Особенности психологической помощи инвалидам. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста

1

В статье рассматривается проблема готовности студентов вузов к взаимодействию со студентами-инвалидами в условия инклюзивного профессионального образования. Было проведено пилотажное исследование толерантности, готовности и отношения студентов к студентам-инвалидам. Анализ результатов показал, что преимущественно студенты вузов толерантны, готовы к оказанию социальной и психологической поддержки студентам-инвалидам, не считают, что совместное обучение с инвалидами снижает качество подготовки.

студенты

инклюзивное профессиональное образование

готовность

отношение

1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. – 1991. – № 5. – С. 3-8.

2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р // http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 10.10.2015).

3. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 374-377.

4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. – 389 с.

5. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов / Л.Ф. Обухова и др. // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 40-48.

Актуальность рассмотрения отношения студентов к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования обусловлена несколькими фактами. Во-первых, в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы указывается необходимость реализации принципа социальной ориентированности мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных городах страны . Также в этом документе четко формулируется проблема, связанная с тем, что на уровне среднего профессионального и высшего образования в настоящее время отсутствуют полноценные механизмы поддержки и предоставления равных образовательных возможностей для граждан с особыми образовательными потребностями. А в рамках реализации мероприятий по созданию условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с ограниченными возможностями здоровья, предусматривается обеспечение повышения доступности среднего профессионального и высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) путем модернизации технологий и инфраструктуры .

Во-вторых, за последние пять лет количество детей, впервые признанных инвалидами, выросло на 40 %. При этом до 70 % выпускников школ, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья, являются потенциальными абитуриентами вузов, т.е. в системе профессионального образования будет востребовано до 12 000 мест. Кроме того, из 409 374 бюджетных мест, которые выделены учреждениям высшего профессионального образования в 2014 году, 10 % составляет квота для инвалидов (40 930 бюджетных мест). Соответственно количество лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих высшее образование, может увеличиться.

В-третьих, успех от реализации идей инклюзии в профессиональном образовании, эффективность социокультурной адаптации и социализации будет во многом зависеть от того, насколько все субъекты профессионально-образовательного процесса (в том числе и сами обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) готовы к совместной деятельности и активному взаимодействию.

Инклюзивное профессиональное образование - это особым образом организованный процесс достижения лицами, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, нормативных результатов профессионального образования - компетенций, зафиксированных в федеральных государственных стандартах, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям.

Необходимость обращения к категории «инклюзивное профессиональное образование» вызывает необходимость изменения представлений о том, что есть профессионально-образовательный процесс и осознание важности перехода к пониманию того, что современная система профессионального образования разворачивается в принципиально иной системе координат, которая закономерно приводит к изменению роли всех субъектов образовательного процесса. Поэтому основным вопросом в теме инклюзивного образования остается готовность к нему самой системы образования.

Готовность подразумевает не только материальную подготовку образовательной среды, нормативно-правовое и организационное обеспечение инклюзивного образования, но и толерантное отношение участников образовательного процесса (педагогов, администрации образовательных организаций, студентов) к студентам, имеющим особые потребности и ограниченные возможности.

Результаты исследований многих авторов говорят о том, что общество на настоящий момент не способно к полноценному принятиию инвалидов. Так, Л.Ф. Обухова, Т.В. Рябова, М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре отмечают, что молодые инвалиды, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, замкнуты и отгорожены от людей, причиной этого является отсутствие базового чувства доверия к миру, устойчивой положительной самооценки, достаточной мотивации и навыка общения . В работе Т.А. Добровольской и Н. К. Шабалиной, проанализировавших зарубежный опыт интеграции инвалидов, указано, что отношение здоровых людей к инвалидам в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное .

Но если в обыденной жизни инвалид может сам регулировать процесс взаимодействия с окружающей его социальной средой, то при получении им профессионального образования существует постоянная необходимость поддерживать контакт с сокурсниками, педагогами, методистами и т.д. В свете этого важным становится изучение отношения студентов к инвалидам и лицам с ОВЗ, готовности к конструктивному общению с ними и оказанию им психологической и социальной поддержки.

Для определения основных направления теоретико-эмпирического исследования готовности субъектов профессионально-образовательного процесса к конструктивному взаимодействию в условиях инклюзии нами было проведено пилотажное исследование отношения студентов вузов к студентам-инвалидам.

В исследовании приняли участие 60 человек - студенты 1-4 курса. Средний возраст испытуемых - 20 лет. 92 % опрошенных девушки. Все участники опроса обучаются по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям.

Для исследования отношения студентов высшего учебного заведения к лицам с ограниченными возможностями здоровья был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности», авторы - Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова и авторская анкета, вопросы которой были направлены на выявление отношения студентов вузов к студентам-инвалидам.

В экспресс-опроснике «Индекс толерантности» нас в большей степени интересовала субшкала «Социальная толерантность», вопросы которой в том числе касались отношения к инвалидам. Качественный анализ результатов по этой шкале позволил нам сделать следующий общий вывод об уровне толерантности студентов ВУЗа: показатели высокого уровня социальной толерантности отсутствуют, средний уровень толерантности показали 61 % студентов и 39 % студентов показали низкий уровень социальной толерантности. Такой неоднозначный результат свидетельствует о том, что никто из студентов высшего образования не готов к исключительно позитивному принятию и активному взаимодействию с лицами, демонстрирующими различные формы проявления социальной нетривиальности.

В тоже время результаты анализа ответов студентов на вопросы авторской анкеты показывают, что более половины (70 %) студентов высшего образования заявляют о своей готовности к взаимодействию с инвалидами без каких-либо трудностей. Этот результат демонстрирует скорее нормативные требования общества к принятию такой категории людей. Исторически сложившееся терпимое отношение к инвалидам обуславливает демонстрацию молодыми людьми определенного уровня толерантности и готовности к общению с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ ответов испытуемых на вопросы, касающиеся совместного обучения здоровых студентов и студентов с ОВЗ, показывает, что только 51 % респондентов допускают обучение инвалидов вместе со всеми студентами. 37 % опрошенных убеждены, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия или разработана индивидуальная программа обучения в условиях высшего образования. 12 % студентов отметили, что инвалиды должны обучаться отдельно. Таким образом, мы видим, что практически половина студентов (49 %) не готовы к совместному образованию со студентами-инвалидами. Этот результатов носит несколько парадоксальный характер, поскольку на вопрос о том, влияет ли совместное обучение студентов и студентов с ОВЗ, 87 % студентов отметили, что обучение вместе с инвалидами не снижает качество образования, 10 % затрудняются с ответом и только 3 % ответили однозначно отрицательно.

Ряд вопросов анкеты касался представлений о психологических особенностях студентов с ОВЗ и о том, какие могут возникнуть проблемы в общении с ними.

На вопрос о том, какие проблемы возникают (или могут возникнуть) в процессе общения со студентами-инвалидами, 37 % студентов ответили, что никаких проблем не возникает или не может возникнуть. 32 % студентов отметили в качестве проблем взаимодействия коммуникативные барьеры, 17 % затруднились с ответом, 14 % студентов отметили смущение, жалость и излишнюю осторожность, как возможные факторы затрудненного общения. При этом большинство студентов (61 %) отметили, что студенты-инвалиды вызывают у них положительные чувства и эмоции (сострадание, сочувствие, интерес, уважение, хочется поддержать, желание помочь). И, возможно, поэтому 68 % студентов готовы оказывать социальную и психологическую поддержку особым обучающимся.

Если обратиться к вопросам, раскрывающим представления студентов о том, кто такие студенты-инвалиды, то можно отметить, что 50 % студентов считают, что студенты-инвалиды такие же как обычные студенты. 39 % студентов отметили, что это особые студенты, к которым необходим особый подход. Этот результат, кстати, довольно примечателен, поскольку, напомним, что в качестве опрашиваемых были студенты педагогического и психолого-педагогического профиля. По роду своей будущей профессиональной деятельности им придется взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, поэтому понимание того, что это особые люди, к которым нужен свой индивидуальный подход является важным.

В качестве негативных качеств инвалидов студенты отметили: стремление вызывать жалость, пользоваться своим особым положением (17 % опрошенных назвали эти особенности); замкнутость, стыдливость, заниженная самооценка (12 %), агрессию (7 %) и менее 5 % студентов назвали зависть, резкость в общении, эгоистичность. 37 % опрошенных студентов не смогли назвать конкретные, отрицательные качества, обозначив, что это зависит от самого человека.

Положительными качествами обучающихся с ОВЗ студенты назвали целеустремленность и силу воли (25 %); доброту, отзывчивость, дружелюбие и эмпатию (31 %), от 3 % до 10 % студентов назвали в качестве положительных качеств трудолюбие, открытость, терпение.

Итак, проведенный опрос показал, что в более половины студентов ВУЗа проявляют пусть среднюю, но все-таки толерантность по отношению к студентам-инвалидам, которая проявляется в отсутствии дискомфорта при общении с инвалидами и отсутствии неприязни к ним. Более того, студенты отмечают у инвалидов такие положительные качества, как доброта, оптимизм, дружелюбие, целеустремленность и др.

В тоже время ряд результатов заставляет насторожиться. К таким результатам нужно отнести отсутствие однозначно положительного принятия особых людей. Почти половина опрошенных студентов не готовы к совместному обучению с инвалидами. Больше трети опрошенных не имеют четкого представления о том, какими личностными особенностями (положительными и отрицательными качествами) могут обладать лица с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные результаты обосновывают необходимость включения в содержание подготовки студентов вузов дисциплин, формирующих толерантное отношение к людям с особыми потребностями. Особое значение знания об особенностях обучения и взаимодействия имеет для будущих педагогов или педагогов-психологов.

Библиографическая ссылка

Садовникова Н.О. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 314-316;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10020 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ольга Двужилова
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста

Пояснительная записка

Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей-инвалидов как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализации детей-инвалидов входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кроме того, положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития. Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же государственных и общественных организаций. Психологи, социологи, педагоги исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер, средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задачи и сущности процесса социализации.

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями. В России частота появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и их семей.

Цель: организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей – инвалидов, для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и реабилитации детей-инвалидов.

Задачи:

– оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов;

– организация и проведение социального, педагогического сопровождения ребенка-инвалида;

– активная поддержка родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Предмет: функциональность и конструктивность в детско-родительской коммуникации на примере диады родитель-ребенок-инвалид дошкольного возраста.

Объект: родители и их ребенок-инвалид.

Практическая значимость определяется тем, что данная работа может быть использована воспитателями, педагогами, психологами и родителями для организации психологической работы с детьми-инвалидами.

Структура программы

Реализация программы: на протяжении всего дошкольного возраста от 3до 7 лет.

Основные принципы.

Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;

Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;

Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;

Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

Принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

Методические средства.

Ролевые игры

Решения проблемных ситуаций

Коммуникативные игры

Лекции, семинары

Свободное и тематическое рисование

Рассказывание из личного и коллективного опыта, анализ и сочинение историй и др.

Программа реализуется в 4 этапа:

1. Диагностика (проведение собраний, опросов и др. диагностических методик).

2. Поиск путей решения возникшей проблемы (индивидуальная, групповая работа).

3. Этап решения.

4. Оценка результатов.

Результативность оценивается при помощи диагностических методик (см. Приложение) в начале и в конце учебного года.

Обязательные условия организации встреч родителей и детей-инвалидов.

Создание условий для личностного общения друг с другом,

Обеспечение психологической безопасности путем безусловного принятия ребенка, безоценочности, стимулирования творческий проявлений, социально одобряемых способов самовыражения,

Стимулирование положительного самоощущения, накопления общих положительных переживаний.

Ожидаемые результаты:

1. Осознание роли семьи и ее влияния на формирования личности ребенка-инвалида,

2. Повышение уровня знаний о состоянии развития детей-инвалидов, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе,

3. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком,

4. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка-инвалида и изменения уровня родительских притязаний.

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Частота занятий: 2 раза в неделю в течение года Длительность 15 минут Временные.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.

Одну из основных задач реабилитации составляют психологиче­ская коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизнен­ных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических осо­бенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.

Нарушения психики могут быть первичными - непосредствен­но вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой го­ловного мозга. Но возникают и вторичные психологически обус­ловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказывают­ся пораженными, ставят человека в психологически особые жиз­ненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформиро­ванные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложивший­ся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребнос­тей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фруст­рации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удов­летворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача - как жить дальше в условиях болезни или дефекта.



Постепенно происходит качественная и количественная пере­стройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.

Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизнен­ной ситуации - в условиях инвалидности - человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное со­стояние - это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность - лишь биологическая пред­посылка изменения личности.

Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый от­печаток на всю личность больного в целом, также приводит к по­степенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслитель­ных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, со­циальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологи­ческими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), соци­альными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрес­сией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).

Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества ста­новится источником формирования так называемого социально­го аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жиз­недеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее пере­живание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспо­собности, общем мировосприятии и тем самым углубляют соци­альную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг - социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.

Современные отечественные исследования социально-психо­логических особенностей инвалидов во многом опираются на те­ории и концепции ученых, внесших большой вклад в области изу­чения влияния патологического процесса на центральную нервную систему и личность инвалида в целом, среди которых А. Р.Лурия (1944), В.Н.Мясищев (1966), В.В.Ковалев (1979) и др. Эти тео­рии имеют непосредственное отношение к личности больного че­ловека, его внутреннему миру, который оказывается связанным с процессом переживания и совладания с болезнью. Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически боль­ных людей.

Осуществление социально-психологической работы с больными и инвалидами в практике работы психолога - это задача достаточно сложная, требующая специальных знаний.

Психологические исследования показывают, что значительная часть инвалидов испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими людьми; эти затруднения часто усугубляются невозможностью выполнять определенные виды работ. Поэтому для эффективной работы с этой категорией клиентов психолог должен обладать необходимыми знаниями о психологических особенностях и представлять возможные способы работы с ними.

Ситуация инвалидности ставит человека в особые условия жизни, требующие мобилизации всех его психических и физических сил. Часто инвалид не может самостоятельно справиться с этим состоянием и у него развивается состояние психической дезадаптации, которое характеризуется нарушением саморегуляции, эмоциональной неуравновешенностью, повышенной тревожностью, быстрой утомляемостью, а также приводит к возникновению целого ряда психических проблем и формированию нежелательных стереотипных форм поведения.

Традиционно выделяют три области проявлений дезадаптации: сенсомоторную, социально-психологическую, личностную.

Сенсомоторная дезадаптация - это дезадаптация в сфере предметного мира. Характеризуется недостаточной приспособленностью к активному существованию в окружающем мире, что проявляется в снижении мобильности, недостаточности навыков ориентировки в пространстве и во времени, недостаточности навыков самообслуживания.

Социально-психологическая дезадаптация - это дезадаптация в отношениях с окружающими. Проявляется в нарушении социальных контактов с окружающими, конфликтном или ограниченном общении, наличии негативных установок по отношению к инвалидам или к здоровым людям. Характеризуется наличием пассивной жизненной позиции, замкнутостью, уходом в свой внутренний мир.

Личностная дезадаптация - это дезадаптация в отношении к самому себе. Проявляется в неадекватном восприятии своего дефекта, что возникает в том случае, когда человек эмоционально не может принять себя как инвалида. При этом данное эмоциональное переживание своей инвалидности приводит к появлению постоянного отрицательного эмоционального фона вплоть до возникновения аффективных реакций. Может развиваться депрессивное состояние, сопровождающееся ослаблением активной жизненной мотивации, отказом от постановки жизненных целей, развитием конфликтных отношений с окружающими. Данные проявления приводят к развитию позиций и установок, не соответствующих реальным возможностям индивида. В этом случае данные тенденции проявляются в появлении заниженной или завышенной самооценки.

Следует отметить, что все три формы дезадаптации взаимосвязаны.

В практической работе с инвалидами необходимо различать степень развития дезадаптивного состояния. По степени тяжести психологических последствий различают непатологическое и патологическое дезадаптивные состояния.

Непатологическое дезадаптивное состояние характеризуется наличием дезадаптации, возникшей под воздействием глубоких жизненных проблем или в результате развития жизненного кризиса. Сам человек, как правило, понимает причины возникновения подобного состояния, и переживание жизненных проблем у него преобладает над развитием патологической симптоматики.

Патологическое дезадаптивное состояние характеризуется снижением понимания причин своего состояния и преобладанием болезненной симптоматики. В этом случае существует большая вероятность развития невроза или постепенно развивающегося ухудшения состояния психического и физического здоровья.

Выделяют три типа психической дезадаптации: невротический, астенический и аффективный.

Невротический тип характеризуется: внутренней конфликтностью, снижением настроения, эмоциональным проявлением депрессивного круга, иногда психофизиологическими отклонениями, не связанными с наличием хронической болезни. Присутствует более или менее глубокое понимание причин своего состояния, выражена потребность в помощи и есть готовность ее принять.

Астенический тип характеризуется наличием жестких жизненных установок, сниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, затруднениями в социальных контактах и плохой приспособляемостью к изменяющимся условиям. Часто снижена потребность в помощи и отсутствует готовность к ее принятию.

Аффективный тип характеризуется пониженным самоконтролем, высоким уровнем аффективных проявлений, эмоциональной неуравновешенностью, конфликтностью, затруднением в социальных контактах; завышенной, но неустойчивой самооценкой, неадекватной жизненной установкой. Потребность в помощи декларируется и выражается формально из-за отсутствия желания решать актуальные жизненные проблемы.

Социально-психологическая работа с данной категорией клиентов часто проходит в тесном контакте психолога со смежными специалистами: медиками, психотерапевтами, поскольку необходимо учитывать состояние здоровья и профессионально-медицинские рекомендации для инвалидов. Более того, следует учитывать, что инвалиды в меньшей степени ориентированы на поиск работы, они больше нуждаются в услугах извне. И в данной ситуации роль и психологическая помощь специалиста - психолога труда становится актуальной и значимой.

Основными программами по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов являются следующие мероприятия:

1) психологическое консультирование инвалидов и их семей;

2) проведение психокоррекционной работы с инвалидами и членами их семей;

3) помощь в профессиональном самоопределении, профориентации с последующим обучением и переобучением;

4) обучение навыкам психологической саморегуляции;

5) социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально важных качеств и повышения шансов на трудоустройство;

6) предоставление профинформации о возможностях вакансий;

Программа для учащихся со статусом «ребенок-инвалид»

в средней и старшей школе «Я это Я»

Пояснительная записка

Данная программа направлена на создание и развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида. Такие дети есть почти в каждой школе. Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». В настоящее время сложилась устойчивая тенденция иждивенчества. Бытует расхожая фраза, что инвалид должен быть равным среди равных, а иногда и превосходить здорового человека, поскольку на его долю выпали большие испытания и он должен с достоинством их преодолеть. И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, тренинги, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм. Инвалидность ребенка означает необходимость представления ему социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно- психологических, социально- психологических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, составление компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся на основе рекомендаций ПМПК при необходимости написания индивидуальной адаптивной общеобразовательной программы.

Цель программы - формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности в ОУ, позволяющей реализовать творческий потенциал ребенка.

Задачи:

Выявление особых образовательных потребностей детей-инвалидов;

Осуществление индивидуальной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам;

Помощь детям инвалидам в освоении образовательной программы среднего и основного общего образования и интеграции в образовательном учреждении;

Оказание методической, психологической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей-инвалидов.

Участники программы: учащиеся с особыми образовательными потребностями

Психологическое сопровождение детей-инвалидов включает в себя взаимосвязанные направления - модули. Данные модули отражают его основное содержание:

1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

    1. Содержание работы: психологическая диагностика.

Цель: выявление индивидуальных психологических особенностей детей-инвалидов и подготовка рекомендаций по психологическому сопровождению

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения.

2.1. Содержание работы: выбор и разработка оптимальных для развития ребенка-инвалида коррекционных программ в соответствии с его образовательными потребностями.

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов.

2.2. Содержание работы: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
Цель: реализация плана индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей-инвалидов.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

3.1. Содержание работы: консультирование педагогов.
Цель:
дать рекомендации по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся имеющими статус инвалида.

3.2. Содержание работы: консультирование родителей (законных представителей)
Цель: дать рекомендации по выбору стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка-инвалида.

3.3.Содержание работы: консультирование обучающихся с инвалидностью.

Цель: Дать рекомендации по выбору стратегии обучения и поведения,
исходя из своих индивидуально-типологических особенностей.

4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
4.1. Содержание работы: тематические выступления для педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.

Цель: Разъяснение индивидуально – типологических особенностей различных категорий детей-инвалидов.

Общие принципы и правила психологического сопровождения детей-инвалидов:

    Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в
    центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.

    Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

    Принцип комплексности можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога- психолога, социального педагога, логопеда, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).

    Принцип деятельностного подхода - психологическая, логопедическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид
    деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

    Принцип «здесь и теперь»: работа с «живым содержанием» (с
    ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими

Формы обучения, обеспечивающие удовлетворение особых
образовательных потребностей детей-инвалидов, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими
общеобразовательных программ.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его
интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-
педагогическом консилиуме с учетом рекомендаций медицинских работников, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная напостепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.

Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно
используется на протяжении всего курса и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися.
В школе организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа
с обучающимися, которая проводится учителем-логопедом, педагогом-
психологом, педагогами школы. Отбор в группы коррекционных занятий,
обучающихся для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования и с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума.

Индивидуальное обучение

Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому осуществляется вариативно:
- занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно,
когда часть занятий проводится на дому, часть в школе;
- занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе или
комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ОУ, часть
занятий проводится в классе.

Ожидаемый результат

- Обеспечение высокого уровня качества образования для детей-инвалидов;

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка;

Развитие познавательной деятельности учащихся со статусом «инвалид»;

Адаптивность ребенка-инвалида в обществе.

Оценка эффективности: программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

Методическое обеспечение:

1. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения.», Ярославль: Академия
развития, 2001

2. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности.», Ярославль,: Академия
развития, 2006

3. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей», Екатеринбург: У
– Фактория, 2005

4. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания», М., ТЦ Сфера, 2002

5. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления»,Екатеринбург, «Форум - книга», 2007

6. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000 8.

План психологического сопровождения детей-инвалидов

в МОАУ «Гимназия №7» на 2016-201 учебный год

Цель

Ответственный

Составление банка данных детей-инвалидов

Первичный сбор данных о детях-инвалидах

Сентябрь

Оказание психологической помощи педагогам по работе с детьми-инвалидами

Октябрь

Разработка психологических рекомендаций родителям, имеющим детей-инвалидов «Психологические особенности ребенка – инвалида. Как справиться с проблемой инвалидности»

Психологическое просвещение родителей, воспитывающих детей-инвалидов

Ноябрь

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).

Ноябрь-декабрь

Наблюдение за учащимися на уроках

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения учащихся.

Ноябрь-декабрь

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями

Профессиональное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

Декабрь - февраль

Исследование учащихся с помощью психологических методик

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности учащихся. Анализ негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов, модели поведения «жертва».

Ноябрь - апрель

Заполнение индивидуальных карт на детей инвалидов

Прослеживание динамики развития ребенка

В течение года

Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в группе

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

В течение года

Индивидуальное психологическое учащихся, родителей и учителей

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

В течение года

Читайте также: