В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят малыши с ограничениями по здоровью.
Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.
Законодательные основы вопроса
Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь 79-й параграф закона 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.
Права инвалидов на обучение и иные преференции записаны в следующих законах:
- № 181-ФЗ от 24.11.1995;
- № 273-ФЗ от 29.12.12.
Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:
- включения всех ребят с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
- организации для них бесплатного и доступного обучения по месту проживания;
- обеспечения удобной инфраструктуры в учреждениях образования;
- принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Условия организации обучения
Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:
- путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
- дистанционно;
- в домашних условиях, если малыш не в состоянии ходить в школу.
Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.
Они описаны в таблице:
Звено обучения | Создаваемые условия |
Младшее (садики) | Создание специализированных дошкольных учреждений и групп |
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек) | |
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников | |
Обеспечение ДОУ специалистами:
|
|
Консультирование родителей по вопросам воспитания | |
Создание инфраструктурной доступности:
|
|
Среднее | Разработка специализированных программ |
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру | |
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками | |
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения | |
Предоставление качественного медобслуживания | |
Повышение инфраструктурной доступности зданий | |
Высшее и среднее специальное | Предоставление преференций по зачислению на первый курс |
Обеспечение дистанционной формой получения знаний |
С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:
- Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
- Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.
Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о малышах с физическими ограничениями, приобретать:
- удобные передвижные кресла;
- подходящие канцелярские принадлежности;
- литературу и другое.
Варианты предоставления обучения
Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:
- создание условий в образовательных учреждениях:
- для удобного посещения занятий инвалидами;
- для их комфортного общения со сверстниками;
- подготовка специалистов к работе с ребятами:
- медиков;
- педагогического состава.
Несовершеннолетним инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:
- в домашних условиях;
- дистанционно.
Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:
- отдельные уроки;
- кружки и дополнительные занятия;
- массовые увеселительные мероприятия.
Домашнее образование
Малышу, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома.
Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:
- заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
- справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
- заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.
Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:
- заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
- зачисляет ребенка в число учеников;
- оформляет необходимую документацию;
- составляет учебный план;
- назначает учителей для его реализации.
Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам несовершеннолетнего аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Дистанционное обучение
Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:
- веб, чат-занятия;
- телеконференции;
- телеприсутствие;
- интернет-уроки.
Внимание: если власти приняли решение о дистанционном получении образовательных услуг, то несовершеннолетний ученик обеспечивается за бюджетные средства:
- компьютерной техникой;
- средствами связи.
Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:
- прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
- материального положения семейства;
- дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
- получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
- получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
- прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
- развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
- принять участие в исследовательской деятельности;
- получать консультативную помощь специалистов:
- психологов;
- медиков;
- педагогов и других.
Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.
Перечень привилегий для инвалидов
В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:
- Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
- Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется на основании решений региональных властей.
- Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с малышом дома, то им компенсируется три часа в неделю. Заявление о выделении средств следует адресовать на имя директора школы, в которой числится инвалид. К нему прилагаются:
- справка МСЭ;
- договор с педагогическим работником;
- копии:
- документа об образовании нанятого специалиста;
- лицензии на осуществление преподавательской деятельности.
- Комплексную реабилитацию малыша в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
- Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса, если успешно сдали вступительные тесты. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы.
Проблемы обучения детей и инвалидностью в России
В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:
- Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
- в зданиях отсутствуют пандусы;
- дверные проемы слишком узки для колясочников;
- учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
- Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с нарушениями организма. Нездоровье вызывает неприятие у детей и подростков. Часто малолетние инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
- неуверенности в себе;
- низкой самооценки;
- депрессивного состояния.
Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:
- садики;
- группы в дошкольных учреждениях;
- школы.
Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:
- готовятся специалисты;
- поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
- выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности.
Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Дистанционное обучение
Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и студентов. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения.
До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Наряду с печатными средствами широко использовались возможности телевидения, видеозаписи, учебные радиопередачи. Довольно успешно видео и аудиозаписи использовались в преподавании литературы, биологии, географии, ряда других предметов. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила. С развитием информационных технологий появились компьютерные телекоммуникационные сети, позволяющие передавать информацию в виде текста и графики, а в перспективе аудио и видео информацию.
Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - инвалидам, проживающим на всей территории Республики Татарстан. Дистанционное обучение – наиболее действенная форма организации учебного процесса для лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях, нуждающиеся в обучении исключительно на дому. Важнейшим условием профессионализации инвалидов является возможность дистанционного обучения (ДО). Естественными требованиями к ДО для инвалидов являются:
- возможность получить не выходя из дома информацию об условиях обучения, о факультетах и их программах, о преподаваемых специальностях;
- льготная стоимость обучения;
- нерегламентированная общая и «курсовая» продолжительность обучения;
- возможность заочного зачисления в ВУЗ по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного на ДО);
- оплата за обучение и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте);
- дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
- возможность консультаций по телефону, Интернет или по почте.
Дистанционное обучение практически единственно возможная и эффективная система обучения лиц с ограниченными возможностями. Это экономически рациональная форма социальной реабилитации инвалидов и членов их семей. Дистанционное обучение позволяет создать единое коммуникативное пространство. Предлагаемая технология позволяет создать индивидуальную программу профессионального обучения каждого студента, поэтапного повышения его квалификации, непрерывного образования в течение всей жизни. В настоящее время в Республике Татарстан активно внедряются формы дистанционного обучения. Министерством социальной защиты Республики Татарстан при Республиканском реабилитационно-техническом центре открыто отделение дистанционного обучения инвалидов. Почтовый адрес: 420135, г. Казань, ул. Волгоградская, 47, «Центр дистанционного обучения».
Высшие учебные заведения
Государственный специализированный институт искусств , Москва, Резервный проезд, 10/12 - театральный, музыкальный, изобразительного искусства.
Заокская семинария церкви адвентистов седьмого дня , 301000, Тульская обл., пос. Заокский, ул. Руднева, 43а - богословский (заочно), сельскохозяйственный.
Заочный народный университет искусств , 101026, Москва, Армянский пер., 13 - изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный, (индивидуальное платное дистанционное обучение).
Московский институт-интернат , 107150, Москва, Лосиноостровская, ул., 49 - экономический, прикладной математики, редакционно-издательской, правоведения, иностранных языков, (до 30 лет).
Московский областной государственной институт физической культуры (заочное отд.), 140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33 - кафедра физкультурно-оздоровительной работы.
Российская академия предпринимательства , 129272, Москва, ул. Трифонова, 57 - курсы брокеров (2-недельные).
Средние специальные учебные заведения
Калачевский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 23-84, 404520, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2 – экономика, бухгалтерский, учет и контроль (по отраслям).
Калужский сельскохозяйственный техникум-интернат , тел.: 71-134, 249102, Калужская обл., Дзержинский район, село Льва Толстого – производство из кожи.
Кинешемский технологический техникум-интернат , тел.: 5-33-12, 155400, Ивановская обл., г. Кинешма 1, ул. Юрьевецкая, 46 – производство из кожи.
Кунгурский техникум-интернат , тел.: 3-3-87, 617401, Пермская обл., г. Кунгур, п/о Садоягоднае – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям).
Михайловский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 2-15-62, 391710, Рязанская обл., г. Михайлов – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), менеджмент (по отраслям).
Новочеркасский технологический техникум интернат , тел.: 2-31-72, 346430, г. Новочеркасск, проспект Подтелкова, 116 – швейное производство, производство изделий из кожи.
Оренбургский техникум-интернат , тел.: 3-11-90, 460021, г. Оренбург, проспект Гагарина, 9 – экономика, бухгалтерский учет и контроль, (по отраслям).
Московский политехникум , тел.: 267-75-41, 107082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, 20 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), делопроизводство и архивоведение, право и организация социального обеспечения.
Сиверский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 92-041, 188230, Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Сиверский, Республиканский пр., 72 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям).
Армавирское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-43-28, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, 55 – портной, обувщик (широкого профиля), вышивальщица.
Архангельское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 1-25-79, 163015, г. Архангельск, ул. Дачная, 57 – портной, переплетчик.
Ессентукское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-32-53, 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Чкалова, 10 – слесарь-ремонтник (бытовых машин и приборов), слесарь (слесарь-ремонтник электрических машин), обмотчик электрических машин и приборов, радиомеханик (по ремонту радиоэлектрического оборудования).
Иркутское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 27-30-16, 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 1 – портной, обувщик (широкого профиля.
Советское техническое училище-интернат , тел.: 27-30-16, 238700, Калининградская обл., г. Советск, ул. Кировоградская, 6 – радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры.
Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов , тел.: 2-23-39, 248011, г. Калуга, ул. Тарутинская, 171а – обувщик (широкого профиля), портной, изготовитель художественных изделий из дерева.
Камышловское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-46-32, 623530, Свердловская обл., Камышлов, ул. Урицкого, 13 – портной, обувщик (широкого профиля).
Курское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-50-08, 305000, г. Курск, ул. Дзержинского, 17 – портной, обувщик (широкого профиля), швея.
Мокшанское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-16-72, 442370, Пензенская обл., Мокшанский район, пос. Мокшан – часовщик-ремонтник (механических часов).
Московское городское профессионально-техническое училище №1 . тел.: 267-77-04, 129301, г. Москва, ул. Большая почтовая, 20 – портной, слесарь-ремонтник (швейное производство), слесарь механосборочных работ.
Московское городское профессионально-техническое училище №2 . тел.: 400-00-47, г. Москва, ул. Абрамцевская, д. 35 – цветовод-декоратор.
Тел.: 37-16-51, 603024, Нижний Новгород, ул. Невзоровых, 100 – часовщик-ремонтник (механических часов), киномеханик, художник росписи по дереву(хохломская роспись).
Нижегородское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 3-28-95, 175200, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Володарского, 34 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), портной.
Новокузнецкое профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 37-96-14, 654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Малая, 9 – радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь ремонтник (швейное производство), слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
Сарапульский комплекс для инвалидов , тел.: 2-16-40, 427900, Удмуртская республика, г. Сарапул, ул. Зайцева, 13 – портной, экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, радиомеханик по обслуживанию и ремонту видеотехники, закройщик, модельер головных уборов.
Сергиевпосадское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 4-58-97, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад 12, пос. Каляева – портной, оператор ЭВМ (3 года), оператор ЭВМ (2 года), оператор ЭВМ-программист.
Тульское профессионально-техническое училище №1 . тел.: 77-00-80, 300024, г. Тула, ул. Заварная, 11 - радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь-ремонтник (швейное производство), портной.
Челябинское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-17-90, 391920, Рязанская обл., рабочий пос. Ухолово. ул. Революции, 93 – портной, закройщик, слесарь-ремонтник (швейное оборудование).
Казанское профессионально-техническое училище №40 . г. Казань, ул. Гвардейская, 9 - художественные промыслы.
Электронные и интернет-технологии, которые в последние десятилетия активно используются в академических организациях по всему миру, открывают для людей с ограниченными возможностями здоровья новые перспективы. Так же как инклюзивное образование, обучение по Интернету (e-Learning) позволяет инвалиду получить профессию в максимально удобном для себя режиме. Для учебы вам достаточно иметь компьютер (ноутбук или планшет) с неограниченным интернет-доступом.
Дистанционное образование для инвалидов, особенно маломобильных, - это интерактивная среда, в которой вам доступна та же программа и учебники, что и другим студентам, которые зачислены на очное, заочное или вечернее отделение. Вы получаете такую же поддержку преподавателей и даже больше: в рабочее время онлайн-куратор всегда готов помочь вам по любому вопросу.
Что очень важно, обучение в престижном университете обходится студентам достаточно дорого, профессиональное образование для инвалидов по технологии e-Learning позволяет существенно экономить, получая диплом того же самого вуза.
Дистанционное обучение инвалидов
Онлайн-факультет Университета «Синергия» дает вам возможность получать высшее образование в любом месте, в любое время и по собственному удобному графику. Уже 18 тысяч студентов выбрали специальное образование «Синергии» по Интернету, и инвалидам данная платформа предлагает следующие преимущества:
- Широкий выбор специальностей. Онлайн-факультет объединяет более 100 программ обучения, на каждой из которых вы можете получить востребованную профессию и пройти через уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, дополнительное образование. Для инвалидов предусмотрены льготные условия приема на каждую программу.
- Социализация. В рамках e-Learning обучение инвалидов проходит в смешанных онлайн-группах. В платформу интегрированы социальные возможности, такие как виртуальные классы, чаты, блоги, обмен графикой и видео. Дистанционное обучение инвалидов в вузах не равно отсутствию общения.
- Диплом государственного образца. По окончании Университета «Синергия» вам выдается диплом государственного образца, в котором не указывается, что вы учились дистанционно. Согласно диплому, ваша форма обучения - заочная.
- Легкое изучение материала. С онлайн-платформой вы быстро поймете и выучите то, что раньше, возможно, вызывало затруднения. Видеолекции с наглядной графикой можно посмотреть несколько раз, интерактивные тесты и контрольные интуитивно понятны. Если же что-то непонятно, можно спросить у онлайн-консультанта.
Как проходит дистанционное обучение инвалидов в Университете «Синергия»?
После заключения договора и оплаты обучения вы получаете логин и пароль для доступа в ваш личный кабинет. Отсюда вы можете заходить в электронную библиотеку учебной и дополнительной литературы, видеть расписание занятий и экзаменов, смотреть онлайн-лекции и участвовать в семинарах, общаться с преподавателями и однокурсниками. Все, что нужно для учебы, находится всего в двух-трех кликах от вас. Неважно, находитесь ли вы в Москве или в регионах, профессиональное обучение для инвалидов доступно вам, как только вы включите компьютер и выйдете в Интернет.
Программы обучения для инвалидов
Интересные и современные специальности, востребованные на российском рынке труда и ориентированные на практическую подготовку программы - все это домашнее обучение инвалидов в «Синергии». Начиная информационными технологиями и управлением проектами и заканчивая интернет-маркетингом и дизайнам - среди более 100 направлений вы легко найдете то, которое поможет вам реализовать себя и стать успешным профессионалом своего дела. Инвалидам мы предлагаем такие же программы и специальности, что и студентам очной формы обучения.
Многие, включая вышеперечисленные, направления подготовки позволяют нашим выпускникам работать дистанционно: развивать свой онлайн-бизнес, оказывать консалтинговые услуги, быть удаленным сотрудником в компании.
Дистанционное обучение инвалидов на дому - это ваша возможность получить качественное и престижное образование, которого вы заслуживаете. Используйте новейшие технологии e-Learning, чтобы сделать свою жизнь лучше, а карьеру успешнее!