Правила общения с детьми инвалидами. Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.

2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Инвалиды - это те же люди, только самые, самые...

Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим.
(Елена Дунаева, инвалид I группы)

Информация подготовлена педагогом-психологом МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона

Особенности взаимоедйствия с

детьми-инвалидами

и детьми с ОВЗ

Тактика взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Дети, скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья: у детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей физической ограниченности или инвалидности.

Необходимо:

ü Снять чувство страха в общении, вызванное чувством своего несоответствия окружющему миру;

ü Подготовить к возможности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности , преодоление трудностей и фиксация на успехах и т. п.);

ü Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жзненных перспектив.

Дети, не скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья:

Варианты поведения:

1.Манипулирование окружающими посредством своего состояния здоровья: Позиция: «Мне обязаны все!»

Необходимо:

ü Воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

ü Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы;

ü Создавать ситуации успеха;

ü Развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

2. Поведение по типу «Я – сам!»

Позиция: во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности; раздражение, когда к ним относятся как к немощным.

Необходимо:

ü Сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

ü Помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат;

ü Научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда.

Дети, не знающие о состоянии своего здоровья

Необходимо:

ü Подготовить к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится;

ü «Не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним деятельности;

ü Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом состояния здоровья, целенаправленно создавать ситуации успеха;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по).

БЕСЕДА КО ДНЮ ИНВАЛИДОВ « Не жалейте сердца»

Цели:

Привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов;

Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов;

Способствовать развитию нравственных качеств учащихся, развивать чувство сострадания и сопереживания к людям с ограниченными возможностями здоровья;

Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни;

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Ход беседы.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но не всегда наше здоровье и здоровье окружающих зависит от нашего желания. К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди - инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм. Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. Этим людям необходимо чуточку нашего тепла и внимания, заботы и уважения. А мы так часто бываем равнодушными, проходим мимо чужого горя. Давайте послушаем рассказ В.А. Сухомлинского « Мужчина без ноги».

Мужчина без ноги

На остановке в автобус зашел мужчина без ноги, на костылях. На груди у него - несколько орденских планок. Это был инвалид Великой Отечественной войны.

В автобусе было тесно. Инвалид стоял рядом с креслами, на которых сидели юноша и старенькая женщина. Юноша держал в руках транзисторный приемник. Он увидел инвалида, но быстро отвел глаза и стал смотреть в окно. Старая женщина встала и сказала инвалиду:

- Садитесь, пожалуйста.

- Ну, что вы, - усмехнулся мужчина без ноги, - разве можно садиться на женское место. Тут же есть мужчины...

Юноша слышал эти слова, но даже не повернул головы. Так проехали они несколько остановок. Юноша сидел на двух креслах, а возле него стояли мужчина без ноги и старая женщина. В автобусе наступила гнетущая тишина.

- Негодяй, - сказал тихо дедушка, который сидел возле двери.

Юноша будто не слышал этих слов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, правильно поступил юноша или нет? И почему?

2. Как бы вы поступили, если бы ехали в этом автобусе?

3. Чему учит этот рассказ?

Учитель: Еще один рассказ о том, как порой в мирской суете мы не замечаем боль другого человека.

Глухая девочка

В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек, у каждой - своя болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно. Старшей в палате была тринадцатилетняя Таня, чувствовала она себя как бы руководителем маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня смотрела на цветущий сад.

- Уже и сирень цветет... - задумчиво сказала девочка. - И тюльпаны зацвели. Девочки, давайте принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет хорошо!

- Ой, как хорошо! - обрадовались все.

Молчала только одна девочка - восьмилетняя Нина. Она была глухая.

Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно: в палате - цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.

- А какой же мы цветок поставим - сирень или тюльпан? - снова спросила Таня.

- Сирень! - хотелось одним девочкам.

- Тюльпан! - хотелось другим.

Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло, что можно поставить два цветка - и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть было интересно.

- Нет согласия, - вздохнула Таня, - спросим у каждого. Какой цветок поставим на стол - сирень или тюльпан?

Трем хотелось сирень, трем - тюльпан.

- Что же теперь делать? - задумчиво спросила Таня. В ее глазах играла радостная усмешка: Таню больше всех увлекла игра. Увлеклись игрой и другие девочки.

- Что же делать - трое за тюльпан и трое за сирень... - еще раз промолвила Таня, как бы размышляя вслух.

Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна, на ее глазах дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней забыли, ее не спрашивали, какой цветок ей хочется.

- Ой! - воскликнула Таня. - О Нине-то мы и забыли... Какой цветок тебе хочется - сирень или тюльпан?

Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком нарисовала в воздухе цветок тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина, улыбаясь, смотрела в окно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Как вы думаете, почему обиделась девочка Нина?

2. Правильно ли вели себя девочки в палате по отношению к ней?

3. Чему учит этот рассказ?

Учитель: Но не все люди и не всегда равнодушны к чужому горю и чужой беде. Давайте послушаем еще один рассказ В.А.Сухомлинского.

Горбатая девочка

Второй класс решал задачу. Тридцать пять учеников склонились над тетрадями. Вдруг в дверь класса кто-то тихо постучал.

- Открой дверь и посмотри, кто стучит, - сказал учитель Юре, шустрому черноглазому мальчику, который сидел за первой партой.

Юра открыл дверь. В класс вошел директор школы вместе с маленькой девочкой - новой школьницей. Тридцать пять пар глаз изучали девочку. Она была горбатая.

Учитель, затаив дыхание, повернулся к классу. Он смотрел на шаловливых мальчиков, и в его глазах дети читали мольбу: пусть не увидит девочка в ваших глазах ни удивления, ни насмешки.

В детских глазах светилось только любопытство. Они смотрели в глаза новой ученицы и ласково улыбались.

Учитель облегченно вздохнул.

- Эту девочку зовут Оля, - сказал директор. - Она приехала к нам издалека. Кто уступит ей место на первой парте и перейдет на последнюю? Видите, какая она маленькая... Все шесть мальчиков и девочек, сидевших за первыми партами,

подняли руки и стали просить: я перейду... Оля села за первую парту. Класс выдержал испытание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Понравился вам рассказ или нет?

2. Какой экзамен выдержали ребята?

3. Чего боялся директор школы?

4. Какие качества тебе понравились у ребят?

Учитель: День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Это было провозглашено Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 октября 1992 года. Ежегодное проведение дня инвалидов преследует цель содействовать лучшему пониманию связанных с инвалидами проблем, реализации прав инвалидов и осознанию того, какие выгоды принесет привлечение инвалидов к участию в самых разнообразных областях политической, социальной, экономической и культурной жизни их общин. Этот День дает возможность придать импульс деятельности, направленной на достижение цели, которая заключается в обеспечении полной реализации инвалидами своих прав человека на основе справедливости и их участия в жизни общества, как это предусмотрено Всемирной программой действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 году.

УЧЕНИК 1.

В грустных глазах отраженье души

Огромной, больше вселенной.

Ты ЧЕЛОВЕК, необычный, и что?

Просто НЕОБЫКНОВЕННЫЙ!

И на пути твоём много преград,

С честью их преодолеешь,

Надеешься часто лишь на себя,

Другим помогать умеешь!

Поверь, инвалидность не приговор,

Долой ярлыки и вздохи!

Пока рядом верные будут друзья,

Дела не так уж и плохи!

УЧЕНИК 2.

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

УЧЕНИК 3.

В их глазах не всегда отражается небо,

Их слова не всегда, точно стилус, остры,

Но у каждого сила духовная скрыта,

Каждый хочет опоры, надежды, любви.

И они покоряют вершины и дали,

Где обычный теряется вмиг человек,

Их упорство достойно, их нервы – из стали.

Преклоняю колени пред ними навек.

Вы такие же люди, как каждый на свете,

Пусть же будут добры к вам всегда небеса,

Начинание каждое - счастьем согрето,

УЧЕНИК 4.

Не будьте безразличны к инвалидам,

К тем людям, покалеченным судьбой.

Нам боли их порой не сразу видно,

Достаточно услышать их порой.

Поступок человека славит,

Что блеском отражается в глазах.

И пусть здоровья обществу прибавит

Та помощь, заключенная в делах!

УЧЕНИК 5.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей.

Ни своих призрений, ни открытий

Не держите в тайне от людей.

Жизнь - она всегда сплошные траты.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Учитель: Мы обсудили права и проблемы инвалидов, какие пути решения их забот можно найти. И что может каждый из нас конкретно: проявить милосердие и добро, оказать посильную помощь, тем, кто в ней нуждается. Ведь люди с ограниченными возможностями по сути своей очень сильные люди. Сильные духом. И нам есть чему у них поучиться. Например, как противостоять бедам. Самая важная вещь в этой жизни - это помогать другим побеждать.

УЧЕНИК 6.

На планете все мы - люди.

Так давайте с вами будем

Относиться чуть добрее

К тем, кто в чем-то нас слабее.

Главное - внутри, учтите,

И на внешность не смотрите.

Всем нам хочется влюбиться,

И работать, и учиться.

Пусть же тот, кто не такой,

Счастье сыщет, как любой.

УЧЕНИК 7.

Солнце светит, не круглые сутки.

Не всегда, есть цветы у ручья.

И, так медленно, ходят минутки,

В час, когда познаются друзья.

Ах, как хочется, в ливень холодный,

В ночь, когда одному тяжело,

Кто-то сильный, чтоб и благородный,

Взял тебя, под стальное крыло.

Так пусть будут, все люди друзьями.

В жизни каждому помощь нужна.

Прячем слезы свои, под очками.

Видим мир, сквозь мутность окна.

Жить торопимся, не замечая,

Как бываем, друг другу, нужны.

Я сегодня, всем людям желаю,

Чтоб мы были добры и нежны.

Подготовила:

заместитель директора по УВР

ГОШ І – ІІІ ступеней № 42

г. Горловки

Рыбина М.В.

Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача библиотекарей создать максимально комфортную обстановку для своих особенных читателей. Сегодня многие библиотеки по мере возможностей приобретают специальную литературу и оборудование, осваивают новые методы и формы работы. Но кроме этого, необходимо подготовить библиотекарей для работы с этой группой населения. Данный материал призван оказать помощь библиотекарям в качественном обслуживании людей с различными видами инвалидности.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова. Как мы их называем

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;

• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;

• «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;

• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;

• Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».

• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.

Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Расскажите им, какое в вашей библиотеке есть специальное оборудование для инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.

При общении с людьми с плохим зрением и незрячими

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

• Если в вашей библиотеке есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям библиотеки с проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы».

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

• Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Говоря о задачах или давая инструкцию, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

• Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.

• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

• Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание.

• При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

• Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

• При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Однако, в каждом случае трудности свои, и почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Материал подготовлен Н.Н. Талызиной,
специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи
Российской государственной библиотеки для молодежи

Надо чаще спрашивать мнение «пострадавшего» о разных вещах. Даже если потом вы сделаете все по-своему, он будет знать, что к нему прислушиваются. Кроме того, родственникам нужно постепенно перекладывать часть забот на инвалида.

  • Правило 2. Давать свободу

Всем инвалидам хочется быть самостоятельными. А родители, в свою очередь, считают, что им лучше известно, как все устроить. У меня в свое время тоже были недоразумения с родителями. До тех пор, пока однажды в откровенном разговоре, я не обронила: «…Была бы ваша воля – вы бы и дышать за меня стали…Хватит! Дайте воздуха, жить начну…».

Некоторые скажут, возможно, что это – эгоизм и неблагодарность…Мол, ей помогают, а она еще и недовольна…Но нет. Стремление к самостоятельности есть на самом деле, проявление ЛЮБВИ к близким. Как иначе можно доказать свою любовь, как не уменьшением страданий и тягот близкого человека, который вынуждено взвалил на себя груз дополнительных забот по обслуживанию ребенка или просто родственника?

Меньше всего на свете мы хотим создавать проблемы нашим близким. Мой личный Совет родителям:

Не нужно загружать себя уходом за инвалидом, как лошадь! Из-за этого он и превращается в «крест», «обузу» и прочее. Ведь здоровому ребенку родители несомненно когда-то доверяют комнату убирать или на столе порядок навести, на худой конец! Так доверьте больному ребенку хоть шнурки себе завязать. Вам же самим легче будет! Во-первых, вам – одной заботой меньше, во-вторых, ему – меньше времени на всякие уничижительные раздумья. Позвольте ему решать хоть что-нибудь, поделитесь ответственностью. Ответственность за других помогает забыть о своих проблемах. Родители, не загоняйте себя в добровольную «кабалу»!

  • Правило 3. Не нагнетать

С моей точки зрения, большинство людей с ограниченными возможностями по прошествии некоторого времени так или иначе привыкают к своему положению, приспосабливаются жить с ограничениями. Кто-то приспосабливается лучше, кто-то хуже, но физические ограничения – это данность, а не трагедия «вселенского масштаба». А у инвалидов с детства вообще этой проблемы нет, поскольку они не знают, как бывает по-другому. Поэтому в данном случае лучший подарок для инвалида – сделать вид, что ты не замечаешь его проблем со здоровьем, вернее, не относишься к ним как к чему-то запредельному или необычному. И речь здесь не о дурацком оптимизме и бахвальстве, а о норме. Просто другой. И, поверьте, с ней тоже можно жить.

  • Правило 4. Не навязывать помощь, но и не быть равнодушным

Не так давно ко мне обратилась женщина с проблемой, похожей на описанную в статье: «Проблема в том, что иногда не знаешь, как помочь инвалиду, и нужна ли помощь. В итоге — просто проходишь мимо».

Такой подход в корне неверен. Помощь очень часто нужна, а когда не нужна, то приятна. Вернее, даже не сама помощь, а человеческое участие. Как правило, человек, который уже некоторое время живет с какой-либо проблемой, знает, как правильно ему помочь. Поэтому если возникло желание, подойдите и спросите: «Давайте я вам помогу. Скажите, что мне сделать?» Не занимайтесь самоуправством, но не будьте равнодушны.

Читайте также: