение, помогающим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает, можно отнести:

    «открытость для убедительных аргументов» (при этом в деловом общении в более выигрышном положении будет тот, кто умело на практике реализует принцип «важно не быть честным и открытым, а казаться им»);

    «условное принятие доводов оппонентов» (использование фраз типа «Допустим, вы правы», «Предположим, что это так», оставляющих вам «пространство для маневра»);

    «оттягивание возражений» (позволяет не только уйти от противоборства в общении, но и побольше узнать об уязвимых местах системы доводов оппонента, чтобы при необходимости сделать их объектом для критики);

    «обращение за советом» (это льстит оппоненту и создает у него приятное ощущение, что он оказывает партнеру любезность, а тот, соответственно, должен отплатить ему встречной любезностью);

    «вовлечение оппонента в совместную выработку решения» (для многих людей процесс поиска решения не менее важен, чем сам конечный результат, только при условии участия результат воспринимается как собственное творение);

    «отступить, чтобы победить» (если хотите убедить собеседника в чем-либо, дайте ему почувствовать, что убедить можно и вас, изобразите легкое сомнение);

    «настройка на волну оппонента» (умелая подача сигналов типа «Я такой же, как вы» путем копирования жестов, тональности голоса, стиля общения собеседника).

    «использование метода Сократа» (с самого начала беседы не давать собеседнику повода сказать «нет», издалека подходить к теме основного разговора и принуждать партнера отвечать «да»; при этом следует избегать агрессивного принуждения, привносить комплиментарность в общение);

    «избежание категоричных высказываний» (высказывания типа «всегда», «никогда» провоцируют конфронтацию, порождают сомнения в сказанном; лучше использовать более мягкие варианты «очень часто», «иногда», «в большинстве случаев», «крайне редко» и т.п.);

    «использование «позитивных» вопросов» (с помощью изменения формулировки, например, используя вариант «Вас ведь не затруднит это сделать?» вместо «Не затруднит ли вас это сделать?», можно отчасти управлять ответом собеседника);

    «использование в общении «Вы-подхода», создающего состояние большего доверия, психологического комфорта, теплоты по сравнению с «Я-подходом» (например, использование фраз типа «Вас не затруднит выполнить это задание?» вместо фразы «Я хочу, чтобы вы выполнили это задание»);

    «использование в общении «Мы-высказываний», порождающих ситуацию сотрудничества, взаимного согласия (например, вместо фразы «Вы действительно заинтересованы в обсуждении этого вопроса?» использовать фразу «Мы с вами, безусловно, заинтересованы в обсуждении этого вопроса»);

    «использование приема «Я-утверждение», с помощью которого передается отношение субъекта к какой-либо ситуации, описание желательного варианта ее развития без обвинений и явных требований (например, вместо фразы «Вы постоянно меня перебиваете» можно использовать вариант «Когда иногда вы меня перебиваете, я сбиваюсь с мысли, и мне бывает очень трудно сосредоточиться на главном и довести мысль до конца»).

    В деловом общении необходимо следовать законам аргументации и убеждения

    Законы аргументации и убеждения

    1. Закон встраивания (внедрения)

    Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их парал­лельно.

    2. Закон общности языка мышления. Если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

    3. Закон минимализации аргументов. Помни об ограниченности человеческого восприятия (пять-семь аргументов), поэтому ограничивай число аргу­ментов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.

    4. Закон объективности и доказательности. Используй в качестве аргументов только те, что прини­мает твой оппонент. Не путай факты и мнения.

    5. Закон диалектичности (единства противоположностей) Говори не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим ты придаешь своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плю­сы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.

    6. Закон демонстрации равенства и уважения. Подавай аргументы, демонстрируя уважение к оппонен­ту и его позиции. Помни, что «друга» убедить легче, чем «врага».

    8. Закон рефреминга. Не отвергай доводы партнера, а признавая их право­мерность, переоценивай их силу и значимость. Усиливай значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшай значимость выгод, ожидаемых партнером.

    9. Закон постепенности. Не стремись быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.

    10. Закон обратной связи. Подавай обратную связь в виде оценки состояния оп­понента, описания своего эмоционального состояния. Принимай на себя персональную ответственность за не­доразумение и непонимание.

    11. Закон этичности. В процессе аргументации не допускай неэтичное пове­дение (агрессия, обман, высокомерие, манипуляции и т. д.), не задевай «больные места» оппонента.

    Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, - это сказать ему хороший комплимент.

    Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Удовлетворяющий эту потребность собеседник становится желанным собеседником. В деловом общении комплимент является тонким и действенным инструментом.Существуют особые требования к комплименту. Основными из них являются следующие:

    Сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах;

    Выделить не очевидные, а скрытые достоинства собеседника (чем больше скрытых достоинств удается подчеркнуть в партнере, тем более искренними покажутся ему слова собеседника);

    Быть искренним при высказывании комплимента (или хотя бы убедительно производить впечатление искренности);

    Быть максимально конкретным при высказывании комплиментов, конкретные и персонифицированные комплименты кажутся людям более искренними и откровенными; для этой цели, в частности, следует использовать слова «потому что...» с последующим описанием очевидных наблюдений;

    Строить комплимент на фактической основе, при этом использовать в нем факты, известные обоим партнерам;

    Быть кратким при высказывании комплимента (комплиментарное высказывание должно содержать одну-две мысли, не более, простая конструкция заведомо будет понята);

    Не включать в комплимент поучений (комплимент должен констатировать наличие характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению);

    В комплименте не должно быть двусмысленных оборотов, двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента;

    Следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество (большое преувеличение переводит комплимент в издевательство);

    Не следует делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хотел бы избавиться;

    Делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности собеседника;

    Следует обратить внимание на то, что желаемый эффект достигается не только при использовании явных, но и скрытых комплиментов (под скрытыми комплиментами понимаются такие, которые, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях).

    К числу скрытых комплиментов можно, в частности, отнести:

    Проявление искреннего интереса к собеседнику (чтобы интерес был действительно искренним, важно постараться найти в человеке то, что на самом деле по-человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби и др.);

    Частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение).

    Овладение искусством комплимента требует тренировки. Не имея опыта, делая комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться успеха. Вот почему чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать в повседневно-бытовых взаимоотношениях.

    Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее, и легко прощают возможные промахи, особенно если не будет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается при свидетелях.

    Поскольку мужчины не особенно избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в этом искусстве лучше на мужчинах.

    Готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

    Лекция 6 Культура речи

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    Институт повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»

    Итоговая квалификационная работа

    по курсу: Современные педагогические технологии профессионального обучения. Обучение в деятельности

    Разработка плана урока по дисциплине «Социальная психология»

    Тема : Манипулятивный стиль общения

    (методика направляющего текста)

    Выполнили:

    Мансурова С.А. преподаватель психологии

    Быкадорова Н.С. преподаватель менеджмента

    Проверил:

    Чуб Е.В., к.п.н., доцент

    зав.каф. МиМПО

    ИПКиПРПО-СибГТУ

    Дисциплина: Социальная психология

    Тема : Стили общения. Манипулирование.

    Тип урока: Сообщение новых знаний

    Цель урока:

    1) раскрыть один из видов неконструктивного общения – манипулирование;

    2) дать представление об особенностях манипулятивного стиля общения, проанализировать его проявления в поведении; причины, заставляющие людей использовать этот стиль, основные приемы манипуляции.

    Задачи урока:

      Развивающая – развивать навыки распознавания и противостояния манипулированию со стороны других людей

      Воспитательная – способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитанию социально-психологических свойств личности

    Ход урока

    Этапы

    Фазы ПРД

    цель

    ПД

    время

    Содержание деятельности

    Метод и форма

    Средства обучения

    преподаватель

    студент

    1.Организационный момент

    Проверить готовность студентов к уроку

    Проверяет готовность студентов к уроку

    Готовится к уроку

    2.Сообщение темы и целей урока. Знакомство с поставленной задачей

    задание

    Мотивировать студентов на выполнение задания

    Сообщает тему урока, мотивирует на выполнение задания, выдает направляющий текст, инструктирует студентов по работе с направляющим текстом

    Записывает тему урока, знакомится с напр. текстом

    Направляющий текст

    3.Теотретическая работа

    информирование

    Освоение новых знаний

    Выдает необходимые дид. матер. Дает инструкции по заполнению схемы

    По мере изучения теоретич. материала, заполняет схему и переносит в тетрадь

    групповая

    ИЛ-1- ИЛ-6

    4.оценка теоретической работы

    информирование

    Самооценивание студентами уровня усвоения теоретического материала

    Выдает студентам эталон тестовых заданий и оценочный лист, дает инструкции по заполнению оценочного листа

    Сверяют свои ответы с эталоном, заполняют оценочный лист

    Групповая работа

    Эталон тестовых заданий и оценочный лист

    5.планирование

    Планирование и принятие решения

    Планирование студентами хода выполнения задания

    1-2

    10 минут

    Консультирует студентов

    Работает с направляющим текстом, отвечает на предложенные вопросы

    Индивидуальная работа

    Направ. текст

    6.Выполнение и контроль

    выполнение

    Выполнение поставленной задачи

    Консультирует студентов по оформлению

    Выполняют задание по вопросам, опираясь на схему

    Индивидуальная работа

    схема

    контроль

    Контроль за правильностью выполнения задания

    1-2

    Организует взаимоконтроль

    Осуществляет взаимоконтроль и заносит полученные баллы в оценочный лист

    Работа в парах

    Оценочный лист

    7.Оценка и заключение

    оценка

    Подведение итоговой отметки за урок

    Консультирует студентов по переводу баллов отметку, подводит итоги урока

    Переводят полученные баллы за урок в отметку

    Индивидуальная работа

    Оценочный лист

    Направляющий текст

    В техникуме стали появляться случаи манипулирования между студентами. Вам необходимо опираясь на конкретные ситуации определить тип манипулирования, причину и способы противостояния в зависимости от возможных последствий.

    1 случай. В группе А студенты Иванов, петров, Сидоров систематически вымогают небольшие суммы денег у своих одногруппников.

    2 случай. В группе Б староста настраивая студентов друг против друга пытается повысить свой социальный авторитет.

    3 Случай. В группе В студент Козлов сообщает преподавателям о всех нарушителя среди одногруппников, тем самым пытаясь расположить педагогов к себе для успешной сдачи сессии.

    Информирование: всю необходимую информацию для выполнения задания вы можете найти на информационных листах (ИЛ-1, ИЛ-2, ИЛ-3, ИЛ-4, ИЛ-5, ИЛ-6). Проконтролируйте уровень усвоения изученной вами информации при выполнении тестовых заданий (тестовое задание 1-5).

    Планирование: письменно ответьте на предложенные вопросы и в группах обсудите вариативность ответов друг друга.

      Каковы причины данного случая манипулирования?

      К какому типу можно отнести студентов-манипуляторов?

      Опишите, какие приемы манипулирования были использованы?

      Спланируйте возможное поведение манипулятора.

      Выберите оптимальный способ противостояния манипуляторам.

    Принятие решения: Совместно заполните листы тестовых заданий, опираясь на свои ответы, полученные на этапе планирования. Проверьте правильность заполнения листов тестовых заданий по эталону, прикрепленному на доске.

    Выполнение: в соответствии с листами тестовых заданий ответьте индивидуально на предложенные в планировании вопросы.

    Контроль: проконтролируйте качество своих ответов с помощью эталона задания направляющего теста.

    Информационный лист – 1

    Манипулирование – это распространенный стиль межличностного общения, целью которого является воздействие на организацию деятельности другого человека для получения определенной выгоды

    Информационный лист – 2

    Причины манипулирования


    1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
    2.
    Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
    3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
    4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
    5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

    Информационный лист - 3
    Типы манипуляторов

      Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Преднамеренно демонстрирует свою слабость, бьет на жалость

      Активный манипулятор пытается управлять другими людьми с помощью активных методов, таких как угрозы, шантаж, заставляя уступить

      Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир. Бросает вызов и не позволяет выйти из игры

      Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Демонстрирует, что его уже ничто не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно, что он обижен

    Информационный лист – 4

    Манипулятор может использовать следующие приемы


    1. Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до полной растерянности.
    2. Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.
    3. Приукрашивать нормальные чувства и отношения и пытаться представить их как свою добродетель, большую заслугу.
    4. Применять угрозы («Ага! Вы так! Ну так я брошу школу!»)
    5. Сознательно или бессознательно спекулировать хорошим отношением к себе («Ты меня не любишь, иначе бы ты…»)
    6. Постоянно прибегать к сравнениям себя с другими, в которых звучит скрытый упрек («У всех есть, а у меня….»). Этот трюк часто используют дети, манипулируя своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например, компьютер, а у них – «несчастных» - до сих пор нет.
    7. Шантажировать вас («А я расскажу…»).
    8. Настраивать людей друг против друга.
    9. Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или невольно взывая к сочувствию. Бывает даже так называемая демонстративная депрессия.

    Информационный лист – 5

    Возможные последствия противостояния:


    1. Преждевременные извинения.
    2. Отказ принимать борьбу всерьез.
    3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, например отмалчивание в ответ на упреки.
    4. Использование интимных знаний о партнере.
    5. Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку.
    6. Намеренное создание и усиление чувства эмоционального дискомфорта.
    7. Предательство.
    8. Косвенное нападение, например на некую персону, идею, которые дороги партнеру, - «удар рикошетом».
    9. Они могут притворяться, что соглашаются с точкой зрения партнера, но делают это только ради кратковременного мира.
    10. Дают обещания, но не делают никаких попыток их выполнить.
    11. Требуют намного большего, чем партнер может дать.

    Информационный лист – 6

    1.Прежде всего попытайтесь понять, кто перед вами, т.е. разгадать манипулятора (иногда уже такая разгадка может «отрезвить» его). А дальше решайте – принимать его игру или нет. Если по каким-то причинам вы не хотите или не можете ее принять, скажите ему об этом прямо, но дипломатично. Порой этого бывает достаточно, чтобы заинтересованный в общении с вами человек сменил свою тактику.

    2 .Если вдруг такой открытый разговор не дал результата, а общения все же не избежать, то здесь главное правильно – не поддаваться на провокации, не «заводиться», сохранять хладнокровие и достоинство. Одна из самых эффективных техник воздействия на партнера – техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т.е. обесценить. А обесценить усилия и «искусство» манипулятора – это уже немало.

    Экология сознания. Психология: Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать...

    Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос: "Как дела" – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого задаем наводящий вопрос, например: "Что ты об этом думаешь, я молодец?"

    Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: "Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь?". В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл. Манипуляция апеллирует к чувствам.

    Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких наших чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных типов.

    6 типов манипуляции в общении:

    1. Манипуляция любовью. В детстве вам говорили: "Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду". Хотя на самом деле имели в виду: "Слушайся меня".

    Ваш мужчина вам говорит: "Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу". Хотя на самом деле имеет в виду: "Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти".

    Босс вам говорит: "Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ". Хотя на самом деле имеет в виду: "Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать".

    Особенности этой манипуляции

    Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.

    В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь – это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

    2. Манипуляция страхом. В детстве вам говорили: "Не будешь делать уроки, станешь дворником". Хотя на самом деле имели в виду: "Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки".

    Ваш мужчина говорит: "Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт". Хотя на самом деле имеет в виду: "Приготовься, я скоро уволюсь".

    На работе вам говорят: "Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль". Хотя на самом деле имеют в виду: "Незаменимых нет, соберитесь, милочка".

    Особенности этой манипуляции

    Использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.

    3. Манипуляция неуверенностью в себе. В детстве вам говорили: "Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?". Хотя на самом деле имели в виду: "Ты все равно ни на что не способна без моей помощи".

    Ваш мужчина вам говорит: "Ты собираешься съесть на ночь печенье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю". Хотя на самом деле хочет сказать: "Я имею право делать, что хочу ".

    На работе вам говорят: "Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса". Хотя на самом деле имеют в виду: "Не зарывайся, я здесь начальник".

    Особенности этой манипуляции:

    Манипуляция - это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. "Я – начальник, ты – дурак", - так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.

    Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ею быть. С ним, безусловно, можно начать играть в "поддавки" и льстить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков.

    Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете. Примите себя и свои слабости или избавьтесь от них.

    4. Манипуляция чувством вины. В детстве вам говорили: "Опять получила два по химии? Тогда будешь мыть посуду". Хотя на самом деле имеют в виду: "Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом".

    Ваш мужчина вам говорит: "С Вероникой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?". Хотя на самом деле он имеет в виду: "Завтра хочу после работы встретиться с Сергеем, но ты меня просто так не отпустишь, будешь пилить".

    На работе вам говорят: "Возьмите сегодня отгул, не переживайте, я сделаю за вас вашу работу". Хотя на самом деле имеют в виду: "Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай".

    Особенности этой манипуляции

    Она очень распространена в семейной жизни, ее частое использование приводит к тому, что муж и жена начинают играть в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, читай – получил права на реализацию своих сокровенных желаний.

    Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся право нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?

    5. Манипуляция чувством гордости (идеей "сверх я"). В детстве вам говорили: "Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник?". Хотя на самом деле имели в виду: "Не трусь".

    Ваш мужчина говорит вам: "Двенадцатичасовой рабочий день? Бедняжка. Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, сбегай за пивом, сейчас ко мне Петрович придет". Хотя на самом деле имеет в виду: "Твой перфекционизм плюс моя лень. Мы – идеальная семейная пара".

    На работе вам говорят: "Мы знаем, что вы – перспективный сотрудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты". Хотя на самом деле имеют в виду: "На вашем тщеславии мы решили немного сэкономить".

    Особенности этой манипуляции

    Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной цивилизации. Быстрее, выше, сильнее и дальше, со всеми остановками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ и вообще толковый человек, говорил о том, что первая половина жизни – это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оправданная.

    Если во второй половине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать – он заболевает.

    6. Манипуляция чувством жалости. Как это происходило в детстве: "Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего"!

    Как это происходит в семье: "У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко, ты не сможешь поехать".

    Как это происходит на работе: "Помните, у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Можно я уйду пораньше?"

    Как это происходит в политике: "Наша партия Фиолетовых, конечно же, не сможет получить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфирного времени нам не предоставляют…"

    Особенности этой манипуляции.

    Она такая, немного детская, школьная – "Мариванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду".

    Существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости - "жертвы", которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрения и помощь. Эти "жертвы" также являются вампирами. Они могут бесконечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего, чтобы что-то изменить. Потому что они – счастливые жертвы.

    Как не стать жертвой манипулятора?

    Шаг первый. Логика: поскольку чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй ("если ты будешь пить латте с подругами, я не буду зарабатывать деньги"), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.

    Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. "Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну так, так и говори".

    Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная безопасность. Дайте ему почувствовать себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.

    Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас испытывать те или иные чувства – это миф. Чувства находятся внутри нас и никто кроме нас не в состоянии их "включить" и "выключить". Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут на слабо? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.

    Шаг пятый. Понять себя: в каждой семье принято реагировать на события определенным образом. В одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом.

    Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту "ведущую" эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут, им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их "ведущем" чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.

    Время манипулятора.

    Манипулятор очень редко живет настоящим. Чаще всего, он либо вспоминает прошлое – "я не могу оправиться после того, как моя кошка пять лет назад выпрыгнула с балкона" - ищет в нем оправдание своим недостаткам и бездействию.

    Либо он говорит о каком-то туманном будущем - "не будешь есть котлеты, не поступишь в институт" или "мы в вас верим, и когда-нибудь непременно это отразиться и на вашем финансовом состоянии".

    Но здесь и сейчас у манипулятора ничего не происходит. Ему все время некогда, он постоянно занят. Его бы можно было бы по-человечески пожалеть, но мы так поступать не станем. Потому что он добивается от нас именно этого чувства, чтобы использовать его не по назначению. опубликовано

    Слово манипуляция в сознании большинства людей ассоциируется с понятием «использование». Действительно ли манипулятивное поведение столь неэтично и исключительно деструктивно?

    Этот вид психологического влияния достаточно жёстко критикуется и осуждается, однако нет человека в обществе, который ни разу не применял бы манипуляции в процессе общения. Разбираемся с сущностью, причинами и результатами манипулятивного поведения.

    Сущность манипулятивного поведения

    Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

    Манипулировать другими мы учимся с раннего детства. Например, ребенок раз попросил о чем-то, а его просьбу отклонили, но потом он «закатал истерику» и получил желаемое, он будет воспринимать такую модель поведения как эффективную. Если подобный сценарий повторится несколько раз, данная модель поведения закрепится. Человек растет и начинает понимать, что просить не обязательно. Можно намекнуть о желаемой вещи или событии, а потом поплакать, продемонстрировать свое недовольство, обиду, и близкие люди, если это в их силах, сами предложат выполнить мечту.

    Манипулятивный стиль поведения

    Склонны к манипулированию все, но одни прибегают к скрытому управлению поведением других изредка, часто сами не осознавая этого, а для других подобная стратегия является основной и преобладающей. Зависит это от индивидуальных характеристик личности. Исследования показывают, что типичный манипулятор отличается высоким уровнем эгоизма и недоверия к окружающим, ему сложно менять свое поведение, он долго адаптируется к новому. Также он хорошо разбирается в людях, быстро находит их «слабые места », что позволяет в каждой конкретной ситуации выбирать оптимальную стратегию поведения.

    Чем манипуляция кардинально отличается от других стратегий общения? Манипулятор абсолютно не учитывает интересы и желания своей «жертвы». Человек выполняет его желания, часто пренебрегая собственными потребностями. Если возникает чувство, что вами воспользовались или пытались это сделать, вероятно, вы столкнулись с манипуляцией.

    Причины манипулятивного поведения

    Возникает логичный вопрос: зачем люди прибегают к стратегиям скрытого управления, если можно открыто попросить о помощи?
    • Большинство ученых придерживаются мнения, что главная причина, по которой выбирается манипулятивное поведение – это наличие между желанием человека быть самостоятельным, независимым и стремлением найти поддержку у других людей. С одной стороны личность не уверена в собственных силах, но с другой – окружающим она тоже полностью не доверяет, поэтому и выбирает стратегию, при которой может влиять на поступки окружающих, сохраняя видимость непричастности. Этот неосознаваемый конфликт присущ каждому. Именно поэтому все люди независимо от уровня воспитанности и наличия жестких этических принципов склонны к манипулированию.
    • Другая причина, по которой люди начинают манипулировать – это нежелание просить об одолжении. Когда человек просит о чем-то, он демонстрирует свою беспомощность, некомпетентность, что негативно сказывается на самооценке. Также он автоматически становится должным, а быть обязанным никто не любит.
    • Еще одна важная причина, почему люди выбирают манипулятивное общение , заключается в том, что подсознательно человек стремится доминировать над другими, подчинять их поведение своей воле. Это дарит чувство превосходства и удовлетворенности собой.

    Манипуляция: зло или благо?

    Манипулятивного поведение негативно влияет на отношения. Если в момент совершения определенного поступка человек не осознавал, что его к этому побудил другой, то со временем приходит понимание этого. Возникает чувство обиды, разочарования и злости, доверие к манипулятору снижается. В отношениях появляется напряжение и часто они рушатся.

    Но бывают ситуации, когда манипулятор действует в интересах своей «жертвы». Примером может стать процесс воспитания, обучения и психотерапии. Во всех видах этой деятельности есть элементы манипуляции.

    Заключение

    Таким образом, роль и актуальность манипулятивного стиля поведения при общении зависит от того, с какой целью ее используют. Однако лучше всегда быть «хозяином своего поведения» и действовать в соответствии с собственными стремлениями. Чтобы не стать жертвой манипуляций, достаточно прислушиваться к собственным чувствам.

    Читайте также: