F 81.3 смешанное расстройство учебных навыков лечение. "F81" Специфические расстройства развития учебных навыков. F84.8 Другие общие расстройства развития

Характеристика состояния

Сочетанные специфические расстройства школьных навыков включают нарушения навыков чтения, письма, счета (арифмети­ческие навыки).

Школьная неуспеваемость носит более тяжелый характер из-за патологического влияния одного дефекта на другой.

Клиническая картина является мозаичной, где имеют место несформированность речевой и других высших психических фун­кций, логико-абстрактных и зрительно-пространственных пред­ставлений.

Исключены:

Специфическое расстройство чтения (F81.0):

Специфическое расстройство спеллингования (F81.1):

Специфическое расстройство навыков счета (F8_L2).

Следует также исключить вторичные нарушения чтения, пись­ма, счета, обусловленные интерференцией иностранного и род­ного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенно­стью.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводят­ся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специали­зированных учреждениях и на школьных логопедических пунк­тах. Предполагается совместная работа специалистов разного про­филя: логопеда, психолога, невролога и др.


Обязательные консультации:

Логопеда;

Психиатра;

Психолога;

Невролога;

Нейропсихолога;

Психотерапевта;

Дополнительно:

Сурдолога;

Педиатра;

Генетика.

Диагностические обследования:

Аудиограмма;

КТ-головного мозга;

Принципы терапии

Направлена на устранение первичного дефекта письма, чте­ния, счета и нарушений других высших психических функций. Медикаментозная терапия. <...>

Физиотерапия;

Комплексные медико-педагогические мероприятия организу­ются с учетом степени выраженности нарушений чтения, письма или счета. Специалисты (психолог, логопед, психиатр) решают вопрос о тактике выбора начального коррекциейного курса, его последовательности, продолжительности и формы проведения (см. F81.0. F81.1. F81.2).

Длительность лечения - вплоть до возможной коррекции.

Ожидаемые результаты лечения

Улучшение школьной успеваемости, устранение проявлений школьной дезадаптации, укрепление соматического, психологи- -ческого состояния ребенка, выбор профиля учебного учрежде­ния.


F82 Специфические расстройства развития моторной функции

Характеристика состояния

Данная группа расстройств характеризуется двигательными на рушениями, моторной неловкостью, нарушениями координа­ции, при которых отсутствуют парезы и параличи. Эти расстрой­ства обусловлены нарушением связи между корковыми и испол­нительными двигательными системами, а также разной степенью и х созревания.

В клинической картине наблюдается симптоматика наруше­ния динамического и кинестетического праксиса. В раннем дет­стве у этих детей отмечается моторная неловкость, они позже на­чинают приобретать устойчивую походку, движения их носят не­координированный характер, у них поздно формируются навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков).

У данной категории детей процесс формирования изобрази­тельной деятельности (рисования) протекает с запаздыванием и часто сопровождается негативными реакциями. Несформирован-ность рисуночно-графических навыков очень часто становится проблемой только в период начального школьного обучения. У них отмечается плохой почерк, несоблюдение строки, замедлен­ный темп работы, задержка в формировании навыков письма, ко­торая может быть связана с нарушением визуального контроля и удержанием в памяти графических поз.

Двигательные расстройства часто сочетаются с расстройства­ми речи, нарушением поведения, нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Диагноз ставится на основании тестов (проб), направленных на исследование праксиса.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия прово­дятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специ­ализированных учреждениях и на школьном логопедическом пункте.

Перечень необходимых обследований

Обязательные консультации:

Логопеда;
- психиатра;

Психолога;

Невролога;

Нейропсихолога;

Психотерапевта.


Дополнительно:

Педиатра.
Диагностические обследования:

КТ-головного мозга;

Принципы терапии

Основные коррекционные мероприятия направлены на разви­тие и формирование общих двигательных навыков, специфичес­ких организаций движений кисти руки. Важным моментом явля­ется обучение родителей комплексам двигательных упражнений, направленных на развитие общей координации, формирование лево-правых представлений; ориентации в собственном теле и специальным упражнениям, направленным на коррекцию графи­ческой деятельности ребенка.

Предполагается совместная работа специалистов разного про­филя: психолога, невролога, логопеда, логоритмиста и др.

Медикаментозная терапия. <...>

Дополнительные лечебные мероприятия:

Физиотерапия;

Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Вплоть до достижения возможного результата.

Требования к результатам лечения

Улучшение двигательных функций, координации, развитие графомоторной функции, что приводит к улучшению школьной успеваемости.

F84 Общие расстройства психологического (психического) развития

F84.0 Детский аутизм

Характеристика состояния

Личностное нарушение, при котором предшествующего пери­ода несомненно нормального развития обычно не бывает. Диаг­ноз, как правило, ставится в возрасте не раньше 3 лет, порой зна­чительно позже. Состояние ребенка характеризуется ограничен­ными стереотипными интересами и своеобразным поведением,


клонностью к привычным действиям и играм при отсутствии пеииальных навыков развития и речи наряду с тяжелым рас-тройством эмоций и отсутствием истинных контактов с родны­ми и сверстниками. Речь ограничена в пределах скудного обще­ния с близкими людьми либо отсутствует. Интеллектуальный де­фект выражен не всегда и может быть неглубоким. Характерны страхи, нарушения сна, ритуалы при приеме пищи, вспышки аг­рессии и аутоагрессии. Таким образом, основными клинически­ми признаками синдрома раннего детского аутизма являются: аутизм с аутистическими переживаниями, нарушения речи, одно­образное поведение со своеобразными двигательными расстрой­ствами.

Условия лечения

Преимущественно амбулаторное.

Стационарное лечение - при выраженности патологических проявлений (агрессия и аутоагрессия, тяжелое соматическое со­стояние).

Принципы терапии

Выбор строится на основе применения специальных психоло­гических и педагогических методик воспитания и обучения аути-стов, трудотерапии, музыкотерапии, логопедических занятий, ЛФК.

Длительность лечения

Амбулаторное - по показаниям постоянно.

Стационарное - 4-8 недель.

Ожидаемые результаты лечения Улучшение социальной адаптации.

F84.1 Атипичный аутизм

Характеристика состояния

Аномальный тип развития ребенка, как правило, проявляю­щийся в возрасте после 3 лет. По своим клиническим проявлени­ям отличается от раннего детского аутизма (болезнь Каннера) дис­социацией психических процессов, погружением в мир болезнен­ных переживаний (при ранней детской шизофрении), фантазиями, страхами, измененным отношением к родным и вы­раженным эмоциональным уплощением, часто - с отставанием в речевом и интеллектуальном развитии.

Перечень необходимых обследований см. F84.0.

Ожидаемые результаты лечения см. F84.0.

Длительность лечения см. F84.0.


FS4.2 Синдром Ретта

Характеристика состояния"

Диагноз устанавливается на основании специфической симп­томатики, появляющейся только у девочек в возрасте от 6 меся­цев до 1,5 лет и проявляющейся в нарастании аутизма, распаде речи (если она уже имеется), иногда - эписиндроме, резком от­ставании и даже регрессе психического развития. Специфически­ми для данного синдрома признаками являются потеря способ­ности пользоваться руками с появлением стереотипных движений в виде потирания рук, а также частые насильственные вздохи. После 6 лет развивается спастический паралич нижних конечно­стей с атрофией мышц. Именно эта симптоматика является опор­ной для диагностики данного синдрома в группе текущих дегене­ративных заболеваний раннего возраста.


Условия лечения Амбулаторное -нате.



Перечень необходимых обследований

Принципы терапии

Ожидаемые результаты лечения

F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

Характеристика состояния

В эту группу включаются рано развившиеся прогрессирующие заболевания с остановкой и регрессией психического развития, а также нарушением социального, коммуникативного и поведен­ческого функционирования. Как правило, это сопровождается стереотипными движениями и аутистическим поведением. Для диагноза важно, что всегда предшествует период нормального раз­вития и нет доказательств распознаваемого органического по­вреждения мозга. В эту группу включаются заболевания, описан­ные в литературе под названием «деменция Геллера и Крамера-Польнова».


Условия лечения

Перечень необходимых обследований

Диагноз ставится клинически. Все обследования и консульта­ции другими специалистами проводятся по показаниям.

Принципы терапии

Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организа­ции медико-генетического консультирования семьи. <...>

Ожидаемые результаты лечения Возможное улучшение адаптации ребенка.

  • АНАНКАСТНОЕ (обсессивно-компульсивное) РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
  • В клинике какого заболевания может возникать расстройство сознания по типу делирия?
  • В результате какого патологического процесса чаще всего возникает расстройство сознания по типу делирия?
  • Ветерка, запаха неведомо откуда взявшегося дыма во рту, кисловатый привкус. Вслед за этим развернулся судорожный припадок. Укажите психическое расстройство
  • Возбудимая психопатия (эмоционально неустойчивое расстройство личности)
  • Сочетанные специфические расстройства школьных навыков включают нарушения навыков чтения, письма, счета при котором школьная неуспеваемость носит тяжелый характер из-за патологического влияния одного дефекта на другой.Клиническая картина является мозаичной, где имеют место несформированность речевой и других психических функций, логико-абстрактных и зрительно-пространственных представлений.

    F82 ­Специфические расстройства развития моторной функции включают сочетание моторной неуклюжести с некоторой степенью нарушения продуктивности в выполнении зрительно-­пространственных когнитивных задач. Могут отмечаться школьные трудности; в некоторых случаях сопутствуют социо­-эмоционально­-поведенческие проблемы.

    Приказ N 311 от 06.08.99 МЗ РФ "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств"

    F70-F73 умственная отсталость Перечень необходимых обследований дополнительно к психиатрическому обследованию:

    Психолог (количественная оценка интеллекта - тест Векслера);логопед

    Окулист; невролог; отоларинголог

    Для установления этиологии составление родословной;исключение наследственных дефектов обмена(фенилкетонурия);аудиограмма;ЭЭГ

    Условия лечения:

    а) специализированные дет.сады (F70-F71)

    б) Специализированное обучение (F70-F71)

    в) пребывание в обучаемой группе системы социального обеспечения(F71- F 72)

    г) пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности.(F 72-F73)

    Принципы терапии:

    Развитие более сохранных способностей (F70)

    Cпецифическое лечение в специализированном учреждении с учетом медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Выбор терапии в соответствии со структурой психопатологического синдрома, соматиченского состояния (препараты нейрометаболического, дегидротирующего, цереброваскулярного действия, противосудорожные)

    Ожидаемые результаты лечения - редукция осложняющей психопатологической симптоматики.

    F 80 специфические расстройства развития речи и языка в том числе обусловленные социальной депривацией (F 80.81)

    Невролог; педиатр; психиатр

    Психолог

    Принципы терапии: логопедические занятия; медикаментозное лечение психиатрическое и неврологическое (по показаниям)

    Ожидаемые результаты лечения: Развитие речевой, других психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

    F81 Специфические расстройства развития учебных навыков

    F81.3. Смешанное расстройство учебных навыков

    Перечень необходимых обследований:

    Логопеда

    Психиатра

    Психолога (нейропсихолога)

    Невролога;отоларинголога

    Принципы терапии: Устранение первичного дефекта письма, чтения, счета и нарушений других психических функций.

    Ожидаемые результаты лечения: Улучшение школьной успеваемости, устранение проявлений школьной дезадаптации, укрепление соматического и психологического состояния, выбор профиля учебного учреждения.

    F82 Специфическое расстройство развития моторной функции (на основании исследования праксиса). Перечень необходимых обследований:

    Логопеда

    Психиатра

    Психолога (нейропсихолога)

    Невролога

    Требования к лечению: улучшение двигательных функций, координации, развитие графомоторной функции.

    F84 - общие расстройства психологического развития (качественные аномалии в социальном взаимодействии и общении и ограниченный, стереотипный, повторяющийся набор интересов и деятельности). Диагностируются по поведенческим признакам как Детский аутизм. Диагноз ставится клинически в возрасте не раньше 3-х лет по проявлениям аутизма с аутистическими переживаниями; нарушения речи; однообразное поведение со своеобразными двигательными расстройствами.

    Описание состояния: Ограниченные стереотипные интересы. Своеобразное поведение, склонность к привычным действиям и играм. Отсутствие истинных контактов с родными и сверстниками. Речь ограничена в пределах скудного общения с близкими людьми, либо отсутствует. Интеллектуальный дефект выражен не всегда и может быть неглубоким. Страхи, нарушения сна, ритуалы при приеме пищи, вспышки агрессии и аутоагрессии.

    Амбулаторное лечение постоянно.Ожидаемые результаты лечения: Улучшение социальной адаптации.

    F84.1 Атипичный аутизм: Аномальный тип развития ребенка, как правило, проявляющийся в возрасте после 3 лет. По своим клиническим проявлениям отличается от раннего детского аутизма (болезнь Каннера) диссоциацией психических процессов, погружением в мир болезненных переживаний (при ранней детской шизофрении), фантазиями, страхами, измененным отношением к родным и выраженным эмоциональным уплощением, часто - с отставанием в речевом и интеллектуальном развитии.

    F84.2 Синдром Ретта: Диагноз устанавливается на основании специфической симптоматики, появляющейся только у девочек в возрасте от 6 месяцев до 1,5-2 лет и проявляющейся в нарастании аутизма, распаде речи (если она уже имеется), иногда - эписиндроме, резком отставании, и даже регрессе психического развития. Специфическими для данного синдрома признаками являются потеря способности пользоваться руками с появлением стереотипных движений в виде потирания рук, а также частые насильственные вздохи. После 6 лет развивается спастический паралич нижних конечностей с атрофией мышц. Именно эта симптоматика является опорной для диагностики данно­го синдрома в группе текущих дегенеративных заболеваний раннего возраста.Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организации медико-генетического консультирования семьи. Лечение симптоматическое - противоэпилептические препараты, сосудистые средства. Ожидаемые результаты лечения: возможное улучшение адаптации ребенка.

    Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная категории расстройств, при которых как арифметические навыки, так и навыки чтения или спеллингования значительно нарушены, но при которых нарушения нельзя объяснить непосредственно общей умственной отсталостью или неадекватным обучением. Это должно применяться для всех расстройств, удовлетворяющих критериям для F81.2 и либоF81.0, либоF81.1.

    Исключаются:

    § специфическое расстройство чтения (F81.0);

    § специфическое расстройство спеллингования (F81.1);

    § специфическое расстройство навыков счета (F81.2).

    F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное

    Этой категории необходимо насколько возможно избегать и использовать только для неуточненных нарушений, при которых обнаруживается значительная неспособность к обучению, что не может быть объяснено непосредственно умственной отсталостью, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения.

    Включаются:

    § неспособность к приобретению знаний БДУ;

    § неспособность к обучению БДУ;

    § расстройство обучения БДУ.

    F83 Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития

    Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых есть смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков и/или двигательных функций, но нет значительного преобладания ни одного из них, чтобы установить первичный диагноз. Общим для этих специфических расстройств развития является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций, и эта смешанная категория может использоваться только тогда, когда есть значительное совпадение специфических расстройств. Таким образом, эту категорию следует применять тогда, когда встречаются дисфункции, удовлетворяющие критериям двух или более рубрикF80.-,F81.хиF82.

    F84.8 Другие общие расстройства развития


    Классификация ЗПР

    Т.А. Власова, М.С. Певзнер (1967)

    1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм . Нарушения проявляются в эмоционально-волевой сфере и личностной незрелости.

    2. «Вторичная» задержка психического развития . На первый план выступают нарушения познавательной деятельности и работоспособности (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость) в связи со стойкой церебральной астенией (повышенная истощаемость психических функций), возникшей на ранних этапах онтогенеза.



    Классификация ЗПР

    Г.Е. Сухарева (1965)

    1. интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

    2. интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

    3. нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;

    4. вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

    5. интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей из-за инфекций и травм центральной нервной системы;

    6. интеллектуальные нарушения при нервно-психических заболеваниях.

    Классификация ЗПР

    И.Ф. Марковская (1993)

    1. Группа «А» - дети с церебрально-органической формой ЗПР, в структуре дефекта которых преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика. В наибольшей степени страдает звено контроля.

    2. Группа «Б»- дети с церебрально-органической формой ЗПР, в структуре дефекта которых доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения. Страдает и звено контроля и звено программирования, что обуславливает низкий уровень овладения детьми всеми видами деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, учебной, речевой). Дети не проявляют устойчивого интереса, деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивное


    Классификация ЗПР

    И.А. Юркова (1971)

    1. Нестойкий вариант психофизического инфантилизма, при котором развитие с годами достигает нормального уровня (временная задержка развития с благоприятной динамикой)

    При этом варианте задержка темпа развития обусловлена главным образом такими неблагоприятными факторами, которые оказывают токсическое влияние на организм ребенка или вызывают тяжелые расстройства питания (рахит, длительные кишечные расстройства, последовательно протекающие инфекции, алкоголизм родителей). В дошкольном возрасте влияние этих вредностей сказывается главным образом в таких симптомах, как задержка физического развития, повышенная возбудимость, плаксивость, нарушения сна и аппетита, повышенная двигательная активность, быстрая пресыщаемость, неспособность к напряжению.

    Отмечается большая живость эмоций (дети приветливы, доверчивы, добродушны, ласковы, всегда оживлены, легко откликаются на все занятия, которые вызывают у них удовольствие), но вместе с тем поверхностность их (нет стойких привязанностей к взрослым). Психической незрелости соответствуют и признаки задержки физического развития: пропорции тела, рост детей соответствует более младшему возрасту, у многих отмечается задержка роста зубов.

    Выписной эпикриз из истории болезни
    пациента психиатрической больницы

    Мальчик, 13 лет.
    Проведено - 53 койко-дней

    ЖАЛОБЫ : плохо учится, рассеянный, не запоминает, не успевает по программе 6 класса, плохой почерк. Неряшлив, не моет руки. Бросает вещи.

    АНАМНЕЗ : наследственность, со слов, не отягощена. Мать 1976 г.р., обр.коммунально-строительный техникум, техник-технолог, работает продавцом. У матери трое детей, сын 13 лет, учится слабо, затем обследуемый, дочь 8 лет, учится средне. Отец 1973 г.р., обр.среднее, водитель погрузчика, служил в СА водителем, злоупотреблял алкоголем, дрался, развод в 2011г. У отца в детстве был сомнамбулизм. Семья живет в съемной квартире, мать получает алименты. Мальчик от 2-й беременности, роды в срок, самостоятельные, вес 3400г. Родился здоровым, сосал хорошо, выписаны на 3 день. Грудное вскармливание до 1г 2 мес.
    Рос здоровым, но был "психованным". Мать обращалась к неврологам. Посещал д/сад с 2л 8 мес, ходить не хотел, не мог лепить, рисовать, была нарушена графика, был своевольным, "рисовал, что хотел... танки, пушки".
    В школу пошел в неполных 7 лет, плохо справлялся с учебой, с 3-го класса не мог учиться, не понимал материал, был осмотрен психиатром, в переводе в класс 7 вида было отказано.
    В центре "..." занимался с психологом. Сейчас в 6 классе, мать дополнительно занималась с сыном тестами, по развивающим книгам. Сейчас ставится вопрос о переводе на 8 вид, все забывает. С 5 лет возникли приступы сомнамбулизма, в 1 ч ночи вставал, плакал, бегал по квартире, "сидел в кровати, дрожал". После уговоров засыпал. Иногда мать умывала. Такие состояния 1-2 раза в неделю, был назначен препарат кеппра, с 2012г препарат снят. При нагрузке сомнамбулизм чаще или когда ругался отец. Психиатром был поставлен д-з: Смешанное расстройство психического развития. Легкое когнитивное расстройство смешанного генеза, расстройство экспрессивной речи. Эпилепсия, психомоторные пароксизмы.
    Все годы лечился под наблюдением невролога. Перенес ветряную оспу в 5 лет, ОРЗ часто. Выявлена аномалия Киммерли в 2013г, застарелый ротационный подвывих атланта, лечился стационарно. В месяц головные боли 1 раз, избирателен в еде, не ест рыбу, фрукты, овощи, время проводит дома, ходит на спортивное ориентирование.

    СОСТОЯНИЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ : мальчику 13 лет, выглядит по возрасту. Кожа и слизистые чистые.Т в №.Зев спокоен.
    Н.с. рассеянная симптоматика.

    ПСИХ СТАТУС : сидит спокойно, отвечает тихо, скупо, речь чистая, но в замедленном темпе, иногда говорит "не знаю где болит голова", часты паузы. Холодно рассказал "собираю конструктор... из мелких деталей". Подтвердил, что "ни с кем не дружит", "не знаю... давно все безразлично". Монотонен, гипомимичен.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ :
    Соскоб на энтеробиоз от 13.11.2014 9:05:32: № порядковый: 1; микроскопические яйца глиста и энтеробиоза: не обнаружены;
    Анализ крови от 13.11.2014 10:19:03: Лейкоциты (WBC): 5,6; Эритроциты (RBC): 5,64; Гемоглобин (HGB): 142; Гематокрит (HCT): 0,42; Тромбоциты (PLT): 223; LYM%: 33; MXD%: 13; NEUT%: 54; СОЭ: 2;
    Соскоб на энтеробиоз от 14.11.2014 10:42:35: № порядковый: 2; микроскопические яйца глиста и энтеробиоза: не обнаружены;
    Анализ мочи от 14.11.2014 11:03:26: NIT: +-; Белок (PRO): +- 20; Удельный вес (S.G): 1,030; Уробилин (URO): 1+ 20; p.H: 5,5; Эпителиальные клетки: пл.1-2-3; Лейкоциты: ед в преп; Эритроциты: ед. в преп.; Слизь: ++;
    Соскоб на энтеробиоз от 17.11.2014 9:29:07: № порядковый: 3; микроскопические яйца глиста и энтеробиоза: не обнаружены;
    Анализ Кала на Я/Глист от 17.11.2014 11:53:19: микроскопические яйца глиста и кишечные протозоозы: не обнаружены;
    Исследование мазка на дифтерийную палочку от 17.11.2014 14:46:56: Результат: не обнаружено;
    Исследование на патогенные микробы семейства кишечных от 17.11.2014 15:22:20: Результат: не обнаружено;
    Невролог:Жалобы:нет.Неврологический статус:Со стороны Ч.М.Н.:б/о Мышечный тонус,сила не изменены.Сухожильные рефлексы Д=S.Пат. рефлексы:нет. Чувствительные нарушения:нет. В позе Ромберга:устойчив.Координаторные пробы: выполняет удовлетворительно.Менингеальные знаки:нет.Функции тазовых органов:сохранены. Диагноз:G90.9, М43.5 Вегетативная дисфункция,аномалия Киммерли,застарелый ротационный подвывих атланта,цервикокраниалгия.Ночные психомоторные пароксизмы (снохождения) по анамнезу.
    Педиатр:Жалобы:нет.Состояние– удовлетворительное, самочувствие не страдает. АД 110/70 мм рт ст,рост 143 см,вес 34.5 кг,Т тела 36.4 .Кожа и слизистые–бледно-розовые,чистые.Носовое дыхание свободно.Зев чистый,б/о,миндалины-б/о.Периферические л/узлы-безболезненные при пальпации,не увеличены. В легких дыхание-везикулярное,хрипов нет.Тоны сердца–ясные, ритмичные.Живот мягкий,доступен глубокой пальпации,безболезненный.Печень–у края реберной дуги,пузырные симптомы-отрицательные. Селезенка не увеличена. Мочеиспускание свободное,безболезненное.Стул–1 раз в сутки,патологических примесей нет. Диагноз:Соматически здоров.
    Окулист: Гл. дно без патологии.
    ЭХО-ЭС:Смещения М-ЭХО нет. Признаков в/черепной гипертензии не выявлено.
    ЭКГ: Синусовый ритм 63 уд в 1 мин, вертикальное положение эос.
    РЭГ:Нормотонический тип РЭГ. Значительное снижение ПК. Венозный отток в ВББ затруднен. Вертеброгенное влияние на ПК в ВББ при поворотах головы не выявлено.
    ЭЭГ:На фоне формирования БЭА мозга, отмечаются легкие ирритативно-дифузные изменения. Реактивность коры на открывание глаз ослаблена.На момент записи стойкой межполушарной асимметрии и типичной эпи активности не выявлено.
    Психолог: выявляется: пограничный уровень интеллектуальной деятельности (IQ=79б); замедленный психомоторный темп, колебания концентрации активного внимания; элементы инертности в мышлении, неустойчивость процесса обобщения, сниженный запас общих знаний; эмоциональная маловыразительность, астенизированность; выраженная протестность, негативистичность; снижение мотивационно-волевого компонента деятельности; недостаточная управляемость, ослабление контроля над побуждениями, угрюмость, гневливость, склонность к конфликтам, раздражительность, низкая контактность, равнодушие к будущему; трудности социальной адаптации.

    В ОТДЕЛЕНИИ : держится в стороне, днем лежал на банкетке в игровой комнате. Зайдя в класс, тут же ушел. Вызван в ординаторскую для беседы. Молча сидит на стуле, отвечает после пауз, скупо, при вопросах о его увлечениях сказал "Лего собираю... станцию". Малословно, но с хорошими оборотами описал состав Лего "шестеренки для механизмов", пальцами показал размер мелких деталей. Редко слабо улыбается в ответ на шутки. При попытках более подробно расспросить о его состоянии, угрюмо замолчал, глядя перед собой с мрачным видом, ни на какие вопросы не ответил, но повернул голову на звук открывшейся двери. Эмоционально невыразителен. После обеда, где не ел свеклу, толкал бедром соседа с лавочки. После беседы с врачами, оживленно говорил с кем-то по сотовому телефону. Вызван для беседы, разговаривает с врачом более откровенно, но говорит скупо, несколько отрывисто. Хорошо осведомлен в бытовых и семейных делах. Рассказывая об отце, его пьянстве и ссорах, напрягается, на глазах еле сдерживаемые слезы, хотя внешне мимика скудна.
    Осмотрен неврологом, заключение - вегетативная дисфункция, аномалия Киммерли, ночные психомоторные пароксизмы. С логопедом говорил неохотно, больше отмалчивался. Учиться не хочет, войдя в класс, ложится головой на парту. Выявлена значительная запущенность материала. Виделся на свидании с матерью, под этим предлогом не пошел на уроки, после предложения врача пойти в класс, бросил недовольный взгляд. Установки рентные, не желает отвечать на уроках, замыкается. Перед входом в столовую на обыденные вопросы врача отвечает. Постепенно стал более раскованным, общается с детьми, ходит на занятия в класс, выявляется школьная пед. запущенность, но с заданиями по математике и русскому языку по массовой программе справляется при индивидуальной помощи.
    Почерк стал аккуратнее, доволен обстановкой отделения, настроение веселее, но при попытках логопедического и психологического обследования дает реакции пассивного протеста, замыкается, замолкает,отказывается отвечать без объяснений, вне этого общается обычно. Понимает иносказания, метафоры. Интеллект заметно не нарушен. Опрятен, все требования режима в отделении соблюдает. Агрессивности не проявляет, с улыбкой разговаривает с детьми и персоналом. Вновь отказался говорить с логопедом, сообщив лишь имя, фамилию, класс. Пишет, искажая буквы, списывает пословно, пересказать не хочет. Днем валяется в игровой на банкетке с холодным выражением лица, при контроле врача пошел в класс и позанимался математикой, чаще бездельничает.
    Сегодня сам пошел на уроки, сидя за партой, следит за взглядом врача, делает знак, что он занимается. Настроение веселее, с улыбкой поприветствовал врача в холле, активно разговаривая. Подчеркнул, что "на уроки ходит". Более оживлен, активнее, с улыбкой разговаривает, в классе показывает свою тетрадь по математике, решает примеры в 2 действия со степенями. Сегодня психолог попыталась взять на обследование, в кабинете заупрямился, замолчал, на обычные вопросы не отвечал. При выяснении в ординаторской стоял "набычившись", в то же время в классе с заданиями по общеобразовательной программе справляется. Проведена беседа. Все занятия в классе посещает аккуратно, с учителями и детьми разговаривает свободно. Поведение ровное, спокоен, подчиняется персоналу, но по-прежнему отказывается от общения с логопедом и психологом. Элективный мутизм сохраняется. Осмотрен психологом, беседовал лояльно, по методикам набрал IQ более 80 баллов. Уроки посещает самостоятельно. Спрашивает о выписке, подражая другим, но в отделении находится с удовольствием, готовится к Новому году. Вел себя ровно, осуждал разнузданных детей, которые ругались "матом". При попытках врача выяснить причины конфликта с зав. отделением замкнулся, опустил голову, ни на какие расспросы не отвечал, "выламывая пальцы", не взял листок с фамилией ребенка, которого лечащий врача просила привести, сцепил руки. Оппозиционен. Участвовал в Новогоднем утреннике, получил подарок. С детьми общается активно, уроки посещал. Оформлен в лечебный отпуск, выдана справка в школу, лекарства по л/назначений.

    СОСТОЯНИЕ ПРИ ВЫПИСКЕ выписан в удовлетворительном состоянии, начал разговаривать, при индивидуальном подходе посещал класс, занимался по общеобразовательной программе, с детьми и персоналом общался свободно, находился в курсе всех событий в отделении.

    ПРОВЕДЕНО ЛЕЧЕНИЕ - пикамилон 0.02 1т 3р, фенибут 0.25 1т 3р, ФТЛ, ЛФК, психокоррекция.

    ДИАГНОЗ - F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков с оппозиционными протестными реакциями, элективным мутизмом. Соц. дезадаптация.

    СОПУТСТВУЮЩИЙ ДИАГНОЗ - G90.9; М43.5 Вегетативная дисфункция, аномалия Киммерли, застарелый ротационный подвывих атланта, цервикокраниалгия. Ночные психомоторные пароксизмы (снохождения) по анамнезу.

    Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж); искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов); нарушением слитности и раздельности написания слов; аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении). Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. Е. Не раньше 8–8,5 лет.
     В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. Е. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
     При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).
     Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризует нарушение деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.
     Аграмматическая дисграфия характеризуется множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.
     При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот), зеркальное написание букв.

    Читайте также: