Почему не посещают сновидения и как их вернуть? Что такое сон? Почему не снятся сны

2.« Я полагаю, что весь опыт полевых исследований, равно как и внимательное изучение важных проявлений… Понимание культуры как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, направленной на удовлетворение потребностей человека характерно для представителей ФУНКЦИОНАЛЬНОГО направления.

6 .Из «Слова об идолах»… Попытка превратить культ Перуна в общегосударственный была предпринята князем …ВЛАДИМИРОМ.

9 .Из Конфуция… Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция стало основой для формирования идеологии социального слоя …ЧИНОВНИКОВ.

11 . Из работы Ж.-Ф. Лиотара «Заметки на полях повествований»… Ж.-Ф. Лиотар является одним из представителей философии …ПОСТМОДЕРНИЗМА .

15 .Этот собор возведен в 1712–1733 годах на месте одноименной деревянной церкви. Архитектором описанного в тексте и представленного на фото собора является …ТРЕЗИНИ .

16 .Возведение этого (Софийского) собора началось между 1017 и 1019 годами, он был освящен в 1032 году… Описанный в тексте и представленный на фото собор был построен в период княжения ЯРОСЛАВА МУДРОГО .

21 .М. Врубель… Сюжет картины, приведенной на фото, как и ряда других работ М. Врубеля, основан на произведениях …ЛЕРМОНТОВА

27 .Из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени»… По мнению П. Сорокина, кризис чувственной культуры можно рассматривать как этап формирования ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ культуры.

28 .Из работы П. Сорокина «Человек, цивилизация, общество» Формой протеста против искусства, низведенного до уровня инструмента наслаждения и развлечения, выступил …МОДЕРНИЗМ .

31 .Из «Домостроя»… Глава семьи по «Домострою» является неограниченным владыкой в доме подобно ЦАРЮ в государстве.

34 .В античной традиции человек-микрокосм … Зримым проявлением преимущества права целого была практика ПОЛИСА , возникшая как раз в эпоху формирования в Афинах зрелой демократической системы.

36. Из статьи Л. Февра… Пробуждение интереса к античности является отличительной чертой культуры …ВОЗРОЖДЕНИЯ .

39 .Это аббатство (Сен-Дени) занимало особое место … Древнейшим готическим храмом в Европе, хранителем исторического наследия Франции, представленным на фото, является ____КОРОЛЕВСКИЙ СОБОР .

43 . Архитектурный ансамбль этой церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты. Описанный в тексте и представленный на фото собор был воздвигнут русскими зодчими Бармой и ПОСТНИКОМ .

46 .В первых семи тезисах утверждается, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, а длится всю жизнь христианина… Сторонники автора тезисов положили начало ПРОТЕСТАНТСКОМУ направлению в христианстве.

47 .П. С. Гуревич: «В эпоху… возвышенность духа укоренилась в области самого хозяйства. Всякий труд, сопряженный с преобразованием жизни, считался поэтичным… Понимание труда как предназначения человека характерно для ПРОТЕСТАНТСКОЙ этики.

52 .Теодор Жерико. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г. Судя по работе Ф. Жерико, представленной на данной фотографии, и другим работам художника, больше всего он любил писать такое животное, как …ЛОШАДЬ .

55 . Афоризмы Вольтера … Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой …ВОЛЬТЕРА .

58 .Из письма к боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой … В процитированном отрывке речь идет о событии, получившем название …РАСКОЛ

61 . Этот собор, построенный в 1158–60 гг. (перестроен в 1185–89 гг.) отличается как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси… Описанным в тексте и изображенным на фото собором является …УСПЕНСКИЙ СОБОР

64. Античное пространство является … На фото представлен храм ГЕРЫ в Пестуме, являющийся образцом дорического стиля в античной архитектуре.

65 .Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса… Чернофигурная керамика VI в. до н. э. в полной мере использовала сюжеты богатейшей греческой …МИФОЛОГИИ .

67. Человек практически никак не виден в господствующем в ранней архаике «геометрическом стиле» – он предстает там лишь как одна из далеко не главных функций огромного тела космоса… Чернофигурная техника в росписи сосудов создает акцент на ____ на фоне пронизанного энергией и светом активного пространства.

69 .Из афоризмов известного итальянского гуманиста … Представителем раннего гуманизма, поставившим центральную проблему Ренессанса, автором приведенных строк, изображенным на рисунке, является …ПЕТРАРКА .

71 . Из статьи Г. С. Померанц: Создателем концепции «осевого времени» был …ЯСПЕРС .

74 .Из комментария Д. Т. Судзуки к стихотворению Басе: «Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем!»… Басе – выдающийся ЯПОНСКИЙ поэт XVII в.

77 .Из былины «Садко» … Былины про Садко относятся к сказаниям НОВГОРОДСКОГО цикла.

82 . Из «Хождения за три моря»… В приведенном отрывке автор описывает свое пребывание в …ИНДИИ .

85 . Из работы Анри Бергсона «Введение к «Творческой эволюции»… Сформулированная в работе Бергсона идея «движущейся реальности человеческого существа» легла в основу романа «В поисках утраченного времени» французского писателя …ПРУСТА

Исследование американских ученых показало, что люди часто склонны не замечать объекты, когда размер не соответствует их представлениям. Как говорится в материале NY Times, это только лишь последнее из многочисленных исследований, которые показывают, как ожидания влияют на способность не замечать того, что происходит вокруг нас.

Следующая новость

Для того, чтобы испытать себя, достаточно посмотреть на картинку, представленную ниже в течение нескольких секунд и найти на ней зубную щетку.

Большинство читателей сразу же укажет на предмет, который лежит перед раковиной. И не заметит огромной зубной щетки, которая лежит у стены.

Подобный эксперимент проводили ученые. Они показывали на одну секунду группе добровольцев и компьютерной нейросети с расширенным видением одно изображение. После этого последовал вопрос: был ли на изображении счетчик парковки.

Ииспользовались картинки, где счетчик отсутствовал, показан нормальный счетчик, а также изображение, где аппарат, был в четыре раза больше.

Исследователи обнаружили, что люди пропускают гигантские объекты, которые не соответствуют размерам в их представлении на 13% чаще, чем объекты нормального размера. Нейросеть не ошиблась ни разу.

Мы были удивлены этим эффектом

— психолог из Калифорнийского университета Мигель Экштайн.

Он отметил, что когда человек первый раз видит фотографию, где привычный ему объект имеет гигантские формы, то он просто его не замечает.

Это трюк, который мозг делает, чтобы быстро обрабатывать сцены и находить то, что мы ищем. В реальной жизни маловероятно, что вам нужно будет найти много гигантских объектов

— Мигель Экштайн.

Это явление также называют «невнимательной слепотой». Исследователи предполагают, что наша тенденция упускать объекты вне шкалы размера — это побочный продукт стратегии, который мозг реализует для ликвидации потенциально неправильных вариантов ответов. Но при этом исследование напоминает о том, что эта способность препятствует возможности видеть вещи, которые находятся прямо перед нами.

Молодая китаянка потеряла зрение из-за постоянной игры на смартфоне. Девушка не выпускала аппарат из рук и постоянно проводила время за играми. Врачи диагностировали у нее окклюзию артерии сетчатки — расстройство кровообращения глазного яблока. От этого заболевания, связанного с перенапряжением глаз, чаще всего страдают пожилые люди.

Спать и видеть сны - совершенно нормально, даже если их сюжеты не всегда приятны. А вот полное отсутствие сновидений является достаточным поводом для беспокойства. Оно означает, что нормальные процессы, происходящие в человеческом организме во время сна, нарушены. И стоит поискать причины, почему перестали сниться сны, пока их отсутствие не начало негативно отражаться на общем состоянии здоровья.

Когда возникают сновидения

Обобщенные данные многочисленных и разносторонних исследования сна позволили однозначно установить, что сновидения в человеческом мозгу возникают в строго определенных его состояниях, причем не сразу после засыпания, а после того, как мозг пройдет фазу медленного сна.

Всего же в течение ночи происходит чередование различных циклов сна, которые сменяют друг друга и имеют вполне четкие характеристики, по которым их можно различить. Весь процесс можно разделить на засыпание, несколько чередований циклов сна (медленный/быстрый) и пробуждение.

Зная обо всех фазах сна, легче понять, почему не снятся сны некоторым людям. Не помнить снов - не опасно для здоровья, тревожный сигнал лишь их действительное отсутствие.

Узнать, видите ли вы сны, легко - надо просто попросить понаблюдать за тем, как вы спите, кого-то из близких. Если через 20-30 минут после засыпания ваши глазные яблоки начнут двигаться хаотически, значит все в порядке - вы смотрите сон. Попросите их осторожно разбудить вас в этот момент и сами во всем убедитесь.

Если же быстрая фаза сна действительно отсутствует, желательно обратиться к невропатологу или сомнологу, так как это может свидетельствовать о физиологических или психических расстройствах.

Причины отсутствия снов

Причин отсутствия снов достаточно много. Мы перечислим лишь наиболее часто встречающиеся из них. Но сновидение - настолько уникальное явление, что понять до конца механизм его появления ученые не могут до сих пор.

На отсутствие сновидений может повлиять:

Как видите, при воздействии негативных внешних факторов сны могут переставать сниться на некоторое время, а затем возвращаться вновь или исчезать надолго и тогда необходимо обратиться за квалифицированной помощью для восстановления нормального чередования фаз сна.

Осознанные сновидения

Сейчас все больше людей увлекаются духовными практиками, часть из которых включают в себя такой феномен, как осознанные сновидения, которые часто становятся причиной, почему не снятся сны. Ничего плохого в этом нет, если овладение подобными техниками происходит плавно и под руководством опытного специалиста. Многим действительно удается таким образом сконфигурировать мозговую активность, что они обретают способность изменять по собственному желанию сюжеты сновидений.

Но если подобные вещи начинают практиковать люди совершенно неподготовленные, не понимающие основных принципов работы человеческого тела и нервной системы, то недалеко до беды. Пытаясь сохранить контроль над осознанием во время засыпания, они просто не дают нервной системе расслабиться. Через некоторое время борьбы со сном появляются отрывочные образы, вспышки света и другие видения. Но мозг запрограммирован на желание их зафиксировать, поэтому человек сразу просыпается.

Длительные подобные эксперименты уже не одного человека довели до серьезных психических расстройств. А бессонница, под руку с которой идут повышенная возбудимость, расстройства памяти, снижение концентрации - это обычная проблема для таких вот «адептов-самоучек».

Поэтому если вы собираетесь заняться подобными практиками - удостоверьтесь в том, что рядом есть человек, который научит, как делать это правильно и без вреда для физического и психического здоровья.

Как известно, в «Одиссее» Гомер описывает «море цвета темного вина». Но почему «цвета темного вина», а не «темно-синее» или «зеленое»?

В 1858 году ученый Уильям Гладстон, который позже стал премьер-министром Великобритании, заметил, что это не единственное странное описание цвета у великого грека. Несмотря на то, что поэт в каждой песне приводит описания сложных деталей одежды, доспехов, оружия, черт лица, животных и многого другого, упоминаемые им цвета кажутся странными: железо и овцы — фиолетовые, мед — зеленый.

Гладстон решил подсчитать, сколько раз упоминается в книге каждый из цветов. Черный встречается около 200 раз, белый — приблизительно 100, а вот остальные цвета упоминаются редко: красный — менее 15 раз, желтый и зеленый — менее 10. Изучив другие древнегреческие тексты, Гладстон обнаружил ту же закономерность — в них не было ничего, что описывалось бы как «синее». Такого слова даже не существовало.

Гладстон предположил, что это, возможно, было уникальной особенностью греков. Но филолог Лазарь Гейгер продолжил его исследования и выяснил, что эта закономерность прослеживается и в других культурах.

Он изучал исландские саги, Коран, древние китайские рассказы и древнееврейский текст Библии. Анализируя индуистские ведические песнопения, он отмечает: «Эти тексты, включающие более десяти тысяч стихов, полны описаний небес. Вряд ли какой-либо объект описывается чаще. Солнце и игра цвета на краснеющем во время восхода крае неба, облака и молнии, воздух и эфир — все это разворачивается перед нами снова и снова. Но в этих древних песнях нигде не упоминается, что небо — голубого цвета».

Гейгер решил выяснить, когда слово «синий» появилось в языках, и обнаружил странную закономерность. В каждом языке изначально существовали слова для черного и белого, тьмы и света. Следующее по времени появления обозначение цвета в каждом изученном языке — слово «красный», цвет крови и вина. После красного традиционно появляется желтый, а позже — зеленый (хотя в некоторых языках желтый и зеленый меняются местами). Последним во все языки приходит синий.

Если подумать, синий не так уж часто встречается в природе: синих животных почти не существует, голубые глаза — редкость, а синие цветы по большей части являются результатом селекции. Конечно, есть небо, но голубое ли оно на самом ли деле? Как мы узнали из работы Гейгера, даже в священных текстах, в которых небо упоминается постоянно, оно все равно не обязательно «синее».

Исследователь Гай Дойчер, автор книги «Сквозь зеркало языка: почему на других языках мир выглядит иначе», провел социальный эксперимент. В теории один из самых первых детских вопросов во всем мире — «Почему небо голубое?». Ученый вырастил свою дочь стараясь никогда не заострять внимание на цвете неба, а затем однажды спросил ее, какой цвет она видит, когда смотрит ввысь.

Альма, дочь исследователя, не знала ответа. Для нее небо было бесцветным. Сперва она решила, что небо белое, а потом, в конечном итоге, что оно голубое. То есть голубой цвет не был первым, который она увидела, и это был не тот ответ, к которому она интуитивно склонялась, хотя именно на нем она остановила в итоге свой выбор.

С этим предположением все немного сложнее, потому что мы не можем точно сказать, о чем думал Гомер, когда описывал море цвета «темного вина» и фиолетовую овцу, — но мы точно знаем, что древние греки и вообще все древние цивилизации имели то же строение глаза и мозга, а следовательно ту же способность различать цвета, что и мы.

В поисках ответа на этот вопрос исследователь Жюль Давидофф отправился в Намибию, в гости к племени химба. Это племя говорит на языке, не имеющем специального обозначения для синего, в нем синий и зеленый «слиты» на лексическом уровне.

В рамках эксперимента членам племени показали круг, где 11 квадратов были зелеными, а 1 — синим. Большинство участников не смогло выбрать тот, который отличался от других. Те же, кто разницу все-таки заметили, потратили намного больше времени и сделали при этом больше попыток, чем потребовалось бы даже слабовидящему человеку из развитой страны.

С другой стороны, у племени химба оказалось больше слов для определения оттенков зеленого, чем в английском языке. Взглянув на круг зеленых квадратов, один из которых немного отличается оттенком от остальных, они могут мгновенно определить, какой из квадратов не такой, как все. А вы?

Какой квадрат отличается от других?

Для большинства из нас это сложное задание.

Сдаетесь?

Вот квадрат, отличающийся от других:

Давидофф пришел к выводу, что без слова для описания цвета, без идентификации его как отличающегося нам намного сложнее заметить разницу между цветами — даже если наши органы зрения обладают точно такими же физиологическими характеристиками, как глаза тех, кто легко видит эту разницу.

Выходит, до того, как синий стал распространенным понятием, люди могли видеть его — но, похоже, они не знали, что видят.

Если вы видите что-то, но не знаете об этом, существует ли оно? Большой вопрос, который следует переадресовать представителям существующей с недавних пор науки нейрофилософии.

Читайте также: