Шри-Ланка. Канди: храм Зуба Будды и кандийские танцоры

Официально называющийся Wat Pho (или просто Ват), а в народе слывущий как Temple of the Reclining Buddha, – это самое древнее культовое сооружение Бангкока. Его начали строить при короле Раме I, который перенес столицу с западного берега реки Чаупхрая на восточный, туда, где находилась деревня Банг Маког (Сливовый Сад). Территорию столицы отгородили искусственным каналом, а получившийся остров назвали Раттанокосин – это аборигенное название королевства Сиам с 1782 по 1932 год.

Храм Ват в Бангкоке находится в двух шагах от Королевского дворца – места, которое во всех путеводителях по тайской столице преподносится как "must see". Поэтому не заглянуть на лежащего Будды будет непростительным упущением. Тем более что пройти мимо него практически невозможно – его площадь 80 тыс. кв. метров, а приметности ему добавляют стены, длина периметра которых больше километра, а высота три метра.

Главной «фишкой» и целью посещения храма лежащего Будды в Бангкоке является знакомство с самой большой статуей Будды в Тайланде – фигура в традиционной позе «полулежа» имеет в длину 46 метров и 15 в высоту. Но и других чудес там тоже немало, а еще на территории Wat Pho можно приобщиться к тайнам настоящего тайского массажа, зародившегося именно в его стенах.

Что посмотреть?

– это территория древнего монастыря, расширенного по приказу короля Рамы I. Его архитектурной доминантой являются четыре ступы – зеленая, белая, желтая и голубая. Площадь храмового комплекса разделена улицей Thanon Chetuphon на две части – южную, хозяйственную и жилую, а также северную, которая собственно и является приманкой для туристов.

Статуя лежащего Будды находится в северо-западном вихарне храма. Обратите внимание на то, что ее ступни покрыты 108-ю перламутровыми орнаментами, имеющими сакральное значение и отражающими разные реинкарнации Верховного Божества.

Не ограничивайте экскурсию только Буддой. Посмотрите на картины, которыми украшены стены храма и мраморные барельефы балюстрады храма – сцены из эпоса «Рамаяна». И на странные бородатые существа в шляпах – хранителей храма. Эти статуи привезены в XIX веке из Китая. Еще на территории храмового комплекса есть парк и традиционный для ландшафтов Юго-Восточной Азии пруд, украшенный водопадом.

Лежащий Будда в Бангкоке – это действующий сакральный центр Тайланда. Поэтому при его посещении выказывайте должное уважение его стенам и соблюдайте дресс-код. Обязательно снимайте обувь, когда входите в помещения. Откажитесь от маек, шорт, мини-юбок и пляжной обуви.

Тайский массаж в храме

Появился в стенах монастыря, где сейчас находится Wat Pho. Там работает школа мануальной терапии и центр традиционной тайской медицины. В нем вы можете получить сеанс массажа, а при желании – обучиться некоторым секретам древнего мастерства. Разумеется, что за это надо заплатить.

Стоимость часового сеанса традиционного массажа 420 бат, во столько же вам обойдется экзотический фут-массаж (ногами). При использовании целебных трав стоимость массажа повышается до 520 бат.

Курс обучения массажу состоит из пяти (по одному в день) уроков продолжительностью шесть часов каждый. Начинаются они в 9 утра и заканчиваются в 4 часа вечера. Окончившим курсы, выдают сертификат. Стоимость обучения традиционному (руками) массажу 9500 бат, а вот знание тонкостей фут-массажа обойдется дешевле – в 7500 бат.

административный центр района Канди, с населением 161 тыс. человек (2001). Известен также как Сенкадагалапура (Senkadagalapura). Город расположен в горном массиве на высоте 500 м над уровнем моря, очень живописен. Его называют «жемчужиной Цейлона». Естественной границей Канди является река Махавели Ганга с тенистыми берегами. Местное название Канди - Маха Нувара, или Великий Город.
Город был основан в XIV в. королем Викрамабаху III (1357-1375 гг.), с 1540 г. являлся резиденцией сингальских королей, и с 1590 г. (вар., 1592 г.). когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, стал столицей острова Цейлон (вар., государства со столицей в Канди). Известен, как один из священных буддистских городов, место нахождения Храма Зуба Будды
(Шри Далада Малигава или Далада Малигава). В 1988 г. Канди был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После войны с голландцами 1761-1767 гг., захватившими побережье острова, город стал столицей королевства Канди, существовавшего в центральной части острова Цейлон с XV по XIX вв. (до его включения в 1815 г. в состав Британской империи). Территория государства Канди в первой половине XVI века примерно соответствовала Центральной провинции, Северо-Центральной провинции, Восточной провинции и провинции Ува Шри Ланки.
В центре города Канди находится искусственное озеро, созданное последним королем Канди Шри Викрема Раджасингхе в 1807 г. Жилой район расположен в горах к югу от озера, а историческая часть города с сохранившимися колониальными постройками XIX века в викторианском стиле занимает северный и западный районы. В центре озера Канди, на маленьком острове построен Королевский Летний Дворец, где Шри Викрема Раджасингхе содержал свой гарем. На берегу озера Канди находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 371 г. (вар., 361 г., 311 г.), когда Зуб появился на острове Цейлон, реликвия стала символом суверенитета. Государственной столицей считался город, где находился Зуб Будды. Когда в 1590 г. Зуб прибыл в Канди, король Вимала Дхарма Сурия I построил двухэтажный храм на территории королевского дворца, где и была помещена реликвия. Резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью, украшают храм.

Храм Зуба Будды в Канди

(Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) - буддистский храм в городе Канди на Шри-Ланке.
Примерно в 540 г. до н.э. умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Один (вар., два) из них остался в Индии. После восьми столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на остров Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. Реликвию на остров переправила дочь правителя принцесса Хемамала, спрятавшая её в своей причёске.
Зубу Будды издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому Зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII в. (по другим данным, в 1592 г.) он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Зуба Будды (Далада Малигава).
Зуб скрыт в семи ларцах (
вар., сосудах, ступах), вложенных один в другой. Они, в свою очередь, находятся в небольшой ступе, украшенной золотом и драгоценными камнями (так наз. «золотой ступе»). Достаточно Зубу Будды исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить Зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты заложили бомбу в храме Далада Малигава (вар,. четверо боевиков Тамильских тигров врезались на грузовике, начинённом взрывчаткой, в Храм Зуба Будды). Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой.
Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и главные священнослужители. Теперь в часы службы двери комнаты открыты, и можно издалека обозревать святыню.
С реликвией связана одна из самых красочных процессий на Востоке - фестиваль Эсала Перахера. Каждый год перед полнолунием августа Зуб Будды выносится на всеобщее обозрение. Зуб укладывают в золотую шкатулку, в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса. В шествии, проходящем по улицам города, участвуют десятки слонов, покрытых яркими попонами с колокольчиками и иллюминацией, сотни танцоров, акробатов и музыкантов. Тысячи людей стекаются к храму, чтобы посмотреть это великолепное зрелище.
В Храме Зуба Будды много и других сокровищ: собрание древнейших рукописных книг, миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда. Храм Зуба Будды являлся частью огромного комплекса зданий: севернее храма располагался Королевский Дворец, Дворец Королевы, зал для аудиенций. Сохранился лишь публичный сектор Королевского дворца. Теперь во дворце Национальный Музей.
Wat Phra Thaew
- одна из самых известных буддийских святынь традиции Тхеравада расположена в историческом центре столицы Тайланда - Бангкоке, на территории Гранд Паласа -королевской резиденции, построенной еще в 18 веке Рамой I - первым королем Бангкокского периода в истории Тайланда, которого звали Будда Йодфа Чулалоке. Именно при его правлении Бангкок стал новой столицей. И в этот период началось строительство знаменитого на весь мир буддийского храма в конце 18 века. Храм Изумрудного Будды получил свое название благодаря прекрасной буддийской реликвии, которая хранится на его территории. Полное официальное название Храма - Ват Пхра Шри Раттана Сатсадарам. Он обладает статусом самого священного места в Тайланде.
Храмовый комплекс находится рядом с Дворцовым комплексом, и отделен от него одними только воротами, поскольку он предназначен для религиозных ритуалов королевских династий Тайланда. В храм ведут три входа, центральные ворота открыты только для короля и королевы, никому другому въезжать через них на территорию храма не дозволено. Прочие посетители, паломники, туристы могут попасть в храм через боковые ворота.
Входы в храм оберегают статуи Хуфа -грозных хранителей.

Помимо них есть и другие блюстители порядка, которые следят за соблюдением местных традиций. В храмах Тайланда действует дресс-код: войти на их территорию можно только босиком и в длинных брюках, какой бы жаркой ни была погода.

Еще снаружи вход в Храм Изумрудного Будды охраняют два бронзовых льва, которых специально для этого храма привез из Камбоджи король Рама I.
Храмовый комплекc включает множество традиционных буддийских сооружений: здесь есть и статуи, и ступы , и здание библиотека. А вот монастырких уединенных жилых помещений там не найти, монахи никогда не селились на территории Ват Пра Кео. Это одна из характерных отличительных особенностей храма от других культовых сооружений Тайланда. Другой особенностью стало наличие огромного количества священных построек, многочисленных ступ-пагод и огромного разнообразия статуй. У основания храма расположились гаруды .

Храмы Тайланда очень богато декорированы, а Храм Изумрудного Будды - особенно. Многоступенчатый резной купол его украшен инкрустациями из золота,бронзы и китайской глазури. Белые снаружи стены изнутри расписаны фресками с сюжетами, взятыми из жизни Будды Шакьямуни и тайской "Рамаяны". Возле самого храма расположены статуи, иллюстрирующие древнеиндийское "Путешествие Рамы": гигантская фигура яка высотой 5 метров, короли-обезьяны и великаны.

Главная святыня, вокруг которой был возведен весь храмовый комплекс - 75 сантиметровая фигура Изумрудного Будды. Образ Просветленного высечен из цельного куске сине-зеленого жадеита. Будда сидит в позе лотоса на золотом престоле. В зависимости от времени года статую переодевают: у него есть три богато украшенных наряда, а переодевание статуи - важный ритуал, который выполняет собственноручно сам монарх!

Эта статуя чрезвычайно свята для каждого буддиста в Тайланде и для всей тайской культуры.

Со статуей связана удивительная история: неизвестно когда и кем она была создана, самое раннее упоминание о ней относится к 1434 году, когда молния поразила буддийскую ступу и в ее обломках обнаружилась небольшая статуя из зеленой породы, со временем скрывавшие ее куски известняка откололись и тайцам предстала во всей своей красе статуя Будды. Чудесную статую мечтали увидеть буддисты со всего Тайланда и других стран, поэтому Изумрудный Будда веками путешествовал по всей Азии, он побывал в Лаосе и Камбодже . Только в 1778 году священная статуя вернулась в Тайланд. А в 1784 году Изумрудный Будда занял свое постоянное место в специально для него выстроенном храме Wat Phra Thaew.

Этот величественный столичный придворный храмовый комплекс - часть истории никем никогда не покоренной империи, чем тайцы очень гордятся.
Храм подвергался не раз многочисленным нападениям завоевателей, и даже был однажды сожжен дотла, но как Феникс возродился из пепла в 1820 году, благодаря королю Анвонгу, приказавшему отстроить его заново.

Не закончилось. После чашечки крепкого кофе, он решил лично отвезти нас в один из самых живописных городов Шри-Ланки — Канди, так сказать «передать лично в руки» своему брату, дабы у нас представилась возможность погулять по второму по величине городу страны и посмотреть известный многим туристам храм Зуба Будды в Канди.

Никогда не любила такие ситуации. Представляю себя на месте сингальца: сижу я так тихо-мирно дома, попиваю чай или строю планы на выходные, а тут заваливается ко мне двоюродный брат, да еще и двух неизвестных иностранцев просит приютить. В большинстве случаев многие отказывают, но есть и такие, которым не в тягость.

Правда, в этот раз получилась немного другая ситуация. Когда мы подъехали к дому брата Рована, того не оказалось на месте, что очень встревожило нашего друга. В итоге, он договорился с соседями, чтобы мы оставили у них вещи, пока будем гулять по достопримечательностям Канди. А по возвращении, когда брат уже будет дома, можем переночевать как минимум у него на веранде, на улице.

Сам дом располагался на холме, и прилегающий небольшой кусок территории тоже относился к частным владениям. Поэтому для нас даже ночевка «во дворе» была за счастье, почти как на даче и не жарко. Кстати, «холмистое» расположение жилых домов абсолютно нормальное явление для Канди, ведь сам город в переводе означает «гора» и располагается в горном массиве высотой 488м. над уровнем моря.

Как добраться до города Канди.

Ближайшим аэропортом к Канди является крупнейший международный аэропорт Шри-Ланки в Коломбо , расположенный в 110 км. от города.

Как читатель уже догадался, мы добирались до Канди автостопом с нашим новым хорошим другом Рованом. Для тех, кто еще не обзавелся друзьями на Шри-Ланке, мы расскажем несколько других способов проезда.

Автобусом.

Конечно же, автобусы еще никто не отменял, поэтому любой желающий может добраться до города Канди с автовокзалов , Негомбо, и других крупных городов Шри-Ланки . Конечной точкой которых будет автобусная станция, расположенная по соседству с Центральным железнодорожным вокзалом Канди.

Дорога из столицы в Канди представляет собой узкий извилистый серпантин с медленным утомительным трафиком. Автобусы, конечно, ходят каждые 15-20 минут, но очень уж напоминают переполненные по утрам вагоны московского метро. Да и стоимость почти такая же — около 150 рупий (40 руб.).

Поездом.

Самый быстрый и сравнительно недорогой способ добраться до Канди из других городов Шри-Ланки. От станции Коломбо-Форт до Центрального вокзала Канди (Maha Nuwara) дорога занимает около трех часов, а стоимость поездки составляет 260-360 рупий (в зависимости от типа вагона).

Кроме того, если ехать из столицы поездом, можно насладиться захватывающим дух видом холмистых районов Центральной Шри-Ланки, покрытыми зеленью тропических лесов и чайных плантаций.

В храм Зуба Будды бесплатно.

Итак, вещи мы сдали в небольшой магазинчик гаражного типа рядом с домом, и снова сели в микроавтобус Рована, который подкинул нас до центра города. Наш заботливый друг даже прогулялся немного за компанию с нами, беспокоясь, как бы мы не заблудились в этом большом городе. Смешной он, конечно, но милый.

Я ничуть не преувеличу, если назову город Канди самым красивым городом Шри-Ланки. Взять хотя бы архитектуру, которая сохранилась до наших дней практически в том виде, в котором появилась в дни правления короля Викрамбаху.

Но еще более красивое и живописное место – это, конечно, выкопанное в центре города искусственное озеро.

Вокруг него мы пройдемся, только чуть позже, потому что перед нашим взором начали показываться башенки буддийского храма Зуба Будды – самой знаменитой достопримечательности Канди.

Куда ни приедешь, везде эти храмы с зубами Будды, что в , что на Шри-Ланке. Невольно думается, что эти буддисты совсем помешанные. На самом деле в древности «священный зуб» всегда следовал за королями, а короли, как известно, обосновывались в столицах государств. Ведь вплоть до 19 века, когда в Канди пришли британцы, этот город считался столицей. Сейчас это все история, оставим ее для местных школьников, перед нами же очередной храм, куда неплохо бы найти «черный ход». Но, сначала пройдем на главный и узнаем, сколько стоит билет. А стоит он 1000 рупий, неплохо для очередного зуба…

Как известно в любом заборе, даже таком высоком, какой оказался вокруг храма Зуба Будды , есть дыра или незапертая дверь. Поэтому, не спеша прогуливаясь и хрустя зеленым шоколадом с яблочным вкусом, который случайным образом нашелся в одном из местных магазинов, мы направились в обход налево от главного входа.

Неожиданно забор закончился большими воротами, за которыми стояла пара местных в форме. Немного потоптавшись в нерешительности, мы уже думали двигаться в обратном направлении, как один из охранников улыбнулся и жестом пригласил пройти на территорию храма. Вот те раз!

Рано обрадовались, территория территорией, да только, чтобы дойти до самого храма, нужно еще как-то проскочить узкие двери более древнего ограждения, где к нам лицом сидела женщина в форме.

Медленно мы подошли поближе. Прогонят, так прогонят, терять все равно нечего. Но, женщина то ли нас не заметила, то ли решила, что мы отсюда и вышли. Короче говоря, мы с легкостью преодолели второй вход и оказались практически сразу перед храмом.

Снова загвоздка, чтобы прогуляться в 10 метрах от здания храма, нужно соблюсти «дресс код», то есть идти в юбке и без тапок. На сей раз, на разведку первой пошла я, на всякий случай, прихватив фотоаппарат. Я прицепилась к группе местных паломников, еле перенося боль от нагретых полуденным солнцем плит. Местные же шли так, будто и не чувствовали этого.

Я спокойно прошлась в одну сторону, потом в другую. Пофотографировала здание с разных ракурсов, прогулялась по парку. Как выяснилось, хоть на главном входе и платят за билет, но на самой территории не слишком его проверяют, а вот чтобы попасть внутрь храма, необходимо пройти по узкой (для одного человека) дорожке, в конце которой стоит человек, проверяющий наличие билета. Ну вот, опять облом, внутрь храма безбилетникам не попасть.

Я вернулась к Андрею и описала ему всю ситуацию. Тот тоже решил прогуляться, правда короткие шорты мешали ему осуществить эту задачу. Пришлось даровать со своего плеча платок, который он повязал, как порео. Смотрелось смешно, однако его пропустили.

Он тоже побродил вокруг храма и в парке, а когда вернулся, мы вместе нагло вышли через главный вход. Теперь можно было со спокойной душой изучить местность вокруг живописного озера на наличие прочих достопримечательностей Канди и поглазеть на местных смешных уток.

Прогулка по городу Канди.

Говорят, что на Канди нужно потратить не меньше двух дней. Не смотря на то, что город действительно живописен, я бы дала ему максимум сутки. Кроме храма Зуба Будды, озера и Королевского Ботанического сада, расположенного в нескольких километрах от Канди, вряд ли что-либо еще стоит внимания.

До сада мы не добрались по причине того, что нужно было возвращаться за рюкзаками, а потом искать ночлег неизвестно где, поэтому оставшееся время до вечера мы просто прогуливались по улицам города, заглядывали в небольшие парки и магазинчики.

Да, Канди считается вторым по величине после столицы, однако здесь нет той суеты, которая присуща многим большим шумным городам, особенно если они туристические. Поэтому даже от простой прогулки получаешь какое-то душевное удовольствие.

В одном из «маркетов» мы купили что-то молочное в горшочке (нечто среднее между йогуртом и сметаной) с лавашом, и устроились в сквере на скамейке, чтобы перекусить.

Только когда солнце начало опускаться к горизонту, мы оказались перед знакомым магазином, где стояли наши вещи. Поблагодарив хозяина, мы накинули рюкзаки на плечи и отправились к дому брата Рована. Хозяин уже был дома, и встретил нас у ворот.

Эту ночь спалось тихо и спокойно. Оно и к лучшему, мы еще не знали, каким невероятно тяжелым выдастся следующий, когда мы будем .

Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.

Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран , затем зуб перенесли в город , а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.

Храм находится на большой, огороженной территории. Это бывшая резиденция одного из царей. Когда этот царь получил зуб Будды, он построил для него храм. Со временем вокруг храма построили еще один внешний храм. Получился храм в храме. Во внешнем храме находится несколько залов, в том числе зал с библиотекой, зал со старинной статуей Будды и Буддой сделанным из кварца. Еще в одном зале находится большая статуя Будды. Здесь можно увидеть фрески на которых иллюстрируется, как зуб Будды попал на Цейлон, начиная от рождения Будды, его паринирваны, затем как зуб хранили в Индии, и как он попал на остров в волосах принцессы.

В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити, которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.

При входе можно взять цветы для подношения, в этом случае вы можете подойти максимально близко к зубу Будды. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна, в которое можно положить подношение. В это окно виден зал, в котором есть другое окно в зал, в котором под золоченым куполом и хранится сам зуб Будды.

Ежегодно, в конце июня или в августе, возле храма проходит красочное буддийское шествие – .

В 1988 город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешественнику

Входная плата: 1500 (в стоимость билета входит посещение “Всемирного музея буддизма”, находится позади храма). Есть автоматы по продаже билетов.

Время работы: 5:30 – 20:00

Пуджа: 5:30 – 6.45, 9.30 – 11:00, 18.30 – 20:00

Время на осмотр 1 час.

Посещение храма возможно только в закрытой одежде – без оголенных плеч и коленей, и без обуви. Обувь можно сдать тут же.

Читайте также: