Оперативное вмешательство у детей. Психологическая подготовка ребенка к наркозу, анестезии и операции


Хорошая психологическая подготовка ребенка к операции – один из ключей успешного лечения


Ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее, если Вы расскажите ему о предстоящей и операции. Ниже мы рассмотрим ключевые моменты, которые Вы должны обговорить с ребенком:

Расскажите Вашему ребенку, где Вы будете находиться во время операции

Скажите ребенку, что во время операции Вы будите находиться в комнате ожидания, а после окончания операции в палате пробуждения. Обязательно обсудите с возможность Вашего совместного с ребенком пребывания в предоперационной палате (или операционной) до момента, когда Ваш ребенок заснёт.

Если планируется выполнение небольшого оперативного вмешательства, предполагающего выписку из больницы в день операции, то сообщите об этом своему ребенку.

Информация, которую Вы должны рассказать ребенку должны соответствовать его возрасту и уровню его развития

Для детей младшего возраста будет лучше, если Вы сообщите меньше информации. Это, конечно же, не означает, что Вы должны ничего говорить своему ребенку. Постарайтесь дать только ту информацию, которая будет понятна, полезна и безопасна. Если Вы будете давать своему маленькому ребенку подробнейшую информацию о том, что будет происходить во время анестезии и операции, то это может только усилить его страхи и беспокойства. Скажите ребенку что-то наподобие этого: «Специальный доктор даст тебе лекарство, вызывающее крепкий сон, во время которого ты не будешь слышать, что происходит на операции».

Как правило, все специальные анестезиологические приспособления («капельница», «дыхательная трубка», аппаратура для мониторинга) присоединяются к ребенку после засыпания, поэтому не стоит рассказывать ребенку про эти моменты .

В большинстве случаев введение ребенка в наркоз осуществляется при помощи , которые подаются через лицевую маску. Будет правильным рассказать ребенку про это. Сообщите Вашему ребенку, что специальный врач будет делать ему ингаляцию лекарства через масочку. Обговорите с анестезиологом о возможности Вашего ребенка поиграть с лицевой маской до операции. Игру можно назвать «Космонавт». Хорошо, если ребенок подержит маску в руках, попробует сам преподнести её к лицу и подышать через неё. Все эти действие позволят преодолеть страх, который обычно одолевает неподготовленного ребенка, когда к его лицу в операционной анестезиолог подносит маску.

Если ребенок Ваш более старшего возраста, то убедите его в том, что на операции ему не будет больно, так как в это время он будет крепко спать. Скажите ребенку, что проснется он только после того, как операция закончится.

Избегайте непонятных и неоднозначных слов и выражений, которые могут только усилить страх

К примеру, не нужно говорить «тебе дадут газ, чтобы ты заснул» или «тебя усыпят» и др. Это может сильно напугать детей из-за возникновения неверных ассоциаций. Так, слова «газ» может отождествляться с веществом, которое используют для убийства, а слова «усыпят» может ассоциироваться со способом, при помощи которого Ваши соседи избавились от своей кошки или собаки.

Не пугайте ребенка. Не говорите ему, что, если он будет плохо себя вести, то его привяжут к столу или сделают болезненный укол.

Отвечайте на вопросы ребенка честно

Если Вы не знаете ответа на заданный Вам ребенком вопрос, то скажите ему об этом. Успокойте ребенка, скажите, что Вы обязательно спросите этот вопрос у врача и потом сообщите ребенку его ответ.

Объясните ребенку, что после операции он может чувствовать некоторую боль и дискомфорт

Скажите ребенку, что если его будет беспокоить боль, то он должен обязательно сообщить об этом врачу, который даст лекарство и всё сразу станет хорошо. Важно, чтобы дети поняли, что им не нужно после операции играть в героев, ходить со «счастливым» лицом и скрывать свои беспокойства. Объясните ребенку, что правильно сказать доктору о своих жалобах и переживаниях, доктор обязательно их выслушает и даст необходимое лекарство, которое облегчит состояние.

Объясните, что это вполне нормально чувствовать себя после операции немного странно

Скажите, что все люди могут испытывать разные ощущения. Так, после наркоза может появиться чувство растерянности, испуга, грусти, опьянения или тошноты. Все эти ощущения вполне нормальны после проведенной анестезии. Сообщите ребенку, что после анестезии и операции он может чувствовать себя не совсем здоровым, что в этом нет ничего странного, и, что Вы будите постоянно находиться вместе с ним.

Информация, которую Вы сообщаете своему ребенку, должна полностью соответствовать информации, предоставленной Вашим анестезиологом

Если во время предстоящей анестезии ребенок заподозрит, будто что-то происходит не так, как Вы рассказывали, то это может вызвать у него сильное волнение и беспокойство.

Скажите ребенку, что отсутствие воспоминаний об операции является обычным и нормальным явлением

Отсутствие воспоминаний о прошедшей операции – один из важных аспектов современной анестезиологии.

Всегда оставайтесь спокойными

Когда Вы обсуждаете с ребенком больницу или операцию, то постарайтесь всегда оставаться спокойными. Ваш голос, мимика, жесты и телодвижения должны внушать ребенку спокойствие и уверенность, что всё будет хорошо. Если у Вас появятся какие-либо опасения, то это, скорее всего, очень сильно напугает и Вашего ребенка. Очень важно при общении с ребенком не быть эмоциональным и ни в коем случае не плакать. Если же Вы хотите выразить свои эмоции, то постарайтесь выйти из комнаты, чтобы ребенок не видел Вас в это время.


  • Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.
  • Анатомо – физиологические особенности формирования физиологического прикуса у детей в разные возрастные периоды
  • Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, их учет при проведении занятий ФУ.
  • Важно помнить, что при госпитализации в стационар ситуация разлучения ребенка с родителями уже сама по себе является стрессовой, а проведение инвазивных медицинских манипуляций усугубляет это состояние и может быть причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств (страхи, сомнамбулии, ночной энурез и т.д.). В свою очередь недооценка состояния ребенка, выраженности проявлений заболевания и «недоучет» анатомических особенностей может привести к еще более серьезным осложнениям во время или после операции. В связи с этим предоперационная подготовка детей должна быть оптимально организована.

    В организации большое значение имеет срочность операции, так, например, при плановых оперативных вмешательствах подготовка начинается еще на догоспитальном этапе, а в случае экстренной операции подготовка начинается с момента госпитализации, она ограничена по времени и сводится к общим мероприятиям. Манипуляции и исследования, проводимые в предоперационный период, можно разделить на общие и специальные. Общие мероприятия проводятся обязательно перед любой операцией, а специальные выполняются по конкретным показаниям.

    К общим мероприятиям относятся клинические лабораторные исследования, измерение роста и массы тела ребенка, определение артериального давления. У детей перед плановой операцией объем лабораторных исследований должен включать в себя определение следующих показателей:

    1) общий анализ крови (ОАК) и гемосиндром (количество тромбоцитов, время кровотечения и время свертываемости);

    2) группа крови и резус-фактор;

    3) RW (реакция Вассермана на сифилис), определение НBS-Ag и HCV -Ag (маркеры гепатита В и С), ВИЧ;

    4) биохимический анализ крови (общий белок, прямой и непрямой билирубин, АЛТ, АСТ, креатинин, мочевина);

    5) кал на яица глист, бактериологический посев кала;

    6) электрокардиограмма (по показаниям – эхокардиография).

    Длительные, травматичные и специализированные оперативные вмешательства требуют более тщательного обследования, например, исследуются дополнительные лабораторные показатели (кислотно-основное состояния крови (КОС), К + , Na + , Сlˉ, исследование газов крови, исследование функции почек и другие), дети с сопутствующей патологией нуждаются в консультации других специалистов и дополнительных инструментальных методах исследований. Нужно помнить, что все болезненные методы исследования у детей дошкольного возраста должны проводиться под наркозом . Непосредственно перед любой операцией в предоперационную подготовку включают медикаментозную поддержку (премедикация). В премедикацию входят седативные средства (сибазон, реланиум), антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, тавегил), анальгетики (ненаркотические – анальгин или наркотические – промедол). Если во время анестезии планируется использование препаратов, обладающих холинэргическим действием (сукцинилхолин, фторотан) или инструментальное раздражение дыхательных путей (интубация трахеи, бронхоскопия, фиброгастродуоденоскопия), имеется риск возникновения брадикардии с возможной последующей гипотензией и развитием нарушений сердечного ритма, то это требует обязательного введения в премедикацию антихолинэстеразных препаратов (атропин, метацин, гликопирролат, гиосцин). По показаниям в предоперационную подготовку включают инфузионную терапию (физиологический раствор, раствор глюкозы, растворы, содержащие микроэлементы К + , Na + , Сlˉ, Mg 2+ и др. (стерофундин, раствор Рингера)), антибактериальные средства (антибиотикопрофилактика).

    Одной из составляющих подготовки ребенка к операции является предоперационное голодание для предотвращения аспирации желудочного содержимого во время операции. Новорожденные и дети младшего возраста не должны подвергаться длительному предоперационному голоданию, снижение частоты кормлений или уменьшение объема потребляемой жидкости, особенно у новорожденных и детей первого года жизни, может быстро привести к развитию дегидратации и гиповолемии (снижению ОЦК). Кроме этого, чрезмерно длительное голодание может способствовать и развитию гипогликемии или метаболического ацидоза. Здоровым детям любого возраста можно безопасно давать чистую жидкость за 2 часа до операции (вода, осветленный яблочный сок и др. чистые жидкости; нельзя давать апельсиновый сок и молоко). Период голодания у младенцев, находящихся на грудном вскармливании, не должен превышать обычного интервала между кормлениями 4 часа. У детей до 2 лет регулярный прием пищи может соблюдаться за 6 часов до начала общей анестезии. Дети старше 2-х летнего возраста не должны принимать пищу в день операции или интервал между кормлениями должен быть более 6 часов. В экстренных ситуациях желудок больного очищают с помощью назогастрального зонда.

    В значительной степени подготовка детей зависит от характера хирургического вмешательства. Подготовка детей к урологическим операциям предусматривает помимо общих клинических исследований также и инструментальные. Чаще всего в урологическом отделении дети находятся с врожденной патологией, однако врожденная патология провоцирует манифестацию вторичного инфекционного процесса. Для определения выраженности воспалительного процесса производят исследование мочи. Прежде всего, это общий анализ мочи, исследование мочи по методу Нечипоренко и Каковского-Аддиса, также проводят ортостатическую пробу, выполняют посев мочи с определением чувствительности микроорганизмов к антибиотикам и подсчитывают общее бактериальное число в моче. Существует ряд проб, которые производятся для оценки функции почек – исследование мочи по Зимницкому, проба Реберга, клиренс эндогенного креатинина. Из инструментальных методов исследования мочевыводящей системы самым простым и наименее инвазивным является ультразвуковое исследование. Проведение урофлоуметрии может помочь доктору определить уровень поражения мочевыделительной системы, а также будет свидетельствовать о его характере (функциональное или органическое). Для диагностики топики порока и функциональных особенностей применяются рентгенологические методы исследования – обзорная рентгенография, экскреторная (внутривенная) урография, ретроградная пиелография, цистография. Патологические изменения мочевого пузыря и уретры можно определить визуально с помощью эндоскопических методов исследования – цистоскопии и уретроскопии. В случае поражения мочевыделительной системы онкологическими заболеваниями возможно проведение ангиографии сосудов почки, КТ, МРТ.

    Подготовка детей к операции в торакальном отделении. В настоящее время в торакальных отделениях находятся дети с разнообразной патологией легких, плевры, средостения, диафрагмы (дети с патологией сердечнососудистой системы госпитализируются в специализированные отделения или центры). Наряду с общеклиническими исследованиями в торакальном отделении большое значение имеют инструментальные методы диагностики – функциональные пробы (исследование функции внешнего дыхания), обзорная рентгенография, рентгенконтрастные исследования (бронхография, пневмомедиастинография, радионуклеидная диагностика, ангиокардиопульмонография), эндоскопические исследования (бронхоскопия, эзофагоскопия, торокоскопия), КТ и МРТ. Указанные методы позволяют уточнить характер и объем патологических изменений, оценить функцию органов и определить необходимый объем предстоящего оперативного вмешательства.

    Подготовка детей к операции в отделении абдоминальной хирургии. Для уточнения диагноза и выбора оперативного лечения кроме лабораторных исследований в отделении проводят диагностику с помощью инструментальных методов: УЗИ, рентгенологических исследований (обзорная рентгенография, рентгенконтрастное исследование ЖКТ на протяжении, ирригография, ирригоскопия, ангиография и т.д.), эндоскопических исследований (ФГДС, лапароскопия). Из всех операций на желудочно-кишечном тракте особой подготовки требует толстый кишечник. Подготовка желудка и тонкого кишечника включает в себя послабляющую диету, предоперационное голодание (возможно применение современных препаратов, снижающих газообразование – симетикон) и премедикацию. Перед операцией на толстой кишке (кроме диеты) проводят очищение толстой кишки клизмами (очистительные, гипертонические, сифонные и др.), применяют антибактериальные препараты. Данная подготовка может занимать достаточно продолжительное время (до нескольких месяцев), в экстренных ситуациях, когда времени на длительную подготовку толстого кишечника нет, хирурги предпочитают паллиативные методики оперативного лечения (накладываются разгрузочные стомы) с последующим радикальным лечением. Важно помнить, что после операции на желудочно-кишечном тракте необходимо продолжать тщательный уход, так, например, после аппендэктомии в первые сутки исключается любой прием пищи через рот, поить детей начинают через 12 часов. Через сутки ребенку назначают 1-й стол и только на 4 сутки переводят на обычный режим питания. При наложении же кишечного анастомоза прием пищи через рот обычно ограничивают до 4 дней, с последующим постепенным переходом на щадящий стол, естественно, это требует парентеральной нутритивной поддержки (препараты для парентерального питания и кристаллоиды).

    Подготовка детей к экстренной операции. При экстренной патологии каждый час промедления ухудшает состояние ребенка и увеличивает возможность возникновения опасных для жизни осложнений. Поэтому предоперационная подготовка сокращается до минимума и начинается уже в приемном покое. Общие мероприятия могут быть дополнены необходимыми исследованиями (биохимический анализ крови, электролитный состав крови, газы крови, инструментальные исследования и др.). Пациентам, нуждающимся в экстренной хирургической помощи, катетеризируют вену, мочевой пузырь, желудок – «правило трех катетеров» . Важно до операции вывести больного из тяжелого состояния, для этого проводят коррекцию электролитных нарушений, восполнение ОЦК, дезинтоксикационную терапию. Несмотря на тяжесть больного, предоперационная подготовка (включая время обследования) у таких больных не должна превышать 3-4 часов. Главная задача предоперационной подготовки больных с тяжелыми заболеваниями к экстренной операции – стабилизация параметров гемодинамики. Последующую коррекцию жизненно важных функций проводят во время и после оперативного лечения.

    6.3. Контрольные вопросы

    1. Режим питания больных после операций на кишечнике

    2. Подготовка больного к рентгенологическому исследованию ЖКТ с контрастом

    3. Подготовка детей к плановым операциям в урологическом отделении

    4. Подготовка детей к ректо- и колоноскопии

    Почему я выбрала такую тему спросят многие? Потому что совсем недавно 3 недели назад мы столкнулись с этой ситуацией-нашей старшей дочери, которой 6,5 лет предстояла операция по удалению аденоидов и катетеризации ушей. Это была плановая операция, которая происходила в больнице под общим наркозом. К этой операции мы шли долгих два года. Почему так долго, потому что любая операция как для детей, так и для родителей сопровождается огромным количеством страхов и переживаний.
    Разложим статью по пунктам.
    • История нашей болезни.
    • Осмотр перед операцией.
    • Что можно и что нельзя перед операцией.
    • Подготовка ребёнка перед операцией.
    • После операции.
    • Заключение
    .
    1.Расскажу как всё начиналось.
    Со своей старшей дочерью я сидела дома до 3 лёт. В 3,5 года она пошла у нас в государственный садик и тут-то всё началось. Думаю многим знакома ситуация когда вполне здоровый ребёнок,который в течение 3 лет в принципе ни чем не болел - с началом похода в садик начинает болеть каждые две недели без остановки. Эта ситуация знакома многим родителям. В общем болела моя дочка всю зиму-неделю в садике проведёт, потом месяц дома. Мы в свою очередь с мужем заметили что у ребёнка снизился слух и она стала сильно храпеть по ночам. Обратившись к врачу нас направили на рентген с подозрением на аденоиды, и к сожалению подозрения подтвердились. Врач однозначно направлял нас на операцию. Мы с мужем боялись этого до смерти и ещё год прожили в таком состоянии надеясь что может пройдёт и всё обойдётся. Дочь всё время храпела, постоянные сопли, снижение слуха на протяжении всего года и непрекращающиеся болезни и простуды. Проконсультировавшись с множеством врачей, начитавшись огромных медицинских книг, перечитав огромное количество информации в интернете и просто поговорив с людьми у которых детки перенесли эту операцию-мы решились на этот шаг -сделать ребёнку операцию по удалению аденоидов.

    Перед операцией

    За неделю до операции нас пригласили в больницу на осмотр к врачу. Сама операция проходила в Израиле (для тех кто не знает я живу тут).Врач осмотрел ребёнка, посмотрел все анализы, которые перед операцией нас попросили пройти и разъяснил все что касается операции. Нами было задано ему куча вопросов.
    Родители не стесняйтесь у врача спрашивать все интересующие вопросы по поводу операции. Не бойтесь переспросить сто раз и пусть на вас смотрят, как не знаю на кого. Всё же идёт речь о вашем ребёнке и его здоровье. Самым большим страхом родителей перед операцией-это страх перед наркозом. Потому что никто не знает как отреагирует детский организм на анестезию,как ребёнок выйдет из наркоза, как будет себя чувствовать. Небольшой список вопросов которые нужно задавать врачам перед операцией.
    1. Спрашивайте кто будет делать операцию. Какой врач, какой у него стаж,сколько таких операций он провёл.
    2. Как будет происходить операция, какими инструментами будут делать операцию.
    3. Сколько времени будет длиться операция.
    4. Сколько времени ребёнок будет находиться под наркозом.
    5. Как делают наркоз? Будет это маска или же делают наркоз в вену.
    6. Как ребёнок будет себя чувствовать после операции. Будет ли болеть у него место которое подверглось оперативному вмешательству.
    Спрашивайте всё что вас интересует. И как говорится "Кто уведомлён,тот вооружен".

    Что можно и что нельзя перед операцией

    Потом нам назначили день операции и время,и дали краткие инструкции что можно перед операцией и что нельзя. Это касается операции по удалению аденоидов. Смотря какая операция-такие и предписания перед её прохождением. У нас были такие.

    За 12 часов до операции нельзя есть,но можно пить. Желательно конечно же пить обычную воду. За 2 часа до операции нельзя даже и пить. Конечно тяжеловато встать утром и объяснить ребёнку что ему нельзя позавтракать и даже чаю попить. Мы с нашим папой в знак поддержки дочери - тоже не стали завтракать и пить чай. Чтоб ей немного легче было это перенести. Детям довольно трудно объяснить что им нельзя ничего кушать и пить.

    Подготовка ребёнка перед операцией

    Как объяснить ребенку после операции, что не нужно бояться врачей
    Мы с мужем решили подойти к этому вопросу очень серьёзно. С самого начала нами было принято решение что ребёнок должен знать что ему предстоит пройти операцию. Естественно на протяжении этих 2 лет ребёнок знал что у него есть какая-то проблему в носу и в ушах. Мы рассказывали что у неё есть аденоид - она в свою очередь спрашивала что это такое. Мы объясняли ей это так-что у неё в носу есть ненужный кусочек мяса, который нужно убрать чтоб не мешал ей хорошо дышать носиком, и что он влияет на её слух и из-за него она плохо слышит. Дети многие вещи переводят в игру-так по поводу аденоида она говорила мне - "Мама мне уберут аденоид - мы будем в порядке, а он нет и всё это ещё говорилось таким сюсюкающим голоском. Короче смех да и только.
    Чем ближе приближался день операции естественно у нас в доме всё больше говорили об этой операции. И конечно же сама дочка спрашивала что ей будут делать и как,мы всё рассказывали ей в сотый раз. Сама она эту операцию называла осмотр у врача. Мы объяснили что пока её будут «осматривать» она будет спать. Конечно же было много вопросов- "А зачем мне спать утром?" и т. п.
    Ребёнку нужно и важно рассказать что ему предстоит операция, а не скрывать ситуация в которой он находится.
    Расскажите ребёнку зачем ему делают операцию, как он будет себя прекрасно чувствовать после операции,как улучшиться его состояние и настроение, расскажите ребёнку все плюсы,которые ожидают его после операции. Часто дети не до конца представляют что их ожидает и переводят ситуацию в игру. А нам родителям в свою очередь не стоит показывать нашим детям, как мы на самом деле всего этого боимся, потому что дети отлично чувствуют своих родителей и видят когда мы боимся. Если родитель будет всё время нервничать и говорить "Ой,как я переживаю", "Ой,как я боюсь", то естественно и ребёнку будет страшно и передастся его настроение.

    После операции: ребёнок после наркоза

    После операции, когда ребёнок просыпается после наркоза-он чаще всего не понимает где он находиться, и что с ним произошло. Важно в тот момент когда ребёнок откроет глаза-чтоб он увидел родные ему лица-мамы и папы. В больнице наблюдала такую ситуацию, когда ребёнок очнулся после операции, а мама куда-то отошла. Можете представить состояние этого ребёнка-он орал на всю больницу и потом долго не мог успокоиться даже когда мама уже пришла.
    Выход из наркоза может сопровождаться болями,тошнотой, температурой. В нашем случае у дочки сильно болело горло, и был сильный хрипящий кашель. Медсестра предложила нам выпить обезболивающее.

    Ребёнок после наркоза находиться в сонном состоянии, он может 5 минут спать и просыпаться с криками боли,потом может опять засыпать, и снова кричать что у него болит. Успокаивайте вашего ребёнка, говорите ему тёплые слова, поглаживайте его. Хорошим ходом будет купить ребёнку небольшую игрушку, которую он сможет обнять или взять из дому любимую игрушку,которая бы помогала ребёнку преодолеть весь процесс госпитализации. Мы с мужем решили что купим какую-то игрушку в больнице, благо в больнице оказался магазин с игрушками-думаю предназначенный для таких случаев. Мы купили розового медвежонка мягкого-которого дочка через 10 минут после того как очнулась после наркоза-обняла и не отпускает до сих пор. Вот он.

    Так он ей понравился, что даже дома у нас была первое время война между старшей дочерью и младшей.
    Через часик другой наш ребёнок отошел от наркоза и ей захотелось кушать. И врач разрешил нам немного покушать. Всё конечно же индивидуально и очень важно слушаться предписаний врача по поводу всего связанного с операцией.
    Через 4 часа после операции нам разрешили поехать домой. Но наказали строго настрого смотреть чтоб не было кровотечения. По поводу предписаний после операции,если кому-то интересно напишите в комментариях я напишу.

    Заключение
    Вот так прошла наша операция,с которой ушло множество проблем,страхов и переживаний.
    В данный момент у ребёнка возобновился слух, ушли ночные храпения, постоянная заложенность носа и вечные сопли, вечно открытый рот постоянные переспрашивания.
    Уважаемые родители прежде чем делать ребёнку операцию-подумайте хорошенько,взвесьте все плюсы и минусы предстоящей операции, проконсультируйтесь не с одним врачом,а как минимум с 3-4-мя. Послушайте разные мнения. Поговорите с такими же родителями, которые прошли операцию. Примите правильное решение.И удачи всем и крепкого здоровья.

    P.S.Данная статья написана из личного опыта,и не может быть рассмотрена как руководство к действию.Каждый случай индивидуален,как и каждый ребёнок и его состояние здоровья.

    Подготовка ребенка к операции и анестезии



    Операция является одним из наиболее ответственных этапов в лечении больного ребенка. Очень важен вопрос о необходимости и сроках проведения хирургического вмешательства.

    Показания к операции у детей

    Показания к операции могут быть абсолютные и относительные. К абсолютным показаниям относятся такие заболевания или состояния, при которых без экстренного хирургического вмешательства дети могут погибнуть: деструктивный аппендицит, ущемление грыжи, атрезия каких-либо участков желудочно-кишечного тракта и т. п. Относительными показаниями являются заболевания или состояния, для излечения которых требуется оперативное вмешательство, но операция не должна проводиться в экстренном порядке. К таким заболеваниям относятся неущемлен-ная грыжа, незаращение неба, многопалость и др. Возраст ребенка является важным фактором при решении вопроса о времени проведения операции. По абсолютным показаниям операции проводятся в любом возрасте, новорожденным и даже недоношенным детям. При относительных показаниях различные оперативные вмешательства следует проводить в том возрасте, когда это наиболее целесообразно, учитывая характер заболевания.

    Выполнение многих оперативных вмешательств у новорожденных возможно лишь при наличии большого опыта у хирурга в проведении операций и послеоперационного выхаживания больных, необходимого обезболивания, соответствующего инструментария и оснащения. В противном случае все операции, кроме жизненно необходимых, следует отложить.

    Противопоказания к операции у детей

    Абсолютно противопоказаны операции детям, которые из-за имеющихся у них пороков являются нежизнеспособными. Не следует начинать операцию у ребенка, находящегося в преагональном и атональном состоянии или в состоянии шока III и IV степени, но после выведения из этого состояния, при наличии абсолютных показаний, можно проводить оперативное вмешательство. В тех случаях, когда причина тяжелого состояния может быть устранена только хирургическим путем (кровотечение, пневмоторакс и т. п.), операцию можно начинать и до окончательного выведения пациента из шока на фоне противошоковых мероприятий.

    К относительным противопоказаниям относятся заболевания дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения нормального развития ребенка, связанные с недостаточным питанием, поносами и другими причинами, экссудативный диатез, пиодермия, резко выраженные явления рахита, состояние после вакцинации, повышение температуры неясной этиологии.

    Развитие анестезиологии и реаниматологии расширило возможности хирургических вмешательств даже у очень тяжело больных. Кроме того, некоторые дети в течение многих месяцев страдают каким-либо заболеванием дыхательных путей, а длительное откладывание операции опасно или способствует респираторным заболеваниям (например, при незаращении неба). В таких случаях проводят вмешательство, как только появился светлый промежуток и стихли катаральные явления.

    Оперируют детей только с согласия родителей или людей, которые их заменяют. Письменное согласие вкладывают в историю болезни. В крайнем случае можно обойтись устным согласием, данным при свидетелях. Если имеются абсолютные показания к операции, а родителей не удается известить об этом и их согласие не получено, вопрос об операции решается консилиумом из 2- 3 врачей и об этом ставится в известность главный врач.

    Обследование и подготовка ребенка к операции.

    В большинстве случаев перед проведением сравнительно небольших и не очень травматичных операций ограничиваются общепринятым клиническим обследованием: осмотр ребенка, аускультация грудной клетки, анализы мочи и крови и др. Перед большими и травматичными операциями на органах грудной клетки и брюшной полости, почках и мочевыводящих путях, некоторыми ортопедическими операциями, помимо специальных диагностических исследований (о которых будет сказано в соответствующих главах), определяют состояние основных жизненно важных функций организма ребенка. В число этих исследований входит определение показателей газообмена и внешнего дыхания, основных параметров гемодинамики (пульс, артериальное, а иногда и венозное давление, ЭКГ, а при необходимости поликардиография, реография). Не менее важное значение имеет определение функции почек (диурез, клиренс по эндогенному креатинину, остаточный азот, мочевина плазмы и мочи); печени (белковообразовательная, пигментная, антитоксическая функция, бромсульфалеиновая проба); объем циркулирующей крови и ее компонентов, уровня основных электролитов в плазме и эритроцитах, азотистого баланса, гормонального профиля. В определенных случаях важно знать состояние свертывающей и антнсвертывающей систем и другие показатели.

    Перед операцией ребенка взвешивают и измеряют его рост.

    Подготовка я операции занимает важное место в хирургическом лечении ребенка. Она зависит от состояния больного, характера операции и времени, которое остается до операции. Перед большими и травматичными операциями и у детей со значительными нарушениями жизненно важных функций усилия хирурга и анестезиолога направлены на то, чтобы по возможности скорриги-ровать имеющиеся сдвиги дыхания,^ гемодинамики, биохимических констант и других функций.

    Перед срочными вмешательствами по поводу перитонита, непроходимости кишечника, кровотечения, когда до начала операции остается очень мало времени, даже без специальных исследований внутривенно переливают раствор Рингера, глюкозу, кровь или плазму. Это способствует дезинтоксикации и восстановлению нарушенного гидроионного равновесия.

    Накануне операции ребенок получает обычную для него диету, ему делают очистительную клизму и гигиеническую ванну. В день операции сбривают волосы с операционного поля (если есть необходимость).

    Общие особенности хирургической техники и тактики

    Необходимым условием техники детского хирурга является стремление к минимальной травматизации тканей. Ткани ребенка, особенно младшего возраста, богаты жидкостью, рыхлые, нежные и тонкие. Они склонны с отеку, разрывам, размозжениям, образованиям гематом. Все это способствует последующему инфицированию, плохому заживлению и возникновению других осложнений. Для уменьшения травматизации необходимо исключительно нежное, бережное обращение с тканями, выбор по возможности наиболее простого метода операции, при необходимости гидравлическая препаровка тканей 0,25% раствором новокаина. Во время операции органы и ткани ребенка лучше брать пальцами, а не применять для этого пинцет. Препаровку тканей у ребенка лучше проводить острым путем. Весьма существенное значение в атравматичном оперировании имеет применение специальных инструментов для детской хирургии. О нежном и бережном отношении к тканям детские хирурги должны постоянно помнить, ибо больные во время операции в большинстве случаев находятся под наркозом и это несколько ослабляет «бдительность» оператора в плане атравматичности своих манипуляций.

    Дети весьма чувствительны к кровопотере, поэтому необходимо стремиться к бескровному оперированию, что достигается тщательным гемостазом, применением электрокоагуляции и электроножа, кровоостанавливающих губок, а также педантичным и своевременным возмещением кровопотери.

    Лабильность терморегуляции требует по возможности быстрого оперирования, укрывания внутренних органов теплыми влажными салфетками и поддержания адекватного теплового режима. Для этого применяют специально подогреваемые столы, укладывают ребенка на грелки и т. п. Быстрота оперирования ни в коем случае не должна быть за счет торопливых, резких и неосторожных движений.

    У детей паренхиматозные органы брюшной полости относительно больше, чем у взрослых, поэтому хирургический доступ, в частности лапаротомию, у маленького ребенка также производят относительно шире, чем у взрослого.

    Исаков Ю. Ф. Детская хирургия, 1983г.

    Проводить операцию на сердце и госпитализировать ребенка, которой морально подготовлен к этому, намного проще. В этом случае момент адаптации к смене обстановки и выздоровление будут проходить оперативнее. Роль психолога в этой ситуации должна быть отведена родителям, которые чувствуют и сопереживают своему чаду.

    Как должны себя вести и что должны делать родители для подготовки ребенка к операции на сердце?

    Перед тем, как приступать к беседе с ребенком о тонкостях будущего/текущего лечения надо предварительно разузнать у лечащего врача как данный недуг влияет на здоровье малыша, как срочно нужна госпитализация, каким образом будет происходить лечение. Если родители будут в курсе всех этих нюансов, то и с ребенком общаться на эту тему будет проще.

    Основные моменты, на которые надо ориентироваться при моральной подготовке ребенка к будущей и госпитализации:

    • следует убедить чадо, что в больнице он никогда не будет один : родня и друзья будут его регулярно навещать; мама/папа постараются оставаться на максимально длительный промежуток времени. Всегда на зов ребенка придет медсестра, врач;
    • с ребенком следует контактировать как можно больше : разговоры, веселые игры, обычный телесный контакт придадут ему уверенность;
    • надо постараться ликвидировать у малыша страх перед больницей . Дети слишком эмоционально относятся к боли, и хуже будет, если этот страх они будут держать внутри себя. Открытые беседы, обоснованность процедуры лечения помогут успокоить ребенка. Совсем маленьким пациентам для этой цели подойдут игрушки, красочные картинки, истории о любимых персонажах;
    • не стоит запрещать ребенку проявлять эмоции . Если начинает плакать, не нужно его стыдить; если слишком агрессивен – пусть побьет подушку, поиграет в войнушку с игрушками;
    • чтобы развлечь малыша в больнице можно предложить ему вести дневник, в котором он будет описывать то, что с ним происходит в рамках палаты. В этом дневнике он может рисовать, делать аппликации;
    • игра в «больничку» подручными куклами, с участием врачей, медсестер, пациентов даст шанс ребенку лучше разобраться с происходящим; поможет снять тревогу;
    • основополагающим моментом в этой ситуации является полное спокойствие родителей . Последние должны быть осведомлены о ходе лечения, роли того или иного препарата. Если родители сами будут нервничать и переживать, то ни о каком спокойствии со стороны их чада не может быть и речи. Возникают вопросы – надо спросить у врача, медработников. Беспокойство не проходит – можно пообщаться с психологом. Не стоит забывать о полноценном отдыхе: на период сна друзья/родня будут полезными для присмотра за маленьким пациентом. Приобретенная уверенность передастся ребенку, а обознанность в актуальной тематике поможет открыто отвечать на возникающие у ребенка вопросы.

    Подготовка ребенка до года к операции

    Согласно статистике по РФ каждый 7-8-й ребенок рождается с врожденным пороком сердца. Специалисты-кардиологи считают, что хирургическое вмешательство здесь требуется как можно быстрее.

    Хотя морально настроить новорожденного на предстоящую операцию кажется нереальным, но определенные методы существуют:

    • эмоциональное спокойствие у мамы – хорошая поддержка для крохи. Обрести такое спокойствие для женщины, не столь давно пережившей роды, будет проблематично, но возможно, — стимул для этого имеется. Для полноценной гармонии мамочка не должна пренебрегать отдыхом: в перерывах между сном несложно будет найти временную подмену для новорожденного;
    • грудное молоко для малыша будет провоцировать эмоциональную близость с мамой, так ему необходимую . Если кормить ребеночка лично не получается, молоко надо сцедить в бутылочку;
    • новорожденному пациенту, которому предстоит операция не сердце, важен контакт с мамой : касания, поглаживания, песенки.

    Подготовка к операции ребенка от года до трех лет

    Такой возрастной период дает возможность родителям наладить словесный контакт с их чадом. До момента госпитализации (за 1-2 дня) с малышом надо провести беседу о предстоящем отъезде, целесообразности этих перемен. Полезным будет перед госпитализацией:

    • разъяснить будущему пациенту слово «больница» . Не стоит запугивать ребенка страшными рассказами, но можно устроить небольшую ролевую игру, в которой добрый врач будет спасать деток от различных недугов, давая им таблетки, делая уколы. После можно перейти к пояснительному разговору с малышом: «Скоро мы поедим в больничку, и останемся там на несколько дней. Врач сделает тебе укол (будет немножко больно), ты уснешь крепко-крепко. А когда проснешься, твое сердечко будет здоровым»;
    • позволить малышу взять с собой вещи, которые он хочет/ему нужны : игрушки, канцелярию, одежду.

    В больнице могут возникнуть следующие страхи у маленького пациента:

    • боязнь быть покинутым . Чтобы избежать этого, не следует уходить из больницы, не предупредив малыша. Надо дать ему понять, что родители будут около него (по возможности) часто. Не будет родителей, — придет бабушка/дедушка, врач;
    • страх перед медоборудованием . Следует объяснить ребенку, зачем нужны данные устройства. Можно использовать игровую форму;
    • фобия наказания за проступки . Дите может думать, что все происходящее с ним: болезнь, болезненные процедуры – результат отрицательного поведения. Надо убедить малыша, что все люди подвержены такому испытанию, но лечение помогает выздороветь.

    Как психологически подготовить к операции ребенка от 3 до 6 лет?

    При подготовке деток такой возрастной группы к операции на сердце надо осторожно подбирать нужные слова-объяснения, ведь неправильный подход может спровоцировать ряд фобий.

    Будущему пациенту следует знать о том, что ожидает его в больнице . Но не надо использовать научные, непонятные термины. Разъяснять надо доступным ребенку языком без неприятных подробностей. Не надо обманывать, что боли не будет: «Будет, однако пройдет так же быстро, как ранка от падения с велосипеда».

    Необходимо расспросить у ребенка, беспокоит ли его что-то . Если да, то пусть подробно расскажет о предмете боязни.

    Ребенок от 6 до 10 лет — методы психологической подготовки

    Актуальный подход в подготовке ребенка данного возрастного периода к операции на сердце – разрешение держать контроль над ситуацией. Пусть он сам определяет, какие вещи из гардероба отложить в больницу, какую литературу он будет там читать, в какие игры играть.

    Исходя из боязней, которые могут присутствовать у детей 6-10 лет, нужно подбирать методы их подготовки к операции на сердце:

    • следует объяснить ребенку, что после операции его внешность не поменяется, никаких увечий не будет . Он останется таким же красавчиком, а его сердечко будет работать исправно;
    • если малыш боится боли, надо рассказать о наличии врача, который позаботиться о ликвидации боли во время операции . После хирургического вмешательства будут предоставляться специальные таблеточки, купирующие боль;
    • фобию в аспекте потери связи с друзьями реально побороть, заверив, что из больницы можно будет с ними связываться по телефону, или лично (в часы приема).

    Операция на сердце у детей раннего школьного возраста может возобновить тот спектр отрицательных «привычек», который был присущ им ранее: неконтролируемое мочеиспускание, заикание, сосание пальца. Такие реакции – результат пережитого, и они зачастую быстро проходят.

    Как подготовить подростка к операции на сердце?

    В подростковом периоде подход к методам подготовки предстоящей операции на сердце должен быть иным, нежели для маленьких деток:

    • не стоит «душить» вниманием и заботой пациента-подростка, — это будет только раздражать его. Следует прислушаться к его пожеланиям, и если они адекватные – следовать им;
    • нельзя допускать, чтобы подросток замыкался в себе, храня внутри обиды и недопонимания. Нужно стимулировать ребенка на общение с его врачом, иным персоналом в больнице;
    • полезным будет ведение дневника о днях пребывания в стационаре. Это не только отвлечет пациента, но и скрасит его время провождение в лечебнице.

    Читайте также: