Острый пиелонефрит сестринская диагностика лечение уход. Основные принципы лечения острого гломерулонефрита. Выполнение назначений врача и контроль

Пиелонефрит – инфекционно‑воспалительное заболевание почек с поражением канальцев, чашечек, лоханок и интерстициальной ткани почек.

Этиология

Патологию вызывают различные микроорганизмы и их ассоциации. Чаще возбудителем является кишечная палочка.

Пути проникновения инфекции – восходящий, гематогенный и лимфогенный. Факторы, способствующие развитию пиелонефрита: наследственная склонность к заболеваниям почек, болезни матери в период беременности, нарушение внутриутробного развития почек, аномалии почечных структур, иммунодефицитные состояния.

Различают острый и хронический пиелонефрит.

Клинические проявления

Острый пиелонефрит проявляется следующими факторами: синдромом общей интоксикации (гипертермия до 40 °C, слабость, вялость, головная боль, симптомы менингизма), желудочно‑кишечным синдромом (тошнота, рвота, понос, боль в животе), урологическим синдромом (боль в пояснице и нижней части живота, положительным симптомом Пастернацкого – отмечается усиление боли во время поколачивания в проекции почек), дизурическим синдромом (болезненное частое мочеиспускание малыми порциями), мочевым синдромом (моча мутная, с осадком, отмечаются бактериурия, лейкоцитурия, протеинурия, гематурия).

Хронический пиелонефрит. В период обострения отмечаются повышение температуры тела, вялость, головная боль, боль в пояснице, дизурический и мочевой синдромы. Вне обострения состояние здоровья улучшается. Могут отмечаться бледность, похудение, пониженный аппетит, темные круги вокруг глаз, потливость.

Осложнения

Апостематозный нефрит (множественные абсцессы в почке), карбункул почки, паранефрит; хронический пиелонефрит, хроническая почечная недостаточность, артериальная гипертензия.

Диагностика

3. Анализ мочи по Зимницкому, по Нечипоренко.

4. Определение бактериурии, исследование мочи на стерильность, определение чувствительности флоры мочи к антибиотикам.

5. Иммунологические исследования.

6. Биохимический анализ крови.

7. Проба Реберга.

8. Обзорная рентгенография области почек, хромоцистоскопия.

9. Термометрия.

10. Внутривенная ренография.

11. УЗИ почек.

12. Исследование глазного дна.

Лечение

1. Лечебный режим.

2. Лечебное питание.

3. Медикаментозная терапия: антибиотики, сульфаниламиды, витаминотерапия, антигистаминные, противовоспалительные препараты, жаропонижающая терапия, антиоксиданты, биостимуляторы.

4. Санация внепочечных очагов хронической инфекции.

5. Физиотерапия (в стадии ремиссии) – УВЧ, лазерная терапия, парафино– и озокеритолечение.

6. Дренажное положение.

Профилактика

1. Гигиенический уход за детьми.

2. Предупреждение острых кишечных заболеваний, гельминтозов, санация очагов хронической инфекции (кариозных зубов, хронического синусита, отита, тонзиллита), укрепление защитных сил организма.

3. Контрольные анализы мочи после любых инфекционных заболеваний.

Сестринский уход

1. Показан постельный режим на весь период повышенной температуры, дизурии и болей в пояснице.

3. Необходимо следить за чистотой кожных покровов и слизистых оболочек, регулярно проветривать комнату, где находится больной, осуществлять влажную уборку. Температура в комнате должна поддерживаться на уровне 20–22 °C. Требуется обеспечить достаточно продолжительный и глубокий ночной сон, для чего устраняются все возможные раздражители, обеспечивается поступление в комнату свежего воздуха.

4. Назначается молочно‑растительная диета (стол № 5) без ограничения соли, но с полным исключением продуктов, богатых экстрактивными веществами (крепких мясных и рыбных бульонов, колбас, консервов, чеснока, лука, бобовых, шоколада, какао, цитрусовых, жареных, копченых блюд). Рекомендуется чередовать белковые и растительные дни (по 3–5 дней), так как это создает условия для уничтожения патогенной флоры в почках. Следует увеличить употребление жидкости до 1,5–2 л в сутки, давать ребенку фруктовые, овощные и ягодные соки, отвар шиповника, минеральные воды, клюквенный и брусничный морсы, компоты. Детям до 1 года назначают водно‑чайную паузу на 6–8 ч, затем кормят грудным молоком или молочной смесью.

5. Для увеличения диуреза рекомендуется фитотерапия: почечный чай, толокнянка, полевой хвощ, золототысячник, брусника. Количество мочеиспусканий необходимо увеличить таким образом, чтобы в возрасте до 7 лет мочеиспускания были каждые 1,5–2 ч, от 8 до 15 лет – каждые 2–2,5 ч.

Для нормализации уродинамики нужно регулярно принимать дренажное коленно‑локтевое положение на твердой поверхности не реже 3 раз в день по 5–10 мин.

6. После перенесенного острого пиелонефрита ребенок находится на диспансерном наблюдении у педиатра в течение 3 лет, больной хроническим пиелонефритом – до передачи его подростковому врачу. Надо регулярно проходить осмотры врача.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сестринский процесс при пиелонефрите у детей

Введение

Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях почек у детей (пиелонефрите). Информация о заболевании. Пиелонефрит это бактериальное заболевание почек, при котором поражается чашечно-лоханочная система и интерстициальная ткань с последующим поражением всего нефрона. Пиелонефритом болеют дети в любом возрасте. Девочки болеют в 5-6 раз чаше.

Заболевание развивается при проникновении патогенной микрофлоры (кишечная палочка, клебсиелла, протей, бактериально-вирусные ассоциации и др.) в лоханку и паренхиму почек. Основной путь проникновения инфекции восходящий (урогенный) из нижних отделов мочевыводящих путей. Возможны гематогенный путь при сепсисе и лимфогенный при запорах, дисбактериозах. Главной причиной задержки микробов в почках является нарушение оттока мочи. Этому способствуют аномалии развития почек и мочевыводящих путей. У большинства детей эти аномалии обнаруживаются в первые месяцы жизни, но у некоторых остаются незамеченными многие годы. Могут быть и функциональные нарушения оттока мочи - рефлюкс (обратный ток мочи). Рефлюкс способствует проникновению микробов в почку с развитием хронического пиелонефрита.

Проникшая в почку инфекция вызывает бактериальное воспаление стенки почечной лоханки, чашечек и интерстициальной ткани, бактерии усиленно размножаются, их ядовитые продукты жизнедеятельности попадают в кровь, вызывая общую интоксикацию.

В группу риска по развитию острого пиелонефрита входят дети с врожденными аномалиями почек и мочевыводяших путей, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с нарушением обмена веществ, с аномалиями конституции, хроническими очагами инфекции. Немаловажную роль играют дефекты гигиенического ухода, особенно за девочками в раннем возрасте, а также фактор переохлаждения.

Прогноз заболевания может быть:

Благоприятным, если у ребенка отсутствуют аномалии развития почек и мочевыводящих путей.

Неблагоприятным, если формируется хронический пиелонефрит, нефроны погибают и паренхима замещается соединительной тканью, а почка сморщивается и развивается хроническая почечная недостаточность.

Пиелонефрит считают хроническим через 6 мес. от начала болезни.

После острого пиелонефрита ребенок должен находиться на диспансерном учете в течение 5 лет, чтобы добиться полного выздоровления и предотвратить развитие хронического процесса.

План мероприятий: соблюдение диеты и режима; ЛФК; наблюдение нефрологом по плану; общие анализы мочи в первый месяц 1 раз в 10 дней, потом 1 раз в месяц, далее 1 раз в 3 мес.; проба по Зимницкому 1 раз в 6-12 мес.; санация очагов инфекции у стоматолога и ЛOP-врача 1 раз в 6 мес. С учета ребенок снимается при стойкой клинико-лабораторной ремиссии.

Дети с хроническим пиелонефритом с учета не снимаются и передаются под наблюдение во взрослую поликлинику.

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования :

Характерные жалобы: повышение температуры тела с ознобом, головная боль, снижение аппетита, слабость, недомогание; боли внизу живота, в поясничной области или по ходу мочеточников; частые болезненные мочеиспускания; появление мутной, с осадком и хлопьями мочи.

История (анамнез) заболевания: начало заболевания острое бурное, часто как осложнение после ОРЗ, пневмонии и другие инфекции, но может быть и постепенное.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.

Объективные методы обследования :

Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, повышение температуры тела выше 38 °С с ознобом, болезненность при поколачивании по поясничной области: моча мутная с хлопьями.

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни). В частности, патологические изменения в анализах мочи.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пиелонефритом могут нарушаться следующие физиологические потребности: поддерживать температуру тела, выделять, есть, спать, отдыхать, общаться. Поэтому появляются проблемы, требующие решения.

А. Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией:

Повышение температуры тела с ознобом, головная боль, снижение аппетита, слабость, недомогание; у детей раннего возраста - рвота, тошнота, жидкий стул.

Б. Существующие проблемы, обусловленные бактериальным воспалением почечной паренхимы:

Боли внизу живота, в поясничной области или по ходу мочеточников;

Частые болезненные мочеиспускания - дизурия: частые позывы к мочеиспусканию (безрезультатно);

Никтурия, энурез;

Появление мутной, с осадком и хлопьями мочи.

Возможные потенциальные проблемы:

Риск перехода острого пиелонефрита в хронический;

Риск развития острой задержки мочи при сопутствующем цистите.

3-4 этапы. Планирование и реализация сестринского ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода : способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.

План ухода

1. Обеспечивать организацию и контроль за соблюдением постельного режима в период лихорадки, дизурии, интоксикации

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

Провести беседу с пациентом/родителями о заболевании и профилактике осложнений

Объяснить пациенту/родителям о необходимости соблюдения постельного режима

Положить теплую грелку на область поясницы или мочевого пузыря

Контролировать наличие горшка (судна) в палате для пациента

Предупредить пациента и/или его родителей о том, что ребенок должен мочиться в горшок или судно. Посещение туалета временно запрещено.

Мотивация:

Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения почек, обеспечение максимальных условий комфорта. Уменьшение боли. Удовлетворение физиологической потребности выделять продукты жизнедеятельности.

2. Организация досуга

Мотивация:

Создание комфортных условий для соблюдения режима.

3. Создание комфортных условий в палате

Реализация ухода:

Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания палаты

Контролировать регулярность смены постельного белья

Контролировать соблюдение тишины в палате

Мотивация:

Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе.

4. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи

Реализация ухода:

Провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены

Мотивация:

Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым.

5. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты : молочно-растительной. режимом приема жидкости, объем которой должен превышать возрастную потребность в 2,5 раза.

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты

Осуществлять контроль выпитой жидкости; объем питья определять желанием ребенка, давать малыми, дробными порциями

Мотивация:

Удовлетворение физиологической потребности в пище

Устранение интоксикации.

6. Выполнять назначения врача :

Введение антибиотиков в/в, в/м или через рот;

Прием уросептиков через рот;

Сбор мочи на лабораторные исследования: общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на пробу Реберга, суточной мочи;

Подготовка пациента к специальным методам исследования: УЗИ, экскреторной урографии, томографии

Реализация ухода:

Зависимые вмешательства:

1. Вводить антибиотики и давать уросептики в назначенной дозе, регулярно по времени

2. Объяснить пациенту и /или родителям о необходимости введения антибиотиков и приема других лекарственных препаратов

3.Провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов

4.Провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения лабораторных исследований мочи; научить родных/пациента правилам сбора мочи на разные анализы; обеспечить посудой для сбора мочи; контролировать сбор мочи, при необходимости будить ночью.

5.Перед каждым инструментальным исследованием успокоить ребенка/родителей, объяснить цели и ход проведения исследования, научить как должен вести себя ребенок

6.Перед экскреторной урографией за 2-3 дня контролировать, чтобы из рациона были исключены газообразующие продукты; предупредить об этом пациента и/или родителей; вечером и утром перед исследованием поставить очистительную клизму: утром в день исследования проконтролировать, чтобы ребенок не ел и обязательно помочился; успокоить ребенка, сопроводить на исследование.

Мотивация:

Этиотропное лечение. Ликвидация почечной инфекции. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Диагностика заболевания. Оценка работы почек. Контроль эффективности проводимого лечения. Психологическая поддержка. Диагностика заболевания, выявление аномалий развития.

7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

Измерение температуры тела утром и вечером

Контроль частоты и характера мочеиспусканий

Контроль суточного диуреза

Ведение "Мочевого листа»

При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу

Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

пиелонефрит стационар сестринский уход

При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение нефролога в детской поликлинике по месту жительства.

Пациент и его родители должны знать об особенностях режима и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара. о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этиология, патогенез, классификация, клиника острого и хронического пиелонефрита. Осложнение, диагностика, лечение, профилактика. Сестринский процесс при пиелонефрите. Лист первичной оценки пациента. План ухода за пациентом. Лабораторные исследования.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2016

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Определение понятий, а также этиология, клиника, диагностика, профилактика и лечение цистита, острого и хронического пиелонефрита. Особенности ухода за данными пациентами с позиции сестринского процесса. Примеры решения некоторых проблем пациента.

    презентация , добавлен 20.04.2015

    Изучение этиологии, патогенеза, основных форм и принципов лечения ревмокардита - воспалительного поражения сердца при ревматизме. Клиническая картина заболевания. Особенности наблюдения и ухода за пациентами, страдающими различными формами ревмокардита.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Сестринское дело. Сестринская теория и сестринский процесс. Организация сестринского процесса в реанимации. Задачи медсестры реанимационного отделения. Стандартизация в профессиональном деле медсестры. Выявление проблем пациента. Карта сестринского ухода.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2003

    Этиология и предрасполагающие факторы лейкозов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с лейкозами.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Этиология и предрасполагающие факторы холециститов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с холециститами.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Особенности диагностики, факторы риска и причины возникновения аллергозов. Кожные формы аллергии. Принципы оказания первичной медицинской помощи при аллергозах, особенности сестринского процесса при данной патологии. Методы обследования пациента.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Определение, этиология, патогенез, классификация кишечных инфекций. Пищевые токсикоинфекции. Вирусные кишечные инфекции. Особенности сестринского ухода и наблюдение при острых кишечных инфекциях. Планы сестринского процесса для конкретного пациента.

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Специальность:34.02.01 «Сестринское дело»

Цикловая методическая комиссия ЦМК «дисциплин и профессиональных модулей специальности «Лечебное дело» «Сестринское дело » «Акушерское дело »:

ПМ 02 Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

3 курс, 5 семестр

Методическая разработка

для преподавателей и студентов

практических занятий

по теме:

" ".

Составила: преподаватель – Н.А. Попова

Москва 2018 г

Цели занятия:

Учебные

1. Сформировать, систематизировать и закрепить знания по теме « при при пиелонефрите ».

2. Приобрести умение осуществлять сестринский процесс.

3.Выполнять сестринские манипуляции, обучать пациента и семью по вопросам ухода, консультировать пациента и семью по вопросам самонаблюдения, питания, двигательного режима.

Развивающие

    Развить умственные способности, навыки самостоятельной работы, логическое, аналитическое и клиническое мышление.

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

Воспитательные

    Научить студентов работать коллективно и индивидуально

    Формировать сознательное отношение к важности изучения МДК 02.01

    Способствовать формированию личности, воспитывать ответственность, аккуратность, терпение и такт при общении с пациентом, чувство долга. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Уметь:

    работать с нормативно-правовой и учетно-отчетной документацией;

    осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом (осуществлять сбор информации и оценивать потребности пациента);

    выявлять проблемы пациента;

    ставить цели и составлять план сестринских вмешательств;

    оценивать возможности пациента к самоуходу;

    установить психологический контакт с пациентом;

    проводить лекарственную терапию по назначению врача (раздача лекарственных препаратов, проведение внутривенных, внутримышечных, подкожных инъекций);

    определять у пациента ЧДД (частоту дыхательных движений), уровень АД (артериального давления), пульс и заносить данные в температурный лист;

    подготовить пациента к исследованиям;

проконсультировать пациента и членов его семьи по вопросам профилактики пиелонефрита.

Знать:

    содержание основных федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность среднего медицинского персонала;

    причины и предрасполагающие факторы для возникновения заболевания;

    клинические проявления;

    роль медицинской сестры в диагностике заболевания;

    принципы лечения;

    проблемы пациента при данном заболевании;

    профилактику при пиелонефрите.

В процессе занятия работать над формированием компетенций:

Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

    ПК 1. Работать с нормативно-распорядительной документацией и применять основы правовых знаний для реализации профессиональных функций в области урологии;

ПК 2. Знать факторы риска, приводящие к пиелонефриту.

ПК 3. Разрешать проблемы пациентов при данной патологии;

    ПК 4. Осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом;

    ПК 5. Обеспечить подготовку пациентов к исследованиям, назначенных врачом;

    ПК 6.

    ПК 7. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

    ПК 8. Проводить профилактику.

    ПК 9 . Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

    ПК 10. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

- ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 8 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Тип занятия: семинар

Продолжительность:60 минут

Место проведения: аудитория колледжа

Методы обучения:

- информационно-развивающий ( знакомство с нормативными документами, регламентирующими медицинскую деятельность в эндокринологии

- частично-поисковый (решение проблемных и ситуационных задач)

Коллективное обсуждение (анализ жизненных ситуаций, доказательное разъяснение, упражнения, поощрение).

Педагогические технологии:

    Педагогика сотрудничества (развитие способностей через гуманизацию педагогических отношений; планирование деятельности)

    Групповые технологии (выполнение общего задания; обсуждение общего задания; общий вывод преподавателя)

Оснащение занятия:

1. Дидактический обучающий материал:

Теоретическая информация для углубления и систематизации знаний студентов при пиелонефрите:

Мультимедийный материал;

    Контролирующий материал:

Ситуационные задачи;

Схемы для заполнения;

Бланки тестовых заданий .

Элементы симуляционной технологии

- манипуляционный столик;

Инструментарий (халат, бахилы, маска, шапочка, очки, щитки, перчатки, шприцы, ампулы, фантом для в\м инъекций, тренажер руки для в\в инъекций )

Междисциплинарные связи направлены на совершенствование мыслительной и аналитической деятельности студента по всем изучаемым дисциплинам курса.

ЛИТЕРАТУРА

    Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

246-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

    Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников: учеб.пособие/ под ред.С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 432 с.: ил.

    Приказ МЗ от 30.09.2015г. № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведению мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» ;

    Приказ МЗ РФ от 21.12.2012г. № 1344н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения больных хроническими неинфекционными заболеваниями».

    Обуховец Т.П. Основы сестринского дела (Учебное пособие), Ростов-на-Дону, Феникс, 2014

    С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету

    «Основы сестринского дела» Учебник для медицинских училищ и колледжей 2-е издание, исправленное и дополненное г. Москва, 2009г

    « Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи » Учебник для медицинских училищ и колледжей Т. Н. Ярцева, Р. Н. Плешкан, Е.К. Сабчук г. Москва, 2005г

    Радужный Н.Л. Внутренние болезни Мн: ВШ, 2010, 365с.

    Пирогов К. Т Внутренние болезни, М: ЭКСМО, 2012.

    Сиротко В. Л, Все о внутренних болезнях: учебной пособие для аспирантов, Мн: ВШ, 2014 г.

    Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Широкова Н.В. и др. 2013.

Электронный ресурс:

    Медицинский информационный портал:

    http://domashniy-doktor.ru/index.php/2011-08-02-17-46-41/19-2011-08

    Файловый архив для студентов:

    http://www.studfiles.ru/preview/6065923/

Описание хода занятия:

Ориентир.

время, мин.

Методические

Организационная часть, целевая установка

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему занятия, цели и план проведения.

Мотивация изучения темы

Преподаватель отмечает значимость изучения темы для профессиональной деятельности медицинских сестер, важность данной темы для реализации профессиональных навыков.

3

Исходный контроль знаний.

Раздается задание в тестовой форме.

1 0

Студенты отвечают на предложенные тесты

4

Работа над ошибками. Проводится анализ тестового контроля

Преподаватель предлагает студентам коллегиально обсудить ответы на тестовый контроль

5

Устный опрос студентов по изученной теме с целью определения уровня усвоения учебного материала

1 0

Студенты делают устные сообщения по вопросам полученного ранее домашнего задания и обсуждают коллегиально основные разделы темы

6

Объяснение преподавателем материала, не усвоенного самостоятельно

1 0

Студентам предлагается мультимедийная презентация по пиелонефриту.

В процессе изложения материала обсуждается и комментируется данная тема. Студенты слушают, записывают, неусвоенное, самостоятельно по теме

Пояснения к решению ситуационной задачи

5

Преподаватель дает рекомендации по решению задач

Решение ситуационных задач, с выполнением манипуляций указанных в задаче

30

Студенты отрабатывают навыки клинических ситуаций в ходе решения задач и выполняют манипуляции, указанные в задаче.

Подведение итогов занятия

Преподаватель делает акцент на основных понятиях темы, подчеркивает значимость данной темы для реализации профессиональных навыков, выставляет оценки с комментариями

Домашнее задание

Преподаватель называет тему следующего занятия согласно календарно-тематического плана, указывает литературу для подготовки.

Итог

90 минут

Сестринский уход, наблюдение, зависимые и независимые вмешательства при пиелонефрите.

Мотивация

В структуре заболеваний органов мочевой системы:

В России – от 5,6 до 27,5%

В Западной Европе – от 4 до 25%.

В США – 5-10%.

Пиелонефрит - наиболее частое заболевание почек во всех возрастных группах.

Заболевание выявляется в 8-20 % .

И молодого и среднего возраста болеют в 6 раз чаще и .

У детей пиелонефрит занимает второе место после заболеваний органов дыхания.

Вопросы по теме

" Сестринский уход, наблюдение, зависимые и независимые вмешательства при пиелонефрите ".

Определение пиелонефрита?

    Причины пилонефрита?

    Что поражается при пилонефрите?

    Симптомы пиелонефрита?

    По характеру течения делится?

    Пути проникновения?

    Что наблюдается в анализе крови при пиелонефрите?

    Какой стол применяется при лечение пиелонефрита?

    Осложнения при пиелонефрите?

    Профилактика пиелонефрита?

ПИЕЛОНЕФРИТЫ

Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание почек с поражением чашечно-лоханочной системы, интерстициальной ткани и почечных канальцев.

Классификация

    острый / хронический

    Первичный – случаи заболевания без предшествующего поражения МВС

Вторичный – развивается на фоне существующих анатомических изменений в МВС, встречается чаще

    1-сторонний / 2-сторонний

По состоянию проходимости мочевыводящих путей

    Необструктивный

    Обструктивный

Формы острого пиелонефрита

    Серозный

    Деструктивный

    Апостематозный пиелонефрит

    Карбункул почки

    Абсцесс почки

Варианты течения хронического пиелонефрита

    латентная

    гипертоническая

    рецидивирующая

    анемичная

    гематурическая

    бессимптомная

Эпидемиология

Самое частое заболевание почек и МВП, чаще болеют женщины (анатомические особенности + гормональный фон – способствует дилатации, гипотонии, дискинезии мочевых путей).

Этиология

Инфекция: чаще других кишечная палочка, синегнойная палочка, стафилококк, протей, клебсиелла, энтерококк, стрептококк, возможно и вирусы.

Пути проникновения инфекции в почку:

    гематогенный (при воспалении)

    лимфогенный

    урогенный (восходящяя инфекция)

Предрасполагающие факторы

1. Нарушение уродинамики и стаз мочи вследствие:

    аномалии развития МВП

    мочекаменная болезнь

    сужения мочеточников

    аденомы предстательной железы

    патологических рефлюксов (например, пузырно-мочеточниковый)

    беременность

2. Снижение резистентности организма вследствие:

    переутомления

    переохлаждения

    гиповитаминоза

3. Способствование инфицированию:

4. Сопутствующие заболевания: сахарный диабет, туберкулёз.

5. Длительное употребление оральных контрацептивов, ГКС.

Патогенез

Нарушение уродинамики и застой мочи способствуют проникновению и размножению микробов. Происходит их непосредственное внедрение в почечную ткань и лоханки. Бактерии, эндотоксины повреждают почечную ткань, вызывая развитие инфекционного воспаления.

Клиника

ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ (ремиссия/обострение)

Синдром интоксикации

Повышение температуры до 39-40°С, держится 5-7 дней, затем снижается до субфебрильных цифр и сохраняется ещё 1-3 недели.

Ознобы потрясающие, обильное потоотделение. Может быть тошнота, рвота, боль в мышцах.

Лицо больного осунувшееся, язык сухой, обложенный.

Повышениетемпературы по вечерам до субфебрильных цифр

Повышение температуры до 38-39°С.

Ознобы, слабость, повышенная утомляемость, потливость, снижение аппетита, головная боль, тошнота, рвота, жажда.

Болевой синдром

Боли могут быть интенсивные или ноющие, в виде ощущения постоянного давления, напряжения. Не меняются при изменении положения тела, но могут усиливаться при глубоком вдохе, пальпации живота.

Объективно: положительный симптом Пастернацкого, болезненность и напряжение мышц живота на стороне поражённой почки.

Незначительные непостоянные боли в пояснице ноющего или тянущего характера

Боли в поясничной области с 1 или 2 сторон различной интенсивности. Может быть ощущение постоянного холода в пояснице.

Дизурический синдром

Поллакиурия, странгурия, полиурия, может быть никтурия

Изменения со стороны других систем

Тахикардия, АД снижено или нормальное

Повышение АД, напряжённый пульс.

Анемия

При осмотре:

Одутловатость лица, пастозность век по утрам, кистей, стоп.

Кожные покровы серо-землистого цвета, сухие, шелушащиеся.

Язык сухой, обложен сероватым налётом.

Хронический пиелонефрит.

Клинические формы.

    латентная – мочевой синдром не выражен, клиники нет;

    гипертоническая – АД, мочевой синдром выражен слабо;

    рецидивирующая – течение заболевания с периодами обострений и ремиссий. При обострении клиника острого пиелонефрита;

    гематурическая – возникает на фоне анемической, преобладание в моче эритроцитов, может привести к анемической форме;

    анемическая – клиника пиелонефрита, клиника анемического синдрома (слабость, головокружение, одышка, мелькание «мушек»; в тяжелых случаях- обморочное состояние);

    бессимптомная – жалоб нет, периодически возникает мочевой синдром.

Осложнения:

Паранефрит – воспаление околопочечной клетчатки

Острая почечная недостаточность

Бактериемический шок

Артериальная гипертензия

Анемия

ХПН

Мочекаменная болезнь

Лабораторные и инструментальные исследования:

1. ОАК: лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, увеличение СОЭ,анемия.

2. ОАМ: лейкоцитурия, пиурия, протеинурия, цилиндрурия, бактериурия. Менее характерна гематурия.

3. Пробы по Нечипоренко, Амбюрже, Аддис-Каковскому: лейкоцитурия(методы количественного подсчета эритроцитов и цилиндров в суточном объеме мочи (метод Аддиса-Каковского), в 1 мл мочи (по Нечипоренко) и за 1 минуту (по Амбурже)). Анализ мочи по Нечипоренко позволяет более точно определить степень бактериурии, а значит сделать вывод об интенсивности воспаления и его характере.

4. Проба по Зимницкому: полиурия, никтурия.

5. Посев мочи. Бактериурия, если в 1 мл мочи выявляется более 50-100 тысяч микробных тел

6. УЗИ. Для оценки степени нарушения пассажа мочи, и обнаружения препятствия для ее оттока проводится УЗИ почек, выделительная урография, восходящая урография, радиоизотопная ренография и сцинтиграфия.

7. Экскреторная урография (в/в, нисходящая) Рентгеновские снимки делаются на 5, 15, 20, 30 минутах после в/в введения контрастного вещества.

8. Радиоизотопное исследование.

Диагностика затруднена из-за отсутствия у него ярких клинических проявлений. Кроме обычных лабораторных анализов крови и мочи, основу диагностического поиска составляют рентгенологические, радиоизотопные и другие аппаратные методы исследований, позволяющие обнаружить замещение ткани почки соединительной тканью.

Чтобы оценить степень поражения почек выполняют обзорную рентгенографию, выделительную и восходящую пиелографию, хромоцистоскопию, радиоизотопную ренографию и сканирование почек и УЗИ.

Для выявления осложнений пиелонефрита со стороны сердечно-сосудистой системы назначают ЭКГ и исследование глазного дна.

Лечение

Лечение острого и хронического пиелонефрита:

1. Госпитализация при остром пиелонефрите и обострении хронического.

2. Постельный режим на период интоксикации.

3. Позиционная терапия: пациент 2-3 раза в день должен принимать коленно-локтевое положение на 5 минут. Рекомендуется опорожнять мочевой пузырь каждые 1,5-2 часа, спать на боку, противоположном больной почке (улучшается отток мочи из верхних отделов МВП).

4. Диета: пища разнообразная, витаминизированная, высококалорийная. Количество соли 6-10 г в сутки. Исключаются острые блюда, мясные бульоны, копчёности, консервы, кофе, перец, горчица, лук, спиртные напитки. Рекомендуются молочно-растительная диета, каши. Обильное питьё (компоты, отвар шиповника, чай с лимоном, клюквенный морс – обладает антисептическим действием) до 2,5-3 л в день, если нет противопоказаний. Рекомендуются продукты с мочегонным эффектом: арбуз, дыня, тыква.

5. Этиотропное лечение: а/б по чувствительности микрофлоры (не рекомендуются нефротоксичные а/б, такие как сульфаниламиды)):

    пенициллины: амоксициллин, ампиокс (микробы обладают иммунитетом, для беременных)

    цефалоспорины (при легких формах, не гнойные, Цефипим – любые микробы)

    макролиды: сумамед, азитромицин, кларитромицин

    нитрофураны: фуразидин

    фторхинолоны: нолицин, левофлоксацин (Наиболее совр., приимущество – длительный период полувыведения)

    производные 8-оксихинолина: нитроксолин

    гликопептиды: ванкомицин, ристомицин

    аминогликозиды (Крайне токсичны для слуха)

    карбапенемы: меропенем (только под строгим наблюдением)

6. Дезинтоксикационная терапия: 5% глюкоза, физ. раствор, гемодез, реополиглюкин.

7. Антиагреганты для улучшения микроциркуляции в почках: курантил.

8. Спазмолитики при боли: папаверин, но-шпа, баралгин.

9. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, при хр. пиелонефрите гипотензивные, лечение анемии.

10.Фитотерапия (противовоспалительное и мочегонное действие): брусничный лист, тысячелистник, толокнянка, зверобой, шалфей, шиповник, полевой хвощ, чистотел, ягоды можжевельника, лист малины, ромашка, петрушка, березовые почки.

11.Физиотерапия.

12.При хр. пиелонефрите в фазе ремиссии возможно проведение курсов чередования а/б и фитотерапии.

13.Оперативное лечение при развитии осложнений.

Профилактика

1. Устранение причин, способствующих нарушению уродинамики.

2. Избегать переохлаждений.

3. Санация очагов хронической инфекции.

4. Лечение сопутствующих заболеваний.

5. Соблюдение гигиены наружных половых органов.

6. При хроническом пиелонефрите диспансерное наблюдение у нефролога, регулярный контроль за анализами мочи.

Задание в тестовой форме

Проблемы пациента с острым пиелонефритом

Сестринский процесс при пиелонефрите у детей

Объект исследования

Пациент с острым пиелонефритом

Цель исследования:

Выявить проблемы пациента с острым пиелонефритом. Составить памятку для работы с пациентом и его родителями.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

· этиологию и способствующие факторы возникновения пиелонефрита;

· клиническую картину и особенность диагностики данного заболевания;

· методы обследования и подготовку к ним;

· принципы лечения и профилактики пиелонефрита;

· манипуляции, выполняемые медицинской сестрой;

· особенности сестринского процесса при данной патологии.

Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:

· случай описывающий тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациента с данным заболеванием;

· основные результаты обследования и лечения пациента с пиелонефритом, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

Для достижения данной цели необходимо использовать все возможные методы исследования, такие как:

· научно - теоретический (анализ медицинской литературы по пиелонефриту) ;

· биографический (анализ анамнестических сведений, изучение медицинской документации).

· эмпирический (наблюдение, дополнительные методы исследования):

Организационный (сравнительный, комплексный) метод;

Субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

Объективные методы обследования пациента (физикальные, инструментальные, лабораторные);

· психодиагностический (беседа).

Практическая значимость:

Подробное раскрытие материала по теме курсовой работы « Сестринский процесс при пиелонефрите у детей» позволит повысить качество сестринской помощи.

Глава 1. Пиелонефрит

1.1 Пиелонефрит

пиелонефрит лечение сестринский пациент

Пиелонефрит - микробновоспалительное заболевание почек с поражением чашечно - лоханочной системы, интерстициальной ткани паренхимы почек и канальцев.

1.2 Этиология

Причиной пиелонефрита является инфекция. А также бактерии клепсиелла, протей, кишечная палочка, микоплазма, стафилококк, энтерококк, сальмонеллы, вирусы, грибы.

Первичный пиелонефрит

Чаще всего возникает из-за изменения флоры, которая находится у ребенка в кишечнике и считается условно-патогенной. При неблагоприятных условиях (частых ОРВИ, кишечных инфекциях) возникает дисбактериоз - одна из причин пиелонефрита. Также причинами возникновения первичного воспаления почек урологи считают осложнения кокковых инфекций, будь то кожное заболевание или (гораздо чаще) ангина, грипп. Цистит тоже нередко становится виновником пиелонефрита. В мочевыводящую систему микробы проникают через мочеиспускательный канал. Затем они оказываются в мочевом пузыре, далее - в мочеточниках, лоханках и, наконец, в почках.

Вторичный пиелонефрит

У вторичного пиелонефрита иная природа. Возникновение недуга нередко обусловлено врожденными аномалиями мочевыводящей системы. У ребенка могут быть нарушения в строении или расположении почек, мочеточников, мочевого пузыря. Из-за этого происходит нарушение оттока мочи, либо она забрасывается обратно в почку из нижних путей. Вместе со струей туда попадают бактерии, которые и вызывают воспалительный процесс.

Бывают случаи недоразвития почек. Из-за слишком маленького размера в организме функционирует меньшее количество почечной ткани, чем ему требуется. Поначалу это незаметно. Но ребенок растет, нагрузка на почечную ткань увеличивается, и тогда орган не справляется со своей функцией. Подобные анатомические особенности выявляются уже в первые недели жизни ребенка. В связи с чем многие врачи рекомендуют как можно раньше провести ультразвуковое исследование, чтобы убедиться: с почками все в порядке. А если будет обнаружена патология, начать незамедлительное лечение.

1.3 Патогенез

1) Нарушение уродинамики - наличие аномалии мочевых путей, приводящих к задержке мочи;

2) Бактериурия, развивающаяся как при остром заболевании, так и вследствие присутствия хронического очага инфекции (чаще в желудочно - кишечном тракте при дисбактериозе или наружных гениталиях) или прорыв бактерий через мезентериальные лимфоузлы;

3) Предшествующее поражение интерстициальной ткани почки (вследствие метаболической нефропатии, перенесенных вирусных заболевании, злоупотребления некоторыми лекарствами, гипервитаминоза D и др.);

4) Нарушение реактивности организма, его гомеостаза, в частности, иммунологической реактивности.

1.4 Классификация

По течению различают острый и хронический пиелонефрит.

1.5 Клиника

В возникновении пиелонефрита важную роль играют следующие факторы: вид и характер возбудителя инфекции; наличие изменений в почке и мочевых путях, способствующих фиксации в них возбудителя и развитию процесса; пути проникновения инфекции в почку; общее состояние организма и его иммунобиологическая реактивность.

Болезнь у детей может проявляться в следующих признаках:

· Повышенная температура (до 38-39 градусов), общая слабость и головная боль. Аппетит снижен. Признаков простуды при этом нет.

· Задержка (недержание) мочи. При обычном питьевом режиме ребенок долго не мочится или же, наоборот, делает это слишком часто и маленькими порциями, особенно, по ночам, из-за чего он плохо спит. При этом наблюдается резкий зловонный запах мочи.

· Болезненность при мочеиспускании. Понять это можно по соответствующему поведению ребенка: он мочится не сразу, прикладывая усилия и жалуясь на боли внизу живота.

· Изменение цвета мочи. В норме моча должна быть прозрачной и соломенно-желтой, если же она помутнела, потемнела или приобрела красноватый оттенок, значит, возможны проблемы с почками или мочевым пузырем.

· Нарушение стула, тошнота и рвота. Симптомы пиелонефрита у детей, особенно у новорожденных, нередко похожи на проявления кишечных заболеваний. При этом происходит слишком медленный набор веса.

1.5.1 Клиника острого пиелонефрита

Клиническая картина острого пиелонефрита в типичном случае характеризуется:

1) Болевым синдромом (боли в пояснице или животе);

2) Дизурическими расстройствами (болезненность или ощущение жжения, зуда при мочеиспускании);

3) Симптомами интоксикации (повышение температуры с ознобом, головная боль, вялость, слабость).

1.5.2 Клиника хронического пиелонефрита

Хронический пиелонефрит диагностируют в тех случаях, когда клинические и (или) лабораторные признаки пиелонефрита наблюдаются у ребенка более 1 года.

Хронический пиелонефрит у детей раннего возраста может отмечать только такие общие симптомы, как снижение аппетита, недостаточное увеличение массы тела, роста, отставание психомоторного развития, субфебрилитет.

У детей старшего возраста в клинической картине также могут преобладать признаки интоксикации: апатия, вялость, головные боли, плохой аппетит, расстройство питания, повышенная утомляемость, субфебрильная температура тела, неопределенной локализации боли в животе, реже боли в пояснице при минимально выраженных дизурических расстройствах или даже их отсутствии.

1.6 Осложнение

1) Апостематозный нефрит (множество абсцессов в почках), протекающий у детей как острейшее септического характера заболевание с высокой, чаще гектической, температурой тела, выраженной интоксикацией и тяжелым общим состоянием (рвота, тошнота, сухость кожных покровов, судороги, обезвоживание). Диагноз ставят при УЗИ почек.

2) Паранефрит (воспаление околопочечной клетчатки) ведущим симптомом тоже является боль в поясничной области; в дальнейшем появляются лейкоциты в моче. Может быть также высокая лихорадка. Обнаруживают положительный симптом Гольдфлама - Пастернацкого. Диагноз ставят при УЗИ почек.

3) Некроз почечных сосочков, проявляющийся кровотечением - макрогематурией (иногда с отхождением секвестров почечной ткани), может быть следствием поражения артерий синуса почки (артериальный пендукулит).

1.7 Диагностика

· Анализы мочи (общий, по Нечипоренко, по Земницкому).

Определяет повышенное содержание белка в моче и наличие большого количества эритроцитов (гематурия)

· БАК посев

Позволяет выявить возбудителя заболевания и его чувствительность к различным антибиотикам

· Проба Реберга

Определяет почечную выделительную функцию, а также способность канальцев почек выделять/всасывать некоторые вещества

· Общий анализ крови

Позволяет выявить признаки воспаления: лейкоцитоз, повышение СОЭ, увеличение концентрации белка

· Биохимия крови

Устанавливает повышение концентрации мочевины и креатинина крови

· Ежедневное измерение АД

· УЗИ почек

Определяет увеличение размеров почек при остром пиелонефрите и сморщивание при хронических формах болезни или почечной недостаточности

1.8 Лечение

Лечение направлено на борьбу с инфекционным процессом, интоксикацией, восстановление уродинамики и функций почек, повышение реактивности организма.

В острый период необходим постельный режим, особенно при высокой температуре тела, ознобе, выраженной интоксикации, дизуричечких расстройствах и болевом синдроме. Назначают диету с ограничением экстративных веществ, экскретируемых эпителием канальцев и оказывающих раздражающее действие (перец, лук, чеснок, насыщенный бульон, копчености и др.). С целью форсирования диуреза в рацион целесообразно включать свежие фрукты и овощи с диуретическими свойствами (арбузы, дыни, кабачки, огурцы). Рекомендуют увеличить прием жидкости на 50% по сравнению с возрастной нормой.

Ввиду того, что пиелонефрит - микробновоспалительное заболевание, необходимо назначать:

· Антибактериальные препараты

· Уросептические препараты

· Фитотерапия

1.9 Профилактика

Лечение заболеваний полости рта

Как известно, любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому так важно уделять внимание профилактике пиелонефрита в детском возрасте. Чаще всего пиелонефрит развивается на фоне уже имеющейся хронической инфекции. Инфекционными очагами в детском организме могут быть кариозные молочные зубы или аденоиды. Микробы и патогенный бактерии различными путями попадают в почечные фильтры и задерживаются там, провоцируя развитие заболевания.

Поэтому, прежде всего, следует лечить инфекционные заболевания при первых симптомах их появления. Иногда родители считают, что необходимость в лечение молочных зубов отсутствует, так как зубы через некоторое время выпадут. Однако это ошибочное мнение, так как при кариесе в значительной степени повышается риск развития пиелонефрита или других заболеваний почек.

Соблюдение правил гигиены

Следует выделять два пути попадания инфекции в мочевыводящие пути: «сверху» и «снизу». Например, инфекция может спускаться к почкам от аденоидов или подниматься от наружных половых органов. В связи с этим родители должны уделять должное внимание соблюдению правил гигиены у маленьких детей. Кожа детей очень нежная. А слизистые оболочки имеют особенность быстро воспаляться, что является благоприятными условиями для проникновения инфекции в детский организм. Рекомендуется подмывать маленьких детей после каждого опорожнения кишечника, а детям постарше водные процедуры следует устраивать не реже раза в день.

Лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта

Возбудителем пиелонефрита у детей также может быть условно-патогенная микрофлора, например, кишечная палочка. Риск возникновения воспалительного процесса в почках возрастает после переохлаждения или в результате недавно перенесенной вирусной инфекции. В таких случаях создаются благоприятные условия для активизации возбудителей заболевания. Не так уж редки случаи, когда возбудителем пиелонефрита у детей служат условно-патогенные микробы, например, кишечная палочка, обитающая в кишечнике. При вирусной инфекции у детей, особенно гриппе, особе внимание следует уделить лечению. После выздоровления требуется обязательно провести курс иммунной терапии и дать организму полностью восстановиться после болезни.

Глава 2. Практическая часть

Гломерулонефриты

гломерулонефрит диагностика лечение Возможные проблемы пациента: боли в поясничной области, отеки, лихорадка, головные боли, олигурия (анурия), дефицит знаний о заболевании. Медсестра, организуя сестринский уход, выбирает модель В...

Особенности сестринского ухода при клещевом энцефалите

Строгое выполнение назначения врача! За больными, страдающими энцефалитом, необходим особый уход из-за наличия у многих из них нарушений сознания и выраженных двигательных расстройств, в том числе параличей конечностей, гиперкинезов...

Особенности сестринской деятельности при гельминтозах

I этап: сестринское обследование (сбор информации) При расспросе пациента медсестра выясняет, где пациент был, с кем контактировал, что ел, пил, соблюдает ли правильно гигиену. Спрашивает, есть ли боли в животе, рвота, понос, тошнота...

Особенности сестринской помощи при пневмонии у взрослых в условиях стационара

В своей работе медицинская сестра руководствуется положением о лечебно-профилактическом учреждении, отделении, должностной инструкцией, настоящим положением...

Проблемы пациента с острым пиелонефритом

Объект исследования Пациент с острым пиелонефритом Цель исследования: Выявить проблемы пациента с острым пиелонефритом. Составить памятку для работы с пациентом и его родителями...

Роль медицинской сестры при уходе за больными с язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки

медицинская сестра язвенный двенадцатиперстный После доставки больного, кратковременного опроса и общеклинического исследования или одновременно с этим производятся диагностические действия, направленные на оценку тяжести состояния...

Сердечно-легочная реанимация

Сестринский процесс (СП) несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами...

Сестринский процесс при гастрите

Медицинская сестра гастроэнтерологического отделения должна знать: клинические проявления заболевания, возможные проблемы пациента, алгоритм неотложной помощи при остром гастрите, принципы лечения и профилактики гастритов...

Сестринский процесс при лейкозах

Лейкоз - опухолевые заболевания кроветворной ткани с поражением костного мозга и вытеснением нормальных ростков кроветворения, увеличением лимфатических узлов и селезенки, изменениями в картине крови и другими проявлениями...

Проблемы: - боль; - нарушение дыхания, связанное с болью; - нарушение мочеиспускания...

Сестринский процесс при ожогах и обморожениях

Проблемы пациентов: 1. Боль. 2. Нарушение чувствительности. 3. Отек тканей. 4. Нарушение функции конечности. 5. Страх, тревога, связанные с неблагоприятными последствиями отморожения. 6. Повышение температуры. Сестринские вмешательства: 1...

Сестринский процесс при отморожениях

Сестринский процесс - это комплекс, состоящий из пяти мероприятий: 1. Обследование. Сестрой собирается информация о пациенте, его состоянии здоровья. Состоит она и из личных восприятий пациента, и из того...

Сестринский процесс при холецистите

· 1 этап - Сестринское обследование. · 2 этап - Сестринская диагностика. · 3 этап - Планирование ухода. · 4 этап - Реализация плана ухода. · 5 этап - Оценка результата. 1 этап. Сбор анамнеза...

Сестринский процесс при хроническом бронхите

Характеристика гипертиреоза

Профилактика тиреотоксического криза 1. Устранение провоцирующих факторов. 2. Полная компенсация функции щитовидной железы перед струмэктомией или радиойодтерапией мерказолилом и препаратами йода. 3...

Пиелонефрит – одно из распространенных заболеваний почек у взрослых и детей. Отдельная роль в лечении и реабилитации таких больных принадлежит медицинской сестре – профессионалу в сфере выхаживания пациентов. Обязанность этих тружениц в белых халатах – обеспечение скорейшего выздоровления и профилактика возможных осложнений.

К числу болезней мочевыводящей сферы относят также нефропатии, гломерулонефрит, мочекаменную болезнь и другие. Но каков бы ни был диагноз, большинство заболеваний сопровождается воспалительным процессом, нарушением функционирования органа, а порой постепенным развитием почечной недостаточности.

Функции и задачи сестринского ухода за больными с пиелонефритом можно разделить на этапы.

Уход за пациентом в период обострения

Сестринский процесс при пиелонефрите имеет своей задачей – обеспечение максимально щадящего режима для организма и почек. Сюда можно отнести:

  • контроль за соблюдением постельного режима;
  • оказание неотложной доврачебной помощи;
  • строгое выполнение назначений лечащего врача.

Необходимо исключить посещение пациентом санитарной комнаты. Для этого должен быть обеспечен доступ к судну или горшку у ребенка. Комната (палата) должна быть теплой, а подопечный тепло одет, чтобы избежать переохлаждения, в том числе во время проветривания.

Если речь идет о ребенке или пожилом человеке, то на среднем медицинском персонале лежит обязанность постоянного контакта с родителями или родственниками больного. Медицинская сестра должна проводить в доступной форме беседы с ними, разъясняя необходимость соблюдения постельного режима, особенно в период стихания обострения, когда пациент уже окреп.

Поддержание лечебно-охранительного режима

Это создание условий для выхаживания на протяжении всего времени лечения в стационаре, адекватный уход.

Сюда включены:

  • контроль за соблюдением режима поддержания чистоты младшим медицинским персоналом;
  • создание психологического комфорта для пациентов, особенно детского возраста;
  • обеспечение полноценного питания;
  • правильное выполнение назначений лечащего врача.

Необходимо регулярно (2 раза сутки) проветривать палату. Влажная уборка в палате проводится не менее трех раз в сутки. Cледить за чистотой судна или горшка. Белье должно быть свежим и чистым, особенно у пациентов, с недержанием мочи. В помещении следует поддерживать тишину, обследуемому должен быть гарантирован достаточный дневной и ночной сон.

Организация досуга

Законодательством страны предусмотрено обязательное среднее образования для детей, и получающих лечение в том числе. Медицинская сестра детского нефрологического или урологического отделения контролирует посещение маленькими пациентами регулярных занятий учителей, закрепленных за больницей и выполнение домашних заданий.

Если речь идет о малышах, то сестринский процесс при пиелонефрите подразумевает выполнение воспитательных функций. Здесь важны как сама организация досуга, игр, разрешенных пациентам с пиелонефритом, так и поддержание в чистоте игровой комнаты.

Диетическое питание

Диетсестра, которая входит в штат больницы, обязана контролировать работу пищеблока (кухни) в плане обеспечения отдельным категориям больных диетического питания. Она не только составляет меню, исходя из потребностей лечебного учреждения и бюджета. Результат ее деятельности – контроль качества приготовляемой еды для пациентов.

Больным с острыми явлениями пиелонефрита следует употреблять высококалорийную, молочно-растительную пищу, отварную рыбу и яйца. Употребляется большое количество овощей и фруктов, увеличивающих мочеотделение, так как это способствует вымыванию возбудителя из почек. Жидкости надо употреблять не менее 2 литров в сутки. Особенно полезен морс из клюквы, так при его употреблении образуется особая гиппуровая кислота, которая обладает бактерицидными свойствами. Также можно пить соки, чай, отвар шиповника.

Нужно ограничить соль до 4 г в сутки при повышении давления. Лучше не досаливать готовую пищу, так как это позволяет регулировать количество употребляемого продукта. Если больной страдает отеками, медсестра ведет учет потребляемой жидкости и выделенной с мочой. Она дает рекомендации родителям и родственникам относительно продуктов питания, которые передаются пациенту.

Соблюдение диетических рекомендаций необходимо при подготовке к рентгенологическому обследованию почек. Надо ограничить количество блюд, увеличивающих газообразование (хлеб, винегрет, молоко, сахар). Накануне исследования, если пациент страдает запорами, медсестра сделает очистительную клизму.

Сбор анализов мочи

Контроль состояния больного и диагностика пиелонефрита невозможна без сдачи анализа мочи. Существует много методик сбора мочи и физиологических проб. Но в любом случае необходимым условием успешной процедуры будет правильный туалет наружных половых органов и обеспечение правильного хранения и доставки контейнеров в лабораторию.

Женщину подмывают, когда она лежит на кровати. Для этого под таз подставляют судно, пациентка раздвигает ноги, а медсестра из кувшина льет сверху на промежность теплую воду.

У мужчин перед сбором анализа обрабатывается головка полового члена и вход в мочеиспускательный канал антисептиком. На персонале лежит обязанность объяснить пациенту и его родственникам необходимость проведения анализов, обучить правилам сбора.

Для общего анализа моча собирается в стерильный контейнер и отправляется в лабораторию. Сделано это должно быть в течение часа.

Выполнение назначений врача и контроль

В этот комплекс обязанностей входят:

  • введение лекарственных препаратов;
  • сбор мочи на анализы;
  • контроль подготовки к некоторым обследованиям и обеспечение присутствия больного во время проведения манипуляций;
  • информирование пациентов и их родственников о тех или иных диагностических мероприятиях и правилах подготовки к ним, а также о возможном побочном действии лекарственных средств;
  • фиксация изменений общего состояния пациента (своевременное измерение артериального давления и температуры, контроль объема выделяемой мочи, занесение данных в лист контроля).

О любых изменениях состояния должно быть сообщено врачу.

Правильно организованный уход приведет к выздоровлению больного с пиелонефритом в кратчайшие сроки. Достижение этих целей и есть показатель правильно организованного сестринского процесса.

Читайте также: