Значение слова «морфей. "Объятия Морфея" - значение и происхождение фразеологизма с примерами

"Я полагаю, пора путешественникам в объятия Морфея", - говорит, заметив утомление гостей, один из героев тургеневского романа "Отцы и дети". Что это еще за "Морфеи"?
Как ни странно, слово это имеет одно происхождение с названием лекарства "морфий" - снотворного средства, добываемого из маковых головок. И, если мы еще раз заглянем в древнегреческие мифы, мы натолкнемся там на маленького бога с тяжелыми, всегда смеженными веками, увешанного цветами мака: это бог сна - Морфей. "Попасть в объятия Морфея", "очутиться в объятиях Морфея" с древних времен означало "уснуть".

Сон творит свой мир, не имеющим ничего общего с действительностью. Поэтические образы как искажение реальности бывают еще более причудливы, чем сны. Такие образы воспринимаются как метафоры, имеющие внутреннее сходство с реальным объектом. Образ сновидения становится буквальной метафорой: во сне сходство превращается в идентичность, и только проснувшись, мы думаем о сне как о странном и невероятном. На этом и основано его очарование. Это опыт "другой реальности".

Через некоторое время на востоке на горизонте начинает подниматься величественная богиня Луны - Селена. Спокойно стоит она в своей золотисто-красной колеснице, которую медленно влекут по небу виторогие быки. От ее желто-золотистых одежд и от лунного серпа над ее челом на заснувшую Землю льется нежный серебристый свет, который прогоняет ночной мрак.


Пройдя свой небесный путь, Селена спускается на колеснице в глубокую пещеру, находящуюся в горах Латум вблизи Карий. Там лежит погрузившийся в вечный сон сын Зевса Эндимион. Селена влюблена в Эндимиона. Она тихо склоняется над ним, гладит его голову, ласкает его лицо и шепчет самые нежные любовные слова. Но Эндимион не чувствует ее ласк. Поэтому Селена всегда грустна и таким же грустным светом освещает по ночам Землю.

В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного, между прочим, от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).

Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения. "В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)

Гипнос

В представлениях наших предков сон неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".

С наступлением ночи мир погружается в сон. Сновидения дарят нам ощущение полноценной жизни в несуществующем мире, переживаются как невероятное приключение. Во сне различия между воображаемым и реальностью исчезают, в состоянии сна, по словам Жан-Поля Сартра, мы лишаемся "категории реальности": сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Проникающие в сон внешние стимулы становятся частью сновидения. Во сне ранее увиденные образы, лишь промелькнувшие в реальности, становятся целыми сценами или картинами. Во сне ничто не кажется странным - ни говорящие деревья, ни летающие рыбы, ни способность читать чужие мысли.

Художник

Герен Пьер Нарсис, «Морфей и Ирида»

Сны не повторяют прошлые или недавние события. Зигмунд Фрейд по этому поводу говорил: "Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью".
"Пылающий июнь" 1895


Художник Ф. Лейтон.

В своём "собственном царстве"сон творит свой мир. Картины, которые нам рисует Морфей, только после пробуждения воспринимаются как метафоры, имеющие поэтическое сходство с реальным событием. А в царстве Морфея сходство превращается в явь. Мы очарованы в "другой реальности", где, как утверждает Фрейд, лежат глубинные секреты нашего подсознания. В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).

Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения.

"В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)
Уже упомянутая связь сна и смерти всегда была очевидна. В представлениях наших предков сон был неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".

Художник Ф. Лейтон. Идиллия.
У древних египтян сон - это бесконечный океан, наполненный самыми разнообразными существами: не только богами, но и умершими предками, злыми духами. У аборигенов Австралии духи сна сотворили землю и все живое. Они считают, что во сне человек способен понять Истину. Австралийцы говорят, что эту таинственную силу можно ощутить в священных местах. Автралийцы до сих пор совершают в таких священных местах традиционные ритуалы.

«Ночь и сон» (1878). Эвелин де Морган.

У славян распространено представление, что во время сна душа человека временно покидает тело, в различном облике и путешествует по местам, которые человек видит во сне. Этим объясняли опасность резко будить или тревожить крепко спящего человека - его душа не сможет найти пути назад, и человек заболеет или даже умрет.

) - сон (обычно крепкий).

Морфей - бог сновидений в греческой мифологии, крылатое божество, сын бога сна Гипноса. Морфей являлся людям в снах, принимая образ любого человека. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Только во время отдыха он сохранял свой собственный облик.

Применяется также выражение "в объятиях Морфея", в значении - пребывать во сне, спать.

Фраза "в объятиях Морфея" на английском языке - to fall into the arms of Morpheus.

Медицинский препарат морфий (сильнодействующий наркотик), также назван в связи с этим божеством. У писателя Булгакова Михаила Афанасьевича (1891-1940) есть рассказ, который так и называется "Морфий". В рассказе описывается, как врач попал в зависимость от этого препарата.

Морфей

Морфей (на древнегреческом Μορφεύς - «формирователь», «тот, кто формирует сны») - бог сновидений в греческой мифологии. Его отцом является Гипнос - бог сна. Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает.

Греки изображали Морфея в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках. Иногда Морфей предстает в виде бородатого старца с цветком мака в руке. Морфея часто изображали в чёрной одежде с рассеянными по ней серебряными звёздами. В руках он держит кубок с маковым соком, обладающим расслабляющим, обволакивающим снотворным действием. Иногда он носит на голове корону из цветков мака, что символизирует сновидения.

Морфей обязан следить за снами царей и героев. Главная эмблема Морфея - сдвоенные ворота в мир сновидений. Это - ворота из слоновой кости для лживых снов и роговые ворота для снов истинных. Из символики и атрибутики бога всегда особо выделяют чёрный цвет (как цвет ночи и забытья) и цветы мака.

Овидий в «Метаморфозы» пишет: "Повелитель Сна был отцом тысячи сыновей, целого племени, но из всех их он выделял Морфея, который умел принимать облик любого человеческого существа по своему желанию. Никакой Сон не мог состязаться с ним в артистизме подделываться под облик людей: его голос, его походка, его лицо были в точности подобны оригиналу; кроме того, он точно повторял их одежды и часто выходил в мир."

Примеры

Сон: "Я сон пою, бесценный дар Морфея "

Дельвигу: "И вот жезлом невидимым своим Морфей на все неверный мрак наводит. Темнеет взор... Вздохнули вы; рука на стол валится, И голова с плеча на грудь катится, Вы дремлете... Там же. Ср. В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться."

Евгений Онегин 8, 28 (о Татьяне): "О нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит."

Древние греки не понимали природу такого явления, как сон в жизни человека:

Они считали, что во время сна душа покидает тел и может вообще не вернуться. Это вполне объяснимо, если учесть, что многие люди умирают во сне (от резкого повышения давления и т.п.)

Человек видит сновидения. При чем они бывают приятными, тревожными, вещими и т. п.

Поэтому Древние Греки создали целую иерархию богов, которые отвечали за сон. Отцом семейства был Гипнос. А вот Морфей - его сын.

Перед сном, именно богу Морфею древние греки обращали свои молитвы, просили послать хорошие сновидения и благополучное пробуждение.

Со временем, наркотическое вещество, вызывающее галлюцинации, получило название морфий. Хотя, в то же время оно и служит и как обезболивающее. После принятия определенного количества такого лекарства, человек погружается в сон, боль проходит, он видит приятные сны.

Отсюда и выражение - "Объятия Морфея".

Бога Марфея изображали по разному. Есть две совершенно противоположных тенденции:

Молодой человек, с крылышками на висках. Он веселый, подвижный, активный.

Взрослый мужчина, скорее старик.

Очень часто его изображают в окружении цветов мака или с венком на голове из этих цветом. Это вполне объяснимо, поскольку отвар из мака погружает человека в сон.

Чтобы показать свое уважение к богу Морфею, древние греки обустраивали для него алтарь в спальне, соблюдали определенные правила и традиции, чтобы ни накликать гнев бога.

Читайте также: