Мультидисциплинарный подход в историческом познании. Функция тазовых органов. Мультидисциплинарный подход. Организация инсультного блока

Общие положения

Необходимости расширения научного мировоззрения во многом способствовала научно-техническая революция 60-х - 70-х годов XX века, требующая от науки более глубокого и интенсивного проникновения в суть законов природы и общества , чем это удавалось сделать при помощи дисциплинарного и междисциплинарного подходов.

Термин «трансдисциплинарность» и предложение обсудить тему «трансдисциплинарности в науке», было предложено Жаном Пиаже в 1970 году. Ему же принадлежит первое определение трансдисциплинарности. «После этапа междисциплинарных исследований, - писал он, следует ожидать более высокого этапа - трансдисциплинарного, который не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы , без строгих границ между дисциплинами».

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. Однако, в силу своего семантического потенциала, термин «трансдисциплинарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько, наиболее часто употребляемых, значений этого термина, а также, сложившихся видов трансдисциплинарности.

Часто употребляемые значения термина «трансдисциплинарность»

Основные виды трансдисциплинарности

Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа (Judge, A) , в современной науке существует четыре вида трансдисциплинарности.

Наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1. Этот вид трансдисциплинарности основывается на усилиях формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин. Он обеспечивает формирование логических мета-рамок, посредством которых, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп.

Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя, включая медитацию. Трансдисциплинарность-2 и трансдисциплинарность-1 контрастируют с двумя другими видами трансдисциплинарности. Так, например, иллюстративное использование метафоры и образного языка может рассматриваться, как исходная форма трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-0). В этом её отличие от другого вида трансдисциплинарности (трансдисциплинарность-3), связанной с использованием генеральных метафор, имеющих фундаментальное познавательное значение.

Перспективы развития трансдисциплинарности

Каждая форма трансдисциплинарности имеет свои недостатки и преимущества, проявляющиеся при решении конкретных проблем. Однако очевидная целесообразность использования трансдисциплинарности, позволила считать её, одним из основных способов решения проблем XXI века. Об это свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию, состоявшейся в октябре 1998 года в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. Статья 5 и статья 6, данной Декларации, содержат рекомендации - поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, использовать трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества .

В свою очередь, для того чтобы трансдисциплинарность стала доступной и понятной преподавателям, студентам ВУЗов, её следует представить в виде научного подхода (трансдисциплинарность-4). Иными словами, трансдисциплинарность-4 должна быть самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и концепцией , трансдисциплинарным подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности , методом анализа информации и методикой анализа риска принимаемых решений. В таком контексте , трансдисциплинарность-4 позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний. После такой обработки, дисциплинарные знания становятся полностью готовыми к их совместному использованию в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности.

Трансдисциплинарный системный подход в классификации научных подходов

Свое практическое применение мультидисциплинарный подход нашёл, прежде всего, в работе экспертных групп . Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования. Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Однако, это не так. Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами.

Трансдисциплинарный системный подход

Термин система, применяющийся в дисциплинарных и междисциплинарных мультидисциплинарных (полидисциплинарных) подходах для выделения, в окружающем мире, объекта исследования, имеет ряд очевидных трудностей, при исследовании самого окружающего мира. Так, например, с позиции равновесной или классической термодинамики , объекты, представляющие собой изолированные системы, не обменивающиеся с внешней средой энергией и/или веществом, и находящихся при этом в состояниях, близких к равновесным, ожидала «тепловая смерть». С позиции неравновесной термодинамики , разработанной Пригожиным, и руководимой им брюссельской школой термодинамики, все разномасштабные развивающиеся системы, изучаемые в разных научных дисциплинах, являются открытыми неравновесными системами. Это означает, что все такие системы в той или иной степени взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней энергией и/или веществом. Но и в той и в другой позиции сам окружающий мир оставался «за скобками» исследований. От него можно изолировать систему, либо начать обмениваться с ним энергией и/или веществом , но что такое сам окружающий мир? Ограничивается ли обмен системы с окружающим миром веществом и энергией или в состав обмена входят законы, закономерности и программы, благодаря которым открытые неравновесные системы обретают самоорганизацию ?

Попытки устранения этих трудностей ведут своё начало от Платона и Плотина. В свою очередь, от их представления о Едином , ведёт своё начало Трансдисциплинарности-4 и, соответственно, её трансдисциплинарный системный подход. С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода (Трансдисциплинарность-4), Мир является единой упорядоченной средой (One Orderly Medium). Элементами единой упорядоченной среды (ЕУС) являются: совокупность причин и следствий её существования; общих и частных закономерностей и законов; явлений, объектов и процессов, а также их свойств, связей и взаимодействий на любом уровне действительности. В рамках этой лингвистической формулы единая среда выступает в роли единственной (всеобщей) среды. Применительно к такой среде, множественность принципиально возможных сред, в том числе и объектов, требующих осмысления и исследования, будет рассматриваться не иначе, как совокупность её естественных фрагментов.

Быть естественным фрагментом - означает иметь ряд атрибутов , признаков , свидетельствующих о его органической принадлежности к ЕУС, но теряющих смысл при его принципиально независимом существовании. Главным из них является то, что каждый естественный фрагмент имеет принципы внутреннего устройства, внешних и внутренних взаимодействий, тождественные порядку, обусловливающему единство упорядоченной среды. Из него следует предрасположенность фрагментов иметь строго определённые размеры собственного пространства, позволяющие воплотить и реализовать такой порядок, а также свойство непрерывно отражать и отображать общее состояние ЕУС, позволяющие осуществлять внешние и внутренние взаимодействия. Эти атрибуты имеют определяющее значение для формирования методологии трансдисциплинарного исследования.

В методологии трансдисциплинарного исследования, каждый фрагмент Мира или, проще говоря, всякая его область, имеющая естественные физические и/или логические границы, изначально рассматривается, как «упорядоченная среда», к исследованию которой можно применить одни и те же принципы, подходы и модели. Среда естественного фрагмента, в отличие от ЕУС, трактуется, как уникальная упорядоченная среда. Уникальной упорядоченной средой являются: атом и Галактика, банк и государство, опушка леса и автомобиль, человек и идея, предприятие и технология.

Единая упорядоченная среда (и, следовательно, каждая уникальная упорядоченная среда), обладает потенцией (от лат, potentіа - сила) - скрытой силой , присутствующей в ней естественным образом, или заложенной в неё человеком (для искусственных упорядоченных сред). Следует отметить, что утверждение «обладает потенцией» в данном случае имеет отношение к внутреннему устройству ЕУС, благодаря которому она способна проявлять собственное общее состояние потенции, различающееся напряжённостью и целеустремлённостью.

Трансдисциплинарные понятия излагаются в виде лингвистических формул и логико-геометрических моделей , максимально приближающих их суть к однозначному толкованию, в том числе и при их использовании в других научных дисциплинах. В результате удалось расширить смысл и сферу практического применения существующих научных понятий . Это обстоятельство необходимо учитывать при первоначальном знакомстве с обновлёнными формулировками этих понятий. Распознаванию ЕУС способствуют её атрибуты - форма и содержание имеющие объективный характер. В соответствии с логикой трансдисциплинарного системного подхода, форма ЕУС является способом существования её многогранного (всестороннего) содержания, и, следовательно, также должна быть многогранной (всеохватывающей). Именно многогранность формы обусловливает «всестороннюю упорядоченность содержания, его внутреннюю связь и порядок». Благодаря многогранности формы и многогранности содержания, ЕУС обретает естественные физические и/или логические границы, являющиеся необходимыми условиями её существования в статусе единой и/или уникальной среды.

Лингвистические формулы основных «граней» формы представлены следующими базовыми понятиями: Пространство - это форма существования потенции ЕУС; Информация - это форма проявления общего состояния потенции ЕУС; Время - это форма преобразования потенции ЕУС; Система - это форма организации (порядок) пространства, времени и информации, обусловливающая единство упорядоченной среды.

В свою очередь, основные «грани» содержания представлены базовыми понятиями, лингвистические формулы которых, выглядят следующим образом:

В трансдисциплинарном системном подходе эти понятия имеют сугубо прагматичное значение. Трансдисциплинарной лингвистической формулой «истины» служит формулировка «истина - это то, как должно быть в действительности». А всё должно быть так, чтобы единый функциональный ансамбль (ЕФА), в процессе своего существования, сохранял единство и полностью раскрывал своё многогранное содержание. Такое общее состояние ЕФА называется истинным.

Лингвистической формулой «правды» является формулировка: «правда - это то, как есть в действительности». В действительности ЕФА может иметь истинное состояние. В этом случае, говорят об истинной правде (одно из широкораспространённых в русском языке, выражений). Однако в реальной действительности, под действием различных обстоятельств, ЕФА может не полностью сохранять единство или не до конца раскрывать своё многогранное содержание. Это проявляется, прежде всего, в изменении его основных свойств и не полностью реализованных способностях. Такое состояние ЕФА называется реальным.

В контексте вышеприведённых рассуждений, появляется возможность говорить и об истинности граней формы и граней содержания ЕУС. Многогранная форма считается истинной, если она обеспечивает проявление, сохранение и полное раскрытие многогранного содержания ЕУС. С другой стороны, многогранное содержание считается истинным, если оно является следствием истинной многогранной формы. Следовательно, чтобы получить доступ к истинному многогранному содержанию ЕУС (содержанию уникальных упорядоченных сред), необходимо воспользоваться моделями основных граней формы. Методологически такой доступ осуществляется посредством использования трансдисциплинарной единицы порядка или трансдисциплинарной системы. Для целей практического использования, трансдисциплинарная единица порядка реализована в специальные логико-геометрические модели её основных аспектов: пространственного, временного и информационного

См. также

Примечания

Литература

  • Transdisciplinarity: reCreating Integrated Knowledge. Editer by Margaret A Somervill & David J Rapport. 271 pages. Published in 2000 by EOLSS Publishers Co. Ltd. Oxford, UK. ISBN 0-9534944-1-1
  • System and Informological Approach to Cognition and Practical Work. Nikiforov A.L., Mokiy M.S. & Mokiy V.S. 140 pages. Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-035-3
  • Spatial and temporal factors in education. V.S.Mokiy, A.O.Zhamborova, O.E. Shegay. 72 pages, Published in 1999 by New Centre Publishers. Moscow, Russia. ISBN 5-89117-033-7
  • Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука-инновации-общество. - М.: "Либроком", 2011. ISBN 978-5-397-02784-7
  • Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма в биоэтике // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – С. 79-83.
  • Гребенщикова Е.Г. Новый интерфейс науки и общества: трансдисциплинарные стратегии в биомедицинских исследованиях // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – №1 – (26). – С. 149-155.
  • Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности: (казус «биоэтика») // Вопросы философии. - 2005. - № 8.- С. 105-117.
  • Краткое введение в информологию. В. С. Мокий, А. О. Жамборова, О. Е. Шегай. 150 страниц. Издано в 1999 году, Издательство «Новый Центр», Москва, Россия. ISBN 5-89117-028-0
  • Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М. С. Мокий. 184 страницы. УДК 330.8 ББК 65.050 М74 Издано в 2001 году, МАЭП (Московская Академия Экономики и Права), ИИК «Калита», Москва, Россия.
  • Феномен трансдисциплинарности. Л. П. Киященко /опыт философского анализа - Л. П. Киященко, П.Д Тищенко. УДК 165 ББК 87.22 Институт философии РАН, Издано в 2006 году, издательство «НАУКА», г. Москва, Россия. ISBN 5-02-033857-5
  • Основы трансдисциплинарности. В. С. Мокий. 368 страниц. УДК 101.1:316 ББК 60.011 М749 Издано в 2009 году, ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 года», Нальчик, Россия. ISBN 978-5-9996-0011-0
  • Философия трансдисциплинарности. Л. П. Киященко, В. И. Моисеев. 205 страниц. УДК 168.5 ББК 73 К46 Издано в 2009 году, Институт философии Российской Академии Наук, Москва, Россия. ISBN 978-5-9540-0152-5
  • История и философия исторической науки. Философия и методология экономической науки. /учеб. пособие/ М. С. Мокий, В. С. Мокий, А. Л. Никифоров. 220 страниц. (Серия «Путь в науку»). Издано в 2010 году, ГОУ ВПО «РЭА имени Г. В. Плеханова», Москва. Россия.

Жанр : Неврология

Формат : PDF

Качество : OCR

Описание : В последнюю декаду XX века в клинической неврологии были обоснованы новые подходы к лечению пациентов в острой стадии мозгового инсульта. Раньше считали, что при развитии инсульта, особенно геморрагического, заболевшему требуется строгий физический покой и интенсивное введение лекарственных препаратов, улучшающие реологические свойства крови, вазоактивные, ноотропные, нейропротективные, противоотечные препараты и витамины. Полезность интенсивной терапии в условиях нейрореанимационного отделения пациентов в тяжелом состоянии не вызывает сомнений. При лечении больных с мозговыми инсультами в обычном неврологическом стационаре летальность колеблется от 22 до 35%, в то же время при хорошей организации деятельности нейрореанимационных отделений (использование для дифференциальной диагностики характера мозгового инсульта нейровизуализационных методик, включая компьютерную и магнитно-резонансную томографию, технику для мониторирования жизненно важных функций, автоматизированные инфузаторы) удается снизить стационарную летальность больных в острейшей фазе мозгового инсульта до 10%. Если больные выживали в острейшую фазу церебрального инсульта, то на 5-7 сутки с момента заболевания снова значительно нарастала частота летальных исходов в связи с грозными осложнениями в виде тромбоэмболии легочной артерии, инфаркта миокарда, гипостатической пневмонии, уросепсиса и т.п. Вместе с тем, специальные рандомизированные исследования неврологов Великобритании показали целесообразность и полезность использования ранней двигательной активности пациентов уже в острой стадии мозгового инсульта. Детальная информация по этой проблеме имеется в переведенной на русский язык книге «Инсульт. Практическое руководство для ведения больных» Ч.П. Ворлоу, М.С. Дениса, Ж. ван Гейн, Г.Ж. Ханкий, П.А.Г. Сандеркока, Ж.М. Бамфорда и Ж.Вордлау (Изд-во «Политехника», СПб, 1998. - 630 с.).
Благодаря неиссякаемому энтузиазму нашей коллеги из Великобритании доктору медицины Полины Монро за 10 лет контактов удалось провести стажировку в клиниках Великобритании (Лондона, Эдинбурга, Оксфорда и др.) более 70 коллег из России, которые осваивали новый принцип ведения больных мультидисциплинарной бригадой. В 1998 году впервые в России удалось организовать на базе клиники нервных болезней Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени акад. И.П. Павлова Инсультный Блок (по западному образцу «Stroke Unite»). Научное и методическое руководство новой структурной единицы осуществляет профессор кафедры неврологии В.А.Сорокоумов. Благодаря прогрессивному менталитету руководства Университета и клиник был выделен специальный штат и сформирована мультидисциплинарная бригада по ведению пациентов в острой фазе мозгового инсульта. Опыт первых 5-ти лет работы такого отделения на 16 коек подтвердил достаточно высокую результативность мультидисциплинарного подхода к ведению больных в острой фазе церебрального инсульта. У больных, получавших лечение в Инсультном Блоке, практически не развивались, упоминавшиеся выше осложнения при мозговых инсультах, и существенно снизилась летальность в первый месяц болезни. Также заметно улучшился регресс очаговых и проводниковых симптомов, связанных с локализацией острого сосудистого поражения нервной системы. В отработке методик по ведению больных в этом Инсультном Блоке большую помощь оказывали наши коллеги из Великобритании, которые приезжали в наш город по обмену опытом (за этот период нашу клинику посетили более 80 коллег из Великобритании), организатором их приезда также была доктор Полина Монро. Мы выражаем всем Британским коллегам (профессорам, научным сотрудникам, медсестрам, врачам, логопедам, физическим терапевтам, эрготерапевтам и др.) искреннюю благодарность, как от лица наших специалистов, так и от выздоровевших пациентов.
Положительный опыт ведения неврологических больных в острейшую фазу болезни, а также на этапах ранней и последующей реабилитации позволил превратить нашу клинику в учебный центр для всех желающих внедрять в своих лечебно-профилактических учреждениях мультидисциплинарный подход. Уже прошли подготовку мультидисциплинарные бригады из больниц и поликлиник Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Кишинева, Хабаровска и др.
В помощь для осваивающих такую программу и подготовлено настоящее методическое пособие.

«Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных»

Мультидисциплинарный подход. Организация инсультного блока

  1. Понятие реабилитации
  2. Мультидисциплинарный подход
  3. Постановка реабилитационных целей
  4. Восстановление после инсульта
  5. Позиционирование
  6. Организация Инсультного Блока
  7. Приложения
    • Шкала/индекс Бартела
    • Реабилитационные цели МДБ
    • Модифицированная шкала Rankin
    • Скандинавская шкала
    • Типы и подтипы инсультов
    • Программа обучения по курсу «Мультидисциплинарный подход в ведении и реабилитации неврологических больных»

Сестринские вопросы

  1. Роль медсестры
  2. Сестринский процесс
  3. Вопросы ухода
    • Уход за кожей и профилактика пролежней
    • Риск развития пневмонии и аспирации
    • Питание и гидратация
    • Нарушение функции глотания (См. Часть 3 «Логопедия Глотание»)
    • Нарушение функции тазовых органов (См Часть 4 «Функция тазовых органов»),
    • Недостаточность самоухода
    • Риск травматизации
    • Дезориентация и психомоторное возбуждение
    • Проблемы семьи
  4. Перемещение пациентов
  5. Приложения
    • Сестринский оценочный лист
    • Шкала Глазго
    • Оценка питания
    • Приказ № 123: Отраслевой стандарт "Протокол ведения больных. Пролежни"
    • Карта сестринского наблюдения за больным с пролежнями
    • Шкала Ватерлоу
    • Оценка пролежней
    • Лист регистрации противопролежневых мероприятий
    • Оценка и лечение раны
    • Инструкции по кормлению
    • Индекс Бартела
    • Реабилитационные цели МДБ
    • Лист оценки боли
    • Оценка обращения с пациентом при перемещении

Логопедия. Глотание

  1. Логопедия. Роль логопеда
  2. Как улучшить общение пациента с нарушенной коммуникацией
  3. Глотание. Дисфагия
  4. Группы пациентов с риском дисфагии
  5. Механизм нормального глотания
  6. Предварительная оценка
  7. Предостерегающие знаки и симптомы дисфагии
  8. Процедура тестирования глотания
  9. Практические направления в кормлении пациентов с нарушенным глотанием
  10. Позиционирование
  11. Выбор пищи
  12. Когда возникают проблемы - что делать?
  13. Приложения:
    • Скрининговое тестирование глотания
    • Основные направления в кормлении и глотании
    • Типы жидкостей для пациентов с дисфагиями
    • Еда, которую легко проглотить
    • Классификация структуры еды с примерами
    • Инструкция по кормлению

Функция тазовых органов

  1. Опросники
    • Запоры
    • Питьевой режим
  2. Типы дисфункций тазовых органов у неврологических больных
  3. Методы ведения
  4. Оценка и мониторирование:
    • Опросник Аддисона
    • Карта учета выделенной мочи и степени срочности позыва на мочеиспускание
    • Карта учета употребляемой жидкости
  5. Питьевой режим
  6. Использование подгузников, прокладок и кондомных мочеприемников для ведения пациентов с дисфункцией тазовых органов
  7. Использование постоянных катетеров
  8. Профилактика и лечение запоров
  9. Значение мультидисциплинарного подхода в ведении больных с дисфункцией тазовых органов

Физическая терапия

  1. Понятие о физической терапии
  2. Неврологическая оценка
  3. Оценка больного ОНМК
  4. Подходы в физической терапии при инсульте
  5. Оценка больного рассеянным склерозом
  6. Подходы в реабилитации больных рассеянным склерозом
  7. Приложения:
    • Оценка больного ОНМК физическим терапевтом
    • Шкала / индекс Бартела
    • MMSE - Краткая шкала оценки ментального статуса
    • Шкала спастичности Эшвсрта
    • Шкала Берга
    • Фазы походки
    • Тест «Встать и пойти»
    • Другие функциональные шкалы (SODRING, MRMI)
    • Оценка больного PC физическим терапевтом
    • Реабилитационный двигательный прогресс
    • Приказ № 337 Положение об организации работы врача по ЛФК
    • Положение об организации работы инструктора-методиста по ЛФК
    • Положение об организации работы инструктора по ЛФК
    • Положение об организации работы медицинской сестры по массажу
    • Расчетные нормы нагрузки специалистов по ЛФК
    • Функциональные обязанности специалиста по ЛФК в МДБ

Эрготерапия

  1. Понятие об эрготерапии
  2. Общая эрготерапевтическая оценка. Области оценки
  3. «Оценка больного ОНМК эрготерапевтом» - руководство к заполнению
  4. Оценка при долгосрочной реабилитации
  5. Когнитивная функция
  6. Диспраксия
  7. Синдром неглекта
  8. Боль в плече
  9. Сравнение правостороннего и левостороннего гемипареза
  10. Проблемы и их решение
  11. Одевание
  12. Этапы прописывания кресла-каталки
  13. Применение лангет
  14. Обустройство дома
  15. Управление утомляемостью
  16. Приложения:
    • Карта наблюдения пациента эрготерапевтом
    • Оценка больного ОНМК эрготерапевтом
    • Шкала Бартела
    • Опросник по ежедневной активности
    • Канадская оценка деятельности
    • Оценка восприятия
    • Тест с вычеркиванием
    • Назначение лангеты
  17. Использованные материалы

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

    системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

    системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

    системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

    системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

    системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

    системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

    системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

    системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Междисциплинарный подход

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» - биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин - биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов.

Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Современные компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни в целом и процесса обучения в высших технических учебных заведениях в частности. В современном мире компьютерная грамотность стала необходимостью для успешной работы в любой отрасли науки и техники, и, конечно, подготовка современного инженера невозможна без использования компьютерных технологий. Именно поэтому все большее внимание сейчас уделяется внедрению компьютерной техники в процесс обучения студентов, и в первую очередь это касается компьютерной (или машинной) графики, т.к. проектирование и конструирование на современных предприятиях основано на использовании компьютерных методов.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ - 1) способ рассмотрения истории, ориентированный на воспроизведение исторических целостностей [А. Я. Гуревич]; 2) комбинированная исследовательская стратегия, предполагающая получение нового знания в истории путем дополнения собственно исторических методов исследовательскими установками и методиками, наработанными в других дисциплинах [Л. П. Репина]; 3) исследовательская технология, основанная на внутренней когерентности, взаимодополняемости и общей фокусированности комплектующего ее инодисциплинарного инструментария [И. Ю. Николаева].

В современной эпистемологии существуют различные представления о мультидисциплинарном подходе в научном познании. В рамках одного из них мультидисциплинарный подход рассматривается как одностороннее дополнение одной научной дисциплины другой . В исторической науке мультидисциплинарный подход иногда отождествляется с междисциплинарностью, связанной с «эпистемическим импортом» - применением объяснительных моделей разных научных дисциплин к предмету исторической науки [В. Вахштайн].

Мультидисциплинарный подход в историческом познании - это форма и способ изучения исторической реальности. Мультидисциплинарный подход является одной из форм организации кросс-дисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении истории. Мультидисциплинарный подход как способ познания представляет собой тот вариант холизма в историческом познании, методологический аспект которого проявляется в стремлении к комплементарному использованию различных методов научного исследования. Использование в историческом познании исследовательского инструментария, заимствованного у других наук, способствует более углубленному изучению предметного поля исторической науки и получению качественно нового исторического знания синтетического характера. В настоящее время мультидисциплинарный подход проявляется в широком применении в исторических исследованиях методологических конструктов и методов таких научных дисциплин, как культурология, антропология, психология, социология, экономика, политология, демография, регионалистика, лингвистика, математика, информатика и др. Мультидисциплинарный подход, когнитивная стратегия которого нацелена на получение синтетического знания, раскрывает большие перспективы для проведения компаративных исторических исследований.

А. В. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 310-311.

Литература:

Вахштайн В. Эпистемические интервенции: скромное обаяние «чужих» объяснительных моделей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/recent/49103686.html [февраль, 2014]; Гуревич А. Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 9- 10; Николаева И. Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010. С. 360; PiagetJ. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 139; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 156-157.

Читайте также: