Как развить слуховую память? Зачем нужны в компьютере звуковая карта, процессор, оперативная память

Развитие слуховой памяти

Ухо более чувствительдное, чем глаза. Развить слуховую память гораздо проще, чем зрительную. Упражнение выполняются гораздо быстрее, прочнее и эффект от них проявляется гораздо раньше.

Умение слышать, очень многое значит, различные оттенки человеческого голоса могут дать такую информацию, которую по – другому никак и не получишь.

Из книги Изучение иностранных языков автора Мельников Илья

Развитие мышления и памяти при изучении иностранного языка Память – это основа нашего сознания. В памяти сохраняется все то, что когда-то было, чтобы потом из нашего будущего извлечь все ценное нашего прошлого. Человек без памяти не был бы человеком. Любая деятельность

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Из истории памяти Мы живем в мире информации и на нас ежедневно обрушивается огромный поток различных сведений.В десятки раз возрос объем мировых сведений и знаний как по отдельным предметам, специальностям, направлениям, так и в целом. И этот объем информации с каждым

Из книги Методы спецслужб автора Мельников Илья

Развитие наблюдательности и зрительной памяти Слабая память – это поверхностное наблюдение и слабое внимание. Запоминаются гораздо легче и лучше те вещи, когда ваш ум не занят ничем посторонним и находится в состоянии покоя. Хорошо развитое внимание укрепляет

Из книги Интересные факты автора Мельников Илья

Виды памяти Память – самая сложная из всех психических функций человека, она имеет различные формы и различные виды. У живых организмов (кроме человека) есть только два вида памяти: генетическая, механическая. Генетическая память передается на генном уровне из поколения

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Уроки памяти Лучший способ создать прочное воспоминание (самый важный компонент ПСВ) – это интенсивное обучение. Именно во время обучения вы делаете шаг назад и внимательно смотрите на все, что сделали ранее, – причем не только что-то хорошее, но и плохое, а также

Из книги Яндекс Воложа [История создания компании мечты] автора Дорофеев Владислав Юрьевич

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Укрепление памяти В памяти того, кто следовал изложенному ранее, вскоре не останется пробелов. Это важно, ведь человеку с плохой памятью легко пропасть в экономической борьбе. С полным правом человек с хорошей памятью ценится высоко. Надежная память усиливает

Из книги Развитие памяти автора Лорейн Гарри

Глава 17 Развитие памяти у детей Дж. Л.: Мои сын и дочь – Джефу девять, а Джули восемь – умеют легко и быстро запоминать разные вещи – в последовательности и по номерам. В общем, они у меня крутые. Г. Л.: Когда моему сыну Бобби исполнилось пять, я попытался научить его

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Потеря памяти Природа нашей памяти тоже хорошо может показать то, что наша истинная сущность – это не просто сгусток мыслей о самих себе. В памяти человека хранится важнейшая составляющая нашей личности – наша личностная история.Представим себе, что человек по какой-то

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Из книги Помнить все! Как развить суперпамять автора Фокс Маргарет

4.2. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти Для улучшения способности к запоминанию следует развивать не только память, но и сенсо?рное восприятие информации, ведь невозможно запомнить то, что вы просто не смогли ощутить и проанализировать. Поэтому

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

4.2. Тренинг памяти Необходимость хорошего развития этой возможности нашей психики вряд ли кто-то поставит под сомнение. Хорошая память – это путь к успеху, познанию, новым открытиям, комфортной жизни!Способности нашей памяти поистине удивительны. Она, как известно,

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Упражнения для развития слуховой, зрительной, кинестетической памяти Упражнение 1. Воображаемая фотография Это упражнение для развития зрительной памяти. Смотрите на любой предмет в течение трех-пяти минут, представляя, что вы как бы фотографируете его, чтобы

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Возможности памяти Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир»,

С детства родители стараются вдолбить в голову детей, что развитие памяти необходимо для будущей жизни и полезно для здоровья. В качестве обоснования своих слов чаще всего взрослыми приводится утверждение, что если не учить стихи, не читать и не пересказывать, то в старости невозможно будет запомнить самые простые вещи. И это правда! Человеческая память устроена таким образом, что основная информация запоминается на слух. Поэтому важно постоянно развивать память, чтобы она не подвела потом в важный момент. Существует несколько действенных методов развития слуховой памяти.

1. Научитесь слушать тишину

Данное упражнение можно выполнять перед сном. Для этого достаточно лечь в кровать и прислушаться к происходящему на улице, а также окружающим звукам в помещении. Сначала нужно оценить весь звуковой фон, а потом постараться вслушаться в каждый звук по отдельности. Начав данное упражнение, люди с интересом понимают, что их окружает огромное количество звуков. Даже просто лежа в постели, кто-то услышит только стук своего сердца, а кто-то разговор соседей через стенку, до кого-то дойдет звук капающей воды в ванной или на кухне и т.д. Мир полон разнообразных звуков и, чтобы натренировать свою слуховую память, достаточно выполнять несколько несложных упражнений, эффект от которых не заставит долго ждать.

2. Вспоминать звуки

Это упражнение необходимо выполнять в помещении, гарантирующем полную тишину, где ничего не помешает и нет людей. Для начала стоит удобно сесть, лечь или облокотиться, в общем, принять удобное положение тела и полностью расслабиться. На упражнении необходимо максимально сконцентрироваться и начать вспоминать услышанные ранее звуки. К примеру, то, что вы слышали в течение дня. Можно попробовать изменить их тональность, громкость или четкость. Сразу все может не получиться, но не стоит расстраиваться и бросать занятия. Для этого упражнения достаточно уделять по 5 минут ежедневно. В скором времени эти тренировки помогут при необходимости вспоминать звуки и изменять их по своему желанию.

3. Музыкальные упражнения

Перед началом упражнения необходимо подготовить несколько понравившихся музыкальных композиций вне зависимости от мелодии. Нужно после прослушивания небольшого отрывка песни, расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок и также попробовать вспомнить мелодию. Можно начать с совсем коротеньких фрагментов музыкальной композиции, а потом увеличить их продолжительность. При этом важно не забывать сравнивать свое воспроизведение с оригиналом. Полезно будет также мысленно останавливать на "паузу" проигрывание мелодии в голове, а затем продолжать с остановленного места. Чтобы получить отличный результат, придется тренироваться очень часто. И лишь после того, как можно будет мысленно полностью воспроизвести любимую мелодию, результат достигнут.

Совершенство слуховой памяти по данным упражнениям поможет через время в деталях четко вспомнить происходящее событие. Такая способность головного мозга надолго закрепится у человека, благодаря выработанной привычке ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Тренировать слуховую память можно как дома, так и в любом месте. К примеру, если описанные выше методы, требуют спокойного время проведения наедине с собой, то, например, слушать музыку и затем мысленно воспроизводить ее мелодию можно в любом месте. Если это окажется легко, то можно усложнить задачу запоминанием текста. Кроме этого, можно гуляя по парку или даже, банально спеша на работу, попробовать прислушаться к окружающим разговорам и, не вникая в суть, просто повторить. Стоит отметить, что данные упражнения можно превратить в игру в компании и устроить соревнования. Также они будут интересны и полезны детям для развития остроты слуха.

Для совершенствования слуховой памяти у ребенка, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву.
  2. Разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки.
  3. Прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую. Попросить указать лишнее слово.

Используя игровые методы обучения, можно быстро развить у ребенка память, не утомляя скучными занятиями. Стоит также понимать, что развитие одного вида памяти, должно происходить в совокупности с другими видами. Например, невозможно развивать слуховую память, не задействуя зрительную и моторную. Воспоминания в головном мозге воспроизводятся, распределяясь по функциональным особенностям. Развивать слуховую память у ребенка можно одновременно с тактильной, для чего необходимо завязать ему глаза и по очереди класть в руки предметы разной формы и текстуры, после чего он должен их узнавать. Упражнения по тренировке всех видов памяти можно проводить детям с 3-х летнего возраста.

Перед сном . Когда Вы уже лежите в кровати, готовясь ко сну, уделите пару минут следующему упражнению для улучшения памяти. Это упражнение поможет вам развить слуховую память. Слушайте звуки, окружающие Вас. Сначала старайтесь услышать общий звуковой фон. Затем переходите к отдельным звукам, концентрируясь на каждом из них в течение 10 секунд. Вы будете удивлены тем разнообразием звуков, которые услышите. Возможно это будет стук вашего сердца, звук капающей воды в ванной, проезжающая машина за окном. Повторяйте это упражнение для улучшения памяти каждый вечер, перед сном. Таким образом Вы улучшите избирательность и внимательность и поспособствуете развитию слуховой памяти.

Повторное воспроизведение . Найдите тихое помещение, присядьте и полностью расслабьтесь. Положите руки на колени и сфокусируйтесь на данном упражнении. Воспроизводите повторно любые услышанные звуки. Изменяйте его тон, громкость и четкость. Тренируйтесь в этом упражнении для развития слуховой памяти, по 5 минут каждый день. Вам необходимо достичь такого уровня, когда вы будете чётко слышать повторно воспроизводимый звук, а также научиться изменять его.

Музыка
. Это очень интересное упражнение для развития слуховой памяти. Подготовьте несколько знакомых Вам композиций. Неважно какая это будет музыка, главное чтобы она была Вам знакома. Прослушайте начало композиции, а затем нажмите на паузу. Закройте глаза и не думайте ни о чём. Постарайтесь мысленно продолжить музыкальную композицию. Если с первого раза не получилось, попробуйте снова и снова, пока не добьётесь успеха. Сравните полученный вами вариант с оригинальным. Научитесь мысленно прерывать мелодию в ваших мыслях и запускать её снова. Считайте навык освоенным, если Вы легко можете воспроизводить любую музыку по своему желанию.

При прогулке по улице старайтесь схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеству и разнообразию несогласованных между собой фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики. Все это — последствие внимания и интереса.

Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного — это тот, который распространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений .

Ключ к секрету этого чудесного метода состоит в начинании самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении. Индусские учителя начинают с повторения ученику одной строчки из Вед. Последний основательно запоминает строчку, запечатлевая в своем уме слова и их значения, т.е. он видит каждое слово строчки, как будто оно стоит перед ним. Он может повторить строчку с начала и с конца, и знает место каждого слова.

На следующий день он заучивает другую строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и соединяет их таким образом в своей памяти. На третий день прибавляется третья с повторением первых двух и присоединением третьей, и т.д. ежедневно по строчке. Повторение, конечно, очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление.

Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две строки в день, затем по три и т.д., пока не приобретет невероятную способность. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Изучающему этот труд и желающему развиваться в таком направлении, мы посоветовали бы попросить кого-нибудь читать ему ежедневно по строчке и повторять эту строчку, пока она окончательно не закрепится в его памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сразу.

Лучше начать со строчки какого-нибудь стихотворения. Прослушав строчку один раз, постарайтесь повторить ее. Если не можете повторить ясно и полно, прослушайте еще раз и т.д., пока не будете знать ее основательно. Затем повторите несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постарайтесь сказать ее в обратном порядке. Если вы настолько запечатлели ее в памяти, что как бы видите перед собой слова, вам это не покажется трудным, раз вы приобретете навык.

На второй день повторите выученную строчку раньше, чем приняться за другую; выучив эту, повторите обе сразу. В следующие дни прибавляйте ежедневно по строчке, имея в виду, что повторение — наиболее важное условие. Думайте о значении слов, так же как и о словах самих по себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Задаваться слишком многим зараз не следует.

Строчка в день даст вам в скором времени материал, повторение которого будет не очень затруднять вас. Не следует относиться с пренебрежением к видимой простоте и легкости задачи. Это та же система, по которой индусские ученики учатся запоминать книги, равные по объему Библии. Постепенно, постоянным повторением они приобретают это искусство.

Вы учите не просто строки какой-нибудь поэмы, но вы развиваете и приучаете ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Вы найдете, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем при таком образе действий. Труды ваши будут вознаграждены за это.

Если вы найдете, что интерес ваш к этим опытам ослабевает, то возьмитесь для разнообразия за другую поэму или предмет, но не забывайте повторять по временам и старые строчки. Перемена придаст опыту новую силу и поможет вам вернуться к старым строчкам с новым интересом.

Упражнение на концентрацию

Учитесь концентрировать внимание на простейших бытовых действиях. Выполняя каждый раз какую-нибудь повседневную работу по дому (подметание полов, мытье окон и посуды, пришивание пуговицы и т. д.), делайте это сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние мысли. Вы заметите, что любое действие делится на составные части - рабочие циклы (взмахи веником, прокалывание иглой ткани). Старайтесь избегать лишних движений, тем самым сокращая время работы и добиваясь лучших результатов. Упражнение научит вас внимательно анализировать любую задачу, вычленять важнейшее из нее и отдаваться этому без остатка.

Очень много упражнений для тренировки памяти и внимания можно найти

(оглавление в конце)

Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.

Кратковременная слуховая память – вид памяти, который помогает человеку понять смысл и быстро обработать поступающую звуковую информацию.

Кратковременная слуховая память связана с так называемой фонетической областью, в которую поступает услышанная информация, сохраняясь в течение нескольких секунд, которых вполне достаточно для того, чтобы понять смысл и суть разговора. После этого услышанная информация попадает в семантическую область, связанную с долговременной памятью, где может храниться от нескольких минут и до бесконечности, ведь емкость данной области огромна, и именно в ней концентрируется весь приобретенный индивидуальный опыт конкретного человека.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Ниже приведены 10 упражнений, благодаря которым каждый, кто задумывается над тем, как развить слуховую память, сможет найти для себя и ответ, и путь решения проблемы:

1 С помощью магнитофона прослушайте отрывок знакомой музыкальной композиции, после чего мысленно воспроизведите его. В процессе регулярных тренировок слуховой памяти постепенно увеличивайте продолжительность звучания мелодии. В идеале необходимо развить слуховую память до такого уровня, когда Вы после прослушивания сможете полностью мысленно воспроизвести любую мелодию.

2 Попросите кого-нибудь произнести для Вас 4 однозначных числа, например:1, 3, 9, 4. После этого Вы должны назвать их в обратном порядке. После того, как Вы станете уверенно справляться с этой задачей, количество произносимых цифр следует постепенно увеличивать до 5, 6 и т.д. Данное упражнение не только способствует развитию слуховой памяти, но еще и хорошо тренирует внимательность.

3 Очень хорошо подходит для тренировки кратковременной слуховой памяти тренажер «Звукварь», который Вы найдете, перейдя по этой .

4 Попросите кого-нибудь, используя 5-7 хлопков в ладоши, нахлопать для Вас ритм известной мелодии. Ваша задача – в точности повторить предложенный ритм. После того как Вы уверенно станете справляться с поставленной задачей, количество хлопков можно постепенно увеличивать.

5 Читайте книги, которые для Вас интересны. При этом приучите себя пересказывать вслух отдельные главы после их прочтения.

6 Прослушивание аудиокниг также будет способствовать тренировке слуховой памяти. После прослушивания в свободное время мысленно повторяйте то, что услышали. Анализируйте, насколько точно Вам удалось воспроизвести услышанный текст.

7 Прочитав, повторяйте вслух скороговорки различной длины. В процессе регулярных тренировок не используйте одни и те же скороговорки, чередуйте их и добавляйте новые.

8 Перед сном уделите немного времени развитию слуховой памяти. Прислушайтесь и постарайтесь услышать как можно больше звуков, которые присутствуют в окружающем Вас пространстве. Это может быть работающий на кухне холодильник, летающая по комнате муха, шаги на лестничной площадке и т. д. Последовательно сосредоточивайтесь на каждом из звуков и мысленно воспроизводите их в более низкой и в более высокой тональностях.

9 Полезной для развития слуховой памяти будет привычка пересказывать вслух важную информацию, которую необходимо запомнить.

10 Находясь на улице и в других общественных местах, прислушивайтесь к присутствующим звукам, вычленяйте из них разговоры других людей и мысленно как можно точнее повторяйте услышанные фразы.

Общеизвестно, что любую способность в определенной степени можно развить, нужно только не лениться и заниматься тренировкой слуховой памяти, а еще лучше – и других регулярно. Успехов Вам в совершенствовании себя!

Введение

Память - это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность (игра, учеба) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память сохраняет связи между фактами, событиями, сохраняет прошлое для будущего.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидуумом данных прошлого опыта.

Различают 12 видов памяти. Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

1. Значение слуховой памяти

Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос. Есть случаи, когда люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону. Существует реальная история об одном сыщике, который не мог узнать известного преступника, благодаря его искусному переодеванию, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его, т. к. десять и более лет тому назад сыщик слышал его голос. Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился более зрелыми звуками.

Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного. Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения. И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную.

А самое главное, пожалуй, слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее

Музыканты развивают свой орган слуха до высокой степени. Музыкальное ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от первого звука скрипки. Но и многие другие развили эту способность до большого совершенства. Машинисты различают уклонение от обыкновенного производимого машиной звука. Железнодорожные сторожа различают малейшую разницу в звуке рельсов при проходе поезда и узнают таким образом, что не все в порядке. Машинист сразу узнает перемену в шипении паровоза и сейчас же уменьшает давление. Старые лоцманы узнают свисток каждого парохода на своей реке, а жители больших городов распознают колокола различных церквей. Телеграфисты узнают на своей линии аппарат новой системы в одну минуту, просто по неуловимой разнице в стуке.

В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Слушатель должен был располагать наисильнейшим вниманием и сосредоточением, т. к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя. Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова. Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами. Таким же образом сохранялись в течении веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина.

Рассказывают, что 2.000 лет тому назад одного китайского императора охватила зависть к его умершим предкам и к величию истории его народа. Он приказал уничтожить все религиозные, исторические и философские памятники прошлого, чтобы в будущем все вело свое начало от времени его царствования. Он сжег писанные и выгравированные записи в империи, включая и труды Конфуция. Прошлая история народа была уничтожена и живет теперь в форме преданий, но труды Конфуция продолжают существовать нетронутыми, благодаря удивительной памяти одного последователя Конфуция, который сохранил в своем разуме учения, преподанные ему в юности и скрывал их до смерти нетерпимого императора, когда учения великого философа были восстановлены по его памяти, которая была так совершенна, что, когда много лет спустя был найден древний конфуцианский манускрипт, каким-то чудом спасенный от костров императора, увидели, что старый мудрец не пропустил ни единого слова. Современные китайские писатели говорят, что если бы уничтожили китайских классиков, миллионы китайцев завтра же процитируют их наизусть.

Тот же обычай наблюдается в Индии, где, хотя и имеются манускрипты, написанные за 2.000 лет, существуют, ученики, держащие в памяти великие философские тракты, которые сохранились от времени, когда письменность была еще неизвестна. Санскритский язык - мертвый, но он сохранился в передаче религиозных и философских учений - и не только слова, а и произношение, ударение и остановки. Многие современные индусы могут рассказать наизусть веды, содержащие около миллиона слов. Нужны годы, чтобы запомнить такую массу, т. к. ежедневно выучивается только несколько строк, которые заставляют повторять много раз. Урок выучивается посредством изустной передачи, обращений к манускриптам не дозволяется.

Кабала или тайное учение евреев передавалось таким образом, то же говорят и относительно друидов.

Древние греки и римляне были последователи такого же рода запоминания и приводятся примеры, когда граждане дословно повторяли слышанные важные речи.

Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии.

Существуют индусские священники, могущие точно продекламировать всю Магабараву, состоящую из 30.000 строк. Славянские рапсоды древних времен знали наизусть громадные эпические поэмы. А индейцы запоминают и декламируют свои мистические сказания нескончаемой длины. Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранялись в памяти судей и законоведов страны. А легенды их рассказывают, что законоведы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и прецеденты выросшие вокруг законов.

Теперь, конечно же, нет необходимости в таких проявлениях памяти, но при необходимости и современные люди могут достигнуть искусства древних.

2. Проблемы концентрации внимания при слуховом восприятии

Ваш мозг может отключать и подключать слуховое восприятие. Многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, но способны проснуться от шепота любимого человека. Чем больше вы будете тренировать этот навык, тем больше пользы он вам принесет.

Существует множество методов, способствующих развитию слуховой памяти человека. По мнению ученых, благодаря тренировкам можно увеличить объем слуховой механической памяти в среднем в 2-3 раза.

. Среди основных проблем в области умения слушать и слышать наиболее часто встречаются следующие:

º физиологические;

º рассеянность;

º забывчивость;

º плохо различимые звуки.

Рассмотрим их подробно.

1. Физиология. За исключением тех случаев, когда физические отклонения не являются следствием болезни, большинство слуховых патологий проистекают от неумения обращаться с органом слуха. С ним нужно обращаться как с ценным музыкальным инструментом, что подразумевает поддержание его в хорошем рабочем состоянии и недопустимость плохого обращения.

В современном обществе наше внутреннее ухо постоянно бомбардируется звуками, которые намного превосходят допустимый для него уровень. Насколько это представляется возможным, нужно стараться избегать тесного контакта с машинами, производящими различные сильные звуки, - особенно это касается самолетов, а также звукоусилительной аппаратуры. Как показали исследования, если за слухом тщательно следить, с возрастом не возникает никаких ухудшений.

2. Рассеянность. Рассеянность в процессе слушания обычно возникает по двум причинам: она зависит от окружающей обстановки и ваших собственных внутренних мыслей.

Одной из удивительных способностей мозга является способность отбрасывать звуки, которые не представляют для него интереса. Таким образом, к примеру, на вечеринке влюбленные могут улавливать слова, произнесенные друг другу шепотом среди общего шума. Точно так же мать может различить крик своего ребенка среди шума большой толпы.

Одна лишь осведомленность о данном умении поможет не реагировать на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что надо услышать, и мозг автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете.

Ваш мозг может как «отключать», так и «подключать» свое слуховое восприятие. Очень многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, и в то же время способны проснуться от шепота любимого человека или от мягкого звука будильника. Зная об этой способности, желательно ее постоянно тренировать: чем больше ее использовать, тем больше пользы она вам принесет.

Это можно делать, сознательно принимая решение слушать окружающие звуки. Если вы на шумной улице, попробуйте в первую очередь прислушаться к звуку шагов по мостовой, потом к песням птиц, потом к специфическим звукам, издаваемым транспортом. Точно также, если вы находитесь у себя дома, прислушивайтесь по отдельности к различным звукам: шуму воды, вою ветра, звукам уличного движения.

Вторая форма рассеянности проистекает от мыслительных процессов. Это часто случается, когда при утомлении от сильного стресса. Одним из наиболее эффективных способов избежать подобной рассеянности является тренировка слуховой памяти для того, чтобы улучшить восприятие и воспроизведение.

Если это делать, мозг научится концентрироваться на процессе слухового восприятия, а не будет «витать в облаках», утратив память и внимание. Все это очень тесно связано с другой большой проблемой.

3. Скука. Скука обычно приходит тогда, когда мы обязаны быть внимательными, но ситуация не вызывает у нас интереса. В результате возникает полная рассеянность и практически полная потеря услышанной информации. Кроме попыток приложить все усилия и найти хоть какой-либо интерес, рекомендуется способ, который применяется при совсем уж скучных ситуациях. Это резкая критика.

Если вы слушаете речь, которая вам крайне интересна, вы полностью «превращаетесь в слух». Но речь столь же хорошо воспринимается, когда ее суть противоположна вашим собственным взглядам или когда говорит человек, которому вам очень хочется возразить.

Надо слушать с вниманием, нацеленным исключительно на конструктивную критику всего, что бы вы ни услышали. Если вы сделаете это, ваш мозг всегда будет готов воспринимать всю нужную информацию, которую вы услышите.

4. Забывчивость. Забывание того, что вы услышали, может быть очень неприятным для вас и означает потерю времени и для самого слушателя, и для вашего собеседника. Несомненно, нужно заботиться о своем слуховом аппарате, не отвлекаться на посторонние звуки и свои собственные внутренние мысли, а также использовать резкую критику для того, чтобы побороть скуку. Но можно также овладеть еще тремя способами улучшения умения слушать. Это самомотивация, внутренняя установка на слушание.

Внутренняя установка на слушание может быть сделана путем разработки собственных индивидуальных упражнений, в которых надо активно ставить задачу услышать как можно больше из того, что происходит вокруг: на работе, во время путешествия, при общении, на вечеринках, в деревне, перед сном. Следует давать себе небольшие конкретные задания на определение разницы в интонациях голоса, в пении различных птиц, а также в общем уровне шума на работе и дома в разное время.

Выбор ключа основан на том факте, что мозг запоминает не списками, строчками и предложениями, а путем привязывания ключевых слов и образов друг к другу. Для того, чтобы вспомнить то, что было сказано, нужно концентрировать внимание не на общем смысле предложения, а на ключевых элементах, которые составляют основу того, что было произнесено.

Как только ключевые элементы созданы, попытаться мысленно выстроить из них связанную цепочку, визуализируя основные мысли, в то время как речь продолжается. Выбор ключевых элементов будет не только способствовать лучшему воспроизведению большей части сказанной информации, но также значительно повысит пособность понимать то, что было услышано, делать соответствующие комментарии, задавать разумные вопросы.

5. Плохо различимые звуки. Эта проблема имеет совсем другой характер, чем предыдущие четыре, и особенно беспокоит, когда вам очень необходимо уследить за содержанием сказанного, а проговаривается оно невнятно. Человек часто пропускает основные элементы разговора, речи, лекции просто потому, что они не доходят до слушателя из-за того, что оратор не говорит, а бормочет, «жуёт» слова или слишком удален

Поскольку намерение говорящего обычно заключается в том, чтобы дать полностью всю информацию, он зачастую останется доволен, если ему мягко дадут понять, что его не очень хорошо слышно.

3. Тренировка слуховой памяти

Сила нашего впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент его восприятия, и от ко­личества волевого внимания, сосредоточенного на нем. Пред­мет интересный, или же к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление, нежели предмет, мало или совсем не возбуждающий такового.

У большинства людей преобладает один из видов памяти ­слуховой или зрительной. Музыканты развили свой орган слуха до такой степени, что их ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от верного звука скрипки или другого инструмента. Водители различают даже легкое отклонение от обычного производимого машиной шума. Чтение вслух помогает запоминанию прочитанного и запечатле­нию в уме значения слов. Чтение вслух того, что вы сами на­писали, придает силу анализу, которая неизвестна читающему про себя. Существуют и другие упражнения для развития слуховой па­мяти.

Упражнение 1. При прохождении по улице стараться схва­тить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Можно удивиться количеством и разнообразием несогласованных между собой фраз, услышанных и удержанных в памяти после короткой практики (3-4 месяца). Это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе. Продолжительность ежедневных упражнений от 15 минут до часа.

Упражнение 2. Стараться различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда его опять услышите. Каждый человек имеет особый голос, и очень интересно изучать раз­личные типы голосов и их характерные черты. Станет более заметно, что у каждого человека своя, присущая ему, манера произносить и делать ударение на некоторых словах. Также станет очевидно, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией и особенностями произношения. Есть люди, которые в состоянии безошибочно определить, из какой части страны тот или иной человек, услыхав его голос. Кроме того, и характер человека часто отражается в его голо­се, и опытный наблюдатель может составить себе хорошее пред­ставление о духовном облике говорящего. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут. Упражнение 3. Стараться стоять на месте, где нельзя видеть говорящих, и пробовать различить их голоса и сопоставить их с лицами. После создания полного мысленного представления проводится непосредственное наблюдение за бе­седующими и сравнение умственных образов и реальных. Продол­жительность ежедневных упражнений 10-15 минут.

Упражнение 4. Стараться услышать разницу в звуке шагов людей, находящихся вдоль достаточно длинного коридора. Каждая походка имеет свои характерные особенности и даже часто характер идущего обнаруживается в его посту­пи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут.

Упражнение 5. Слушать несложное (для начала) музы­кальное произведение или простую мелодию и потом стараться пропеть или просвистеть ее. Как ни просто это кажется, но это упражнение помогает развитию слуха и одновременно разви­вает внимание к звукам. После небольшой тренировки можно обнаружить новый интерес к мелодиям и наслаждение музыкой больше, чем прежде. Продолжительность ежедневных упражнений от 20 минут до одного часа.

Упражнение 6. Посещая занятия, относится к ним с наибольшим вниманием. Стараться после каждого занятия повторить все, что запомнилось. Перечитывать речи, разбирать их и повто­рять максимальное количество сказанных фраз. Это не только способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и один из лучших способов стать умелым оратором. Ученики, долго посещающие уроки любимого учителя, постепенно приобретают в большей или меньшей степени его стиль речи. Слушание хороших ораторов развивает попутно с памятью и сво­боду выражения своих собственных мыслей, значительно превы­шающую ту, что была у вас раньше. Если упражняться в запоми­нании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно не только слов, но и выражений, то можно развить в себе силу выражений и суждений, что в последствии принесет немалую пользу.

Упражнение 7. Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного - это тот, который рас­пространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений. Ключ и секрет этого чудесного метода состоит в начинании с малого, постепенном прибав­лении и частом повторении. Ваш помощник читает вам строчку из какого-нибудь стихотворения (или любую другую), а вы пов­торяете ее, пока она окончательно не закрепится в памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сра­зу. Прослушав строчку один раз, надо постараться повторить ее. Если повторить ясно и полно не представляется возможным, то прослушать еще раз и т.д., чтобы знать основательно. Затем повто­рить несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постараться сказать ее в обратном порядке. Если она настолько хорошо запечатлелась в памяти, что как бы видится в сознании, то вам это не покажется трудным, раз вы приобрели навык.

На третий день повторить выученные строчки раньше, чем при­няться за следующую; выучив третью, повторить три сразу. В следующие дни прибавлять ежедневно по строчке, имея ввиду, что повторение - наиболее важное условие. Думать о значе­нии слов, также как и о словах самих по себе, стараясь нари­совать умственную картину того, что описывается. Задаваться сразу слишком многим не следует. Строчка в день даст в скором времени материал, повторение которого не очень будет затруднять. Не следует относиться с пренебрежением к ви­димой простоте и "легкости" задачи. Эта та же система, по ко­торой индусские ученики учатся запоминать большие по объему книги. В ходе этого упражнения развивается и приучается ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Со временем обнаружится, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем. Если интерес к этим опы­там ослабевает, то можно взяться, для разнообразия, за другую поэму или предмет, но не нужно забывать изредка повторять и ста­рые строчки. Перемена придаст опыту новую прелесть и помо­жет вернуться к старым строчкам с новым интересом.

Успех возможен только при условии ежедневных занятий ­свой мозг необходимо держать в определенном тонусе, так же как и мышцы тела. В дни неудовлетворительного самочувствия объем нагрузки можно уменьшать до минимально возможного (5 -10 минут в день), но совсем исключать не рекомендуется.

Заключение

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и простым людям. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита. Итак, развитая слуховая память – сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать вам при любых жизненных обстоятельствах.

Список используемой литературы

2. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1999.

Читайте также: