История происхождения очков для глаз. Кто и когда изобрел очки. Нумерация очковых стёкол

Людям, страдающим слабым зрением, очки помогли вернуть радость видеть, радость чувствовать себя полноценными членами общества. Улучшив зрение при помощи очков, человек в жизни становится более активным.

Стоит отметить факт появления очков в нескольких местах одновременно. Произошло это во второй половине XIII века. Вначале очки появились в Европе и уже позже, получив широкое распространение, на Востоке. Что же известно об истории возникновения очков? Первым, кто обратил внимание на свойства стекла увеличивать предметы, был стекловар. Случилось это в 1280 году. Ему на глаза попалась капля застывшего стекла, которую он взял в руку и стал разглядывать. Эта капля (прообраз очков) и подсказала стекловару, что при помощи стекла, которое увеличивает предметы, можно улучшить старческое зрение. Все это было зафиксировано документально.

Для предотвращения сколов по краям линз были созданы специальные ободки: деревянные, а затем роговые. Они присоединялись к рукояти со штифтом и больше напоминали собой ножницы. Такая конструкция была неудобной, но благодаря ней, линзы могли держаться на носу.

Конечно же, история возникновения очков на этом не заканчивается. В 1268-1282 годах изобрели очки, у которых были выпуклые линзы, они могли корректировать дальнозоркость. Считается, что они были изготовлены в Италии. Их создателем был флорентиец Сальвино Д’Амартэ Пиза. Примерно в этот же период создали первые очки в Китае. Первые модели не имели опоры, на переносице они просто «сидели». Только в XV веке, по прошествии столетия, были изобретены очки для близоруких с вогнутыми линзами. Чуть позднее, в XVI веке, к ободкам оправы привязывали веревочки, которые затем зацепляли за ушами.

Джеймс Айског в 1752 году изобрел очки, которые имели навесные опоры. Он же придумал первые солнцезащитные очки с тонированными (зелеными или синими) линзами. Бенджамином Франклином были изобретены бифокусные очки (1775 год), в которых сочетались выпуклые и вогнутые линзы. Они предназначались как для близоруких, так и для дальнозорких людей.

История солнцезащитных очков длинна и запутана. Мы попытались разобраться, как человечество пришло к современным вариантам, начав с кожаной повязки с прорезью посередине.

Первые солнцезащитные очки

История солнцезащитных очков уходит в глубокую древность. Своеобразные предшественники современных очков изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, коры, тканей и других материалов, которые сегодня сложно представить на месте привычных линз. Первое приспособление для защиты глаз было найдено в гробнице Тутанхамона. Изготовлено оно было из двух очень тонких изумрудных спилов, соединенных бронзовой пластинкой. Полагают, что такие очки мог носить не только фараон Древнего Египта, но и другие привилегированные члены общества, так как похожие изобретения были найдены и в других захоронениях.

В Древнем Риме в качестве линзы нашел применение изумруд. Римский император Нерон использовал отшлифованный камень как лорнет, чтобы смотреть на гладиаторские бои. Для чего именно он это делал, однозначно ответить сложно. Например, некоторые историки связывают это с магическими свойствами изумруда, которыми наделяли камень в древности. По мысли того времени, изумруд позволял смягчать жестокость увиденного. Однако большинство скептиков все-таки склонны доверять более практичной версии: Нерон использовал такой лорнет, чтобы в солнечный день было легче разглядывать происходящее на арене.


«Темные очки» использовались и в Древнем Китае. Их носили судьи, правда не для того, чтобы в погожий день разгуливать по улицам и переулкам, а чтобы во время процесса скрыть свой взгляд и тем самым сделать свои эмоции менее понятными окружающим.

Первые солнцезащитные очки, которые защищали от снежной слепоты, использовались жителями Крайнего Севера и представляли собой куски древесной коры и другие материалы (в том числе кости) с прорезанными в них узкими щелями для глаз.

Также известны более поздние образцы из кости мамонта и других животных.

В своем романе «Сон в начале тумана» Юрий Рытхэу пишет: «Солнце вставало рано. Длинные тени от торосов и береговых скал быстро укорачивались. Ослепительно блистал снег. Чтобы не заболеть снежной слепотой, охотники пользовались специальными очками — тонкими кожаными полосками с узкими прорезями для глаз. Такие окуляры сильно ограничивали кругозор, зато можно было не опасаться коварных солнечных лучей».

Металлические защитные очки ненцев уменьшают, а не фильтруют световой поток

А Владимир Обручев в своем знаменитом романе «Земля Санникова» пишет: «С раннего утра весеннее яркое солнце ослепительно засверкало по снегам необозримой равнины Ледовитого моря, расстилавшейся на запад, север и восток от северного мыса Котельного острова. Всем пришлось надеть снеговые очки, чтобы не получить мучительной болезни глаз, которой на Крайнем Севере многие подвергаются весной.

Солнце стоит еще низко, бесчисленные снежинки равнин, особенно после выпадения свежего снега, отражают лучи его миллионами крошечных зеркал своих ледяных пластинок, и получается такой яркий блеск, что глаза воспаляются. Человек слепнет на несколько дней и испытывает колющие боли, не дающие покоя. Даже самые темные очки недостаточны, если не украшены с обеих сторон ажурной сеткой из перламутра, мелкого жемчуга или бисера, закрывающей промежуток между лицом и стеклом. Туземцы носят самодельные очки, представляющие просто дощечку с узким прорезом, пропускающим минимум света, но и они не всегда спасают»

Еще существовал вариант очков из ткани, коры, древесины, а позже и метала. Они представляли собой своеобразные повязки, полностью закрывающие глаза, но с горизонтальной прорезью посередине. Такие очки сильно сужали область зрения, но зато в них можно было спокойно работать и при ярком солнце, и в окружении ослепляющих белизной снегов.

Как появились современные очки

В начале 20 века киноактеры часто носили темные очки, но не только для того, чтобы их не узнавали. Прежде всего, потому что их глаза постоянно краснели от мощных дуговых ламп на съемочной площадке, так как эти лампы излучают яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Массовое производство дешевых солнцезащитных очков началось в Америке в 1929. Сэм Фостер Грант продавал их на пляжах в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси.

Поляризованные очки появились в 1936, когда Эдвин Лэнд изобрел линзы с поляроидным фильтром.

Точкой отсчёта таких очков принято считать середину XVIII века, когда английский оптик Джеймс Эскью в 1752 году изобрел синее стекло. К сожалению для самого Эскью, его изобретение не произвело никакого впечатления на публику, и он сумел продать всего две пары. Настоящий прорыв произошел чуть позже, когда Наполеон заказал к своей Египетской экспедиции первую промышленную партию солнцезащитных очков.

Император приказал каждому солдату носить их ежедневно, чтобы защитить непривыкшие к столь яркому южному солнцу глаза европейцев. Сделаны очки были из затемненного сажей и лаком стекла и сильно искажали картинку. Однако со своей первоначальной задачей линзы более или менее справлялись. Есть подтверждения, что те солдаты, которые пренебрегали требованием императора, заработали себе по итогам многочисленные заболевания глаз. С тех пор оптики по всей Европе начали активно работать над изобретением комфортных цветных линз, которые бы одновременно могли защищать глаза от солнечного света и были бы достаточно прозрачными, чтобы не искажать картинку. Так постепенно начало появляться синее и зеленое стекло, которое по качеству было хоть и далеко от идеала, но уже лучше чем то, что предлагал Эскью.

В XIX веке очки с окрашенными линзами начали использовать не только военные. Они применялись для защиты глаз пассажиров первых железных дорог от дыма с ослепляющими искрами и угольной пылью. Примечательный для нашего повествования факт: в это же самое время врачом-офтальмологом Альбертом Фогтом было обнаружено, что ультрафиолет оказывает негативное влияние на глаза человека.


Новый толчок к изобретению солнцезащитных линз дали военные. Во время Первой мировой войны шли активные исследования по разработке цветных линз для пилотов, которым было жизненно важно защищать глаза от солнечного света. Существует легенда, что авиаторы даже сами покрывали прозрачные линзы очков акварельной каской, чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь.

Исследования в данной области привели к тому, что на рынке постепенно начали появляться уже вполне сносные солнцезащитные очки, которые позволяли человеку с комфортом находится на улице даже в полдень. В 1929 году американцем Сэмом Фостером была основана компания Foster Grant, которая запустила массовое производство и продажу доступных солнцезащитных очков. В оборот такие очки с темными линзами сразу взяли голливудские звезды, которым они помогали не только прятаться от поклонников, но и защищали от солнца их раздраженные светом мощных дуговых ламп глаза. Дело в том, что раньше на съемочных площадках часто использовались осветительные приборы, которые излучали яркий свет, содержащий ультрафиолет.

Настоящий прорыв произошел в 1937 году, когда в продажу поступили первые высококачественные антибликовые очки компания Bausch + Lomb под брендом Ray-Ban. Изобретены они были, памятуя о жалобах пилотов времен Первой мировой войны, которые страдали от слепящего солнца. Компания презентовала новый вид стекол с зелеными линзами, которые, не ограничивая обзор, защищали глаза от солнца и впервые притупляли блики. Поспупившие в продажу очки каплевидной формы с тех самых пор и именуют «авиаторами».

Параллельно этому американский учёный и основатель корпорации Polaroid Эдвин Лэнд изобрел поляризационные линзы, которые идеально блокировали отраженные от различных поверхностей световые лучи и впервые защищали глаза от УФ-излучения. Благодаря этому изобретению, ношение солнцезащитных очков становилось еще более комфортным, а главное, безопасным.

В середине ХХ века производство солнцезащитных очков достигло своего пика. Вопрос качественных линз был решен, теперь за дело взялись дизайнеры. С того момента начинают изобретаться многочисленные оправы, меняется стиль, форма, а очки становятся не только предметом для защиты глаз от солнца, но и трендовым аксессуаром.

Самые известные модели оправ:

Авиаторы

Очки «Авиаторы» с зеркальным покрытием

Модель AN6532, прообраз «Авиатора»

Легендарная форма очков, придуманная для пилотов. Эти первые современные солнцезащитные очки гарантировали защиту от солнца летчикам, да и выглядели не в пример лучше предшественников. Благодаря своему виду быстро стали популярными не только среди пилотов, но и среди знаменитостей. Отличаются линзой каплеобразной формы и тонким металлическим ободком.

«Авиаторы», или «капельки» — это модель с большими каплеобразными линзами и тонкой металлической оправой. Во второй половине 1930-х и начале 1940-х годов группа американских фирмам Bausch & Lomb, American Optical, The Chas. Fischer Spring Co., Wilson Optical и Rochester Optical Co. выпускали по военному заказу защитные очки под названием AN6532 (Army/Navi, порядковый номер заказа 6531) в огромных количествах (несколько миллионов штук) для лётчиков и моряков. Несмотря на утилитарность, эти очки имели передовые свойства: каплеобразные и выпуклые линзы, пластиковые носоупоры и упор на лоб, пружинные дужки. Обычно применявшиеся в это время очки были круглые и имели только один упор на переносицу.

Впоследствии появились варианты без лобовой перекладины и с пластмассовыми заушниками (известный обладатель таких очков генерал Дуглас Макартур). Так как в те годы всё военное было в моде, эти очки стали популярны в народе и две фирмы вовремя сориентировались и стали в 1940-50-е годы продвигать подобные очки для гражданского использования. Bausch & Lomb возродила довоенный бренд Ray-Ban и название за очками закрепилось «Авиатор», а American Optical создала хоть и менее известный, но столь же харизматичный «Пилот».


Джеймс Дин в очках формы "броулайнеры"

Броулайнеры (клабмастеры)

Такие очки обожали голливудские красавцы 50-х годов вроде Джеймса Дина. Они отличаются комбинированной оправой, в области бровей пластиковыми вставками, а нижняя часть линз обрамлена в тонкий металлический ободок. Броулайнерами они называются потому, что верхняя линия очков практически прямая, подчеркивающая линию бровей. По сути это модифицированные «авиаторы».


Кадр из ффильма "Завтрак у Тиффани"

Вайфареры
Вайфареры — это очки в роговой или пластмассовой оправе, выпущенные фирмой Bausch & Lomb под своим брендом Ray Ban в 1952. Они имеют трапециевидную форму, сверху шире, и черную или цветную оправу

Такая форма оправ появилась через 20 лет после авиаторов. Вайфаеры стали первыми неметаллическими очками и тут же полюбились голливудским звездам. Особенно часто их можно встретить на героях фильмов 50-60-х годов, например, очки именно такой формы носила Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». Они отличаются трапециевидной формой. Являются одной из наиболее популярных форм очков в мире.

Градиенты
Градиенты сверху темнее, внизу светлее. Поэтому чем выше, тем больше защита от яркого света.

Градиенты хороши тем, что их можно носить даже в помещении, например, в ночном клубе, не боясь споткнуться. Они также годятся для летчиков и водителей — нижняя часть для панели приборов, а верхняя, чтобы смотреть в окно.

Двойные градиенты сверху и внизу темнее, а в середине светлее.


Джон Леннон в "тишейдах"

Тишейды (ленноны)

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное. Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно).

После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи». Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

В наше время тишейды бывают разноцветныe или с зеркальным покрытием, более крупных размеров, а также, как и другие очки, с пластмассовыми линзами.


Модель в очках "панто"

Панто

Как и тишейды имеют круглые линзы, но отличаются от последних положением дужек к оправе: те расположены выше середины. Плюс, часто линзы у панто немного сужаются книзу, походя на каплю. Пик популярности пришелся на 60-е годы.


Кадр из фильма "Тельма и Луиза" (на героине Сьюзен Сарандон очки в форме "кошачий глаз")

Очки Броулайн
Броулайн (по терминологии фирмы Ray Ban — Clubmaster 2156, 3016, 4132) появились в 1950-е в Америке. Название связано с тем, что утолщенная верхняя часть оправы повторяет линию бровей. Обычно нижняя часть оправы и перемычка металлические, а верхняя пластмассовая, но иногда пластмассовая перемычка может входить в состав верхней части.

«Кошачий глаз»
«Кошачий глаз» — очки в толстой роговой оправе с заостренными верхними углами. В основном их носят женщины[источник не указан 1377 дней].

Разновидность «кошачьего глаза» — так называемая «стрекоза» (большие круглые или квадратные линзы в толстой оправе). В наше время это скорее стиль ретро.

Очки cat-eye обожали все голливудские иконы от Мэрилин Монро и Одри Хепберн до Грейс Келли и Софи Лорен. Их отличает приподнятый и заостренный верхний внешний угол и довольно толстая оправа. Еще вариант подобный формы может называться «бабочкой» - такие очки более вытянуты и острее смотрят вверх.


Гранды

Гранды с огромными линзами чаще всего используются просто для красоты. Это самые дешевые очки с разноцветными линзами и оправами.

Гранды предохраняют не только от загара (чем крупнее, тем лучше), но и от посторонних взглядов.

Такие пучеглазые очки обожали Жаклин Кеннеди и Бриджит Бардо. Они прекрасно защищали от солнца и навязчивых поклонников. Отличаются круглой формой, закрывают значительную часть лица (брови и часть щек) и имеют выпуклые линзы.

Насадочные линзы
Насадочные линзы, также «флипы» или «клипы» — это гранды, которые прикалываются поверх оптических очков в качестве солнцезащитных (редко наоборот) и поднимаются в помещении

Дырочные
Дырочные, или перфорированные, уменьшают (а не фильтруют) световой поток с помощью не затемненных линз, а сетки с мелкими отверстиями, как у северных народов. Этим они напоминают занавеску на окне. Иногда перфорированные очки делаются также с линзами в дополнение к сетке — иначе они не защищают от ультрафиолета.

Кроме того, есть сведения, что эти мелкие отверстия обладают эффектом диафрагмы, наподобие камеры-обскуры, то есть повышают остроту зрения при нарушениях рефракции. Но, ограничивая поле зрения, для тонкой и точной работы они не годятся.

По степени защиты темные очки делятся на 5 категории по светопропусканию в видимой части спектра (источник):

Прозрачные 0 категория 100 — 80% светопропускания — рецептурные диоптрийные очки для ношения в помещении, в сумерках или ночью, водительские ночные очки, спортивные и защитные очки от снега и ветра.
Светлые 1 категория 80 — 43% светопропускания — очки для пасмурной погоды и как модный аксессуар.
Средние 2 категория 43 — 18% светопропускания — подходят для ношения в городе и для вождения автомобиля в среднеяркую погоду, в переменную облачность.
Сильные 3 категория 18 — 8% светопропускания — для защиты от яркого дневного солнца и для вождения автомобиля при сильном освещении.
Максимальные 4 категория 8 — 3% светопропускания — для максимальной защиты в условиях высокогорья, на горнолыжных курортах, в снежной арктике летом. Не предназначены для вождения автомобиля, так как в них плохо видно при переходе из света в тень.
Вне нормы — менее 3% — чрезвычайно тёмные ледниковые или арктические очки и специальные очки для защиты от излучений, например для сварки.

Сверху вниз: очки 1, 2, 3 и 4-й категории, а также сварочные очки

Специальные очки


Очки для моряка

Очки для космонавта

Очки для военных

Очки для защиты от лазерного излучения

Очки для газосварки
Спортивные очки

К спортивным очкам предъявляются особые требования. Они должны удобно и прочно сидеть на лице, иметь носоупоры и не должны запотевать; иногда могут иметь подвязывающую ленту на затылке (например, в лыжных видах спорта). Очки рекомендуют подбирать с помощью примерки разных моделей, так как удобная посадка конкретной модели зависит от индивидуального строения лица. Велоспорт, пробеги, триатлон, пляжный волейбол — вот далеко не полный перечень видов спорта, спортсмены которых активно используют солнцезащитные очки.

Очки для водных видов спорта, кроме того, должны иметь повышенную плавучесть и не запотевать.

Альпинисты и полярники путешествуют по снегу и льду, свет от которых сильно отражается (включая ультрафиолет) — особенно на большой высоте. Поэтому они используют так называемые снеговые очки — большие круглые затемненные линзы с кожаной обшивкой, не пропускающей свет по краям.


Базз Олдрин перед посадкой на Луну

Забрало шлема защищает глаза космонавта
Космические очки
В космосе нужна особая защита, так как там ультрафиолетовые и инфракрасные лучи не поглощаются атмосферой, как на Земле. Но солнцезащитные очки как внутри космического корабля, так и в открытом космосе не обязательны, поскольку и окна космического корабля, и забрало шлема слегка затемнены и снабжены тонким золотистым фильтром для отражения избытка лучей. Но некоторым космонавтам нужны очки с диоптриями, так как в условиях невесомости их зрение может временно снизиться.

Такие очки должны быть лёгкими, хорошо держаться и не спадать с головы, так как поправить их в скафандре может быть затруднительно. Считается[кем?], что оправа космических очков должна весить не больше 10 мг и не содержать ни винтов, ни шарниров, которые могут разболтаться: отлетевшие детали в невесомости не падают, а остаются висеть в воздухе и могут попасть в лёгкие человека и внутрь приборов.

Конструкция очков


Очки 1980-90-х годов с металлическим хромовым зеркальным покрытием

Очки 2000-х годов с интерференционным зеркальным покрытием. В сравнении с предыдущими разница малозаметна, но она есть: при искусственном освещении отражение имеет радужные оттенки

Лыжные очки с более характерным интерференционным покрытием — эффект масляной плёнки

Поляроид

Фотохромная линза на свету, частично прикрытая бумагой. Между светлой и темной частью виден второй уровень цвета, так как фотохромные молекулы расположены на обеих поверхностях линзы

Спортивные очки 1990-х годов с неодимовыми линзами

Неофановые очки с дополнительным затемнением

Существует несколько способов ограничения светового потока при помощи линз:

поглощение:
тонирование или затемняющая окраска стекла;
фотохромный эффект (линзы-хамелеоны) — внесение в линзу вещества темнеющего на солнечном свету;
поляризационный светофильтр — поглощение специальными плёнками или стеклом с кристаллами отражённого света от плоских поверхностей;
отражение:
зеркальное покрытие на основе нанесения на наружную поверхность линзы одного тонкого полупрозрачного слоя какого-либо не окисляющегося металла (хром, серебро, золото, платина);

Очки с нейлоновой полуоправой и сменными линзами
интерференция света при помощи многочисленных сверхтонких покрытий на линзах, которые по-разному преломляют лучи и создают эффект разноцветных зеркал. На этом же принципе основано антибликовое покрытие с обратной стороны линз.

Также существует ещё один способ снижения яркости света — применение неодимового (неофанового) стекла с оксидами редкоземельных элементов: оксида неодима или оксида дидима (смесь неодима и празеодима). Такие линзы имеют фиолетовый, коричневый и серый цвет и способны резко поглощать жёлтые лучи, из-за чего защитные очки с ними надевают во время работы стеклодувы. Ультрафиолетовые лучи такие стёкла тоже хорошо поглощают и в принципе могут использоваться для защиты от солнечного света. Из-за поглощения жёлтых лучей они усиливают видимость(как бы подсвечивают) красных, оранжевых, зелёных предметов и могут применяться водителями, поскольку обостряют видимость сигнальных огней

Широкие дужки ограничивают световой поток по краям

Исторически первыми применялись окрашенные линзы. Во второй половине 20-го века начали производиться линзы с металлическими зеркальными покрытиями. В 1960-70-х годах появились первые фотохромные, в 1980-х в массовом производстве поляризующие линзы и, наконец, тогда же изобретены самые высокотехнологичные линзы с интерференционным напылением. Последние изначально из-за необычно красочного внешнего вида представлялись как эксклюзивные и стоили дорого, несколько сотен долларов за пару очков.Сегодня, с развитием технологий и удешевлением производства, они стали массовыми и недорогими, и практически все современные зеркальные и зеркально-цветные линзы делаются интерференционными, совершенно вытеснив металлическое напыление.

Задняя сторона очков без антибликового покрытия (слева) и с покрытием (справа). Обратите внимание на окрашенные синие блики линз с покрытием

Поляризованные линзы делаются с применением веществ, которые имеют способность отфильтровывать плоскополяризованные лучи, чтобы уменьшить блики от горизонтальной, или почти горизонтальной, отражающей поверхности (например, воды, снега, мокрого асфальта) или рассеянный свет неба. Такие линзы можно делать из стекла, но в основном их производят из пластика, например с покрытием из поляроидной пленки. Поляроидная пленка задерживает 40-60% света, поэтому такие очки одновременно являются солнцезащитными.

Фотохромные линзы, иначе называемые «хамелеонами», темнеют от ультрафиолета. В помещении, где ультрафиолета нет, они постепенно светлеют. Фотохромные линзы делают из стекла, поликарбоната и других пластмасс.

Тёмные (сверху) и прозрачные (внизу) очки с диоптриями

Искусственное освещение на эти линзы обычно не действует, если в нем нет коротких ультрафиолетовых волн, которые излучает Солнце. От видимого света такие линзы темнеют гораздо меньше, так что для вождения они неудобны — оконное стекло автомобиля ультрафиолет не пропускает. Тем не менее, некоторые варианты фотохромных линз достаточно хорошо темнеют и в салоне автомобиля.

Фотохромные линзы обычно темнеют и светлеют меньше, чем за минуту, но полный переход из одного состояния в другое происходит от 5 до 15 минут, отсюда вытекает ещё один недостаток такого типа линз: при выходе на улицу, когда глаза ещё не приспособились к яркому свету, очки некоторое время не выполняют свою функцию.

В одних и тех же линзах могут одновременно применяться окраска, поляризация, градация, фотохромный эффект и зеркальное покрытие в тех или иных сочетаниях. Градация или градиентное затемнение — это когда линза сверху темнее, а внизу светлее. Очки с диоптриями тоже бывают достаточно темными или с эффектом «хамелеона», чтобы использовать их в качестве солнцезащитных. Вместо этого можно носить так называемые насадочные линзы — темные поверх оптических или наоборот.

Солнцезащитные очки с линзами разных цветов
Цвет линз зависит от модели, стиля и цели использования, чаще всего используются серые, зелёные, коричневые и жёлтые цвета.

Серые или дымчатые и серозелёные линзы поглощают все цветные лучи почти одинаково, сохраняют естественные цвета и считаются нейтральными.
Зелёные линзы раньше использовали повсеместно, но оказалось, что они, пропуская самые яркие лучи спектра, меньше всего достигают цели. Теперь зелёные линзы используются в специальных очках для больных глаукомой
Коричневые линзы немного искажают цвета, но увеличивают контраст.
Голубые и синие синие линзы больше всего задерживают желтые и оранжевые лучи (самые яркие); линзы используются при среднем и ярком свете, так как они увеличивают контраст, но не искажают цвета.
Оранжевые линзы увеличивают контраст и ощущение глубины, но искажают цвета.
Желтые также увеличивают контрасты, но почти не затемняют; потому такие линзы используются теми, кому нужно более чёткое видение в пасмурную и туманную погоду.


Янтарные линзы рекомендуются при искусственном освещении после темноты.
Розовые делают окружающий мир красочнее и обостряют резкость контрастов (знаменитое словосочетание «розовые очки»)
Фиолетовые линзы чаще всего используются просто для красоты.
При работе с компьютером можно использовать слегка затемнённые линзы, чтобы увеличить контраст.
Прозрачные линзы используются для защиты глаз от ветра, пыли и химикатов. В некоторых очках предусматривается замена линз, чтобы ими можно было пользоваться как при слабом утреннем и вечернем свете, так и в яркий полдень.
Линзы с зеркальным покрытием и с отражающим покрытием интерференционного типа может быть цветным, причём цвет зеркала не зависит от цвета линзы. Например, могут быть серые линзы с синим зеркалом или коричневые линзы с серебряным зеркалом. Эта зеркальная поверхность мало поглощает тепловые солнечные лучи и нагревается меньше линз без зеркала.

Металлические зеркальные покрытия бывают серебристые и металлически-жёлтые. Например на шлемах космических скафандров защитный светофильтр изготовлен напылением золота и имеет жёлтый цвет.

Интерференционные покрытия отличаются от обычных зеркальных гораздо бо́льшим цветовым разнообразием, так как их цвет зависит не только от применяемых веществ, но от количества и толщины преломляющих слоёв. В зависимости от толщины и количества они отражают ту или иную цветовую часть спектра от общего подающего светового потока и потому могут быть любых цветов от зеркально-серебристого до тёмно-фиолетового, а некоторые линзы переливаются цветами при рассматривании с разных сторон (эффект типа радужного отражения от масляной или бензиновой плёнки на воде).

Недостаток зеркальных и интерференционных покрытий в том, что оно обычно легко покрывается царапинами и теряют не только внешний вид, но и свою светозащиту и прозрачность

Солнцезащитные очки остаются важным изделием, без которого не проходит ни один показ мод. Они были и остаются неотъемлемой частью

Очки, корректирующие зрение, - незаменимый аксессуар не только для здоровья, но и для красоты человека благодаря разнообразию форм оправ. Как выбрать их правильно?

Глаза метко и прозорливо именуют зеркалом души. Даже если эти глаза - не слишком меткие и не очень зоркие. Просто в таком случае для «зеркала» нужна особая «рамка», а точнее - оправа. Ведь недаром слова «очи» и «очки» так похожи. И в наше время вторые могут быть не только дополнением, но и украшением первых. Далеким предкам сегодняшних «очкариков» о таком можно было только мечтать: независимо от качества зрения они вынуждены были смотреть на мир невооруженным глазом.

У тех, кто носит очки, интеллект выше
Традиционное отношение к людям, носящим очки, как к более умным, неожиданно
нашло свое подтверждение. Американские офтальмологи обследовали 1500 человек
в возрасте 15-60 лет, страдающих миопией и дальнозоркостью. Исследования
показали: коэффициент интеллекта у 80% очкариков выше,
чем у их сверстников с нормальным зрением.

Как появились очки: «оптические камни»

Жаловался на свои глаза Цицерон (106-43 годы до н. э.), и античность, несмотря на все успехи теоретической оптики, так и не сумела ему помочь. Единственное приспособление, которое описал Клавдий Птолемей (около 90-160 годов), но которое никогда не использовалось в повседневной жизни, - это наполненный водой стеклянный шар. Правда, Плиний Старший утверждает, что «император Нерон смотрел гладиаторские игры через смарагд», однако этот камень являлся далеким предшественником скорее солнцезащитных очков, чем оптических.

В первой половине XI века арабский ученый Ибн аль-Хайсам дал описание увеличивающей линзы, которое в середине XII века было переведено на латынь. Европейцы тотчас принялись за эксперименты. Первым в 1267 году попытался выточить линзы для глаз английский ученый и мыслитель Роджер Бэкон. В качестве материала он использовал горный хрусталь и берилл (die Brille - очки). Несмотря на неудачу, информация о великом открытии мгновенно разлетелась по христианскому миру: увеличивающая сила «кристаллических камней» стала литературной метафорой. Например, на портале церкви в Испании с такими оптическими камнями изображается святой Иероним, живший за 7 веков до изобретения!

Как появились очки: «глазные стекла»

Первые настоящие очки появились в конце XIII века в Северной Италии. Считалось, что их изготовил Сальвино дельи Армати, похороненный в соборе Санта-Мария-Маджоре во Флоренции. В 1300 году Большой совет Венецианской республики принял первый статут (устав, собрание правил), регулирующий изготовление «камней для чтения». А в 1305 году Джордано де Ривальто из Пизы упоминает уже о «глазных стеклах для чтения».

XIV век становится временем широкого распространения очков в форме монокля и лорнета, а к середине этого столетия относится самый ранний из физически сохранившихся экземпляров. Его нашли под хорами монастыря Виндхаузен в Нижней Саксонии. В это время изобретена дужка для носа - об этом свидетельствует фреска 1352 года из монастыря Сан-Николо в Тревизио. На ней изображены два кардинала: Николай Руанский - с моноклем, Гуго Провансальский - в пенсне. Тогда существовали лишь очки для дальнозорких, очки от близорукости появились только век спустя. В XV столетии изобретены и проволочные дужки. В таких очках изображена святая Анна на картине 1470 года из музея Амстердама, и эти очки выглядят достаточно современно.

Форма оправы: законы оптики и капризы моды

Форма очков неоднократно менялась и продолжает изменяться, и далеко не всегда по законам оптики. Часто это происходит из-за капризов моды. В XIV веке, например, носили большие, броские очки. Позже, в XVIII веке, обязательной частью дамского туалета стал лорнет, оправа которого имела ручку; лорнет носили на шее на длинной цепочке. В глазную впадину вставляли монокль - круглое стекло для одного глаза. В XIX веке в моду вошли пенсне (причем их носили в основном мужчины). Это очки без оправы, которые держались на носу с помощью зажимающей переносицу пружины. В XX веке очки стали самой обычной вещью, а летом - даже обязательным модным аксессуаром.

Благодаря красивой современной оправе в очках можно выглядеть модно, интересно, стильно. Поэтому тем, кто вынужден из-за плохого зрения носить очки, не следует расстраиваться: с эстетической точки зрения очки не являются недостатком.

Как подобрать оправу с учетом особенностей лица

С помощью грамотно выбранной оправы можно оптически исправить даже некоторые погрешности строения лица. Так, например, при слишком длинном носе очки следует носить немного ниже переносицы - таким образом нос оптически становится короче. И широкий нос оптически сужается, если носить очки ниже переносицы. Людям с небольшим лицом и маленьким носом не следует носить очки в большой, броской оправе, поскольку тогда лицо «теряется» и мелкость черт становится особенно заметной; очки в таком случае рекомендуется надевать как можно выше на нос. Люди с овальным лицом могут носить очки любого вида и формы.

Если вам самим трудно выбрать очки, посоветуйтесь со специалистом. Вот несколько советов по корректировке формы лица с помощью очков.

Треугольное лицо с широкой нижней частью
Прямоугольная форма очков оптически расширяет лицо, суженное в висках. Цвет оправы должен гармонировать с цветом волос и лица. Рекомендуются оправы золотистых и теплых тонов, которые смягчают общий вид.

Сердцевидное лицо
Для такого типа подходят очки средних размеров в овальной оправе. Брови должны быть видны над оправой. Умело подкрашенные губы делают оптически менее заметной узость нижней части лица.

Круглое лицо
При таком типе лица лучше носить большие, броские очки, которые отвлекают внимание и одновременно делают лицо более заметным. Оправа очков должна быть темной.

Широкое лицо
При таком типе лица лучше всего носить очки овальной формы. Если брови слишком густы и широки, то их следует немного выщипать, чтобы они оптически не подавляли тонкую оправу очков. Овальная линия оправы должна повторять овал лица.

Защитные очки от солнца

Яркое солнце, а также прямые солнечные лучи оказывают вредное действие на глаза. Поэтому летом на солнце и зимой в горах необходимо носить темные солнцезащитные очки . Такие очки, кроме того, помогают предупреждать появление морщин.

Женщины, гримирующие веки тенями, должны помнить, что цветные стекла очков искажают цвет. Поэтому им следует контролировать перед зеркалом, как их грим выглядит за темными или цветными стеклами очков.

Макияж глаз для тех, кто носит очки

Макияж глаз должен гармонировать с цветом оправы и формой стекол очков. К тонкой металлической, а также голубой оправе подходят цвета «холодной» гаммы: сиреневые, дымчато-серые, серебристо-голубые, перламутровые. Однако губная помада и макияж в этом случае должны быть более интенсивными. Для тонкой прозрачной оправы или оправы золотистого цвета подбираются коричневые или бежевые тени и контурный карандаш этих же оттенков.

При близорукости стекла очков зрительно уменьшают глаза, поэтому необходимо, чтобы макияж зрительно увеличивал их. Для подобного эффекта на верхнее веко накладывают тени светлых тонов, под бровями - более темные, а внешний угол глаза подчеркивается с помощью коричневого карандаша. Некоторые косметологи советуют наложить около глаз немного румян, начиная с места, где оправа примыкает к скуле, и постепенно поднимаясь к бровям.

При дальнозоркости стекла очков зрительно увеличивают глаза, создавая впечатление их приближенности к носу, поэтому макияж должен слегка увеличивать расстояние между ними. Для этого внутренний угол глаза подчеркивается очень светлыми тенями. Макияж делается легкий, ресницы лучше подкрасить тушью только частично, ближе к наружному краю глаза.

При подборе формы защитных очков следует руководствоваться теми же самыми правилами, как и при подборе очков с диоптриями.

Контактные линзы: кому, когда, зачем

Для представителей некоторых профессий (актеры, спортсмены, люди, работающие во влажной среде) очки являются серьезной помехой. В настоящее время эта проблема легко решается с помощью гелевых контактных линз. Их могут носить практически все близорукие и дальнозоркие люди при условии, что их зрительная ошибка больше двух диоптрий. Контактные линзы обеспечивают нормальное зрение обоими глазами, даже если каждый глаз имеет различные диоптрические измерения, причем разница между ними велика. Кроме того, контактные линзы позволяют даже возместить хрусталик глаза, поврежденный в результате болезни или травмы; благодаря контактным линзам больной видит обоими глазами, несмотря на значительные повреждения хрусталика.

Наряду с мягкими гелевыми контактными линзами выпускаются и твердые гелевые контактные линзы, назначаемые врачами в тех случаях, когда применение мягких контактных линз противопоказано (при таких нарушениях зрения, как астигматизм и т. д.). Твердые контактные линзы имеют такое же всестороннее применение, как и мягкие.

Кто-то носит контактные линзы по несколько часов в день, но
большинство - в течение целого дня. Сейчас выпускаются цветные
контактные линзы, делающие глаза более выразительными.

Как помочь своим глазам

  • Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле - равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 35-40 см. Устанавливать книгу лучше не в горизонтальном, а в наклонном положении под углом в 45 градусов.
  • При просмотре телепередач следует садиться от экрана на таком расстоянии, чтобы глаза не напрягались, но не ближе 2-2,5 м от экрана. Держать голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд необходимо закрывать веки, чтобы дать мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
  • При работе на компьютере через каждые 40 минут делать 10-минутный перерыв, во время которого желательно смотреть вдаль. Поле монитора должно быть закрыто защитным экраном, максимально удаленным от глаз (не менее чем на 50-60 см). Если на таком расстоянии вы испытываете трудности и нечетко видите изображение, то лучше выбрать для работы шрифт большего размера. При работе на компьютере необходимо каждые 2-3 часа надевать специальные корригирующие очки, снимающие спазм глазных мышц.
  • Тем, чья близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь 2 пары очков: для работы «вблизи» и «для дали». Не рекомендуется читать в транспорте, лежа на спине или в слабоосвещенном помещении.
  • Если имеется отрицательная динамика на сетчатке глаза при стабильной и небольшой близорукости, необходимо перейти на более спокойный образ жизни. Полностью исключить поднятие тяжестей более 5 кг, отказаться от резких наклонов, прыжков в воду и нагрузок, связанных с ускорением темпа.
  • В рационе питания людей с ослабленным зрением должны быть продукты, которые способны эффективно укреплять сосуды сетчатки, «подпитывать» глаза: черника, черная смородина; из овощей наиболее полезна морковь. В рационе близоруких должны постоянно присутствовать печень трески и зелень: петрушка, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки полезно ежедневно пить настой шиповника.
  • Страдающие близорукостью должны принимать комплексы, в которых поливитамины сочетаются с микроэлементами, в первую очередь с кальцием. Полезны все препараты на основе черники .
  • Снять усталость помогают промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки. Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей.
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Очки мы видим вокруг повсеместно. Они значительно повышают комфорт жизни, дают людям больше возможностей. Многие носят их, причем, не только для коррекции зрения, но и для создания своего неповторимого образа, для защиты от солнца и от лазерного излучения.

Но когда же были изобретены очки? Какими они были на протяжении истории? Какие изменения претерпели? Об этом и о многом другом читайте в данной статье.

Очки. Зарождение

Когда и кто изобрел первые очки точно неизвестно. По этому поводу имеется множество историй. Одна из них, к примеру, говорит о том, что первыми очками можно назвать изумруд, сквозь который император Нерон следил за боями гладиаторов. За изменением размеров предметов при просмотре через осколок случайно разбившегося стеклянного шара наблюдал арабский исследователь Ибн - аль - Хайсам (10-11 век).

Немецкие историки утверждают, что в их средневековой национальной поэзии есть явные упоминания об очках как о средствах, способных улучшить зрение.

У англичан своя версия. Они полагают, что очки были изобретены Роджером Бэконом (13 век).

В Китае из дымчатого кварца изготавливались оригинальные очки еще до нашей эры. Они были нужны в случаях, когда судья хотел скрыть от людей свою реакцию на обсуждение очередного дела.

Официально же принята следующая точка зрения. Если говорить об очках, влияющих на качество зрения, первые упоминания о них относят к 1289 году.

Однако исследователи утверждают, что они были изобретены в 1284 году итальянцем Сальвино Д"Армате. Возможным такое значимое событие стало благодаря получению прозрачного стекла.

Если же говорить об очках, защищающих глаза от солнца, слишком яркого света, то они появились чуть раньше, в 12 веке. Представляли собой кости животных либо куски дерева, в которых были вырезаны узенькие щелочки для глаз. Так физически ограничивался поток света.

Первые очки были не очень - то похожи на современные. Оправы для них делались из костей животных, из дерева, из различных металлов. Они никак не закреплялись на лице, поэтому при необходимости их держали возле лица.

Первыми появились очки, корректирующие дальнозоркость. Им было дано название «очки для старых». В оправы помещались двояковыпуклые линзы. Они стали становиться все популярнее в 15 веке, благодаря появлению книгопечатанья.

Вогнутые линзы, используемые для коррекции близорукости , изобрели случайно, примерно через 100 лет после дальнозорких. Очки, в которые они устанавливались, назывались «очки для молодых».

Очки. Развитие

Сначала оправа была жесткой, т.е. линзы в оправах прочно соединялись между собой. В 16 веке крепление стало шарнирным, т.е. очки могли несколько меняться в своих размерах. Следующий шаг – изобретение очков на дужках.

Придумывались самые разнообразные способы крепления очков. К примеру, одно время они приделывались к шляпам. Нравился такой способ женщинам 15 - 18 веков. В 16 веке стал использоваться специальный металлический обруч, который одевался на голову. К нему крепились очки. В это же время придумали удерживать очки с помощью ленты, которая одевалась вокруг головы.

Знакомые всем нам дужки в 18 веке придумал Эдвард Скарлетт (Англия).

А первую масштабную копию таких приспособлений (200 000 единиц) заказал Наполеон. Очки должны были защитить его армию от слишком активного египетского солнца (имеется в виду Египетская экспедиция).

В 19 веке Бенджамин Франклин, как раз тот, которого мы видим на стодолларовой купюре, изобрел бифокальные линзы для очков . Их особенность заключалась в том, что они имели две оптические зоны. Нижняя часть линзы позволяла хорошо видеть предметы, расположенные вблизи, верхняя часть – те, что находятся далеко.

Нумерация стекол в зависимости от диоптрий была введена в 1873 году. Через некоторое время, врачи, прежде чем выписать очки тому или иному пациенту, стали основываться на каких - то научных изысканиях.

Также была выявлена проблема со зрением, которую не удавалось скорректировать ни вогнутыми, ни выпуклыми линзами. Она получила название «астигматизм ». Его научились корректировать при помощи цилиндрических линз.

Появление монокля

Появление монокля историки относят к 14 веку. Сначала это была линза в оправе с ручкой. За нее держали монокль либо возле глаза, либо перед текстом. В 16 веке появились монокли без ручки. Их нужно было зажимать между бровью и щекой. К оправе крепилась специальная цепочка, которая позволяла прикрепить предмет для улучшения зрения к одежде.

Особой популярностью монокль стал пользоваться в 19 веке. Этот не очень практичный улучшатель зрения полюбился русским и немцам в особенности, стал символом аристократизма, богатства, благовоспитанности. Даже сегодня некоторые ценители изысканных манер надевают монокли.

Появление лорнета

Некоторые утверждают, что лорнет появился в 15 веке в результате неправильного (вверх ногами) использования очков.

Другая версия гласит, что данное приспособление изобрел англичанин Джордж Адамсон в 1780 году. Это своего рода аристократические очки с двумя линзами, которые оснащены специальной ручкой для держания. Были крайне популярны в аристократической среде вплоть до конца 19 века.

Позднее изготавливались скорее лорнеты как ювелирные украшения.

Появление пенсне

Еще одна разновидность очков – пенсне – появилась в 16 веке, а в 17 приобрела популярность. Представляет собой очки, но без привычных заушных дужек, крепятся которые при помощи пружины, зажимающей переносицу (сначала использовались другие, менее комфортные способы крепления).

Выпускались сначала только пенсне с круглыми линзами, затем стали делаться и с овальными. В некоторых моделях было предусмотрено отверстие, в которое продевался шнурок, цепочка , закреплявшая предмет на одежде.

Пенсне пользовалось популярностью как среди мужчин, так и среди женщин. Данный аксессуар являлся символом интеллигентности, высокого положения в обществе.

Очки. Современность

Прошли столетия с момента изобретения первых очков. Теперь это не атрибут богатых и обеспеченных, не символ аристократизма и хороших манер, а средство коррекции зрения .

Да, конечно, очки часто отражают определенный статус. Но это не так ярко выражено как 200, 300, 400 лет назад, когда средства коррекции зрения могли себе позволить исключительно богатые представители общества.

Со временем оправы становились все удобнее, все практичнее, все многообразнее.

То же можно сказать и о линзах. Все более и более тонкие, с самыми различными свойствами, которые делают ношение очков максимально удобным. Стекло постепенно стало уступать место пластику, более современному и практичному материалу.

Большинство проблем со зрением может быть скорректировано сегодня благодаря правильно подобранным очкам.

При желании человек может иметь столько очков, сколько ему захочется. Одни из них пусть подходят к классическим нарядам, другие – к спортивным. Одни пусть защищают от солнца, другие – от пыли, частиц, брызгав на стройке. Кроме того, благодаря современным технологиям, очки способны сочетать в себе сразу несколько функций, к примеру, защитную и корректирующую.

Благодаря использованию продуманных оправ, новейших материалов, очки получаются максимально безопасными для человека. Их без проблем носят дети, даже самые активные.

Появляются все новые виды очков. К примеру, не так давно вошли в моду линзы - хамелеоны. Это те, которые в зависимости от уровня освещенности меняют своей цвет. Популярностью пользуются поляризационные, антибликовые покрытия.

Книги читают,
А грамоты не знают.
Глаз нет,
А видеть помогают.

Очки - это самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для улучшения человеческого зрения либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.
Очки состоят из линз, стеклянных или пластиковых, удерживаемых оправой, с прикрепленными к ней дужками.

Линзы были известны человечеству еще в древности. Изготовляли их не из стекла, а из горного хрусталя и различных драгоценных камней: сапфира, аметиста, бериллия, рубина.

Такие линзы сначала использовались лишь в декоративных целях. В Египте вставки из драгоценных камней часто помещали в глаза скульптурных изображений. Например, у статуй фараона Рахотепа и его жены Нофрет, датируемых 2600-2575 г.г. до н.э., зрачки были изготовлены из отшлифованных прозрачных кристаллов горного хрусталя.

Подобные линзы ученые находят во время раскопок на Ближнем Востоке и по побережью Средиземного моря.
Древнейшая линза была найдена при раскопках древней Ассирии. Это так называемая линза Нимруда, возраст которой составляет более 3000 лет. Она была найдена в 1853 году Остином Генри Лэйардом при раскопках одной из древних столиц Ассирии в Нимруде. Линза представляла собой небольшой овальный полированный кусок горного хрусталя в форме линзы, около четверти дюйма толщиной, одна из его сторон имела плоскую, а другая выпуклую поверхность. Лэйард обратился за консультацией к известному физику в области оптики Дэвиду Брустеру, который заявил, что таинственный предмет, возможно, использовался "либо для увеличения, либо для концентрации солнечных лучей". Но, поскольку, по словам физика линза была "очень слаба", чтобы что-то воспламенить, вероятнее всего, что она служила для увеличения.


Также похожие линзы обнаружили в Гордионе, древней столице царя Мидаса в центральной части Турции. 23 линзы с оптическими свойствами выставлены в музее древней критской цивилизации в городе Ираклион на острове Крит. Не менее 50 линз было найдено на месте раскопок Трои, хотя только о немногих из них стало известно в печати.


На шведском острове Готланд в кладе, зарытом около тысячи лет назад викингами, в 1999 году найдены линзы сложной асферичной формы из горного хрусталя. На острове нет месторождения этого минерала, поэтому предполагают, что викинги привезли их из своих плаваний. Подобная форма линз была теоретически рассчитана лишь в 17 веке Рене Декартом. В своей работе он указал, что эти линзы будут давать отличное изображение, но еще долго ни один оптик не мог их изготовить. Остается загадкой, кто и для каких целей мог их отшлифовать тысячу лет назад. Следует заметить, что тысяча лет – возраст клада, а возраст линз может оказаться большим.


Самое первое из античных свидетельств существования линз - упоминание зажигательных стекол (двояковыпуклых линз, фокусирующих солнечные лучи, используемых для разжигания огня) в комедии древнегреческого писателя Аристофана "Облака" (424 г. до н.э.):
"Стрепсиад: Вы видели у аптекаря тонкий прозрачный камень, которым зажигается огонь?
Сократ: Вы имеете в виду стекло?
Стрепсиад: Именно так.
Сократ: Хорошо, что вы будете с ним делать?
Стрепсиад: Когда мне пришлют вызов в суд, я возьму этот камень, и, держа его напротив солнца, я на расстоянии растоплю все написанное в судебной повестке". (Вызов в суд был написан на восковой табличке для письма.)

Согласно записям Плиния Старшего (23–79 г.г. н.э.) зажигательные стекла использовались и в Древнем Риме. Также в его трудах впервые упоминаются корректирующие линзы: известно, что из-за своей близорукости Нерон смотрел бои гладиаторов через большой изумруд (предположительно, вогнутый). И Плиний, и Сенека (3 г. до н.э. – 65 г. н.э.) описывают увеличительный эффект стеклянных шаров, наполненных водой. Так, Сенека писал: "Даже самые маленькие буквы легко разглядеть через стеклянную линзу, наполненную водой". Предприимчивые владельцы харчевен украшали такими шарами свои витрины. Плоды, погруженные в воду, увеличивались в размерах, а блюда сквозь шары казались привлекательнее.
В IX веке н.э. арабский ученый Аббас ибн Фирнас нашел способ выплавлять качественное стекло из песка. Он же изобрел "читальные камни" - крупные линзы, помещаемые прямо на страницы манускриптов.

В X веке появилось достаточно убедительное научное сочинение из области оптики - "Книга оптики". Его создал арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен). Аль-Хайсаму были уже известны сферические стекла. Он довольно точно излагает особенности преломления световых лучей через такие стекла и высказывает очень важную мысль: "Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы". И именно этого ученого следует считать одним из первых предшественников создателей очковой оптики.

Вторым был францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1294 г.г.). Он тоже писал о сегменте стеклянного шара, считая его хорошим средством для тех, у кого слабые глаза и даже подарил один такой шар Папе Клименту IV.

В 1240 году труд аль-Хайсама был переведен на латинский язык, и западноевропейские монахи стали изготавливать полукруглые стеклянные линзы. Эти линзы располагали прямо на поверхности текста рукописи, при этом получали значительное увеличение букв или рисунка. Таким образом, стареющие монахи с плохим зрением вновь обрели способность к чтению.

Вначале линзы делали из кварца или горного хрусталя. Однако, эти материалы были не дешевыми и не позволяли получать линзы хорошего качества. Секрет тонкого, бесцветного и прозрачного стекла был найден в XIII веке в Венеции. Тайна эта строжайше охранялась вплоть до XVI столетия.

Значительно подешевев, приспособления для чтения становились все более популярными. Немаловажную роль в этом сыграло появление оправы. Чтобы стекло линзы не скалывалось, её края стали оправлять деревянными или роговыми ободками. Но очень скоро стало понятно, что линза на ручке гораздо удобнее, чем линза, положенная на страницу книги.

А к концу XIII века появились и первые настоящие очки. Предполагаемый год изобретения очков - 1284, а создателем первых очков считается Сальвино Д"Армате, хотя документальных подтверждений этим данным нет.
Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619-1676 г.г.) из Флоренции с помощью Франческо Реди в работе "Очки, являются ли они изобретением древности или нет?", приписавший изобретение Алессандро Спина (? - 1313), монаху и учёному из Пизы. При этом предполагалось, что даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему.

Первые документальные свидетельства существования очков относят к 1289 году, описания очков встречаются у немецких миннезингеров. 23 февраля 1305 года во Флоренции брат-доминиканец Джордано да Ривалто упоминал в проповеди: "Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним".
Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились. Однако спустя короткое время очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томмазо да Модена - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Гуго де Сен-Шер, пишущего с очками на носу.

Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.
Однако долгое время они были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол.
Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы:– дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Конструктивно самые первые очки представляли собой два монокля, ручки которых были соединены штифтом. Эти очки водружались на нос, и держались там за счет трения в шарнирном соединении.
Самые ранние из сохранившихся очков хранятся в аббатстве Винхаузена (Германия). Эти очки с деревянной оправой датируются серединой XIV века, около 1330 года. Они были найдены в 1953 году при проведении ремонтных работ.


Первыми из найденных учеными очков считаются фрагменты очков с костяной оправой, обнаруженные в шведском монастыре Альвастра в период с 1922 по 1938 годы.


А самый ранний сохранившийся очечник также был найден в Германии в 1982 году.

В том же 1982 году во Флоренции были обнаружены единственные из сохранившихся ранних итальянских очков.

Своей формой они очень похожи на очки с фрески Доменико Гирландайо, изображающей святого Жерома.

Затем появились очки с арочной дужкой. Переносица таких очков была немного упругой, и прижимала ободки к носу. За счет этого они сидели на носу прочнее, чем просто штифтовые. 500 лет спустя этот принцип крепления очков был возрожден в конструкции пенсне.

Оправу таких очков делали из дерева, металла, кости, но они еще не крепились на лице. Такие очки просто держали в руках перед глазами.

До изобретения книгопечатания большого спроса на очки не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Случалось нередко, что очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство.

По некоторым источникам, именно очки, как признак высокой образованности и мудрости, изображали, когда хотели подчеркнуть эти качества в персонажах картин. Поэтому они часто встречаются в полотнах на религиозные темы с изображениями святых и их окружения.

Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной.

К концу XV века в Западной Европе появилось большое количество торговцев очками.

Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее - в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519 г.г.). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались довольно широко, и все же долгие годы их действие связывали с какой-то волшебной, таинственной силой. Некоторые окрестили их даже "проклятым инструментом дьявола". Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза. Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.

Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в "Расходной книге денежной казне" царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены "очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется".

Несомненно, наиболее древние из всех сохранившихся до наших дней русских очков - очки Патриаршей ризницы, находящиеся в Оружейной палате. Футляр их серебряный, снаружи позолоченный, грушевидной формы, а на обеих его сторонах «резаны в травах птицы». Переносье ковано из серебра и прикреплено к роговой оправе стекол маленькими заклепками. Состоит оно из двух частей, соединенных шарниром, это дает возможность складывать очки пополам и убирать в футляр.

Конструкцию очков постоянно пытались совершенствовать. Так, появились очки с прорезями на переносице. Это было попыткой повысить гибкость переносицы очков, чтобы не затруднять дыхание носом.

В XVI веке стали вшивать очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке и носили, словно карнавальную маску.

Очки также закрепляли петлями за ушами. Эта идея родилась в Испании и особенно прижилась в азиатских странах, ведь фиксировать очки на коротких азиатских носах было сложно.

К концу XVI века научились крепить очки на голову с помощью ленты или кругового шнурка.

Некоторые приспособления позволяли прикреплять очки даже на шляпу. Такой способ ношения очков был распространен среди дам и высокопоставленных сановников, так как при приветствии они никогда не снимали шляпы.

Анна Доротея Тербуш. "Автопортрет"

От изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет. Как и в случае самих очков, нельзя точно назвать изобретателя заушников (возможно, это был английский оптик Эдвард Скарлетт), однако сроки их появления известны - это первые десятилетия XVIII века.

Первые заушники заушниками не были. Эти боковые опоры очков поначалу были короткими, и опирались на виски, а не на уши. Поэтому такие очки в западно-европейских языках называли "височными". Для лучшей фиксации "височные заушники" оканчивались круглыми площадками. Их форма облегчала также и снимание-надевание очков - заушники не должны были цепляться за длинные волосы или парики, бывшие тогда повсеместной модой, введенной еще Людовиком XIV в конце XVII века.

В 1797 году оптик Дадли Адамс запатентовал очки, которые металлическим обручем крепились на лбу, а с этого обруча вниз на глаза опускались линзы.

В дальнейшем височные опоры очков удлинились, стали проходить над ушами, и охватывать чуть ли не всю голову. Проблема надежной фиксации очков перед глазами при сохранении комфортности была, наконец, решена. Такие удлиненные заушники имели шарнир или кулису посередине, чтобы их можно было раскладывать или раздвигать при надевании, и складывать обратно так, чтобы очки помещались в очечник.

До XVIII века многим приходилось носить с собой пару очков - для чтения и обзора вдаль. Существовали модели с двумя дополнительными подвижными линзами.

В 1760-х годах Бенджамин Франклин изобрел бифокальные очки с двумя линзами разного типа в одной оправе. Нижняя позволяла читать, верхняя - смотреть вдаль.

Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году. Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных. Было установлено, что глаз обладает рефракцией (способностью преломлять лучи света) и аккомодацией, то есть возможностью видеть предметы, расположенные на различных расстояниях.

Однако врачи заметили, что некоторым людям не помогают ни выпуклые, ни вогнутые, сферические стекла. Такой недостаток преломляющей способности глаз назвали астигматизмом (от греческого а-частица отрицания, stigme-точка); изображаемые предметы не собираются в одной точке на сетчатке: человек видит их расплывчатыми.

Первым обнаружил астигматизм (у самого себя) английский естествоиспытатель Томас Юнг. А сущность и симптомы этого дефекта зрения описал голландский офтальмолог и физиолог Франциск Корнелис Дондерс. Он доказал, что при астигматизме помогают цилиндрические стекла, сформулировал правила их подбора.

Помимо основной функции - улучшения зрения - очки быстро стали модным украшением, и в течение времени у них менялись и форма стекол, материалы, форма и цвет оправы. В некоторые периоды времени очки являлись чисто атрибутом моды (например, популярность у мужчин в XVII веке больших ярких очков).


С середины XVIII века по середину XIX века были популярны круглая форма стекол с дугообразной перемычкой. В дальнейшем носовая перемычка имела "К"- и "Х"-образную форму, а стекла стали овальными и восьмиугольными.


С XVIII века в аристократическом обществе стали модны лорнеты.
По одному из мнений, лорнет появился в XV веке, и его история возникновения связана с переворачиванием "верх ногами" обычных очков. Переворачивание очков, дужка которых, как правило, была загнута вниз, было необходимо для её использования как ручки.


По другому мнению, лорнет являлся изобретением английского оптика Джорджа Адамса, появившемся в 1780 году как аристократический вариант очков с дополнительной ручкой для их держания. В первых моделях лорнетов использовалась металлическая оправа с круглыми проемами для линз, соединённых полукругом для удобного размещения на переносице, к которой присоединялась при помощи шарнира рукоятка для возможности держания рукой. В 1818 году начали изготавливаться складывающиеся лорнеты, которые открывались и закрывались небольшим рычажком. Позднее появились автоматически складывающиеся и раскладывающиеся лорнеты, приводимые в действие нажатием пружины.


Почти два столетия, до начала XX века, лорнет являлся популярным оптическим аксессуаром. Наибольшее распространение он получил у женщин, поскольку напоминал не столько оптический прибор, сколько элемент украшательства, способствовал созданию атмосферы изысканности, мог быть инкрустирован драгоценными камнями, слоновой костью, перламутром и другими украшениями, а также давал возможность использования лорнета в качестве предмета жестикуляции.

Умение пользоваться лорнетом для дам постепенно переросло в искусство великосветской беседы. Существовал термин "лорнирование", обозначавший прямой взгляд сквозь лорнет с продуманным настроем, например, нарочито небрежно, пристально.


Среди мужчин, особенно офицеров и дипломатов, во второй половине XIX века были популярны монокли.

Монокль как оптический прибор был изобретён в XIV веке. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица.

Любителями монокля были английский политик Джозеф Чемберлен, португальский политик Антониу ди Спинола, французские поэты Жан Морреас и Жан Лоррен.
Наибольшее распространение монокли получили в Германии и России. Но, при этом, во время Первой мировой войны в России монокль вышел из моды и повсеместного употребления. Причинами этого считаются патриотические соображения: русские отказывались от использования монокля для демонстрации различия с "воинственными тевтонами", которые более "страстно" относились к моноклю, и не спешили от него отказываться в годы войны.
Среди последних любителей монокля в России отмечают писателя Михаила Булгакова. Уже в советский период, после получения первого писательского гонорара за публикацию в газете "Гудок", Булгаков приобрел на "толкучке" монокль и сфотографировался с ним.


Впоследствии он любил раздавать эту фотографию друзьям и знакомым. Существует предположение, что для Булгакова монокль стал "эпатирующим символом буржуазности", признаком скрытой оппозиционности советскому строю.
Ношение монокля женщиной воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Автор одного из мужских журналов писал, что "женщина едва ли может нанести больший урон своей изящной натуре, своему темпераменту, своему естественному нраву, чем тот, который она способна нанести себе моноклем".
Тем не менее, некоторые женщины следовали мужской моде и предпочитали носить именно монокли. Так, Жорж Санд наводила монокль на незнакомых мужчин, чем их соблазняла или шокировала. Носили монокль и обычные женщины.

В США первой примерила на себя монокль Джин Мэхэн-Униак.

Читайте также: