Всемирный день аутизма. День аутизма. аутизм — психическая болезнь или форма гениальности

Если мы не видим

людей с аутизмом,

то лишь потому, что

очень мало знаем о них

Авдотья Смирнова



Дорогие друзья!


В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днём распространения информации об аутизме! А апрель считается месяцем информирования об аутизме. Это делается в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также с целью привлечения внимания общества к проблемам аутизма.

Специалисты называют аутизм пандемией 21 века, выражают глубокую озабоченность в связи с высоким уровнем распространенности аутизма у детей во всех регионах мира.

Главная идея всех мероприятий - привлечь внимание общественности к проблеме аутизма.

Мероприятия БРОО “МИР БЕЗ ГРАНИЦ”

в месяц информирования о проблеме аутизма:

2 апреля, 12.00-14.00 в парке Победы (г. Белгород) состоится информационная акция с раздачей листовок, воздушных шариков. Места проведения: вход в парк Победы со стороны Театрального проезда (около фонтана со львом), концертная площадка парка Победы.

9 апреля, 18.00 в Выставочном зале "Родина" (г.Белгород) состоится Благотворительный концерт “Синий шарик”, посвященный месяцу информирования о проблеме аутизма в поддержку Фонда “Выход в Белгороде”. В программе авторские песни в исполнении Дениса Плоходько, выступление представителей музыкальных групп Twice the Vice и Е-Волна, Кристина Шаревич, истории успеха людей с РАС во всём мире: читают Роза Тюрина (истории Идо Кедара и Сони Шаталовой), Елена Апполонова (истории Марии Жмуровой и Артёма Шилина), Наталья Кончакова (истории Кэти Миллер и Джейкоба Барнета).

Приглашаются все желающие.

14 апреля, 15.00 в МБОУ СОШ №43 , актовый зал (г.Белгород) для родителей детей с РАС, заинтересованных специалистов, всех желающих состоится "Ознакомительный семинар по применению методов Прикладного Анализа поведения (ПАП) для работы с детьми с РАС " Олеси Котко при поддержке Фонда "Выход в Белгороде".

Олеся Котко - Доктор Философии, Консультант по Аутизму, Сертифицированный поведенченский аналитик (Behavior Analyst Certification Board, BACB), Senior Behavior Therapistand Consultant, BCBA, Клинический Директор частного агентства по работе с детьми с аутизмом и особенностями развития "I AM SMART S-COOL ". Специалист по обучению и развитию детей с аутизмом, задержкой речи и развития. Член Международной ассоциации поведенческих аналитиков и Онтарийской ассоциации Консультантов, психометристов и психоаналитиков.

22 апреля, 11.00 в МАОУ “СОШ №17” (г.Губкин) состоится тренинг для родителей детей с РАС Лилии Соколовой "Мой особенный ребенок: какой он?"

Лилия Соколова - педагог-психолог 1 категории, победитель в конкурсе “Воспитатели России” в номинации “Лучший воспитатель-профессионал в области дошкольного инклюзивного образования”, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 72 «Мозаика» г.Белгорода


25 апреля, 11.00 в детском саду комбинированного вида № 72 «Мозаика» (г.Белгород) для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, педагогов-психологов пройдёт выступление члена профессионального сообщества БРОО “Мир без границ” Лилии Соколовой на методическом объединении педагогов-психологов на тему: "Развитие мотивационной сферы детей с ОВЗ методами прикладного анализа поведения".

Аутизм - психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающих группу детей, нуждающихся в специализированной помощи.

На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.

Портрет ребенка с аутизмом.

Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком - представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар - остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.

У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми.

Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.

Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина, как и с речью - от парциальной одаренности - до умственной отсталости, которая вызывается глубоким погружением в себя, выраженными уходами от любых контактов и полным ограничением себя от естественного обучающего опыта. Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому что, любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару. Пошли на прогулку другим маршрутом - истерика. Мама поменяла вещи местами - скандал, а переезд на другое место жительства может обернуться настоящей катастрофой. При этом не каждый ребенок аутист будет ярко и бурно выражать свои эмоции, реакция может быть незаметной и отставленной во времени - перестал кушать, говорить или поднялась температура. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

Ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

Не может объяснить, чего он хочет;

Испытывает задержку темпов речевого развития;

Не следует никаким указаниям взрослых;

Периодически появляются нарушения слуха;

Не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

Плохо устанавливает визуальный контакт;

Не улыбается другим;

Не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

Не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

Не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

Не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

Наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Люди часто неправильно трактуют аутизм. Утверждения о том, что аутизм можно полностью вылечить, можно услышать во многих семьях. Существуют разные модели лечения аутизма, касающиеся образования в этой области (просвещения людей) и самого лечения. Все же наиболее эффективное направление в лечении этого расстройства заключается в образовании или информированности человека о заболевании.

Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Эффективность многих видов лечения еще предстоит научно доказать. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.

Важно помнить аутизм - состояние, которое требует постоянного лечения. Программа лечения может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление. Не существует еще таких лекарств, которые бы полностью доказали свою эффективность при лечении аутизма. Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды, а это для детей и их родителей гораздо важнее, чем поиск волшебной таблетки.

Под организацией оказания медицинской помощи детям с таким диагнозом подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на психокоррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей с аутизмом, их социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников. Если использовать адекватные проблемам аутичных детей условия, формы и методы обучения, то можно в значительной степени снизить влияние аутизма на ход дальнейшего развития ребенка, тем самым изменяя жизнь человека в сторону максимально полноценной, включенной в общество, самостоятельной и независимой.

В Белоруссии наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи детям с РАС, что повлекло за собой внесение корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской, и социальной помощи на межведомственном уровне.

Ежегодно 2 апреля весь цивилизованный мир празднует День распространения информации об аутизме . Инициатором этого мероприятия стала Генеральная Ассамблея ООН - 21 января 2008 года она вынесла резолюцию, выражающую крайнюю обеспокоенность увеличением численности детей с аутизмом.

Аутизмом называют стойкое нарушение психического развития, проявляющееся на первых годах жизни ребенка (до 3-х лет). Оно возникает на фоне неврологического расстройства и мешает нормальному функционированию головного мозга. Аутизму в большей степени подвержены дети вне зависимости от их половой принадлежности, расы или социального статуса. При аутизме происходит нарушение взаимодействия с социумом, возникают трудности с вербальной/невербальной коммуникацией. Поведению аутистов свойственна стереотипность – от повторения одних и тех же действий (дерганье головой, движение руками) до выполнения различных ритуалов. Нередко дети, страдающие аутизмом, ведут себя агрессивно, наносят себе увечья, кричат.

Диагностика аутизма в раннем возрасте, а также его лечение, позволяют скорректировать дальнейшее психическое развитие пациента. Лечение детского аутизма происходит с помощью индивидуально разработанных программ психологической коррекции. Согласно статистическим данным, предоставленным Всемирной организацией здравоохранения, в мире проживают более 68 миллионов человек больных аутизмом. Так, из 150-ти детей один ребенок страдает от аутизма, и количество таких детей с каждым днем только возрастает.

Генри и Камилла Маркрам, нейрофизиологи из Швейцарии, утверждают, что аутизм является защитной реакцией на переизбыток информации. Ребенок закрывается от внешнего мира и перестает реагировать на любые раздражители извне. Выявление аутизма в раннем возрасте затруднено ввиду отсутствия четких диагностических критериев заболевания. Изменить ситуацию в лучшую сторону поможет увеличение финансирования образовательных и социальных сфер. Так, в Послании ООН от 2012 года, посвященном Всемирному дню распространения информации об аутизме, говорилось о необходимости поощрения и углубления исследований в области данного заболевания, а также обеспечении профессиональных медицинских услуг для людей, страдающих аутизмом.

Всемирный день аутизма помогает сформировать в обществе правильное понимание сути данного заболевания. Благодаря различным образовательным мероприятиям, организованых и для детей, и для взрослых, к людям с аутизмам перестают относиться настороженно или даже снисходительно, считая их умственно отсталыми. Всемирный день аутизма предполагает проведение публичных дискуссий специалистов, медиков, политиков, а также организацию семинаров и конференций для врачей, напрямую работающих с аутистами. Семьи, в составе которых есть детки, больные аутизмом, приглашаются в специализированные центры для консультаций с психологами и педиатрами. Всемирный день аутизма – это возможность изменить жизнь людей, страдающих от этого заболевания, к лучшему!

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

Поведение детей с аутизмом также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.

Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека.

Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.

В 2016 году День распространения информации о проблеме аутизма посвящен теме "Аутизм и повестка дня на период до 2030 года: инклюзивность и нейроразнообразие". В сентябре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, включающую 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач.

Идея нейроразнообразия противопоставлена патологизирующей модели. Согласно взглядам сторонников нейроразнообразия, люди с аутизмом — не больные, они по-другому устроены. Их мозг имеет другие скрытые механизмы, они по-другому думают.

Психологи из Австрии и Италии расхожий миф об асоциальности и аморальности людей с аутизмом. Психологические эксперименты показали, что носители этого синдрома не являются асоциальными, социопатическими людьми. Утилитарный характер мышления был свойственен многим людям с аутизмом, но он являлся следствием развития так называемой алекситимии — неспособности воспринимать эмоции. Как объясняют ученые, данная черта психики характерна и для обычных людей. По мнению ученых, люди с аутизмом, наоборот, чаще проявляют эмпатию и ставят себя на место других людей и максимальным образом стараются не причинять им вреда и боли.

В День распространения информации о проблеме аутизма в российских городах пройдет ставшая уже традиционной акция "Зажги синим", в рамках которой городские здания подсветятся синим светом. Проект реализуется при поддержке региональных администраций. Также на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Воронежа, Костромы будут размещены билборды с информацией о первых признаках аутизма у детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

8 лет назад ООН выразила глубокую обеспокоенность растущей численностью детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира и предложила 2 апреля сделать днем распространения информации об аутизме. Необходимо привлекать внимание общественности к критической ситуации, сложившейся с аутизмом по всему миру.

Аутизм встречается сегодня чаще, чем мы думали раньше, число выявленных людей с аутизмом растет с каждым днем, поэтому информирование о способах ранней диагностики и раннего вмешательства крайне важны.

Это имеет громадные последствия для детей, их семей и общества в целом. Привлечение внимания к этой проблеме имеет важное значение для преодоления неосведомленности, неадекватности, клеймения и стигматизации детей и их родителей, столкнувшихся с этой бедой.

Чем раньше будет оказана помощь детям с аутизмом, тем легче добиться желаемых результатов.

Знаете ли Вы, что:

  • Сегодня от аутизма страдают 67 млн. человек в мире, или каждый 88й ребенок!!!
  • Детей, страдающих аутизмом в этом году будет выявлено больше, чем детей с раком, диабетом и СПИДом!
  • Вероятность развития аутизма в 4 раза выше у мальчиков, чем у девочек!
  • На сегодняшний день не существует медицинского способа обнаружения и лечения аутизма, однако ранняя диагностика и незамедлительное вмешательство могут улучшить последствия заболевания!

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Проявления аутизма могут быть заметны и у грудных детей, однако ярче проявляются после года, а очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. Ребенку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание.

Распространенное мнение о том, что прививки вызывают аутизм ошибочно. На сегодняшний день непонятно почему возникает аутизм, но точно известно, что не от прививок.

Людям с аутизмом ПРОСТО НЕОБХОДИМА поддержка, для того чтобы жить, справляться с непростыми для них социальными задачами и полностью реализовать свои возможности. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки!!! Дети с аутизмом должны быть окружены нормальными детьми и как можно реже находится в одиночестве.

Ранее я уже писала о том, что можно пройти . Напомню еще раз, что много доступной для родителей информации об аутизме есть .

Читайте также: