Тербизил или ламизил что лучше. Ламизил аналоги. Состав мази Ламизил

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов. Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность. Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма. Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах. Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний. Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления. Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 20 675 раз(a).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физич. качеств и способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. В более узком значении под Ф. р. понимается уровень развития гл. обр. внешних форм и размеров тела, поддающихся цифровой оценке и определяемых с помощью антропометрии .

Между антропометрическими данными и показателями исследования функционального состояния организма и здоровья существует прямая связь, особенно в период роста и формирования организма. Поэтому изучение Ф. р., проводимое в комплексе с др. врачебными обследованиями, является ценным методом медицинской характеристики отдельных лиц и целых коллективов. Систематическое наблюдение за Ф. р. имеет особое значение в физич. воспитании подрастающего поколения. Антропометрические исследования составляют обязательную часть комплексной методики врачебных обследований физкультурников и спортсменов.

На Ф. р., помимо внутренних факторов организма (из них важнейший - наследственность), оказывают огромное влияние факторы внешние, и больше всего социально-экономические. Многочисленные исследования отечественных ученых опровергают ложные выводы буржуазных исследователей о том, что Ф. р. людей якобы не зависит от социально-экономического строя. Опыт Советского государства убедительно доказывает обусловленность изменений Ф. р. населения социально-экономическими преобразованиями страны, (см. табл. 1 и 2). Благодаря неуклонному росту материального благосостояния и культурного уровня населения СССР из года в год растет и уровень его Ф. р. Это во многом объясняется и развитием в стране физич. культуры и спорта.

Ф. р. происходит непрерывно, но не равномерно. Наиболее интенсивно оно идет на первом году жизни ребенка: за год основной признак Ф. р. - длина тела увеличивается на 20 - 25 см (с 50 до 75 см), а вес в 21/2 - 3 раза (с 3,5 - 4 кг до 10,5 кг). В период до 8 лет средняя годовая прибавка роста составляет около 7 см, а веса ок. 2,2 кг. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в год в среднем на 4 см, а вес на 2 кг. С начала же периода полового созревания (у мальчиков 13 - 14 лет, у девочек 11 - 12 лет) темп Ф. р. резко возрастает, годовые прибавки в росте доходят до 5 - 6 см, веса до 4 - 6 кг. Ф. р. девочек в этом периоде проходит энергичнее, в 15 лет они нередко бывают выше мальчиков такого же возраста и имеют больший вес. Формирование организма в основном заканчивается у мужчин к 19 - 20 годам, а у женщин к 17 - 18 годам, хотя длина тела продолжает увеличиваться у первых до 24 - 25 лет, а у вторых до 19 - 20 лет. Возраст 25 - 45 лет у мужчин и 25 - 40 лет у женщин считается периодом относительной морфологической стабилизации. Позднее в Ф. р. начинаются инволюционные процессы, выражающиеся, в частности, уменьшением длины тела, увеличением веса и др.

Благотворное воздействие на Ф. р. систематических занятий физич. упражнениями подтверждается многочисленными исследованиями. Так, у детей 3 - 4 лет, с к-рыми регулярно проводились занятия физич. упражнениями, отмечены годовые прибавки: роста - 9,8 см, веса - 3,9 кг, окружности груди - 4,3 см, тогда как у их однолеток, лишенных таких занятий, эти прибавки соответственно были: 8,8 см, 3 кг и 3,9 см. Подростки и юноши спортсмены по годовым приростам показателей и общему уровню Ф. р. значительно превосходят своих ровесников, не занимающихся спортом (см. табл. 3 и 4).

На улучшении функциональных показателей Ф. р. сказывается изменение тренированности спортсменов. В период спортивной формы вес тела, снижаясь, делается устойчивым, показатели спирометрии и динамометрии, как правило, достигают максимальной величины. В результате 1 1 / 2 лет систематических занятий общей физич. подготовкой у 60% физкультурников среднего и старшего возраста отмечено увеличение спирометрии на 200 - 1000 см3, а у 65% лиц с избыточным весом - его падение в среднем на 4 - 8 кг.

Общая направленность изменений Ф. р. спортсменов в связи с возрастом видна на диаграмме.

Ф. р. спортсменов, специализирующихся в течение многих лет в том или ином виде спорта, отличается рядом особенностей. Так, тяжелоатлеты и борцы обладают особенно развитой мускулатурой, у них относительно большие поперечные размеры тела и большой вес, но сравнительно невелика спирометрия (табл. 5). Ближе др. спортсменов к борцам и гиревикам по Ф. р. стоят легкоатлеты-метатели. Зато сильно от них отличаются бегуны, особенно на длинные и сверхдлинные дистанции; у большинства из них небольшой рост и вес, не сильно развитая мускулатура, но хорошие показатели спирометрии. Гимнасты отличаются хорошо развитой мускулатурой плечевого пояса и туловища, но развитие мышц ног у них заметно отстает. В противоположность этому у конькобежцев, велосипедистов лучше развита мускулатура нижних конечностей и т. д.

Особенности Ф. р. спортсменов разной специальности, с одной стороны, объясняются общим характером мышечной работы и преимущественной нагрузкой отдельных групп мышц при занятиях тем или иным видом спорта. В связи с этим, напр., у футболистов с большим стажем отмечается не только преобладающее развитие мускулатуры нижних конечностей, но и соответствующие изменения их костей (см. Кости человека ); у метателей и теннисистов подобные же изменения бывают на "сильной" руке, более нагружаемой, и т. д. С др. стороны, особенности Ф. р. представителей многих спортивных специальностей обусловлены своего рода отбором для них спортсменов с учетом природных черт их телосложения. Это связано с определенными преимуществами, к-рые в ряде видов спорта при близких прочих данных дает та или иная особенность морфологической конституции (крепкое телосложение - для борьбы и тяжелой атлетики, очень высокий рост - для баскетбола, высокий рост при большой длине ног - для прыжков в высоту и т. д.).

Наиболее распространен способ оценки антропометрических данных но таблицам стандартов Ф. р. Они составляются на основе разработки вариационно-статическим методом материалов массовых измерений однородных групп (по полу, возрасту, национальности, роду занятий и т.д.). Для построения стандартов вычисляются средние величины признаков Ф. р., коэффициенты их корреляции (степени связи), регрессии (количественных изменений одного признака на единицу др.) и изменчивости. В таблицах приводятся нормальные (средние) для данной группы размеры - величины различных признаков Ф. р. (веса, окружности груди и др.), соответствующие каждой величине длины тела. При оценке Ф. р. может быть также использовано составление антропометрического профиля на основе сравнения полученных индивидуальных показателей Ф. р. со среднегрупповыми в пределах наблюдаемых их колебаний. Применение для оценки Ф. р. т. наз. индексов физич. развития не рекомендуется ввиду общих недостатков этого метода оценки Ф. р. (см. также Вес тела, Диаметры, Рост, Динамометрия, Окружности, Спирометрия, Возрастные особенности организма ).

Литература: Бунак В. В. Антропометрия. М., 1941. Летунов С. П., Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. М., 1951. Туровская Ф. М. Физическое развитие школьников. "Санитария и гигиена". 1959, № 3.


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1963. 423 с.

Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое - зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии - измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам . Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела - очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений , когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм - о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

3

10

25

75

90

97

12 месяцев

Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) - это значит, что у него средний рост . У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см - это показатель ниже среднего , от 71,4 до 73,9 см - низкий . Если в интервале от 78 до 80 см - показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см - высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см - это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача - эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.

Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.

Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша - средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) - НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) - НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля - он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля - он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля - это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.

Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично . Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один - физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.

На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:

1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи - среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача - эндокринолога и наблюдения в динамике.

2. Несоответствие роста и массы тела ребенка : дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.

3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике - важная причина для обязательной консультации невролога.

Читайте также: