Человеческая кровь. За это дают Нобелевскую премию. Кровь и миф

Так что же такое кровь? И что нам неизвестно о ней?

Кровь является прямым носителем программы материального тела человека, его физического и химического состава, а также «тонких» составляющих. В нее заложена программа здорового организма и в соответствии с этим – все количественные и качественные показатели, соответствующие норме. Поэтому при нарушении работы какого-либо участка тела кровь первой получает полную количественную информацию о возникшем нарушении. Простые числовые сравнения состава крови в нормальном состоянии с возникающей количественной дисбалансировкой при нарушениях позволяют в соответствии с общей программой включать защитные резервы, приводящие с течением определенного времени к нормализации состояния.

Бывает, что выздоровление (или полное выздоровление) не наступает. Возникает вопрос: почему?

Абсолютно здоровых людей не бывает. Болезни даются каждому по общей программе развития. Общая программа – это одно, а частные программы органов тела – это другое. И если человеку заложено какое-то заболевание по общей программе, то уже и сама программа крови с какого-то возраста человека будет ориентирована на химический состав, отвечающий параметрам нужного заболевания.

Помимо известных функций, кровь переносит информацию от клетки к клетке, от органа к органу, переносит и энергию.

Переливания крови от человека к человеку очень вредно, хотя подобная операция и допускается для спасения больного или пострадавшего. Других методов современная медицина не знает, но они существуют.

При переливании крови меняется энергетика организма и программа человека. То есть программа больного становится связанной с программой донора (программа больного связывается с программой того человека, у которого была позаимствована переливаемая кровь).

Может возникнуть вопрос: а если программа донора хорошая, способна ли она улучшить программу больного?

Не бывает хороших или плохих программ. Она может в некоторой степени улучшить программу человеку, которому была влита кровь, улучшить на какой-то промежуток времени. Но это, опять же, отразится на его карме. Поэтому, если в данной жизни у него программа улучшится, то в следующей обязательно ухудшится.

Кровь мужчин отличается от крови женщин и составом, и энергетикой. У них различен энергозаряд: у мужчин – плюс, у женщин – минус. Но бывает и наоборот. Это всё образно. Здесь существуют более тонкие различия.

У человека четыре группы крови. Каждая группа крови несет определенную информацию, определенную программу. Но главная причина разделения человека по группам крови лежит в том, что эти люди относятся к разным Космическим Системам, то есть ими управляют различные Системы. Людьми с первой группой крови управляет одна Система, со второй – другая, и так далее. Так было решено сконструировать человека по его жидкостным компонентам, чтобы было легче Высшим, так как различные группы крови дают разные качества энергий самим Системам.

Человек одной группы крови отличается от человека с другой группой тем, что у них разные способности. Если говорить конкретно, то у людей с первой группой крови больше развиты психические способности, они относятся к гуманитариям. Люди со второй группой крови обладают способностью левитировать, то есть они способны летать на физическом плане вопреки законам физики, если, конечно, тренироваться. Однако на Земле было много случаев самопроизвольной левитации людей. Это как раз и есть проявления особого энергетического построения крови, когда физическое тело пренебрегает земным притяжением. Люди с третьей группой крови обладают экстрасенсорными способностями. Из них получаются экстрасенсы. И у четвертой группы развит лучше мозг, в основном это интеллектуалы. Конечно, названы только самые основные свойства, есть и другие. Однако уже по названным качествам вы можете судить, как состав крови, ее энергетическое построение и программа влияют на способности человека, а следовательно, и его поведение.

Существует такое понятие как «мозг крови». Под «мозгом» крови подразумевается та генетическая программа физической материи тела, которая заложена в её жидкостной структуре. Эта программа регулирует и управляет всеми жидкостными процессами внутри организма, включает одни реакции и выключает другие, ограничивает их временными границами. Кровь обладает памятью. Её энергоёмкость меняется постоянно в зависимости от происходящих процессов, но она всегда стремится прийти к некоторому общему потенциалу, характерному для данного типа материи. Кровь переносит энергию от одного органа к другому, выравнивая средний энергопотенциал тела. Она таит в себе много тайн, неизвестных человеку.

В человеке помимо крови существует еще лимфатическая жидкость. Чем же она отличается от крови с точки зрения их энергетического построения?

Кровь – это положительная энергия, лимфа – отрицательная, то есть качественно это две разные материи.

В последние годы у человека часто возникают утолщения лимфатических узлов. Это связано с тем, что сейчас время повышенной радиации, именно радиация и влияет на их увеличение.

Функция лимфы – защита. К тому же, она создает в организме баланс: белая и красная кровь балансируют друг друга.

Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. «Душа и тайны её строения».(Адаптированный текст.)http://higher-world.ru/

От вида крови многие люди теряют сознание. Мы сторонимся её, избегаем ситуаций и мест, где можем её увидеть. Между тем, по нашим артериям течет все та же кровь. Течет со скоростью пешехода. Ускоряясь в венах.

Кровь и миф

Кровь всегда вызывала у людей повышенный интерес. Если почитать сюжеты русских сказок, собранные Владимиром Проппом, то можно понять, что люди придавали крови особое значение. Отмечая, что каннибализм в русских сказках порицается, Пропп, однако, утверждает: "Зато в русских сказках разрубленный и оживленный дает герою пить человеческую кровь. Эта кровь - источник необычайной силы.

""Дать ему силы!" - Наццыдил из своих ребер бутылку крови, подает ему и говорит: "Если чуешь в себе силы много, оставь и мне, не все пей". Ваня выпил эту бутылку и почуял в себе силу непомерную; (Нисколь богатырю не оставил)"

Кровь несла в себе элемент сакральности с древних времен. Намного более древних, чем те времена, когда начала образовываться государственность. Сохранившиеся в племенах, ведущих первобытную жизнь, многочисленные ритуалы, связанные с культом крови об этом красноречиво свидетельствуют.

Интерес к крови был в каждой эпохе. В искусстве он был неизменным. Кровь на художественных полотнах, в стихах и романах ассоциируется со страстью, часто с помешательством, с преступлением и инцестом. Рифма "кровь-любовь", вошедшая в русскую поэзию в качестве одного из первых штампов, тем не менее очень четко отражает восприятие крови, её связь с первоосновами.

На крови построен целый пласт литературы, так называемый "вампирский роман". Этот культ до сих пор дает прибыли издательствам и кинокомпаниям.

Кровь и религия

Кровь всегда имела первейшее значение в религиозной системе. Для ацтеков кровь была своеобразным эквивалентом божией милости. Ежегодно проливалась кровь более чем 20000 людей, чтобы умилостивить бога солнца. Кровь имеет важнейшее значение и в христианстве. Причастие кровью Христовой - часть таинства евхаристии. Предметами религиозного культа также считаются гвозди из распятия и копье Лонгина, также окрапленное кровью Христа.

Значение крови в религии настолько велико, что именно кровь часто становится фактором посвящения в ту или иную веру. Традиция крестить новорожденных младенцев (кровников) в веру отцов сохраняется и сегодня. Ещё в XIX веке в России было сложно представить, чтобы в семье исповедовали разные религии. Случались и такие союзы, но это было исключением из правил.

Кровопускание

Кровопускание - это не обязательно примета Средневековья. Да, многочисленные гравюры, на которых врачи с ланцетами вскрывают людям вены - это основано на реальных событиях, но и сегодня кровопускание применяется если не повсеместно, то очень часто.

Один из примеров - гирудотерапия. В исламской же культуре существует процедура кровопускания, которая называется «хиджама». Слово происходит от корня аль-хаджм, что означает «всасывание».

Этот метод очищения организма заповедован пророком Мухаммедом. Проведенное в Дамасском медицинском университете исследование показало, что у пациентов, которые проходили "хиджаму", стабилизировалось давление, снижался уровень сахара в крови, увеличивалось количество эритроцитов и снижался холестерин.

Мы не призываем вас сейчас же идти и пускать кровь. Любое лечение требует предварительной консультации с врачом. Достоверно можно сказать, что кровопускание действительно может нормализовать давление, особенно если оно высокое, а также оказывает на мозг небольшое гипоксическое влияние, что также в умеренных дозах организму полезно.

Кровные узы

Отношение общества к кровосмешению не всегда было негативным. В аврамической традиции инцест считался необходимой мерой для того, чтобы род первых людей продолжался. Но это не значит, что инцест приветствовался. Напротив - порицался и был приемлем только для продолжения династии. Впрочем, такие союзы редко давали хорошие результаты. Из-за "инцестуального страха" развелся Генрих Тюдор со своей женой Екатериной Арагонской.

В исламе инцест также строго запрещен. Инцестом считается даже брак между мужчиной и женщиной, имевших одну кормилицу, однако не порицаются браки между двоюродными братьями и сестрами.

В иудаизме разрешен брак с женой умершего брата, но запрещен брак, например, одновременно с её сестрой, а также с матерью жены.

По статистике ВОЗ, в современном обществе чаще других бывают инцестуальные союзы между отцами и дочерьми, на втором месте - между братьями и сестрами. Самый редко встречающийся сегодня вид инцеста - союзы между матерями и детьми. По той же статистике, в подавляющем большинстве таких союзов имеют место психологические перверсии.

Другой пример закрепленных в обществе "кровных" отношений - кровное братство. Широко развитое в средневековом обществе, оно не утратило своей актуальности. "Братаются" и клянутся на крови и сегодня.

Не стоит забывать и про кровную месть.

Группа крови

То, что группа крови - это очень важно, европейские врачи поняли в годы Второй мировой войны, когда остро встала проблема донорской крови. Идеальным реципиентом оказалась первая отрицательная. Сегодня по группам крови уже назначают диеты, некоторые специалисты признают, что от группы крови также зависит наша предрасположенность к болезням.

В Японии же ещё с 1930-х годов практикуется учение «кецу-еки-гата», в котором о человеке можно рассказать все, зная только его группу крови. Японцы уверены, что обладатели I группы крови – общительные и энергичные люди, обладатели II группой крови –стрессоустойчивы и терпеливы, но упрямы. Творческие и властные люди обычно III группы крови. Люди с редкой IV группой – уравновешенные и прирожденные лидеры.

«Кецу-еки-гата» невероятно популярна. Японская девушка может спросить на первом свидании не о том, кто вы по знаку Зодиака, а то, какая у вас группа крови. Японцы ориентируются по группе крови и тогда, когда женятся и тогда, когда устраиваются на работу. HR-отделы стараются формировать идеально совпадающие "по крови" коллективы.

Кровь вытекала из открытой раны . Она была красного цвета. Когда наступала смерть , кровотечение останавливалось. Скорее всего, именно к этому сводились первые наблюдения, сделанные древнейшими исследователями Реки жизни — первобытными охотниками, с этого началось восхождение к нынешнему уровню наших знаний о крови.


Первобытному охотнику приходилось, что называется, глядеть в оба. Этого требовала окружавшая его среда . Даже в наши дни так называемый «дикарь» чувствует обстановку, в которой он находится, куда острее, чем представитель «цивилизованного» мира. Это объясняется тем, что условия существования «дикаря» далеко небезопасны. Африканский пигмей, например, должен уметь заметить едва уловимое колебание листвы на деревьях — стоит ему только зазеваться, и он станет добычей прячущегося там леопарда. Представитель «цивилизованного» мира может сразу и не увидеть несущийся на него автомобиль, но его рассеянность частично компенсируется попытками самого водителя любой ценой избежать столкновения. Обстановка, в которой жил первобытный человек , не обеспечивала такой подстраховки. Поэтому, дабы избежать гибели, он вынужден был постоянно наблюдать и запоминать.

При рассмотрении замечательных рисунков, относящихся к каменному веку и найденных в пещерах Пиренеев, бросается в глаза любопытная деталь: по-видимому, доисторические охотники знали, что удар в сердце наверняка убивает добычу. Будучи своеобразными анатомами-практиками, они, вероятно, также заметили, что поражения спины вызывают паралич, а поражения головного мозга, как правило, смерть.

Разделывая туши убитых зверей, охотники или их жены, должно быть, обращали внимание на сердце, легкие, печень, желудок, селезенку и другие органы. Разумеется, функция, которые выполняли эти органы, вряд ли были им известны. Однако трудно себе представить, чтобы они не уловили связи желудка с пищеварением, ибо, несомненно, частенько находили там остатки последнего обеда своей добычи. В печени содержалось довольно значительное количество крови, что, естественно, позволяло сделать вывод об их взаимосвязи. А сердце, которое пульсировало у живых зверей и продолжало сокращаться даже в том случае, когда его вынимали из разделываемой туши, должно было иметь какое-то отношение к жизни. Ведь каждый мог заметить, что со смертью сердце, как и кровотечение, останавливалось.

Охотник, возможно, обратил внимание и на то, что из одних ран фонтанировала кровь алого цвета, а из других спокойно вытекала более темная кровь. Ему приходилось, наверное, видеть и кровеносные сосуды убитых на охоте зверей, вены со свернувшейся кровью и пустые артерии. Однако обнаруживая пустые артерии, он не подозревал, что затухавшие сокращения эластичных стенок этих сосудов выбрасывали из них кровь, которая находилась там при жизни.

Все эти наблюдения могли быть сделаны, а возможно, и действительно были сделаны первобытными охотниками. Они-то и явились первоначальным сырьем, которое послужило фундаментом современной науки. Не исключено, что в некоторых отношениях первые наблюдатели обладали более глубокими знаниями практической анатомии, чем врачи, которые жили тысячелетиями позже, в те эпохи, когда препарирование трупов запрещалось, а к исследованиям и экспериментам относились с крайним подозрением.

Первобытный человек делал многие важные и абсолютно правильные наблюдения, но он не мог, естественно, дать им правильное истолкование. История человечества только начиналась, и люди не имели ни соответствующей подготовки, ни необходимого опыта и сведений для правильного толкования явлений окружающего мира.

Они видели, например, что едва прекращалось кровотечение из раны животного, как оно погибало, но у них не хватало знаний, чтобы осмыслить эту связь. И поэтому они довольствовались самым простым и доступным объяснением: кровь — это и есть жизнь, она должна содержать какое-то таинственное вещество, некую жизненную субстанцию. Это придавало крови сверхъестественную власть не только над самой жизнью, но и над смертью.

Целая вечность миновала с той поры, когда доисторический охотник впервые начал замечать чудесные свойства крови, до появления первой цивилизации, до эпохи, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал обрабатывать землю в плодородных речных долинах. Одни из самых ранних дошедших до нас сведений относятся к шумерской цивилизации, которая процветала примерно за пять тысяч лет до нашей эры на превосходно орошаемой Месопотамской низменности, между Тигром и Евфратом.

Шумерское государство достигло относительно высокой ступени развития, прежде чем оно было завоевано аккадянами, в свою очередь уступившими пальму первенства Вавилону. Шумеры уже умели использовать медь и бронзу. Они развивали математику и архитектуру, наладили изготовление колес, изобрели черчение, разработали собственное письмо и даже приступили к составлению карты звездного неба.

Шумерская медицина, как, впрочем, и астрология, по существу, мало чем отличалась от шаманства. Врачи этой древней страны были наполовину жрецами, наполовину колдунами, и о крови они знали не больше, а то и меньше, чем первобытные охотники.

Как свидетельствуют найденные при раскопках дощечки с медицинскими текстами, шумерские врачи считали, что кровь выполняет все жизненные функции живого организма и вообще является носителем жизни. Как и где течет кровь в организме человека, они не знали, но были убеждены, что печень предназначена для накопления крови и поэтому обладает исключительными волшебными свойствами. Будучи средоточием важнейших жизненных процессов, печень превратилась в незаменимый атрибут гаданий и пророчеств.

Господство над Месопотамией перешло от шумеров к аккадянам, а от них — к вавилонянам. Вавилонские врачи, которые одновременно были и жрецами, ввели в практику исследование крови и мочи своих пациентов. В отличие от современных врачей им это нужно было не для определения характера заболевания, а для составления магического гороскопа, с помощью которого они пытались предсказывать исход болезни.

Вавилонские жрецы отметили также, что существуют два вида крови — дневная и ночная. Сами того не сознавая, они, таким образом, различали алую артериальную кровь и более темную венозную кровь.

Однако, несмотря на всю мудрость, ни шумерам, ни вавилонянам не удалось намного обогатить те сведения, которые накопили первобытные охотники. Более того, они даже не были столь наблюдательны, так как явно не понимали, какую важнейшую роль в живом организме играет сердце, о чем знал человек эпохи неолита, судя по сохранившимся наскальным рисункам. Но при всех своих заблуждениях, недосмотрах и попытках втиснуть наблюдения в рамки законов магии шумеры оставили нам неоценимое сокровище — письменные свидетельства о добытых ими сведениях. Именно им принадлежит первый вклад в фонд накопления человеческих знаний.

В период развития шумерской цивилизации на плодородных илистых равнинах, образованных ежегодными разливами Нила, осели и начали взращивать злаки кочевники из Нубии и Восточной Африки. Туда же пришли племена с Синайского полуострова и расположенных далее к востоку районов Азии. Земля им понравилась, и они осели на ней. Так было создано древнее государство Кемт, которое мы называем Египтом.

Египет населяла весьма пестрая смесь народов. Они жили многочисленными общинами, испытывали на себе самые разнообразные влияния, исповедовали всевозможные религии и верования. По мнению некоторых антропологов, с Востока в Египет проникло страстное тяготение к мистицизму и вера в сверхъестественные силы, а из Африки — прагматизм и будничный реализм, столь необходимые для успешной борьбы за существование в пустынях, саваннах и лесах.

Вплоть до начала прошлого века древний Египет оставался для нас страной мифов и тайн. Было известно множество египетских письменных памятников, но найти ключ к ним никак не удавалось. Наконец около ста пятидесяти лет назад молодой французский египтолог Жан Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы, начертанные на Розеттском камне, и легендарная страна Кемт предстала перед нами, как живая. Древний Египет с его поистине невероятной историей и исключительно высоким уровнем цивилизации начал открываться во всем своем блеске.

Первая египетская династия была основана примерно за 3400 лет до н. э. Менесом, вошедшим в историю как фараон-врач. Записи свидетельствуют, что уже в то время искусство врачевания ценилось очень высоко и считалось привилегией властителей. Сыну Менеса, Афотису, унаследовавшему трон Египта, приписывают авторство книги по анатомии человека, возможно, первой в истории работы в этой области.

Несколько столетий спустя, в 32 в. до н. э., появилась книга о сосудах в человеческом организме, автором которой называют фараона Усафиса. К сожалению, эти и другие произведения, написанные на папирусе, погибли. Мы знаем о них только по упоминаниям в более поздних работах, сохранившихся до наших дней. Тем не менее, даже эти позднейшие ссылки позволяют нам утверждать, что уже на самых первых порах развития в Египте появилась медицина в подлинном смысле этого слова. Египтяне вели медицинскую документацию, проводили исследования, регистрировали свои наблюдения и разрабатывали методы лечения больных.

Разумеется, не обошлось без мистицизма и веры в сверхъестественные силы. Врачеванию придавали столь важное значение, что были созданы особые боги, охранявшие здоровье египтян. Поначалу самым главным божеством был Тот, по преданиям излечивший бога Гора от ядовитого укуса скорпиона. Когда же лечение различных болезней стали осуществлять и другие боги и богини, на долю Тота остались глазные заболевания, которые были очень широко распространены в Египте.

Подражая богам, египетские врачи также постепенно стали узкими специалистами: каждый врач лечил какую-нибудь определенную болезнь или определенный орган. Известно даже, что один из фараонов держал при себе двух врачей для ухода за правым глазом и левым. В период господства другой ранней династии врачи, занимавшиеся лечением болезней кишечника, именовались «пастырями прямой кишки».

В процессе бурного развития искусства врачевания в Египте сведения, относящиеся к крови, пополнились и, что особенно важно, результаты наблюдений тщательно записывались. Одним из наиболее интересных дошедших до нас древнейших документов является так называемый папирус Эберса. Этот папирус был продан Георгу Эберсу в 1873 году при довольно таинственных обстоятельствах неизвестным египтянином, который, очевидно, имел доступ к тайному хранилищу папирусов в одной из могил вблизи Фив.

Папирус Эберса представляет собой превосходно сохранившуюся коллекцию медицинских документов, переписанных в 1553 году до н. э. каким-то писцом, который сводил воедино более древние тексты. Позднее египтологи установили, что этот папирус принадлежал фараону Аменхотепу, правившему Египтом более чем за 1500 лет до нашей эры.

Как раз в папирусе Эберса содержится ссылка на упомянутую ранее работу фараона Усафиса — трактат о сосудах в человеческом организме, написанный около пяти тысяч лет назад. Писец приводит следующую цитату из этого произведения — первого документального свидетельства попыток древних людей представить схему течения Реки жизни: «Есть у человека двенадцать главных сосудов, исходящих из сердца и направляющихся в тело и к ногам. Два сосуда идут в грудную клетку, по два сосуда в каждую ногу и по два — в каждую руку. Два сосуда идут к затылку, и от них отделяются две ветви к глазам и две — к носу. Две ветви приближаются к правому уху, и через них проходит дыхание жизни. Две ветви приближаются к левому уху, и через них проходит дыхание смерти».

Кто знает, может быть, именно это убеждение о связи жизненных процессов с правой стороной, а смерти — с левой, находит свое отражение в сохраняющихся и поныне суевериях, связывающих все, что исходит справа, с добром, а все, что идет слева, — со злом?

В папирусе Эберса отмечается также, что по сосудам в организм поступает воздух: «...проходя через ноздри, воздух проникает в сердце, а оттуда во внутренние органы и обильно насыщает все тело».

В папирусе Эберса впервые зафиксировано и другое важнейшее наблюдение — пульс : «Если врач приложит палец к шее, голове, кистям рук, предплечьям, ногам или телу, то везде он найдет сердце, ибо сердце не только указывает путь к каждому органу, но и звучит в нем».

Все эти наблюдения, сделанные у самых истоков цивилизации, были ближе к истине, чем многие поверья, которые укоренились тысячелетия спустя. Наблюдения древних египтян, несомненно, основывались на вскрытиях трупов и изучении внутренних органов. Распространенный в стране обычай бальзамирования умерших давал египтянам редкую возможность изучать внутреннее строение человека, расположение органов и сосудов. Жрецы храмов смерти, где трупы подготавливались к бальзамированию, были убеждены, что сердце служит пристанищем души и является центром умственной деятельности; без него воскрешение невозможно. Поэтому при бальзамировании сердце не трогали, но тщательно изучали, как, впрочем, изучали и связанные с ним сосуды.

Фараон Усафис не ошибся, насчитав двенадцать основных сосудов, связанных с сердцем, хотя и не все они соединяются с ним непосредственно (он добавил к общему числу три сосуда, отходящих от аорты, а не от сердца). Но он не знал, что по одним сосудам кровь течет к сердцу, а по другим — от сердца. Он также оказался не в состоянии установить различия между венами и артериями. По всей видимости, Усафис не знал и о роли легких, а расположение сосудов в организме представлял себе лишь в самых общих чертах. Тем не менее, труд этого египетского фараона, как первое документальное описание кровеносной системы, является вехой в истории человеческих достижений.

В Египте, как мы уже упоминали, медицинской деятельностью занимались боги; оставалось только, чтобы врач превратился в бога. И вот примерно за 3000 лет до н. э., в царствование фараона Джосера, появился человек, который, вероятно, стал первым в мире подлинным служителем медицины. Звали его Имхотеп.

По всей вероятности, Имхотеп обладал таким множеством талантов, каким мог похвалиться лишь Леонардо да Винчи тысячи лет спустя. От отца Имхотеп унаследовал профессию архитектора, высоко ценившуюся в стране, где строительство надгробных памятников считалось священным искусством. Имхотепу приписывают разработку проекта ступенчатой пирамиды в Саккара, предназначенной для погребения фараона Джосера. Это сооружение, считающееся древнейшей египетской пирамидой, сохранилось до настоящего времени.

Имхотеп был великим визирем Джосера, его жрецом, летописцем и исполнителем священных обрядов. Он получил известность и как астроном. Когда на Ниле в течение семи лет не было паводков, и египтяне испытывали страшнейшие муки от засухи и голода, Имхотеп, по преданию, воздействовал на бога дождей Хнума, изображавшегося с головой барана, и тот ниспослал долгожданный ливень.

Однако особую важность имеет деятельность Имхотепа на медицинском поприще. Хотя легенды рассказывают о нем чудеса, он, в сущности, был самым настоящим врачом и оставил после себя первые бесценные записи историй болезней. Длительное время господствовало мнение, что рукописи Имхотепа, которая упоминалась в различных папирусах как «Тайная книга врача», в действительности не существовало. Но в 1862 году американцу Эдвину Смиту посчастливилось раздобыть папирус, относящийся примерно к 1700 году до н. э. Папирус Смита окружала какая-то тайна. Один из замечательнейших памятников медицины тех незапамятных времен, он почему-то не упоминался ни в одном из манускриптов той эпохи.

Многие годы папирус Смита тщательно исследовали, и наконец было установлено, что он является не оригиналом, а копией рукописи, относящейся примерно к 2700 году до н. э. Выдающийся египтолог Джеймс Брестед предположил, что папирус Смита — это не что иное, как копия одной из оригинальных работ Имхотепа, быть может, самой «Тайной книги врача».

Этот папирус, который Брестед называет «пленительным откровением человеческого разума, занятого кладкой первых этажей здания науки», в действительности оказался строго систематизированным описанием 48 случаев из медицинской практики, включая лечение ран и хирургические операции. Каждый случай начинается с детального описания болезни, затем следует отчет об осмотре больного и перечень обнаруженных симптомов. После этого дается развернутый диагноз и выносится неумолимый приговор — излечимо заболевание или нет. Если болезнь объявляется излечимой, предписывается соответствующее лечение.

Многие наблюдения, изложенные в этом древнейшем тексте, настолько точны и детализированы, что кажутся написанными современным медиком. В описании мозга впервые имеется намек на признание его центром умственной деятельности. Точно охарактеризовано влияние повреждений позвоночника на функции кишечника и мочевого пузыря. В рукописи только однажды упоминается об использовании средств магии. За этим единственным исключением, вся работа по своей объективности стоит в ряду подлинно научных трудов, когда-либо выполненных человеком.

Из папируса Смита, который, пожалуй, действительно является копией «Тайной книги врача» Имхотепа, видно, что этот великий египтянин лишь догадывался о циркуляции крови и ее роли в организме. Хотя, по мнению некоторых ученых, Имхотепу принадлежит первое точное описание кровообращения, этот факт отнюдь не доказан. Так или иначе, он многое знал о крови и использовал эти знания в своей медицинской практике. В заслугу Имхотепу следует поставить и его трезвый, сознательный подход к предмету, который вскоре был подавлен суевериями и догмами.

Имхотеп столь прославился своим искусством, что к концу жизни его почитали как святого-целителя. Он был похоронен в Мемфисе. По иронии судьбы, больные начали совершать паломничества к могиле этого знаменитого врача-практика в надежде на чудесное исцеление. Позднее в его честь был воздвигнут храм. Наконец, в 525 году до н. э., когда Египет был завоеван персами, Имхотепа, бывшего к тому времени уже полубогом, полностью обожествили и сделали богом-покровителем медицины, «чьими заботами жизнь даруется людям и сын рождается у того, кто был бездетным». В его биографию внесли существенные поправки. Он уже более не был сыном простых смертных, его чтили как первенца бога Пта и богини Сехмет, способного исцелять больных, даровать радость материнства бесплодным женщинам и приносить счастье неудачникам.

Спустя двести лет, в период господства в Египте македонской династии Птолемеев, на острове Филе построили храм Имхотепа, в котором каждые два месяца устраивали празднества в честь важнейших событий из его мифической жизни. Развалинами этого храма можно любоваться и поныне. Почитание Имхотепа было настолько распространенным, что греки отождествили его со своим собственным богом врачевания — Асклепием, и в Мемфисском храме стали поклоняться новому, объединенному божеству — Имуфесу-Асклепиосу.

Превращение Имхотепа из обыкновенного врача в окруженное суевериями божество удивительно точно отражало тенденции развития всей египетской медицины того времени. После эпохи Древнего Царства в течение тысячелетий величие Египта, символизируемое победными войнами, пантеоном могущественных богов и неисчислимыми массами рабов, непрерывно росло. Однако именно в это время медицинская практика и изучение человеческого организма оказались в плену у традиционных догм, и примерно за 1500 лет до н. э. медицина начала быстро скатываться к обыкновенному колдовству. Достижения Имхотепа, Усафиса и Афотиса остались непревзойденными.

На другом конце Азии, в долинах рек Хуанхэ, Янцзы и Сицзянь, возникла еще одна великая цивилизация — китайская. Как и в Египте, первые этапы ее развития были ознаменованы энергичными попытками решить наиболее жгучие проблемы наиболее целесообразными методами. Это был прагматический эмпиризм древности — обычай отделять полезное от ненужного, исходя из практики.

В Китае, как и в Египте, различные убеждения , выросшие из магии и суеверий, превратились в жесткую систему религиозных воззрений на Вселенную. Все истины должны были отвечать требованиям этой системы. Согласно китайской философии, все произошло в результате столкновения двух принципов — «Ян » и «Инь», на единстве противоречий которых держится реальная действительность во всей ее полноте. «Ян» означал мужское, а «Инь» — женское начало. С принципом «Ян» ассоциировались небо, солнце , все активные, положительные качества, а с принципом «Инь» — земля, тьма, все пассивные, отрицательные качества. Абсолютное равновесие этих двух принципов было источником здоровья, мудрости, счастья, спокойствия, мира, всего положительного и желанного. Нарушение равновесия приводило к болезням, безрассудным поступкам, войнам, ко всему дурному.

Вся китайская медицина и естественные науки, особенно начиная с XI века, подгонялись под формулу «Ян-Инь». Но еще до окончательного торжества догматизма первым китайским врачам удалось сделать ряд важных открытий, результаты которых передавались из поколения в поколение как частицы мудрости древних.

Как гласит легенда, основателем китайской медицины был император Шень Нун, царствование которого относят к 2700 году до н. э. Одной из самых древних медицинских книг, имеющихся в нашем распоряжении, является «Нейцзин» — «Трактат о медицине», написанный, по предположениям, ранее 2600 года до н. э. императором Хуань-ди. В этой и поныне изучаемой книге можно найти поразительно верное замечание о Реке жизни, предвосхитившее выводы монументального труда Гарвея о кровообращении, который был завершен 42 века спустя.

«Вся кровь находится под контролем сердца, — писал легендарный Хуань-ди, — сердце регулирует всю кровь в теле. Поток крови течет непрерывно по кругу и никогда не останавливается. Это замкнутый круг без начала и конца».

Таким образом, Хуань-ди первым совершенно недвусмысленно, хотя и в общих чертах, заявил о циркуляции крови. Другой китайский врач писал о природе крови, ее составе и функциях следующее: «Кровь есть жидкая ткань тела. Она образуется из твердых и жидких продуктов питания, которые поглощает человек, и поступает в желудок, где переваривается пища. Там кровь приобретает красный цвет и разносится по многочисленным сосудам, питая все тело и перенося жизненные вещества».

Так, тысячелетия назад человек постиг истины, лишь недавно вновь открытые нами. Кровь была признана жидкой тканью, каковой она и является на самом деле. Были выработаны начальные представления о пищеварении и обмене веществ, была отмечена роль крови в качестве переносчика. И наконец было сказано, что кровь циркулирует под воздействием сердца.

К несчастью, эти открытия были преждевременными. Люди, не имевшие ни соответствующей подготовки, ни знаний, не смогли их осмыслить и правильно использовать. И здесь мы сталкиваемся с одним из парадоксов истории: чтобы человек в полной мере мог воспользоваться любым открытием, общество, в котором он живет, наука и техника его эпохи должны быть всесторонне подготовлены к этому.

Бактериальная теория заболеваний показалась бы во времена Гиппократа чепухой, так как в ту эпоху не существовало микроскопа, с помощью которого можно обнаружить бактерии. Автоматизация и любые машины, экономящие труд, в древнем Египте не нашли бы применения, ибо труд рабов был гораздо дешевле, да и хлопот с ними было несравненно меньше.

Самым первым исследователям удалось выяснить ряд важных фактов о Реке жизни и подойти к открытию других истин, но человеческое общество не было к этому подготовлено. И все-таки одно верное наблюдение, правда, ошибочно истолкованное, сохраняло колоссальное влияние на умы людей многие тысячелетия. Древние египтяне, китайцы и даже великий древнеиндийский врач Сушрута — все сходились на том, что некоторые сосуды, ответвляющиеся от сердца, пусты. Сосуды эти — артерии, и наблюдения, касавшиеся их, были совершенно правильными, так как перед смертью сокращение стенок артерий выталкивает из них кровь в капилляры и вены.

Не зная, что артерии, которые становятся пустыми только после смерти, при жизни несут кровь, древние врачи сделали вывод о передвижении по ним воздуха или какой-то жизненной силы. Для общества, считавшего жизнь скорее сверхъестественным, чем естественным явлением, это был очень благоразумный и вполне приемлемый вывод, позволявший утверждать, что артерии — прибежище некоего «жизненного духа» или души. Этой концепции суждено было искажать представления человека о циркуляции крови на протяжении многих тысячелетий.

    Меня сомненья - черт возьми! -
    Давно буравами сверлили:
    Зачем мы сделались людьми?
    Зачем потом заговорили?
    Зачем, живя на четырех,
    Мы встали, распрямили спины?
    Затем - и это видит Бог,-
    Чтоб взять каменья и дубины.
    Мы умудрились много знать,
    Повсюду мест наделать лобных,
    И предавать, и распинать,
    И брать на крюк себе подобных!
    Владимир Высоцкий.
    "Упрямо я стремлюсь ко дну"

Душа всякого тела есть кровь его?

Душа всякого тела есть кровь его. Наверное, практически все слышали это утверждение, высказанное в Библии, но не многие задумывались над тем, на чем оно основано. На мой взгляд, ответ надо искать на заре истории человечества, в эпоху неолита, задолго до появления библейских текстов, во времена матриархальных культов, культа Богини-матери, первого божества, созданного человеком. Главнейшую роль в этой религии играли женские таинства, возникшие из древнего представления женщин о самих себе как о вместительницах тайны. Это неудивительно, потому что такие явления, как менструации, беременность и рождение ребенка, не поддавались тогда никаким рациональным объяснениям. Совершенно ясно, что все это ставило женщин в совершенно особое положение по отношению к мужчинам, чьи тела не были способны на что-либо столь же необычное.

Так возникли таинства крови - совокупность учений и обрядов, связанных с менструацией, возрождением души внутри того же клана и сексуальной магией. Знание таинств крови всегда было исключительно женской привилегией, повышающей место женщин в иерархической структуре древних кланов. Менструальная кровь, называемая в те времена кровью Луны, использовалась во всех важнейших ритуалах - для усиления всхожести семян и увеличения урожая, что, замечу, в средние века наказывались с особой беспощадностью, для ритуального нанесения меток на тело инициируемого, а также во время погребальных церемоний с целью обеспечить возвращение души умершего обратно в его же племя.

Чтобы возрождение после смерти стало неминуемым, необходимо было подкрепить этот процесс жизнетворящими свойствами той крови, что истекает из врат, выпускающих в свет все живое. Обычай смешивания крови, такой как в известном индейском ритуале установления кровного братства, известен с очень давних времен. Если двое соединяли свою кровь, то они навеки становились братьями. Именно таким образом верховная служительница племени с помощью своей менструальной крови могла соединиться с душами всех своих соплеменников. В те времена существовал и другой интересный обычай: тело погибшего вдали от родных мест охотника или воина покрывали ритуальной краской, также содержащей лунную кровь. Помазание умершего этой кровью гарантировало его возрождение. В своем следующем воплощении он мог вновь соединиться с людьми своего племени.

Со временем, когда на смену матриархальным культам пришли патриархальные, отношение к лунной крови стало негативным, так, в иудаизме ее стали связывать с проклятием, ниспосланным на человечество за грехопадение Адама: менструальные кровотечения (или "нечистая рана") - считается наказанием Божьим всем потомкам Евы. Однако, несмотря на все это, сознание того, что именно кровь является символом жизни, что она священна и связана с возрождением после смерти, настолько укрепилось в сознании людей, что ее стали считать вместилищем души человека.

Библейские тексты запрещали пить кровь, как на охоте, так и у алтарей и Всевышний угрожал тому, кто прикоснется к этой запретной плоти: "Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится". Замечу, кстати, что ведическая, греческая и римская религии не налагали запрета на этот обычай. Мексиканцы, скифы, галлы, финикийцы также поглощали текучую душу, чтобы приобрести добродетели врага.

Вообще, невозможно преувеличить роль, которую играла кровь в древние времена. Без нее нельзя было скрепить сделку, клятву или дружбу. Она главенствовала во время инициации и, если возникала такая необходимость, служила лекарством от многих болезни. Недаром многочисленные каннибальские племена, победив в битвах своих врагов, употребляли в пищу их кровь и органы. Считалось, что поедание определенных частей тела жертв, передает едоку лучшие качества съеденного - его силу, храбрость, быстроту, ум… По сути, здесь мы сталкиваемся с примерами типичного вампиризма - поглощая кровь (душу) своей жертвы, человек приобретает ее жизненные силы, становясь сильнее и обретая новые возможности.

Если в иудаизме представление о крови всегда было сложным и противоречивым: она считалась одновременно и символом жизни, и символом греха, то Новый Завет настаивает на изначальной ее добродетельности. Там говорится, что Христос пролил свою кровь во спасение человечества. Прежде чем претерпеть муки на кресте, Сын Божий сам неявно указал на искупительное значение крови, когда во время Тайной вечери угощал ею, преображенной в вино, своих учеников. Поэтому первым отцам Церкви приходилось бороться со слишком буквальным восприятием библейской трапезы: оно грозило возвращением к языческим обрядам приношения в жертву человека или к ритуальному людоедству.

Чудовища, пьющие кровь

Бесценный божественный дар, которым владеет каждый легко потерять, и страх за свою душу породил в сознании людей множество монстров, жаждущих испить человеческую кровь. Кровожадные божества, демоны, духи и чудовища встречаются во всех уголках Земли, в мифах и религиозных верованиях разных народов. Первая документально зафиксированная "встреча" с вампиром произошла в Месопотамии более пяти тысяч лет назад - археологами была обнаружена ваза с изображением человека, борющегося с огромным существом, которое пытается высосать его кровь. В ассирийском пантеоне существовали демоны, проходившие сквозь стены, сосавшие кровь из жил, вавилонское божество пило кровь младенцев, греки вызывали тени Аида, жаждущие струящейся жертвенной крови, в Китае в шестом веке до нашей эры, также были обнаружены следы вампиров. Легенды о кровососущих чудовищах можно услышать, в том числе, в Индии, Малайзии, Полинезии, на землях ацтеков и эскимосов.

Однако все эти кровососущие монстры вовсе не те классические вампиры, хорошо знакомые нам едва ли ни с самого детства. Прожорливые мертвецы, выбирающиеся из своих могил и отправляющиеся на охоту за человеческой кровью появились значительно позднее, а в древности главными охотниками за жидкой душой были всевозможные демонические существа и кровожадные духи. Но о средневековых вампирах мы поговорим чуть позже.

Кровавые жертвоприношения

Кровь бесценна, кровь необходима для жизни, она способна продлить или даже вернуть ее, и поэтому кровь - лучшая жертва для любого божества или духа, пришедшего из потустороннего мира. В основе культа кровавых жертвоприношений, бесспорно, лежало верование, что только пролитием крови и смертью невинного и чистого существа человек может угодить Богу и достигнуть своего примирения с ним. Поэтому неудивительно, что в древности был широко распространен культ приношения в жертву не только животных, но и людей и притом преимущественно - грудных младенцев, невинных юношей и целомудренных дев. На основе дошедших до нашего времени исторических документов, можно утверждать, что в жертву богам приносили людей древние индийцы, персы, сирийцы, финикияне, египтяне, арабы, карфагеняне, эфиопляне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне, литовцы, скандинавы, скифы и др.

В древности подобные представления бытовали повсеместно, кровавые жертвоприношения совершались практически во всех регионах. Один ученый историк замечает, что в Азии едва ли можно найти пядь земли, которая не была бы обагрена кровью жертвенных животных. Мы знаем о ветхозаветных жертвоприношениях, также практика ритуальных кровопролитий широко практиковалась в Древней Греции и Риме. Что касается греков, то и у них, несмотря на их высокую культуру, не были редкостью человеческие жертвоприношения, хотя и были они распространены преимущественно среди островитян. Впрочем, сами афиняне, в день каждого нового года, приносили в жертву Минотавру семерых юношей и семерых дев, которых они торжественно приводили к идолу и побивали пред ним дубинами. На острове Крите, где будто бы находилась могила Зевса, человеческие жертвоприношения были наиболее употребительными. Здесь приносили в жертву богам каждого чужеземца, случайно попавшего на берег, причем с его спины сдирали кожу, чтобы извлечь из тела всю кровь, которой приписывали особую искупительную силу и которую критяне пили с жадностью. Критский царь, Девкалионид Идоменей, по обету, данному богам, принес в жертву собственного сына, так как, по верованию критян, то же самое ради них сделал с своим сыном и бог их - Хронос. Лесбосцы приносили людей в жертву богу своему Дионисию. Таврическая Артемида представляется особенно кровожадною богиней: пред ее истуканом ежедневно приносили в жертву одного мужчину, преимущественно из чужестранцев, потерпевших кораблекрушение, и приплывших к острову. Кровь такой жертвы вливали в особую чашу и, смешав ее с водою, употребляли, как величайшую святыню.

Практика жертвоприношения высшим силам была известна многим древним народам, однако нигде подобные жестокие ритуалы не достигали такого размаха, как у индейцев Мексики. Особенно этим ритуалом прославились ацтеки, которые даже вели специальные войны для захвата пленников с целью принесения их в жертву. Одной из причин такой воинственности была религия. Считалось, что каждую ночь повторяется борьба Солнца с Луной и звездами, и если солнечное божество проиграет сражение, то жизнь обречена на гибель в темноте. Силы божества должны восстанавливаться каждый день и согласно представлениям ацтеков для этого как нельзя лучше подходила человеческая кровь, которую они называли "драгоценнейшей водой". Ученые не единогласны в подсчетах, сколько людей ацтеки убивали ежегодно, но скорее всего по всей империи в жертву приносили около 20 000 человек.

Безумие Средневековья

Кровью расписывались на заключенных с "нечистым" договорах те, кто за временные земные блага отдавал ему свою бессмертную душу… Это было символично: частичка собственной души оставлялась на пергаменте как залог полной будущей передачи ее в руки дьявола. Считалось, что кровь привлекает демонов, поэтому ее использовали для вызова обитателей преисподней. Так, в одной из средневековых книг описывается очень простой способ обогатиться с помощью дьявола. Для этого маг должен принести на перекресток двух дорог черную курицу, которая ни разу в жизни не неслась. Там, в полночь, он должен разрубить птицу пополам и произнести короткое магическое заклинание. Затем ему следовало повернуться лицом к востоку, опуститься на колени и призвать дьявола, прочтя другое заклинание. При этом следовало держать перед собой кипарисовый жезл. Дьявол тут же появится, готовый исполнить любое желание.

Жиль де Рэ и философский камень

Помимо использования в качестве "чернил" для заключения сделки с дьяволом, средневековые алхимики широко применяли кровь и для получения философского камня. Что представляет собой философский камень? Думаю, первый ответ, который придет в голову, будет примерно таким - философский камень, это некое вещество, способное превращать неблагородные металлы в золото. Ответ, в целом верный, однако на самом деле, алхимики наделяли философский камень более важными свойствами, считая, что он является, ни много, ни мало эликсиром бессмертия. И что вполне логично, важным компонентом философского камня была человеческая кровь, причем чаще всего в средневековых трактатах упоминается кровь рыжеволосого мужчины.

Одним из искателей таинственного эликсира был бывший соратник Жанны д"Арк, Жиль де Рэ (1400-1440), который, завершив военную карьеру, по возвращении в свои владения, увлекся алхимией, пытаясь, с помощью исследований крови, найти секрет философского камня. Считается, что во время этих изысканий в нем пробудились самые порочные инстинкты, что привело к гибели в страшных муках около 300 детей. Ныне образ Жиля де Рэ ассоциируется, скорее, с людоедом или легендарным "Синей Бородой", однако чаще всего его все же называют "историческим вампиром".

Насколько обоснованы эти обвинения? Даже при беглом знакомстве с биографией этого человека создается впечатление, что он, скорее всего не совершал приписываемые ему преступления.

Жиль де Рэ, потомок благородного бретонского рода в детстве получил превосходное образование, знал древние языки. Плоды этого воспитания и проявились в любви Жиля к собиранию книг, коллекционированию древностей, в пытливости ума проявляемой им на протяжении всей жизни. Несмотря на то, что большую часть своей жизни Жиль де Рэ провел в в военных походах, он сделался обладателем очень богатой библиотеки, на приобретение книг для которой не жалел денег.

С 1427 года он принимал участие в военных действиях французской короны, во время Столетней войны между Англией и Францией, был телохранителем и ментором Жанны д"Арк, военным руководителем ее ополчения. В двадцать пять лет, в июле 1429 года, после того, как войско Жанны д"Арк вступило в Реймс и Карл VII был коронован, Жилю присвоили звание маршала Франции. Но затем последовали поражения и гибель Жанны д"Арк. Жиль приложил огромные усилия, чтобы спасти своего кумира, когда в 1431 году Жанна попала в плен, он собрал войско из наёмников и двинулся к Руану, но опоздал: Жанну казнили. Замечу, что впоследствии много денег он израсходовал на прославление Жанны д"Арк. Он заказал "Орлеанскую мистерию" и в течение 10 лет оплачивал ее постановку в театре.

Выйдя в отставку, Жиль де Рэ поселился в своем замке, где он жил как король, с охраной в две сотни рыцарей, личной церковью с тридцатью канониками, обширной библиотекой редких рукописей. Тут он мог свободно предаваться своим увлечениям. С этой поры в свите маршала начали появляться разного рода толкователи снов, маги, чародеи и алхимики. Последние, используя щедрое финансирование своего хозяина, вели поиски философского камня, эликсира молодости, технологии превращения недрагоценных металлов в золото и тому подобное. Жиль де Рэ оплачивал их исследования не только в силу жажды стяжания, поскольку в то время материальные проблемы его не особенно тяготили. Скорее всего, маршал, будучи человеком весьма эрудированным, жаждал общения с людьми необыкновенными, чей кругозор выходил за рамки обыденных представлений того времени.

Однако такая жизнь не могла продолжаться слишком долго. В конце августа 1440 года епископ Нантский Жан де Малеструа в своей проповеди сообщил прихожанам, что ему стало известно о гнусных преступлениях "маршала Жиля против малолетних детей и подростков обоего пола". Вскоре был подготовлен обвинительный акт, где в 47 пунктах формулировалась сущность претензий к Жилю де Рэ со стороны церкви. Среди главных обвинений фигурировали человеческое жертвоприношение домашнему демону, колдовство и использование колдовской символики, убийство невинных мальчиков и девочек, расчленение и сжигание их тел, а также выбрасывание их тел в ров (то есть непредание земле по христианскому обычаю), сексуальные извращения, оскорбление действием служителя католической церкви".

13 сентября 1440 года епископ вызвал де Рэ, который не оказал сопротивления, в суд, который происходил в епископской резиденции. Жиль де Ре, представ перед судом, отверг все обвинения, потребовал себе адвоката и своего нотариуса, для ведения протокола заседания, независимо от судебного. В этом ему было отказано. Де Рэ упорно не признавал законности суда и заявлял, что "лучше пойдет на виселицу, чем в суд, где все обвинения - ложь, а судьи - злодеи разбойники и богохульники!" Позже маршал согласился давать показания, точнее согласился выслушать составленное заранее обвинение. Однако из всего списка предъявленных ему обвинений Жиль признался лишь в чтении одной книги по алхимии, которую дал ему некий шевалье из Анжу, ныне обвиняемый в ереси, и в разговорах об алхимии и постановке соответствующих опытов в своих домах в Анжере и Тиффоже. Все остальное, а особенно вызов демонов и заключение договора с дьяволом, Жиль отрицал, и чтобы доказать свою невиновность, он предложил судьям прибегнуть к испытанию каленым железом. Предложение Жиля не было услышано, но судьи в ответ приняли решение о применении пыток. Растянутый на "лестнице", маршал Франции быстро прекратил запираться и пообещал, как отмечено в судебных отчётах, сознаться "добровольно и свободно".

В целом в ходе заседаний было заслушано сто десять свидетелей, включая доносчиков. Сначала разбирались пункты обвинения, связанные с алхимическими изысканиями Жиля де Рэ и его сношениями с нечистой силой. Многие свидетели утверждали, что видели своими глазами помещения по первому этажу замка Тиффож, украшенные каббалистической и сатанинской символикой. Штатные алхимики маршала Франции рассказали о сути проводившихся по его указанию экспериментов. На следующем заседании суд постановил предать обвиняемого, как уличённого в лжесвидетельстве, новой пытке. После обеда Жиль де Рэ был доставлен в пыточную камеру и вновь растянут на "лестнице". Как и в первый раз, он быстро попросил прекратить пытку и заявил, что готов "свободно сознаться".

Жилю де Рэ было предложено примирение с Церковью. Это позволяло избежать гибели на костре, поскольку покаявшегося еретика нельзя было сжигать живым. Примирившихся с Церковью душили на костре, что было все-таки быстрее и гуманнее смерти в огне. Маршал согласился на примирение. Рано утром 26 октября Жиль де Рэ принёс публичное покаяние в совершенных им преступлениях в кафедральном соборе Нанта, при большом стечении народа. Он попросил прощения у Церкви, короля, родителей умерщвлённых им детей, сказал, что страшится небесного суда и попросил всех, кто мог его слышать в ту минуту, молиться о спасении его души.

Судебное разбирательство по делу барона де Рэ выглядит как незаконное. Ни один из 5000 слуг барона не был вызван в суд для дачи показаний, незначительные показания вообще не заслушивались, а его собственные приближенные подвергались пыткам и, дав показания против барона, освобождались. Многое в этой истории вызывает сомнение. Слуг и "колдунью" Перрину Мартен допрашивали под пыткой настолько жестокой, что женщина не пережила ее. Остается непреложным фактом и то, что в замках маршала не нашли ни одного трупа. К тому же надо учесть, что в то время во Франции ежегодно исчезали не менее 20 тысяч мальчиков и девочек. Доказаны были лишь занятия алхимией. Любопытно также и то, что, узнав о намерении расследовать его преступления. Жиль согласился на то, чтобы его предали церковному суду. Это также, пожалуй, признак невиновности.

К тому же, следует учесть, что в число судей были назначены злейшие недруги барона. Некоторые историки недаром сравнивают процесс по делу Жиля де Рэ с судом над тамплиерами: и там и тут вымышленные обвинения, сфабрикованные, чтобы создать предлог для захвата имущества осуждённых. Возможно, барона оговорили по заказу короля Карла VII, бывшего другом де Рэ, а впоследствии превратившегося в его злейшего врага. В 1992 году французские ученые добились исторической справедливости - организовали новый "посмертный суд" в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов полностью оправдал маршала де Рэ.

Чума, порфирия и вампиры

Существует немного документов, относящихся к средневековью, в которых речь идет собственно о вампирах (кровососущих мертвецах). И только в XI веке в Европе заговорили об умерших без причастия или отлученных от церкви покойниках, которые выходят по ночам из своих могил, чтобы наводить ужас на живых или высасывать у них кровь. С этого времени получают распространение истории о мертвецах, тела которых, не тронутые тлением, находили вне могил. Коллин де Планси в своем Адском словаре передает рассказ одного из епископов на Втором Церковном Соборе в Лиможе (1031): по словам священника, тело некоего отлученного от Церкви рыцаря его епархии несколько раз находили далеко от могилы. Из смешения таких "страшных" историй, которые во множестве бытовали в средневековом христианском мире, и языческих легенд (например, северных саг) явились живые мертвецы, пьющие кровь - вампиры. Само понятие пришло из Исландии и других скандинавских стран, а также с Британских островов, где, наряду с другими, были сильны верования, которые принесли с собою кельты. Первые описания вампиризма появились именно на Британских островах, но вплоть до эпохи Возрождения они носят эпизодический характер, не оставляя стойкого следа в общественном сознании.

Что же послужило причиной возникновения мифа о пьющих кровь мертвецах? Большинство исследователей связывают его с двумя заболеваниями - чумой и порфирией.

Чума … Легко понять ужас люди перед этой беспощадной болезнью, эпидемии которой время от времени прокатывались по средневековой Европе вплоть до XVIII века. Никто не знал, когда она придет и когда закончится. Тем самым чума превращалась в бедствие даже более страшное, чем война. В периоды эпидемий не меньше, чем от физического недуга, люди страдали от моральной депрессии, что создавало идеальный климат для психозов. Самой страшной эпидемией чумы в Европе стала так называемая "черная смерть", свирепствовавшая на континенте в XIV веке. Она унесла миллионы жизней - почти четверть населения Европы. Повозки, доверху груженные телами умерших, каждую ночь вывозили свой страшный груз из городов, направляясь к могильным ямам. Красные кресты отмечали двери домов, где поселилась смертельная зараза, и часто даже близкие родственники бросали своих больных на произвол судьбы из страха заразиться. На пустынных улицах валялись разлагающиеся трупы, как будто живые оставили города во власть смерти и мертвых.

Чтобы избежать распространения эпидемии, человека торопились похоронить, даже не удостоверившись в его клинической смерти. А спустя несколько дней в семейном склепе находили прекрасно сохранившийся, перепачканный кровью труп. Вывод делался сразу: умерший стал вампиром. Хотя, скорее всего, похороненный заживо несчастный долго и мучительно умирал в своем гробу и в агонии наносил себе раны, тщетно пытаясь освободиться из деревянного плена. Так же известно, что тело человека, умершего от чумы разлагается не так, как обычно. Когда во вскрытых могилах находили раздутые жиром тела со все еще растущими волосами, у людей создавалась полное впечатление, что эти люди по-прежнему живы. Кроме того, чумная бактерия разлагала ткань, которой закрывали перед захоронением лицо покойника, поэтому вампиров также стали называть "пожирателями саванов".

В атмосфере ужаса и отчаяния, сопровождавшей эпидемии чумы, слухи о вампирах могли легко возникать и широко распространяться, передаваясь от селения к селению, от человека к человеку, поэтому не удивительно, что пики активности вампиров приходится как раз на периоды эпидемий.

Вторая "вампирская" болезнь, способствовавшая появлению мифу о вампирах - порфирия . Это редкое генетическое заболевание, при котором у больных под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Больным порфирией противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания. В процессе болезни деформируются сухожилия, что в крайних проявлениях приводит к скручиванию пальцев, кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется большей подвижностью в ночное время. Черты лица могут исказиться до неузнаваемости, сделаться пугающими. Люди, больные порфирией прячутся от света и выходят на улицу только по ночам. Вполне возможно, что некоторые из них пили кровь, интуитивно чувствуя, что только так они могут восполнить потерю гемоглобина. Неудивительно, что подобные симптомы болезни воспринимались окружающими как проявления вампиризма и только усиливали всеобщий психоз и веру в оживших, пьющих кровь мертвецов.

Читайте также: