Как проверяют слух у новорожденных. Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях? Помощь в развитии

Появление малыша на свет – счастливое время, которое, однако, связано с определенными беспокойствами.

Иногда взрослых начинает настораживать тот факт, что младенец выдает слабую реакцию на шум, не замечает работающий телевизор и не просыпается от громкой музыки, звучащей из соседней квартиры.

Неудивительно, что многие мамы интересуются, слышит ли новорожденный ребенок.

Органы слуха у человеческого эмбриона начинают формироваться с пятой недели беременности. К 16-й неделе плод уже воспринимает различные звуки.

После шести месяцев внутриутробного развития кроха не просто способен услышать музыку и голос, но и отреагировать на услышанное. Проведенный эксперимент доказал: новорожденный малыш начинает шевелиться в ответ на знакомые стихи, которые он слышал, находясь в материнской утробе.

Сложно представить, сколько разных шумов окружает ребенка в животе. Бежит по сосудам мамина кровь, отсчитывает удары ее сердце, активно работает кишечник.

Кроме того, малыш отчетливо слышит материнский голос. Вот почему младенцы легко отличают родительские голоса от прочих звуков.

В каком возрасте дети начинают слышать?

В течение двух-трех дней внутреннее ухо малыша наполнено жидкостью, которая смягчает восприятие звуков, обрушивающихся на него после рождения.

Хотя слуховой нерв развивается полностью к годовалому возрасту, новорожденный неплохо слышит и умеет улавливать интонацию, голосовой тембр, темп речи. Его реакцию легко проследить по оживлению:

  • малыш активно перебирает ножками и сжимает кулачки;
  • ищет глазками источник звуков;
  • замирает или вздрагивает;
  • плачет, если звук слишком сильный или неожиданный.

Иногда у младенцев возникают судорожные движения. В раннем возрасте подобную реакцию специалисты не считают отклонением.

Двухмесячный малыш начинает реагировать на происходящее более упорядоченно – исчезают судорожные движения, он поворачивает голову к источнику шума.

Разговаривая с ним, обратите внимание:

  • если вы говорите быстро, ребенок становится беспокойным, а его движения ускоряются;
  • если вы разговариваете плавно и медленно, кроха успокаивается, и его движения также замедляются.

Иногда увлеченные игрушками детки не обращают внимания на посторонние звуки. Кроме того, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому даже педиатры предупреждают, что сложно предугадать, как именно грудничок будет реагировать на шум.

Врачи советуют не переживать раньше времени, если вам показалось, что новорожденный не отвлекается на звуковые раздражители. Вероятно, в вашей семье просто родился спокойный и флегматичный малыш.

Проблемы со слухом у новорожденного

Нередко у младенцев можно встретить такие серьезные заболевания, как тугоухость или глухота. К ним зачастую приводят:

  • вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь) у беременной женщины;
  • прием будущей матерью алкоголя, наркотических средств или токсических препаратов;
  • осложнения при протекании беременности и родов (токсикозы, гипертония, недоношенность, переношенность, стремительные роды);
  • наследственность – нарушения слуха у мамы с папой или бабушек-дедушек.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками).

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Уход за детскими ушками

Маленький человечек чрезвычайно уязвим, поэтому необходимо осторожно и тщательно подходить к уходу за новорожденным. Не забывайте, что неосторожные действия способны навредить его слуху, повредив барабанную перепонку. Предлагаем несколько несложных правил ухода за ушами младенцев.

  1. Уделяйте особое внимание складочкам за ушами. Их необходимо смазывать детским кремом или маслом и следить, чтобы туда не попадали смеси и грудное молоко. Они способствуют возникновению опрелостей и воспалений.
  2. Ушные раковины следует очищать раз в неделю. Излишки серы удаляют для поддержания гигиены и снижения вероятности развития воспалительного процесса. Удобнее всего это делать после банных процедур.
  3. Для чистки ушек стоит использовать специальные аксессуары – детские ватные палочки. Они отличаются от обычных формой головки и наличием ограничителей, которые препятствуют глубокому проникновению предмета внутрь уха.
  4. При купании заложите уши небольшими ватными шариками. Затем выньте их и протрите ушки салфетками. Если вода все-таки попала, сверните ватные турунды и поместите их не очень глубоко в ушные проходы. Пористая вата быстро справится с влагой.
  5. Не стоит увлекаться и стараться почистить детское ухо поглубже. Если же вы все-таки протолкнули туда вату, не старайтесь извлечь ее самостоятельно. Незамедлительно обращайтесь к отоларингологу.

Вот мы и узнали о том, когда начинают слышать новорожденные дети. Помните, что они только приспосабливаютс я к новой действительности. Поэтому приучайте младенца с рождения к умеренному шуму – малыш не нуждается в стерильной тишине, даже когда засыпает.

Читайте ему сказки, исполняйте колыбельные. Тем самым вы не только разовьете детский слух, но и расширите знания об окружающем мире.

Органы слуха у детей начинают функционировать еще на этапе внутриутробного развития. Уже в малыш хорошо слышит биение маминого сердца и различает интонацию ее голоса. В момент появления на свет слух у новорожденных активизируется под воздействием различных звуков окружающей среды. И далее именно слух начинает стимулировать работу головного мозга, способствуя формированию у грудничка таких базовых навыков, как переворачивание, сидение, ползание и т.д.

Слух у детей окончательно формируется к концу первого месяца их жизни. В этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к речи родителей, реагируя на знакомые звуки, собственное имя и другие часто повторяемые слова. Малыш замирает или вздрагивает, когда слышит резкий шум. К 3 месяцам речевые и слуховые центры в мозге ребенка становятся еще более развитыми. Поэтому кроха начинает отзываться на мамин голос, пытаясь лепетать в ответ. Хотя, конечно, сконцентрироваться на чтении или даже короткой песенке он еще не может. Этот навык придет к нему только лишь в возрасте 5-6 месяцев. Тогда ребенок начнет оборачиваться в сторону интересующих его звуков, реагировать на свое имя и прислушиваться к речи родителей. В это время кроха может плакать, когда взрослые повышают голос, и громко смеяться, если с ним играют.

В возрасте до года малыш учится произносить первые звуки, которые он использует для того, чтобы привлечь к себе внимание. Кроха реагирует даже на самый тихий шум, локализуя его сбоку и снизу. Он следует голосовым призывам взрослых и начинает произносить несложные слова, сопровождая их жестами. Конечно, чем старше ребенок, тем труднее определить, что для него является нормой. Здесь многое зависит от особенностей эмоционально-психологического развития ребенка, а также от среды, в которой он пребывает. Но врачи и психологи все же дают родителям несколько ориентиров, с которыми можно сопоставлять навыки крохи. И если взрослые будут внимательны, они смогут определить, насколько хорошо слышит их малыш.

Особенности детей с нарушением слуха

В большинстве случаев новорожденные обладают отличным слухом и нормальным восприятием звуков. Однако бывают случаи, когда детки страдают врожденными поражениями слуха или ранней тугоухостью. К факторам, ответственным за нарушения слуха у детей, относятся:

  • наследственность, когда тугоухость наблюдается у кого-либо из близких родственников (в 50% случаев)
  • патология беременности
  • лечение антибиотиками
  • вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности ( ,)
  • болезни почек, сердца и сахарный диабет у мамы
  • инфекции у новорожденного
  • воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха и т.д.

Для того чтобы вовремя выявить проблему со слухом, родители должны очень внимательно относиться к признакам патологии. Так, например, в 1 месяц кроха должен вздрагивать или, как минимум, моргать при резких громких звуках. В 2 месяца ребенок должен прислушиваться к мелодичным звукам, находящихся на расстоянии 1 метра. В 3 месяца кроха должен поворачиваться в направлении звука и реагировать на музыкальные игрушки. Если ребенок плохо слышит во время болезни, это нормально. И никакого дополнительного лечения здесь не требуется. Но если ребенок абсолютно здоров, и при этом он никак не реагирует на голос мамы, не успокаивается при ее пении, не улыбается, когда с ним разговаривают, не реагирует на шуршание бумаги и не проявляет интерес к музыке, скорее всего у него серьезные проблемы со слухом. Порой бывает и так, что дети с нарушением слуха даже не отзываются на собственное имя. В таком случае нужно срочно обращаться к педиатру и проходить полное обследование, чтобы уточнить диагноз.

Особенности детей с нарушением слуха таковы, что из всего диапазона частот малыши хуже всего воспринимают самые высокие звуки. Так например, дети могут реагировать на подъезжающий грузовик (низкочастотный звук) и включенное радио (среднечастотный звук), но совершенно не воспринимают шелест листвы и пение птиц. Поэтому родители должны обращать особое внимание на такие высокие звуки. Кроме того, взрослые могут сами имитировать подобные звуки, например, насыпав манную крупу в пластмассовую коробку. Если ребенок не оборачивается на звук такой самодельной погремушки, его стоит показать врачу. Особенно важно проверять слух ребенка в том случае, если присутствует хоть один из выше перечисленнях факторов риска.

Как развить слух у ребенка

Для того чтобы помочь крохе в таком нелегком деле, как развитие слуха, нужно постоянно с ним разговаривать спокойным мягким тоном, правильно соблюдая все интонации. Когда взрослые начинают сюсюкаться с малышом, это помогает ему лучше воспринимать речь, так как ребенку проще улавливать высокие интонации. Поэтому не нужно скупиться на ласку и нежность. Очень важно во время общения постоянно дотрагиваться до карапуза, проявляя эмоции.

Когда же встает серьезный вопрос о том, как развить слух у ребенка, будет очень полезно использовать погремушки, колокольчики, детские музыкальные инструменты и различные , имитирующие шелест бумаги, стук, звон и другие звуки. Для того чтобы кроха привыкал к мелодичности и музыкальности, ему будет полезно слушать различные аудиозаписи с классической и популярной музыкой. Также очень важно чтение вслух. Родители должны начинать читать ребенку книги уже с первых дней его жизни. Прослушивание стихов и сказок способствует развитию фонематического слуха и дальнейшему в самом младшем возрасте. Слух – это одна из основных сенсорных систем человека, помогающая ему полноценно воспринимать окружающий мир. Поэтому она заслуживает особого внимания и своевременного контроля.

Когда у женщины рождается ребенок, она с трепетом пересчитывает его пальчики на ногах и руках, рассматривает строение его тела. Она уже любит своего малыша, но с осторожностью наблюдает – все ли у него нормально, здоров ли ребенок. В первые месяцы жизни очень важно показать кроху ортопеду, невропатологу и другим специалистам. Не потому, что у него что-то болит, а для проверки состояния его здоровья. Ведь различные отклонения и патологии в раннем возрасте лечить намного проще.

Очень важно проверить и слух малыша. Если у крохи проблемы с ушками, это может отразиться на его дальнейшем развитии, а именно затормозит его. Ведь огромное количество информации мы получаем при помощи слуха.

Слух ребенка можно проверять практически сразу после рождения. На самом деле, ребенок слышит, когда еще находится в утробе матери. Примерно с 15-16 недели слух крохи развивается, он прекрасно ощущает, что рядом мама, папа и посторонние люди с незнакомыми голосами. Больше всего ребенок привыкает к стуку маминого сердца.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме

Сложность проверки слуха малыша заключается в том, что ребенок не может ответить, слышит он или нет. Для этого на второй или третий день после рождения слух крохи проверяют прямо в роддоме. Это делает врач-неонатолог. Для этой цели существует специальная процедура — отоакустическая эмиссия. Во время нее малышу в ушко помещают тоненький зонд, который собирает информацию о волосковых клетках, работающих при передаче звука. Процедура абсолютно безболезненная, малыши переносят ее с легкостью. Однако такой прибор не может с точностью доказать, что ребенок слышит, ведь в слуховой цепочке много звеньев. Зонд проверяет только способность улавливать посторонние звуки.

Рефлекс Моро

У ребенка есть множество врожденных рефлексов, присутствие которых может говорить о нормальном его развитии. Рефлекс Моро проверяется следующим образом. Ребенка нужно положить на ровную поверхность, распрямить его ножки и ручки. Рядом с ним, на расстоянии 15-20 см от его головы нужно хлопнуть в ладоши – то с одной стороны, то с другой. Вместо этого можно слегка стукнуть по столу, на котором лежит малыш. После этих действий ребенок растопыривает пальчики, вскидывает полусогнутые в локтях ручки. Этот врожденный рефлекс ответственен за испуг и защиту организма при опасности. Если у ребенка данного рефлекса нет, можно говорить о различных нарушенияхчастичной потере слуха, родовых травмах, травмах шейного отдела позвоночника, головного кровоизлияния.

Следует отметить, что данный рефлекс проходит к трем месяцам сам по себе. Вызывать легкий испуг у ребенка при помощи хлопка абсолютно безопасно для его неврологического здоровья. Однако будьте готовы к тому, что после такого эксперимента ребенок может быть капризным и плаксивым некоторое время.

Как правило, о проверке слуха задумываются родители, которые уже заметили некоторые нарушения у своего крохи. Ведь внимательность мамы и папы может рассказать гораздо больше, чем все обследования. Итак, как проверить слух у ребенка при помощи подручных средств.

Возьмите три баночки и насыпьте туда манку, горох и фасоль. Также вам понадобится погремушка. В процедуре должны участвовать два человека. Один – отвлекает малыша улыбкой, игрушками, танцами. Второй должен стоять сбоку и чуть сзади, чтобы не попадать в зону видимости ребенка. Начинать проверять слух нужно с самых тихих звуков. В данном случае это баночка с манкой. Потрясите предметом и проследите, услышал ли вас малыш. При этом в комнате не должно быть слишком громко, чтобы ребенок уловил звук, но и не слишком тихо, чтобы не нарушать условия эксперимента. Если кроха услышал звук с первого раза, будьте спокойны — он прекрасно слышит.

Если малыш не реагирует на звук, попробуйте баночку с горохом или фасолью. Если малыш не реагирует и на эти звуки, потрясите около его головы погремушкой. Но не забывайте, что визуально вас не должно быть видно. Ребенок должен реагировать на звук, а не на движение.

Если ребенок не слышит, повторите эксперимент через несколько минут, возможно, он был увлечен игрой, что не отреагировал на раздражающий звук. Если малыш не слышит погремушку и во второй раз, нужно как можно скорее показать его врачу-сурдологу. Своевременное вмешательство поможет вашему ребенку справиться с этой проблемой. Если ребенка с тугоухостью наблюдать и лечить в раннем возрасте, он сможет научиться слышать звуки. После трехлетнего возраста это сделать практически невозможно.

Когда следует обратиться к врачу

Есть несколько случаев, которые должно заставить вас показать ребенка сурдологу (специалисту по проблемам со слухом).

  1. Новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке в ладоши около него.
  2. Малыш в возрасте 3 месяца не реагирует на звуки, не поворачивает голову в ту сторону, откуда он доносится.
  3. В полгода ребенок не лопочет, не гулит, не произносит «Агу».
  4. Ребенок в год должен произнести хотя бы несколько слов, некоторые из которых могут быть простыми слогами.
  5. Если ребенок в два года не говорит отдельных слов – это повод обратиться к врачу. Возможно, это нарушения нервной или слуховой системы.
  6. Если малыш жалуется на боль или шум в ухе, если он перестал понимать или слышать окружающих, нужно обратиться к врачу вне зависимости от того, сколько лет ребенку.
  7. Иногда родители замечают, что малыш просит поставить мультик громче, постоянно переспрашивает, разговаривает громко без видимых на то причин. Это значит, что слух нарушен – нужна консультация врача.

Слух – это одно из важнейших органов чувств человека. Своевременная диагностика позволяет выявить проблему на раннем этапе ее развития. Следите за поведением своего ребенка, чтобы при необходимости дать ему возможность услышать прекрасные звуки этого мира.

Видео: зрение и слух ребенка

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?

Особенности развития слуха у младенцев

Слух у младенца развивается постепенно, это связано с незрелостью нервной системы, которая должна принимать и обрабатывать получаемые сигналы извне. День за днем способности малыша крепнут, и со временем кроха начинает адекватно реагировать на окружающие шумы.

  1. Активизация слуховых функций происходит в момент рождения малыша. Новорожденный слышит, но не способен еще реагировать на окружающие звуки из-за невосприимчивости определенных тонов и незрелости отдельных участков головного мозга. Постепенно диапазон звуков будет расширяться, а младенец начнет движениями, плачем и замиранием отвечать на слышимое.
  2. К концу первого месяца жизни у крохи уже формируются первичные реакции — в ответ на громкие резкие звуки он вздрагивает и вскидывается, а услышав знакомый голос или даже свое имя, ребенок замирает и прислушивается.

Как проявляется патология?

Все окружающие нас звуки можно грубо поделить на две группы — низкочастотные (гул машин, низкий голос, стук, звуки ударов погремушки) и высокочастотные (высокий голос, шелест листьев и шорох бумаги, пение птиц). Если тяжелые степени тугоухости, когда кроха не слышит вообще, диагностируются еще в роддоме, то определение легких степеней патологии значительно затруднено. Малыши с начальными нарушениями слуха не способны воспринимать только высокие тона, при этом хорошо реагируют на низкие.

Ни родители, ни педиатры порой не замечают этих признаков тугоухости, пока болезнь не начинает отражаться на темпах развития дитя.

Младенцы, страдающие от начальных степеней тугоухости:

  • До 4 месяцев никак не реагируют на громкие звуки — они могут спать в шумной обстановке и не вздрагивают от хлопанья дверей и пр.;
  • до полугода не начинают гулить, поскольку плохо слышат родительскую речь и не отвечают на нее;
  • к 9 месяцам не начинают упражняться к издавании звуков и не пытаются копировать родителей;
  • к 1-2 годам у них не накапливается минимальный словарный запас.

Избежать таких последствий поможет своевременная диагностика и лечение малыша. Несмотря на то, что слух младенца проверяется несколько раз на протяжении первого года жизни, родители также должны обращать внимание на то, как реагирует грудничок на окружающую обстановку.

Даже при малейших сомнениях в том, что малыш нормально слышит, его следует показать специалисту. Промедление может негативно отразиться как на протекании тугоухости, так и на темпах развития грудничка.

Методы проверки слуха

Как проверяют слух у новорожденных? Первый раз способность слышать у ребенка определяют в родильном доме. Аудиометрия делается с помощью специального прибора, подающего разночастотные звуковые сигналы непосредственно в ухо и регистрирующего ответ внутреннего отдела на них. В ходе исследования сурдолог способен определить, в каких отделах происходят патологические изменения, влияющие на способность дитя воспринимать окружающие его шумы.

Но первая аудиометрия способствует диагностике только тяжелых форм тугоухости, начальные же отклонения от нормы на таких ранних сроках проверка слуха не может определить. Именно поэтому родителям следует озаботиться вопросом, как проверить слух новорожденного в домашних условиях, и регулярно проводить тестирования с помощью специально разработанных методик.

Рефлекс Моро

Одна из доступных для проверки слуха новорожденного методик основана на рефлексе Моро. Такую диагностику можно легко провести родителям в домашних условиях. Она не поможет вам определить, какова пороговая слышимость у грудничка, или оценить степень чувствительности слуховых рецепторов, но зато данная методика способна исключить тугоухость тяжелых 3 и 4 степеней.

  1. Новорожденного следует положить на ровную поверхность и максимально распрямить его конечности. Не нужно делать это насильно — попробуйте разгладить ручки и ножки по наружной поверхности.
  2. На расстоянии примерно 20 см от проверяемого уха малыша громко хлопните в ладоши. В ответ на резкий звук ребенок должен адекватно отреагировать — заплакать, вздрогнуть или растопырить пальчики.
  3. Подобным же образом следует проверить на восприимчивость низких частот второе ушко новорожденного.

Методика И. В. Калмыковой

Если способ проверки слуха крохи, основанный на рефлексе Моро, определяет восприимчивость дитя к низким частотам, то данная методика позволяет в домашних условиях с помощью доступных материалов протестировать, слышит ли новорожденный еще и средние и высокие тона.

  1. Подготовьте пластиковые бутылочки или банки и заполните их на одну треть разными крупами: манкой, гречкой и горохом. Эти три вида содержимого при тряске создадут три уровня интенсивности звука.
  2. Для проведения теста потребуется двое взрослых. Один будет привлекать внимание новорожденного к себе и следить за его реакцией на шумы, а другой должен встать вне зоны видимости дитя с «реквизитом».
  3. В 10 см от уха младенца следует потрясти сначала банкой, наполненной манной крупой. Это содержимое при движении создает высокочастотные звуки. Трясти банкой следует с интервалом в 30 секунд.
  4. После проведения теста с манной крупой, следует приступить к банке с гречкой, а затем — с горохом.

В период новорожденности нормой будет, если кроха услышит хотя бы баночку с горохом и отреагирует на производимый ею шум замиранием или, наоборот, вскидыванием. Звук всех трех наполнителей ребенок должен воспринять только к полугоду.

Если же новорожденный не услышал шум гороха в банке при тряске, попробуйте повторить тест через несколько дней. Если положительной динамики в звуковой восприимчивости не будет — обращайтесь к отоларингологу-сурдологу для более тщательной диагностики малыша.

Читайте также: