Главные особенности оопт лечебно оздоровительная местность. Лечебно-оздоровительные местности и курорты ставропольского края

Действующий

О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Модель

Принят
на тридцать первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 31-18
от 25 ноября 2008 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах


Настоящий модельный Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения и рационального использования уникальных природных комплексов и объектов, растительного мира, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением их состояния, лечебно-оздоровительного и экологического воспитания населения.

Глава 1. Общие положения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Задачи законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

Задачами законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах являются:

- создание правовых условий для сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, расположенных на территории государств - участников СНГ;

- определение принципов государственной политики и государственной поддержки оздоровления населения в лечебно-оздоровительных местностях и курортах на основе использования природных лечебных ресурсов.

Статья 2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях конституции и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативно-правовых актов государств - участников СНГ.

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.

4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством государства.

Статья 3. Основные понятия и термины

Для целей настоящего модельного Закона используются следующие основные понятия и термины:

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт государственного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении государства;

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органа местного самоуправления;

курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении регионального органа государственной власти;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортный фонд государства - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов);

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством государства режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);

пользователи - юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании государственной лицензии;

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются государственным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов - проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации.

Статья 4. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения соответствующим органом исполнительной власти государства или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь государственное, региональное или местное значение.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом государственного значения правительством государства.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти региона по согласованию с соответствующими государственными органами исполнительной власти страны.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном законодательством государства.

3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается правительством либо соответствующим региональным органом исполнительной власти государства.

Статья 5. Область применения Закона и принципы государственной политики в сфере регулирования использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Настоящий Закон предусматривает полномочия, относящиеся к следующей компетенции:

1. Правительство государства:

- определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

- устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;

- ведет государственный учет курортного фонда страны и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;

- устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих государственное значение;

- осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих государственное значение;

- устанавливает налоговые, визовые, таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

- осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

2. Органы исполнительной власти регионов:

- признают территорию лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;

- устанавливают границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;

- определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством государства и правовыми актами регионов;

- осуществляют регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение государства;

- осуществляют международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);

- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации.

3. Органы местного самоуправления:

- представляют в органы исполнительной власти региона предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

- участвуют в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

- осуществляют контроль над рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

- участвуют во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

- ведут реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Статья 6. Государственная политика и координация деятельности в сфере курортного дела и отдыха

Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный правительством государственный орган, который осуществляет:

- ведение государственного реестра курортного фонда страны;

- разработку и координацию государственных программ развития курортов;

- организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда страны и повышения эффективности его использования;

- подготовку кадров в сфере курортного лечения;

- контроль за исполнением законодательства страны об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Разграничение полномочий между органами государственной власти и региональными органами власти государства в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Глава 2. Особенности использования природных лечебных ресурсов

Статья 8. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности государству (государственная собственность) либо регионам (региональная собственность государства).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении органов государственной власти и региональных органов власти государства.

3. От имени государства и его региональных субъектов права собственника осуществляют указанные в настоящем модельном Законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 9. Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Законом, как правило, не допускается. Правительство государства в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не нанесет ущерба курортно-рекреационному потенциалу соответствующих территорий.

3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном правительством государства.

Статья 10. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных ресурсов

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с государственной лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 11. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.

2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава 3. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха

Статья 12. Поддержка развития курортов в государстве

1. Поддержка развития курортов государственного значения является расходным обязательством государства, поселений и городских округов.

Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством регионов государства.

2. Координацию и обеспечение выполнения государственных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный правительством государственный орган управления.

Статья 13. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

3. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из национального законодательства.

Статья 14. Статус санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, выданной в установленном порядке.

2. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Глава 4. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 15. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного значения, утверждаются правительством государства, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти регионов государства.

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - только пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то государственные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти регионов государства.

Глава 5. Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 16. Разрешение споров

Статья 16. Разрешение споров

1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством государства.

3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом.

Статья 17. Разрешение международных споров

Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государства разрешаются в порядке, установленном в соответствии с национальным законодательством и международными договорами государства.

Глава 6. Международная деятельность

Статья 18. Политика и приоритеты международного сотрудничества в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Регулирование и государственный контроль международного сотрудничества осуществляются правительством государства.

2. Приоритетными направлениями международного сотрудничества в области развития и регионального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов являются подготовка и стажировка работников здравоохранения, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для оздоровительной деятельности.

3. Государство содействует расширению круга субъектов международного сотрудничества в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, поощряет самостоятельные связи физических лиц и организаций оздоровления населения.

Статья 19. Международное сотрудничество в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Международное сотрудничество в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в рамках внешнеполитической деятельности основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии, межгосударственных договорах и соглашениях.

2. Государства-участники проводят согласованную политику в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

3. В целях международной деятельности в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органы управления санаторно-курортным комплексом всех уровней имеют право:

- устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями;

- заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры государства;

- вступать в неправительственные международные организации;

- проводить совместные научные исследования, участвовать в конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах и других мероприятиях.

Статья 20. Международные договоры

Если международным договором государства в области рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим модельным Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 21. Внешнеэкономическая деятельность

1. Органы управления развитием и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного, регионального и местного значения, общественные объединения вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, направленную на выполнение задач, которые определены настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством государства.

2. Валютные средства, полученные органами управления развитием и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов государственного, регионального и местного значения, общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат.

Статья 22. Участие в работе международных организаций в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Филиалы и представительства международных организаций в области развития и рационального использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов создаются и действуют на территории государства в соответствии с международными договорами, ратифицированными государством, и национальным законодательством.

Глава 7. Ответственность за нарушение настоящего модельного закона и контроль за его исполнением

Статья 23. Виды ответственности

За нарушения настоящего модельного Закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством государства.

Статья 24. Контроль за исполнением настоящего модельного Закона

Контроль за исполнением настоящего модельного Закона осуществляют государственные органы и службы, уполномоченные на то правительством государства.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ,
N 43, 2009 год

Площадь нашей страны достаточно огромна и богата различными полезными ресурсами. Среди них и уникальные природные богатства, которые много столетий служат людям. На территориях сосредоточения таких зон располагаются различные комплексы, которые оказывают населению услуги по отдыху, восстановлению после недугов и по коррекции определенных патологических состояний. Это оздоровительные курорты, которые принадлежат государству.

Как же можно определить, является ли местность лечебно-оздоровительной?

Согласно нормам нашего законодательства такой статус может быть назначен той площади, на которой может быть организовано учреждение по предупреждению разных патологических состояний либо их лечению, а также место для отдыха клиентов.

Курорт предполагает наличие на его территории определенных природных целебных ресурсов, а именно источников вод с повышенной степенью минерализации либо залежей целебной грязи. Также в этой местности могут располагаться озера и разные лиманы, основываться пляжи. Считается, что лечебным ресурсом можно рассматривать и климат, если он был признан уникальным и терапевтическим рядом докторов, и это было подтверждено определенными исследованиями.

Как уже говорилось выше, каждая оздоровительная местность в нашей стране – это исключительно государственное достояние. Таким образом, все курорты РФ находятся в государственной собственности либо полностью, либо частичным образом. Все местности такого типа обязательно находятся под санитарной либо горно-санитарной охраной.

Конечно же, в терапевтически-оздоровительной местности могут находиться и частные владения, однако они не в силах обеспечить клиенту прямой доступ к уникальным природным ресурсам. В основном они занимаются лишь предоставлением жилища недалеко от них. Именно поэтому, если вы хотите получить действительно полноценное лечение, выберите обращение напрямую в государственный либо частично государственный санаторий. В таких учреждениях есть вся необходимая инфраструктура для обеспечения пациентам не только терапевтических процедур, но и полноценного, а также комфортного отдыха.

Ресурсы

Основными ресурсами лечебно-оздоровительного туризма принято считать климатотерапию – лечение с использованием положительных качеств климата, бальнеотерапию – лечение целебными минеральными водами, а также пелоидетерапию, которая подразумевает применение лекарственных грязей.

В дополнение к этим методам воздействия на территории России также используются методики талассотерапии – воздействие морским воздухом, айротерапии – применение положительных качеств горного воздуха, сплеотерапии – использование микроклимата пещер, а также фитотерапии – траволечения.

Один из санаториев под Нижним Новгородом

Как пример санаторно-оздоровительного комплекса можно рассмотреть лагерь под наименованием Романтика. Он направлен на круглогодичное терапевтическое обслуживание деток школьного возраста (от семи и до шестнадцати лет). В этом учреждении лечат невралгии, поражения нервной системы, а также органов дыхания. В нем также корректируют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, устраняют нарушения зрения и проблемы в ротовой полости.

На территории санатория располагается жилой и благоустроенный корпус со множеством номеров с удобствами, которые оборудованы балконами. Также при учреждении есть поликлиника, различные спортивные площадки, тренажерный зал и лыжная база. На территории находится также каток, оборудованные площадки для игр, компьютерный и учебный класс, видеосалон. Конечно же, к услугам клиентов есть и столовая. Благодаря грамотному расположению всех этих мест на территории, детям не придется ездить для того чтобы получить лечение, развлечься либо получить образование. Минимальный срок нахождения в этом учреждении составляет три недели. Этого времени достаточно для того, чтобы организм восстановился, либо для того чтобы организм получил положительный эффект от проводимой терапии.

Курорты Дальневосточного федерального округа

Курорт «Шмаковка» располагается в поселке под наименованием Горные Ключи. В качестве природного целебного фактора на его территории применяются углекислые воды с высоким уровнем газонасыщения. Они используются для питья, а также для осуществления наружных воздействий. Воды типа кисловодских бывают с низкой степенью минерализации, гидрокарборнатные кальциевые и магниево-кальциевые, а также кремнистые.

На территории курорта Шмаковка находится четыре разных санатория.

Курорт «Паратунка» располагается в долине реке Паратунке в Елизовском районе. На его территории расположены скважины, в которых на поверхность выводятся несколько разновидностей термоминеральных вод.

Санаторий предлагает своим клиентам грязелечебницу и три различных бассейна с водами высокой степени минерализации. Кроме того он оснащен современной физиотерапевтической аппаратурой, оказывает стоматологические услуги, имеет кабинет функциональной диагностики. На базе санатория есть несколько лабораторий, ЛФК-кабинет, клиентам предоставляется разнообразное диетическое питание.

Мы рассмотрели лишь некоторые лечебно-оздоровительные местности и курорты России. На самом деле их количество куда более значимо.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты признаются как особо охраняемые территории и участки водного пространства, обладающие природными, лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями благоприятными для лечения и профилактики заболеваний (ст. 31) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Цель лечебно-оздоровительных местностей и курортов - это использование их свойств и сохранение лечебных ресурсов для оздоровления человека.

Основными правовыми актами, регламентирующие вопросы, связанные с лечебно-оздоровительными местностями и территориями, являются Федеральные законы: «Об особо охраняемых природных территориях», от 14 марта 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. (ред. от 28.12.2013, № 406-ФЗ) и другие .

Исходя из содержания указанных правовых актов, можно дать определение лечебно-оздоровительным местностям и курортам. Таковыми признаются территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи и т.д.), предназначенные для лечения и профилактики заболевания, а также отдыха населения. Наличие лечебных природных ресурсов и инфраструктуры необходимой для оздоровления организма и будет являться курортом. Как правило, для признания и определения местности в качестве лечебно-оздоровительных территорий, курортов выносится постановление Правительства РФ (местности федерального значения). Для признания таковой местности предшествует тщательное изучение полезности, целесообразности, эффективности, положительного воздействия на организм человека, лечебных свойств, их запасов и возможности их сохранения в будущем.

Общим правовым актом в регулировании указанных природных объектов является Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1462 (ред. от 20.12.2002).

В данном Положении предусматривается ряд условий для признания территорий в качестве лечебно-оздоровительной местности федерального значения. Обязательным условием является нахождение одного или несколько природных лечебных объектов, имеющих определенный запас минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных природных факторов. Кроме того, территория должна иметь площадь, необходимую для строительства курортного комплекса, удовлетворяющую экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам, и правилам, вытекающим из закона «Об особо охраняемых природных территориях». И последнее условие признания местностями курортной зоны - это то, что на территории должны быть соответствующие источники хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, система энергоснабжения и жизнедеятельности будущего курорта. Немаловажным фактором для признания курортами местности является проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти субъектов федерации.

Для сохранения лечебных природных территорий важным является создание округов санитарной охраны курортов. Положение «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 (ред. от 4 сентября 2012 г.) 1 . В соответствии с Положением о курортах все округа санитарной охраны подразделяются на три зоны. Также, как и в других, особо охраняемых территориях в первую зону входят участки выхода на поверхность минеральных вод, месторождение лечебных грязей; минеральные озера и грязи, вода, которая не используется для лечебных целей; пляжи и прибрежная полоса моря, а также территория, прилегающая к пляжам, шириной 100 метров.

В пределах первой зоны запрещается всякая производственная деятельность, влияющая на качество и количество лечебных природных ресурсов. Кроме того, строго должно соблюдаться правило, ограничивающее эксплуатацию природных лечебных ресурсов. В этой же зоне также запрещается проживание лиц постоянно или временно.

Вторая зона санитарной охраны курорта характеризуется тем, что все лечебные ресурсы выходят на поверхность и происходит их сток к минеральным озерам и лиманам, создаются естественные и искусственные хранилища лечебных грязей и вод. В этой зоне строятся санитарно-медицинские учреждения, спортивно-оздоровительные сооружения. В ней запрещается производство горных работ, отрицательно влияющих на лечебные ресурсы их изменения состава или истощения запасов.

Вместе с тем разрешается вырубка леса, связанная с санитарным состоянием его. Возможна обработка ядохимикатами зараженной местности, которая производится только специализированными организациями по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Третья зона замыкает границы округа санитарной охраны курортов, включая местность, в которой происходит питание и формирование гидроминеральных ресурсов. Все окружающие природные объекты курортной зоны (леса, воды, горы) не должны подвергаться разработке и предоставляться для промышленных надобностей. Иначе говоря, они не должны оказывать отрицательного влияния на благоприятный природный режим курорта. В третьей зоне возможно право природопользование не нарушающее, законодательство о курортах. Санитарно-курортные организации являются юридическими лицами и несут полную ответственность за состояние указанных зон.

  • СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
  • СЗ РФ. 1996. №35. Ст. 5799.

ЛЕКЦИЯ 5

ТЕМА: Лечебно-оздоровительные местности и курорты Ставропольского края

ПЛАН:

1. Понятие лечебно-оздоровительных местностей

2. Понятие «курорт»

1. Понятие лечебно-оздоровительных местностей

Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также ля отдыха населения. Лечебно - оздоровительная местность является особо охраняемой природной территорией с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами.

Территория признается лечебно - оздоровительной местностью федерального значения, если она:

Располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;

Обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и достаточными ресурсами других природных лечебных факторов;

Имеет площадь, пригодную и достаточную для курортного

строительства;

Удовлетворяет экологическим и санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно - оздоровительного назначения;

Обладает источниками хозяйственно - питьевого и технического водоснабжения , а также надежными системами энергообеспечения, способными удовлетворить потребности будущего курорта.

Для территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями федерального значения, разрабатываются и осуществляются организационно - технические и другие мероприятия, предусматривающие в частности:

Обустройство территории;

Дополнительное изучение природных лечебных ресурсов;

Разработку проекта округа санитарной или горно - санитарной охраны с предложениями по установлению границ и режима функционирования;

Вынесение на местность границ округа санитарной или горно-санитарной охраны и проведение регулярных наблюдений за состоянием природной среды на территории округа;

Поддержание лечебно - оздоровительной местности, а также ее природных лечебных ресурсов (факторов) в благоприятном экологическом и санитарно - эпидемиологическом состоянии;

Проведение работ по сохранению природных лечебных факторов, уходу за зелеными насаждениями, проведение ландшафтных и других природоохранных работ;

Строительство дорог, систем водоснабжения, канализации, энергообеспечения, телерадиовещания и связи.

2. Понятие «курорт»

Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно - профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, находящаяся в ведении федеральных органов государственной власти и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Территория признается курортом федерального значения на основании следующих документов, подготовленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации о типе и медицинском профиле курорта;

Проекта районной планировки и генерального плана курорта с указанием всех пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов;

Перечня действующих санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и других) с их технической оценкой и указанием владельцев ;

Перечня предприятий, подлежащих перепрофилированию или выводу за пределы территории курорта, с их технической оценкой и указанием владельцев;

Бальнеологических заключений о современном состоянии природных лечебных ресурсов (факторов), используемых (или намечаемых к использованию) на курорте;

Экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых , отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебным факторам. К заключениям прилагаются справки о современном состоянии этих ресурсов;

Заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз о состоянии территории курорта, его природных лечебных ресурсов (факторов) и других природных объектов.

3. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительная местность является особо охраняемой природной территорией с ограниченным режимом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами. Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, и располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. В составе округа выделяется до трех зон. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий . На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

4. Особо охраняемый эколого-курортный регион «Кавказские Минеральные Воды»

Эколого-курортный регион КМВ получил мировую известность благодаря уникальному сочетанию природных бальнеологических, ландшафтных и климатических лечебно-оздоровительных факторов. Он расположен в пределах северных куэстовых град Большого Кавка­за, входящих в систему Скалистого и Пастбищного хребтов (включая хребты Боргустан, Дарьинский, Джинальский, Кабардинский), и предгорий Кавказа, представленных Минераловодской наклонной равниной. Административно регион входит в Минераловодский, Предгорный и Георгиевский районы Ставропольского края, Зольс-кий район Кабардино-Балкарской республики и Малокарачаевский и Прикубанский районы Карачаево-Черкесской республики.

Принятые ныне границы района КМВ и его статус установлены Указом Президента РФ № 000 от 01.01.01 года «Об особо охраня­емом эколого-курортном регионе Российской Федерации».

В Ставропольском крае находятся основные города-курорты КМВ - Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск, возник­шие в начале XIX века возле источников целебных вод.

Главным богатством региона являются бальнеологические ресурсы, основу которых составляют 12 месторождений минеральных вод (Кис-ловодское, Ессентукское, Пятигорское, Железноводское, Бештаугор-ское, Иноземцевское, Баталинское, Лысогорское, Змейкинское, Кум-ское, Кумагорское, Нагутское) и 8 эксплуатационных участков (Оль­ховский, Березовский, Подкумский, Бугунтинский, Новоблагодарненский, 1 КМВ-бис, Бештаугорский, Развалкинский) с утвержденными запасами около 16 тыс. куб. м /сутки, а также Там-буканское месторождение лечебной грязи с запасами 1400 тыс. куб. м.

По химическому составу и лечебным свойствам воды региона раз­деляются на 12 типов: углекислые слабоминерализованные (нарзаны), углекислые соляно-щелочные, углекислые слабосероводородные, уг­лекислые сложного состава, углекислые сульфидные, азотно-углекис-лые , радоновые, метано-азотные, кремнистые азотно-метановые, сульфидные с метаном, йодо-бромные и горько-соленые. Воды и грязи используются для лечения болезней органов пищеварения, кровооб­ращения, дыхания, нервной и эндокринной систем, печени, почек, мочевыводящих путей, кожи, опорно-двигательного аппарата, женс­ких и профессиональных заболеваний.

Многообразие лечебных вод и высокий дебит их источников обус­ловлены редким сочетанием благоприятных ландшафтно-климати-ческих и гидрогеологических условий. Они формируются в обшир­ном Минераловодском гидрогеологическом бассейне площадью око­ло 6 тыс. кв. км.

Из области питания, расположенной в системе Скалистого и Пас­тбищного хребтов, по наклоненным к северу пластам подземные воды фильтруются на расстоянии до 80 километров к Кубано-Суркульской депрессии, отделяющей предгорья от Ставропольской возвышеннос­ти. По пути они растворяют соли, содержащиеся в отложениях юрс­ких, меловых и палеогеновых морей, и насыщаются растворами и газами, поступающими из земных недр по глубоким трещинам-разло­мам. Своеобразными подземными фабриками природных лекарств являются магматические горы Пятигорья, многие из которых 8-10 миллионов лет тому назад были вулканами. Из находящихся в их не­драх горячих очагов застывшей магмы по трещинам поступают раство­ры, газы и множество микрокомпонентов, придающих водам особые лечебные свойства. Многократно перемешиваясь в трещинах, газо­насыщенные воды разных подземных горизонтов под давлением изли­ваются на земную поверхность в виде нескольких сотен источников с разнообразным газово-солевым составом, температурой и целебными свойствами.

Живописны и своеобразны ландшафты КМВ. В горной части рас­пространены глубокие каньоны с водопадами , величественные скаль­ные обрывы и эрозионные останцы. Предгорья оживляет панорама семнадцати останцовых гор Пятигорья с зубчатыми скальными и ко­ническими вершинами.

Исключительно богат флористический комплекс, образуемый лес­ной, горно-луговой и степной растительностью, насчитывающий, по данным, около 1300 видов сосудистых растений, из которых более 80 относятся к редким и исчезающим и 13 - к эндеми­кам, произрастающим лишь на ограниченной части Северного Кав­каза. В горах и на равнине сохранилось около 140 видов диких живот­ных и птиц.

Мягкий умеренный климат с обилием солнечных дней и чистый горный воздух, который сравнил с «поцелуем ребенка», входят в число лечебно-оздоровительных факторов ку­рортов.

Благодатные природные условия и удобное географическое поло­жение региона КМВ издавна привлекали к нему людей. На горе Ма-шук найдены кремневые орудия труда первобытного человека. В раз­ных частях территории обнаружены остатки поселений сарматов, ала­нов, булгар и хазаров. В XV - XVIII веках основу местного населения составили восточные черкесы-кабардинцы.

В 1780 году у подножья Бештау было основано первое русское поселение - Константиногорская крепость. С 1803 года по Высочай­шему указу Александра I началось освоение территории КМВ как ле­чебной местности. В том же году возникла крепость, положившая начало Кисловодску, а в 1810 году на склоне Машука был заложен курортный поселок Горячие Воды, переименованный в 1830 году в Пятигорск. Открытие и изучение в 1809-10 гг. источни­ков минеральных вод на г. Железной и вблизи устья реки Бугунты способствовали возникновению Железноводского (1842 г.) и Ессен-тукского (1826 г.) курортов.

В создании и благоустройстве городов-курортов принимали учас­тие выдающиеся архитекторы и скульпторы: братья Джузеппе и Джо-ванни Бернардацци, СИ. Уптон, и др. Они оставили шедевры гра­достроительства и дизайна, гармонично вписывающиеся и украшаю­щие природный ландшафт. Это ставшие классическими здания ванн, санаториев и грязелечебниц, павильоны, галереи, бюветы и курорт­ные парки.

На курортах КМВ жили, лечились и создавали свои произведе­ния великие русские поэты, писатели и композиторы: ­кин, СВ. Рахма­нинов, и др. Особенно много памятных мест связа­но с именем, жизнь которого трагически оборвалась в 1841 году у подножья г. Машук.

В изучении природного комплекса и ресурсов региона уча­ствовали выдающиеся ученые-географы, геологи, гидрогеологи, ме­дики, в числе которых были, -бин, .

При советской власти была существенно обновлена и расширена лечебно-оздоровительная база курортов, разведаны и оценены запасы минеральных вод на всей территории гидрогеологического бассейна. В начале 90-х годов XX века в городах-курортах действовали: 91 сана­торий, 28 пансионатов, 40 бальнеологических учреждений общей емкостью около 34 тыс. человек. В 2000 году работали 79 санатори­ев, обслуживавших 333 тысячи отдыхающих.

В комплекс природного и природно-культурного наследия КМВ входят:

Уникальный гидрогеологический бассейн формирования лечеб­ных минеральных вод и лечебных грязей, включающий памятники природы: Бол. и Мал. Тамбуканские озера, Лермонтовский водопад, Монастырское озеро на г. Бештау.

Ландшафты куэст систем Скалистого и Пастбищного хребтов и предгорий с 17 останцовыми магматическими горами Пятигорья, 18 геолого-геоморфологическими памятниками и множеством достопри­мечательностей {Баталинская пещера, Кольцо-гора, скалы «Замок ковар­ства и любви», «Броненосец», «Миноносец», «Красные камни», «Серые камни», «Синие камни», Лермонтовская, «Орлиные», «Козьи», г. Горячая, карстовые пещеры и воронки на хр. Боргустан, «Грот Диа­ны», «Вечная мерзлота» и др.).

Рекреационные озера-водохранилища в Кисловодске, Ново-Пя-тигорске, Ессентуках, Железноводске.

Реликтовые широколиственные леса и субальпийские луга на тер­риториях Бештаугорского, Ессентукского, Кисловодского и Бекешев-ского лесхозов с 12 лесными памятниками Российской Федерации и 10 ботаническими памятниками природы (Перкальский арборетум, участки тиса в Боргустанском и Бекешевском лесничествах, лесопар­ки Бештаугорский, Ессентукский, Кисловодский, Долина Очарова­ния, группа тополей Болле, великовозрастный орех грецкий и сосна Со-сновского в Пятигорске).

7 памятников садово-паркового искусства («Цветник» и Парк культуры и отдыха в Пятигорске, курортные парки в Кисловодске, Ессентуках, Железноводске);

4 государственных комплексных заказника (Малый Ессентучок, Большой Ессентучок, Бугунтинский, Кумагорский);

4 исторических города (Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Георгиевск);

Музей-заповедник «Домик Лермонтова»;

441 официально утвержденный памятник истории и культуры, из них 50 - федерального значения, в том числе в Ессентуках - элек­тростанция «Белый уголь», галерея над источником в лечебном парке архитектора Уптона, бювет Гаазовско-Пономаревского источника, грязелечебница арх. Шретера;

в Железноводске - Пушкинская галерея, дача Эмира Бухарского, ванны арх. Сюзора, павильоны над Лермонтовским (арх. Бернардац-ци), Смирновским, Гаазовским источниками, подворье Карпова, (где Лермонтов провел последнюю ночь перед дуэлью), дом почтовой станции, (где останавливались,);

в Кисловодске - Курзал, Нарзанная галерея, дом Реброва, кре­пость, нарзанные ванны, памятник и могила Цандера, дача Ушакова (дом Шаляпина), усадьба и могила Ярошенко и др;

в Пятигорске - дом СИ. Уптона, дом Бернардацци, Михайловс­кая галерея, Академическая (Елизаветинская) галерея, Пушкинские ванны, Лермонтовские ванны, Ресторация, гостиница «Бристоль », домик Лермонтова, Грот Лермонтова, «Эолова арфа», Грот Дианы, место первоначального погребения, памятник Лер­монтову, портрет Ленина на скалах г. Машук;

Лечебно-оздоровительная база, создававшаяся в течение двух сто­летий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятию «лечебно-оздоровительные местности».

2. Чем отличается понятие «курорт» от «лечебно-оздоровительные местности»?

3. В чем специфика землепользования на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов?

4. Охарактеризуйте особо охраняемый эколого-курортный регион «Кавказские Минеральные Воды».

Читайте также: