Оборудование для детей инвалидов в школе. Правила организации обучения детей инвалидов в школе. С тяжелой патологией речи

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.

Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .

Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.

Что представляют собой данные учебные заведения

Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.

К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.

Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.

Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.

Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.

Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.

Виды учреждений

Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.

В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.

Для неслышащих учеников

Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.

Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.

Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.

Слабослышащие и позднооглохшие

Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.

Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.

В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.

На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.

В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.

Незрячие

Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.

Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.

С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.

Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.

Слабовидящие

В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.

Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.

Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.

С нарушениями речи

Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .

К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.

С тяжелой патологией речи

Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.

Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.

Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.

Задержка психического развития

Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.

Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.

По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.

Умственно отсталые

Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.

Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.

Организация учебного процесса

В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.

Однако все они базируются на основных принципах :

На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.

Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.

Распространение таких заведений

Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.

В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.

Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.

Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:

Специализированное оборудование для инвалидов

Иногда мы даже не задумываемся, с какими проблемами приходится сталкиваться людям, имеющим ту или иную группу инвалидности. Конечно, для здорового человека многие неудобства, преследующие больных, во многом абсолютно незнакомы и в повседневности незаметны. Эти люди очень часто не могут устроиться на хорошо оплачиваемую работу в виду своих ограниченных физических способностей. Также возникают проблемы и с отдыхом инвалидов особенно в простом посещении кафе, в котором нет никакого специализированного оборудования.

К счастью, сейчас в России как за рубежом существует большое количество благотворительных организаций, первоочередная задача которых - сделать жизнь инвалидов ярче, совершеннее и ближе ко всем тем возможностям, которые доступны сегодня практически любому. Приятно видеть, что во многом деятельность таких организаций направлена на возможность посещение людей с ограниченными возможностями различных предприятий общественного питания, в том числе и кафе, с помощью которого можно найти новых друзей или же весело провести свое время.

В России на данный момент открыто около 6 специализированных кафе для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. И с каждым годом их число постепенно увеличивается.

Так в городе Санкт-Петербурге совсем недавно 22 октября 2007г. в праздничной обстановке было открыто первое Интернет-кафе для инвалидов. Такое кафе многим отличается от обычных компьютерных клубов. К примеру, здесь имеются специальные приспособления для людей с проблемами слуха и зрения. Такие продукты сейчас не очень дороги, ведь ими пользуются множество людей преклонного возраста. (Приложение А)

Для парализованных людей, не способных управлять мышью, в кафе предусмотрен ПК с манипулятором-точкой, который крепится на нос или очки. Также есть устройство, которое делает глаза больного виртуальной мышью. К примеру, чтобы кликнуть такой мышью, нужно просто мигнуть глазами.

По заявлению данной благотворительной акции, благодаря которой открылось данное кафе, деятельность в этой сфере как раз набирает обороты, поэтому со временем еще большее количество людей смогут поиграть в компьютерные игры, попутешествовать по просторам Сети или же просто пообщаться с новыми друзьями, невзирая на недуги.

а) Специализированные столы для инвалидов

Специально отведенные места для инвалидов и людей с ограниченными возможностями в кафе, которых должно быть не менее 5% от общего количества мест в зале, должны быть оснащены специальным оборудованием.

Одним из немаловажным оборудованием является специализированный стол, который предназначен для посетителей передвигающихся на кресле- коляске. Крышки таких столов-парт должны быть шириной не менее 0,48 м, высота стола 0,65 - 0,7 м.

Такие столы обычно изготавливают из стального каркаса и пластмассовой столешницы. Опора снабжается телескопическим устройством, позволяющим изменять высоту стола в пределах 60 см. Средняя масса стола - 9,5 кг. Нагрузка на столешницу распределяется (max) - 7,5 кг. Нагрузка в точке приложения силы - 20% max, не более. Ширина - 38 см. Длина - 76 см. Высота (min) - 65 см. Высота (max) - 120 см. (Приложение Б)

В торговом зале кафе ширина прохода для инвалидов между ограждением и раздаточными стойками - не менее 1,2 м. Высота столиков и стоек кафетерия должна быть не более 0,8 м.

Вешалка и зеркало - должны быть расположены на высоте между 0, 85 и 1,1 м, чтобы обеспечить комфортность для человека на коляске.

б) Пандус

Идеальным входом в здание для инвалидов, передвигающихся на коляске, -- является вход на одном уровне с тротуаром. Но, как правило, для того чтобы вода не заливала помещения, перед входом устанавливают ступеньку высотой 0, 15-0, 2 м. В этом случае устанавливают плавные спуски с уклоном не более 5 %.

Пандус - это конструкция, соединяющая два уровня без использования ступеней. [ 15] Пандус необходим человеку, передвигающемуся в кресле коляске для самостоятельного преодоления небольших препятствий. Угол наклона пандуса при этом может достигать 15 градусов. При преодолении препятствий с посторонней помощью угол может быть увеличен до 25-35 гр. в зависимости от длины пандуса.

Пандусы имеют несколько вариантов исполнения:

Обыкновенный односекционный для преодоления небольших препятствий (самый компактный и легкий), длина от 1200 мм - до 3200 мм;

Раздвижной (телескопический), он в свою очередь подразделяется на: двухсекционный, трехсекционный, длина от 2,2 до 3,2 метра, универсальный, может выпускаться длиной до 5 метров (ограниченная возможность самостоятельного использования, так как имеют значительную массу);

Складной для преодоления порожков и мелких препятствий с перепадом высот.

Пандусы изготовлены из сплава алюминия и достаточно легки (от 5 кг), что делает возможным самостоятельное использование. Их покрывают различными настилами, различными водоотводящими и другими приспособлениями. Первый типовой проект пандуса был разработан институтом «Ульяновскгражданпроект», в нем впервые были учтены угол наклона, поворота и покрытия пандуса, чтобы инвалиду было удобно передвигаться. (Приложение В)

При длине пандуса более 6 м следует предусматривать промежуточные площадки длиной не менее 1700 мм. В начале и конце каждого пандуса также следует предусматривать горизонтальные площадки длиной 1700 мм и шириной, равной самому пандусу.

По внешним (не примыкающим к стене) боковым краям пандуса и горизонтальных площадок необходимы бортики высотой не менее 0, 05 м для предотвращения соскальзывания коляски. Покрытие пандуса не должно быть скользким. По обеим сторонам пандуса устанавливают поручни.

Поручни у перил пандуса следует, как правило, предусматривать двойными на высоте 0, 7 м и 0, 9 м. Рекомендуется, двойные поручни предпочтительней по следующим позициям инвалиды на коляске могут пользоваться как верхним, так и нижним поручнем. В современных моделях инвалидных колясок высота спинки уменьшена с 0, 9 м до 0, 8 м. Установка нижнего парного поручня предотвращает боковое падение такой инвалидной коляски.

Необходимо, чтобы длина поручней пандуса с каждой стороны была больше длины самого пандуса не менее чем на 0, 03 м, и эти участки обязательно должны быть горизонтальными. Поручни обычно круглого сечения с диаметром не менее 0, 03 м и не более 0, 05 м (рекомендуемый диаметр 0, 04 м). Расстояние между поручнем и стеной обычно не менее 0, 4-0, 5 м. (Приложение Г)

Поверхность поручней непрерывна по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса. Поручни необходимо надежно закрепить, и они должны иметь большой запас прочности для предотвращения их деформации вследствие детских игр (катания и т.п.). Концы поручней либо скруглены, либо прочно прикреплены к поверхности, стене или стойкам, а при парном расположении -- еще и соединены между собой.

Входная дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса. Ширина двери должна быть не менее 0, 9 м, а высота как минимум 2, 1 м.

Предназначенные для инвалидов входы в здание следует защищать от атмосферных осадков навесами, козырьками и предусматривать перед входом площадку, достаточную для маневрирования на кресле-коляске, размером не менее 1000х2500 мм, с дренажем, а в зависимости от местных климатических условий -- с подогревом.

Если входные двери установлены одна за другой, то минимальная ширина входного тамбура при дверях, открывающихся в одну и ту же сторону, должна быть не менее 1500 мм, глубина также не менее 1500 мм. Свободные площадки перед дверьми и после них также должны быть не менее 1500 мм.

в) Туалетная комната для инвалидов

Новая модель туалетной комнаты для инвалидов предполагает следующие необходимые приспособления:

Обязательный въезд для инвалидной коляски (пандус)

Безопасные поручни

Специальная дверь, отодвигающиеся по направляющей в сторону

Дополнительное оборудование внутри кабины

Увеличение размеров кабины, позволяющие перемещаться внутри кабины без ограничений. (Приложение Д)

Туалет должен быть хорошо освещен, обогреваем, кабины должны иметь эффективную систему вентиляции, раковину с рукомойником и теплой водой, мыло, полотенца, зеркало, звуковой музыкальный фон (радио). Инвалидный модуль не должен требовать подключения к коммуникациям, он выполняется из экологически безопасных материалов. Работая на действии биологически активной жидкости, которая расщепляет отходы, уничтожает микробы и устраняет запахи. Примерная стоимость такого оборудования составляет около 300 тыс. рублей.

Покрытие пола должно быть не скользким, нельзя использовать кафельную или глазурованную плитку. Пол лучше сделать рифлёным, прорезиненным или шероховатым. Так можно избежать падения и последующих ушибов и травм.

г) Двери и окна

Входные двери должны иметь ширину в свету не менее 900 мм. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения инвалидов запрещается. Устройство остекленных проемов в наружных и внутренних дверях так же не рекомендуется. Нижняя часть дверного полотна на высоту 300 мм должна защищаться противоударной полосой.

Входы в здание для инвалидов не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота не должна превышать 25 мм. Пороги по цвету должны сильно контрастировать с полом.

Дверные ручки на полотне дверей должны располагаться на высоте 800--900 мм от уровня пола. Дверные ручки, скобы и другие приспособления должны иметь форму, удобную для легкого открывания одной рукой. Рекомендуется применение П-образных ручек.

Чтобы обеспечить идентификацию дверей для людей с ослабленным зрением, дверь и дверная рама должны окрашиваться в контрастный цвет относительно стены. Щели между дверным полотном и коробкой со стороны петель должны быть закрыты эластичным материалом. Для слабовидящих людей дверные полотна могут быть покрашены двумя контрастными цветами с указанием направления открывания двери.

Будет лучше, если окна будут иметь верхнее расположение открывающихся фрамуг и форточек. Окна должны открываться вовнутрь. Высота подоконников должна быть не более 600 мм.

Необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

Вход в школу

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Школьная раздевалка

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

Школьная столовая

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Школьный туалет

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Спортивный зал

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

Школьная библиотека

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

Классные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Территория школы

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе.

Школьное оборудование для детей-инвалидов - необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

Вход в школу

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Школьная раздевалка

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

Школьная столовая

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Школьный туалет

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Спортивный зал

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

Школьная библиотека

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

Классные кабинеты

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Территория школы

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность верно построить процесс обучения и увидеть результат.

Первое, о чем должен помнить каждый - это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов.

В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

Некоторые школы готовы переходить на «инклюзивное образование», где дети с ОВЗ и обычные учатся в одном классе. Также вполне допустима и дистанционная школа для детей инвалидов.

Чтобы организовать такой процесс обучения, необходимы специальные условия в школах. Это установка специального оборудования: пандусы, дополнительные крепления, как в помещениях, так и в туалетах, столовых, музыкальных комнатах и т.п. Требуется организация коррекционной образовательной среды.

Необходимы социальные педагоги, у которых есть знания, как помочь обучению данной категории детей.

Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. Также делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток.

Проводятся 3-4 семинара для учителей, где их учат, основным методам обучения детей с данной проблемой.

Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей.

Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь. А также разработка определенных правил обучения. При этом имеет ребенок инвалид льготы в школе.

Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями.

Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.

Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в общеобразовательной школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала.

Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

Надо обсудить правила касательно успеваемости ребенка и класса в целом:

  • ребенок с ОВЗ может отвечать на вопросы в классе в любой удобной для его развития форме;
  • при самостоятельных и контрольных работах можно давать ему дополнительное время;
  • при необходимости разрешить пересдачу контрольных работ;
  • оценивать ребенка только с позиции «какой он был, какой теперь стал», ни в коем случае не сравнивая с другими детьми.

Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат.

На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ.

Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка.

Можно разделить класс на разноуровневость обучения. Такая система поможет учителю подобрать группу учеников с соответствующим развитием.

Проведение индивидуальных уроков — обязательная часть обучения детей с ОВЗ. С этой целью создается расписание с «окнами» для таких детей для дополнительных объяснений.

В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями.

Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем.

Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми.

Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.

Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались.

Такой труд очень нелегок. Но при грамотном и правильном отношении обязательно даст хорошие плоды и возможность ребенку не только стать полноценным членом общества, но и стать частью развития «инклюзивного образования» в России.

Читайте также: