Занятия спортом для детей-инвалидов. Спорт для людей с ограниченными возможностями

Намойлик Екатерина ученица 9 А класса

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.

В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: «В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ».А спорт, как известно,является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом…………………….….………………………………………...5

1.1. Понятие «инвалид», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья»…………………………………………………..5

1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов……………6

1.3. Физические возможности детей-инвалидов. В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск………………………………………………….7

1.4. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов. Паралимпийское движение………………………………………………………...…10

Заключение………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………...………13

Приложение 1…………………………………………………….……..14

Приложение 2…………………………………………………….……..16

Введение

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.

В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: « В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ». А спорт, как известно, является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».

Целью моего исследования является изучение физических возможностей детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и провести анализ научной, методической и медицинской литературы, интернет-источников о физических возможностях детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.
  2. Изучить понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья» и провести сравнительный анализ понятий «инвалид» и «человек с ограниченными физическими возможностями».

3. Изучить возможности для занятий спортом и физической культурой для детей-инвалидов, проживающих в ЗАТО Углегорск.

Методы исследования:

  1. Анализ научной, методической и медицинской литературы по проблеме исследования и интернет-источников.

2. Изучение статистики ЗАТО Углегорск о детях-инвалидах и анализ, полученных данных.

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом

  1. Понятие «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями здоровья»

Для начала я решила разобраться в понятиях, которые предстоит исследовать, это «инвалид», «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями здоровья». Мне понадобилось обратиться к медицинской энциклопедии, в которой даны следующие определения:

Инвалид - лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы.

Инвалидность – (от лат. invalidus - слабый, немощный) состояние организма человека, возникающее в результате болезни или увечья, которое характеризуется стойкими, необратимыми функциональными нарушениями, приводящими к постоянной или длительной, полной или частичной потере трудоспособности.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее определение:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Часто мы слышим понятие «человек с ограниченным физическими возможностям здоровья». Отсутствие четкого определения понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину «инвалиды», в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2012 году было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше – 1,6 млн. чел.

Понятие "человек с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц, как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

  1. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов

Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для ребенка-инвалида.

Роль физической культуры и спорта в жизни детей-инвалидов состоит в следующем:

  • терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
  • психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
  • физкультура и спорт - средство социализации инвалидов, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.

1.3. Физические возможности детей-инвалидов.

В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск

Сегодня у нас в стране по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства.

Причинами инвалидности является следующие: инвалидность в следствие врожденных травм, в результате полученных аварий и травм, перинатальная патология, в следствие перенесенных болезней, врожденная.

Для восстановления социального статуса детей-инвалидов и социальной адаптации необходима реабилитация.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.

Социальная реабилитация предполагает занятия физической культурой, адаптивной физической культурой.

Адаптивная физическая культура – физическая культура для лиц с отклонениями состояния здоровья.

Существуют определённые условия, с позволения которых, данная категория детей может заниматься адаптивной физической культурой или спортом. Исходными условиями для начала занятий являются следующие:

  • наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний;
  • устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;
  • стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.

К регулярным занятиям физкультурой и спортом могут быть допущены инвалиды:

Основные факторы, определяющие возможность занятий физкультурой и спортом инвалидов по зрению:

  • состояние здоровья;
  • характер глазной патологии;
  • общая физическая подготовленность;
  • уровень психологической подготовленности.

Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:

  • устойчивость
  • сопротивляемость
  • переносимость

Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.

  1. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов.

Паралимпийское движение.

В России начало преобразованию окружающего мира инвалидов с учетом их потребностей положено 2 октября 1992 года Указом Президента «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности » .

В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.

В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и спортом.

В Конституции РФ эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст.15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей -инвалидов (ст.18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом, производящих спортивные технические средства для инвалидов (ст.26), предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (ст. 31).

В настоящее время работают с инвалидами три международные спортивные организации:

  • Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей и отнесенных к категории «Прочие».
  • Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF).
  • Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).

В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

Первые Паралимпийские летние игры состоялись в 1960 году в Риме, а зимние игры прошли в 1976 году в шведском городе Орнсколддсвик. Но только в 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних паралимпийских играх. Информация об участии российских спортсменов в Паралимпийских играх представлена в Приложении 1.

После изучения понятия «дети-инвалиды», роли физической культуры в жизни детей-инвалидов и основ законодательства по поддержки детей-инвалидов я решила провести исследование «Условия для занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск», которое представлено в Приложении 2.

Заключение

Завершая свою работу, я пришла к выводу, что спорт для детей-инвалидов имеет колоссальную значимость в его жизни, а именно то, что спорт помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. В итоге, во взрослую жизнь входит по-настоящему сильная личность. Для этого имеются физические возможности.

Список литературы

  1. http://aupam.narod.ru
  2. http://doktorland.ru
  3. http://ru.wikipedia. ru
  4. http://rudocs.exdat.com
  5. http://www.it-med.ru
  6. http://www.medlinks.ru
  7. http://www.ns-sport.ru
  8. www.atexnik.ru
  9. www.eurolab.ru
  10. www.neinvalid.ru
  11. www.sochi2014.com
  12. Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия.-1991.
  13. Первая медицинская помощь.-М.: Большая Российская Энциклопедия.-1994.
  14. Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская энциклопедия.-1982.
  15. Толковый словарь великорусского языка: современное написание/ В.И.Даль. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ».-2003.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
  17. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Приложение 1

На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России, 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.

Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.

На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей.

Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта: легкая атлетика - 23 чел., плавание - 17 чел., футбол - 14 чел., дзюдо - 13 чел., волейбол (мужчины) - 14 чел., пулевая стрельба - 8 чел., пауэрлифтинг - 11 чел., настольный теннис - 6 чел., конный спорт - 6 чел., теннис – 1 чел.

В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен. Паралимпийцы из России делают достаточно высокие достижения, например в летних паралимпийских играх 2012 года в Лондоне русские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей.

Также, в этом же году в Южной Корее в городе Пьёнчхан с 29 января по 5 февраля прошли Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Российские спортсмены наибольших успехов добились в шорт-треке (Алексей Семенчиков – три золотые и одна серебряная медали; Екатерина Зубова – золотая, две серебряные и бронзовая медали; Аннели Нийт – золотая, серебряная и бронзовая медали), горнолыжном спорте (Надежда Ерохина и Екатерина Сазонова – по три золотые медали), снегоступинге (Инна Иванникова – две золотые и серебряная медали, Вероника Балабонкина – две золотые и серебряная медали), сноуборде (Елена Сагалаева – две золотые медали; Равиль Хасанов – две золотые медали) и лыжных гонках (Станислав Черенков – золотая, серебряная и бронзовая медали; Алёна Колесник – золотая и серебряная медали).

Все эти достижения показывают, что человеческие возможности безграничны. Необходимо вовлекать подрастающее поколение с ограниченными возможностями здоровья в спорт, занятия физической культурой, паралимпийский спорт.

Известно, что в 2014 году в Сочи будут проходить олимпийские, а следом и паралимпийские игры.

Соревнования Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года пройдут по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.

Приложение 2

Хочу сразу отметить, что личные (персональные) данные о детях – инвалидах предоставить отдел социальной защиты населения отказался, ссылаясь на ФЗ «О защите персональных данных». По данным опроса руководителей образовательных учреждений ЗАТО Углегорск выяснила:

  1. Статистика детей-инвалидов, проживающих на территории ЗАТО Углегорск и обучающихся в образовательных учреждениях в 2010 – 2012 гг. следующая:
  1. Количество детей - инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях ЗАТО Углегорск, из них посещающих уроки физической культуры, занятия, спортивные кружки и секции в этом же учреждении:

    Наличие специалистов, имеющих образование, дающее право работать с детьми-инвалидами

    Ведется ли адаптивная физкультура∕Имеется ли специальная программа

    МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    МБДОУ д/c №1 ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБДОУ д/c №2 ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБУ ДОД «ЦДТ «Созвездие»

    ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    МАОУ ДОД ДШИ ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБУ ДОД ДЮСШ ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    Вывод: В ходе моего исследования выяснила, что из 3 детей-инвалидов, обучающихся в 2010 году в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск всего 1 посещал уроки физической культуры, 2 человека – обучались на дому, в 2011 году – 1 ребенок-инвалид с 9 класса ушел учиться в учебное заведение, а 2 ребенка –инвалида – обучаются на дому и не посещают уроки физической культуры. Воспитанники дошкольных учреждений - посещают спортивные занятия, но как сообщили заведующие - по облегченной программе. Дети-инвалиды также посещают учреждения дополнительного образования, но в них не занимаются в спортивных кружках и секциях.

    На сегодняшний день в ЗАТО Углегорск на сегодня проживает 10 детей-инвалидов, 6 человек посещают школу, из них 2 – обучаются на дому, 4 – посещают уроки физической культуры, но занимаются на них по специальной программе, потому что по состоянию своего здоровья и по медицинским показаниям они могут это делать.

    Специальные условия для доступа в учреждение имеется лишь в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск. Также в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск, а также в ЦДТ и ДЮСШ имеются обученные кадры и разработаны специальные программы для обучения детей-инвалидов, но преподавание адаптивной физической культуры как предмета не ведется ни в одном учебном учреждении.

В России, согласно официальной статистике, 12,5 млн людей с ограниченными возможностями здоровья, многим из них инвалидность диагностирована с детства. При этом более 7 млн инвалидов доступны занятия физической культурой и спортом. Все это ставит особые задачи перед государством и обществом по адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в социум.

Одним из важных инструментов реабилитации инвалидов является спорт. Для кого-то это возможность расширить свои функциональные возможности, улучшить здоровье, а для кого-то - шанс овладеть высоким спортивным мастерством и даже пополнить ряды паралимпийской сборной страны.

Согласно подпрограмме "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы РФ "Развитие физической культуры и спорта", доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, должна увеличиться до 20% к 2020 году. По состоянию на 2017 год этот показатель достиг 14%, при этом еще в 2012 году он составлял 3,5%.

Все новые спортивные объекты доступны инвалидам

"Возможности заниматься спортом сегодня есть у всех инвалидов в России", - считает 13-кратная паралимпийская чемпионка, депутат Госдумы Рима Баталова. При этом, отметила она, нужно также поработать над тем, чтобы в большем количестве институтов появились отделения адаптивной физкультуры, которые готовили бы специалистов для работы с инвалидами.

"Во всем мире спортивные объекты изначально строятся с учетом того, что в них будут тренироваться люди с инвалидностью, - подчеркнула Баталова. - Мы тоже к этому сейчас пришли, теперь по закону все новые спортивные объекты в России должны быть доступны для занятий спортом инвалидов".

Раньше в нашей стране этого не было, но теперь мы ни в чем не уступаем западным странам

Рима Баталова

13-кратная паралимпийская чемпионка, депутат Госдумы

За последние пять лет доля доступных для инвалидов спортивных сооружений увеличилась в 1,5 раза. К примеру, в 2011 году их было 32,1 тыс. (12,6%). В 2016 году этот показатель составил уже 60,7 тыс. объектов (21,1%).

"После Паралимпиады в Сочи произошел скачок"

Известный спортсмен, четырехкратный паралимпийский чемпион по легкой атлетике Алексей Ашапатов считает, что процесс создания безбарьерной среды в стране значительно шагнул вперед после блестящего выступления российских спортсменов на Паралимпийских играх-2014 в Сочи, где те заняли первое место в медальном зачете (80 медалей - 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых).

"После Паралимпийских игр в Сочи у нас произошел скачок в развитии условий безбарьерной среды, которые с каждым годом продолжают улучшаться, - подчеркнул Ашапатов. - Сейчас люди с инвалидностью, которые испытывают трудности с перемещением, во многих городах России имеют возможность жить полноценно - посещать те же культурные и спортивные объекты, что и обычные люди".

Четырехкратный паралимпийский чемпион согласен с мнением Римы Баталовой - люди с ограниченными возможностями здоровья должны иметь все условия для занятий спортом на тех же объектах, что и рядовые граждане.

"На данный момент большинство спортивных объектов, где занимаются здоровые люди, пригодны и для людей с инвалидностью, - отметил Ашапатов. - По крайней мере, могу гарантировать, что в моем регионе - Ханты-Мансийском автономном округе - 90% спортивных залов оборудованы для занятий физкультурой и спортом людей с ограниченными возможностями".

Не нужно разделять инвалидов со здоровыми людьми, просто все спортивные объекты, уже построенные и строящиеся, должны быть приспособлены для всех

Алексей Ашапатов

четырехкратный паралимпийский чемпион по легкой атлетике

Ашапатов добавил, что обычный тренер может за короткий промежуток времени получить навыки для работы с инвалидами. "Главное, чтобы все оборудование было приспособлено, а в большинстве спортзалов так оно и есть", - сказал спортсмен.

Уже с 2018 года в России планируется начать полноценное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Со следующего года инвалид, успешно сдавший нормативы комплекса, сможет получить соответствующий знак отличия. Внедрение комплекса ГТО для инвалидов будет проходить на базе уже созданных центров тестирования, количество которых в стране превышает уже 2,5 тысячи. В настоящее время в 14 регионах России проходит тестирование нормативов ГТО для инвалидов.

"Люди должны чувствовать себя как дома"

С прошлого года в стране действует Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (ФЦП). Она является продолжением той ФЦП, которая реализовывалась в стране с 2006 года. В основном, новая программа ориентирована на развитие инфраструктуры массового спорта, строительство малобюджетных спортивных сооружений шаговой доступности.

Одним из обязательных условий выделения средств из федерального бюджета региону на строительство или реконструкцию того или иного спортсооружения является обеспечение доступности объекта для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В ближайшем будущем при поддержке федерального бюджета уникальный объект может быть построен в Дзержинске (Нижегородская область). Власти региона приняли решение подать заявку на получение федеральной субсидии в рамках ФЦП на строительство регионального центра параолимпийской подготовки.

Согласно проекту центр будет полностью адаптирован для подготовки паралимпийцев, а также занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. При всем этом на базе спортивного центра смогут тренироваться и рядовые граждане. В частности, уникальный центр планируется использовать для реабилитации инвалидов, восстановления людей с тяжелыми травмами, адаптации к протезам.

"Если бы объекты, подобные тому, что планируется построить в Дзержинске, появлялись по всей стране, то всем было бы хорошо. Необходимо, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя в спортивных объектах комфортно, как дома", - считает Рима Баталова.

"В Уфе тоже строится крупный спортивный объект, предназначенный для развития паралимпийского спорта, - продолжила собеседница ТАСС. - Но там будут заниматься не только инвалиды, но и все остальные. Мне кажется, что любой объект должен быть готов принять людей с ограниченными возможностями, нам нужно над этим работать. Если регион строит какой-либо комплекс, то он по своим параметрам должен быть готов к тому, чтобы там также тренировались инвалиды".

Строительство центра спортивной подготовки в Уфе началось в 2010 году после блестящего выступления башкирских спортсменов на Паралимпийских играх в Ванкувере, однако вскоре было заморожено. Строительство объекта было возобновлено в 2016 году.

Завершить возведение центра планируется в 2019 году. Общая площадь центра будет превышать 37 тыс. кв. м. На базе центра будут созданы условия для тренировок спортсменов-паралимпийцев с любыми формами инвалидности.

"Любой может дойти до сборной России"

В последние годы человеку с ограниченными возможностями, по мнению Алексея Ашапатова, стало проще найти свой путь в жизни при помощи спорта. "Любой инвалид может от обычного спортзала дойти до сборной России, это зависит от его желания, стремления, - отметил он. - У нас в стране большое внимание уделяется паралимпийцам, они всегда на виду и являются примером для остальных. Сейчас человеку с ограниченными возможностями стало проще найти себя в спорте, для таких людей открыты все границы: берите и занимайтесь".

Что касается паралимпийского спорта высших достижений, то главным его центром в России является учебно-тренировочная база "Ока" (г. Алексин, Тульская область). Спортивное учреждение было создано в 90-е годы и в течение длительного срока успешно решало задачи спорта высших достижений. В 2006-2012 гг. "Ока" была реконструирована в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и стала первой в стране специализированной спортивной базой для подготовки спортсменов-паралимпийцев.

Наряду с "Окой" российские паралимпийцы проходят сборы и на других федеральных базах страны - все они оборудованы с учетом людей с ограниченными возможностями здоровья. В числе этих объектов подмосковные базы "Озеро Круглое" и "Новогорск", сочинский центр "Юг Спорт" и другие.

"Все крупнейшие тренировочные центры, которые созданы в России для спорта высших достижений, адаптированы для занятий инвалидов, - уточнила Баталова. - Особенно выделяются базы в Московской области, а также в Сочи". Они находятся под юрисдикцией Министерства спорта и проблем не имеют. На сегодняшний день многие спортсмены-паралимпийцы находятся там на сборах".

"При этом "Ока" - это передовой, образцовый объект для российских паралимпийцев, - добавила она. - Там расположены и бассейны, и стадионы, полностью оборудованы условия для проживания. "Ока" - это показатель наших объектов для паралимпийцев. К этой же категории можно отнести и базу в Сочи".

В настоящее время российские паралимпийцы отстранены от участия в международных соревнованиях в связи с временной приостановкой членства Паралимпийского комитета России (ПКР) в составе Международного паралимпийского комитета.

"Учитывая сложившуюся ситуацию на мировой арене, ПКР старается проводить больше соревнований внутри страны, - отметила Баталова. - Наше отстранение - явление временное, которое нужно пережить".

"Благодаря наличию хороших спортивных объектов есть все возможности поддерживать российских паралимпийцев в хорошей форме, а эта ситуация только сделает их злее. У нас продолжают проводиться чемпионаты России, так что жизнь не остановилась, но, безусловно, остается большое желание показать, что мы сильны и доказать свою силу на международных стартах", - подчеркнула многократная паралимпийская чемпионка.

Екатерина Мухлынина

Больницы - это достаточно частое «развлечение» мам детей-инвалидов. Но в первый раз мне почему-то было сложно собраться на плановую операцию. У меня возникло такое количество вопросов, на которые ответ получить было невозможно, что я просто растерялась. В той бумажке, которая называется «вызовом» были перечислены необходимые справки и анализы, но о…

Утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год

Пенсии детям-инвалидам повысят в России в апреле 2019 года

Профессиональное выгорание врачей приняло в США характер национальной проблемы

Ученые заявили о связи между вирусом герпеса и болезнью Альцгеймера

Как подготовиться к МРТ

Могут ли воспалительные заболевания кишечника повлиять на ваш мозг

Многие люди с ВЗК испытывают некоторые когнитивные нарушения, и новейшие исследования объясняют причины этого. Большинству людей подходят занятия, которые помогают поддерживать столь же высокий уровень когнитивной деятельности. То, что происходит в кишечнике, действительно может повлиять на ваш мозг. Исследования, опубликованные в августе 2016 года…

К сожалению, сейчас очень много детей рождается с врожденными патологиями: глухонемые, ДЦП, лишенные конечностей и др. Им надо как-то развиваться, как-то осваивать окружающий мир. В специальных школах их обучают говорить, соответственно, чтобы они в дальнейшем могли общаться друг с другом. Они проходят «особенную» школьную программу, где они постигают азы науки, учатся читать, писать, считать. Иметь такого ребенка тяжело для семьи. Воспитание ребенка-инвалида - очень непростой процесс. Многие отказываются от таких малышей еще в роддоме, ведь чтобы воспитать такого ребенка, требуется очень много терпения и очень много сил. Но все равно есть такие родители, которые, не жалея себя, воспитывают «особенных» детей. Зачастую их отдают в спорт. У них есть огромная внутренняя энергия и спортивный дух. Именно занятия спортом помогают ребенку постепенно адаптироваться в жизни.

Сейчас наше государство много внимания уделяет развитию спорта в стране именно для детей инвалидов. Открываются специализированные школы и учреждения, проводятся соревнования для детей с ограниченными возможностями. В зависимости от предпочтений и заболевания ребенка следует определить, каким видом спорта ему заняться. Для детей-инвалидов больше всего подойдет: плавание, тяжелая атлетика, мини-футбол, легкая атлетика, шахматы, шашки, конный спорт и многое другое.

Трудно не оценить пользу спортивной занятости для детей-инвалидов. Кроме развития мышц, поддержки хорошей формы, воспитания внутренней дисциплины и самоусовершенствования для ребенка-инвалида это еще и возможность общаться с другими детьми, что очень для них важно, почувствовать свою значимость в обществе.

Сейчас правительство не отворачивается от этой проблемы. Существуют программы, которые позволяют проводить занятия совместно со здоровыми детьми, изготавливается специальный спортивный инвентарь, специализированные коляски и др.

Если нет возможности отдать ребенка в специальную школу или учреждение - это не причина отказаться от физического развития ребенка. Чтобы постепенно начать заниматься с ребенком спортом можно начать с таких видов, которые не требуют больших денежных затрат и специализированных заведений. Это может быть настольный теннис, дартс, шахматы, бадминтон, шашки. Даже маленькие победы принесут положительные результаты и придадут ребенку уверенность в себе.

Занятие спортом на только разовьет физические и умственные способности, это и даст возможность ребенку-инвалиду получить положительные эмоции и найти свое место в жизни.

Похожие статьи:

Грудное молоко – эликсир жизни для вашего малыша (8355 Просмотров)

Грудной возраст > Питание

Как долго надо кормить своего ребенка грудным молоком? Этот вопрос звучит все более актуально в связи с появлением широкого спектра различных искусственных комплексов питания для малышей. Любой из микроорганизмов,...

Развитие речи на первом году жизни ребенка (5731 Просмотров)

Грудной возраст > Общение с малышом

Как только малыш появляется на свет, он сразу же умеет сообщить всем о своих насущных потребностях, хотя и не умеет произносить звуки. Для того чтобы передавать свои желания окружающим новорожденный использует плач.

В жизни всякое случается (3047 Просмотров)

Дошколята > Воспитание ребенка

Вы поженились. И у вас образовалась семья, родился ребенок, а может и двое детей. И все было хорошо. Но (по разным причинам, все очень индивидуально) вы разошлись со своим избранником. Как же объяснить все детям? Как себя...

Центр физической культуры и спорта Западного административного округа в соответствии с принятием городской программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 г.г.», одним из приоритетных направлений в своей деятельности считает работу с лицам с ограниченными физическими возможностями различных категорий. Всего в округе проживают порядка 135 тыс. инвалидов, из них: в возрасте от 18 до 30 лет – 3000 чел.; от 30 до 50 лет - 9700 чел.; свыше 50 лет – 120000 чел; дети-инвалиды - 3100 чел.

На территории округа осуществляют работу с лицами с ограничениями в жизнедеятельности более 217 учреждений, подчиняющиеся городским департаментам: социальной защиты населения, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

В настоящее время в ГБУ г. Москвы «Центр физической культуры и спорта ЗАО» физкультурно-спортивную работу с лицами с ограничениями в жизнедеятельности ведут 7 специалистов: Лисицын С.В., Никитин С.В. (секция футбола для детей с заболеванием ДЦП); Витушкин С.А. (проводит занятия по шашкам, шахматам, лёгкой атлетике с инвалидами по зрению на предприятии ВОС «Кунцево-Электро»); Апинов Х.В., (проводит занятия по армспорту, с детьми-инвалидами, обучающимися в школе-интернате VI вида №44); Царёва Н.Ю. (проводит занятия ЛФК на базе cпортзала «Старт» с инвалидами, проживающими в ЗАО); Миненкова Т.Б. (ведёт занятия первоначальной горнолыжной подготовки с детьми - инвалидами на горнолыжном склоне в Крылатском). С инвалидами по слуху спортивную работу проводит Ковальчук В.А. (лесопарковая зона за стадионом «Медик»), Сидорова Е.В. настольный теннис инвалиды с различными видами заболеваний (ФОК «Юбилейный» Мосфильмовская ул. 41). Примерный охват занимающихся составляет порядка 170 человек. Со всеми учреждениями заключены договора о взаимодействии в области физической культуры и спорта.

За 2015 год было проведено 10 окружных 1 городских мероприятии(этап Спартакиады «Мир равных возможностей» по настольному теннису (спорт глухих) для людей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта горным лыжам -спортивный праздник «Снежок»-2015, шахматам, дартсу, армспорту, плаванию,настольному теннису; турнир по футболу для детей с заболеванием ДЦП..

При проведении физкультурно-спортивной работы с инвалидами можно выделить три направления: 1. Работа с инвалидами на базе спортивных объектов отраслевых управлений и муниципалитетов, а также организация секций на базе районных объектов спорта и досуга.

2 организация занятий с инвалидами на объектах, переданных в оперативное управление Центра ФК и С ЗАО людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детьми. 3.Проведение соревнований как районного, так и окружного характера. Окружные соревнования проводятся совместно с окружным управлением образования; соревнования со взрослыми совместно с окружным управлением социальной защиты населения, а также обществом инвалидов ЗАО.

Решен вопрос о посещении инвалидами, в том числе детьми инвалидов плавательных бассейнов, переданных в оперативное управление ГБУ г. Москвы «Центр ФК и С ЗАО». Необходимо отметить, что посещение бассейнов осуществляется в организованном порядке в соответствии с договором с Управлением социальной защиты населения ЗАО г. Москвы. Центр физической культуры и спорта ЗАО, проводя физкультурно-спортивную работу с людьми с ограничениями в жизнедеятельности, решает следующие задачи:

Отдел инвалидного спорта Центра активно взаимодействует на договорной основе с Центром Роналда Макдональда, проводя совместные спортивные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья на спортивных объектах и объектах образования округа. Так за 2015 год было проведено порядка 6 крупных совместных мероприятий, в которых приняли участие порядка 1000 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Решение вышеперечисленных задач позволит сократить количество инвалидов, а так же возвратить их к профессиональной, общественной и деятельности.

Сборные команды ЗАО принимают активное участие в Московской комплексной межокружной Спартакиаде «Мир равных возможностей», а так же в Московской Параспартакиаде.

На территории округа находится ГБУ «Спортивная школа № 93 « На Можайке». в школе работают 2 отделения лыжные гонки и настольный теннис (открытые сравнительно недавно) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, занятия посещают 130 человек.

Перечень документов, необходимый для предоставления лицами с ОВЗ для занятий в секциях Центра ФКиС Западного округа г. Москвы:

  • Заявление
  • Справка медико-социальной экспертизы
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказаний

Расписание работы спортивных секций и оздоровительных групп:

  • Расписание работы бесплатных спортивных секций и оздоровительных групп в Центрах физической культуры и спорта административных округов города Москвы с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Расписание работы бесплатных спортивных секций и оздоровительных групп в Центрах физической культуры и спорта административных округов города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Отделения инваспорта, открытые в учреждениях Москомспорта

Новости инвалидного спорта

28.02.2019
Окружные лично-командные соревнования по бочча среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
28 февраля 2019 года в КРОЦ (школе-интернате №44) (Федосьинская ул. дом 20) прошли Окружные лично-командные соревнования по бочча среди инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

17.02.2019
Cпортивный горнолыжный праздник среди детей с ограниченными возможностями здоровья "СНЕЖОК-2019"
17 февраля на горнолыжном склоне (спортивная база "Лата-Трэк") в Крылатском прошел спортивный горнолыжный праздник среди детей с ограниченными возможностями здоровья "СНЕЖОК-2019", посвященный Дню защитника Отечества.

09.02.2019
Городские соревнования для инвалидов всех категорий "Московская лыжня"
9 февраля 2019 года в Измайловском парке культуры и отдыха команда Западного административного округа принимала участие в Городских соревнованиях для инвалидов всех категорий "Московская лыжня".

08.01.2019
Турнир по волейболу среди смешанных команд инвалидов по слуху
В турнире приняли участие команды Западного административного округа города Москвы, приглашенные команды из других округов города Москвы и команды студентов московских вузов.

23.12.2018
Спортивный горнолыжный праздник среди детей с ограниченными возможностями здоровья
23 декабря на горнолыжном склоне (спортивная база "Лата-Трэк") в Крылатском прошел спортивный праздник, посвященный Новому 2019 году и Рождеству Христову.

Читайте также: