Комплекс упражнение для зрения для детей. Ну-ка, глазки, на зарядку! Детская гимнастика для глаз. Основные аспекты методики

В наше время всё больше людей стали сетовать на плохое зрение: кому-то поставлен диагноз близорукость (миопия), а кому-то - дальнозоркость. Такие нарушения обязательно следует лечить, чтобы избежать серьёзных проблем. На ранних стадиях может помочь специальная гимнастика. Благодаря ей можно не допустить появления проблем с органом зрения, а также избавиться от близорукости и дальнозоркости. Поэтому сегодня пойдёт речь о том, что представляет собой гимнастика для глаз для улучшения зрения, отзывы врачей о таком методе профилактики, а также рассмотрим виды упражнений по отношению к разным категориям лиц.

Зачем нужна глазная зарядка детям?

Чтобы снять нагрузку с органа зрения, поскольку много информации ребятишки получают именно благодаря очам.

Если не делать глазную гимнастику со своими детишками, то они впоследствии не смогут уловить и открыть для себя многие зрительные образы.

У мальчиков и девочек, с которыми родители не занимались, начнёт падать зрение (особенно это касается тех ребятишек, у которых имеется наследственная предрасположенность к близорукости или дальнозоркости).

Гимнастика для глаз для улучшения зрения поможет детишкам не только сохранить зоркий взгляд, а и успокоить нервную систему.

Она нужна для активизации мозговых процессов, дабы мозг быстрее переработал информацию, поступающую к нему из органа зрения.

Упражнения детям дошкольного возраста

Малышам, посещающим детский сад или первый класс школы, предусматриваются занятия, которые бы завлекли, заинтересовали бы мальчиков и девочек к выполнению такого важного мероприятия, как гимнастика для глаз. Для улучшения зрения для детей 3-7 лет должна подаваться программа, разделённая на 3 части: разминка, основная и заключительная часть.

1. Разминка. Воспитатель или учитель предлагает малышам подвигать глазками вверх, вниз, влево, вправо, затем зажмурить их и прикрыв ручками, сосчитать до пяти. Повторить это упражнение следует 2 раза.

2. Основная часть. На этом этапе можно выполнить несколько комбинаций зрительных задач:

- «Буратино». Малышам необходимо посмотреть на свой носик, а затем представить себе, как он увеличивается, а потом уменьшается. Педагогу нужно внимательно следить, чтобы детки выполняли это задания правильно без шуток и гримас.

- «Рожицы». В этом упражнении воспитатель, наоборот, даёт волю детишкам и предлагает им представить себя в роли животных. Когда малыши начнут фантазировать, они будут щурить глазки, широко открывать и т. д.

- «Геометрические фигуры». Педагог предлагает мальчикам и девочкам нарисовать овал, круг, квадрат, треугольник и т. п. Только делать это придётся не карандашами, а глазками.

3. Заключительная часть мероприятия под названием гимнастика для глаз. Для улучшения зрения детишкам в возрасте от 3 до 7 лет осталось выполнить одно упражнение под названием «Рисование носиком». Педагог должен повесить на доску фигуры различный зверей, транспорта, фруктов или овощей и попросить ребятишек повторить образ очами на расстоянии.

Упражнения детям школьного возраста

Мальчики и девочки, которые уже посещают школу, должны также выполнять зрительные задания. Ведь став школьниками, они начинают познавать предметы, писать, читать, а это всё влияет на глаза. Поэтому ребятишкам следует делать специальные упражнения. Гимнастика для глаз для улучшения зрения, фото которой можно увидеть ниже, представлена такими основными примерами:

  1. В течение 10 секунд школьник должен быстро моргать. Затем он делает паузу в 1 минуту и потом повторяет упражнение ещё раз.
  2. Ребёнку следует хорошенько зажмуриться и подсчитать до пяти. Повторить упражнение нужно 3 раза.
  3. Правую руку школьник должен выставить вперёд и затем, не шевеля головой, двигать ею влево, вправо, вверх и вниз. Повторить упражнение нужно 3 раза.
  4. Круговые движения глазами: по 3 раза вначале в левую, а потом в правую сторону.
  5. Школьнику нужно закрыть веки и прикрыть их руками, немного прижать. После этого следует начать рисовать глазами цифры от 0 до 9, максимально делая размашистые движения глазными яблоками.

Упражнения при миопии в положении сидя

Близорукость - распространённое заболевание органа зрения, которым страдают и дети, и взрослые, а чтобы этот недуг не начал беспокоить, следует выполнять такое мероприятие, как гимнастика для глаз. Для улучшения зрения при близорукости нужно делать такие упражнения в положении сидя:

  1. Очи следует закрыть двумя руками, и затем можно начать выполнять лёгкий массаж век кончиками пальцев.
  2. Глаза полузакрыты. Следует собрать 3 пальца на каждой руке вместе и аккуратно, не сильно надавить на веки, а через 2 секунды убрать пальцы. Повторить 3 раза.
  3. Глаза нужно крепко зажмурить и оставить их в таком положении на 5 секунд. Потом поднять веки на 5 секунд для расслабления. Выполнить нужно 6-8 раз.

Эти три упражнения должны выполняться сидя, в удобной позе, с приподнятой головой и прямой спиной.

Зарядка для очей при миопии в положении стоя

Если человек чувствует, что стал видеть хуже, то на приёме у офтальмолога ему обязательно порекомендуют выполнять специальные зрительные тренинги под названием гимнастика для глаз для улучшения зрения. Близорукость - недуг, который может прогрессировать и если ничего не предпринимать, то можно даже потерять зрение. Поэтому упражнения для глаз при миопии необходимы, и дальше рассмотрим эффективные примеры зарядки в положении стоя:

Держать голову прямо, выпрямить правую руку и выставить указательный палец. Теперь потихоньку следует отводить руку в правую сторону под углом в 90 градусов. Боковым зрением нужно постараться рассмотреть указательный палец, голову при этом поворачивать нельзя. Затем следует вернуться в исходное положение и повторить то же самое с левой рукой.

Вытянутую правую руку следует расположить перед собой. Сжать пальцы в кулак, а затем оттопырить большой палец вверх. Теперь нужно смотреть на кончик этого пальца обоими глазами в течение 5 секунд. Затем ладонью левой руки нужно прикрыть левый глаз, а правым продолжать смотреть на палец. Потом следует закрыть правый глаз, а левым устремиться на тот же палец. Повторить это упражнение нужно 5 раз.

Вытяните руку вперёд на линии глаз и начинайте не спеша подносить указательный палец ближе к носу. Следует сосредоточить взгляд на кончике и приближать палец до того момента, пока изображение не будет раздваиваться. Повторить это упражнение следует 10 раз.

Гимнастика для глаз (для улучшения зрения при дальнозоркости). Основной комплекс

Следует удобно и ровно сесть, закрыть глаза. Представить себе циферблат часов и медленно вести по кругу глазами вначале по часовой стрелке, а затем против неё, фиксируя взгляд на каждой цифре.

Нужно удобно сесть, пальцы рук сделать веером и расположить их напротив глаз на расстоянии 10 см. Затем следует смотреть на промежутки между пальцами, при этом медленно двигать головой из одной стороны в другую. Потом закрыть очи и снова открыть - должен появиться эффект движущихся пальцев. Повторить упражнение 5 раз.

Такая гимнастика для глаз для улучшения зрения должна выполняться 3 раза в день в течение довольно продолжительного времени.

Когда делать?

Упражнения следует выполнять всякий раз, как человек чувствует, что глаза его сильно напряжены или устали. Если особа долго сидит за компьютером, то каждые 30 минут она должна делать перерыв и выполнять гимнастику. Кроме того следует, когда глаза устали, ещё делать профилактическую гимнастику. Она необходима для того, чтобы надолго можно было сохранить отличное зрение.

На заметку

При дальнозоркости можно применять упражнения, подходящие близоруким, однако, выполнять их нужно наоборот. Там, где следует переместить взгляд от ближнего предмета к дальнему, делаем иначе: вначале угол зрения должен акцентироваться на дальний предмет, а потом на ближний.

Гимнастика для глаз для улучшения зрения при дальнозоркости должна чередоваться с такими мероприятиями, как попеременное чтение книги при ярком и тусклом свете. Гуляя на улице, нужно чаще смотреть на однотонные поверхности (траву на газонах, стены домов). Также следует устремлять взгляд за движущимися предметами и при этом стараться не упускать их из виду (например, воздушный шарик, автомобиль).

Все вышеописанные упражнения в этой статье для каждого дефекта необходимо выполнять ежедневно. Только тогда наступит эффект. А если человек выполняет гимнастику лишь 3 раза в неделю, а то и меньше, то результата он не увидит.

Отклики докторов

Гимнастика для глаз для улучшения зрения отзывы офтальмологов получает лишь положительные. Специалисты отмечают пользу после проведения курса таких занятий и считают, что этот способ является отличным с точки зрения сохранения ясного и зоркого взгляда. Однако доктора предупреждают вот о чём: человек, не зная своего диагноза, не должен самостоятельно проводить такие мероприятия, поскольку они ему могут и не помочь. Изначально следует посоветоваться с врачом, дабы поскорее начать выполнять нужные упражнения для достижения результата - избавления от дальнозоркости и близорукости. А вот в запущенных случаях специалисты добавляют другие методы для восстановления зрения: приём витаминов, лекарств, хирургическое вмешательство.

Также доктора акцентируют внимание вот на чём: дабы добиться результата, нужно выполнять занятия постепенно. Ведь вначале может наступить быстрое улучшение, затем продолжительное затишье, во время которого человек будет думать, что ему гимнастика никак не помогла, и он перестанет её делать. Однако это вовсе не так. Упражнения для близорукости или дальнозоркости нужно делать постоянно и только тогда, по мнению офтальмологов, человек сможет почувствовать отличный эффект.

Теперь вы знаете, что гимнастика для глаз является важным мероприятием, которое нужно систематически выполнять для профилактики, а также лечения проблем со зрением. Однако прежде чем кликать ссылки в интернете в поисках полезных занятий, следует посетить офтальмолога, который проведёт диагностику (для исключения каких-либо проблем с очами) и затем даст свои рекомендации насчёт выполнения тех или иных процедур.

Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из наиболее простых и действенных способов поддержать зрение у ребенка на должном уровне является зрительная гимнастика.


Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.


Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы необходимо своевременно обратить внимание и максимально ограничить ребенка от «общения» с компьютером, телевизором и другими подобными «игрушками».



Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.



Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может потратить на чтение книги без ущерба для здоровья, составляет 15-20 минут в день.


Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.



Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

Благодаря регулярному проведению зрительной гимнастики, у ребенка с ранних лет формируется осознание того, что зрение очень важно для человека и его нужно беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.


С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.



Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совсем скоро.


Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.



Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Детям должно быть интересно, и они обязательно должны включиться в процесс, а также стараться выполнить все рекомендации в точности, иначе пользы от такой гимнастики не будет. Поэтому чаще в дошкольных учреждениях гимнастику для глаз проводят в форме игры.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц , что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.



Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.



  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.


  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.


  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Это лишь несколько самых простых упражнений для укрепления глазных мышц. Для своего ребенка можно найти более широкий перечень методических рекомендаций, разработанных современными специалистами в области детской и подростковой офтальмологии.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах - этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку , то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Гимнастика

При миопии

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика. Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди. Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Исправляется подобное состояние с помощью постоянного ношения очков, аппаратным лечением , физиопроцедурами, ночными линзами, лекарственными препаратами (глазные капли, витаминные комплексы и т. п.), лазерной коррекцией.



Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.



При детской гиперметропии (дальнозоркости)

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него. Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой. По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.


Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

На уже с раннего возраста ложится большая нагрузка. Большинство информации и познание мира происходит посредством зрительного восприятия. Ко всему добавляется еще и электронные информационные средства, без которых не обходится ни один человек. На все это влияет не лучшим образом. Также вызывает беспокойство и факт ухудшения зрения у детей. Зарядка для глаз – способ, благодаря которому возможно добиться улучшения зрения, снятия напряжения, а также использовать в качестве профилактики развития нарушения зрительных функций.

Плюсы зрительной гимнастики

Помимо выраженного терапевтического эффекта от зрительной гимнастики, она имеет еще ряд других преимуществ:

  • не требует никаких дополнительных приспособлений и затрат;
  • выполнение зарядки возможно практически в любом месте и не требует много времени;
  • тренировка доступна в качестве самостоятельного выполнения (не нужно присутствие специалистов);
  • не связана с механическим воздействием на глаза;
  • простота, упражнения доступны даже для маленьких детей.

Принципы рациональной зарядки для глаз

Значимым фактором для получения положительного эффекта от упражнений для зрения служит соблюдение основных принципов тренировок:

  1. Систематичность. Зарядка для глаз должна носить систематический характер, иначе эффект будет рассеиваться.
  2. Периодичность. Важно выбрать для себя удобный график, поскольку даже физминутка для глаз должна быть проведена в комфортных условиях и не в спешке. Это может быть утреннее время после пробуждения, после работы за компьютером, просмотра телевизора, чтения книги, перед сном.
  3. Мера. И хоть подобную гимнастику можно и нужно выполнять несколько раз в день, не следует злоупотреблять чрезмерным количеством упражнений и интенсивностью их выполнения.
  4. Непрерывность. Зрительная тренировка не терпит выходных. Нельзя пропускать ни дня, и тогда вы достигнете максимального эффекта, а уже достигнутые успехи не будут утрачены.
  5. Индивидуализация. Нарушения зрения бывают разными. Следовательно, прежде, чем начать выполнение комплекса упражнений, нужно проконсультироваться с офтальмологом.

Методика тренировки зрения у детей

Методик зарядки для улучшения зрения большое количество. Одной из самых востребованных является зарядка для глаз при близорукости, поскольку эта проблема характерна для детей и подростков.

Нарушение зрения у детей чаще всего связано с интенсивным ростом и при выполнении комплексов несложных упражнений можно достичь восстановления зрения.

Детская зрительная гимнастика может включать в себя следующие упражнения:

  1. Быстрое моргание (в течение 10-15 сек) с последующим расслаблением закрытых глаз (10-15 сек). Повторить упражнение 2-3 раза.
  2. Сильное зажмуривание (5 сек) с чередованием обычного спокойного взгляда (5 сек). Выполнить 2-3 повторения.
  3. Круговые движения глазами с максимальной амплитудой. Выполнять по очереди влево и вправо. Темп медленный. В каждую сторону сделать 2-3 раза.
  4. Направлять взгляд вверх-вниз, влево-вправо. В каждой точке на секунду фиксировать взгляд. Выполнить 2-3 раза в каждую сторону.

Этих упражнений вполне достаточно для расслабления детских глазок, восстановления ясности и улучшения остроты зрения.

Время на гимнастику для глаз нужно выделить в распорядке дня как само собой разумеющуюся процедуру. Следует внедрить эту практику даже в школьных стенах, в которых немалая нагрузка приходится на глаза детей. В идеале лучше всего проводить физминутки после каждого урока. Достаточно выполнить на перемене 1-2 упражнения из комплекса и результат будет заметен.

Для детей помладше упражнения можно проводить в игровой форме, чтобы вызвать заинтересованность у малышей.

Зрительная гимнастика для взрослых

Арсенал упражнений для взрослых можно увеличить, но незначительно. Взрослым сложнее будет добиться восстановления зрения, но в любом случае положительный эффект от упражнений обеспечен. Дозировку выполнения доводить в среднем до 4-5 раз. Можно добавить следующие полезные упражнения:

  1. Концентрация взгляда на объектах, которые находятся вблизи и на отдаленном расстоянии от глаз. Сначала нужно смотреть на ближний предмет (это может быть, например, ваш палец или точка на стекле) несколько секунд, затем, пропуская взгляд сквозь ближний предмет, нужно сконцентрировать взгляд на дальнем. Повторить 4-5 раз.
  2. Рисование глазами разных фигур, слов, цифр. Выполнять, пока не надоест.
  3. Соляризация. Суть упражнения в чередовании света и тени. Нужно выбрать источник света (солнце, лампа, свеча). Рукой или книгой водить перед глазами, то закрывая, то открывая свет. Выполнять медленно в течении 1-2 мин.
  4. Пальминг. Нужно закрыть расслабленными ладонями глаза, не касаясь их. Для удобства руки можно облокотить. Необходимо стремиться достичь полного расслабления. Находиться в таком положении нужно около 4-5 мин. По окончании упражнения, убрав ладони, желательно еще несколько секунд посидеть с закрытыми глазами, потом медленно их открывать. Это упражнение хорошо как для начала зарядки, так и для ее завершения.

Общие правила при тренировках глазных мышц

Как и любые другие физические тренировки, при выполнении также существует перечень рекомендаций:

  • голова остается неподвижно, упражнения выполняют только глаза;
  • поза тела должна быть удобной;
  • не должно быть слишком яркого или, наоборот, темного освещения;
  • сразу прекратить выполнение при возникновении дискомфорта в глазах;
  • зарядка для глаз выполняется без очков и линз;
  • при тренировках с целью профилактики и снятия напряжения – не выполнять специальных упражнений, направленных на коррекцию нарушений;
  • не нужно отменять гимнастику, если у вас мало времени – есть прекрасная альтернатива – физминутка для глаз;
  • не бросайте занятия, если не сразу заметили улучшения, немного терпения и результат не заставит себя долго ждать;
  • контролируйте выполнение упражнений у детей;
  • в случае, если это зарядка для глаз при близорукости или дальнозоркости, то следует ее целесообразность согласовать с врачом и контролировать эффективность.

В последнее время очень много времени проводится перед различного рода мониторами и экранами. Жалейте свои глаза и помните, что хорошее зрение – это дар, за сохранение которого стоит побороться.

Читайте также: