Лфк при заболеваниях нервной. Лфк-гимнастика при заболеваниях нервной системы. ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы

Нервная система представляет собой сложную систему, регулирующую и координирующую деятельность организма человека. Ее основу составляют центральная нервная система (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС), в которую входят остальные нейронные элементы.
Кроме головного и спинного мозга, к важнейшим органам нервной системы относятся глаза, уши, органы, которые отвечают за вкус и обоняние, а также сенсорные рецепторы, расположенные на коже, в суставах, мышцах и других частях тела.
В наше время заболевания и повреждения нервной системы встречаются довольно часто. Они могут произойти в результате травмы, инфекции, дегенерации, структурных дефектов, опухолей, нарушения кровотока, а также вследствие аутоимунных заболеваний (когда организм начинает атаковать сам себя).
Заболевания нервной системы могут привести к расстройствам движений, таким, как параличи, парезы, гиперкинезы.
Паралич (или плегия) - это полное выпадение мышечного сокращения. Парез - частичное выпадение двигательной функции орагнизма. Паралич или парез одной конечности называются - моноплегия или монопарез, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегия или гемипарез, трех конечностей - триплегия или трипарез и четырех конечностей - тетраплегия или тетрапарез.
Различают два вида параличей и парезов: спастические и вялые. При спастическом параличе наблюдается отсутствие только произвольных движений, а также повышение мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Вялый паралич характеризуется отсутствием как произвольных, так и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, а также низким тонусом и атрофией мышц.
Гиперкинезы - это измененные движения, которые лишены физиологического значения и возникают непроизвольно. К гиперкинезам относятся судороги, атетоз, дрожание.
Судороги бывают двух видов: клонические, представляющие собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические, которые представляют собой длительные сокращения мышц. Судороги возникают в результате раздражения коры или ствола головного мозга.
Атетоз - это медленные червеобразные движения пальцев, кистей туловища, которые приводят к тому, что при ходьбе туловище закручивается штопорообразно. Это заболевание образуется при поражении подкорковых узлов.
Дрожание характеризуется непроизвольными ритмическими колебаниями конечностей или головы. Оно возникает как следствие поражения мозжечка и подкорковых образований.
Атаксия - это нарушение координации движений. Атаксия бывает двух видов: статическая (нарушение равновесия при стоянии) и динамическая (нарушение координации движений, характеризующееся несоразмерностью двигательных актов). Как правило, атаксия образуется в результате поражения мозжечка и вестибулярного аппарата.

Очень часто при заболеваниях нервной системы возникают расстройства чувствительности. Бывает полное выпадение чувствительности, которое называется - анастезия, а также бывает понижение чувствительности - гипостезия и повышение чувствительности - гиперстезия. Если у больного наблюдаются нарушения поверхностной чувствительности, то в этом случае он не различает тепло и холод, не чувствует уколов. Если наблюдается расстройство глубокой чувствительности, тогда больной теряет представление о положении конечностей в пространстве, что приводит к неуправляемости его движений. К нарушениям чувствительности приводят повреждения периферических нервов, корешков, приводящих путей и спинного мозга, а также приводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.
В результате многих заболеваний нервной системы в организме возникают трофические нарушения, а именно: кожа делается сухой, на ней появляются трещины, образуются пролежни, которые захватывают и подлежащие ткани, кости делаются хрупкими и ломкими. Особенно тяжелые пролежни наблюдаются, когда повреждается спинной мозг.

Все вышеперечисленные заболевания нервной системы являются очень актуальными в наше время, и с помощью современной медицины, имеющей в своем арсенале широкий круг лечебных средств, вполне поддаются лечению. Особую роль в лечении и реабилитации больных с различными заболеваниями и травмами центральной и переферической нервной системы играет лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы.

Благодаря ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы происходит растормаживание участков нерва, которые находятся в состоянии угнетения, а также стимуляция процессов регенерации, что в свою очередь способствует восстановлению проводимости нерва, улучшению движений и других функций, которые были нарушены в результате патологического процесса. Физические упражнения при заболеваниях нервной системы способствуют улучшению трофики в месте повреждения нерва, а также предупреждают образование сращений и рубцовых изменений, то есть - вторичных деформаций. Если поражения периферических нервов являются необратимыми, то в этом случае специальные упражнения при заболеваниях нервной системы обеспечивают формирование двигательных компенсаций. Лечебная физкультура и лечебная гимнастика при болезнях нервной системы применяются как при травмах периферических нервов, так и при воспалительных процессах в них. ЛФК и ЛГ при заболеваниях нервной системы противопоказаны только в том случае, если у больного тяжелое общее состояние и имеются сильные боли.

Занятия ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы способствуют восстановлению нарушенных функций головного и спинного мозга и являются лечебно-воспитательным процессом, который осуществляется с помощью сознательного и активного (насколько это позволяет) участия больного. Лечебные упражнения при заболеваниях нервной системы, которые к тому же сочетаются с психотерапевтическим воздействием, прежде всего направлены на то, чтобы повысить общий жизненный тонус больного, что в свою очередь создает благоприятные предпосылки для восстановления и компенсации утраченных функций.

ЛФК при неврозах является естественным биологическим методом, при котором применение физических упражнений и естественных факторов природы физиологически обосновано. Благодаря ЛФК и ЛГ при неврозах оказывается непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления, которые наблюдаются при этом заболевании, физические упражнения при неврозах способствуют выравниванию динамики основных нервных процессов, а также координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д.

Таким образом, лечебная физкультура и (регулярное их использование) занимают очень важное место в восстановительных процессах и комплексном лечении.

Комплекс ЛФК при заболеваниях нервной системы:
(перед занятием нужно подсчитать пульс)
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, затем ходьба с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
2. Ходьба по кругу на носках, на пятках поочередно в одну и другую сторону, затем - с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
3. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. И. П - то же самое. Попеременно поднимать руки вверх (сначала правую руку, затем - левую), движения постепенно ускорять. Выполнить от 60 до 120 раз в 1 минуту.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки опустить через стороны вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 минуту. Выполнять 20-30 секунд.
7. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки резко опустить вниз между ногами - выдох. Повторить 3-4 раза.
8. И. П. - ноги вместе, руки на поясе. Сделать приседание - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 4-5 раз.
9. И. П. - стоя на носках. Опуститься на пятки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Данное упражнение выполняется в парах - на преодоление сопротивления:
а) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, которые согнуты в локтях. Поочередно каждый из пары оказывает сопротивление одной рукой, а другую руку при этом выпрямляет. Повторить 3-4 раза.
б) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, сделать приседание (руки выпрямить), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
в) И. П. - то же самое. Поднять руки вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза.
г) И. П. - то же самое. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (в танцевальном темпе), затем руки разъединить и хлопнуть в ладони 3 раза. Повторить то же самое левой ногой. Сделать 3-4 раза каждой ногой.
11. И. П. - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками в стенку и поймать его. Повторить 5-6 раз.
12. И. П. - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения, выполняемые на снарядах:
а) пройти по гимнастической скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза.
б) выполнять прыжки с гимнастической скамейки. Сделать 3-4 раза.
в) И. П. - стоя у гимнастической стенки, вытянутыми руками держаться за концы рейки на уровне плеч. Руки согнуть в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Подняться на носки - сделать вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. И. П. - то же самое. По очереди расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После выполнения всех упражнений вновь подсчитать пульс.

ЛФК при неврозах .
Комплекс физических упражнений при неврозах №1:
1. И. П. - стоя, ноги врозь. Закрыть глаза, руки поднять до уровня плеч, затем соединить выпрямленные указательные пальцы перед грудью, при этом открыв глаза. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Повторить 4-6 раз.
2. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делать руками движения, имитирующие лазание по канату. Дыхание равномерное. Сделать 2-4 раза.
3. И. П. - ноги врозь, руки на пояс. По очереди отводить ноги в стороны до отказа. Дыхание равномерное. Выполнить 2-6 раз.
4. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх и одновременно поднять и согнуть в колене левую ногу. При поднимании рук сделать вдох, при опускании - выдох. Затем то же самое повторить с другой ногой. Выполнить каждой ногой по 2-4 раза.
5. И. П. - то же самое. На счет "раз" - сделать прыжок на месте, ноги врозь. Сделать хлопок руками вверху над головой. На счет "два" - возвращаемся прыжком в исходное положение. Выполнить 2-6 раз.
6. И. П. - то же самое. Выполнять прыжки на носках, при этом туловище вперед не наклонять, руки внизу. Сделать 5-10 раз.
7. И. П. - ноги врозь, руки внизу. Выполнять руками движения, имитирующие движения пловца. Дыхание равномерное. Выполнить 5-10 раз.
8. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднимать по очереди левую и правую ногу вперед, при этом делать хлопки руками под поднятой ногой и за спиной. Дыхание равномерное. Сделать 3-6 раз.
9. И. П. - ноги врозь, руки вдоль туловища. Подбросить маленький мячик вверх перед собой, сделать хлопок руками за спиной и поймать мяч. Дыхание равномерное. Сделать 5-10 раз.
10. И. П. - то же самое. Руки поднять, согнуть в локтях и привести к плечам. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Сделать 4-6 раз.

Комплекс упражнений при неврозах №2:
1. Сесть на стул, руки вытянуть перед собой. Сделать вдох - отвести руки в стороны, прогнуться в области грудной клетки. Сделать выдох - вернуть руки в исходное положение и опустить голову. Темп медленный. Сделать 6-8 раз.
2. Сесть на коврик (ноги прямые), в руках двухкилограммовые гантели. Сделать вдох - коснуться гантелями носков ног, выдох - притянуть гантели к себе. Сделать 12 раз.
3. Встать, руки опустить, левую ногу поставить вперед (пяткой к носку правой ноги). Стоя на месте, сохраняя равновесие, руками имитировать движения крыльев мельницы. Потеряв равновесие, вернуться в исходное положение и начать упражнение сначала.
4. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать вдох - сделать два шага (с левой ноги), выдох - два подскока на левой ноге и два подскока на правой, при этом двигаясь вперед. Сделать 8 раз.
5. И. П. - то же самое. Сделать вдох - поднять руки в стороны, выдох - поставить левую ногу вплотную перед правой и, закрыв глаза, сохранять равновесие. Сделать вдох - вернуться в исходное положение. Выполнить 8 раз.
6. Поставить стул на расстоянии 4 шагов от стены, затем встать перед стулом. Бросить теннисный мяч в стену, сесть на стул и поймать мяч после того, как он отскочет от пола. Сделать 10 раз.
7. Лечь на спину, расслабиться. Сделать вдох - напрячь мышцы рук и ног (по очереди), выдох - расслабиться. Сделать 3-4 раза.
8. Ноги вместе, руки внизу. Ритмично шагать по комнате, при этом меняя положение рук: сначала положить их на бедра, потом поднять к плечам, затем - на голову и сделать перед собой хлопок. Повторить 3 раза.
9. Сесть на стул, ноги согнуть, руки положить на край стула. Сделать вдох, затем длинный выдох и подтянуть согнутые ноги к груди, затем выпрямить их, развести в стороны, согнуть и поставить на пол. Сделать 8 раз.
10. И. П. - стоя, ноги вместе. Сделать два шага - вдох, руки поднять в стороны, затем сделать третий шаг - присесть и руки вытянуть вперед. Затем встаньте, руки опустите. Сделайте 4 раза.
11. Встать на брусок одной ногой, взять в руки теннисный мяч. Стоять на одной ноге (на левой, затем на правой), ударяя мячом об пол одной рукой и ловя другой. Сделать 15 раз.

Физические силовые упражнения повышают функциональную перестройку всех ключевых элементов нервной системы , оказывая стимулирующее воздействие, как на эфферентные, так и на афферентные системы. Базовой основой механизма воздействия силовых физических упражнений является процесс упражнения, поэтому динамическая перестройка нервной системы затрагивает и клетки коры головного мозга , и периферические нервные волокна. При выполнении физических упражнений повышаются всевозможные рефлекторные связи (кортико-мышечные, кортико-висцеральные, а также мышечно-кортикальные), что содействует более согласованному и гармоничному функционированию основных функциональных систем организма.

Активное привлечение пациента в процесс осознанного и четко дозированного упражнения является мощным стимулятором формирования субординационных влияний. Пластичность ЦНС позволяет путем систематических комплексов занятий ЛФК выработать динамический стереотип, определяющий точность, координацию и внушительную экономизацию реакций.

Занятия ЛФК при заболеваниях нервной системы оказывает нормализующее влияние на нарушения баланса торможения и возбуждения. Важную роль в нейрогуморальной регуляции при силовых упражнениях несет вегетативная нервная система, которая иннервирует ткани мышечных волокон, регулирует в них процесс обмена веществ, приспосабливает ее к функциональной деятельности. Стимулируется также функция ССС, дыхательной и прочих систем организма, что улучшает питание работающих мышц, ликвидирует застойные явления, ускоряет рассасывание очагов воспаления. Положительные эмоции при выполнении физических упражнений развиваются у больного на фоне безусловных и условных связей. Они способствуют мобилизации разнообразных физиологических механизмов и отвлекают пациента от болезненных переживаний.

Инсульт.

В реабилитации больных, перенесших инсульт, выделяют 3 этапа: ранний (3 месяца), поздний (до 1 года) и этап компенсации остаточных нарушений двигательной функции. Лечебная физкультура при инсультах направлена на снижение патологического тонуса, уменьшение степени пареза (увеличение мышечной силы), устранение синкинезий, воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков. Лечебную гимнастику и массаж назначают при стабилизации состояния больного (отсутствие нарастания симптоматики нарушения сердечной деятельности и дыхания). Лечение положением начинают с первого дня болезни, пассивно поворачивая больного через каждые 1,5-2 ч днем и 2,5-3 ч ночью со здорового бока на спину и на пораженную сторону. При постановки пациента в горизонтальную позицию (лежа) следует следить, чтобы кисть пораженной руки всегда была в среднефизиологической фазе, и при этом нога ни во что не упиралась. Верхнюю конечность отводят на 90", разгибают во всех суставах и ротируют кнаружи. При увеличении тонуса мышц кистевых сгибателей на кисть с разогнутыми и разведенными пальцами требуется наложить лонгету. Воздействие давлением поверхности кисти и подошвы приводит к повышению тонуса мышц и формированию порочных установок. Допускается чуть приподнятое положение больного (не более 30°) изголовье (при легком и средней тяжести ишемическом инсульте) на 15-30 мин 3 раза в день уже в 1-ые сутки заболевания.

Необходимо стараться к максимально ранней активизации больного - переведению его в сидячее положение. Больной может быть усажен на койке со спущенными ногами на 3-5-е сутки от начала лечения. Перевод в положение сидя производится пассивно, больному обеспечивается достаточная опора. Длительность нахождения в сидячем положении - от 15 мин до 30-60 мин и более при хорошей переносимости. Вопрос о периоде расширения двигательного режима при геморрагическом инсульте решается индивидуально.

Двигательная реабилитация при инсультах включает ряд последовательных этапов. Предпочтение отдается упражнениям функционального характера.

  • Восстановление некоторых компонентов двигательного акта - приемы активного расслабления мышц, обучение дозированным и дифференцированным напряжениям мышечных групп, дифференцировка амплитуды движений, обучение минимальному и изолированному мышечному напряжению, тренировка и овладение оптимальной скоростью движений, увеличение мускулатурной силы.
  • Повышение проприоцепции - преодоление дозированного сопротивления совершаемому движению, использование рефлекторных механизмов движения (рефлекторные упражнения).
  • Восстановление простых содружественных движений - тренировка различных вариантов межсуставного взаимодействия с визуальным и кинематическим контролированием.
  • Возрождение двигательных навыков - восстановление отдельных звеньев двигательного акта (навыка), обучение переходам (связям) от одного двигательного элемента к другому, возрождение двигательного акта целиком, автоматизация восстановленного двигательного акта.

Восстановление нарушенных двигательных функций при центральных парезах происходит в определенной последовательности: вначале восстанавливаются рефлекторные движения и мышечный тонус, а затем появляются содружественные и произвольные движения, которые восстанавливаются от проксимальных отделов к дистальным (от центра к периферии); восстановление двигательной функции сгибателей опережает восстановление движений в разгибателях; движения руки появляются позже, чем ноги, особенно медленно восстанавливаются специализированные движения кисти (тонкая моторика). В процессе занятий ЛГ с больным поэтапно отрабатывают навыки двигательной активности в положении лежа (подъем головы, таза и корпуса, движения в конечностях, повороты) и самостоятельный переход в положение сидя. При соблюдении статического и динамического баланса (равновесия) сидя, пациент обучается переходу в позицию стоя (в среднем на 7-е сутки при неосложненном ишемическом инсульте). Обучение самостоятельной ходьбе требует от больного способности самостоятельно вставать и садиться, поддерживать позу стоя, переносить вес тела и правильно ставить опорную ногу. Обучение начинают с ходьбы с поддержкой, однако длительное использование вспомогательных средств при ходьбе тормозит защитные реакции и развивает у больного страх перед падением. Тренировка ходьбы включает отработку направления движения (вперед, назад, в стороны и т. д.), длину шага, ритм и скорость ходьбы, а также ходьбу по лестнице. Активные и пассивные движения не должны вызывать повышения мышечного тонуса и болевых ощущений.

Занятия ЛГ с больными инсультом проводят индивидуально в связи со значительной вариабельностью двигательных и сенсорных нарушений. Длительность процедуры ЛГ - 20-25 мин при постельном режиме и 30-40 мин - при свободном. В комплекс ЛФК при инсультах необходимо включать кроме специальных упражнений дыхательную гимнастику (статическую и динамическую), общеукрепляющие упражнения, упражнения с предметами, занятия на тренажерах, малоподвижные и подвижные игры. Как правило, проводят дополнительное малогрупповое или групповое занятие продолжительностью 15-20 мин.

Достигнутые функциональные возможности должны быть применены в действиях по самообслуживанию. Тренируются манипуляции с бытовыми предметами, одеждой, навыки приема пищи, личной гигиены, ведения домашнего хозяйства, поведения в городе. Для развития навыков повседневной активности должны также проводиться отдельные дополнительные тренировки с эрготерапевтом продолжительностью 30-40 мин.

Выбор упражнений и планирование индивидуальных комплексов зависят от тяжести и степени нарушений движений, наличия сопутствующих симптомов (спастика, синкинезии, афазия) и заболеваний, поведения больного, его общего развития и переносимости физических нагрузок.

Массаж проводится дифференцированно: на мышцах, тонус которых повышен, используются только нежные способы поглаживания и потирания, а на растянутых (ослабленных) мышцах допускаются все массажные приемы. Длительность массажа - 20-25 мин, 30-40 сеансов на курс, с перерывами между курсами 2 недели.

Противопоказаниями для активизации больных являются признаки отека мозга, угнетение сознания; темп расширения интенсивности занятий может быть ограничен у больных с сердечно-легочными проблемами (недостаточностью) и мерцательной аритмией.

Травмы и заболевания спинного мозга.

Главная задача ЛФК при поражениях спинного мозга состоит в нормализации двигательной активности пациента или выработке приспособительных возможностей. В комплекс лечебных мероприятий включают упражнения, стимулирующие произвольные движения, упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, ослабление повышенного тонуса мышц, обучение навыкам самостоятельного передвижения и самообслуживания. При травмах и заболеваниях спинного мозга характер двигательных нарушений зависит от локализации поражения. Спастические парезы и параличи сопровождаются повышенным мышечным тонусом и гиперрефлексией. Для вялых парезов и параличей характерны гипотония и атрофия мышц, гипо- или арефлексия. В связи с этим при различных формах нарушения движений комплексы физических упражнений существенно различаются. Основная задача ЛГ при вялых параличах - укрепление мышц, а при спастических - отработка навыков управления ими.

Занятия ЛФК начинают со 2-3-го дня спустя поступления в стационар, до этого проводят только лечение положением. Стартовое положение пациента - лежа на спине. ЛГ прово

дят 2-3 раза в день от 6-8 мин до 15-20 мин. Формы и средства ЛФК подбираются с учетом двигательных режимов и в зависимости от задач лечения, используются как укрепляющие, так и специальные методики ЛГ.

  • Выработка произвольных движений в сегментах, увеличение силы мышц - активные движения для пораженных конечностей с облегчением (на подвесах, в горизонтальной плоскости, в воде, после сопротивления антагонистов), упражнения с преодолением сопротивления, изометрические упражнения с малой экспозицией, рефлекторные упражнения с использованием естественных синкинезий, специальные методики ЛГ (метод проприоцептивного облегчения, метод нейромоторйого переобучения и др.). При невозможности произвести активные движения используют идеомоторные упражнения и изометрические упражнения для здоровых конечностей.
  • Предупреждение и лечение мышечных атрофий, контрактур, деформаций - обучение приемам активного расслабления мышц, пассивные движения в суставах с вовлечением паретичной мускулатуры, противосодружественные и идеомоторные тренинги, коррекция положением паретичных конечностей, ортопедическая профилактика.
  • Воссоздание и компенсация координации движений – комплексная вестибулярная гимнастика, серия упражнений на точность и меткость движений, тренинг и обучение тонкой дифференцировке и дозировке усилий, скорости и амплитуде движений, упражнения на сохранение равновесие в разнообразных исходных положениях, сочетание изолированных движений в нескольких суставах.
  • Восстановление и компенсация навыков передвижения - выработка опороспособности нижних конечностей, специальные упражнения на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление рессорной функции стоп; упражнения, восстанавливающие направленность движений в пространстве; поэтапное восстановление кинематики ходьбы, динамическая координаторная гимнастика; упражнения в разнообразных исходных положениях (лежа, с колен, на четвереньках, стоя), обучение самостоятельной ходьбе с опорой и без нее.
  • Улучшение деятельности дыхательной и ССС - статические дыхательные тренинги с дозированным сопротивлением, динамические дыхательные упражнения, пассивные упражнения для конечностей, вращения и повороты туловища (пассивно и активно), упражнения ориентированные для сохранных мышечных групп.
  • Выработка навыков самообслуживания - восстановление навыков личной гигиены, питания, одевания, перемещения и ведения домашнего хозяйства, рукописного и машинописного письма, занятия в кабинетах эго- терапии, тренировка навыков поведения в городе.
  • Обучение трудовым навыкам - занятия в кабинетах трудотерапии и мастерских.
  • Все перечисленные методы ЛФК тесно взаимосвязаны между собой и используются в разных сочетаниях в зависимости от индивидуального плана лечения пациента.

При спастических параличах противопоказаны движения, ведущие к сближению точек прикрепления спастических мышц или связанные с силовым напряжением, а также приемы массажа, повышающие тонус мускулатуры. При вялых параличах не стоит использовать упражнения, связанные с растяжением паретичных мышц.

Поражения периферической нервной системы.

Задачами ЛФК при поражении периферической нервной системы принято считать: улучшение кровообращения и трофических процессов в пораженной конечности, укрепление паретичных мышечных групп и связочного аппарата, предупреждение развития контрактур и тугоподвижности суставов, содействие регенерации поврежденного нерва, развитие и совершенствование заместительных движений и координации движений, общеукрепляющее действие на организм больного.

Методика применения ЛФК определяется объемом двигательных расстройств (парез, паралич), их локализацией степенью и стадией заболевания. Используют лечение положением, массаж, ЛГ. Лечение положением показано для предупреждения перерастяжения уже ослабленных мышц при помощи шин, укладок, корригирующих позиций за исключением времени занятий гимнастикой. В ЛГ используются активные движения в суставах здоровой конечности, пассивные и идеомоторные движения пораженной конечности (при параличах), содружественные активные упражнения, активные упражнения для ослабленных мышц. Тренировка мышц проводится в облегченных условиях их функционирования (опора на гладкую поверхность, использование блоков, лямок), а также в теплой воде. Во время занятий необходимо следить за возникновением произвольных движений, подбирая оптимальные начальные положения, и стараться поддерживать развитие активных движений. При удовлетворительной функции мышц применяются активные упражнения с дополнительной нагрузкой (сопротивление движению, отягощение конечности), направленные на восстановление силы мышц, упражнения с гимнастическими предметами и снарядами, спортивно-прикладные упражнения, механотерапию. ЛГ проводится по 10-20 мин дробными нагрузками в течение дня в связи с быстрым истощением поврежденного нервно-мышечного аппарата. Профилактика и лечение контрактур включает выполнение физических упражнений, способствующих повышению объема двигательной активности в суставах и уравновешиванию тонуса мышц-сгибателей и разгибателей.


Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы играет существенную роль в реабилитации неврологических больных. Лечение нервной системы невозможно без лечебной гимнастики. ЛФК при заболеваниях нервной системы имеет основную цель – восстановление навыков самообслуживания и, если возможно, полную реабилитацию.

Важно не упустить время для создания правильных новых двигательных стереотипов: чем раньше начато лечение, тем легче, качественнее и быстрее происходит компенсаторно – приспособительное восстановление нервной системы.

В нервной ткани увеличивается количество отростков нервных клеток и их разветвлений на периферии, задействуются другие нервные клетки и возникают новые нервные связи для восстановления утраченных функций. Своевременные адекватные тренировки важны для создания правильных стереотипов движений. Так, например, при отсутствии занятий лечебной физкультурой «правополушарный» инсультный больной – беспокойный непоседа «научится» ходить, подтаскивая парализованную левую ногу к правой и волоча её за собой, вместо того, чтобы научиться ходить правильно, при каждом шаге передвигая ногу вперед и затем перенося центр тяжести тела на нее. Если это произойдет, то переучить будет очень сложно.

Не все пациенты с заболеваниями нервной системы могут самостоятельно выполнять упражнения. Поэтому без помощи родных им не обойтись. Для начала, перед тем, как приступить к занятиям лечебной гимнастикой с пациентом, у которого имеется парез или паралич, родственникам следует освоить некоторые техники перемещения больного: пересаживания с кровати на стул, подтягивания в постели кверху, тренировки ходьбы и так далее. По сути это техника безопасности для профилактики чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы ухаживающего за больным. Поднимать человека очень тяжело, поэтому все манипуляции нужно выполнять на уровне фокусника в виде «циркового трюка». Владение некоторыми специальными техниками значительно облегчит процесс ухода за больным и поможет сохранить собственное здоровье.

Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы.

1). Раннее начало применения лечебной физкультуры.

2). Адекватность физической нагрузки: физическая нагрузка подбирается индивидуально с постепенным нарастанием и усложнением заданий. Небольшое усложнение упражнений психологически делает предыдущие задания «легкими»: то, что раньше казалось трудным, после новых чуть более сложных заданий выполняется более легко, качественно, постепенно появляются утраченные движения. Нельзя допускать перегрузку во избежание ухудшения состояния больного: могут усилиться двигательные нарушения. Чтобы прогресс происходил быстрее, нужно заканчивать занятие на том упражнении, которое получается у данного больного, акцентировать на этом внимание. Большое значение я придаю психологической подготовке пациента к следующему заданию. Это выглядит примерно так: «Завтра мы будем учиться вставать (ходить)». Пациент все время думает об этом, происходит общая мобилизация сил и готовность к новым упражнениям.

3). Простые упражнения сочетаются со сложными для тренировки высшей нервной деятельности.

4). Двигательный режим постепенно неуклонно расширяется: лежа – сидя – стоя.

Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы.5). Используются все средства и методы ЛФК: лечебная гимнастика, лечение положением, массаж, экстензионная терапия (механическое выпрямление или вытяжение по продольной оси тех частей тела человека, у которых нарушено правильное анатомическое расположение (контрактуры)).

Основной метод лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы - лечебная гимнастика, основные средства ЛФК – упражнения.

Применяются

Изометрические упражнения, направленные на укрепление мышечной силы;
- упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышечных групп;
- упражнения с ускорением и замедлением;
- упражнения на координацию;
- упражнение на равновесие;
- рефлекторные упражнения;
- идеомоторные упражнения (с мысленным посылом импульсов). Именно эти упражнения при заболеваниях нервной системы я применяю - - - - наиболее часто в сочетании с Су-джок – терапией.

Поражение нервной системы бывает на разных уровнях, от этого зависит неврологическая клиника и, соответственно, подбор лечебных упражнений и других физиотерапевтических лечебных мероприятий в комплексном лечении конкретного неврологического больного.

Гидрокинезотерапия - упражнения в воде - очень эффективный метод восстановления двигательных функций.

ЛФК при заболеваниях нервной системы подразделяется в соответствии с отделами нервной системы человека в зависимости от того, какой отдел нервной системы поражен:

ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы;
ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях соматической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях вегетативной нервной системы.


Некоторые тонкости работы с неврологическими больными.
Чтобы рассчитать свои силы по уходу за неврологическим больным, рассмотрим некоторые существенные факторы, так как процесс ухода сложен, и в одиночку справляться не всегда возможно.

Состояние психической деятельности неврологического больного.
Опыт больного в занятиях физкультурой до болезни.
Наличие лишнего веса.
Глубина поражения нервной системы.
Сопутствующие заболевания.

Для занятий лечебной физкультурой огромное значение имеет состояние высшей нервной деятельности неврологического больного: способность осознавать происходящее, понимать поставленную задачу, концентрировать внимание при выполнении упражнений; играет роль волевая деятельность, способность решительно настроиться на ежедневный кропотливый труд для достижения цели восстановить утраченные функции организма.

В случае перенесенного инсульта или травмы головного мозга чаще всего пациент частично утрачивает адекватность восприятия и поведения. Образно можно сравнить с состоянием пьяного человека. Наблюдается «растормаживание» речи и поведения: обостряются недостатки характера, воспитания и наклонности к тому, что «нельзя». У каждого пациента нарушение поведения проявляется индивидуально и зависит от того,

1). какой деятельностью пациент занимался до инсульта или до травмы головного мозга: умственным или физическим трудом (с интеллектуалами работать намного легче при условии нормального веса тела);

2). насколько был развит интеллект до болезни (чем больше развит интеллект пациента с инсультом, тем больше сохраняется способность к целенаправленным занятиям ЛФК);

3). в каком полушарии головного мозга произошел инсульт. «Правополушарные» инсультные больные ведут себя активно, бурно проявляют эмоции, не стесняются «выражаться»; не желают выполнять указания инструктора, раньше времени начинают ходить, в итоге у них есть риск формирования неправильных двигательных стереотипов. «Левополушарные» пациенты, наоборот, ведут себя неактивно, не проявляют интереса к происходящему, просто лежат и не желают заниматься лечебной физкультурой. Работать легче с «правополушарными» пациентами, достаточно найти к ним подход; необходимо терпение, деликатное и уважительное отношение, решительность методических указаний на уровне военного генерала. :)

Во время занятий указания следует давать решительно, уверенно, спокойно, короткими фразами, возможно повторение указаний в связи с замедленным восприятием больного какой-либо информации.

В случае утраты адекватности поведения у неврологического больного я всегда эффективно применяла «хитрость»: разговаривать с таким пациентом нужно так, как-будто он совершенно нормальный человек, не обращая внимания на «оскорбления» и другие проявления «негативности» (нежелание заниматься, отрицание лечения и другие). Не нужно быть многословным, надо делать небольшие паузы, чтобы больной успевал осознавать информацию.

В случае поражения периферической нервной системы развивается вялый паралич или парез. Если при этом нет энцефалопатии, то пациент способен на многое: он может самостоятельно заниматься понемногу в течение дня несколько раз, что, несомненно, повышает шанс на восстановление движений в конечности. Вялые парезы поддаются сложнее, чем спастические.

*Паралич (плегия) – полное отсутствие произвольных движений в конечности, парез – неполный паралич, ослабление или частичная утрата движений в конечности.

Нужно учитывать еще один важный фактор: занимался ли пациент физкультурой до заболевания. Если физические упражнения не входили в его образ жизни, то реабилитация при заболевании нервной системы значительно усложняется. Если данный пациент регулярно тренировался, то восстановление нервной системы будет происходить легче и быстрее. Физический труд на работе не относится к физкультуре и пользы организму не приносит, так как является эксплуатацией собственного организма как инструмента для выполнения работы; здоровья он не прибавляет в связи с отсутствием дозирования физической нагрузки и контроля самочувствия. Физический труд как правило однообразен, поэтому имеется изнашивание организма в соответствии с профессией. (Так, например, маляр-штукатур «зарабатывает» плечелопаточный периартроз, грузчик – остеохондроз позвоночника, массажист – остеохондроз шейного отдела позвоночника, варикозное расширение вен нижних конечностей и плоскостопие и так далее).

Для домашних занятий лечебной физкультурой при заболеваниях нервной системы потребуется смекалка для подбора и постепенного усложнения упражнений, терпение, регулярность ежедневных занятий несколько раз в течение дня. Будет гораздо лучше, если в семье нагрузка по уходу за больным распределится на всех членов семьи. В доме должен быть порядок, чистота и свежий воздух.

Кровать желательно поставить так, чтобы к ней был доступ с правой и левой сторон. Она должна быть достаточно широкой, чтобы можно было перекатывать больного с боку на бок при смене постельного белья и перемене положения тела. Если кровать узкая, то придется каждый раз подтягивать больного в центр кровати, чтобы он не упал. Понадобятся дополнительные подушки и валики для создания физиологичного положения конечностей в положении лежа на боку и спине, лонгета для парализованной руки для профилактики контрактуры мышц - сгибателей, обычный стул со спинкой, большое зеркало для того, чтобы пациент мог видеть и контролировать свои движения (особенно зеркало необходимо при лечении неврита лицевого нерва).

На полу должно быть место для выполнения упражнений лежа. Иногда нужно сделать поручни для опоры руками в туалете, в ванной комнате, коридоре. Для занятий лечебной гимнастикой с неврологическим больным понадобится шведская стенка, гимнастическая палка, эластические бинты, мячи разного размера, кегли, роликовый массажер для стоп, стулья разной высоты, степ-скамейка для фитнеса и многое другое.

Современный мир - подвижный, каждый человек ежедневно сталкивается с огромным количеством людей, лица мелькают в общественном транспорте, на работе, в магазинах, в парках. Также каждого человека в этой жизни подстерегают проблемы и заботы. В такой ситуации, пожалуй, сложно обойтись без стрессов. За устойчивость психики человека «отвечает» нервная система. И, если стрессов почти нельзя избежать, то позаботиться о своих нервах - возможно.

Как укрепить нервную систему? Об этом расскажем в данной статье.

Общие сведения

Активный образ жизни, регулярные прогулки на свежем воздухе помогут укрепить нервную систему.

Для того, чтобы повысить работоспособность, уменьшить утомляемость, лучше сопротивляться стрессам, необходимо укреплять нервную систему. Сделать это помогут следующие способы:

  • закаливание;
  • физические упражнения;
  • отказ от чрезмерного употребления алкоголя, курения, использования психоактивных веществ;
  • использование в питании продуктов, полезных для нервной системы;
  • рациональная организация труда и отдыха, полноценный сон;
  • при необходимости использование лекарственных растений и некоторых медикаментов;
  • психофизические практики, например, йога, медитация.

Закаливание

Закаливание заключается в систематическом, повторном воздействии на организм некоторых внешних факторов: холода, тепла, ультрафиолетовых лучей. При этом происходит модификация рефлекторных ответов организма на эти раздражители. В результате не только повышается устойчивость к холоду, теплу и так далее. Закаливание обладает выраженным неспецифическим действием, которое проявляется в улучшении работоспособности, воспитании воли и других полезных психофизиологических качеств.

Закаливание может быть успешным только при правильном его применении. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
1. Постепенное повышение силы раздражителя, например, начинать водные процедуры с воды комнатной температуры.
2. Систематичность закаливающих процедур, то есть их ежедневное применение, а не от случая к случаю.
3. Правильная дозировка раздражителя, учитывая, что решающее значение имеет сила раздражителя, а не продолжительность его действия.

Существует много литературы по закаливанию, с помощью которой можно разработать свою личную программу тренировок. При этом не нужно забывать о правиле «все хорошо в меру».

Физические упражнения

Физические упражнения разнообразны. Условно их можно разделить на гимнастику, спорт, игры и туризм. Регулярная физическая активность помогает повысить умственную и физическую работоспособность, замедлить развитие утомляемости, предотвратить многие болезни нервной системы и внутренних органов, а также опорно-двигательного аппарата.

Физические упражнения снимают нервно-психическое напряжение. Это особенно важно для людей, занятых умственным трудом. Чередование умственной работы с физической переключает нагрузку с одних клеток мозга на другие, что способствует восстановлению энергетического потенциала утомленных клеток.
Большое значение для укрепления нервной системы является регулярная ходьба на свежем воздухе. Она сочетает в себе элементы физических упражнений и закаливания, легко дозируется, не требует каких-то финансовых затрат.

Отказ от вредных привычек

Как известно, алкоголь – яд, действующий прежде всего на нервную систему. Он вызывает повышенное возбуждение и нарушает процессы торможения. Длительное употребление алкоголя даже в малых дозах приводит к развитию алкогольной энцефалопатии, заболевания мозга, сопровождающегося, помимо прочего, снижением памяти, нарушением мышления и способности к обучению.

Курение приводит к ухудшению памяти и внимания, снижению умственной работоспособности. Это связано с сужением при курении сосудов мозга и его кислородным голоданием, а также прямым токсическим действием никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме.

Употребление психоактивных веществ приводит к быстрому возбуждению нервной системы, которое сменяется нервным истощением. Это справедливо и для кофеина, который в больших дозах часто ведет к снижению умственной работоспособности.

Правильное питание


Витамин В1 очень важен для нервной системы. Следует употреблять достаточное количество продуктов, содержащих его.

Нормальное содержание в пище белка очень важно для состояния высшей нервной деятельности. Он повышает тонус центральной нервной системы и ускоряет выработку рефлексов, улучшает память и способность к обучению. Полезны для нервной системы белки куриного мяса, сои, рыбы. Кроме того, рекомендуется употреблять больше белков с содержанием фосфора. Они содержатся в яичных желтках, молоке, икре.

Нельзя исключать из питания жиры, так как они обладают тонизирующим действием на нервную систему, улучшая работоспособность и эмоциональную устойчивость.

Углеводы – источник энергии для мозга. Особо ценны в этом отношении углеводы, содержащиеся в злаках. Снижение содержания углеводов в организме вызывает общую слабость, сонливость, снижение памяти, головные боли.

Для функции нервной системы очень важны витамины. Недостаток витамина В1 выражается в ослаблении памяти, внимания, раздражительности, головной боли, бессоннице, повышенной утомляемости. Он содержится в хлебе с отрубями, горохе, фасоли, гречке, овсяной крупе, печени, почках, яичном желтке.
Гиповитаминоз В6 - редкое явление, сопровождающееся слабостью, раздражительностью, нарушением походки. Витамин В6 синтезируется в кишечнике, содержится в печени, почках, хлебе грубого помола, мясе.

Из микроэлементов поможет укрепить нервную систему фосфор. В наибольших количествах он содержится в сыре, твороге, яйцах, икре, гречневой и овсяной крупах, бобовых, рыбе и рыбных консервах.
Включение в питание перечисленных веществ поможет укрепить нервную систему.


Режим дня

Режим дня – распределение во времени различных видов деятельности и отдыха, приемов пищи, пребывания на свежем воздухе, сна. Правильный режим дня повышает работоспособность, формирует эмоциональную устойчивость. Режим дня индивидуален для каждого человека и зависит от возраста, профессии, состояния здоровья, климатических и других условий. Желательно, чтобы он был постоянным. Следует учитывать суточный ритм физиологических функций организма, приспосабливаться к нему, увеличивать или уменьшать нагрузки в отдельные периоды суток.

Ночной сон должен длиться не менее 7 часов. Чем моложе человек, тем продолжительнее должен быть сон, тем раньше он должен начинаться. Систематическое недосыпание и недостаточно глубокий сон ведут к истощению нервной системы: появляются раздражительность, быстрая утомляемость, ухудшается аппетит, страдает деятельность внутренних органов.

Наиболее полезен сон, начинающийся не позднее 23 – 24 ч и оканчивающийся к 7 – 8 ч. Детям и пожилым рекомендуется послеобеденный сон продолжительностью 1 – 2 ч. Важно постоянное время отхода ко сну и подъема. Перед сном целесообразна прогулка на свежем воздухе, ужинать следует за 2 – 3 часа до сна. Необходимо создание благоприятной обстановки: тишина, темнота или полумрак, температура воздуха не выше 18 - 20˚С, чистый воздух и удобная постель.

Лекарственные растения и медикаменты

В некоторых случаях для хорошей работоспособности, повышения тонуса нервной системы, улучшения памяти, внимания могут быть назначены фармакологические средства (растения и медикаменты). Помогут укрепить нервную систему отвары и настои с мелиссой, калиной, шиповником, пустырником, ромашкой, валерианой и другими растениями. При подавленности, апатии, слабости могут помочь лимонник, элеутерококк, эхинацея.

Для восстановления баланса возбуждения и торможения иногда назначают лекарственные средства, такие как «Персен», «Ново-пассит» и другие. Большинство из них имеет растительное происхождение. Более серьезные препараты можно принимать только по назначению врача.


Психофизические практики

Самым простым методом укрепления нервной системы является массаж и самомассаж. Существует множество разнообразных методик, суть которых заключена во влиянии определенных физических и умственных нагрузок на деятельность нервной системы. К ним относится прежде всего йога, а также некоторые восточные единоборства. Сочетание медитации и упражнений благотворно влияет на функцию нервной системы.
Не стоит увлекаться сомнительными практиками, предлагаемыми на различных семинарах. Чаще всего они не укрепят нервную систему, а приведут к противоположному результату.

Рубрика:

Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстрой­ства нервной деятельности, при которых отсутствуют ви­димые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.

И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) откло­нения высшей нервной деятельности от нормы».

Для того чтобы яснее себе представить механизм ле­чебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осущест­вляет ведущую роль в регуляции деятельности внутрен­них органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.

Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая - из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нерв­ной системы.

Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в цен­тральную нервную систему, а центробежные - от цен­тральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятель­ность.

Различного рода воздействия, оказываемые на ор­ганизм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами - анализаторами. Анализаторы воспринима­ют действия различных раздражителей из внешней сре­ды - световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.

Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.

Возбуждение от анализатора проходит в централь­ную нервную систему по нервным клеткам и их отрост­кам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.

Раздражения, действующие на анализаторы, вызыва­ют различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.

Все рефлексы делятся на безусловные и условные.

Безусловными называются рефлексы врожден­ные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.

Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергива­ние руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недоста­точно для приспособления организма к постоянно из­меняющимся условиям внешней среды. И вот эту важ­нейшую функцию (приспособления) выполняют услов­ные рефлексы.

Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Напри­мер, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию дви­жений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии ко­ры больших полушарий, рефлексы возникают, совер­шенствуются, сохраняются или угасают.

Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражите­лями (словесные инструкции, команды и т. д.).

Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Пав­лов и его ученики детально исследовали процессы воз­буждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятель­ности центральной нервной системы.

Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение - относительному покою.

Необходимо также остановиться еще на одной осо­бенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стан­дартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в уч­реждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяю­щийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная вну­тренняя система нервных процессов. Это есть так на­зываемый динамический стереотип, то есть си­стема закрепленных, взаимосвязанных и последователь­но действующих условных рефлексов.

Процесс образования или выработки динамиче­ского стереотипа представляет собой работу нерв­ной системы, напряженность которой зависит от слож­ности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.

Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспосо­биться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.

Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переклю­чения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности пере­страиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.

В зависимости от силы, уравновешенности и подвиж­ности основных нервных процессов возбуждения и тор­можения выделены четыре типа нервной системы.

Первый - сильный, неуравновешенный, или «без­удержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)

Второй - сильный, уравновешенный, живой (сангви­ник).

Третий - сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).

Четвертый - слабый (меланхолик).

Наиболее часто страдают неврозами холерики и ме­ланхолики.

Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновеши­вания. Известно немало случаев, когда люди вспыль­чивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.

Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы - невроза?

Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называе­мому срыву высшей нервной деятельности, то есть к та­кому перенапряжению нервных процессов, когда ситуа­ция кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправ­данным поступкам и действиям. Такой срыв может при­вести к длительному функциональному заболеванию нервной системы - неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алко­голь, никотин, свинец), истощающие организм, способ­ствуют образованию невроза.

Между прочим, существующее у многих людей мне­ние, что неврозами болеют только работники умствен­ного труда,- совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у лю­бого человека, независимо от его профессии, в резуль­тате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).

Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершен­но неправильно, когда больной уповает на какое-то ма­гическое действие только «хороших» лекарств, прини­маемых внутрь, или на физиотерапевтические процеду­ры, совершенно упуская отличающиеся простотой и до­ступностью физические упражнения, естественные фак­торы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в част­ности его нервной системы.

Физическая культура нормализует деятельность внут­ренних органов, отвлекает больного от мыслей о болез­нях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.

Огромная масса сигналов, поступающих в кору го­ловного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвида­ции невроза. При всех основных видах неврозов - не­врастении, истерии и психастении - наши рекоменда­ции сохраняют свою силу, а индивидуализация их воз­можна после консультации у врача.

Больные, страдающие неврозами, объясняют быст­рую утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают заня­тия.

Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением ре­жима.

Правильно организованный режим не только укреп­ляет организм, предохраняя его от заболеваний (осо­бенно нервных), но воспитывает волю и повышает рабо­тоспособность.

Элементы режима следующие:

1. Правильное сочетание умственной и физической работы.

2. Нормальный сон в гигиенических условиях.

3. Утренняя гимнастика.

4. Утренние водные процедуры.

5. Регулярный прием пищи.

6. Прогулки (ежедневные).

7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.

8. Систематические занятия спортом.

При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных про­цессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энер­гии.

При лечении неврозов применяются следующие фор­мы лечебной физической культуры:

1. Гимнастика.

2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).

3. Прогулки.

4. Туризм.

5. Элементы легкой атлетики.

6. Лыжи и коньки.

7. Плавание,

8. Гребля.

Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражне­ниями (любой формы) надо заканчивать с чувством бод­рости, с ощущением желания продолжать тренировку.

Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.

1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)

1. ИП - ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуть­ся - вдох. 4-6 раз. ТМ.

2. ИП - ноги врозь. На­клон вперед, коснуться паль­цами пола - выдох. 4-б раз. ТМ.

3. ИП - основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Ды­хание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТМ.

4. ИП - руки на пояс. При­седание, руки вперед - выдох. 6-8 раз. ТМ.

5. ИП - ноги врозь, пра­вая рука вперед, левая согну­та, кисти в кулак. Смена по­ложения рук («бокс»). 10- 15-20 раз. ТБ. Дыхание про­извольное.

6. ИП - ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3-4 раза. ТМ

7. ИП -ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4-5 раз в каждую сторону. ТМ

8. ИП - сидя на стуле, но­ги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть ру­ками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4-6 раз каж­дой ногой. ТМ.

9. ИП - руки на пояс. По­скоки - ноги врозь, руки в стороны. 10-30 раз. Дыхание произвольное.

10. Ходьба 1-1,5 мин.

11. ИП - ноги врозь, пра­вая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот-вдох. 3-4 раза. ТМ

2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)

1. ИП - основная стойка - руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6-8 раз. ТС

2. ИП - ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед вле­во, коснуться правой кистью левого носка. 3-4 раза в каж­дую сторону. ТС.

3. ИП -ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в ис­ходном положении. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каж­дую сторону. ТС

4. ИП А -упор лежа. Б. Со­гнуть руки в локтях - выдох ИП - вдох. В-вариант испол­нения. Одновременно со сгиба­нием рук отвести ногу назад. 6-8-10 раз. ТС.

5. ИП - лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафраг­мально-грудное) дыхание. 3-4 раза. ТМ.

6. ИП - лежа на спине, ру­ки вдоль тела. Сесть, накло­ниться вперед и коснуться ки стями носков - 5 раз. ТМ

7. ИП - ноги врозь, руки в стороны - вверх. Дугами впе­ред руки назад, глубокое при­седание на полной ступне, 6- 10 раз. ТС.

8. ИП - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3-4 раза в каждую сторону. Ды­хание произвольное. ТМ

9. ИП - ноги врозь. Под­няться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впади­нам. 4-5 раз. ТМ.

Выше мы приводим примерные комплексы гимнасти­ческих упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.

Приведенные комплексы гимнастических упражне­ний, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.

Наклоны туловища в сторону становятся более труд­ными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.

Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гим­настические упражнения зачастую способствуют исчез­новению головной боли у больного неврастенией.

При лечении головных болей движением следует из­бегать изменения положения головы, толчковых движе­ний (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, свя­занных с большим натуживанием.

Лучшим исходным положением является горизон­тальное- лежа на спине с несколько приподнятым из­головьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лу­чезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и пле­чевых суставах, например:

1. Вращение стопами и кистями.

2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суста­вах.

3. Сгибание рук в локтевых суставах.

4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.

Читайте также: