Статья в сми на тему гигиена школьника. Особенности личной гигиены школьника. Основные правила гигиены для школьников

Устные методы контроля.

Методы контроля

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:

Методы устного контроля: беседа , рассказ ученика, объяснение, комментированное чтение текста учебника, чтение технологической карты, схемы, сообщение, зачет, экзамен и т.д.

Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и вопросно-ответная форма собеседования. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Такая форма работы получила название опроса

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Устный опрос (беседа) может сочетаться с выполнением учениками письменных упражнений.

Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3–4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опросы, а также « поурочный балл ».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1–2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4–5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков.



Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся на уроке.

2. Функции классного руководителя:

1) аналитико-диагностическая;

2) организационно-координирующая;

3) коммуникативная (?).

Формы организации взаимодействия классного руководителя с семьей воспитанника

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление . Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях . Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс , что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Введение

5. Итог собрания

Заключение

Список литературы

Введение

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Родительское собрание - основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей. Они должны иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе.

Я посетила родительское собрание, которое проводилось 12.02.2010 в школе №13 г. Тобольска классным руководителем Митрофановой Е.С. в 5 «Б» классе.

Цель контрольной работы - провести анализ посещенного родительского собрания, проведенного классным руководителем.

1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания

Особое внимание при подготовке родительского собрания, я считаю, необходимо уделить подготовительному этапу, сообщая родителям и детям заранее тему, цель, задачи, подключив обязательно родительский комитет к выполнению определённой работы по выбранной теме, чтобы заинтересовать родителей непосредственным его участием и тем самым повысить явку родителей на собрание. Это является одним из главнейших условий результативности проводимого мероприятия.

Классным руководителем 5 «Б» класса была разработана следующая структура подготовки родительского собрания

Определить цель собрания.

Изучить научно-методическую литературу.

Провести микроисследования.

Определить вид, форму и этапы собрания, способы и приемы работы его участников.

Придумать форму приглашения родителей.

Подготовить отчеты (фото-, видеоматериалы), освещающие внеклассную жизнь детей;

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.

Оборудовать и оформить помещение для собрания.

С опорой на эту структуру была построена подготовительная работа.

Классным руководителем была определена цель собрания в соответствии с его тематикой.

Тема собрания - «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе». Цель собрания:

Привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации;

Обратить внимание родителей на важные ситуации и проблемы повседневной жизни, возникающие при общении с детьми.

Для подготовки к собранию педагогом была изучена соответствующая научно-методическая литература по теме собрания, имели место консультации со школьным психологом. Надо отметить, что

Проблема формы приглашения родителей была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальные приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. Оформление - компьютерный вариант. Главным в таких приглашениях на родительское собрание явилось то, что родители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении было полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой. Явка родителей составила 90%.

Завершающим этапом подготовки родительского собрания явилось оформление классного помещения, в котором оно проводилось. Родителей встречал элегантный приветливый педагог в проветренном, чисто убранном классе. Я считаю, что этот момент меняет в лучшую сторону настрой родителей.

2. Тематика родительского собрания и его назначение

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз - два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

Анализируемое родительское собрание по своей форме является классным собранием, организованным в середине III четверти.

Тема собрания - «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе» - была определена классным руководителем самостоятельно. Надо отметить, что подобная тематика уже была в проводимых в этом классе собраниях в начале учебного года. Назначение данного собрания - еще раз напомнить о проблеме адаптации.

Cодержание для собрания классный руководитель черпал из психолого-педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями-предметниками, школьным психологом, детьми, родителями, школьной администрацией.

Заранее была договоренность со школьным психологом в помощи в проведении собрания.

3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания

Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов (что и было сделано в проведенном родительском собрании):

Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель познакомила родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале педагог предупредила родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, классный руководитель помнила о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказывалась от субъективных интерпретаций.

Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель поделилась наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора были также взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Классный руководитель была предельно деликатна, избегла негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Эта часть собрания не явилась перечислением «грехов школьников», как это иногда бывает

Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания был естественным образом включен в структуру других его составляющих, т.к он являлся определяющим в анализируемом родительском собрании.

Классный руководитель рассказала о том, с какими проблемами сталкиваются дети, переходя из начального звена в среднее. Этот период совпадает с концом детства. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление новых учителей с разными требованиями, разными характерами, стилем общения является для детей зримым показателем их взросления. Резкое изменение условий обучения, разнообразие усложнений, требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Классный руководитель подробно рассказала о том, какие сложности бывают у детей при адаптации.

Для освещения отдельных вопросов была приглашена на собрание педагог-психолог данной школы, которая выступила с небольшой лекцией по теме собрания и дала конкретные рекомендации по адаптации детей-пятиклассников. Например,

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах, не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа «Как прошел день?»;

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;

Не связывайте оценки за успеваемость со своей системой поощрений и наказаний;

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок;

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что происходит в школе;

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Классному руководителю важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из его важнейших задач. Классный руководитель предложила родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

Данный этап состоял из информации о предстоящих делах. Предлагалась экскурсия в Тобольский музей-заповедник, поход в лес, а также решался вопрос о том, чем занять детей в каникулы. Следует заметить, что финансовые проблемы (по поводу экскурсии в музей) заранее были обсуждены с родительским комитетом и лишь после этого вынесены на родительское собрание.

Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания стали родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состояла в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. На данном родительском собрании присутствовали мамы трех детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Классный руководитель использовала, на мой взгляд, очень эффективную тактику присоединения, которая начиналась словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Однако родители других детей тоже не были обделены вниманием. Классный руководитель знала, что сказать каждому из них. Заранее были оформлены благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях, проходивших в четверти.

Итак, можно сделать вывод, что требования к проведению родительского собрания были максимально выполнены.

4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера.

Анализируя данное родительское собрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя (и выступление педагога-психолога) с последующими его ответами на вопросы родителей.

Активность родителей в обсуждении вопросов можно оценить как среднюю.

5. Итог собрания

Подведение итогов собрания началось на самом собрании, т.к было необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно было и выяснить отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее были подготовлены необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии явилось предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

явка родителей, причины отсутствия;

персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Классный руководитель в заключительном слове еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы, о том, что обсуждение темы адаптации еще не закончено, т.к впереди учебный год. Классный руководитель предложила родителям обращаться за помощью и к ней, и к учителям-предметникам, к школьному психологу.

В свою очередь классный руководитель обратилась к родителям за помощью в организации экскурсии в музей и похода в лес. Были выбраны ответственные и назначены даты мероприятий.

Информация об итогах родительского собрания была доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Заключение

Завершая работу можно прийти к следующему главному выводу - объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Что касается анализа проведенного родительского собрания, то я считаю, что оно было эффективным. Классный руководитель начала свое выступление перед родителями с положительных моментов и этим, а также своим внешним видом и чистотой помещения способствовала формированию положительного настроя родителей. Интонация собрания была на уровне «советуемся, размышляем вместе». Присутствовали такие качества педагогов как тактичность, деликатность. Я считаю, что были построены доверительные отношения с родителями учеников. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

Список литературы

1. В помощь классному руководителю. - Мн.: ООО «Классико-принт», 2003.

2. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.

4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

5. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 2000.

6. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград: Учитель, 2004.

7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2001.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Список литературы

Введение

Серьезные изменения, происходящие сегодня в обществе, во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и, прежде всего, в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами. Необходимы интересные проекты и изыскания не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство. Одно из направлений работы каждого учителя - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту нагрузку дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности детей, учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. отношение педагог учащийся семья

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Формы работы классного руководителя с семьями

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание.

Эффективность воспитания учащегося значительно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. Формы взаимодействия педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей, субботники и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Формы работы:

1) Посещение семьи -- эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

2) Переписка с родителями -- письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки -- доброжелательный тон, радость общения.

3) Педагогический лекторий.

Преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

4) Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

5) Родительское собрание -- форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого - педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

6) Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы.

7) Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете класса. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств.

Список литературы

2. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л. М. Николаевой. - М., 1981г.

3. Классному руководителю. Учеб. - метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 280 с. - (Воспитание и доп. образование детей).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности педагогического общения классного руководителя. Функции, задачи, формы и принципы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Родительское собрание как форма педагогического общения учителя и родителей.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Содержание, методы совместной работы (деятельности и общения). Принципы организации родительского собрания. Коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Диагностика в работе классного руководителя с семьей. Формы психолого-педагогического просвещения родителей. Формы вовлечения их в учебно-воспитательный процесс. Деятельность школьного родительского комитета. Подготовка сценария и проведение собрания.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

    Роль классного руководителя в системе школьного образования. Формы и методы работы с ученическим коллективом, с семьями учащихся. Практические материалы оформления планов и нормативная документация, регламентирующая деятельность классного руководителя.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2015

    Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Особенности взаимодействия школы и семьи. Характеристика традиционных и инновационных форм работы классного руководителя с родителями. Организация учебно-воспитательного процесса в классе. Развитие вариативной системы социально-образовательных услуг.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2016

    Рассмотрение процесса деятельности классного руководителя. Формирование индивидуальности ребенка в семье и формы работы классного руководителя с родителями учащегося. Стратегия и тактика взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2009

    Исследование истории становления классного руководства. Характеристика воспитательных задач, содержания и форм работы классного руководителя. Взаимосвязь работы классного руководителя с учащимися. Планирование и подготовка воспитательного мероприятия.

    презентация , добавлен 22.04.2010

    Воспитательная работа классного руководителя. Типы классного руководства. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции воспитательной работы классного руководителя. Изучение ценностных ориентаций участников педагогического процесса.

Взаимодействие классного руководителя с семьей.

Из опыта работы

Республика Казахстан

Жамбылская область

город Тараз

КГУ «Средняя школа №16

имени Д.М.Карбышева

отдела образования акимата

города Тараза»

Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
– однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
– молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается; остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
– осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкий прожиточный минимум);
– гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми не остаётся времени.

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:
– по количеству детей: многодетные, молодёжные, однодетные и бездетные;
– по составу: 1) только супруги, 2) родители и дети,3) дети, родители родителей;
– неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
– внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает детей, не зарегистрировав брак.

Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу. В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений.

Мы, педагоги, делим семьи на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
– в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей.
– «формально-благополучные» благополучие нередко носит видимый характер, т.е. определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
– «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефектные воспитания -постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
– родился новый тип: семьи высокообеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Следует помнить, что характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы. Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
При посещении семьи желательно соблюдать следующие условия:
– не приходить в семью без предупреждения;
– не планировать свой визит более чем на 5- 1О минут (чтобы не быть обременительным);
– не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться), придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»;
– нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
– не поучайте родителей, а советуйте;
-- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Структура проведения родительского собрания . Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку, выпустить тематическую газету, подобрать литературу для родителей, подготовить небольшое выступление детей).

Не менее значима форма приглашения родителей на собрание.

Например: Уважаемая Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич!
Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября 2015 г. в 18.00 часов в школе. Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Бондарь Н.В.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток.

Примерная структура родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привлекают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
1.Вступительное слово классного руководителя 5 минут (представление гостей).
2. Анализ анкет родителей классным руководителем, чтобы ярче обнаружить проблему встречи (5-7 мин.)(по необходимости)
3.Вступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.)
4.Обсуждение проблемы родителями (20 мин.)
5.Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече.

Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами)

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
– обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
– участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий;
– помощь в оформлении;
– ремонт кабинета;
– создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные группы).

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с Конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства.
Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

АНКЕТА
«Воспитание трудолюбия в семье»
1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а) Да;
б) Нет.
2. Имеет ли ребёнок трудовые обязанности в семье?
а) Да в) Эпизодические
б) Нет г) Не имеет д) Постоянные;
3. Как относится ребёнок к их выполнению?
а) Выполняет охотно;
б) Уклоняется;
в) Пассивен;
г) Только за вознаграждение.
4. Поощряете ли Вы ребёнка за выполнение трудовых поручений?
а) Да;
б) Нет.
5. Наказываете ли Вы ребёнка за невыполнение?
а) Да;
б) Нет;
в) Иногда.
6. Привлекаете ли ребёнка к совместной работе?
а) Да;
б) Нет; .
в) Иногда.
7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребёнка?
а) Да;
б) Нет.
8. Знаете ли ребёнок об этих разногласиях?
а) Да;
б) Нет.
9. Какой труд Вы предпочитаете для ребёнка в будущем?
а) Физический;
б) Интеллектуальный.

АНКЕТА
«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка»
1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на весь день.
а) Да;
б) Нет.
2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы
вместе с ребёнком?
а) Да, я часто так делаю;
б) Нет, я не вижу в этом необходимости;
в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.
3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?
а) «Какие оценки ты сегодня получил?»;
б) «Что было интересного в школе?»;
в) «Что ты сегодня натворил?».
4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неуда-чи ребёнка
в школе?
а) Я много об этом читал, знаю многое;
б) Я мало что знаю об этом;
в) Не знаю ничего.
5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку сует, что служит перегрузкой
для нервной системы ребёнка?
а) Да, я знаю;
б) Знаю, но хотелось бы знать больше;
в) Не знаю ничего.
6. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребёнка дома и оказания разумной помощи?
а) Да, он необходим;
б) Нет.
7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъем-лемой
частью воспитательного процесса в семье?
а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка;
б) Да, но я избегаю этого;
в) Нет, это неверно.

1. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.

2.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)

3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).

4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.

Читайте также: