Закон об иммиграции во франции. Законодательство разных стран о правах инвалидов

В 1982 году ООН призвала все государства и международные организации проводить различные мероприятия с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Франция постановлению ООН в отношении инвалидов следует. В России сегодня 13 миллионов инвалидов.


3 декабря во всем мире отмечается Международный день инвалидов. Праздником в привычном смысле слова его назвать трудно. И тем не менее, людям с недугами, которые можно квалицировать как инвалидность? в этот день уделяется больше внимания, чем обычно.

Международный день инвалидов был учрежден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1982 году. ООН призвала все государства и международные организации в этот день проводить различные мероприятия с целью интеграции инвалидов в жизнь общества. Франция постановлению ООН в отношении инвалидов следует. И относится это как к повседневной жизни инвалидов, так и к профессиональной.

Сначала надо установить, что такое инвалидность. Вот как определяют это понятие эксперты Всемирной организации здравоохранения. Инвалидность - это "ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов".

Итак, во Франции к нуждам инвалидов относятся серьезно. Это касается как профессиональной жизни, так и быта. Инвалид не должен чувствовать себя ущемленным в профессиональном смысле. Во Франции существует закон, согласно которому инвалиду не должны отказывать при поступлении на работу. Газета "Паризьен" к Международному дню инвалидов проинтервьюировала нескольких человек. Одна из них- адвокат рассказала, что она - цитирую - "работает головой". Конечно, жаль, что ей приходится сидеть в кресле.

В Париже существуют специальные бюро по найму для инвалидов, и многие через них находят работу. Во всех общественных местах, в музеях существуют специальные подъемники для инвалидов. Установлены специальные платформы для инвалидных колясок в городском транспорте. Такая забота об инвалидах - не особенность Франции. На Западе к инвалидам не относятся как к людям ущербным, их считают полноценными членами общества.

В России, где также отмечается Международный день инвалидов - по словам уполномоченного по правам человека при правительстве Владимира Лукина - сегодня 13 миллионов инвалидов. Их число с каждым годом растет. В России инвалидами ежегодно признаются 3,5 миллиона человек. Цифра огромная. Причины специалисты называют разные: низкий уровень развития российских регионов, низкое качество здравоохранения, экологические проблемы, производственный травматизм, трамвы в ходе военных действий. Причин много. Ну, а что касается вопросов, связанных с соблюдением прав инвалидов, они - по словам Лукина - носят острый характер, положение инвалидов в России остается тяжелым.

Муж - инвалид по зрению. Сможем ли мы воспользоваться льготами для инвалидов во Франции, на транспорте и в музеях? Действует ли в Париже пенсионное удостоверение РФ? Нужен ли его заверенный перевод? Или мы там на общих основаниях?

когда лучше звонить в Консульство Франции для записи на подачу документов на визу


Звонить лучше прямо сейчас)
Потому что там запись очень заранее. Не знаю, как сейчас дела обстоят, а по весне месяца за 3 записывали.

Можно на этой страничке задать вопрос и по ж\билетам.Указана графа для пассажира - 60+. Это для нас,россиян, действует?Мне 61.Может взять пенсионное и копию? И в музеях такая опция есть.Или только для граждан Евросоюза,как,например, в Италии?

действует, возраст указан в паспорте, там видно, что 61 и т.д. Никакие ваши удостоверения не нужны. Так же можно и с детьми ехать или бесплатно до 4 лет или со скидкой. И документом на ребенка(паспорт).

Насколько я поняла,эти льготы для инвалидов распространяются только на граждан стран евросоюза, но сердобольные французы(низкий им поклон)считают что инвалид он и на чужбине инвалид и наших тоже везде бесплатно пускают. Ваша мама может пройти с Вами бесплатно, как сопровождающее лицо. Кстати, если будите получать визу имейте ввиду, для инвалидов и сопровождающих их лиц во французком посольстве виза бесплатно. Если есть воаросы обязательно задавайте.

Не знаю про инвалидов, но для детей и молодежи до 25 лет есть скидки или вход бесплатный и для этого не надо быть членом ЕС. А сердобольные, действительно, с благодарностью вспоминаю кассира в Версале, я была с поемянницей, ей было 12 лет, я сказала это в кассе, кассир посмотрела на нее и говорит, скажите на входе, что ей 11. И мы на нее билет не брали.

МЕДИЦИНА Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. Медицинское обслуживание во Франции платное.

Оплата медицинского обслуживания во Франции осуществляется через страховые компании, называемые "кассами". У каждого работающего француза снимается определенный процент заработной платы, чтобы в дальнейшем можно было оплатить медицинское обслуживание и возвратить стоимость лекарств. Даже получая пенсию, француз продолжает платить в "кассы". Если человек заболевает и нуждается в стационарном лечении, то 33 дня пребывания в больнице оплачивает "касса". Все остальное время больной должен оплатить из своего кармана. Если болезнь длится больше 60 дней, человек переводится в бесплатные больницы. Если это состояние продолжается 3 года, человек получает инвалидность. Во Франции существует две группы инвалидности: 1-я группа, когда человек не может обслуживать себя сам; 2-я - все остальные.
При каждой больнице имеется поликлиника для амбулаторных больных. Для официально признанных неимущих существуют бесплатные поликлиники .

Аптеки во Франции обозначаются зеленым крестом и надписью на французском языке. Время работы аптек везде разное, но большинство работает с 9.00 до 20.00. Список дежурных аптек вывешен на двери каждой аптеки.

ПЕНСИЯ

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет (и мужчины, и женщины). Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже (например, шахтеры).
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах:
- Пенсионное накопительное страхование: пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых Вами на протяжении трудовой деятельности.
- Солидарность: пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих.
Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро или 5,000 долларов в год, максимальная в два раза больше.

ПОСОБИЯ

Семейная политика заключается в том, чтобы помочь родителям успешно сочетать воспитание детей и работу. Поэтому значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей , предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми.
Выплата пособия родителям на воспитание детей вне зависимости от наличия у них собственных средств назначается, если один из родителей, имеющий стаж работы не менее двух лет, решает прервать работу для воспитания детей в возрасте до 3 лет. На помощь семье для найма няни по уходу за детьми также выделяется помощь (до исполнения ребенку 6 лет). Существуют также ежемесячные выплаты в качестве пособия на ребенка дошкольного возраста для категории малоимущих. Существуют и другие специфические виды помощи, например, пособие к началу учебного года, выплачиваемое семьям с низким доходом, и семейная надбавка, выплачиваемая многодетным семьям с детьми старше 3 лет. Выплачивается также поощрительное пособие для женщин, желающих вернуться на работу. Оно также выплачивается не имеющим доходов женщинам, ищущим работу, в том числе получающим минимальные социальные пособия (пособие на трудоустройство, надбавка одинокому родителю, пособие вдовам), а также женщинам, получающим специальное пособие солидарности или пособие на трудоустройство. Кроме того, в случае возобновления работы временно сохраняется пособие по уходу за ребенком. Этот порядок предусматривает получение совокупно как пособия, так и дохода от трудовой деятельности в течение двух месяцев при возрасте ребенка от 18 до 30 месяцев и призван облегчить возвращение женщины на работу, сокращая время ее отсутствия на рынке труда.

Во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья , которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия . Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья . Во Франции существует закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье.

Примерно десятая часть - (5 миллионов 350 тысяч) всех жителей Франции - люди с инвалидностью. Эта проблема имеет много аспектов - экономический, социальный, медицинский, морально-этический. По тому, как общество относится к своим согражданам с особенностями здоровья, можно судить о степени его цивилизованности и гуманности. В этом смысле Франция может служить хорошим примером.

Начнём с того, что Франция - единственная страна, где с недавних пор (по инициативе президента Франсуа Миттерана) существует специальное министерство, занимающееся проблемами людей с тяжкой жизненной судьбой. Это ведомство возглавляет государственный секретарь по делам инвалидов при министерстве солидарности, здравоохранения и социального обеспечения. Его зовут Мишель Жиллибер, он - личный друг президента и… передвигается в кресле-каталке (следствие авиакатастрофы). За полтора года своего существования министерство месье Жиллибера, знающего, как вы понимаете, нужды инвалидов отнюдь не понаслышке, добилось очень многого. Одно из свидетельств тому - опросы общественного мнения, согласно которым этот министр по уровню популярности занимает третье место среди членов правительства.

Чем же конкретно занимается столь необычное министерство? Прежде всего это экстренные меры, которые призваны дать реальные улучшения в положении инвалидов.

Под руководством Мишеля Жиллибера и его сотрудников на ряде государственных предприятий созданы специальные рабочие места для людей с физическими и умственными недостатками, а в центрах трудовой помощи инвалидам число таких мест стало ежегодно увеличиваться на 1700. Принято решение, что 5 процентов всего нового жилья в стране должны составлять квартиры, специально оборудованные для инвалидов. В обязательном порядке должны быть приспособлены для них все общественные здания, построенные или реконструированные после 1979 года.

Оборудованы пандусы (съезды) на тротуарах, автостоянках, у входов в дома, а также специальные лифты для колясок. Немало сделано в области транспорта. Так, многие линии метро в Париже, Марселе, Лионе и Лилле уже полностью или частично доступны для инвалидов. Этого, правда, пока нельзя еще сказать об автобусном парке. Но вот на 60 железнодорожных вокзалах страны оборудуются комнаты отдыха для инвалидов, приспособленные для них туалеты и эскалаторы, а в ряде аэропортов сооружаются лифты и движущиеся тротуары. Добавлю, что по инициативе ассоциаций инвалидов (а таких ассоциаций во Франции более 2 тысяч) во многих городах создана сеть автотранспорта, который доставляет больных людей на работу и домой.

К 1983 году, говорит он, энергетический и экологический кризисы заставили нас всерьёз заняться проблемой перевозок пассажиров. О метро речи не было, ибо его строительство оправдало бы себя при населении не менее 800 тысяч человек, а в нашем городе насчитывалось 157 тысяч жителей. Тогда мы разработали проект «гренобльского трамвая», который был одобрен на общегородском референдуме. По заказу мэрии компания «Альстом» осуществила проект, создав модель, которая отличается от прежних — не только современным видом и очень небольшим шумом, но и крайне легким доступом инвалидных колясок в вагон. Его пол лишь на 35 сантиметров возвышается над рельсами, а на остановках тротуар поднят таким образом, что отпала необходимость в ступеньках. Кстати, это стало удобно не только для инвалидов, но и для мам с колясками, для детей и стариков…

Вторая часть «плана Жиллибера» - теоретическая, то есть принципы правительственной политики в данной области. Я прошу самого министра рассказать об этом.

Мы исходим из того, что проблема инвалидов имеет не только медицинский, но прежде всего социальный аспект, - говорит месье Жиллибер. - Ведь все люди без исключения имеют право на работу, досуг, доступ к культурным ценностям. Именно поэтому более половины ассигнований, выделяемых у нас в стране на социальное обеспечение, идет на нужды инвалидов. По размеру этих пособий (государственных) Франция занимает одно из первых мест в Европе. Собеседник напоминает, что нынешняя французская система образования, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов формировалась отнюдь не в последние годы, а на протяжении десятилетий. Закон об обязательном среднем образовании, принятый более ста лет назад - ещё в 1882 году, распространялся на всех детей, в том числе и с различными недостатками (последние в зависимости от способностей должны учиться в обычной школе либо специализированной). Их профориентацией занимаются соответствующие комиссии, которые есть в каждом департаменте. Именно они, изучив документы ребёнка, принимают решение о степени его инвалидности, а также о пособии на его дальнейшую учебу. При министерстве просвещения действует национальный центр заочного обучения инвалидов, организующий для них различного рода бесплатные курсы. В эту деятельность включаются и университеты, которые также бесплатно рассылают в видеозаписях свои учебные пособия для инвалидов. Занятия с теми, кто прикован к постели, проводит ассоциация «Школа у вас дома». Разумеется, учебные классы есть и в больницах.

И ещё одно: по закону все инвалиды имеют право на обучение в вузах страны, и также на особо оборудованное жильё в студенческих общежития или в специализированных домах для людей с физическими недостатками. Существует и сеть средних учебных заведений для детей-инвалидов. При незначительной или средней умственной отсталости они учатся в спецклассах при обычных школах (программа - та же, но времени на нее отведено больше); есть и много учреждений, где обучают детей с тяжелой инвалидностью.

Министр Мишель Жиллибер рассказал и о системе учреждений, занимающихся предоставлением работы больным гражданам. В госсекторе это прежде всего - национальное агентство по трудоустройству, в частном - специальные службы подготовки инвалидов. Вот как они взаимодействуют. К примеру, власти оказывают предпринимателям денежную помощь при переоборудовании рабочего места для инвалида (дотация может составлять до 80 процентов расходов), а хозяин обязан соблюдать установленную законом квоту - инвалиды составляют от 2 до 6 процентов всего персонала. Правда, после решения соответствующих инстанций он может снизить зарплату тому, чья трудоспособность ограниченна, но, если состояние здоровья не влияет на производительность труда, инвалид должен получать жалованье наравне со всеми другими коллегами. Вообще же, минимальная зарплата во Франции опять-таки гарантирована законом. Стоит рассказать о предприятиях и мастерских, где используется только труд инвалидов. Им предлагается выполнять функции обычных рабочих не менее чем на одну треть, а те, кто на~это не способен, заняты в центрах трудовой помощи, получая до 70 процентов минимальной зарплаты.

Шампиньи - сонный городок минутах в двадцати от Парижа. У входа в центр трудовой помощи меня встретил его директор, доктор психологии Жерар Збири. Мы прошли по двум небольшим зданиям, где размещено несколько мастерских. Нехитрые операции по производству вешалок, шурупов и прочей мелочи здесь выполняют вчерашние пациенты психиатрических лечебниц.

За 50 инвалидами, собранными сюда из двух департаментов Франции, постоянно присматривают 10 врачей, воспитателей и техников. Средств, вырученных от продажи простеньких изделий, конечно же, не хватает для нормальной зарплаты больным, и потому для обеспечения хотя бы ее минимального размера государство выделяет подобным центрам немалые ассигнования.

Наша главная задача - адаптировать инвалидов к нормальной жизни, - говорит доктор Збири. - Человек трудится в специализированной мастерской до тех пор, пока мы не сочтем возможным перевести его на обычное предприятие, хотя, быть может, и на приспособленное для него рабочей место. В идеале мы стремимся к тому, чтобы наши сограждане, обделенные в физическом или умственном отношении, не были отгорожены от нормальной жизни, более того - имели бы возможность как-то вписаться в неё. Конечно, такая цель не всегда достижима в силу объективных причин, но всё же наша деятельность, которая координируется министерством по делам инвалидов, направлена именно на это.

Директор продемонстрировал 15-минутную видеокассету, которая подробно рассказывает о жилищных условиях и досуге его пациентов. Вот, например, несколько квартир, построенных на средства муниципалитета для умственно отсталых людей. Обычно такая квартира состоит из четырех комнат: в трёх живут (по двое) инвалиды, в четвёртой - воспитатель. Ежедневно жильцов посещает врач-психиатр. Когда медики приходят к выводу, что их подопечные уже получили навыки нормальной жизни (скажем, научились пользоваться общественным транспортом), их переселяют в квартиры поменьше: они по-прежнему живут по двое в комнате, но уже без воспитателя, который лишь навещает их раз в день.

Предвижу читательский вопрос: очевидно, в Шампиньи потому так возятся с инвалидами, что речь идет о состоятельных людях? Во-первых, центр в Шампиньи - отнюдь не исключение, а правило. Во-вторых, все деньги на это (вот уж поистине щедрое милосердие, а не жалкая милостыня!) выделяются из бюджетов мэрии и министерства Мишеля Жиллибера.

О положении инвалидов во Франции можно писать бесконечно. Забота о них видна с первых же минут пребывания в стране. Представьте себе человека, катящегося в инвалидной коляске по Эрмитажу или Музею имени Пушкина в Москве… А вот в Лувре таких посетителей видишь очень часто. Специальные места в театрах и кино, соревнования, организуемые Французской федерацией инвалидного спорта, социальные гарантии (пенсии по старости, оплата медобслуживания), как и здоровым гражданам, плюс пособия в зависимости от недуга. Всё это имеют инвалиды. Впрочем, сами французы считают ситуацию в этой сфере очень, далёкой от идеала…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовой статус иностранцев во Франции

правовой иностранец конституционный законодательство

Положения, относящиеся к правовому статусу иностранцев, во Франции встречаются как в текущем законодательстве, так и на конституционном уровне. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., продолжающая действовать и в настоящее время, именно потому и получила свое название, что в значительной своей части обращена к «человеку», т.е. ко всем лицам, находящимся на территории государства, независимо от наличия или отсутствия у них французского гражданства. Этот исторический документ содержит важнейшие положения, которые были восприняты, нередко дословно, большинством стран мира и стали основой целого ряда международных документов. Ст. 1 Декларации гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на соображениях общей пользы». В ст. 4 содержится ставшая классической формулировка принципа свободы: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают всем прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом». Требования к закону содержатся в ст. 5 Декларации: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом». К иностранцам в той же мере, как и к гражданам, относятся содержащиеся в Декларации уголовно-процессуальные гарантии, а также свобода выражения мнения и гарантии права собственности. Другой конституционный документ - преамбула Конституции Франции 1946 г., также являющаяся составной частью действующей конституции страны, провозгласила, что «всякий человек без различия расы, религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми и священными правами». Преамбула дополнила Декларацию целым рядом социальных прав, распространяющихся и на иностранцев. Кроме того, преамбула устанавливает, что «всякий человек, преследуемый за свою деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территории Республики».

В преамбуле Конституции 1958 г. провозглашается приверженность французского народа «правам человека и принципам народного суверенитета, как они определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года». Кроме того, в ст. 1 Конституции говорится о том, что Франция «обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования». Интеграционные процессы в рамках Европейского Союза нашли отражение в статьях 78-2 и 78-3, первая из которых создает правовую основу для передачи ЕС полномочий на установление правил, касающихся свободного передвижения лиц, а вторая предоставляет проживающим во Франции иностранцам - гражданам ЕС право избирать и быть избранными на муниципальных выборах.

Действующее конституционное законодательство Франции включает помимо собственно конституционных актов и основные принципы. В абзаце 1 Преамбулы подтверждается действие «основных принципов, признанных законами Республики». В данном случае имеются в виду принципы, которые содержались в текущем законодательстве, принятом в период первых трех Республик (1792-1804; 1848-1852; 1870-1940 годы). Как отмечалось в российской научной литературе «закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободы ассоциаций таковым является. На существование такого принципа указал, в частности, Конституционный совет в решении от 16 июля 1971 г.» (Маклаков В.В. Вступительная статья к Конституции Франции // Конституции зарубежных государств. - М.: Издательство БЕК, 1997. - С. 95). Это означает, что текущее законодательство оценивается Конституционным Советом с точки зрения реализации в нем основных принципов.

Что касается собственно регулирования правового статуса иностранцев на уровне текущего законодательства, то относящиеся к этому положения «рассыпаны» по целому ряду законов и подзаконных актов. Среди них особо следует выделить Ордонанс 45-2658 от 2 ноября 1945 г. (ордонанс во Франции - это акт главы государства). Данный акт регулирует условия въезда и пребывания иностранцев во Франции, за исключением случаев, когда положения международных договоров и соответствующих правил не устанавливают иное. Кроме того, положения Ордонанса не применяются к дипломатическим и консульским представителям.

Ст. 1 Ордонанса содержит определение понятия «иностранец». Под термином «иностранцы» понимаются все индивиды, не имеющие французского гражданства, которые являются либо иностранными гражданами, либо лицами без гражданства.

1 . Въ езд во Францию

Согласно ст. 5 Ордонанса для въезда во Францию каждый иностранец должен иметь при себе «документы и визы, требуемые в соответствии с действующими договорами и правилами». Данная формулировка позволяет конкретизировать требования применительно к каждой конкретной стране.

В соответствии с международными договорами иностранец должен иметь документы, предусмотренные декретами Государственного Совета и относящиеся как к цели и условиям их пребывания, так и, при наличии оснований, к средствам существования и гарантиям репатриации; кроме того, если предполагается осуществление профессиональной деятельности, то он должен иметь документы, необходимые для ее осуществления. Эти требования не применяются к трем категориям иностранцев. Две из них составляют имеющие постоянное разрешение на проживание на территории Франции супруги и несовершеннолетние (моложе 18 лет) дети французских граждан, приезжающие с целью воссоединения, соответственно, с супругом (супругой), отцом или матерью. Третья категория - лица, которые, по мнению особой комиссии, благодаря своим способностям или талантам могут оказать Франции важные услуги или предлагают осуществлять во Франции свою деятельность бескорыстно. Комиссия, которая принимает решение по данному вопросу, состоит из государственного советника и четырех квалифицированных специалистов, двух из которых назначает министр иностранных дел, и двух - министр по делам университетов.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 5 Ордонанса «в допуске на территорию Франции может быть отказано любому иностранцу, присутствие которого может представлять угрозу общественному порядку, либо в отношении которого был вынесен запрет на допуск на территорию, либо вынесено решение о высылке из страны».

Любой отказ во въезде оформляется письменно, мотивированным в соответствии с данными конкретного дела решением компетентного административного органа, действующего на основании декретов Государственного Совета. Дубликат решения передается заинтересованному лицу.

Решения должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений не мотивируются по соображениям государственной безопасности, за исключением случаев, когда в визе отказано иностранцу, принадлежащему к одной из следующих категорий:

· члены семей выходцев из государств Европейского Союза и других государств-участников Соглашения о Европейском экономическом пространстве, но сами не являющиеся выходцами из какого-либо из этих государств и принадлежащие к категориям лиц, определенных декретами Государственного Совета;

· супруги, дети до 21 года, находящиеся на иждивении, и родственники по восходящей линии выходцев из Франции;

· несовершеннолетние дети, в отношении которых в иностранном государстве вынесено решение о полном усыновлении (удочерении) лицами, имеющими разрешение на усыновление (удочерение), вынесенное компетентными органами Франции;

· лица, имеющие разрешение на воссоединение семей;

· лица, имеющие разрешения на оплачиваемую трудовую деятельность во Франции;

· лица, в отношении которых в Системе информации государств шенгенской зоны имеются сведения о нежелательности их въезда в эти государства;

· иностранцы, обладающие пенсией по инвалидности, выплачиваемой французским органом в связи с несчастным случаем на производстве или вследствие профессиональной болезни; лица, имеющие право на получение пенсии, выплачиваемой французским органом за иностранца в связи с его смертью из-за несчастного случая на производстве или вследствие профессиональной болезни;

· иностранцы, отслужившие в частях французской армии, участвовавшие в боевых действиях; иностранцы, участвовавшие в боевых действиях в рядах французских внутренних войск, имеющие сертификат о демобилизации, выданный комиссией по созданию этих формирований в регулярной армии, или же, независимо от срока службы в этих войсках, раненному в боевых действиях; иностранцы, отслужившие во Франции в частях союзной армии, принимавших участие в боевых действиях, проживавшие впоследствии на французской территории; иностранцы, отслужившие в Иностранном легионе французской армии не менее трех лет, имеющие сертификат о добросовестной службе;

· студенты, приезжающие во Францию для продолжения учебы в государственных или частных заведениях, имеющих лицензию в соответствии с условиями, определенными декретами Государственного Совета.

2. Вид на жительство во Франции

По истечении трех месяцев после въезда на территорию Франции любой иностранец, находящийся на территории Франции, обязан иметь вид на жительство. Вид на жительство может быть временно заменен квитанцией о принятии заявления на его выдачу или продление. Вид на жительство может быть временным или постоянным.

Временный вид на жительство выдается в рамках международных обязательств, принятых Францией, в случае получения иностранцем визы на пребывание во Франции свыше трех месяцев. Срок действия временного вида на жительство не может превышать один год и не может быть больше срока действия документов и виз, требуемых для въезда во Францию. Иностранец должен покинуть Францию по истечении срока действия его временного вида на жительство. Это правило не действует в случае возобновления временного вида на жительство и при получении постоянного вида на жительство.

Временный вид на жительство выдается с пометками, показывающими с какой целью иностранец находится на территории Франции: «посетитель», «студент», «ученый», «творческая и культурная деятельность». Пометка «посетитель» делается во временном виде на жительство иностранца, который представляет доказательство, что он может существовать на свои личные средства и берет на себя обязательство не заниматься никакой профессиональной деятельностью, требующей разрешения. С пометкой «студент» временный вид на жительство выдается иностранцу, который подтверждает, что находится во Франции на учебной практике или проходит здесь обучение, и который представляет доказательство наличия необходимых средств к существованию. Временный вид на жительство с пометкой «ученый» выдается иностранцу при условии законного въезда, с тем, чтобы позволить ему проводить исследовательские работы или вести учебную работу на университетском уровне. Пометка «творческая и культурная деятельность» делается во временном виде на жительство представителей творческой профессии.

Для осуществления во Франции профессиональной деятельности, подлежащей разрешению, иностранец должен подтвердить его получение. В этом случае ему выдается временный вид на жительство с отметкой об этой профессиональной деятельности.

Кроме того, Ордонанс предусматривает автоматическую выдачу временного вида на жительство с пометкой «частная и семейная жизнь». Такой временный вид на жительство выдается:

· несовершеннолетним (до 18 лет) и в течение года после достижения 18-летия детям и супругу иностранца, имеющего временный вид на жительство,

· несовершеннолетнему (до 18 лет) и в течение года после достижения 18-летия иностранцу который «любым способом» подтверждает свое обычное место жительство во Франции с момента достижения им максимум десятилетнего возраста;

· иностранцу, не состоящему в полигамном браке, имеющему супруга - иностранного гражданина, владельца временного вида на жительство с пометкой «ученый»;

· иностранцу, не состоящему в полигамном браке, являющемуся отцом или матерью несовершеннолетнего французского ребенка, проживающего во Франции, при условии, что он хотя бы частично осуществляет родительские права в отношении данного ребенка и удовлетворяет его нужды;

· не подпадающему под вышеуказанные категории иностранцу, если его личные или семейные связи во Франции «сложились таким образом, что отказ в разрешении на пребывание нанес бы его праву на уважение частной и семейной жизни несоизмеримый ущерб с точки зрения мотивов отказа»;

· иностранцу, родившемуся во Франции, который любым способом подтверждает факт своего непрерывного проживания не менее восьми лет, и обучавшемуся по достижении 10 лет в течение минимум пятилетнего срока во французском среднем учебном заведении, при условии, что он обратился с соответствующим ходатайством в возрасте от шестнадцати до двадцати одного года;

· иностранцу, получающему пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, выплачиваемое французским органом, если степень постоянной утраты трудоспособности равна, либо выше 20%;

· иностранцу, получившему статус апатрида в соответствии с законом №52-893 от 25 июля 1952 г. о праве убежища, а также его супругу и несовершеннолетним детям, а также в течение года после достижения ими 18 лет;

· иностранцу, имеющему постоянное место жительства во Франции, состояние здоровья которого требует медицинского ухода, если его отсутствие может повлечь для него последствия особой тяжести при условии, что он действительно не может получить соответствующее лечение в стране своего пребывания.

Вид на жительство с пометкой «частная и семейная жизнь» дает право на осуществление профессиональной деятельности».

Любому иностранцу, пребывание которого представляет угрозу общественному порядку, может быть отказано в выдаче временного вида на жительство. Предусмотрена также возможность его изъятия.

Постоянный вид на жительство получают иностранцы, документально подтвердившие свое непрерывное проживание во Франции на законных основаниях в течение не менее, чем трех лет.

Вид на жительство получают также граждане государств-членов Европейского сообщества или европейского экономического пространства, занимающиеся во Франции хозяйственной деятельностью (включая работу по найму или свободную профессию), и члены их семей, которые намереваются выбрать в качестве своего постоянного места жительства Францию. Исключение составляют случаи, когда данные лица представляют угрозу общественному порядку.

Впервые выданный постоянный вид на жительство имеет срок действия 10 лет, с момента первого продления срока его действия (с соблюдением взаимности, т.е. если такое же правило действует в государстве, гражданином которого иностранец является) он становится постоянным.

Решение о предоставлении постоянного вида на жительство или отказе в нем принимается с учетом: а) наличия у иностранца средств к существованию, в том числе и условий его профессиональной деятельности; б) фактов, которые свидетельствуют о намерении иностранца устроиться во Франции на долговременной основе.

Постоянный вид на жительство выдается при условии соблюдения указанного выше требования непрерывного проживания на законном основании:

Иностранцу, находящемуся в браке с французским гражданином или гражданкой в течение минимум одного года при условии, что совместная жизнь супругов не прекращалась и при сохранении супругом или супругой французского гражданства. Если брак был заключен за рубежом, Закон 98-349 от 11 мая 1998 г. требует, чтобы соответствующая запись о браке предварительно была внесена в реестр французского бюро ЗАГС;

Ребенку иностранца и французского гражданина или гражданки, если он не достиг 21 года или находится на иждивении своих родителей; родственникам французского гражданина или гражданки и его супруга или супруги (по восходящей линии), если они находятся на иждивении французского гражданина или гражданки;

Проживающему во Франции иностранцу, являющемуся отцом или матерью несовершеннолетнего французского ребенка, при условии, что он хотя бы частично осуществляет родительские права в отношении данного ребенка или же эффективно поддерживает его материально;

Иностранцу, получающему от французского органа в связи с несчастным случаем на производстве или вследствие профессионального заболевания пенсию по инвалидности;

Иностранцу, который служил в участвовавших в боевых действиях частях французской армии.

Законодательство признает еще несколько категорий лиц, близких к вышеуказанным и имеющих право на постоянный вид на жительство.

3 . Ор ганы, осуществляющие выдачу вида на жительство

В каждом департаменте создается комиссия по выдаче видов на жительство. Комиссия состоит из председателя административного суда или уполномоченного советника, магистрата, назначенного генеральной ассамблеей суда большой инстанции административного центра департамента, квалифицированного специалиста по социальным вопросам, назначенного префектом. Председателем комиссии является председатель административного суда или уполномоченный советник.

Комиссия принимает дело к производству по решению префекта, если он собирается отказать в выдаче или продлении временного вида на жительство или в выдаче постоянного вида на жительства.

Письменное уведомление о заседании направляется иностранцу не позднее, чем за 14 дней до даты заседания. Его может сопровождать адвокат или любое другое лицо по его выбору, он может воспользоваться услугами переводчика, а также попросить правовую помощь в соответствии с французским законодательством.

Если иностранец не имеет временного вида на жительство или срок его действия закончился, то с момента принятия дела комиссией к рассмотрению он получает справку о разрешении на временное проживание до даты принятия решения префектом.

4. Воссоединение семьи и законодательство об иностранцах

Шестая глава ордонанса посвящена вопросам воссоединения семьи. Согласно ст. 29, действующей в редакции Закона 98-349 от 11 мая 1998 г., право на воссоединение семьи признается за иностранным гражданином, который проживает во Франции на постоянной основе не менее года и имеет предусмотренные ордонансом, либо международными соглашениями действительные в течение минимум одного года документы на проживание. Он может воспользоваться правом на объединение с супругой или супругом и детьми от этого брака младше 18 лет. Просьба о воссоединении семьи может быть направлена также: в отношении не достигших 18 лет детей просителя и его супруга, родственная связь которых на день представления запроса была установлена только в отношении просителя, либо супруга, а также в том случае, когда родственная связь была установлена в отношении другого умершего, либо лишенного родительских прав родителя; в отношении не проживающих во Франции и не достигших 18 летнего возраста детей просителя и его супруга, если эти дети находятся под родительской властью одного из них на основании решения иностранной юридической инстанции. Копия решения иностранной юридической инстанции должна быть представлена одновременно с разрешением другого родителя на приезд несовершеннолетнего во Францию.

В ордонансе содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в воссоединении семьи. Во-первых, это ситуация, при которой проситель не может подтвердить постоянные и стабильные источники финансирования для обеспечения нужд своей семьи. При этом учитываются все доходы просителя и его супруга за исключением социальных пособий на семью. Отказ в воссоединении семьи по мотивам недостаточности доходов не допускается, если они превышают размер установленной минимальной заработной платы. Во-вторых, если у просителя на момент приезда семьи во Францию нет жилья, которое можно считать нормальным (здесь используется сравнение с аналогичной французской семьей) для проживания семьи, и не будет его в перспективе.

Член семьи может быть исключен из процедуры воссоединения семьи, если: его присутствие во Франции представляет угрозу для общественного порядка; он страдает заболеванием, включенным в международный санитарный реестр; он проживает на территории Франции.

Допускается как полное, так и частичное объединение семьи.

Разрешение о въезде на территорию Франции в рамках процедуры воссоединения семьи выдается представителем государства в департаменте после проверки международным бюро по миграции финансовых и жилищных условий и после получения мотивированного мнения об этих условиях мэра коммуны, в которой проживает иностранный гражданин, либо мэра коммуны, в которой он собирается проживать. Проверку соблюдения норм жилищных условий сотрудники международного бюро по миграции проводят на месте, при этом они должны получить письменное согласие проживающего в жилище лица на ознакомление с жилищными условиями. В случае отказа проживающего лица на проверку, считается, что соблюдение требований относительно жилищных условий в рамках процедуры воссоединения семьи считается просителем не выполнено. Если проверка не была произведена по причине того, что проситель не располагал необходимым жильем на момент обращения, воссоединение семьи может быть разрешено, если остальные условия просителем выполняются, но после того как международное бюро по миграции детально проверило характеристики жилья и установлена дата, когда проситель его покинет. После проведения проверки бюро передает досье мэру с целью узнать его мнение. Если мэр по истечении двух месяцев не выразил своего мнения, то оно считается положительным. Представитель государства в департаменте принимает решение в течение 6 месяцев с момента подачи иностранным гражданином прошения и необходимых документов в полном виде. Решение представителя государства в департаменте, дающее разрешение членам семьи на въезд на территорию Франции является недействительным, если воссоединение семьи не состоялось в сроки, определенные правилами.

Члены семьи, въехавшие на французскую территорию на законном основании в рамках воссоединения семьи, получают документ на проживание того же типа, как и у лица, с которым они воссоединяются, если они обязаны получить такой документ. В случае прекращения совместного проживания может быть отказано в продлении временного вида на жительство, выданного супругу или супруге иностранца. Постоянный вид на жительство в этом случае может быть изъят.

В связи с наличием актуальной для Франции проблемы полигамии иностранцев этот вопрос также получил урегулирование применительно к вопросам воссоединения семьи. В Ордонансе последовательно проводится принцип непризнания полигамии: а) если проживающий во Франции иностранец является полигамом, и проживает во Франции с первой супругой или супругом, то право на воссоединение семьи не распространяется на следующего супругу или супруга; б) право на воссоединение семьи не распространяется также и на детей этой следующей супруги или супруга. В отношении этих детей имеется два исключения: в случае смерти следующей супруги или супруга или лишения их родительских прав; в) предусмотрен отказ в выдаче документа, запрошенного следующей супругой или супругом, если же такой документ был выдан, то он изымается; г) изымается документ на проживание, выданный иностранцу-полигаму, который вызвал к себе более одной супруги или супруга или детей (за указанным ранее исключением).

Лицо, получившее разрешение на проживание в порядке воссоединения семьи, получает с момента получения разрешения право на осуществление любой разрешенной законом профессиональной деятельности по его выбору.

5. Ответственность за нарушение предписаний законодательства

Французское законодательство содержит достаточно целостную и продуманную систему наказаний за нарушение правовых предписаний, относящихся к правовому статусу иностранцев. Предусмотрена ответственность как самих нарушивших законодательство иностранцев, так и лиц, в той или иной мере причастных к этим нарушениям. Далее мы остановимся только на некоторых аспектах ответственности за правонарушения в данной сфере. Иностранец, нарушивший требования в отношении въезда и пребывания во Франции (включая пребывание сверх установленного визой срока) наказывается лишением свободы сроком на один год и штрафом в 25 000 франков. Кроме того, судебный орган может запретить ему въезд или пребывание на французской территории на срок до трех лет. Эти же наказания распространены на иностранцев, в отношении которых решение о недопущении въезда было принято в другом государстве-участнике Шенгенского соглашения.

В отношении предприятий авиа или морского транспорта, доставившего на французскую территорию из другого государства иностранца, не являющегося гражданином государства-члена Европейского сообщества и не имеющего проездных документов и, когда это требуется правилами, визы, установлен штраф в размере до 10 000 франков, при этом число штрафов может соответствовать числу пассажиров. Решение об этом принимает министр внутренних дел, однако, оно может быть обжаловано.

Лишение свободы и штрафы предусмотрены также в отношении лиц, которые, находясь во Франции или иного государства-участника Шенгенского соглашения, прямо или косвенно способствовали или пытались способствовать незаконному въезду, перемещению или пребыванию иностранца во Франции; а также находящихся во Франции лиц, которые способствовали или пытались способствовать незаконному въезду, перемещению или пребыванию иностранца на территории другого государства-участника Шенгенского соглашения. Кроме того, суд может вынести решение: о запрещении пребывания этих лиц на территории Франции, а также приостановлении его водительских прав на срок до трех лет, а в случае повторного правонарушения срок может быть удвоен; о временном или окончательном изъятии разрешения на оказание нерегулярных оказываемых на месте и коллективных услуг, а также регулярных перевозок или международных челночных транспортных услуг; о запрещении на срок до пяти лет деятельности, которая способствовала совершению правонарушения, независимо от того, совершалась ли она непосредственно или через подставное лицо; о конфискации любого транспортного средства, использованного для правонарушения наземным, речным или морским путем. В свою очередь и за нарушение указанных выше запретов предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком два года и штраф в размере 200 000 франков, либо одно из этих наказаний, а в случае, если это нарушение совершено иностранным гражданином, суд может вынести решение, запрещающее ему въезд во Францию сроком до 10 лет.

Положения об ответственности за помощь в нелегальном пребывании иностранного гражданина не распространяется на его родственников по восходящей и нисходящей линии, их супругов, братьев и сестер иностранного гражданина и их супругов, а также на мужей и жен иностранного гражданина и лиц, заведомо состоящих в сожительстве.

Юридические лица несут ответственность по соответствующим статьям французского Уголовного Кодекса.

6. Процедура принятия решения о выдворении иностранца из Франции

Решение о выдворении иностранного гражданина из Франции может быть принято в случаях, если: а) иностранный гражданин не может подтвердить законность въезда на территорию Франции (за исключением наличия действующего вида на жительство); б) окончился срок действия визы или истек трехмесячный срок (для категории лиц безвизового въезда) с момента въезда на территорию Франции и отсутствует вид на жительство; в) окончился месячный срок от даты получения уведомления об отказе в продлении вида на жительство или его изъятии; г) прошло более месяца с момента окончания временного вида на жительство и иностранный гражданин не обратился с просьбой о его продлении; д) в отношении иностранного гражданина вступил в силу обвинительный приговор в связи с подделкой, составлением под чужим именем или отсутствием разрешения вида на жительство; е) выданная иностранному гражданину расписка о получении запроса на вид на жительство или временного разрешения на пребывание была у него изъята или если ему было отказано в возобновлении этих документов; ж) вид на жительство был изъят или иностранному гражданину было отказано в выдаче или возобновлении вида на жительство в случае нарушения общественного порядка.

Правом принятия постановления о выдворении наделен представитель государства в департаменте и префект полиции в Париже. Иностранному гражданину сразу по получении уведомления о принятии такого постановления предоставляется возможность предупредить об этом адвоката, консульство или любое лицо по его выбору. Ему также предоставлено право в течение сорока восьми часов после его уведомления о выдворении административным путем, или в течение семи дней после уведомления по почте, обратиться к председателю административного суда с требованием об отмене этого решения. Председатель или назначенный им представитель принимает решение в течение сорока восьми часов с момента принятия требования к производству.

Иностранец имеет право просить председателя суда или его представителя о предоставлении переводчика и ознакомлении со своим досье, содержащему факты, на основе которых было принято решение.

Заседание является открытым. Оно проходит без заслушивания комиссара правительства в присутствии заинтересованного лица. Если иностранец был соответствующим образом оповещен и не явился на заседание, то дело заслушивается в его отсутствие. Иностранцу помогает его адвокат, если таковой имеется. Иностранец может также обратиться к председателю или его представителю с просьбой предоставить официального адвоката. Если решение о выдворении из Франции отменяется, иностранцу выдается временное разрешение о пребывании на территории до того момента, пока префект вновь не вынесет решения по его поводу. Решение, вынесенное председателем административного суда или его представителем, может быть обжаловано в течение одного месяца в отделе по разрешению судебных споров Государственного совета или же у государственного советника, назначенного последним. Обжалование не приостанавливает исполнение этого решения.

7. Процедура принятия решения о высылке иностранца из Франции

Если присутствие иностранца на территории Франции представляет серьезную угрозу для общественного порядка, то принимается решение о высылке. Это решение может быть в любой момент отменено. Решение о высылке выносится при соблюдении следующих условий: а) иностранец должен быть предварительно уведомлен о готовящемся решении; б) его вызывают на заседание специальной, созываемой по указанию префекта комиссии для заслушивания. Данная комиссия состоит из: председателя трибунала высокой инстанции административного центра департамента, или судьи, назначенного им, в качестве председателя; судьи, назначенного генеральной ассамблеей суда высокой инстанции административного центра департамента; советника административного суда.

Повестка вручается иностранцу не позднее, чем за 15 дней до заседания комиссии, В ней указывается, что он имеет право на помощь адвоката или любого лица по его выбору и услуги переводчика.

Дело рассматривается в открытом заседании. Иностранец может использовать перед комиссией любые доводы против его высылки из страны. Протокол со всеми объяснениями иностранца и обоснованным заключением комиссии передается в соответствующий административный орган, ответственный за принятие решения. Заключение комиссии сообщается также иностранцу.

Решение о высылке не может быть принято в отношении некоторых категорий лиц (не достигшего восемнадцатилетнего возраста иностранца; иностранца, постоянно находившегося на территории Франции более 15 лет; иностранца, состоящего более одного года в браке с супругом, имеющим французское гражданство и других). Однако в случае, если выдворение является настоятельной необходимостью для безопасности государства или общественной безопасности, то решение о высылке может быть принято и в отношении этой категории лиц. Кроме того, допускаются отступления от процедуры рассмотрения вопроса о высылке в случае крайней срочности и в связи с настоятельной необходимостью для безопасности государства или общественной безопасности. Исключение сделано только для иностранцев, не достигших 18 лет.

Решение о выдворении иностранца может быть непосредственно приведено в исполнение администрацией в силу ее обязанностей. За уклонение или попытку уклонения от выполнения решения о выдворении или мер по принудительной доставке к границе, а также другие связанные с этим нарушения, иностранец наказывается тюремным заключением сроком от шести месяцев до трех лет. Суд может принять в отношении осужденного решение о запрещении въезда на территорию Франции на срок до 10 лет.

Иностранец высылается: в страну, гражданином которой он является (не распространяется на беженцев и лиц, претендующих на данный статус, если решение по их обращениям о получении убежища еще не принято); в страну, которая выдала действительные проездные документы (если они еще действительны); в страну, в которую он может уехать на законных основаниях.

Иностранец не может быть выслан в страну, где его жизнь или свобода находятся под угрозой, или, если в этой стране в отношении него принимаются меры, нарушающие положение статьи 3 Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека от 4 ноября 1950 г.

Иностранец, в отношении которого принято решение о высылке с территории Франции, или который должен быть препровожден на границу, но имеющий доказательства того, что он не может покинуть французскую территорию, и если доказано, что он не может вернуться ни в страну, гражданином который он является, ни в любую другую страну, имеет право получить разрешение на проживание в определенной месте, которое ему предписывается, и где он должен регулярно представляться в полицию и жандармерию. Та же самая мера может в случае крайней срочности или крайней необходимости по причинам безопасности государства или общественной безопасности, применяться к иностранцам, в отношении которых имеется предложение о высылке. В этом случае данная мера не может по срокам превышать один месяц.

Иностранцы, которые в предписанные сроки не появились в месте, которое им было предписано, или которые в дальнейшем покинули предписанное место без разрешения соответственно министра внутренних дел, представителя государства в департаменте или в Париже префекта полиции могут быть подвергнуты тюремному заключению сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Просьба о снятии запрета о проживании на территории или отмене постановления о высылке, представленные после истечения сроков административного обжалования не принимаются к рассмотрению, кроме случая, когда иностранный гражданин проживает вне территории Франции. Однако эти положения не применяются в течение времени, когда иностранный гражданин подвергнут во Франции наказанию, связанному с ограничением свободы, либо в отношении его имеется решение о предписании места проживания.

8. Помещение иностранцев в места содержания, не подчиненные администрации пенитенциарных учреждений

Закон 2000-516 от 15 июня 2000 г. внес в ордонанс изменения, касающиеся правового статуса иностранцев, помещенных в места содержания, не подчиненные администрации пенитенциарных учреждений. Возможность помещения места содержания относится к следующим категориям лиц. Во-первых, к иностранцу, который подлежит выдаче компетентным органам одного из государств Европейского сообщества и в силу этого не может немедленно покинуть территорию Франции. Во-вторых, к иностранцу в отношении которого принято постановление о высылке из страны, в случае, если он не может покинуть ее немедленно. В-третьих, к иностранцу, которого необходимо препроводить на границу, однако при этом он не может немедленно покинуть территорию Франции. В-четвертых, если решение о его содержании было принято в силу его принадлежности к одной из трех вышеперечисленных категорий, но высылка не была произведена.

Обо всех случаях помещения в места содержания немедленно должен быть поставлен в известность прокурор Республики. В течение всего периода содержания прокурор Республики может посещать места содержания, осуществлять контроль за условиями содержания и знакомиться с записями в регистрационном журнале. Кроме того, он обязан посещать места содержания раз в полгода. Иностранцу немедленно сообщают о его правах, если он не знает французского языка, то через переводчика. С самого начала содержания лицо, в отношении которого осуществлена данная мера, имеет право на помощь переводчика, врача, адвоката, а также по желанию может вступить в контакт с представителем консульского учреждения его страны и любым лицом по его выбору, кроме того он может воспользоваться правовой помощью. По истечении 48 часов с момента принятия решения о содержании дело передается в ведение судьи по свободам и задержанию. Он заслушивает показания представителя администрации, вызванного для этого в суд, и заинтересованного лица в присутствии его консультанта, если таковой имеется, а также удостоверяется по записям в регистрационном журнале, что заинтересованное лицо в момент уведомления его о принятом решении о его содержании было в полной мере проинформировано о своих правах и могло воспользоваться ими в одной из предусмотренных законом форм, и выносит решение. Срок содержания может быть продлен на пять дней и по их истечении применение указанных мер прекращается. В случае крайней необходимости и особенно серьезной угрозы общественному порядку этот срок может быть продлен еще максимум на пять дней по решению судьи по свободам и задержанию и по описанной ранее процедуре. Решения судьи могут быть обжалованы в установленном порядке.

9. Процедуры, связанные с отказом во въезде

Закон 93-1420 от 31 декабря 1993 г. внес изменения в ряд процедур, касающихся иностранцев, которым отказано во въезде во Францию. Существует общий принцип, в соответствии с которым, если иностранцу, не являющемуся гражданином одного из государств-членов Европейского Сообщества, отказано во въезде на территорию Франции, то предприятие воздушного или морского транспорта, доставившее его во Францию должно незамедлительно, по требованию властей, осуществляющих контроль таких лиц, препроводить иностранца в пограничную зону в тот пункт, где он воспользовался данным видом транспорта, или, при отсутствии такой возможности, в государство, выдавшее проездной документ, или в любое иное место, где иностранец мог бы быть принят. Кроме того, в законе определено, кто несет издержки по содержанию такого иностранца в течение срока, необходимого для его депортации, права и обязанности транспортных кампаний.

Закон 2000-516 от 15 июня 2000 г. установил, что прибывший во Францию железнодорожным, морским или воздушным транспортом иностранец, не имеющий разрешения на въезд во Францию или ходатайствующий о предоставлении убежища, может содержаться в зоне ожидания только в течение срока, необходимого для его депортации или, в случае, если он просит убежища, в течение срока, необходимого для определения того, обоснована ли его просьба. Зона ожидания - место, предназначенное для ожидания и расположенное на железнодорожном вокзале, открытом для международного сообщения, а также в порту или аэропорту, пункты высадки и посадки, в которых осуществляется контроль лиц. Зона ожидания может включать в самом вокзале, порту или аэропорту, в непосредственной близости от них, одно или несколько мест, предназначенных для обеспечения иностранцев гостиничными услугами. Границы зоны ожидания определяются представителем государства в департаменте.

Иностранцу сразу же сообщают о его правах и обязанностях, если необходимо, при помощи переводчика, а его данные заносятся в регистрационную книгу, причем заинтересованное лицо должно поставить под ними подпись.

Содержание в зоне ожидания не должно превышать 48 часов. Письменное и мотивированное решение о содержании в зоне ожидания принимается начальником пограничной службы, либо уполномоченным им сотрудником в должности не ниже инспектора. Решение заносится в регистрационный журнал, в котором содержатся данные о семейном положении задержанного, дата и время, когда решение о содержании было ему предъявлено, и сообщается незамедлительно прокурору Республики. На тех же условиях и на такой же срок оно может быть продлено. Находящийся в зоне ожидания иностранец может в любой момент покинуть зону ожидания и направиться в любое место вне территории Франции. Он имеет право просить о предоставлении медицинской помощи или услуг переводчика для контакта с любой организацией или любым лицом по его выбору.

Административные власти в своем обращении о принятии дела и производстве излагают причины, по которым не представляется возможным репатриировать иностранца, или в случае прошения убежища, оно не может быть выполнено, а также необходимые сроки, в которые иностранец должен покинуть зону ожидания.

Судья по свободам и задержанию выносит решение после заслушивания заинтересованного лица в присутствии его адвоката, если такой имеется, или другого лица, должным образом уведомленного. Иностранец может обратиться к судье по свободам и задержанию с просьбой назначить ему адвоката. Он также может обратиться к судье по свободам и задержанию с просьбой предоставить ему переводчика, а также возможности ознакомления со своим досье.

Решение может быть оспорено у первого председателя апелляционного суда или уполномоченного им лица. Апелляционная жалоба подается в свободной форме. Решение выносится в течение 48 часов с момента принятия обжалования к рассмотрению. Право подачи апелляции принадлежит заинтересованному лицу, прокуратуре и представителю государства в департаменте. Подача апелляционной жалобы не приостанавливает исполнение решения.

Если задержание в зоне ожидания не было продлено последним решением о содержании, иностранец имеет право въехать на территорию Франции, получив 8-дневную визу. Он должен покинуть эту территорию по истечению данного срока, за исключением случаем получения временного разрешения о пребывании на территории Франции или расписки о приеме заявления на получения вида на жительство.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое положение иностранных граждан в России, легализация их пребывания. Принципы конституционного закрепления статуса иностранцев в России. Государственно-правовое регулирование миграции. Правовой статус мигрантов. Внешние миграционные процессы.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2013

    Понятие и виды правового регулирования гражданского положения иностранцев в Российской Федерации, их правовой статус. Особенности положения россиян за рубежом, правовые нормы, регулирующие его условия. Трудовые права российских граждан за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Правовое положение иностранных граждан на примере стран СНГ, России и Франции. Объем предоставляемых им общественных и политических прав и свобод, срок их временного пребывания на территории государств. Правоспособность и дееспособность иностранцев в РФ.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Законодательство о понятии термина "иностранец". Правовой статус физических лиц как субъектов международного частного права. Основы трудовых отношений. Правовое регулирование семейно-брачных связей. Конституции зарубежных стран о режиме иностранцев.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенности их пребывания в Российской Федерации, порядок въезда, временного пребывания и выезда. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2010

    Права, свободы, обязанности, интересы иностранцев и лиц без гражданства, их трудовая деятельность на территории России, порядок въезда и выезда. Политическое убежище и правовой статус беженцев. Разрешение на временное проживание и вид на жительство.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2012

    Ознакомление с историей формирования правового статуса иностранцев в России согласно хронологической периодизации. Рассмотрение порядка въезда, пребывания в стране, способов реализации, степени гарантированности прав инородцев в общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2010

    Анализ законодательной и практической основы правового регулирования прав иностранцев и беженцев. Описания ограничения прав российских граждан в независимых государствах на территории бывшего Союза, нарушений международных стандартов по правам человека.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2011

    Порядок въезда и выезда иностранных граждан в РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Виза и миграционная карта.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2009

    Структура миграционного законодательства. Правила въезда в Россию и выезда из нее. Основания для оформления, отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временную регистрацию иностранного гражданина. Принципы трудовой деятельности иностранцев.

Читайте также: