Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации. Десенсибилизация в психиатрии

(Eye Movement Desensitization and Reprocessing therapy, EMDR ) был разработан американкой Френсин Шапиро и очень успешно применяется при лечении ПТСР. В 1987 году во время прогулки она заметила, что движения глаз уменьшают стрессовые воспоминания.

В основе метода лежит представление, что любая травмирующая информация бессознательно перерабатывается и усваивается мозгом во время сна - в фазу быстрого сна (другие названия: фаза сна с быстрыми движениями глаз, БДГ-сон, REM-фаза от - rapid eye movement). Именно в эту фазу сна мы видим сновидения. Тяжелые психотравмы нарушают естественный процесс переработки информации, что приводит к повторяющимся ночным кошмарам с пробуждениями и, разумеется, к искажениям БДГ-сна. Лечение с помощью повторных серий движения глаз деблокирует и ускоряет переработку травматического опыта.

Проводится от 1-2 до 6-16 сеансов лечения длительностью по 1-1,5 часа. Средняя частота - 1-2 раза в неделю.

Стандартная процедура десенсибилизации и переработки движениями глаз содержит 8 стадий .

1) Оценка безопасности

Психотерапевт анализирует всю клиническую картину и выделяет цели лечения . Использовать метод ДПДГ можно только у тех пациентов, которые способны справляться с возможным высоким уровнем беспокойства во время сеанса. По этой причине психотерапевт сперва помогает справиться с текущими проблемами и только потом берется за давние психотравмы. В конце прорабатывается и будущее путем создания и закрепления в воображении пациента «положительного примера » поведения.

На этой стадии пациентов также обучают снижать уровень стресса с помощью:

  • воображения безопасного места ,
  • техники светового потока (представление исцеляющего луча света, который проникает в организм),
  • самостоятельного использования движений глаз или нервно-мышечного расслабления .

2) Подготовка

Устанавливают продуктивные доверительные отношения с пациентом , объясняют суть метода десенсибилизации и переработки движениями глаз. Выясняют, какие виды движений глаз из предложенных являются наиболее комфортными для пациента. Появление боли в глазах при выполнении движений требует немедленного прекращения лечения с консультацией офтальмолога для выяснения возможных противопоказаний к нагрузкам на глазодвигательные мышцы.

Для тестирования психотерапевт показывает 2 соприкасающихся пальца своей руки на расстоянии 30-35 см от лица пациента, а затем с постепенным ускорением двигает пальцами влево-вправо до края зрительного поля. Подбирают оптимальное расстояние до пальцев, высоту руки, скорость движения (требуется максимальная, но без дискомфорта). Если пациенту не удается уследить за пальцами или возникает сбой (остановка, непроизвольные движения глаз), обычно достаточно, чтобы пациент надавил себе пальцами на закрытые глаза. Проверяют эффективность других движений глаз - по кругу, диагонали, восьмеркой. Вертикальные движения глаз (вверх-вниз) успокаивают и снижают беспокойство, подавляют головокружение и тошноту.

Одно движение глаз - это полный цикл туда и обратно. В технике десенсибилизации и переработки движениями глаз применяются серии по 24 движения , количество которых можно увеличить до 36 и более.

Если движения глаз невозможны или дискомфортны, используются альтернативные методы стимуляции :

  • поочередное постукивание по лежащим на коленях и обращенным кверху ладоням пациента,
  • поочередное пощелкивание врачом пальцами возле ушей.

Для снижения тревожности пациента обучают технике «Безопасное место» . Предлагается вспомнить спокойное место, где он чувствовал себя в полной безопасности, и сосредоточиться на этом образе. Образ усиливается внушением психотерапевта, а также 4-6 сериями движений глаз. В дальнейшем при необходимости пациент может самостоятельно вернуться в воображении в безопасное место.

Также пациенту объясняют, что он в любой момент может прервать процедуру , подняв руку или подав другой условный сигнал. Это служит дополнительным фактором безопасности пациента.

3) Определение предмета воздействия

Психотерапевт определяет цель воздействия . При ПТСР целями воздействия могут быть психотравмирующее событие, кошмары и другие переживания.

После выбора цели воздействия пациенту предлагают подобрать образ, который отражает саму неприятную часть травмирующего события, а затем просят словами выразить болезненные представления о себе (в настоящем времени и от своего имени), например: «я ничтожество », «я делал что-то плохое », «я не могу доверять самому себе », «я не заслуживаю уважения » и др.

Далее нужно определить позитивное представление - каким пациент хочет быть в настоящее время, когда вспоминает о травмирующей ситуации: «я хорош такой, как я есть », «я могу доверять самому себе », «я контролирую себя », «я сделал лучшее, что мог », «я могу справиться с этим ». Это позитивное представление используется позже, на 5-й стадии (инсталляции). Положительное самопредставление облегчает правильную переоценку событий и способствует более адекватному к ним отношению. Адекватность такого самопредставления пациенту предлагается интуитивно оценить по 7-балльной (ШСП). Если набран 1 (минимальный) балл, означающий «полное НЕсоответствие истинному представлению о себе », психотерапевт должен взвесить реалистичность пожеланий пациента.

После этого пациент вслух называет негативные эмоции , которые возникают у него при сосредоточении на психотравме и болезненных представлениях о себе, а также оценивает уровень беспокойства по Шкале субъективного беспокойства (ШСБ) от 0 (полный покой) до 10 баллов (максимальное беспокойство).

4) Десенсибилизация

Цель - снизить уровень беспокойства пациента.

На этой стадии пациент должен следить глазами за движения пальцев психотерапевта, одновременно вспоминая самую неприятную часть травмирующего события и параллельно повторяя про себя (не вслух) болезненные представления типа «я ничтожество », «я делал что-то плохое ». После каждой серии движений глаз пациенту говорят: «А теперь отдыхайте. Сделайте вдох и выдох. Пусть все идет, как идет ». Затем спрашивают, есть ли какие-то изменения зрительных образов, мыслей, эмоций и физических ощущений (это индикаторы внутренней переработки психотравмы).

Обычно чередование таких серий движений глаз с отдыхом приводит к снижению эмоционального и физического напряжения, а воспоминания становятся более комфортными. Цель стадии десенсибилизации - снизить уровень беспокойства пациента при воспоминании психотравмы до минимального уровня в 0 или 1 балл по ШСБ (Шкале субъективного беспокойства).

В процессе лечения методом десенсибилизации и переработки движениями глаз возможно краткосрочное усиление отрицательных эмоций или отреагирование (абреакция ). Однако отреагирование происходит немного иначе, чем при гипнозе , потому что у пациента сохраняется двойная фокусировка (на психотравме и на чувстве безопасности в настоящем) в отличие от полного погружения при гипнозе. Во время сеанса ДПДГ отрегирование происходит в 4-5 раз быстрее, чем при трансе . Если началось отреагирование, психотерапевт увеличивает количество движений глаз до 36 и больше, чтобы по возможности завершить отреагирование в течение текущей серии.

Если после 2 подряд серий движений глаз пациент не ощущает никаких изменений в мыслях и эмоциях, нужно сменить направление движений глаз . Неэффективность смены 2-3 направлений движения глаз свидетельствует о заблокированной переработке (дополнительных стратегий.

Дополнительные стратегии при заблокированной переработке:

1) Изменение направления, длительности, скорости или размаха движений глаз. Оптимальнее - сочетать эти приемы.

2) Во время подбора движений глаз пациента просят сосредоточиться только на ощущениях в теле (без образа психотравмы и положительного самопредставления).

3) Стимулирование пациента открыто выражать подавленные эмоции и свободно двигаться. Параллельно проводят движения глаз.

4) Надавливание пациентом (пальцем, рукой) в месте дискомфорта , при этом негативные ощущения уменьшаются или появляются ассоциативные образы, на которые в будущем воздействуют.

5) Сосредоточение на другом аспекте события (подумать о другом образе психотравмы, изменить яркость представления, перекрасить в черно-белый цвет). Или сконцентрироваться на самом тревожном звуковом стимуле.

6) Когнитивное взаимопереплетение - сочетать мысли и ощущения пациента со вспомогательной информацией психотерапевта. Возможны различные варианты когнитивного взаимопереплетения:

  1. психотерапевт объясняет пациенту правильное понимание событий прошлого и его роли. Пациент думает о сказанном во время проведения серии движений глаз.
  2. переопределение травмирующей ситуации через обращение к значимым для пациента лицам . Например, участник военных действий чувствовал вину за то, что его лучший друг в бою не выполнил приказ командира пригнуться и был убит, в то время как сам пациент пригнулся и остался жив. Психотерапевт посоветовал подумать о том, что бы велел сделать пациент, будь на месте друга 16-летний сын пациента. После ответа «пригнуться!» и серии движений глаз чувство вины значительно снизилось, а проработка ситуации была завершена.
  3. использование подходящих аналогий (метафор) в форме притч, историй или примеров из жизни. Психотерапевт проводит параллели с ситуацией пациента и дает скрытые подсказки для разрешения проблемы. Это можно сделать как во время серии движений глаз, так и до нее с предложением обдумать во время серии.
  4. сократический диалог (по имени древнегреческого философа Сократа). Во время беседы психотерапевт последовательно задает вопросы, подводя пациента к определенному логическому выводу. После предложения обдумать проводят серию движений глаз.

В ходе переработки основной психотравмы в сознании пациента могут всплывать дополнительные негативные воспоминания . Их следует сделать объектом фокусировки на следующей серии движений глаз. В ходе лечения ПТСР у участников боевых действий нужно переработать весь ассоциативный материал (боевые эпизоды, воспоминания, звуки, ощущения и т.д.).

Когда все ассоциации переработаны, следует вернуться к начальной цели (психотравме) для выполнения дополнительных серий движений глаз. Если в течение 2-3 серий не появляется новых воспоминаний, а уровень беспокойства по ШСБ не выше 1 балла из 10 (в идеале 0 баллов), то переходят к следующей (5-й) стадии - инсталляции.

5) Инсталляция

Цель - повысить и закрепить самооценку пациента, связав положительное самопредставление с психотравмой.

После десенсибилизации (4-я стадия) пациента просят вспомнить свое позитивное представление (каким он хотел себя видеть на 3-й стадии) и спросить, годится ли оно сейчас. Многие пациенты уточняют или даже изменяют значимое для них самопредставление.

Затем пациенту предлагают подумать о психотравме с учетом озвученного позитивного представления о себе и ответить, насколько оно соответствует истине. Пациенту предлагают вспоминать психотравму с позиции положительного представления о себе, в то время как психотерапевт проводит необходимое для закрепления эффекта количество серий движений глаз.

Если закрепление увенчалось полным успехом (7 баллов по субъективной 7-балльной Шкале соответствия представлений ), то переходят к стадии сканирования тела (6-я стадия). Если же из-за неполной переработки дополнительных воспоминаний и негативных убеждений желаемого (максимального) уровня закрепления добиться не удается, то лечение ДПДГ откладывают на следующий сеанс, а этот завершают (7-я стадия - завершение).

6) Сканирование тела

Цель - устранение остаточного дискомфорта в теле.

Если закрепление на стадии инсталляции завершилось успехом (6-7 баллов по субъективной 7-балльной шкале), проводят сканирование. Пациента просят закрыть глаза и, представляя психотравму и положительное самопредставление, мысленно пройтись по всем частям своего тела с головы до пяток.

Нужно сообщать обо всех местах дискомфорта или необычных ощущений. Если дискомфорт где-то обнаружен, его прорабатывают с помощью новых серий движений глаз. Если вообще никаких ощущений нет, то проводят серию движений глаз. При возникновении приятных ощущений их усиливают дополнительной серией ДПДГ. Иногда приходится вернуться на несколько стадий назад для проработки новых всплывших негативных воспоминаний.

7) Завершение

Цель - достижение пациентом эмоционального равновесия независимо от завершенности переработки психотравмы.

Для этого психотерапевт использует гипноз или технику «Безопасное место» (описана на 2-й стадии). Если переработка не завершена, то после сеанса вероятно неосознанное продолжение переработки. В таких случаях пациенту рекомендуется записать (запомнить) беспокоящие его мысли, воспоминания и сны. Они могут стать новыми целями воздействия на сеансах ДПДГ.

8〉 Переоценка

Цель - проверить эффект предыдущего сеанса лечения.

Переоценку проводят перед каждым новым сеансом десенсибилизации и переработки движениями глаз. Психотерапевт оценивает реакцию пациента по отношению к ранее переработанным целям . Перерабатывать новые цели можно только после полной переработки и усвоения предыдущих.

Особенности метода ДПДГ в лечении участников боевых действий

Многие ветераны военных конфликтов страдают от мучительного чувства самообвинения в связи с их поступками во время боевых действий. Необходимо объяснить пациенту:

  1. если бы пациент был действительно настолько плохой человек, как он считает, то не стал бы так сильно страдать . Плохих людей совесть не мучает десятилетиями.
  2. страдания уже никак не помогут погибшим , но сильно помешают полноценно жить выжившим.
  3. болезненные симптомы ПТСР являются результатом удерживания психотравмы в нейронных сетях мозга, а лечение поможет освободиться от «застревания» негатива . Важно обратить внимание, что приобретенный боевой опыт сохранится в памяти, ведь лечение направлено только на избавление от страданий и переживаний, а не на потерю памяти на военные события. Лечение поможет жить более полноценной жизнью, даст больше возможностей почтить память погибших и помочь бывшим сослуживцам в трудную минуту.

Помимо чувства самообвинения, большой проблемой являются вспышки неконтролируемого гнева . Они могут привести к распаду семьи и проблемам с законом. Лечение у психотерапевта поможет лучше контролировать свое поведение. Дополнительно пациентов обучают :

  • технике «Безопасное место»,
  • упражнениям на расслабление,
  • самостоятельному использованию движений глаз для успокоения.

Лечение пациентов с ПТСР при помощи метода ДПДГ является высокоэффективным и может полностью устранить неприятные симптомы. Возможно сочетание ДПДГ с другими психотерапевтическими методиками, а также с лекарственными препаратами.

Использование метода ДПДГ в лечении сексуальных нарушений

Минимум 11% бывших участников военных действий нуждаются в сексологической помощи. При наличии ПТСР этот уровень еще выше, однако большинство их по разным причинам не обращается к сексологу. Наиболее распространены следующие проблемы :

  • тревожное ожидание сексуальной неудачи (психогенная эректильная дисфункция),
  • последствия злоупотребления алкоголем,
  • проблемы в отношениях с людьми из-за симптомов ПТСР.

На фоне сексуальных неудач у таких людей усиливается ревность , а вспышки гнева становятся все более разрушительными и непредсказуемыми. Исходя из сказанного, лечение сексуальных нарушений должно обязательно входить в программу реабилитации людей с ПТСР, что позволит им повысить самооценку, достичь психологического комфорта и гармонизировать отношения в браке.

Можно помочь пациентам, которые:

  • не могут забыть свои неудачи в постели,
  • получали негативную информацию по поводу своей потенции,
  • имеют ложные убеждения в отношении половой жизни,
  • помнят любые события, вызывающие тревогу и страх перед половым актом.

Проводится 2-6 сеансов с частотой 1-2 в неделю. Длительность каждого 1-1,5 часа.

Систематическая десенсибилизация - это метод поведенческого консультирования, важным компонентом которого является релаксация. Если в ходе процедуры поведенческой оценки у клиента выявляются специфические тревоги иди фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать систематическую десенсибилизацию. Однако следует отметить, что поведенческие оценки должны быть адекватными. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при тестировании или при необходимости принятия профессионального решения потому, что он не имеет навыков принятия решений. В таких случаях тревогу, вероятно, целесообразнее будет уменьшить посредством обучения соответствующим навыкам, чем с помощью систематической десенсибилизации. Существует множество разнообразных теоретических объяснений эффективности систематической десенсибилизации (Thoresen, Coates, 1978).

Вольпе (Wolpe, 1958, 1982; Wolpe, Wolpe, 1988) разработал метод систематической десенсибилизации, основываясь на принципе реципрокного торможения, который был описан в главе 9. Вольпе признает, что систематическая десенсибилизация может проводиться одновременно с другими процедурами, используемыми в поведенческом консультировании. Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Разумное объяснение

Перед проведением систематической десенсибилизации поведенческие консультанты обычно стараются в доходчивой форме объяснить клиентам, в чем суть данного метода. При этом консультанты должны учитывать жалобы клиентов, выявленные при проведении поведенческой оценки. Объяснение может включать в себя изложение сути принципа реципрокного торможения. Вероятно, следует также кратко описать три элемента систематической десенсибилизации. Кроме того, консультанты могут отметить, что приобретение навыка релаксации позволяет справляться с ситуациями, вызывающими тревогу. Поскольку об обучении релаксации говорилось уже достаточно, сразу перейдем к рассмотрению второго элемента систематической десенсибилизации и выясним, что собой представляет выстраивание иерархий.

Выстраивание иерархий

Вольпе, пишет: «Иерархия тревог - это своего рода список вызывающих"тревогу стимулов, оцениваемых в соответствии с уровнем чувства тревоги, которое они вызывают» (Wolpe, 1982, р. 145). Существует целый ряд соображений, касающихся выстраивания иерархий десенсибилизации. Во-первых, следует определить темы, которые смогли бы объединить стимулы, вызывающие тревогу. Само собой разумеется, что стимулам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Определить темы можно исходя из поведенческих оценок. Эти темы могут иметь отношение к любой из множества вызывающих тревогу ситуаций, например к публичному выступлению, сдаче экзаменов, еде в общественном месте, общению с представителями противоположного пола, половому контакту.

Во-вторых, клиентов следует познакомить с понятием «субъективная шкала тревоги или страха». Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов из иерархии оценивают следующим образом. Принимается, что оценка 0 соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, конкретные виды стимулов могут быть оценены по тому, какую позицию они занимают на субъективной шкале тревоги.

В-третьих, для каждой темы следует определить соответствующие пункты иерархии. Поскольку консультанты будут просить клиентов вообразить данные пункты, они должны подробно и четко описать клиентам соответствующие ситуации. Консультанты определяют, какие формулировки будут оптимальными. Для определения пунктов иерархии могут быть использованы данные, собранные при проведении поведенческих оценок, данные, взятые из контрольных дневников клиентов, предположения консультантов или клиентов, ответы, полученные при анкетном опросе.

В-четвертых, пункты каждой конкретной темы должны быть перечислены в иерархическом порядке (см. табл. 10.4). Такое перечисление подразумевает оценку пунктов по субъективной шкале тревоги и расположение их в соответствующем порядке. Часть этой работы может быть проделана клиентами при выполнении домашнего задания, однако консультантам следует проверять любую иерархию перед началом лечения. Возможно, в процессе лечения придется изменить порядок перечисления пунктов иерархии, изменить некоторые формулировки, ввести дополнительные пункты. Некоторые консультанты перечисляют по порядку пункты на карточках (или просят сделать это клиентов), чтобы облегчить перечисление. Следует не допускать возникновения разрывов размером более десяти единиц по субъективной шкале тревоги. Если та-

кие разрывы все-таки возникают, консультантам и клиентам следует затратить дополнительное время, чтобы сформулировать промежуточный пункт или несколько пунктов.

Представление пунктов иерархии

При проведении десенсибилизации консультанты просят клиентов расслабиться и вообразить различные сцены. Основное исходное положение заключается в том, что клиенты способны воображать сцены так, будто они представляют ситуации, возникающие в реальной жизни. Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison 1976) отмечают: «Именно поэтому важно проверять до начала процедуры, может ли встревожить клиента определенный образ» (р. 122). Голдфрид и Дэвисон советуют оценивать способность клиента к воображению, предлагая ему вообразить, не расслабляясь, ситуацию, которая, по данным оценки, вызывает у него чувство тревоги в реальной жизни. Консультанты могут помочь клиентам вообразить сцены, предлагая описать словами соответствующие ситуации. Консультанты также могут помочь клиентам более полно вер-бально описать сцены.

Проведение десенсибилизации можно начинать с вербальной релаксации клиентов. После того как консультанты убеждаются, что клиенты достигли состояния глубокой релаксации, они могут переходить к работе со сценами. Например, консультант может сказать: «Теперь вообразите, что вы думаете об экзаменах. Итак, до экзаменов остается 3 месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом...» Консультанты в начале занятия предлагают клиентам представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят клиен-тов поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 секунд консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30-50 секунд можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.

В тех случаях, когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, консультант может порекомендовать клиенту представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги.

В основе систематической десенсибилизации лежит следующее исходное положение: если пункт, вызывающий относительно слабую тревогу, например, соответствующую 10 единицам, перестал порождать тревогу, все другие пункты в иерархии станут на 10 единиц менее тревожащими. Таким образом, пункт, соответствовавший 100 единицам, становится пунктом, соответствующим 90 единицам, и так далее. Обычно при проведении десенсибилизации консультанты предлагают клиентам только такие стимулы, которые вызывают слабую тревогу.

При проведении десенсибилизации консультанты могут работать с несколькими иерархиями. Фактически десенсибилизация может проводиться в рамках более продолжительных интервью, в ходе которых консультанты сосредоточиваются на других проблемах, используя иные методы. Все представляемые сцены описываются, результаты также фиксируются. Вольпе проводит десенсибилизацию в течение 15-30 минут, он отмечает: «На первых занятиях клиенты, как правило, представляют 8-10 сцен; более подготовленные клиенты могут вообразить до 30 и даже до 50 сцен» (Wolpe, 1982, р. 161). Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) считают, что на одном занятии целесообразно работать над 2-5 пунктами.

Разновидности систематической десенсибилизации

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. Ниже описываются основные разновидности систематической десенсибилизации. ,

Десенсибилизация in vivo (в естественных условиях)

К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают по двум причинам. Во-первых, у клиентов могут быть трудности с воображением сцен. Во-вторых, клиенты могут привыкнуть представлять реальную жизнь. При проведении воображаемой десенсибилизации полезно, а в некоторых случаях даже необходимо, побуждать клиентов проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.

Релаксацию можно включать в процедуру десенсибилизации in vivo. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, а через некоторое время предложить ему поговорить с незнакомыми людьми (причем с каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования). Данная процедура отличается от воображаемой десенсибилизации главным образом тем, что для ее проведения используются реальные ситуации. Принципы десенсибилизации in vivo практически не отличаются от принципов воображаемой десенсибилизации, которые были описаны ранее.

Групповая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группами, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколькими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить время и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение не-коего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).

Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с членами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу через определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.

Процедура десенсибилизации, записанная на кассете

Кассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках систематической десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 -5 пунктов домашнего задания.

Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относительно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком напряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг-нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить выполнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, применение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.

АВЕРСИВНЫЙ МЕТОД И МЕТОД «НАВОДНЕНИЯ»

В этой главе внимание читателя фокусируется на основных методах поведенческого консультирования. Существуют и другие, менее традиционные и более спорные методы, например аверсивный метод и метод «наводнения». Использование обоих этих методов подразумевает намеренное усиление страданий клиентов. Данные методы обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования, поэтому я опишу их кратко. В основе аверсивного метода лежит оказание аверсивного воздействия (например, удар током) в связи с неким нежелательным поведением. Аверсивный метод можно рассматривать как одну из техник наказания. Маккуллох и Фельдман (MacCulloch, Feldman, 1967) использовали аверсивный метод в сочетании со специальной программой подкрепления с целью ослабления гомосексуальной ориентации и усиления гетеросексуальной ориентации пациентов, склонных к гомосексуальным контактам (следует отметить, что некоторые исходные положения, на которые опирались Маккуллох и Фельдман, в настоящее время представляются устаревшими).

Термин «имплозивная терапия» использовался ранее вместо термина «метод "наводнения"». Стампфл, разработавший этот метод, рассматривал симптомы, которые проявлялись у его пациентов, как «условные реакции страха и/или условные реакции гнева, сформированные в прошлом, когда индивиды сталкивались с наказанием, переживали фрустрацию и боль» (Stampfi, 1975, р. 68). Обычно после проведения двух клинических интервью с целью сбора информации консультант представляет воображению клиента сцены, которые постепенно приближаются к тому, что пациент считает наиболее угрожающим. Некоторые сцены могут быть просто чудовищными. Представление таких сцен, по мнению Стампфла, дает возможность максимально приблизиться к реальным событиям, обеспечившим обусловленность. Такие сцены могут вызывать у клиентов очень сильную тревогу. Стампфл предположил, что многократное представление неприятных сцен должно вести к снижению их «потенциала тревожности» через угасание (Stampfi, Lewis, 1968). Поскольку многие реальные события, обеспечившие обусловленность, связаны с детством индивида, Стампфл считает, что работы, в которых описываются психодинамические исследования (в этих работах акцент делается на важности обучения навыкам туалета, на развитии инфантильной сексуальности и агрессивности), целесообразно использовать при определении областей чувствительности, которые играют большую роль в раннем аверсивном обусловливании. Стампфл утверждает, что суть стратегии имплозивной терапии заключается в том, чтобы побудить пациентов встретиться лицом к лицу со своими кошмарами и «привести эти кошмары в замешательство".

  • 1.3.1.Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации
  • 1.3.2.Типологический анализ онтогенеза: от возрастных особенностей развития к индивидуальным
  • 1.3.3.Типологический подход в возрастной психологии развития
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 2психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства
  • 2.1.Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста
  • 2.1.1.Проблема речевого развития ребенка
  • 2.1.2.Проблема достижения ребенком автономии действий
  • 2.1.3.Проблема ограничения самостоятельности и инициативы
  • 2.1.4.Проблема овладения навыками самообслуживания
  • 2.2.Психологические трудности дошкольника
  • 2.2.1.Краткая характеристика дошкольного возраста
  • 2.2.2.Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений
  • 2.2.3.Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем
  • 2.3.Проблема готовности ребенка к школьному обучению
  • 2.4.Проблемы младшего школьного возраста
  • 2.4.1.Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста
  • 2.4.2.Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией
  • 2.4.3.Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования
  • 2.4.4.Взаимоотношения психолога-консультанта со школой и медицинскими учреждениями
  • 2.5.Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 3 психологическое обследование ребенка в практике консультирования
  • 3.1.Принципы, этапы и общие правила психологического обследования ребенка
  • 3.1.1.Комплексное психологическое обследование ребенка
  • 3.1.2.Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка
  • 3.1.3.Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка
  • 3.2.Тестовое и клиническое обследование
  • 3.2.1.Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка
  • 3.2.2.Особенности стратегии клинического обследования ребенка
  • 3.3.История развития ребенка
  • 3.3.1.Понятие и значение психологического анамнеза
  • 3.3.2.Принципы составления психологического анамнеза
  • 3.3.3.Схема составления психологического анамнеза
  • 3.4.Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 4 проблемы коррекции психического развития в детском возрасте
  • 4.1.Коррекция психического развития ребенка: цели, задачи, подходы
  • 4.1.1.Коррекция, интервенция и психотерапия
  • 4.1.2.Определение целей и задач коррекции
  • 4.1.3.Эффективность психологической коррекции
  • 4.1.4.Этапы коррекционной работы с детьми
  • 4.2.Принципы построения коррекционных программ
  • 4.3.Методы коррекционной работы
  • 4.3.1.Метод игротерапии
  • Психоаналитический подход
  • Гуманистически ориентированный подход
  • Игровая комната. Ее оборудование
  • Игрушки и игровые предметы
  • Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции
  • Требования к составу группы игровой коррекции
  • Основные этапы реализации коррекционно-развивающей программы игротерапии
  • 4.3.2.Арттерапия как метод психологической коррекции
  • 4.3.3.Методы коррекции поведения. Поведенческий подход
  • Метод систематической десенсибилизации
  • Метод поведенческого тренинга
  • 4.3.4.Метод социальной терапии. Статусная психотерапия
  • 4.4.Взаимодействие психолога с родителями, воспитателями и учителями в процессе консультирования
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 5 методические материалы для диагностической и коррекционной работы
  • 5.1.Обзор методик диагностики семейных отношений в практике возрастно-психологического консультирования
  • Адаптированный вариант детской методики для изучения межличностных отношений Рене Жиля
  • Модификация оценочно-самооценочной методики
  • Детский апперцептивный тест (кат)
  • Методика «Модель личностной сферы»
  • Самооценка ребенка и оценка ребенка родителем
  • Модификация методики «Архитектор - строитель»
  • 5.1.1.Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей
  • Основные характеристики особенностей эмоциональной стороны взаимодействия Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях
  • Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка
  • Эмоциональное взаимодействие и отклонения в личностном развитии ребенка
  • Структура эмоциональной составляющей детско-родительского взаимодействия
  • Родительская чувствительность
  • Эмоциональное отношение
  • Особенности поведения родителя, определяемые эмоциональным отношением
  • Экспериментальное исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
  • Средние (м) и критериальные (n) показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать- ребенок на выборке из 104 матерей дошкольников)
  • 5.1.2.Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене-Антони
  • Исследуемая тестом позиция ребенка по отношению к семье
  • Тестовый материал
  • Процедура проведения теста
  • 1. Выяснение состава семьи ребенка
  • 2. Выставление семейного круга ребенка
  • 3. Опрос
  • 4. Оформление результатов
  • Направления интерпретации результатов теста
  • 1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи
  • 2. Эгоцентрические ответы
  • 3. Амбивалентность
  • 4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им
  • 5. Защиты
  • Модификация теста Бене-Антони
  • 5.1.3.Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования
  • Процедура диагностики
  • Основные параметры анализа «Родительского сочинения»
  • 1. Особенности поведения родителя в процессе выполнения задания
  • 2. Формальные показатели родительского сочинения
  • 3. Содержательные показатели
  • Заключение
  • I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности общения и взаимодействия
  • II. Психологические особенности ребенка
  • III. Родитель как воспитатель
  • 5.1.4.Проба на совместную деятельность Обоснование необходимости использования
  • Процедура диагностики
  • Анализ реального детско-родительского взаимодействия
  • 1. Лидерство - распределение ролей «ведущий» - «ведомый»
  • 2. Целенаправленность и последовательность руководства
  • 3. Особенности предъявления инструкции
  • 4. Ориентация на действия партнера
  • 5. Особенности контроля
  • 6. Особенности оценивания
  • 7. Особенности принятия руководства ведомым
  • 1. Стремление к взаимодействию
  • 2. Дистанция при взаимодействии
  • 3. Эмоциональное принятие - отверженце
  • 4. Отношения защиты - обвинения
  • 5. Эмоциональные проявления
  • Протокол наблюдения за характером детско-родительского взаимодействия при выполнении «Пробы на совместную деятельность»
  • 5.2.Тренинг личностного роста с подростками как дополнение консультативной практики возрастного психолога
  • 5.2.1.Истоки методики
  • 5.2.2.Принципы тренинга личностного роста с подростками
  • 5.2.3.Упражнения на испытания как один из типов упражнений для тренинга личностного роста с подростками
  • 1. Упасть в руки партнера
  • 2. Поднять стоящего на стуле
  • 3. Падение со стола (с подоконника)
  • 4. Прыгнуть с закрытыми глазами
  • 5. Перенести девушку через «горный поток»
  • 6. «Три прыжка»
  • 5.3.Обучение родителей гуманистической игротерапии с детьми
  • Принципиальные основания терапии детско-родительских отношений
  • Цели терапии детско-родительских отношений
  • Игровые сессии, центрированные на ребенке
  • Основные умения в терапии дро
  • 1. Умение структурировать
  • 2. Эмпатическое слушание
  • 3. Использование воображения в игре, центрированной на ребенке
  • 4. Умение устанавливать ограничения
  • 1. Приобретение игрушек
  • 2. Определение места для домашних игровых сессий
  • 3. Расписание игровых сессий
  • 4. Непредвиденные перерывы
  • 5. Обязательства
  • 6. Изменения в детской игре
  • Домашние сессии и обобщение игровых умений
  • Супервизия домашних игровых сессий
  • Обобщение игровых умений
  • Дополнительные родительские умения
  • Типичные проблемы домашних игровых сессий
  • 1. Проблемы проведения сессий в домашних условиях
  • 2. Проблемы динамики сохраняют свое значение в домашних условиях
  • Заключительный этап терапии дро
  • Признаки целесообразности завершения терапии
  • Процесс завершения
  • Альтернативные варианты терапии дро Групповая терапия
  • Терапия дро в домашних условиях
  • Терапия дро как профилактическая программа
  • Разнообразие показаний для применения терапии в дро
  • Описание консультативных случаев
  • Контрольные вопросы и задания
  • Литература
  • Библиография
  • Глава 1 7
  • Глава 2 психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства 52
  • Глава 3 108
  • Глава 4 132
  • Глава 5 225
  • Метод систематической десенсибилизации

    Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как аверсивная терапия, метод систематической десенсибилизации, имплосивная («шоковая») терапия. Аверсивная терапия использует механизм подавления (вытеснения) поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежелательного поведения. Метод систематической десенсибилизации и имплосивная терапия основываются на механизме актуализации (освобождения) подавленной реакции. Имплосивная терапия, основанная на «наводнении» и шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности, выглядит непривлекательно для детских психологов, предпочитающих избегать любой вероятности дополнительной травматизации клиента в процессе терапии. Метод систематической десенсибилизации является одним из наиболее авторитетных методов поведенческой терапии.

    Метод систематической десенсибилизации был разработан в конце 50-х гг. Д.Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. С тех пор метод приобрел известность и находит широкое применение в психологической и психотерапевтической практике. Метод был разработан в контексте поведенческого подхода и стал первой попыткой распространения идей бихевиоризма на практику психотерапевтической и психокоррекционной работы.

    На основе данных, полученных в экспериментах с животными, Д. Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей адаптивное поведение, могут быть объяснены с позиций теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Д. Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности - на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления. Суть этого принципа состоит в том, что если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, обычно вызывающих тревожность, то это приведет к полному или частичному подавлению реакций тревожности. Д.Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, сочетая состояния глубокой релаксации клиента с предъявлением ему стимулов, в обычной ситуации вызывающих страхи. При этом решающее значение имел порядок предъявления и подбор стимулов. Стимулы подбирались по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей релаксацией. Иначе говоря, конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, в последовательности от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиента лишь легкое беспокойство и тревогу, до стимулов высокой интенсивности, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип - принцип систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность - и дал название новому психокоррекционному методу: метод систематической десенсибилизации по аналогии с методом систематической десенсибилизации аллергенов, применяемых в медицине. Метод систематической десенсибилизации - это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т. е. чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность. Снижение сенситивности приводит к последовательному систематическому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод систематической десенсибилизации может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

    Метод систематической десенсибилизации показан для применения в следующих случаях.

    1. При возникновении повышенной тревожности в ситуациях, где объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности человека отсутствует. Тревожность характеризуется высокой интенсивностью и продолжительностью, тяжелыми аффективными переживаниями и субъективными страданиями.

    2. При возникновении психофизиологических и психосоматических расстройств вследствие высокой тревожности (мигреней, головной боли, дерматозов, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). В этих случаях, составляющих пограничную для детской и клинической психологии область, необходима комплексная помощь ребенку, включая медицинскую, психологическую и психотерапевтическую помощь.

    3. При дезорганизации и распаде сложных форм поведения вследствие высокой тревожности и страхов. Примером могут служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или «провал» на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент. В тяжелых случаях ситуативные «срывы» в поведении ребенка могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Здесь до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора, дав ребенку отдых и оградив его от повторения проблемных ситуаций вызывающих страх и тревогу.

    4. При возникновении реакций избегания, когда ребенок, стремясь избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с тревожностью и страхами, предпочитает избегать любых травмирующих стимулов и ситуаций. В этих случаях избегание представляет собой защитную реакцию на стрессор. Например, ученик прогуливает уроки, стремясь избежать опроса и контрольных работ при объективно высокой степени усвоения учебного материала; или ребенок постоянно говорит дома неправду даже на вопросы о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Со временем ребенок начинает испытывать страх уже перед самой возможностью возникновения страха («бояться страха»). Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

    5. При замещении реакций избегания дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростка к психоактивным веществам (алкоголю, наркотикам), побеги из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливого эксцентричного или демонстративно-истероидного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку. Дезадаптивное поведение может выступать в форме особых ритуалов, «магических действий», позволяющих избежать столкновения с вызывающими тревожность ситуациями. В случае возникновения дезадаптивных реакций метод систематической десенсибилизации должен быть использован в комплексе с другими видами психотерапии.

    Классическая процедура систематической десенсибилизации осуществляется в три этапа:

    1) тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации;

    2) конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность;

    3) этап собственно десенсибилизации.

    Первый - подготовительный -этап ставит задачу научить клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации, покоя. Здесь могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное и прямое внушение, а в исключительных случаях - гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения. Использование игр и игровых упражнений позволяет значительно увеличить возможности эффективного воздействия на ребенка с целью вызвать у него состояние покоя и релаксации. Это и выбор сюжета игры, и распределение ролей, и введение правил, регулирующих переход от активности к релаксации. Использование игровой формы позволяет также в специальных упражнениях организовать овладение отдельными элементами аутогенной тренировки даже детьми дошкольного возраста.

    Задача второго этапа состоит в конструировании иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. Конструирование такой иерархии осуществляется психологом на основании беседы с родителями ребенка, позволяющей выявить объекты и ситуации, вызывающие тревожность и страхи у ребенка, данных психологического обследования ребенка, а также наблюдения за его поведением. Различают два типа иерархий в зависимости от того, как в них представлены элементы - стимулы, вызывающие тревожность: иерархия пространственно-временного и иерархия тематического типа. В иерархии пространственно-временного типа варьируется один и тот же стимул в зависимости от интенсивности вызываемой тревожности. Таким стимулом может быть предмет, человек или ситуация. Например, объект или человек (доктор, Баба-Яга, собака, темнота) и ситуация (ответ у доски, расставание с матерью, выступление на утреннике и т.д.) представлены в различных временных и пространственных измерениях, в силу чего вызывают тревожность разной интенсивности. Временное измерение характеризует отдаленность события во времени и постепенное приближение времени наступления события. Пространственное измерение - уменьшение расстояния и приближение события или объекта, вызывающих страх. Иначе говоря, при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения ребенка к вызывающему страх событию или предмету. В иерархии тематического типа стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате конструируется последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией, одной темой. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживания ребенком тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии тематического типа способствуют обобщению умения ребенка подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульных иерархий обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиента.

    На третьем этапе - собственно десенсибилизации - организуется последовательное предъявление клиенту, находящемуся в состоянии релаксации, стимулов из ранее сконструированной иерархии, начиная с низшего элемента, практически не вызывающего тревожности, и переходя к стимулам, постепенно увеличивающим тревожность. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и релаксации не будет сохраняться у клиента даже при предъявлении высшего элемента иерархии. При работе со взрослыми клиентами и подростками стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. При работе с детьми оперирование образами и представлениями в воображении оказывается весьма затруднительным, поэтому метод систематической десенсибилизации используется «in vivo», т. е. стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются ребенку в форме реальных физических объектов и ситуаций. Оптимальной формой подобного предъявления стимулов детям дошкольного и младшего школьного возраста является игра. В игре обеспечивается необходимая визуализация «пугающих» страшных объектов и ситуаций и вместе с тем сохраняется свобода и произвольность ребенка в отношении этих объектов и ситуаций, поскольку они реализуются в воображаемой, «мнимой» ситуации, полностью подвластны ребенку и не представляют ни малейшей реальной угрозы. Игра создает возможность сохранения положительного эмоционального настроя и, соответственно, релаксации за счет переживания удовольствия от самой игры, которая может быть сохранена ребенком даже при встрече с ситуациями, вызывающими страх и тревожность.

    В детском возрасте тревожность и страхи перед определенными ситуациями и объектами могут быть обусловлены отсутствием у ребенка адекватных способов поведения в этих ситуациях. В таких случаях метод систематической десенсибилизации дополняется техниками научения, разработанными в рамках теории социального научения (А. Бандура), - техникой моделирования социально-желаемых образцов поведения и техникой социального подкрепления. Благодаря наблюдению моделей адекватного поведения взрослого или сверстника в ситуации, вызывающей страхи у ребенка, и организации социального подкрепления попыток подражать поведению модели, удается не только преодолеть фобии и излишнюю необоснованную тревожность, но и расширить поведенческий репертуар ребенка, повысить его социальную компетентность. Предусматривается определенная последовательность включения ребенка в трудную для него ситуацию. Сначала ребенок только наблюдает за поведением взрослого или сверстника, не обнаруживающих ни малейших признаков страха и испуга. Затем сам включается в совместную деятельность со взрослым или сверстником, в которой постоянно подкрепляются все его даже незначительные достижения и, наконец, пытается самостоятельно имитировать модель «бесстрашного» поведения при эмоциональной поддержке психолога и сверстников - участников группы.

    Принцип систематической десенсибилизации находит также выражение в постепенном переходе от одного вида деятельности к другому так, чтобы обеспечить последовательное приближение ребенка от воображаемой «пугающей» ситуации к реальной ситуации, вызывающей тревожность. Например, достаточно хорошо оправдывает себя такая последовательность коррекционной работы: сочинение сказок и историй о бесстрашном герое, преодолевающем все трудности и испытания, затем тематическое рисование, игра-драматизация, разыгрывание сначала условных, а затем и реальных ситуаций, моделирующих адекватное поведение в ситуациях, прежде вызывавших страх у ребенка.

    В заключение подчеркнем, что хотя метод систематической десенсибилизации при работе с детьми применяется не очень часто, сам принцип систематической десенсибилизации и важнейшие элементы этого метода органически включены в психокоррекционную работу с детьми - ив метод игровой коррекции, и в арттерапию, - занимая достойное место в арсенале средств оказания психологической помощи в развитии детей.

    В широком понимании, термин «десенсибилизация» подразумевает снижение к чувствительности, привыкание к какому-либо постоянному раздражителю со стороны определенного объекта или организма.

    Десенсибилизация в психиатрии – это целая отдельные методы лечения, целью которой является активная помощь индивидам, пережившим различные стрессовые ситуации, испытывающим расстройства. С точки зрения Ф. Шапиро, который впервые разработал и предложил метод десенсибилизации, любые переживания человека.

    Испытавшего сильную эмоциональную нагрузку и стресс,могут быть определенным образом перекрыты, трансформированы и в буквальном смысле «спрятаны» в недоступных уголках памяти человека. Таким образом, главной задачей психотерапии, основывающейся на десенсибилизации, является поиск подобных «срытых переживаний» и стимуляция собственных механизмов совладения эмоциями, чувствами.

    Если говорить более кратко и понятно, то предложенная Ф. Шапиро методика позволяет успешно бороться с возникающими эмоциональными напряжениями, навязчивыми страхами после пережитых событий, тревогами.

    Методы десенсибилизации

    Как уже говорилось выше, методы десенсибилизации применяется, преимущественно, с целью снижения уровня негативной напряженности индивида, подавления и избавления от переживаний, оставшихся после различных стрессовых ситуаций.

    Прежде всего, стоит отметить, что когда человек испытывает во время определенного события эмоциональное напряжение, оно также отражается в его физическом состоянии. Дело в том, что переживание, протекающее на чувственном уровне, также отражается и физиологически – отмечается напряжение мышц вокруг глаз, диафрагмальных мышц, мышц кистей рук.

    Если ситуация или объект, вызывающие чувство беспокойства и страха, присутствуют долго, то такое напряжение не просто сохраняется, но также и усиливается. Эти места мышечного напряжения в психиатрии нередко называют «вместилищем страха».

    Также постоянное мышечное напряжение условно обозначается как зажим. Таким образом, одной из основополагающих задач десенсибилизации является процесс снятия возникающих «зажимов», которые могут сохраняться весьма долгое время и после пережитой ситуации, столкновения с пугающим объектом.

    Парадокс в том, что сама по себе техника десенсибилизации опирается именно на повторное телесное переживание пугающего фактора, противостояние ему и стирание из ощущений негативной реакции. Подобных техник в наше время достаточно много, и между собой они отличаются, как правило, лишь формируемым телесным фоном и путями его достижения.

    Конечно, наибольшее распространение получил классический метод десенсибилизации в психиатрии, предложенный еще ее первооткрывателем Ф. Шапиро. Эта техника основывается на расслабленном состоянии пациента, на фоне которого происходит воображение, визуализация пережитых и травмирующих событий. Смысл в том, что под присмотром и руководством психотерапевта индивид постепенно приближается к объекту страха.

    В случае необходимости, например, при возникновении нового чрезмерного эмоционального напряжения, осуществляется так называемый «откат» — то есть больной ослабляет на некоторое время свою визуализацию, чтобы вновь успокоиться. Таким образом, происходит как бы постепенное приближение к объекту, вызывающему страх, а с постепенным формированием привыкания индивид учится принимать подобные стрессовые и травмирующие ситуации совершенно нейтрально, владея полностью своими личными переживаниями.

    Также во время сеансов десенсибилизации активно практикуется дыхательная гимнастика. Концентрация на собственном дыхании, а также его контроль, постоянное, ровное и спокойное дыхание позволяют индивиду гораздо более эффективней сталкиваться лицом к лицу со своими переживаниями и при этом сохранять спокойствие, избегая развития новых «зажимов».

    Десенсибилизация движением глаз

    Одним из относительно новых и специфических методов данной терапии является десенсибилизация движением глаз. Эта техника основывается на определенной взаимосвязи моторики движения глаз и степени визуализации желаемых событий. Смысл в том, что когда осуществляется активное движение глазных яблок, это включает в организме специфическую обратную связь, и в результате включаются механизмы, схожие по своей сути с механизмом сновидения.

    Почему же это действительно эффективно? Дело в том, что травмирующие ситуации, а также пережитые впоследствии негативные эмоции, больше всего усваиваются человеческим сознанием и подсознанием именно в фазе сна, когда происходит ее обработка и запоминание. А именно эта фаза сопровождается быстрым движением глазных яблок во сне, поэтому такая активная терапия приводит к своеобразному «обратному процессу».

    То есть суть предлагаемого метода заключается в том, что сам пациент форсирует фазу сна с помощью движения глазными яблоками и погружения в расслабленной состояние, а с помощью специалиста, когда удается добиться качественной визуализации и активации скрытых в подсознании переживаний, избавиться от них. Таким образом можно получить гораздо более быструю и качественную доступность скрытых травмирующих факторов, а при их переработке в нейтральные переживания осуществляется достижение самоконтроля над эмоциями и чувствами индивида.

    На самом деле, с помощью данной техники можно получить куда более качественные результаты, к тому же положительный эффект будет достигнут в более кратчайшие сроки, нежели при других техниках, предложенных Шапиро.

    Причины столь высокой эффективности были изучены и даже научно обоснованы:

    • Когда происходит постановка цели отбора всех отрицательных, то есть травмирующих ситуаций, все воспоминаний и образы формируют группы отдельных «кластеров». Под «кластером» в данном случае подразумевается набор однотипных образов, событий, воспоминаний, ассоциаций. Таким образом, в ходе десенсибилизационой терапии, то есть обработки всех вышеперечисленных факторов, осуществляется переработка лишь одного, наиболее характерного для определенного кластера воспоминания.
    • Метод, основывающийся на обращении к процессам сновидения, обеспечивает самому больному, а также специалисту, доступ к наиболее «большим» травмирующим участкам памяти.
    • Поскольку происходят процессы равносильные сновидениям, точнее определенному их этапу, в сознании индивида одновременно активируются информационные и анализирующие центры. Благодаря этому переработка воспоминаний происходит мгновенно на нейрофизиологическом уровне.

    Разумеется, одним из главных преимуществ такой техники является скорость без какой-либо потери качества терапии. Обычно сеанс длится в течении нескольких часов, но их не рекомендуется проводить слишком часто.

    Также десенсибилизации посредством движения глаз хорошо зарекомендовала себя не только в терапии взрослых, но также и при лечении нарушений у детей. Ее активно применяют не только в отношении больных, переживших травмирующие ситуации, но даже в случае борьбы с волнениями, связанными с ближайшим будущим.

    Предложенная Вольпе (Wolpe J., 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.

    Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание - не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия систематической десенсибилизации включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.

    Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

    В самой процедуре систематической десенсибилизации можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации, составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).

    Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона проводится в ускоренном темпе и занимает около 8-9 сеансов.

    Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.

    Собственно систематическая десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи - информировании пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее - поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5- 7 секунд, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 секунд. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.

    При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях - до 12 и более.

    В настоящее время показаниями для использования методики систематической десенсибилизации при неврозах являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.

    Систематическая десенсибилизация менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агорафобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод систематической десенсибилизации эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.

    Систематическая десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.

    Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже - со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе, кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).

    Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.

    1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
    2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
    3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
    4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.

    Читайте также: