Права инвалидов в разных странах. Социальная защита инвалидов за рубежом и в россии

Найти работу в России могут не больше 15 процентов людей с ограниченными возможностями

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ сегодня численность инвалидов трудоспособного возраста приближается к четырем миллионам человек. При этом очень многие хотят работать, но не могут работу найти.

Вопрос трудоустройства людей с ограниченными по здоровью возможностями стоял и в советское время. Но тогда больше половины из них были трудоустроены. А сегодня, по разным данным, найти работу могут не больше 15 процентов. Достучаться же до власти им нелегко.

Ростовчанина Андрея Баталова узнала вся страна, когда на «Прямой линии» с Владимиром Путиным режиссер Никита Михалков рассказал главе государства о ростовском инвалиде, который приехал, чтобы задать свой вопрос, но не смог попасть в студию.

Андрей Баталов хотел рассказать президенту, что многие инвалиды – умные люди, у многих высшее образование, и они способны быть управленцами, развивать собственный бизнес. Они вполне могут быть руководителями и трудоустраивать себе подобных. От администрации города он просил помощь в предоставлении мест под офис. Но его бизнес-план был отвергнут.

Чиновники к 2020 году планируют обеспечить работой не менее половины инвалидов трудоспособного возраста, что будет соответствовать уровню занятости инвалидов в странах Западной Европы. Сегодня такой показатель выглядит фантастическим. Непонятно, как удастся всех трудоустроить.

Ведь у нас в стране нет программ интеграции людей с инвалидностью на уровне государства, как на Западе. Зато есть бесперспективные программы по оборудованию рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.

За несколько лет под эти программы федеральный бюджет выделил миллиарды. Возмещались затраты компаний-работодателей на создание инфраструктуры, адаптацию инвалида на рабочем месте и наставничество. И что в итоге? Уровень трудоустройства инвалидов повысился лишь на несколько процентов.

Почему же труд инвалидов не пользуется спросом у отечественных работодателей? Казалось бы, принятие на работу инвалида дает организации определенные льготы. Однако в нашей стране льготы, как известно, часто оборачиваются проблемами, а потому организациям проще инвалидов на работу не брать.

В санитарных нормах, предписывающих для каждого такого сотрудника особое рабочее место, говорится, что оно обязательно должно быть просторным, иметь хорошую вентиляцию. Его ни в коем случае нельзя организовывать в цокольном или подвальном этажах. Полы в помещении, где трудится инвалид, не должны быть скользкими, их обязательно надо утеплить.

То есть при создании рабочего места нужно учитывать особенности недуга, которым страдает работник. Сердечники должны исполнять трудовые обязанности в комнате, где отсутствует солнечная сторона. А стол работника, переболевшего туберкулезом, наоборот, следует развернуть на южную сторону.

Кроме того, работодателю надо учесть и еще несколько немаловажных моментов. В здании, где работают инвалиды, придется открывать столовую, чтобы готовить для них горячую пищу (это обязательное требование), а также кабинет врача (на всякий случай). Если сложить все затраты, то организация рабочего места инвалида по сегодняшним нормам и правилам может доходить до шестисот тысяч рублей и выше (не считая услуг приглашенного врача и повара). Понятно, что подобную сумму государство за каждого инвалида платить не будет. Максимум на что может рассчитывать сердобольный руководитель – 100 тысяч рублей компенсации за каждое рабочее место для инвалида.

Хорошо если человек, имеющий группу инвалидности, в состоянии нормально передвигаться: до работы он дойти сможет. А если, например, речь идет об инвалиде-колясочнике? За ним нужно посылать социальное такси или специальный автобус. Если все дополнительные затраты вычитать из скромной зарплаты инвалида каждый месяц, то получать ему будет нечего.

Содержать в штате человека с ограниченными возможностями для любого работодателя очень накладно и очень непросто. Такой работник может постоянно сидеть на больничном, уходить – раньше, приходить – позже, и это ему будет легко сходить с рук. А уволить инвалида очень непросто. Работодатель должен убедить такого человека уйти по собственному желанию, либо устраивать ежегодную аттестацию с целью подтвердить его профнепригодность

Но в наших министерствах привыкли мыслить в глобальных масштабах. На разработку неисполнимых технических регламентов и сомнительных проектов по трудоустройству государство не жалеет миллиарды.

А в итоге в службы занятости обращаются единицы. И помогают с работой далеко не всем.

Дело, конечно, не в том, что люди ленятся идти в службы занятости. Чаще всего сюда приходят инвалиды третьей группы – с самыми легкими формами заболеваний. Колясочники, люди с ослабленным слухом или зрением чаще всего остаются «за бортом». В том числе и потому, что не каждый раз, например, инвалида по слуху может сопровождать по назначению сурдопереводчик, а без него диалога со специалистом службы занятости не получится.

В Минтруде предлагают переформатировать работу центров занятости населения. Теперь предпочтение будет отдаваться инициативной работе с инвалидами. Согласно новому законопроекту, бюро МСЭ будут предоставлять службам занятости информацию о желании человека с ограниченными возможностями работать, а также о его согласии на подбор тех или иных вакансий. Документ предусматривает и содействие в поиске работы тем инвалидам, для которых это будет прописано в индивидуальной программе реабилитации или абилитации.

Программы сопровождения, в рамках которых людям с инвалидностью не только предложат откликнуться на вакансию, но и научат составлять резюме, презентовать себя и успешно проходить собеседование, ориентироваться на рынке труда, сегодня очень востребованы. Понятно, что служба занятости в одиночку с этой проблемой справиться не может. С 2011 года государство стало поддерживать общественные организации, которые занимаются трудоустройством инвалидов на открытом рынке. Но их на сегодня очень мало.

За рубежом же проблему трудоустройства инвалидов решают более основательно. Во многих странах мира приняты специальные программы по включению инвалидов в производственную деятельность.

В большинстве стран Европейского союза, как и у нас в стране, введена система квотирования для инвалидов определенного числа рабочих мест на предприятиях. А в таких странах, как США, Великобритания, странах Скандинавии, Канаде, наоборот, отказались от квот для инвалидов, но в то же время там требуют от работодателей позитивного отношения к приему на работу людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, особое значение уделяют оснащению рабочих мест.

Во Франции инвалиды могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтов. Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников) или ЦПС (Центр подготовки специалистов). Деятельность этих организаций, направленная на инвалидов, софинансируется со стороны Ассоциации по управлению Фондом социализации инвалидов. Работодатели получают единовременно денежную сумму в размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте.

В Германии некоторые инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в десятки институтов начального обучения инвалидов (Berufsbildungswerke). Продолжить образование они могут в институтах продолжительного обучения инвалидов.

При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, рабочее место обеспечивается необходимым оборудованием.

Учреждения, которые принимают на работу инвалидов, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для людей с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Инвалиды в Англии принимаются на работу с испытательным сроком (шесть недель), при этом им выплачивается субсидия. Конечно, о таком отношении нашим инвалидам приходится только мечтать.

«Людей с инвалидностью у нас в стране социально реабилитировали через спорт, искусство, оздоровительные программы, но их не готовили к тому, чтобы получать профессию, – замечает Янина Урусова, член рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью при Президенте РФ. – На сегодняшний момент мы имеем «класс социальных благополучателей, а не рабочий ресурс, который государство предполагает в людях с инвалидностью, требуя от промышленности и бизнес-структур их трудоустройства».

Если на проблему взглянуть с этой точки зрения, то все сразу встает на свои места, ибо создание «рабочих мест для инвалидов» – это профанация, поскольку нет такой профессии «инвалид».

Есть переводчики, IT-эксперты, менеджеры, слесари, имеющие инвалидность. И рабочие места должны предоставляться им по их квалификации, а не по признаку инвалидности.

Чиновники Минтруда соглашаются, что нужно разрабатывать дополнительные меры по привлечению инвалидов к труду и поощрять тех работодателей, которые трудоустраивают их сверх квоты. Но до сих пор не определились с деталями. Зато определились с тем, как воздействовать на нарушителей. Суть нового законопроекта в том, чтобы всем миром навалиться на нарушителей законов и предписаний. Роструду поручается контролировать выполнение требований доступности госуслуг для инвалидов в учреждениях занятости и социальной защиты, Ространснадзору – в сфере транспорта, Росздравнадзору – в сфере здравоохранения, Рособрнадзору – в образовательных организациях.

Побуждать нерадивых чиновников и работодателей к соблюдению прав инвалидов, разумеется, нужно. Но не отпугнет ли целая армия проверяющих тех, кто действительно стремится помочь инвалидам? Им нужны не проверки, а внятные правила и экономические стимулы для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Пока же стимулы ничтожно малы, ждать прорыва в трудоустройстве инвалидов при таком положении дел не приходится.

А может, не грех уже и чужим опытом воспользоваться?


Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

По оценкам, более миллиарда человек, или около 15% населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2011 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Это более высокий показатель, чем предыдущая оценка, выполненная Всемирной организацией здравоохранения в 1970-х годах и составлявшая 10%.

Согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», около 785 миллионов человек в возрасте 15 лет и старше (15,6%) живут с инвалидностью, в то время как в «Докладе о глобальном бремени болезней» приведена оценка, составляющая около 975 миллионов человек (19,4%). В рамках этих оценок, согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», 110 миллионов человек (2,2%) имеют весьма значительные трудности с функционированием, в то время как, по оценкам «Доклада о глобальном бремени болезней», 190 миллионов человек (3,8%) имеют «тяжелую форму инвалидности», что эквивалентно инвалидности, вызванной такими состояниями, как квадриплегия, тяжелая форма депрессии или полная слепота. Измерение детской инвалидности (0–14 лет) проводится только в «Докладе о глобальном бремени болезней»; по его оценкам, она составляет 95 миллионов (5,1%) детей, из которых 13 миллионов (0,7%), имеют «тяжелую форму инвалидности».

Численность инвалидов растет. Это происходит в связи со старением населения – пожилые люди в повышенной степени подвержены риску инвалидности, – а также из-за глобального роста хронических состояний, таких как диабет, сердечно-сосудистые болезни и психические заболевания. В странах с низким и средним уровнем дохода на долю хронических болезней приходится, по оценкам, 66,5% общего числа лет, прожитых с инвалидностью. На модели инвалидности в отдельно взятой стране влияют тенденции развития патологических состояний, а также тенденции развития факторов окружающей среды и других факторов, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные катастрофы, конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами.

В стереотипных представлениях об инвалидности основной акцент делается на инвалидах-колясочниках и ряде других «классических» групп, таких как невидящие и неслышащие люди. Несмотря на это, практический опыт инвалидности, являющийся результатом взаимодействия состояний здоровья, личных факторов и факторов окружающей среды, варьируется в широких пределах. Инвалидность коррелируется с социальной недостаточностью, которая, однако, не проявляется в равной мере у всех инвалидов. Женщины-инвалиды, наряду с воздействием барьеров, связанных с потерей трудоспособности, подвергаются также гендерной дискриминации. Показатели охвата школьным образованием различаются в зависимости от характера нарушений, причем дети с физическими нарушениями находятся в целом в более благоприятном положении, чем дети с нарушениями умственного развития или сенсорными нарушениями. В наибольшей степени исключенными на рынке труда чаще являются те, кто испытывает трудности с психическим здоровьем или страдают нарушениями умственного развития. Как показывают данные, представленные в широком диапазоне – от сельских районов Гватемалы до Европы, – зачастую от социальной недостаточности в наибольшей степени страдают люди с самыми тяжелыми нарушениями.

Во многих странах мира законодательство, защищающее права инвалидов, существует не одно десятилетие. В некоторых странах в высшем законодательстве (в том числе в конституциях) нашла отражение так называемая позитивная дискриминация инвалидов. Она состоит в том, что эта социальная категория получает некоторые льготы по сравнению с остальным обществом по причине особых обстоятельств, в которых она находится. Такая концепция позволяет законодательно усилить позиции социальной защиты инвалидов.

Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков». В Канаде существует обширное законодательство, направленное на защиту прав и интересов инвалидов. В частности, это Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, Закон о правах человека в Канаде, Закон о труде, Закон о компенсации наемным работникам и ряд других.

Законы запрещают дискриминацию инвалидов и поощряют развитие защиты от дискриминации при предоставлении инвалидам товаров и услуг, жилья, работы и т.д. В этих законах отражены вопросы создания информационной службы реабилитации инвалидов, службы по профессиональной подготовке, коррективно-медицинской службы, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Вопросами организации социальной защиты и реабилитации инвалидов в Канаде занимается Министерство здравоохранения и социального развития. В стране действуют службы экспертизы трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовки и трудоустройства инвалидов. Существует множество федеральных, провинциальных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов. Система образования в Канаде законодательно предусматривает возможность обучения инвалидов на всех уровнях от школы до университета. Преобладает форма интеграционного образования, применяются специальные технические средства и индивидуальные программы. Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют инвалиды.

В Германии в Конституцию внесены слова: «Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности». Она предоставляет всем гражданам «право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь». Она обязывает законодательную, исполнительную власть и судебные органы, как на федеральном уровне, так и на уровне земель и общин, а также прочие учреждения и организации общественной власти использовать все возможности для введения инвалидов всех групп «насколько это возможно, в нормальную жизнь». В гражданском праве предусмотрен запрет на причинение ущерба инвалидам при отношениях между частными лицами. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов. Эти вопросы отнесены к компетенции «простого» законодателя, которому надлежит решать их «в рамках своих возможностей и с учетом принципа социального государства».

Существует свод норм и правил, целью которых является интеграция в жизнь общества инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность. В нем подчеркнуто, что понятийное выделение инвалидности не должно способствовать идеологической или социальной дискриминации инвалидов, оно лишь призвано подчеркнуть индивидуальность их проблем и шансов. В Германии существует специальное законодательство «О труде лиц с пониженной физической способностью». Для них организовано квотирование рабочих мест, предусмотрены особые льготы при трудоустройстве.

Согласно закону «О содействии в трудоустройстве» инвалид получает такую же помощь, что и физически здоровый человек, однако если переподготовка требуется именно из-за инвалидности, она будет входить в комплекс мероприятий по профессиональной реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях и в значительно большем объеме.

В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит идея о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь действует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов.

Существует «Кодекс социального права», являющийся, по сути, руководящим положением при определении политики и помощи инвалидам в Германии. Основными принципами «Кодекса социального права» являются: оказание всех видов необходимой помощи любому инвалиду или лицу, которому угрожает инвалидность, независимо от причины; интеграция инвалидов в общество; вмешательство на самой ранней стадии, когда должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов последствий инвалидности; принцип оказания индивидуальной помощи, ориентированной на потребности конкретного инвалида.

Существуют законы «О выравнивании услуг по реабилитации», «О социальной помощи», нормы которых направлены на реабилитацию инвалидов с применением механизмов страхования. Согласно этим законам, финансирование процесса интеграции инвалида в трудовую жизнь имеет приоритет перед пенсионным финансированием. Здесь действует принцип «реабилитация до назначения пенсии».

Вопросами социальной защиты инвалидов ведает Министерство труда и социальных дел, а также Федеральный институт страхования. Они осуществляют контроль за выполнением законов и обеспечением финансовых средств на их реализацию. Вопросы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации решаются комплексно, в возможно ранние сроки, с последовательным переходом от одних мероприятий к другим, рекомендуемым на более позднем этапе. Четко определены показания для проведения реабилитации инвалидов в определенных учреждениях и клиниках. В процессе реабилитации выражено стремление к тому, чтобы инвалид как можно раньше стал самостоятельным.

Законодательно определены меры поощрения профессиональной реабилитации инвалидов. Работающим инвалидам предусмотрена выплата специальной компенсации транспортных расходов на дорогу до работы и обратно.

Однако в соответствии с законодательством социальная защита инвалидов в Германии распространяется лишь на лиц, у которых степень утраты трудоспособности составляет не менее 50 процентов. На основании отдельных причин к ним могут быть приравнены лица со степенью инвалидности 30-50 процентов, которые без такого приравнивания не могут рассчитывать на получение пособия и сохранение рабочего места. Инвалиды с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности получают компенсацию ущерба и имеют много льгот (снижение налогов, защита от увольнений и другие).

В Австралии Акт о дискриминации инвалидов предполагает, что федеральное правительство, правительства штатов и местных органов власти разрабатывают особые меры в защиту инвалидов. В Австралии законодательство уделяет особое внимание инвалидам со сложными функциональными нарушениями. Предусмотрена реализация мер для возвращения их к обычной, повседневной жизни. Всем инвалидам, проходящим реабилитацию, положено предоставление протезов и других видов вспомогательных средств. При необходимости инвалидам оборудуются дома, где они могут работать на предоставляемых машинах и станках.

В Конституции США инвалиды особо не упоминаются. Тем не менее, там сказано: «ни один штат не может отказать ни одному индивидууму в равной защите законов». Права инвалидов установлены в других документах, как специализированных, так и общих. К первым можно отнести: Акт об инвалидах, Акт об устранении архитектурных барьеров, Акт о реабилитации. Американский Акт об инвалидах предусматривает, что предприниматели не могут прибегать к дискриминации квалифицированных работников лишь по причине их инвалидности.

В США существует Национальный совет по инвалидам, представляющий собой правительственный орган, члены которого назначаются президентом. В обязанности совета входит рассмотрение федеральной политики, законов и программ в плане их влияния на лиц с инвалидностью.

Совет представляет рекомендации президенту, конгрессу, Администрации реабилитационных служб по проблемам инвалидов. Он является единственным федеральным органом, имеющим полномочия по разработке политики в интересах инвалидов. Совет тесно взаимодействует с Национальным научно-исследовательским институтом по проблемам инвалидности. Среди 45 специальных законодательных рекомендаций, разработанных советом, почти все связаны с обеспечением равных возможностей для инвалидов. Цель совета состоит в том, чтобы сделать американских инвалидов полноценными членами их семей, местных сообществ, страны в целом.

В США принят Акт об образовании детей-инвалидов. Он установил, что ни одному ребенку-инвалиду не может быть отказано в приеме в государственную школу по причине инвалидности. Он также расширил полномочия федеральной власти в организации специальных программ обучения, расширил права родителей по обучению детей-инвалидов.

В США имеется и Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на нужды профессионального образования, для обучения студентов-инвалидов. В стране существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов. Они осуществляют деятельность по консультированию, физической и психологической реабилитации, обеспечению вспомогательными техническими средствами, профессиональной подготовке, трудоустройству. Профессиональная подготовка инвалидов предусмотрена как на предприятиях со щадящими условиями труда, так и на крупных предприятиях.

В США в соответствии с законодательством компании, отказывающиеся предоставить работу инвалиду, облагаются значительным штрафом. Компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Однако в США нет закона об обязанности предпринимателей предоставлять определенный процент рабочих мест инвалидам, то есть отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов. Каждое предприятие имеет возможность определить собственную тактику в этом отношении.

Деятельность по профессиональной реабилитации инвалидов контролируется Президентским комитетом по трудоустройству инвалидов. Президент ежегодно отчитывается по вопросам обучения и трудоустройства инвалидов, а также размеров их заработной платы. В США активно функционируют целевые программы по сотрудничеству центров специальной подготовки инвалидов и университетов с предприятиями. Финансирование программ осуществляется из госбюджета.

В Австрии имеется обширная законодательная база по социальной защите и реабилитации инвалидов. Так, существует акт об интеграции инвалидов, Акт о попечении инвалидов, Акт о медицинском обслуживании жертв войны, Акт о туберкулезе, Общий закон о социальном обеспечении, Общий закон о социальном страховании, Закон об оказании помощи при трудоустройстве.

В Австрии организатором деятельности по социальной защите инвалидов являются Министерство социальных дел и провинциальные агентства по делам инвалидов. Кроме того, действуют два координирующих органа, членами, которых являются представители федеральных и региональных правительств, профессиональных ассоциаций, страховых организаций, общественных организаций инвалидов. Основная сфера их деятельности - консультативные услуги аппарату министерства. Каждое провинциальное управление имеет комиссию по реабилитации инвалидов.

Для трудоустройства инвалидов существует система квот и субсидий, поощряется создание специальных цехов и предприятий. Организованы центры по профориентации инвалидов.

В Великобритании законодательство об инвалидах существует с 1944 года. Акт о дискриминации инвалидов возлагает на общество серьезные обязанности по отношению к людям с ограничениями в здоровье. Так, обязанности работодателя состоят в создании благоприятных условий по приему на работу, адаптированию рабочего места инвалида, обучению и повышению уровня профессиональной квалификации, продвижению по службе. При заключении договора о трудоустройстве необходимо предусмотреть, чтобы инвалид не оказался в невыгодном положении по сравнению с лицами, не имеющими инвалидности.

Государственные службы и коммерческие структуры обязаны обеспечить доступ инвалидов к товарам, средствам и услугам, предоставляемым всему населению. Им запрещено отказывать инвалидам в обслуживании или предлагать услуги более низкого качества.

В Англии определена нормативная база для широкого развития негосударственного сектора в сфере предоставления инвалидам услуг по медицинской и социальной реабилитации. Реабилитационные службы хорошо снабжены техническими средствами и оборудованием.

В соответствии с законодательными актами об инвалидах 1944-1958 годов, Департамент труда регламентирует оборудование рабочих мест для инвалидов по зрению и предоставление им специальных технических приспособлений. Контроль осуществляет Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Предусмотрено создание национального совета и местных комитетов для оказания помощи правительству в вопросах реабилитации инвалидов. Службой профессиональной реабилитации инвалидов непосредственно руководит Агентство по трудоустройству. Серьезное значение придается организации профессиональной реабилитации инвалидов в специализированных центрах. Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата инвалидов к профессиональной деятельности достаточно велики. Предусмотрена организация предприятий с щадящим режимом труда для инвалидов, на которых они осваивают новые профессии и переходят затем на обычные предприятия. Для «тяжелых» инвалидов могут быть созданы условия обучения и трудоустройства на дому. Узаконено квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов.

Во Франции законодательство защищает права инвалидов наравне с правами других граждан. Только о трудоустройстве инвалидов принято 7 законов. Этими законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации инвалидов возложена на Министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Для инвалидов создана сеть центров реабилитации, приоритетным направлением которой считается профессиональная реабилитация. Эти же центры организуют трудоустройство инвалидов. Развита сеть предприятий с щадящим режимом труда для инвалидов. В Бельгии законодательством утверждено создание обширной системы социального страхования, в рамках которой осуществляется медицинская и социальная реабилитация инвалидов. Учреждения, оказывающие разные виды медицинских реабилитационных услуг, относятся в основном к частному сектору. Оплата услуг частично (примерно 10-15 процентов) осуществляется за счет инвалидов, остальная сумма выплачивается за счет страховых средств. Закон о социальном трудоустройстве инвалидов предусматривает создание национального фонда социальной реабилитации инвалидов. Фонд должен представлять субсидии для создания центров и служб профессиональной реабилитации. Профессиональное обучение проводится как по общим, так и по специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного найма на работу инвалидов. Предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, предоставляются льготы. Также законом предусмотрено трудоустройство лиц, страдающих тяжелой степенью инвалидности, в специальных цехах. Контроль за деятельностью в этой сфере осуществляют Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, Министерство труда и занятости и Национальный институт страхования по болезни и инвалидности.

В Швеции в течение последних десятилетий принят ряд законов о трудоустройстве и сохранении рабочих мест на рынке труда для инвалидов.

В Швеции и некоторых других государствах правительства стимулируют работодателей не предоставлением налоговых льгот предприятиям, а выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида. Сам инвалид получает пособие по инвалидности и заработную плату, но сумма выплат не превышает определенного предела.

В Швеции законодательно определено предоставление инвалиду технических средств для передвижения, занятий спортом. Кроме того, предусмотрено оборудование квартир для проживания инвалидов специальными адаптационными устройствами.

Таким образом, в большинстве развитых стран мира законодательство подчеркивает равенство инвалидов со всеми членами общества и способствует созданию условий для реального осуществления ими своих человеческих прав и интеграции инвалидов в семью, производство и общество. Однако нельзя сказать, что в зарубежных странах в полной мере решены все проблемы, связанные с инвалидностью и реабилитацией инвалидов. Всему мировому сообществу еще предстоит очень многое сделать в этом направлении.

Однако, при разработке политики не всегда учитываются потребности инвалидов, или не применяются на практике существующие меры политики и стандарты.

Предубеждения и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости, медико-санитарной помощи и участию в социальной жизни. Например, отношение, проявляемое учителями, школьной администрацией, другими детьми и даже членами семьи ребенка-инвалида влияет на инклюзию детей-инвалидов в государственных массовых школах. Ложное представление работодателей о том, что люди с инвалидностью якобы работают менее эффективно, чем их коллеги – не инвалиды, и неосведомленность о доступных мерах по совершенствованию режимов труда и отдыха ограничивают возможности занятости.

Инвалиды значительно более уязвимы перед дефицитом таких услуг, как медико-санитарное обслуживание, реабилитация, а также поддержка и помощь. Данные по четырем странам региона Южной Африки показывают, что только 26–55% людей получают необходимую им медицинскую реабилитацию; 17–37% имеют необходимые вспомогательные устройства; 5–23% получают профессиональное обучение, в котором они нуждаются, и 5–24% – необходимые социальные услуги (7–10). Исследование, проведенное в индийских штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад, показало, что недостаток услуг в регионе занимал второе место (после стоимости услуг) среди причин, по которым инвалиды не посещали медицинские учреждения.

Слабая координация услуг, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки персонала могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов. Данные по 51 стране, приведенные во «Всемирном обзоре в области здравоохранения», показывают, что для людей с инвалидностью вероятность сообщения о несоответствии знаний и навыков поставщиков медицинских услуг потребностям больного в два раза выше, вероятность невнимательного отношения к больному – в четыре раза выше, а вероятность отказа в предоставлении медико-санитарной помощи – примерно в три раза выше, чем для других пациентов. Многие социальные работники имеют низкую зарплату и недостаточную подготовку. Исследование, проведенное в США, показало, что более 80% социальных работников не имеют формального образования или профессиональной подготовки.

Ресурсы, выделяемые на осуществление мер политики или планов часто недостаточны. Дефицит финансирования является основной преградой для устойчивого предоставления услуг в странах и регионах, относящихся к различным группам по уровню дохода. Например, в странах с высоким доходом в общей сложности у 20–40% инвалидов не удовлетворяются потребности в помощи при осуществлении повседневной деятельности. Во многих странах с низким или средним доходом государство не может обеспечить предоставление надлежащих услуг, а коммерческие поставщики услуг физически или экономически недоступны большинству домохозяйств. Анализ по 51 стране, приведенный во «Всемирном обзоре в области здравоохранения» за 2002–2004 годы, показывает, что люди с инвалидностью испытывают намного больше трудностей, чем не инвалиды, при получении права на бесплатную или льготную медико-санитарную помощь.

Многие здания (в том числе места общественного пользования) и транспортные системы и информация не являются доступными для всех. Отсутствие доступа к транспорту является для инвалидов распространенной причиной отказа от поисков работы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения. Доклады стран, где были приняты, даже 20–40 лет назад, законы в отношении доступности, подтверждают низкий уровень их соблюдения.

В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются. Неслышащие люди часто испытывают неудобства с доступом к сурдопереводу: исследование по 93 странам показало, что в 31 стране нет услуг сурдоперевода; только в 30 странах численность квалифицированных сурдопереводчиков составляет 20 человек или менее. Люди с инвалидностью значительно меньше используют информационно-коммуникационные технологии, чем не инвалиды. В некоторых случаях у них может не быть доступа даже к базовым продуктам и услугам, таким как телефония, телевидение и Интернет.

Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь. Например, там, где у инвалидов, получающих поддержку на дому, нет возможности выбирать услуги или контролировать их оказание.

Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта осуществления эффективных программ может препятствовать пониманию проблем и практическим действиям. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам участвовать в общественной жизни. Например, чтобы облегчить выявление экономически эффективных мер вмешательства необходимо разработать более совершенные индикаторы окружающей среды и ее воздействия на различные аспекты инвалидности.

Как показывает анализ, общими для лиц с ограниченными возможностями здоровья выше рассмотренных стран остаются следующие проблемы:

Медицинское обеспечение и приобретение лекарственных средств, витаминных препаратов бесплатно или на льготных основаниях;

Приспособленность жилья для проживания лица с ограниченными возможностями здоровья, а также наличие индивидуальных средств реабилитации, компенсирующих снижение зрения, слуха и способности к самообслуживанию и передвижению;

Наличие транспортных средств и средств коммуникации для лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на селе, в малых и средних городах;

Получение одинокими и одиноко проживающими лицами с инвалидностью требуемого по медицинским и социальным показаниям ухода, предоставление социального обслуживания высокого качества на дому или в учреждениях социального обслуживания;

Доступность профессионального образования и рационального трудового устройства.

Подводя итог сравнения социально-экономическое положение лиц с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России, можно сделать вывод, что в настоящее время:

1. лица с инвалидностью в этих странах оказываются наиболее ограничены в доступе к образованию, причем максимально ущемленными являются инвалиды-колясочники, по сравнению с неинвалидами;

2. подавляющее число лиц с ограниченными возможностями здоровья в этих странах являются незанятыми;

3. существующие на сегодняшний день пособия, дотации и льготы для лиц с ограниченными возможностями здоровья не обеспечивают им уровень жизни, сопоставимый с уровнем, достигаемым лицами без инвалидности.

Высокий уровень синхронизации проблем инвалидов России с инвалидами в зарубежных странах дают возможность эвристической апробации в России тех мероприятий, которые проводятся в этих странах для решения социально-бытовых и других проблем, характеризующих жизненную ситуацию каждого инвалида. Следует помнить, что в США и Великобритании правительства проводят активную политику, направленную на сглаживание региональных различий социально-экономического положения инвалидов, причем она носит непрерывный характер. Это позволяет рекомендовать правительству и субъектам РФ активизировать усилия по выравниванию региональных различий (особенно в сельских территориях) на непрерывной основе.

Прогуливаясь первое время по Барселоне, мы очень удивлялись огромному количеству инвалидов. Думала – странно, в Украине их столько нет. Скоро я поняла – в Украине инвалидов не меньше, просто мы их не видим. Они в нашей стране не просто соответствуют термину «люди с ограниченными возможностями», они – люди без возможностей вовсе. И не замечаем мы их, потому как они сидят в четырех стенах, не имея возможности даже выйти на прогулку – колясочники из-за физических ограничений, другие из-за страха невосприятия окружающими.

Даже сооружения банального пандуса люди могут ждать годами. А такая роскошь, как нормально работающий (и установленный в правильном месте) лифт в метро, и вовсе кажется достижением из другой галактики…

Испания же демонстрирует не просто отлаженные бытовые условия для инвалидов. Здесь видно абсолютную зрелость общества, которое не делится на здоровых и больных, на красивых и не очень.

Мне бы хотелось очень много вам показать на тему жизни инвалидов в Барселоне. Но по этическим соображениям здесь практически не будет фотографий людей. И заранее прошу прощения за некоторые формулировки и «диагнозы на глаз».

Я живу в спальном районе Барсы, учусь в ее самом туристическом сердце. Каждый день я езжу на метро или на велосипеде, хожу в спортклуб, на пляж, в музеи, по магазинам. И везде я вижу людей с ограниченными возможностями.

Вот, рядом со мной в метро без сопровождения едет парнишка с синдромом Дауна. За соседним столиком в кафе попивает пивко колясочник с другом. Бассейны в нашем спортклубе оборудованы специальными креслами для погружения в воду неходячих людей. А периодически на занятия приходят ребята с проблемами умственного развития – их сопровождают специалисты.

Барселона не идеальна, но продумана очень хорошо.

Везде есть пандусы и съезды.

Все торговые центры и 95% станций метро оборудованы лифтами.

Если конструкция станции не позволяет коляске заехать в вагон, то здесь никому не вешают лапшу на уши, что переоборудование станции невозможно. Здесь просто сооружают нехитрый пандус.

Дорога, вымощенная брусчаткой, имеет специальную асфальтированную полосу для инвалидного кресла.

Инвалиды в Барсе не выживают, они живут максимально нормальной жизнью. Ходят в кафе, на шоппинг, встречаются с друзьями. Город приспособлен для того, чтобы физические ограничения не мешали человеку по возможности самостоятельно себя обслуживать. «Сходить», куда хочется, купить то, что понравилось.

И самое главное для меня – это отношение к ним людей. Та самая зрелось общества. Никто не заостряет внимание на «неполноценности» человека. Его просто принимают и живут рядом с ним.

На детской площадке никто не шарахается от того, что рядом расположилась компания колясочников. В вагоне метро люди просто не обращают внимания на парня с ДЦП в инвалидном кресле, который не может говорить, а только издает непривычные для нас звуки. На него не таращатся, а продолжают читать книги, ковыряться в телефонах. Но в нужный момент все автоматически расступаются, чтобы он мог проехать.

На парковке никто не занимает места для инвалидов. И в магазине никто не вломится в примерочную для них. Даже если рядом нет инвалидов, а в другие примерочные очередь.

Случись вам путешествовать по Британии, вы непременно обратите внимание, как мало на ее городских дорогах подземных переходов.

Проблем с тем, как перейти улицу, между тем нет - все они буквально исполосованы «зебрами». А для водителей и пассажиров наземного транспорта - это ночной кошмар. Движение практически стоит, терпеливо ожидая, пока пешеход неторопливо пересекает улицу.

«Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» - не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». - «Мы очень даже в состоянии, - ответил чиновник. - Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»

Мне стало неловко. Об инвалидах, для которых наземный переход, очевидно, удобнее, я и в самом деле как-то не подумала. Между тем именно с думы о них и начинается на Альбионе практически любой проект, связанный с транспортом и градостроительством, сферой обслуживания и социальной помощью. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота.

Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками.

Отец подруги недавно перенес инсульт и теперь прикован к инвалидному креслу. Живут они в старинном двухэтажном доме с узкими крутыми лестницами. Спальня мистера Питера Фаррелла - на втором этаже. Стало быть, вниз он уже не спускается? Как бы не так. На моих глазах мистер Фаррелл лихо съезжает вниз на своем кресле с помощью специального подъемника.

Надо заметить, что инвалидные кресла модернизируются в Британии с невиданной скоростью. Так, два года назад инженер Майк Спиндл придумал уникальный «внедорожник» для инвалидов, который преодолевает самые сложные поверхности, да к тому же оборудован зонтиком. Запросы на это кресло приходят со всего мира.

Туалеты для инвалидов в Британии оборудованы массой новейших специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Эти специальные туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. Еще 13 лет назад дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается казенных домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид. Оплачивает своей пенсией, которая вносится в счет его содержания. Из пенсии на личные нужды инвалиду оставляют при этом довольно скромную сумму - 19,6 фунта в неделю.

Однако если о щедрости материальной поддержки британского инвалида еще можно поспорить, то щедрость поддержки моральной - выше всяких похвал. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий». Его активно принимают в игру на равных, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставили перед ним природа, болезнь или несчастный случай. Неудивительно поэтому, что именно Британия заложила основы паралимпийского движения: к лондонской Олимпиаде-1948 были приурочены так называемые Stoke Mandeville Games (по названию известной клиники). В этих Играх впервые приняли участие спортсмены на инвалидных колясках. Вдохновителем таких соревнований стал врач сэр Людвиг Гутманн.

На Паралимпийских играх в Пекине команда Британии заняла второе место, выиграв 102 медали, из них 42 золотые. В 2005 году впервые в истории парусного спорта полностью парализованная женщина британка Хилари Листер пересекла Ла-Манш. Парусным шлюпом 33-летняя Хилари управляла с помощью электронной системы, которая реагирует на дыхание.

А два с половиной года назад британские инвалиды в очередной раз удивили мир. Прославленный своими исследованиями происхождения Вселенной физик-инвалид Стивен Хокинг совершил полет на специально сконструированном самолете, чтобы испытать состояние невесомости. С юности страдающий рассеянным склерозом и прикованный к инвалидному креслу, Стивен Хокинг намерен в самое ближайшее время сделать еще один беспримерный шаг - отправиться в космос. Дерзновенному ученому обещано место на туристическом корабле, который готовит в полет британский миллиардер Ричард Брэнсона.

Мини-автобус по срочному вызову.

18 лет назад в далеком 1990 году в США был принят поистине революционный закон об инвалидах, закрепивший, с одной стороны, их право быть полноценными членами гражданского общества, а с другой - обязанность государства активно содействовать реализации этого права.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». Кто-то может возразить: а какая собственно разница? А разница огромная: она заключается в самом подходе здоровых в физическом и умственном смысле других членов общества к своим ближним. Лица с ограниченными возможностями - это полноценные члены американского общества, нуждающиеся в большей поддержке. Невозможно даже представить ситуацию, чтобы на человека в инвалидном кресле кто-то показал пальцем или того хуже - стал подсмеиваться. Отношение к инвалидам нельзя охарактеризовать просто как сочувствие, оно гораздо глубже.

Государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. Практически в каждом доме есть как минимум два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. Если нет лифта - тоже не проблема. Везде есть ступенчатый спуск, однако всегда есть возможность выехать из здания на улицу по гладкому съезду. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Абсолютно все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов.

Часть станций нью-йоркского метрополитена оснащена лифтами, позволяющими добраться с улицы до платформы за несколько секунд. Во-первых, это правило распространяется на людей с ограниченными возможностями, а во-вторых - на всех остальных, включая пассажиров с детскими колясками. В вагоне метро для инвалидов также предусмотрены 12 специальных мест. Аналогичное обслуживание - и на железной дороге.

Мэрия Нью-Йорка для различного рода форс-мажорных поездок, например в клинику, готова предоставить специальные мини-автобусы, разработанные для людей с ограниченными возможностями. Для заказа специального такси достаточно обратиться в департамент транспорта по определенному и всем известному телефонному номеру. В случае невозможности предоставить собственный автомобиль обратившемуся закажут такси.

Кстати: У инвалидов в США есть возможность ежедневно получать питание с доставкой на дом. Кроме того, им выдают так называемые продуктовые карточки на покупку части продуктов по сниженным ценам.

Поможет внешний скелет.

В Израиле около 12 процентов населения в той или иной степени относятся к категории инвалидов.

В абсолютных цифрах речь идет о 800 тысячах человек. Причем у 600 тысяч зарегистрированы тяжелые формы инвалидности. Такой значительный процент людей с физическими недостатками объясняется непрекращающимся десятки лет военным противостоянием с соседними государствами и терактами.

Кроме того, в Израиле высок процент травмирования населения в дорожно-транспортных происшествиях. Нельзя не заметить, что среди взрослых инвалидов почти треть страдает душевными заболеваниями. Как и во всех цивилизованных странах, начиная с 40-летнего возраста, число женщин среди инвалидов превышает число мужчин. С возрастом эта тенденция усиливается и достигает пика к 75 годам.

В Израиле нет «групп инвалидностей». Но специальная комиссия устанавливает так называемый процент инвалидности, в зависимости от которого назначается сумма пособия. Такое пособие всегда выше минимальной пенсии (1920 шекелей, около 600 долларов), но по достижении инвалидами соответствующих возрастов они, как правило, уравниваются с пенсионерами и получают пенсии, которые нередко превышают размер различных видов пособий.

Исключение составляют военные инвалиды, статус которых не меняется. Кроме выделения значительных ежемесячных денежных средств министерство обороны для осуществления реабилитационных программ в большинстве городов страны открыло специальные медико-спортивные центры. Об успешной работе этих центров говорит то, что на Паралимпийских играх израильские спортсмены-инвалиды традиционно завоевывают немалое количество медалей.

Все военные инвалиды обеспечиваются бесплатными автомобилями со специальным управлением и при необходимости инвалидными колясками. Им ежегодно бесплатно предоставляются путевки в санатории как в израильские, так и зарубежные.

Инвалиды с тяжелыми нарушениями находятся на полном государственном обеспечении. К ним относятся лица с нарушениями двигательной, зрительной функции и хронические больные в тяжелой форме. Тяжелые инвалиды любого профиля могут обратиться в Институт национального страхования (ИНС) для получения специального пособия, состоящего не только из пособия по инвалидности, пакета скидок, но и денежных средств, выделяемых ИНС сиделкам.

Как и в любой другой стране, израильские инвалиды стремятся к социальной реабилитации. Практически все автобусы и вагоны поездов оборудованы средствами для подъема и спуска инвалидных колясок. Три года назад кнессет принял закон, по которому в стране переоборудуются все учебные заведения таким образом, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. На эти цели выделено 2,5 миллиарда шекелей. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, которые сегодня вынуждены учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы.

Израильское законодательство стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Например, приобрести личное транспортное средство работающему инвалиду даже выгодно, ибо дотация на покупку в два раза выше, чем неработающему. Здесь понимают, что для инвалида устройство на работу - это выход в мир, социальная адаптация.

Но в любом случае жизнь в инвалидном кресле - тяжелый стресс для психики человека. На помощь пришла одна израильская компания, создавшая альтернативу инвалидной коляске - так называемый внешний скелет. Он представляет собой прибор для парализованных ног с электронным контролем. Надевая такое приспособление, инвалид может самостоятельно вставать, садиться, ходить и даже подниматься и спускаться по ступеням.

Станут доступны и замки Луары.

К справедливой фразе о том, что уровень цивилизованности того или иного общества прямо пропорционален тому, как в нем относятся к старикам, стоит добавить - и к инвалидам.

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около пяти миллионов людей с тем или иным отклонением от нормы. Из них около двух миллио нов, как здесь говорят, с ограниченной подвижностью.

Во Франции в этом отношении за последние 10-20 лет было сделано очень много. Достаточно прогуляться по парижским улицам и повнимательнее приглядеться к тому, как они оборудованы. Нет ни одного перехода, который не был бы устроен таким образом, чтобы инвалиды, передвигающиеся на колясках, не могли беспрепятственно перебраться на другую сторону. Люди с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые получили в свое распоряжение от социальных служб автомобили, имеют право на бесплатную стоянку. Более того, повсюду для них созданы специальные парковочные места: они соответствующим образом обозначены на асфальте. Бывает, они пустуют, но не было случая, чтобы кто-то из парижан, несмотря на жуткую нехватку стоянок, отважился бы поставить машину на место, предназначенное для инвалида. Кстати, нарушителя, если такой найдется, ждут огромный штраф и всеобщее порицание.

Городские автобусы, а они наряду с метро являются основным видом общественного транспорта в Париже, на все сто процентов оборудованы широкими дверями с низким порогом, что позволяет колясочникам ими свободно пользоваться. Некоторые станции метро уже оборудованы лифтами, но таких пока десяток-другой.

С тем чтобы облегчить жизнь инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему помощи. Каждый из них имеет право на государственную компенсацию, учитывающую их физический недостаток. Это и технические (к примеру, те же коляски), и денежные средства. Размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов). По всей стране в каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.

Более того, в законодательном порядке в 2005 году было закреплено право инвалидов на труд. По существующему сейчас положению все предприятия, на которых трудятся свыше 20 служащих, должны принимать на работу не менее шести процентов людей с ограниченными физическими возможностями. Таких предприя тий во Франции насчитывается 100 тысяч, и многие их них уже включились в эту программу.

Тот же закон трехлетней давности обязывает все строительные компании возводить сооружения как жилые, так и общественные таким образом, чтобы инвалиды имели к ним свободный доступ. Но что делать со строениями, воздвигнутыми 100 и более лет назад, когда на проблемы инвалидов закрывали глаза? К примеру, как дать инвалидам возможность посмотреть средневековые замки Луары, которые посещают ежегодно миллионы туристов? Их владельцам придется раскошелиться, ибо, если к 2019 году «инвалидные нормы» не будут соблюдены, их ждут немалые штрафы.

Азбука Брайля на кнопках лифта.

На вопрос, сколько в Испании инвалидов, здесь ответят, что их нет вообще. Нет не потому, что люди в этой стране не болеют или не попадают в аварии, а потому, что к согражданам, оказавшимся в беспомощном положении по состоянию здоровья, здесь считают недопустимым применять это слово.

Здесь есть «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе», то есть люди, которых у нас называют инвалидами. К ним здесь относятся особенно внимательно. Причем внимание проявляют и государство, и общество, и обычные граждане.

На поддержку инвалидов нацелена, кажется, вся социальная система Испании, независимо от того, правые или левые партии приходят к власти.

В прошлом году, например, в стране вступил в действие закон о государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе. Согласно этому документу государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими своими гражданами поименно. Если они живут в семье, то ей, семье, выплачивается зарплата сиделки, чтобы человек не остался без ухода. Если человек живет один, к нему непременно прикрепляют специального социального работника. Все, что требуется для преодоления физических недостатков (инвалидные кресла, костыли, индивидуальные средства связи и так далее), приобретается за счет государственной медицинской страховки. Государство оплачивает все необходимые лекарства.

Но особенно заметно внимательное отношение к инвалидам вне дома, на улице. В Мадриде вы почти не найдете подземных переходов. Их не роют в городе, чтобы не затруднять передвижение тем, кому трудно ходить в силу физического недостатка или преклонного возраста.

Транспорт в Испании - еще один показатель уважительного отношения общества к инвалидам. Все автобусы оснащены специальными дверями и подъемными приспособлениями для пассажиров в колясках. В метро помимо эскалаторов действуют лифты, предназначенные для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить.

К концу нынешнего года согласно недавнему распоряжению правительства все государственные и общественные учреждения и места массового обслуживания граждан должны быть оборудованы таким образом, чтобы ими без затруднений могли пользоваться люди с ограниченными физическими возможностями.

Практически все правительственные и общественные здания в стране уже оборудованы лифтами, приспособленными для инвалидов. Кнопки этажей - крупные, цифры на них не только хорошо видны, но и продублированы специальными выпуклостями азбуки Брайля для слабовидящих. В Испании уважительно относятся не только к инвалидам с физическими, но также и с умственными недостатками. Нередко, например, детей, страдающих синдромом Дауна, стараются включать в состав обычных школьных классов, чтобы интегрировать в общество и приучить других детей к внимательному и терпимому отношению.

Источник:

forum-invalidov.ru

06.04.2015

Вы видели на российских тротуарах и дорогах вот такой знак?

В последнее время стало моветоном заграницу хвалить. Вслед за известным сатириком многие грудью ложатся на амбразуру, чтобы защитить все наше, отечественное, вне зависимости от того, хорошее оно, это «наше», или нет.

Недавно даже прочитала очередную статью о «плохой Америке», где автор пишет, насколько ему дорого наше хамство, т.к. оно искреннее, от души, не чета американской притворной улыбке.

Про улыбку, и как она влияет на здоровье, если видеть ее чаще, чем нам удается в повседневной жизни, можно будет поговорить в другой статье. А здесь речь пойдет о том, чего так недостает нашему неулыбчивому обществу – о правильном отношении к инвалидам.

Первое впечатление за рубежом: инвалидов там крайне много! Это бросается в глаза, мы не привыкли к такому количеству людей в колясках у себя на родине. Однако сразу понимаешь, что и у нас их не меньше, но мы почти не видим их по другой причине.

В Европе и Америке их не считают людьми второго сорта, ибо о них позаботилось их государство, предоставив все возможности жить если не полноценной, то максимально приближенной к таковой, жизнью.

Для того, чтобы человек с ограниченными физическими возможностями не чувствовал себя ущемленным, мог самостоятельно выходить из дома, делать покупки, гулять и дышать свежим воздухом, даже заниматься спортом в меру доступного, все продумано до мелочей. Всюду пандусы, будь то жилой дом, супермаркет или любое другое учреждение. У тротуаров на перекрестке скошен бордюр, чтобы можно было съехать на коляске, не подпрыгнув до зеленого огня светофора. Вы не найдете многоквартирного дома без лифта, а также не найдете с таким лифтом, в который не поместится коляска. Если же лифта все же нет в силу малоэтажности, то помимо лестницы предусмотрен пандус для коляски.

В тех общественных местах, где двери открываются вручную, рядом непременно есть еще одна, с кнопкой как у дверного звонка на соседней стене, но на расстоянии вытянутой руки, доступном для сидящего человека. Подкатил инвалид на своем транспортном средстве, нажал, и именно эта дверь откроется автоматически.

Вы не поверите, но даже в примерочных магазинов одежды, где все кабинки стандартного размера, у самого входа (чтобы не искать в глубине) располагается более просторная, со знаком как на картинке, куда свободно может въехать инвалидная коляска. Инвалид, как и любой другой человек, имеет право примерить обнову перед покупкой, но кроме права, он еще имеет такую возможность.

Поражают парковки

В особо оживленные часы посещения супермаркетов с местами для машин туговато, особенно в непосредственной близости ко входу в магазин. Но именно там, у входа, целый ряд свободных машиномест, и ни одна душа, способная самостоятельно передвигаться на своих двоих, и не подумает ставить туда свое авто. Говоря об отношении к инвалидам, хочется отметить еще и эту характерную черту: не только государство обеспечивает инвалидов удобствами в местах общего пользования, но и люди, здоровые люди, соблюдают все те правила, которые предусмотрены для облегчения жизни людей не очень здоровых. Я еще не сказала, что у этих свободных машиномест стоит специальный знак, свидетельствующий о том, что места предназначены для инвалидов?

«Инвалидные» знаки на стоянках присутствуют повсюду: во дворах и на улице, возле театра, кино, у садов и парков – везде человек, не имеющий возможности передвигаться самостоятельно, может рассчитывать на то, что о нем подумали и его ждут.

В аэропортах человеку с ограниченными возможностями служащие помогут доехать до регистрационной стойки, пройти процедуру оформления, сдать багаж, попасть в салон самолета и сесть на свое место. То же самое касается и железнодорожных вокзалов. Неудивительно, что эта категория граждан смело отправляется в турпоездку, или же навещает родных и знакомых, живущих не очень близко, не страшась сложностей перелета или переезда.

В довершение хочу добавить, что все вышеперечисленное в равной степени относится и к людям с детьми - с детской коляской на Западе вы также сможете попасть куда угодно.

Мы можем бить себя в грудь, утверждая, что мы самые искренние, самые сердечные, самые гуманные, последней рубахой поделимся в случае чего, не то, что эти буржуи со своей голливудской улыбкой. Только отчего-то грустно становится, когда подумаешь, по какой причине не видно инвалидов на наших улицах…

Нет, все же патриотизм заключается не в слепой защите всего «своего», а в желании выявить в этом «своем» негативное, и постараться его изменить.

Пресса - О том, как заботятся об инвалидах за рубежом, рассказывают собственные корреспонденты «РГ»

Британия

Случись вам путешествовать по Британии, вы непременно обратите внимание, как мало на ее городских дорогах подземных переходов.

Проблем с тем, как перейти улицу, между тем нет - все они буквально исполосованы «зебрами». А для водителей и пассажиров наземного транспорта - это ночной кошмар. Движение практически стоит, терпеливо ожидая, пока пешеход неторопливо пересекает улицу.

«Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» - не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». - «Мы очень даже в состоянии, - ответил чиновник. - Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»

Мне стало неловко. Об инвалидах, для которых наземный переход, очевидно, удобнее, я и в самом деле как-то не подумала. Между тем именно с думы о них и начинается на Альбионе практически любой проект, связанный с транспортом и градостроительством, сферой обслуживания и социальной помощью. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота.

Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками.

Отец подруги недавно перенес инсульт и теперь прикован к инвалидному креслу. Живут они в старинном двухэтажном доме с узкими крутыми лестницами. Спальня мистера Питера Фаррелла - на втором этаже. Стало быть, вниз он уже не спускается? Как бы не так. На моих глазах мистер Фаррелл лихо съезжает вниз на своем кресле с помощью специального подъемника.

Надо заметить, что инвалидные кресла модернизируются в Британии с невиданной скоростью. Так, два года назад инженер Майк Спиндл придумал уникальный «внедорожник» для инвалидов, который преодолевает самые сложные поверхности, да к тому же оборудован зонтиком. Запросы на это кресло приходят со всего мира.

Туалеты для инвалидов в Британии оборудованы массой новейших специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Эти специальные туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. Еще 13 лет назад дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается казенных домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид. Оплачивает своей пенсией, которая вносится в счет его содержания. Из пенсии на личные нужды инвалиду оставляют при этом довольно скромную сумму - 19,6 фунта в неделю.

Однако если о щедрости материальной поддержки британского инвалида еще можно поспорить, то щедрость поддержки моральной - выше всяких похвал. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий». Его активно принимают в игру на равных, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставили перед ним природа, болезнь или несчастный случай. Неудивительно поэтому, что именно Британия заложила основы паралимпийского движения: к лондонской Олимпиаде-1948 были приурочены так называемые Stoke Mandeville Games (по названию известной клиники). В этих Играх впервые приняли участие спортсмены на инвалидных колясках. Вдохновителем таких соревнований стал врач сэр Людвиг Гутманн.

На Паралимпийских играх в Пекине команда Британии заняла второе место, выиграв 102 медали, из них 42 золотые. В 2005 году впервые в истории парусного спорта полностью парализованная женщина британка Хилари Листер пересекла Ла-Манш. Парусным шлюпом 33-летняя Хилари управляла с помощью электронной системы, которая реагирует на дыхание.

А два с половиной года назад британские инвалиды в очередной раз удивили мир. Прославленный своими исследованиями происхождения Вселенной физик-инвалид Стивен Хокинг совершил полет на специально сконструированном самолете, чтобы испытать состояние невесомости. С юности страдающий рассеянным склерозом и прикованный к инвалидному креслу, Стивен Хокинг намерен в самое ближайшее время сделать еще один беспримерный шаг - отправиться в космос. Дерзновенному ученому обещано место на туристическом корабле, который готовит в полет британский миллиардер Ричард Брэнсона.

Испания: Азбука Брайля на кнопках лифта

На вопрос, сколько в Испании инвалидов, здесь ответят, что их нет вообще. Нет не потому, что люди в этой стране не болеют или не попадают в аварии, а потому, что к согражданам, оказавшимся в беспомощном положении по состоянию здоровья, здесь считают недопустимым применять это слово.

Здесь есть «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе», то есть люди, которых у нас называют инвалидами. К ним здесь относятся особенно внимательно. Причем внимание проявляют и государство, и общество, и обычные граждане.

На поддержку инвалидов нацелена, кажется, вся социальная система Испании, независимо от того, правые или левые партии приходят к власти.

В прошлом году, например, в стране вступил в действие закон о государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе. Согласно этому документу государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими своими гражданами поименно. Если они живут в семье, то ей, семье, выплачивается зарплата сиделки, чтобы человек не остался без ухода. Если человек живет один, к нему непременно прикрепляют специального социального работника. Все, что требуется для преодоления физических недостатков (инвалидные кресла, костыли, индивидуальные средства связи и так далее), приобретается за счет государственной медицинской страховки. Государство оплачивает все необходимые лекарства.

Но особенно заметно внимательное отношение к инвалидам вне дома, на улице. В Мадриде вы почти не найдете подземных переходов. Их не роют в городе, чтобы не затруднять передвижение тем, кому трудно ходить в силу физического недостатка или преклонного возраста.

Транспорт в Испании - еще один показатель уважительного отношения общества к инвалидам. Все автобусы оснащены специальными дверями и подъемными приспособлениями для пассажиров в колясках. В метро помимо эскалаторов действуют лифты, предназначенные для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить.

К концу нынешнего года согласно недавнему распоряжению правительства все государственные и общественные учреждения и места массового обслуживания граждан должны быть оборудованы таким образом, чтобы ими без затруднений могли пользоваться люди с ограниченными физическими возможностями.

Практически все правительственные и общественные здания в стране уже оборудованы лифтами, приспособленными для инвалидов. Кнопки этажей - крупные, цифры на них не только хорошо видны, но и продублированы специальными выпуклостями азбуки Брайля для слабовидящих. В Испании уважительно относятся не только к инвалидам с физическими, но также и с умственными недостатками. Нередко, например, детей, страдающих синдромом Дауна, стараются включать в состав обычных школьных классов, чтобы интегрировать в общество и приучить других детей к внимательному и терпимому отношению.

Франция: Cтанут доступны и замки Луары

Павел Голуб

К справедливой фразе о том, что уровень цивилизованности того или иного общества прямо пропорционален тому, как в нем относятся к старикам, стоит добавить - и к инвалидам.

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около пяти миллионов людей с тем или иным отклонением от нормы. Из них около двух миллионов, как здесь говорят, с ограниченной подвижностью.

Во Франции в этом отношении за последние 10-20 лет было сделано очень много. Достаточно прогуляться по парижским улицам и повнимательнее приглядеться к тому, как они оборудованы. Нет ни одного перехода, который не был бы устроен таким образом, чтобы инвалиды, передвигающиеся на колясках, не могли беспрепятственно перебраться на другую сторону. Люди с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые получили в свое распоряжение от социальных служб автомобили, имеют право на бесплатную стоянку. Более того, повсюду для них созданы специальные парковочные места: они соответствующим образом обозначены на асфальте. Бывает, они пустуют, но не было случая, чтобы кто-то из парижан, несмотря на жуткую нехватку стоянок, отважился бы поставить машину на место, предназначенное для инвалида. Кстати, нарушителя, если такой найдется, ждут огромный штраф и всеобщее порицание.

Городские автобусы, а они наряду с метро являются основным видом общественного транспорта в Париже, на все сто процентов оборудованы широкими дверями с низким порогом, что позволяет колясочникам ими свободно пользоваться. Некоторые станции метро уже оборудованы лифтами, но таких пока десяток-другой.

С тем чтобы облегчить жизнь инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему помощи. Каждый из них имеет право на государственную компенсацию, учитывающую их физический недостаток. Это и технические (к примеру, те же коляски), и денежные средства. Размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов). По всей стране в каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.

Более того, в законодательном порядке в 2005 году было закреплено право инвалидов на труд. По существующему сейчас положению все предприятия, на которых трудятся свыше 20 служащих, должны принимать на работу не менее шести процентов людей с ограниченными физическими возможностями. Таких предприя тий во Франции насчитывается 100 тысяч, и многие их них уже включились в эту программу.

Тот же закон трехлетней давности обязывает все строительные компании возводить сооружения как жилые, так и общественные таким образом, чтобы инвалиды имели к ним свободный доступ. Но что делать со строениями, воздвигнутыми 100 и более лет назад, когда на проблемы инвалидов закрывали глаза? К примеру, как дать инвалидам возможность посмотреть средневековые замки Луары, которые посещают ежегодно миллионы туристов? Их владельцам придется раскошелиться, ибо, если к 2015 году «инвалидные нормы» не будут соблюдены, их ждут немалые штрафы.

Израиль: Поможет «внешний скелет»

Вячеслав Прокофьев

В Израиле около 12 процентов населения в той или иной степени относятся к категории инвалидов.

В абсолютных цифрах речь идет о 800 тысячах человек. Причем у 600 тысяч зарегистрированы тяжелые формы инвалидности. Такой значительный процент людей с физическими недостатками объясняется непрекращающимся десятки лет военным противостоянием с соседними государствами и терактами.

Кроме того, в Израиле высок процент травмирования населения в дорожно-транспортных происшествиях. Нельзя не заметить, что среди взрослых инвалидов почти треть страдает душевными заболеваниями. Как и во всех цивилизованных странах, начиная с 40-летнего возраста, число женщин среди инвалидов превышает число мужчин. С возрастом эта тенденция усиливается и достигает пика к 75 годам.

В Израиле нет «групп инвалидностей». Но специальная комиссия устанавливает так называемый процент инвалидности, в зависимости от которого назначается сумма пособия. Такое пособие всегда выше минимальной пенсии (1920 шекелей, около 600 долларов), но по достижении инвалидами соответствующих возрастов они, как правило, уравниваются с пенсионерами и получают пенсии, которые нередко превышают размер различных видов пособий.

Исключение составляют военные инвалиды, статус которых не меняется. Кроме выделения значительных ежемесячных денежных средств министерство обороны для осуществления реабилитационных программ в большинстве городов страны открыло специальные медико-спортивные центры. Об успешной работе этих центров говорит то, что на Паралимпийских играх израильские спортсмены-инвалиды традиционно завоевывают немалое количество медалей.

Все военные инвалиды обеспечиваются бесплатными автомобилями со специальным управлением и при необходимости инвалидными колясками. Им ежегодно бесплатно предоставляются путевки в санатории как в израильские, так и зарубежные.

Инвалиды с тяжелыми нарушениями находятся на полном государственном обеспечении. К ним относятся лица с нарушениями двигательной, зрительной функции и хронические больные в тяжелой форме. Тяжелые инвалиды любого профиля могут обратиться в Институт национального страхования (ИНС) для получения специального пособия, состоящего не только из пособия по инвалидности, пакета скидок, но и денежных средств, выделяемых ИНС сиделкам.

Как и в любой другой стране, израильские инвалиды стремятся к социальной реабилитации. Практически все автобусы и вагоны поездов оборудованы средствами для подъема и спуска инвалидных колясок. Три года назад кнессет принял закон, по которому в стране переоборудуются все учебные заведения таким образом, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. На эти цели выделено 2,5 миллиарда шекелей. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, которые сегодня вынуждены учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы.

Израильское законодательство стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Например, приобрести личное транспортное средство работающему инвалиду даже выгодно, ибо дотация на покупку в два раза выше, чем неработающему. Здесь понимают, что для инвалида устройство на работу - это выход в мир, социальная адаптация.

Но в любом случае жизнь в инвалидном кресле - тяжелый стресс для психики человека. На помощь пришла одна израильская компания, создавшая альтернативу инвалидной коляске - так называемый внешний скелет. Он представляет собой прибор для парализованных ног с электронным контролем. Надевая такое приспособление, инвалид может самостоятельно вставать, садиться, ходить и даже подниматься и спускаться по ступеням.

США: Мини-автобус по срочному вызову

Захар Гельман

18 лет назад в далеком 1990 году в США был принят поистине революционный закон об инвалидах, закрепивший, с одной стороны, их право быть полноценными членами гражданского общества, а с другой - обязанность государства активно содействовать реализации этого права.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». Кто-то может возразить: а какая собственно разница? А разница огромная: она заключается в самом подходе здоровых в физическом и умственном смысле других членов общества к своим ближним. Лица с ограниченными возможностями - это полноценные члены американского общества, нуждающиеся в большей поддержке. Невозможно даже представить ситуацию, чтобы на человека в инвалидном кресле кто-то показал пальцем или того хуже - стал подсмеиваться. Отношение к инвалидам нельзя охарактеризовать просто как сочувствие, оно гораздо глубже.

Государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. Практически в каждом доме есть как минимум два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. Если нет лифта - тоже не проблема. Везде есть ступенчатый спуск, однако всегда есть возможность выехать из здания на улицу по гладкому съезду. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Абсолютно все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов.

Часть станций нью-йоркского метрополитена оснащена лифтами, позволяющими добраться с улицы до платформы за несколько секунд. Во-первых, это правило распространяется на людей с ограниченными возможностями, а во-вторых - на всех остальных, включая пассажиров с детскими колясками. В вагоне метро для инвалидов также предусмотрены 12 специальных мест. Аналогичное обслуживание - и на железной дороге.

Мэрия Нью-Йорка для различного рода форс-мажорных поездок, например в клинику, готова предоставить специальные мини-автобусы, разработанные для людей с ограниченными возможностями. Для заказа специального такси достаточно обратиться в департамент транспорта по определенному и всем известному телефонному номеру. В случае невозможности предоставить собственный автомобиль обратившемуся закажут такси.

Читайте также: