Психика и мозг

Мозговой ствол, мозжечок, два полушария, состоящие из коры и подкорковых структур - это наш В его составе кора является самым поздним по эволюционному развитию образованием, но по важности функций стоит на первом месте, являясь объединяющим элементом в понятии мозг и психика человека. Она как оболочка, окутывает мозг со всех сторон и состоит из множества извилин и борозд, которые увеличивают ее поверхность. белого цвета, кора - серого из-за большого количества в ней.

Функции коры и этот загадочный головной мозг

Основные блоки центральной нервной системы

Первый блок - энергетический или, как его еще называют, блок тонуса в коре. Сам по себе он не организует прием и переработку информации, но осуществляет поддержку тонуса коры, внимание и отбор импульсов. Психика человека напрямую зависит от работы этого блока. Если его активность находится в норме, то все реакции человека активны и нормальны. Когда его функционирование нарушено, человек чувствует либо чрезмерную активность и возбуждение, либо вялость и сонливость, его работоспособность снижена. Когда нарушения в работе блока носят серьезный характер, отклонение психики может быть также серьезным, вплоть до того, что человек может потерять сознание и даже впасть в кому.

Второй блок включает височные, теменные и затылочные отделы коры. В нем принимается, хранится и перерабатывается вся информация, поступающая в кору головного мозга. В этом отделе локализованы зрительные и слуховые, тактильно-кинестатические центры. Если нарушен мозг, то и психика будет нарушена, а нарушения будут носить четкую локализацию в соответствии с отделом коры: зрения, слуха или двигательного аппарата.

Третий блок - в нем происходит программирование, регулирование и контроль нашего поведения. Это область больших полушарий головного отделов) и его коры. Ведущее значение приобретает деятельность лобных долей коры. В случае двухстороннего поражения лобных долей человек теряет способность осуществлять сложные действия, требующие определенной программы и последовательности, ему тяжело сконцентрировать свое внимание. Внутренние цели размыты, случайные внешние импульсы могут влиять на его поведение. Критика собственных действий отсутствует, способность осознания ошибок также.

Существует много теорий и взглядов на то, как действует ЦНС у человека, на то, как связаны мозг и психика. В практике встречается немало случаев, когда повреждение одних и тех же участков в мозгу приводит к различным нарушениям в психике и, наоборот, одно и то же нарушение психики связано с повреждением разных участков мозга. Мозг человека недостаточно изучен, чтобы с определенностью говорить о работе его отдельных участков. Ученые все больше склоняются к мнению, что деятельность как отдельных участков, так и всей системы связана с полноценной работой всех ее составляющих.

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными. Психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции психики :

· отражение воздействий окружающего мира

· осознание человеком своего места в окружающем мире

· регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики,как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики , может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики .

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психикитакже является осознание человеком своего места в окружающем мире. Этафункция психики , с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

14 . Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;эмоциональные – активные и пассивные переживания;волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец,

4) характер как систему отношений и способов поведения.


Похожая информация.


Психика является предметов изучения психологии. Психика представляет собой продукт деятельности коры человеческого мозга, а конкретнее – его больших полушарий. Психика в психологии - это высшая нервная деятельность. Психика и мозг - это два неразрывных понятия. И в основе современной науки психологии лежат как раз принципы, а также законы этой деятельности (в свое время они были открыты Павловым и Сеченовым, как мы можем помнить из школьных учебников).

Но люди далеко не всегда верно понимали связь между человеческим мозгом и психикой. Психика как предмет психологии изучается только в последнее столетие. В частности, однажды появилось даже течение психофизического параллелизма, связанное с ошибочным представлением о такой связи. Этого течения придерживались многие ученые, представляющие эмпирическую психологию со временем Декарта. Если верить такому неправильному взгляду, то физиологические, а также психологические процессы в человеческом мозгу текут параллельно друг другу и психика зачастую рассматривается в качестве эпифеномена, то есть второстепенного и даже побочного явления, которое параллельно мозговым и физиологическим явлениям.

Еще одно неправильно понимание связи между психикой и мозгом может быть связано с отождествлением психологических и физиологических явлений. Так представители вульгарного материализма в Германии (тот же Фохт или Молешотт) считали, что человеческая мысль – такое же мозговое выделение, как желчь – выделение печени.

Но для корректного понимания взаимосвязи психики с мозгом нужно представлять строение и функции человеческой нервной системы. Нервная клетка, имеющая свои отростки, - это морфологическая единица общей нервной системы и называется нейроном. А общая нервная система может быть поделена на центральные и периферические части.
Центральная часть – это мозг спинной и головной. Периферическая часть – это нервные волокна, расходящиеся по всему человеческому телу. Периферическая часть способствует соединению мозга с органами, ответственными за чувства, а также с исполнительными органами (например, с ткаными и мышцами). Вследствие этого любой живой организм способен реагировать на изменения физиологического и химического плана в окружающей среде.

Традиционно все стимулы, связанные с внешней средой (а это звук, запах, свет и так далее) трансформируются с помощью специальных чувствительных нервных клеток (рецепторов) в нервные импульсы. Импульсы же представляют собой серию изменений электрического и химического плана, происходящих в нервном волокне. Они могут передаваться благодаря чувствительным волокнам непосредственно в область спинного и головного мозга. Уже на месте происходит выработка соответствующих командных импульсов, передающихся с помощью моторных нервных волокон в области исполнительных органов (к тем же железам с мышцами). Такие органы называют эффекторами. Главной функцией нервной системы является интеграция воздействия внешнего плана с адаптированной реакцией человеческого организма.


Не забывайте, что, главным образом, психика является предметов изучения психологии, но многое также берет от физиологии. Общая нервная система центрального типа включает в себя спинной и головной мозг. Мозг представляет собой серое вещество, которое является клеточным скоплением, а также белое вещество, представляющее собой пучки волокон с нервами. Вообще, психика и мозг являются неразрывными понятиями.

Серое вещество спинного мозга располагается в самой глубине мозга и обладает формой, которая напоминает бабочку. Сзади спинного мозга располагаются клетки, которые получают импульсы с периферийных областей и передают их в переднюю часть спинного мозга или же в головной мозг. Передняя часть состоит из двигательных клеток, которые получают импульсы от задней части или центров, располагающихся свыше и передающих эти импульсы в область периферии.

Серое вещество окружено веществом белого цвета и так называемыми столбами – переднего, бокового и заднего типа, которые состоят из нервных пучков. Возбуждение проходит по передним столбам от центра в области периферии, и по задним столбам – от областей периферии прямо к центру. Временами нервный импульс не способен подняться выше, чем спинной мозг, а нервная деятельность осуществляется по спинномозговым рефлексам. Так, если спящему человеку уколоть руку, он обязательно отдернет ее. Что касается хода нервного импульса при этом, то он будет происходить от рецептора до спинного мозга. Мышца связана со спинным мозгом с помощью эфферентных и афферентных нервных волокон. По ним осуществляется сигнал про сокращение или расслабление мышц. Таким образом, осуществляется простейшая обратная связь нервной регуляции с деятельностью организма, функционирует психика и мозг.

По собственному строению нервные отделы человеческого головного мозга похожи на спинной мозг и тоже представляют собой центральный аппарат, делающий сложные и жизненно важные процессы. У животных имеется несколько другое строение с другими взаимосвязями, поэтому психика животных и человека различается.

Кратко охарактеризуйте строение ЦНС

Центральная нервная система состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг. Практически все отделы ЦНС участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние, расположенные на периферии тела и в самих органах рецепторы. Со всеми органами и тканями организма ЦНС связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к периферии, - эфферентными. ЦНС представляет собой скопление нервных клеток - нейронов. Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов. Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов, он называется аксоном. Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой, которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву. Места контактов нервных клеток друг с другом называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую. Также в работе ЦНС принимают участие другие структуры мозга: клетки глии, служащие обмену веществ в ЦНС, и выполняющие специальные обменные функции капилляры кровеносной системы. психология нервный мозг рефлекторный

Какие функциональные блоки мозга относят к основным и какова их роль в психических процессах и состояниях?

Головной мозг представляет собой часть нервной системы. Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная, височная. У человека мозговое представительство речевой функции ассимитрично, она локализована в левом полушарии (у тех людей, для которых ведущей является правая рука). С работой лобных долей коры головного мозга соотносятся сознание, мышление, программирование поведения и его волевой контроль (префронтальная и премоторная зоны). Левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других, связанных с речью, функций: чтение, письмо, счет, логическая память, словесно-логическое, или абстрактное, мышление, произвольная речевая регуляция других процессов и состояний. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане. Особую роль в регуляции многих психических процессов играет ретикулярная формация. Также для правого полушария характерны высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Правое полушарие производит сличение образа с некоторым имеющимся в памяти эталоном на основе выделения в воспринимаемом объекте некоторых информативных признаков. С помощью левого полушария осуществляется аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным перебором его элементов по определенной программе.

В чем суть учения И.Н. Сеченова, И.П. Павлова о рефлекторной природе психики?

Результатом работ Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его важнейший труд по психологии «Рефлексы головного мозга», в которой сформулирована рефлекторная теория. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью. По мысли Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, т.к. оно имеет ту же самую рефлекторную природу. Рефлекторный подход также предполагает изучение мозговых механизмов психических процессов. Решение этой задачи стало предметом научной деятельности И.П. Павлова. Впервые обращение физиолога Павлова к психическим явлениям произошло в связи с его работой по изучению деятельности пищеварительных желез. Выявилось, что работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только физиологическими моментами, но и видом пищи, ее запахом, т.е. фактами психического порядка. Объяснение этих фактов и положило начало учению об условных рефлексах. Подчеркивался биологический смысл условных рефлексов: они служат для уравновешивания организма с внешней средой. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они - сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов.

Как появляются и развиваются формы психического отражения у животных?

Психика - общее понятие, объединяющее многие субъективные явления. Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К.Э. Фабри. Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Важным признаком уровня развития животного, который определяет его возможности, является развитость органов движения, в частности органов манипулирования предметами с целью их исследования.

Каковы основные этапы эволюции психики человека?

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов, материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо - физиологический аппарат, научиться по - человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. В орудиях труда, в предметах человеческой культуры стали людьми передаваться по наследству их способности и усваиваться следующими поколениями без изменения генотипа, анатомии и физиологии организма. Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию. Особо выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, хранения и воспроизведения информации, которые пришлись на последние десятилетия, привели к новой научно - технической революции, которая активно продолжается в наше время. Слово стало основным регулятором человеческих поступков, носителем нравственных и культурных ценностей, средством и источником цивилизации человека, его интеллектуального и морального совершенствования. Особую роль в развитии людей сыграла речь как средство общения. Ее развитие способствовало взаимному интеллектуальному и культурному обогащению людей, живущих в разных концах мира и говорящих на разных языках.

1.Предмет общей психологии. Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, метод анкетирования и тестирования).

Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку - индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека. Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека - направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека.

Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.

В предмет психологии обязательно входят так­же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности - труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и

Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи - мозга, как субъективное отражение объективного мира.

Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.

На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений - материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы.

Задачи психологии:

1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс).

2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Методы психологии – Совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.

1 группа – Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

2 группа – Эмпирические методы – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

3 группа – Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).

4 группа – Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).

Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Необходимые Условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

2. Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Естествоиспытатели и врачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. Средневековая схоластика во имя интересов религии предала эти идеи забвению, и только начиная с эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) они вновь получают свое развитие и обоснование.

Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными поражениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных часто наблюдаются резкие нарушения психической деятельности - страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. д. Тогда же, когда нормальная деятельность мозга восстанавливается, происходит и восстановление нормальной психической деятельности. Эти наблюдения со всей определенностью показывают, что психическая деятельность непосредственно связана с мозгом, что мозг есть орган мышления, а мысль - есть функция мозга, продукт его деятельности.

Установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось, однако, лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. В виду огромной сложности строения мозга естествознание долго не давало ответа на этот вопрос.

Первые попытки в этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге.

Так как в эпоху Декарта нервные процессы были еще неизвестны, то его представления о физиологическом механизме автоматических движений были весьма фантастичны. Однако основной принцип рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение (например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается в мозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности - рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса.

И. П. Павлов высоко ценил эти идеи Декарта и отмечал их материалистический характер.

Однако Декарт эти материалистические принципы распространял на человека не полностью, а только на область «непроизвольных» движений, общих человеку и животным. Характерные же для человека «произвольные» движения относились им к действию «высшего разума», который он понимал как не зависимую от материи духовную субстанцию. В решении вопроса о взаимоотношении «духа и материи» Декарт стоял на позициях дуализма.

Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей - И. М. Сеченова (1829-1905) и Й. П. Павлова (1849-1936).

В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка вступить на далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, имеющий важнейшее значение для развития научной психологии. Павлов писал об этом труде Сеченова как о «гениальном взмахе русской научной мысли».

Подробно анализируя рефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено - центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. п.); конечное звено - внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса с его психическим элементом не может.быть обособлено от двух остальных звеньев (внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественным началом и концом. Поэтому все психические явления - это неотделимая часть всего рефлекторного процесса.

Положение Сеченова о неразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научного понимания психической деятельности. Психическая деятельность не может рассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действий человека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это было так, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения, тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеном рефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюду имеют значение регулятора движения - этого конечного звена рефлекса.

Последовательно анализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены в целостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействие окружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.

Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для научной психологии вывод о детерминированности, причинной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. «Первоначальная причина всякого поступка, - писал он, - лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна» *. При этом, предупреждая против упрощенного понимания действия внешних условий, Сеченов неоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только наличные внешние воздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующих воздействий, весь его прошлый опыт, так как «всякое душевное движение, как бы просто оно ни было, представляет собою результат всего предшествующего и настоящего развития человека».

Свое высшее развитие и глубокое экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности головного мозга получил в трудах И. П. Павлова и его школы. Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы и создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

Образование временных связей есть важнейшая функция коры головного мозга. Павлов характеризовал временную связь как «универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих». Вместе с тем он считал ее и психическим явлением, отождествляя с тем, что в психологии получило название ассоциации (или связи) психических процессов, возникающей в результате совместного воздействия на мозг предметов и явлений действительности. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом.

Так как всякая временная связь образуется в результате воздействия на мозг тех или иных раздражителей, основную массу которых составляют раздражители, воздействующие извне, то началом любого психического процесса в конечном итоге являются внешние воздействия на мозг. Конечный же результат любых психических процессов, как и любой временной связи, есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности и представляющая собой отражение их, образ того, что воздействует на мозг.

Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Он всегда детерминирован, причинно обусловлен их воздействием на мозг. Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности воздействующими на мозг раздражителями (предметами и явлениями объективной действительности) есть важнейший принцип рефлекторного понимания психики. Он является необходимым условием научного объяснения психической деятельности.

Нетрудно видеть, что все эти положения целиком подтверждают понимание психики как отражения объективной реальности. Учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Исходя из указанных выше строго научных положений, создатели рефлекторной теории Сеченов и Павлов всегда резко критиковали тех психологов и физиологов, которые отрывали психическую деятельность от рефлекторной деятельности мозга, и называли их взгляды пережитками дуализма и анимизма. С этой точки зрения они критиковали и всю старую, субъективистскую, идеалистическую психологию, которая оказалась не в состоянии дать правильное, подлинно научное понимание психических явлений.

Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т. е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Содержание же отражения действительности определяется тем, что человек является не только природным, но и общественным существом. Сущность человека есть «совокупность всех общественных отношений» (Маркс). Человек живет в обществе, находится в постоянном общении с другими и действует совместно с ними, подвергается непрерывному воздействию со стороны общества - и это не может не определять собой всей его психической деятельности. Условия жизни человека играющие определяющую роль в его развитии, - это не только внешняя среда, которая его окружает. Это прежде всего вся система общественных отношений, в которые он вступает с окружающими людьми, с обществом, в котором живет.

Несомненно что V людей разных исторических эпох, социальных групп, разного уровня общественного и культурного развития разных профессий и т. д. физиологические механизмы психической деятельности одни и те же. Однако содержание того, что отражается людьми, может быть очень различным, и оно определяется общественно-историческими условиями их жизни и деятельности.

Человек отражает действительность в процессе деятельности, исходя из общественных потребностей и задач, общественных взглядов и отношений, регулирующих также и личные потребности и отношения человека. «В головах людей, - пишет Энгельс, - непременно отражается все то, что побуждает их к деятельности, но как отражается - это зависит от обстоятельств».

Являясь по своему происхождению и функционированию рефлекторной деятельностью мозга, высшей нервной деятельностью, психическая деятельность человека по своему содержанию есть отражение объективной действительности, обусловленное обстоятельствами его жизни и деятельности и прежде всего - обстоятельствами жизни общества, к которому он принадлежит.

Читайте также: