Поэт. и ирон. сон. В греческой мифологии Морфей – сын бога сна Гипноса, крылатый бог сновидений. Его имя стало синонимом сна. Быть в объятиях Морфея – спать … Справочник по фразеологии
Объятия Морфея. Книжн. поэт.; Разг. Ирон. Сон. БМС 1998, 414; Мокиенко 1989, 156. С распростёртыми объятиями. Разг. Приветливо, радушно. ФСРЯ, 293. Быть в объятиях Морфея. Книжн. поэт.; Разг. Ирон. Спать. /i> В греческой мифологии Морфей… … Большой словарь русских поговорок
Я; м. [греч. Morpheios Морфей]. [с прописной буквы]. 1. В древнегреческой мифологии: бог сновидений. ● Сын бога сна Гипноса; изображался молодым крылатым юношей. 2. Трад. поэт. О сне со сновидениями. Отдаться Морфею. Погрузиться в объятия Морфея… … Энциклопедический словарь
Из древнегреческой мифологии. Морфей (римск. Фантазус) крылатый бог сновидений, который приходится сыном другому древнегреческому божеству Гипносу богу сна. Тем не менее, именно Морфей стал в европейской культуре синонимом сна. Иносказательно:… … Словарь крылатых слов и выражений
невежественность - недостаточность общего интеллектуального развития и образования ведет к ошибкам речи, к непониманию, недопониманию чужой речи. Ср. высказывание персонажа повести А. Куприна: А теперь мы пойдем в объятия Нептуна (вместо в объятия Морфея,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
В греческой мифологии бог сновидений, сын бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым. В переносном смысле погрузиться в объятия Морфея уснуть и видеть сны … Большой Энциклопедический словарь
Ср. Буйновидов привык спать после обеда, кажется, со дня его рождения. У его родителя, претолстого джентльмена, всегда находилась на устах одна любимая поговорка: Отчего казак гладок? оттого, что поел, да и на бок! Он... все его дети и весь дом… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
- (Morpheus, Μορφεύς). Сын бога сна, бог сновидений, создающий образы, являющиеся во сне. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) МОРФЕЙ (Μορφεύς), в греческой мифологии крылатое… … Энциклопедия мифологии
Или «земля странствия» (ивр. נוד) от глагола «странствовать», ивр. לנדוד место, куда, по Книге Бытие, был изгнан Каин после убийства своего брата Авеля. Локализована к востоку от Эдема. По одной из интерпретаций, название «Нод» не… … Википедия
Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/9 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия
Книги
- Мифы Древней Греции , . Сложно назвать образованным человека, который не знаком с древнегреческой мифологией. Вот уже два с лишним тысячелетия сюжеты и герои мифов Древней Греции находятотражение в произведениях…
"Я полагаю, пора путешественникам в объятия Морфея", - говорит, заметив утомление гостей, один из героев тургеневского романа "Отцы и дети". Что это еще за "Морфеи"?
Как ни странно, слово это имеет одно происхождение с названием лекарства "морфий" - снотворного средства, добываемого из маковых головок. И, если мы еще раз заглянем в древнегреческие мифы, мы натолкнемся там на маленького бога с тяжелыми, всегда смеженными веками, увешанного цветами мака: это бог сна - Морфей. "Попасть в объятия Морфея", "очутиться в объятиях Морфея" с древних времен означало "уснуть".
Сон творит свой мир, не имеющим ничего общего с действительностью. Поэтические образы как искажение реальности бывают еще более причудливы, чем сны. Такие образы воспринимаются как метафоры, имеющие внутреннее сходство с реальным объектом. Образ сновидения становится буквальной метафорой: во сне сходство превращается в идентичность, и только проснувшись, мы думаем о сне как о странном и невероятном. На этом и основано его очарование. Это опыт "другой реальности".
Через некоторое время на востоке на горизонте начинает подниматься величественная богиня Луны - Селена. Спокойно стоит она в своей золотисто-красной колеснице, которую медленно влекут по небу виторогие быки. От ее желто-золотистых одежд и от лунного серпа над ее челом на заснувшую Землю льется нежный серебристый свет, который прогоняет ночной мрак.
Пройдя свой небесный путь, Селена спускается на колеснице в глубокую пещеру, находящуюся в горах Латум вблизи Карий. Там лежит погрузившийся в вечный сон сын Зевса Эндимион. Селена влюблена в Эндимиона. Она тихо склоняется над ним, гладит его голову, ласкает его лицо и шепчет самые нежные любовные слова. Но Эндимион не чувствует ее ласк. Поэтому Селена всегда грустна и таким же грустным светом освещает по ночам Землю.
В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного, между прочим, от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).
Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения. "В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)
Гипнос
В представлениях наших предков сон неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".
С наступлением ночи мир погружается в сон. Сновидения дарят нам ощущение полноценной жизни в несуществующем мире, переживаются как невероятное приключение. Во сне различия между воображаемым и реальностью исчезают, в состоянии сна, по словам Жан-Поля Сартра, мы лишаемся "категории реальности": сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Проникающие в сон внешние стимулы становятся частью сновидения. Во сне ранее увиденные образы, лишь промелькнувшие в реальности, становятся целыми сценами или картинами. Во сне ничто не кажется странным - ни говорящие деревья, ни летающие рыбы, ни способность читать чужие мысли.
Художник
Герен Пьер Нарсис, «Морфей и Ирида»
Сны не повторяют прошлые или недавние события. Зигмунд Фрейд по этому поводу говорил: "Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью".
"Пылающий июнь" 1895
Художник Ф. Лейтон.
В своём "собственном царстве"сон творит свой мир. Картины, которые нам рисует Морфей, только после пробуждения воспринимаются как метафоры, имеющие поэтическое сходство с реальным событием. А в царстве Морфея сходство превращается в явь. Мы очарованы в "другой реальности", где, как утверждает Фрейд, лежат глубинные секреты нашего подсознания. В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).
Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения.
"В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)
Уже упомянутая связь сна и смерти всегда была очевидна. В представлениях наших предков сон был неразделим с наступлением ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает очи и становится недоступным внешним впечатлениям. Недаром в славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении живой водой, обыкновенно произносят: "Ах, как же долго я спал!".
Художник Ф. Лейтон. Идиллия.
У древних египтян сон - это бесконечный океан, наполненный самыми разнообразными существами: не только богами, но и умершими предками, злыми духами. У аборигенов Австралии духи сна сотворили землю и все живое. Они считают, что во сне человек способен понять Истину. Австралийцы говорят, что эту таинственную силу можно ощутить в священных местах. Автралийцы до сих пор совершают в таких священных местах традиционные ритуалы.
«Ночь и сон» (1878). Эвелин де Морган.
У славян распространено представление, что во время сна душа человека временно покидает тело, в различном облике и путешествует по местам, которые человек видит во сне. Этим объясняли опасность резко будить или тревожить крепко спящего человека - его душа не сможет найти пути назад, и человек заболеет или даже умрет.
Словарь Ушакова
Морфей
морфе й (Морфей), (М прописное), морфея, муж. (поэт. устар. ). Сон. В объятиях Морфея. «Морфей! до утра дай отраду моей мучительной любви.» Пушкин . (По имени Morpheios - бог сна в греч. мифологии.)
Античный мир. Словарь-справочник
Морфей
(греч. Morpheios )
в греческой мифологии бог сновидений, сын бога Гипноса. В переносном смысле М. означает сладкий сон.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
У Гомера и Вергилия сны и видения просто проходят через "врата сна" - одни для правдивых снов и другие - для лживых. О Морфее - сыне бога сна Гипноса, посылающем людям сновидения, известно главным образом из Овидиевых "Метаморфоз" (кн. 2), где Сон посылает Морфея к Алкионе в виде ее утонувшего мужа.
Поэты часто использовали образ Морфея как символ сна. Например, Осип Мандельштам написал такое шутливое стихотворение на манер греческих эпиграмм:
Милая, где ты была?
Я лежала в объятьях Морфея.
Женщина, ты солгала,
В них я покоился сам.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Морфей
, я , м.
1. Бог сна в древнегреческой мифологии; символ сна; сон.
* Звон колокольчика, наскучив моим ушам, призвал наконец благодетельного Морфея . // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву //; Об нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит . // Пушкин. Евгений Онегин // *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Морфей
Морфе́й - в древнегреческой мифологии божество ночных видений, сна; сын Гипноса.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Морфей
в греческой мифологии бог сновидений, сын бога Гиппоса, являющийся людям в разных образах. От Морфея происходит название снотворного вещества морфия.
Энциклопедический словарь
Морфей
в греческой мифологии бог сновидений, сын бога сна Гипноса. Изображался обычно крылатым. В переносном смысле - "погрузиться в объятия Морфея" - уснуть и видеть сны.
Словарь Ефремовой
Морфей
м.
Бог сновидений, сын бога сна - Гипноса, обычно изображаемый крылатым старцем в
венке из цветов мака (в древнегреческой мифологии).
Корни известного фразеологизма «Отдаться в объятия Морфея» уходят далеко вглубь веков, когда по поверью, на горе Олимп жили боги.
Морфей был любимым сыном бога сна Гипноса. Он должен был охранять сон богов и великих героев Древней Греции, напуская на них только добрые, светлые сны. К обычным людям он тоже заходил, и мог явиться во сне в любом образе. Считалось, что в определенный час Морфей обнимал человека, и тот засыпал, видя приятные сновидения. Оттуда и пошло выражение «отдаться в объятья Морфея», или попросту, уснуть.
Но Морфей был не таким «добряком», каким кажется. Он навевал не только хорошие сны, но и мог «усыпить до смерти». Именно из-за этого его коварства, его именем нарекли наркотическое вещество – морфин. В последствии, выражение «объятия Морфея», приобрело немного иносказательный и ироничный подтекст. Так называли одурманивающий эффект морфия, притупляющий сознание и погружающий в дрему, часто с галлюцинациями.
Но все же чаще, говоря об «объятьях Морфея» подразумевается именно спокойный, глубокий сон с приятными сновидениями. Классики в своих произведениях использовали этот речевой оборот, подразумевая под ним именно здоровый сон, отдых.
Примеры
В повседневной жизни можно услышать:
- Я так устал, что хочется отдаться в объятия Морфея, и забыть до завтра о проблемах.
- Пойду ка я спать. А то Морфей уже заждался.
- Поздно уже. Пора бы окунуться в объятия Морфея. Завтра рано вставать.
Синонимы
Синонимами выражения «отдаться в объятья Морфея» будет так же.