«Бесы» (1830). Народная фантазия часто видела в метели что-то бесовское, колдовское, завораживающее.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» - «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» -
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Поразмышляем вместе
Глубокий общественно-философский и исторический смысл в стихотворении «Бесы» заключается в том, что в творческом сознании Пушкина укрепилась мысль о необходимости прочного союза между дворянством и крестьянством, и поэт ищет основания для сближения дворянина и народа. В «Бесах» оба участника бытовой сцены и исторического движения не знают верной дороги и оба совлекаются с правильного пути миражами и соблазняющими их призраками, представшими в стихотворении как бесовское наваждение. При этом оба испытывают одинаковые чувства, им свойственны одни и те же переживания совершающегося хаоса, творящейся вокруг бессмыслицы. Пушкин имел в виду не только свою личную судьбу, но судьбу всей России, исторические пути которой ему также были неясны и, может быть, даже более неопределенны, чем личная судьба.
К этому надо добавить, что всю композицию, всю структуру стихотворения, все его художественное пространство организует образ дороги. Он связан как с фольклорной, так и с книжной литературной традицией. В композиционно-образном строе стихотворения подчеркнуты нарастание хаоса, усиливающаяся бессмысленность происходящего и углубление щемящей тоски, перерастающей в душевный надрыв, вызванный неспособностью охватить разумом, понять и дать себе отчет в происходящем, сравните со строками: «Я понять тебя хочу,/ Смысла я в тебе ищу» («Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»).
Из хаотической бессмысленности произвольно выхватываются отдельные видения. Они то угрожают, то вселяют тоску одиночества и беспомощности, то дразнят миражами. Лишь некоторые из видений несут какой-то смысл. Так, наряду с темой исторических путей личности в России прочитывается общечеловеческая, общефилософская тема заблудшего человека, обуреваемого враждебными ему силами зла и рока, и угадывается намек на неясность пути человечества и исторического пути России («Сбились мы. Что делать нам!»). Можно сказать, что вопрос «Что делать?» первым поставил не Чернышевский, а именно Пушкин. Рефреном проходят строки «Мчатся тучи, вьются тучи. . . » , в которых выражено торжество разбушевавшейся стихии. Даже природа и духи, внушающие страх, тяготятся неразумностью и страдают («вьюга плачет», духи «жалобно поют»), подчиняясь неуправляемому хаосу. Иррациональность жизни рождает в лирическом « я » переживания, сходные с теми, которые свойственны природе и духам («Визгом жалобным и воем/Надрывая сердце м н е. . . ») . Но это одновременно означает, что герой (и автор) причастен ко всему бытию, ко всей вселенной. Он укоренен в родной земле, в быте родного края, и остро чувствует как тайны космоса, так и угрожающую ему и всему человечеству враждебную, иррациональную хаотическую стихию.
Пушкин, привыкший светлым разумом постигать смысл жизни, передает в «Бесах» внезапное бессилие ума, известную растерянность заблудившегося в бесконечности вселенной человека, не могущего понять представшую его глазам хаотическую действительность, лишенную порядка и стройности. Поэт не страшился стихии и отважно бросался в схватку с ней. Страх, о котором он писал в «Бесах», вызван прежде всего ощущением, пусть временным и быстро прошедшим, неразумности действительности и, главное, ее неподатливости разумному объяснению, относительной беспомощности разума. Угроза непонимания мира равносильна угрозе сойти с ума. Такой человек и такое сознание, лишенные способности понять и объяснить жизнь, оказываются во власти страха и вызывают сердечную жалость и сочувствие. Бессилие разума, вследствие чего человек становится духовно беспомощен, отчаянно слаб, достоин искреннего и сердечного сочувствия, которое не может не испытывать поэт ни к себе, ни к своим героям, ни даже к враждебным ему существам.
Мысль о временном бессилии ума, рождающая тягостный душевный надрыв, внезапно поразила Пушкина, и с тех пор он не однажды возвращался к ней. Но поэт сопротивлялся хаосу действительности, доверясь своему ясному и светлому уму. На другой день после «Бесов», как известно, была написана «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), где теме неугасимого и побеждающего в конце концов разума отведено почетное место:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Вопросы и задания
- Как через колдовское кружение метели создается ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.
- Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души. Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения вслух, чтобы по-настоящему ощутить музыку этого произведения.
вселяют тоску одиночества и беспомощности, то дразнят миражами. Л и ш ь некоторые из видений несут ка- кой-то смысл. Так, наряду с темой исторических путей личности в России прочитывается общечеловеческая, общефилософская тема з а б л у д ш е г о человека, обуреваемого враждебными ему силами зла и рока, и угадывается намек на неясность пути человечества и
вым поставил не Чернышевский, а именно П у ш к и н.
шейся стихии. Даже природа и духи, внушающие
л я е м о м у хаосу. Иррациональность жизни рождает в
Пушкин, привыкший светлым разумом постигать смысл жизни, передает в «Бесах» внезапное бессилие ума, известную растерянность заблудившегося в бесконечности вселенной человека, не могущего понять представшую его глазам хаотическую действительность, лишенную порядка и стройности. Поэт не страшился стихии и отважно бросался в схватку с ней. Страх, о котором он писал в «Бесах», вызван прежде всего ощущением, пусть временным и быстро прошедшим, неразумности действительности и, главное, ее неподатливости разумному объяснению, относительной беспомощности разума. Угроза непонимания мира равносильна угрозе сойти с ума. Такой человек и такое сознание, лишенные способности понять и объяснить жизнь, оказываются во власти страха и вызывают сердечную жалость и сочувствие. Бессилие разума, вследствие чего человек
становится духовно беспомощен, отчаянно слаб, достоин искреннего и сердечного сочувствия, которое не может не испытывать поэт ни к себе, ни к своим героям, ни да-
же к враждебным ему существам.
Мысль о временном бессилии ума, рождающая тягостный душевный надрыв, внезапно поразила Пушкина, и с тех пор он не однажды возвращался к ней. Но поэт сопротивлялся хаосу действительности, доверясь своему ясному и светлому уму. На другой день после «Бесов», как известно, была написана «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), где теме неугасимого и побеждающего в конце концов разума отведено почетное место:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
1. Как через колдовское кружение метели создается ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.
2 . П о в т о р е н и е с л о в, з в у к о в у с и л и в а е т о щ у щ е н и е с м я т е н и я д у - ш и. К а к и е ж е с л о в а, з в у к и п о в т о р я ю т с я в с т и х о т в о р е н и и?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения вслух, чтобы по-настоящему ощутить музыку этого произведения.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).
Каждый поэт всегда задумывается о своем «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. Он хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что память о нем сохранится.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
1 Я воздвиг памятник (лат.). Эпиграф взят из оды Квинта Горация
Флакка (65-8 гг. до Рождества Христова) «К Мельпомене».
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли последний удар, он написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Ода Пушкина связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).
Уже в первых строках стихотворения памятнику, построенному рукотворно, противостоит «памятник нерукотворный», созданный духом. Слово «нерукотворный» употребляется в религиозных текстах. Если «Александрийский столп» означает рукотворный памятник земной власти, которая сама себя обожествила, то пушкинский «памятник нерукотворный» - это поэзия. Она создана поэтом, подчиненным только «веленью Божию». Слово «нерукотворный» сразу вводит понятия, освещенные религией: «душа в заветной лире», «прах», «тленье». Рядом с ними оживает римская античная поэтическая традиция с ее темой посмертной славы, поэтического бессмертия («славен», «подлунный мир», «пиит»).
В этом религиозно-светском смысле следует понимать
и строфу «И долго буду тем любезен я народу...».
Поэт выполняет миссию поэта-христианина, потому что он призывает «милость к падшим», т. е. просит помило-
вать, даровать прощение оступившимся, совершившим ошибку. Все другие выражения: «любезен я народу», «чувства добрые», «восславил я свободу» - тоже несут в себе расширенное, светское и христианское содержание.
Стих «К нему не зарастет народная тропа...» обычно понимали так, будто народ потянется толпами к памятнику. Но памятник-то «нерукотворный»! Стало быть, нет и обычной тропы к нему, а есть тропа особенная, духовная. Пушкин метафорически, образно сказал о том, что вечная память народа состоит в усвоении сотворенного поэтического слова, в котором живет «душа в заветной лире». Следовательно, и «чувства добрые», пробуждаемые лирой, и восславленная в стихах «свобода» тоже непосредственно связаны как с социальной, так и с христианской этикой.
Слово «свобода» вообще обладает в стихотворении особым смыслом. В первой строфе Пушкин назвал памятник не только «нерукотворным», но и «непокорным» («Вознесся выше он главою непокорной...»), а в последней он обратился к своей музе: «будь послушна». Нет ли здесь противоречия? Оказывается, нет. Если вспомнить, что именно монархическая земная власть пыталась вопреки учению Христа обожествить себя, то придем к выводу, что она-то и есть лжерелигия, попирающая подлинную свободу. В этом смысле быть послушной «веленью Божию» означает для музы быть непокорной и свободной. Отсюда ясно, что те же черты переданы и нерукотворному памятнику поэзии и поэту. Но, исполняя «веленье Божие», поэт свободен от служения земной «пользе». Так власть лишается ореола святости, а поэзия обретает достоинство причастности к Божественно-
му священнодействию. | |||||
1. П о ч е м у | поэт уверен, ч т о в о з д в и г п а м я т н и к, к | к о т о р о м у | |||
зарастет | н а р о д н а я т р о п а » ? | ||||
2. Сопоставьте п р о и з в е д е н и е Г о р а ц и я | т е м у (см. | ||||
н а с. 298 в т о р о й ч а с т и у ч е б н и к а) | с т и х о т в о р е н и е м П у ш - |
||||
к и н а. В ч е м их с х о д с т в о и в ч е м р а з л и ч и е? |
3 . П о д г о т о в ь т е в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е н а и з у с т ь с т и х о т в о р е н и я
корной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.
5 . Ч ь е в ы с к а з ы в а н и е о П у ш к и н е из т е х, к о т о р ы е в с т р е ч а л и с ь
в к н и г а х | н е м, в у ч е б н и к а х, | наиболее п о л н о и верно ха - |
|||||||
р а к т е р и з у е т | л и ч н о с т ь | ||||||||
6 . П о д г о т о в ь т е | д о к л а д, эссе, | о ч е р к, в ы с к а з ы в а н и е | (н а выбор) |
||||||
о ж и з н и | творчестве | н а п р и м е р: | П у ш к и н » , |
||||||
п о э т а » , | « П у ш к и н | М и х а й л о в с к о м » , | « П у ш к и н | ||||||
Б о л д и н е » | Р а з у м е е т с я, д л я этого надо | о з н а к о м и т ь с я |
к н и г а м и о П у ш к и н е п и с а т е л е й и л и т е р а т у р о в е д о в.
7 . Р а с с к а ж и т е о с т и х о т в о р е н и и и л и с т и х о т в о р е н и я х П у ш к и -
п р и з ы в а е т о н с в о ю м у з у? С р а в н и т е с т и х о т в о р е н и е П у ш к и -
и « П а м я т н и к » | Д е р ж а в и н а. В ч е м | в и д и т е сходство и |
||||||||
р а з л и ч и е о с м ы с л е н и я | э т о й т е м ы | П р о к о м - |
||||||||
м е н т и р у й т е к а ж д у ю с т р о к у в с т и х о т в о р е н и я х. | П р о а н а - |
|||||||||
8 . Ч т о х о ч е т | с к а з а т ь | с т и х о т в о р е н и е м | « А н ч а р » ? |
|||||||
л и з и р у й т е | ||||||||||
с т и х о т в о р е н и я х | П у ш к и н а | с т р о ч е к | (ш у т л и - |
в ы х, с е р ь е з н ы х) , п о с в я щ е н н ы х т в о р ч е с т в у и с т и л ю д р у г и х
писателей. | Н а з о в и т е | н е к о т о р ы е и з | э т и х с т р о ч е к. К а к в ы | |||||||
н и м а е т е | с т и х о т в о р е н и я | п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о » , | ||||||||
В я з е м с к о г о » ? Ч т о | п о д ч е р к и в а е т | поэт в « п о р т р е т а х » ? |
||||||||
10. К а к и е | ч у в с т в а п е р е п о л н я ю т поэта | с о о б щ а ю т с я ч и т а т е л ю |
||||||||
(г о р е ч ь, | р е в н о с т ь, тревога, | в о с т о р г | т. д.), к о г д а | |||||||
м и н а е т | адресатах | л ю б в и (« С о ж ж е н н о е | п и с ь м о » , |
« П р и з н а н и е » , « Т ы и в ы » , « М а д о н а » , « Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а. . . ») ?
К а к в ы п о н и м а е т е с т р о к и?
в з г л я д |
|||
м о ж е т в ы р а з и т ь т а к ч у д н о! |
|||
А х, о б м а н у т ь м е н я н е т р у д н о! . . |
|||
Я сам о б м а н ы в а т ь с я рад! |
|||
сердце вновь г о р и т и л ю б и т - о т т о г о, |
|||
н е л ю б и т ь оно н е | |||
Ч т о всегда б ы л о п р е д м е т о м п о э з и и П у ш к и н а и ч е м «берет |
|||
п л е н л и р и к а поэта»? К а к | в ы п о н и м а е т е ф р а з у: « Ж и з н ь |
в л и р и к е П у ш к и н а у в и д е н а « с к в о з ь м а г и ч е с к и й к р и с т а л л » п р е к р а с н о г о и ч е л о в е ч н о г о » ?
«Цыганы» (1824). Кроме лирических стихотворений, Пушкин написал много поэм, начиная с «Руслана и
Людмилы» и кончая «Медным всадником». Он создал русский вариант романтической поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан»). Завершением жанра романтической поэмы стали «Цыганы».
В поэмах «Кавказский пленник» и «Цыганы» Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала X I X века.
Между «Кавказским пленником» и «Цыганами» пролегла целая полоса общественного развития, внесшая существенные поправки в мировоззрение Пушкина.
Поэт ставит для себя первоочередную задачу - понять, почему достижение свободы оказалось невозможным. Примерно с 1823 года он упорно и последовательно ищет решение этой исторической загадки. Поэта интересует внутренний мир современного человека. По сравнению с «Кавказским пленником» конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Это придало поэме напряженность и драматизм.
Если в «Кавказском пленнике» действуют только два героя, то круг лиц в «Цыганах» расширен: поэт вводит, кроме Алеко и Земфиры, Старого цыгана, Молодого цыгана, упоминает о матери Земфиры - Мариуле. Пушкин драматизирует повествование: появляются диалоги героев.
Однако противоречия между цивилизацией и первобытным цыганским обществом, между «европейцем», просвещенным человеком, и цыганами, «дикими» и простыми людьми, остаются исходными в этой поэме.
Пушкин отдает предпочтение вольному цыганскому миру. В жизни цыган он отмечает две особенности - вольность и бедность, в европейском «городском» обществе - неволю и роскошь. Люди цивилизованного общества
Торгуют волею своей, Главы пред идолами клонят И просят денег да цепей.
Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди. Цыгане свободно распоряжаются собой. У них нет противоречий между желанием и действием, между словом и делом, между мыслью и чувством.
Пушкинские герои - Алеко, Земфира, Старый цыган - принадлежат к разным мирам.
Алеко два года наслаждался вольной цыганской жизнью. Он обрел свободу, душевное спокойствие и любовь:
Он, прежних лет не помня даже, К бытью цыганскому привык.
Но короткая пора безмятежного счастья кончилась: Земфира полюбила молодого цыгана. Как же повел себя этот человек, осуждавший «неволю душных городов», этот мятежник, недовольный обществом?
Старый цыган говорит: «Мы дики; нет у нас законов». Таково и представление Земфиры о любви.
Алеко думает иначе. Он считает Земфиру своей собственностью и отстаивает свои «права»:
Нет, я не споря От прав своих не откажусь!
Любовь Алеко, вопреки его сознанию, не была свободной, она оказалась эгоистичной. И в этом, по мысли Пушкина, заключена подлинная трагедия личности.
Целью поэта было объективное исследование жизни, которая неизбежно превращает в индивидуалистов даже лучших из дворян и приводит их к трагической безыс-
ходности. Пушкин не завершает поэму каким-либо моральным итогом. А л е к о остается высоким, трагическим героем. Индивидуалистический характер любви А л е к о не следствие личной порочности героя, его натуры. Але - ко не эгоист по природе, он принадлежит к определенной социальной группе и воспитан в цивилизованном укладе жизни, где есть законы.
В пушкинской поэме нет героев только положительных или только отрицательных. Поэт не идеализирует ни цыганское общество, ни Старого цыгана, ни Земфиру. В любви Земфиры Пушкин замечает легкомысленность, несерьезность, детскую наивность. Старый цыган говорит Алеко:
Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское - шутя.
Такая женская любовь содержит в себе отказ от всяких обязанностей, она освобождена от нравственных понятий о долге.
В «Цыганах» Пушкин приходит к выводу, что и мир европейский, цивилизованный, и мир патриархальный, «естественный» лишены гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически. Недаром в эпилоге поэмы звучат печальные слова:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
После создания поэмы «Цыганы» поэт стремится ответить на волнующие его вопросы: почему сознание современного человека индивидуалистично? Чем это обус-
1 . К о г д а б ы л а н а п и с а н а п о э м а « Ц ы г а н ы » ? Г д е о н а н а ч а т а и
г д е з а к о н ч е н а?
2. Прочитайте поэму «Цыганы». В чем состоит ее конфликт?
3 . К а к м о т и в и р о в а н о б е г с т в о А л е к о и з г о р о д а и п р и х о д к ц ы -
4. Чем обеспечена вольность цыган и что стало причиной несвободы человека в цивилизованном обществе?
5. Какую роль играет в мотивировке измены Земфиры лирическое отступление о луне?
6. Какова художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы?
7. Разделяет ли поэт слова Старого цыгана, изгоняющего Алеко из табора? Хотел ли Пушкин «развенчать» или «обличить» Алеко? Оправдывает ли Пушкин поведение Алеко, Земфиры и в чем состоит его авторская позиция?
8. Объясните художественный смысл последней сцены поэмы, когда табор уходит, покидая Алеко. В чем заключается роль эпилога и как он соотносится с рассказом об истории Алеко и Земфиры?
9. Познакомьтесь еще с одним жанром пушкинского творчества - с одной из «маленьких трагедий».
Моцарт и Сальери
(Комната.)
С а л ь е р и
Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Д л я меня Так это ясно, как простая гамма. Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался - слезы Невольные и сладкие текли. Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке. Труден первый шаг И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
У ж е дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить, но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны, Пылая, с легким дымом исчезали.
Что говорю? Когда великий Глюк1 Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны), Не бросил ли я всё, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную? Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой; также Трудами и успехами друзей, Товарищей моих в искусстве дивном. Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! - ниже, когда Пиччини2
Пленить умел слух диких парижан, Ниже, когда услышал в первый раз Я Ифигении3 начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным, Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно? Никто!.. А ныне - сам скажу - я ныне Завистник. Я завидую; глубоко,
Перу Александра Сергеевича Пушкина принадлежит множество прекрасных произведений, часть которых вошла в школьную программу, благодаря чему знакома нам с детства. Одним из таких творений знаменитого поэта стали «Бесы». Произведение основано на фольклорных мотивах и отражает настроения Пушкина в период Болдинской осени. Именно анализ стихотворения «Бесы» является темой данной статьи.
История создания
В 1830 году Александр Сергеевич начинает подготовку к свадьбе, а для этого ему необходимо было посетить родовое имение Болдино, где он должен был уладить дела, связанные со вступлением в наследство. Но из-за начавшейся холеры поэт вынужден провести в имении несколько месяцев. Позднее этот период творчества Пушкина был назван Болдинской осенью. В это время писатель создает множество лирических и философских произведений, одним из которых являются и «Бесы».
Стихотворение Пушкина пропитано фольклорными мотивами, столь любимыми поэтом. В центре повествования - поездка в метель, которая сопровождается появлением бесов, домовых и других
Сюжет, тема и идея
Пушкин всегда живо и с большим интересом относился к рассказам, в которых присутствовала и другие фольклорные элементы, считая их частью национальной культуры. Так, в народе ходят истории, в которых бесы сбивают путников с дороги, морочат их и водят по кругу. Именно подобную байку взял за основу для своего стихотворения Пушкин. Однако проводя анализ стихотворения «Бесы», нужно учитывать, что поэт был образованным человеком, и сомнительно, чтобы он всерьез верил подобным рассказам. Любому явлению природы всегда можно найти логическое объяснение. Зачем же тогда Пушкин взял за основу именно этот мифический сюжет и даже назвал стихотворение именем вымышленной нечисти?
Объясняется все очень просто. Образ бесов, разумеется, аллегоричен, он символизирует тех, в чьих руках сосредоточена власть над Россией. А путник, блуждающий в метели, - русский народ, которому мешают найти дорогу к благополучию, свободе и счастью.
Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» интересен тем, что само произведение можно трактовать с двух позиций: политической и философской. Политическая напрямую связана с проблемой крепостного права. Русский народ не может добраться до счастья и свободы, потому что «бесы», то есть власть имущие, не хотят отказываться от бесплатной и не желают дать людям свободу, которая может отрицательно сказаться на их положении. С этой точки зрения бесы - правительство России, которое морочит запутывает, унижает и запугивает простых людей. В строках стихотворения видна аналогия со светскими балами, которые продолжались даже во время вспышки холеры в Москве: «Закружились бесы разны».
С философской точки зрения заблудившимся путником может быть любой человек, а бесами - его собственные страсти и пороки, которые мешают ему найти путь к своей цели. Подобная трактовка по своей сути близка к предыдущей, так как «бесов» у власти допустили «бесы» в человеческих душах. Сам народ позволил так с собой обходиться, взрастил своих мучителей и продолжает смиренно сносить все их прихоти.
Композиция
Композиционный анализ стихотворения «Бесы» позволяет заключить, что основным сюжетным приемом является повторение. Так, одно и то же четверостишие звучит в начале, середине и конце произведения:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Это говорит о том, что композиция нашего стихотворения кольцевая. Более того, приведенный в качестве примера отрывок также построен на повторении: «тучи - тучи», «мутно - мутна». И в остальном тексте произведения множество повторяющихся слов и фраз: «муть», «кружит», «колокольчик дин-дин-дин», «вьюга», «месяц» и «луна».
Прием повтора присутствует на синтаксическом уровне: и одинаковые по строению предложения. Например: «Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?»
Основным сюжетным элементом стихотворения является разговор барина и ямщика. Начинается он репликой барина, затем идет монолог ямщика, далее речь обрывается и возобновляется уже в конце произведения. Из разговора становится ясно, что они оба видят одно и то же. Следовательно, простой мужик и представитель дворянства одинаково страдают от разгулявшихся бесов (императорской власти и собственных слабостей). В этом эпизоде заключена мысль о том, что русский народ - это не только но и дворянство, высшее сословие. И разумеется, только Пушкин мог отважиться на подобное сравнение.
Ключевые образы
Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» (литературные изложения фольклора не редкость в творчестве поэтов и писателей) невозможен без описания главных образов, в которых заключается символическое значение, помогающее раскрыть темы всего произведения.
Как уже отмечалось выше, главный образ в стихотворении - образ бесов. Именно эти духи задают ритм всего стихотворения - круговерть, бессмысленное хождение по кругу, невозможность найти верный путь.
Еще один значимый образ - метель. Сам по себе он созвучен с кольцевой композицией и кружением бесов. Метель вызывает смятение, усиливает неразбериху и хаос происходящего. Она окутывает путников и запутывает их.
Стихотворный размер
Структурный анализ стихотворения «Бесы» дает возможность определить размер стихотворения - четырехстопный хорей. Пушкин не зря выбрал именно этот размер, так как его динамичность и ритмичность создают еще большее ощущение кружения метели.
Также поэт часто прибегает к использованию аллитераций, то есть звукописи.
Вывод
Многопланово, богато символическими образами и подтекстами стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (анализ стихотворений великого русского поэта, и в частности рассмотренного нами, поможет глубже изучить школьную программу). Поэту удалось в полной мере передать смятение и потерянность путника, попавшего в метель и не знающего, как из нее выбраться.