Понятие здоровья и здорового образа жизни. роль физической культуры в сохранении и восстановлении здоровья. Источники информации для оценки здоровья. Формы: телесное здоровье

Введение

Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье молодого поколения школьников и студентов.

Вместе с тем, социально-экономическая напряженность, существующая в современном обществе, негативно влияет на все сферы жизни российского общества, представляя угрозу для нормальной жизнедеятельности человека.

В настоящее время наблюдается увеличение количества студентов, страдающих самыми различными хроническими приобретенными заболеваниями. Немаловажной причиной неблагополучия здоровья современных детей и юношества состоит также в недооценке значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности.

В большинстве существующих образовательных структур фактически отсутствует целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни студентов и культуре физических упражнений, занятий спортом. Кроме того, зачастую сами студенты не осознают необходимости здорового образа жизни, а также роли физической культуры в деле его формирования.

Данная работа посвящена рассмотрению основ здорового жизни студентов, ее взаимосвязи с занятиями физической культурой, а также роль здорового образа жизни и занятий физкультурой в обеспечении здоровья студентов.

Понятие здоровья и его функциональные проявления

Говоря об определении понятия здоровья, следует отметить, что в этому вопросу существуют различные подходы, которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье - это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» - как тождественные понятия; здоровье как единство морфологических, психологических и социально-экономических констант. При этом, несмотря на все различие данных формулировок понятия здоровья, общее для всех них в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

В силу общности, в целом всех указанных формулировок, здоровье можно определить как: нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Согласно зарубежным исследованиям, здоровье содержит в себе следующие составляющие:

Физическую (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели);

Психическую (психологическое благополучие, контроль поведенческих и (или) эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства, депрессии);

Социальную (контакты с людьми, социальные ресурсы);

Ролевую (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе в школе);

Общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива здоровья).

Стоит заметить при этом, что в отечественных представлениях о составляющих здоровья первое место занимает нравственный аспект. Нравственная составляющая здоровья - это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ). Образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющих на здоровье относятся:

1). Экология (влияние внешней среды);

2). Наследственность;

3). Состояние здравоохранения.

В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное влияние целого ряда факторов окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка). На здоровье человека.

Так, на основе обширного биометрология разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. На самочувствие оказывает влияние также изменения электромагнитного поля, экологическая обстановка.

Говоря о влиянии экологической обстановки на состояние организма человека, необходимо отметить, что способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья. В то же время, как показали специальные исследования, у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Стоит отметить, что физическое и психическое здоровье человека необходимо рассматривать исключительно в динамике, т.е. как процесс, изменяющийся с течением времени на протяжении всей жизни. При этом, здоровье во многом зависит от наследственности и возрастных изменений, происходящих в организме человека по мере развития.

Многочисленными работами генетиков доказано, что в случае неблагоприятной наследственности, при благоприятных условиях поврежденный ген может не проявить своей агрессивности. Т. Е. здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить» его агрессивность. При этом, даже унаследовав от родителей богатырское здоровье, человек может значительно его ухудшить всего за несколько лет. В то же время, можно родиться со слабым, но, приложив усилия, укрепить его.

Таким образом, несмотря на непосредственное и довольно весомое влияние наследственности, уровень здоровья, индивида зависит генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней среды (в том числе и социальной).

Говоря о месте здоровья в жизни любого человека, необходимо сказать, что здоровье является абсолютной, непреходящей жизненной ценностью занимающей верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и пр.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Говоря о ценности здоровья необходимо также учитывать различные уровни этой ценности: биологический - изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный - здоровье, как мера социальной активности, деятельного отношения к миру; личностный - здоровье, как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Существует определенное противоречие между достижением материального благополучия и необходимостью быть здоровым. Данное противоречие может быть разрешено на пути совершенствования объективных условий жизнедеятельности людей. Тем не менее, при этом важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как непреходящей ценности.

Каждый человек, безусловно, хочет быть здоровым, но отношение к здоровью обусловлено целым рядом объективных обстоятельств, в том числе воспитанием и обучением. При этом, различие в отношении к собственному здоровью обусловлено, в первую очередь, мотивационного порядка, в частности осознанием человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья, в Ом числе, осознание человеком меры своей ответственности за сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим выделяют два типа ориентаций (отношения) к здоровью. Первым из них заключается в ориентацией, в первую очередь, на усилия самого человека. При этом второй из них выражается, преимущественно «вовне», когда усилиями человека отводится второстепенная роль.

О том, что воздух, которым мы дышим, не однороден по своему составу, знали еще китайские алхимики в VIII веке. Уже в те времена было известно, что есть активная часть воздуха, которая содержит элемент, поддерживающий жизнь, способствующий дыханию и горению, именуемый кислородом, и его неактивная часть в виде особенного газа, который наши современники называют азотом.

Сегодня каждый школьник знает о том, что кислород - самый распространенный газ на Земле. Он есть везде: в земной коре, морской и пресной воде, в атмосфере. И главное, кислород входит в состав молекул важнейших веществ, обеспечивающих нашу с вами жизнь: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот. Разумеется, не как газ из атмосферы, а как химический элемент, на основе которого образованы самые сложные химические соединения.

Конечно, главные в этой цепочке - нуклеиновые кислоты - РНК и ДНК. Это биополимерные молекулы, хранящие всю информацию о каждом отдельном живом организме, определяющие его рост и развитие, а также наследственные признаки, передаваемые следующему поколению. А кислород в них играет роль связующего и стабилизирующего звена, так как именно он соединяет между собой составные части нуклеиновых кислот. В каждом растении или животном кислорода гораздо больше, чем любого другого элемента.

Сколько кислорода потребляет организм?

Вы никогда не задумывались, сколько кислорода необходимо человеку? Существует специальный показатель, который дает представление о максимальном поглощении кислорода организмом в единицу времени (МПК), его величина зависит от нагрузки и физических данных каждого из нас. При максимальной нагрузке величина МПК может составить от 3 до 6 литров в минуту. Это так называемый абсолютный МПК. То есть именно столько кислорода в среднем поглощает житель планеты в минуту. Но тела у всех разные, и этим объясняется значительное различие между данными цифрами. Впрочем, разнятся и показатели содержания кислорода в отдельных системах организма.

К примеру, мышечная ткань человека содержит около 16 % кислорода. Да это и понятно, ведь в мышцах происходит газообмен между тканями и кровью, так же как и обмен питательными веществами и продуктами их распада В мышцы поступает кровь, обогащенная кислородом, а отводится - насыщенная углекислым газом. Этим же путем попадают в мышцы углеводы и аминокислоты, а выводятся молочная кислота и другие продукты обмена.

Костная ткань на 28,5 % состоит из кислорода. Почему так много? Потому что в костной ткани целый набор химических элементов: основное неорганическое вещество - ортофосфат кальция Са3(РО4)2 - содержит кислорода намного больше, чем кальция и фосфора, это видно даже из формулы. Как и во всех других клетках, в костной ткани есть вода (Н2О), а это опять же кислород. Ну и, конечно, в костях содержатся органические вещества: белки (например, оссеин), липиды, углеводы, АТФ, нуклеиновые кислоты - в их составе обязательны углерод, водород, азот, фосфор и, конечно же, кислород!

Благодаря наличию кислорода организм человека способен фактически «сжигать» лишние белки, жиры, углеводы с извлечением определенной энергии сгорания для собственных нужд. Считается, что всего в организме среднего человека с массой тела около 70 кг содержится до 43 кг кислорода! Эта цифра приблизительна и напрямую зависит от интенсивности обмена веществ, массы тела, возраста, пола, климата и даже характера питания.

Основным источником кислорода для человека является атмосфера Земли, из которой в ходе дыхания наш организм способен извлекать необходимое для жизни количество этого газа.

Кислород -
 безусловное благо?

На первый взгляд похоже, что это действительно так. Достаточно вспомнить, что тяжело больным людям значительно облегчает страдания знакомая всем обыкновенная «кислородная подушка». Однако не все так просто. У кислорода есть свои плюсы и минусы.

Длительное вдыхание воздуха с высоким содержанием кислорода опасно для здоровья человека, так как вызывает образование в тканях так называемых свободных радикалов, нарушающих биологический баланс организма. Свободные радикалы разрушительны по своей сути. Их действие на организм по своей агрессивности сродни ионизирующему излучению. Именно эта характеристика кислорода используется в лучевой терапии: повышая содержание кислорода в опухоли и снижая его содержание в окружающих тканях, онкологи усиливают лучевое поражение опухолевых клеток и уменьшают повреждение здоровых.

Но раз существует такая тесная взаимосвязь между кислородом и опухолевыми клетками, не может ли сам кислород быть причиной развития рака? Ответ на этот вопрос искали многие ученые. Больше всего преуспел в подобных исследованиях немецкий биохимик и физиолог, лауреат Нобелевской премии Отто Варбург. Еще в начале 30-х годов прошлого столетия он сделал вывод: «Рак, в отличие от других заболеваний, имеет бесчисленное множество вторичных причин возникновения. Но даже для рака есть всего одна основная причина. Грубо говоря, основная причина рака - это замена дыхания с использованием кислорода в теле нормальной клетки на другой тип энергетики - ферментацию глюкозы». Иными словами, одной из основных причин возникновения раковых опухолей является нарушенное питание, вызывающее кислородное голодание, или гипоксию клеток.

Судите сами. Каждая из триллионов клеток нашего организма получает пищу и кислород из межклеточной жидкости, которая ее окружает. В свою очередь, эта межклеточная жидкость состоит из тех веществ, которые мы получаем с пищей, переваривая и усваивая продукты питания. В норме межклеточная жидкость имеет слабощелочную реакцию, что строго необходимо для нашей крови. Если же межклеточная жидкость закисляется токсинами из употребляемой нами пищи, то есть ее рН становится меньше 7, клетка начинает голодать, недополучая норму питательных веществ и кислорода. И что же ей остается делать, для того чтобы выжить? Вот тогда-то она и начинает перерождаться, чтобы приспособиться к изменившемуся режиму питания. Так зарождается и развивается опухоль. Обычно этот процесс занимает годы. Поэтому профилактика онкологических заболеваний заключается в своевременном установлении оптимального биобаланса кислорода в организме человека, напрямую связанного с характером нашего питания.

Профилактика рака

Совсем недавно исследователи из Университета Пенсильвании еще раз доказали, что свободные радикалы, образующиеся в организме в ходе окислительно-восстановительных реакций, могут вызывать повреждение клеточных структур и ДНК, что, в свою очередь, способно спровоцировать развитие рака легких. При этом существует прямая связь между высотой проживания человека над уровнем моря и заболеваемостью раком легких. Согласно данным статистики, чем выше над уровнем моря находится место жительства человека, тем ниже вероятность столкнуться с раком легких. Это объясняется тем, что на большой высоте значительно меньшее содержание кислорода в воздухе.

Таким образом, хотя кислород и абсолютно необходим человеку для жизни, его роль в организме человека далеко не однозначна. А что это значит на практике? Только одно. У человека есть только один способ скорректировать ситуацию - кардинально изменить свой рацион питания! Раковым клеткам необходима молочная кислота, которая образуется в результате «сжигания» организмом человека сахаров, поступающих с пищей? Значит, отказ от сахара и углеводов - верный путь профилактики рака. Конечно, все хорошо в меру Поэтому не стоит бросаться в крайности. Менять свой рацион надо постепенно и всегда под наблюдением врача.

Рак - это болезнь цивилизации. И хотя, как показывают ископаемые останки, рак встречался среди ящеров и древних людей, сегодня раковые заболевания приобрели характер эпидемии. Одна из причин - изменение пищевых пристрастий человека. Интересно, что представители северных народов, чье питание традиционно состояло из мяса и рыбы, до знакомства с западной цивилизацией от рака не умирали. Может быть, пришло время всерьез подумать об этом? Я не призываю вас объявить бойкот сладостям, но снизить их количество в рационе до разумных пределов, по моему глубокому убеждению, обязан каждый современный цивилизованный человек.

Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

В 1985 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дала такое определение здоровья: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

По мнению академика Ю.П. Лисицына, "здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т. с. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие".

Какова функция здоровья? Прежде всего оно обеспечивает хорошую адаптацию человека к изменениям окружающей среды, поддерживая оптимальный уровень жизнедеятельности человека в каждый конкретный период онтогенеза путем саморегуляции и тем самым, способствует самореализации и развитию личности. А адаптация и саморегуляция, в свою очередь, поддерживают гомеостаз. Здоровье - это не однородное понятие, оно включает в себя 6 компонентов: физический, психоэмоциональний, интеллектуальный, социальный, личностный и духовный.

Под физическим компонентом понимается состояние всех органов и систем организма, уровень его резервных возможностей и наличие (отсутствие) физических дефектов, хронических заболеваний и генетических болезней.

Под психоэмоциональным компонентом понимается состояние психики человека, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, а также умение человека выражать и контролировать свои эмоции.

Интеллектуальный компонент отвечает за способность усваивать и эффективно использовать нужную информацию.

Социальный компонент характеризует отношения человека как субъекта мужского или женского пола с социумом (способ общения с людьми).

Личностный компонент подразумевает осознание себя как личности, способы самореализации.

Духовный компонент отвечает за формирование основных жизненных целей, мотивов и системы ценностей человека, обеспечивая таким образом целостность личности, ее развитие, ее жизнь в обществе, являясь самым главным среди других аспектов.

В 1987 году С. Г. Саливон предложил выделить четыре категории людей: 1) практически здоровые; 2) имеющие факторы риска; 3) находящиеся в состоянии предболезни (третьем состоянии); 4) больные.

По данным известных отечественных ученых Ю. П. Лисицина, Ю. М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

  • экология (влияние внешней среды) - 20-25 %;
  • наследственность - 20 %;
  • здравоохранение - 10 %.

Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека.

На продолжительность жизни явно влияют 2 фактора: наследственность и окружающая среда. Чтобы самому прожить долго, не обязательно родиться в семье долголожителей, но все же это неплохо. Люди, чьи предки отличались долголетием, в каждом данном возрасте имеют более низкие показатели смертности. Наследственностью обусловлено около 2000 болезней и дефектов, в том числе некоторые формы слепоты и глухоты, умственной отсталости, гемофилии и нарушения обмена веществ.

Что касается второго фактора - окружающей нас среды, то се мы можем в известной степени контролировать. Мы можем попытаться изменять наше окружение так, чтобы исследованные нами признаки развивались в более благоприятной обстановке.

Здоровый образ жизни

К факторам здоровья относится: отсутствие вредных привычек, рациональное питание, адекватная физическая нагрузка, здоровый психологический климат на работе и в семье, внимательное отношение к своему здоровью, отсутствие вредных факторов производства, хорошие материально- бытовые условия, оседлый образ жизни, хорошая экология, благоприятные климатические и природные условия, здоровая наследственность, отсутствие возрастно-половых особенностей, способствующих развитию заболеваний, высокий уровень медицинской помощи.

Факторы риска: вредные условия труда и обучения, плохие материально-бытовые условия, миграционные процессы, неблагоприятные климатические и природные условия, загрязнение окружающей среды, отсутствие потребности в здоровом образе жизни, нездоровый образ жизни (вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание).

В современных условиях жизни физический труд все чаще замещается деятельностью, которая характеризуется большими умственными и эмоциональными нагрузками при незначительной мышечной. Наряду с нервно- психическим перенапряжением формируется синдром гипокинезии (от греческого hypo - уменьшение, kinesis - движение). Синдром включает в себя непропорциональное развитие, избыточную массу тела, нарушение обмена веществ, психоэмоциональные расстройства. Увеличивается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Одним из важных путей устранения факторов риска является внедрение физической культуры в повседневную жизнь человека. Однако занятия физической культурой минимальную пользу приносят при создании комплексной системы тренировок с учетом возрастно-половых особенностей, индивидуального здоровья, экологических факторов и т. д. В противоположном случае эффективность спортивных тренировок может быть резко снижена, и вместо пользы они могут принести вред.

Общее состояние каждого человека складывается из множества факторов, среди которых главнейшее место занимает здоровье. Виды здоровья представлены сложной системой, от которой зависит не только общее настроение, но и работоспособность организма.

Общая характеристика

Невозможно понять и изучить а также иные компоненты здорового организма, если подробно не заглянуть в следующее понятие. Итак, здоровьем человека, на сегодняшний день, называют нормальное и стабильное психосоматическое состояние индивида. Существуют следующие виды здоровья человека:

  • физическое;
  • психическое;
  • социальное благополучие.

Главным критерием, которым обладают вышеперечисленные виды здоровья, является способность обеспечивать организму нормальную регуляцию поведения, а также эффективную деятельность личности.

Ранее врачи придерживались того мнения, что здоровьем называется такое состояние человеческого организма, при котором отсутствуют какие-либо заболевания: психические, соматические, физические и иные. Однако Всемирная организация здравоохранения внесла необходимую лепту в старое определение, дополнив необходимый критерий о «благополучии» всех сфер функционирования организма.

В 2001 г. Апанасенко Г.А. вывел собственное определение. Он говорил о том, что здоровьем называется динамическое состояние человека, которое зависит от наличествующих в организме резервов, например устойчивости к внешним негативным факторам, способности компенсирования патологического стресса, что встречается в нашей жизни повсеместно, и так далее. Доктор отмечал дополнительные критерии, которыми характеризуется здоровье. Виды здоровья и их уровень, как говорил Апанасенко, характеризуются пластическим, энергетическим, а также необходимым информационным обеспечением жизненных процессов, выступающих в роли организаторов всей деятельности организма. Кроме того, здоровье в обязательном порядке подразумевает возможность проявления социальных и биологических функций, то есть естественное желание продолжения рода либо выживаемость и сохранение собственной особи.

Формы: телесное здоровье

Вышеперечисленная характеристика, конечно, необходима для изучения и понимания, однако рядовому читателю стоит приводить примеры на практике. Итак, от чего зависит человеческое здоровье? Виды здоровья прежде всего обращают внимание на телесное или физическое состояние организма. Данное понятие вы легко сможете увидеть во всех вышеназванных теоретических определениях.

Физическое здоровье - это такое состояние личности, при котором наблюдается совершенная регуляция жизненных процессов независимо от внешних показателей. Кроме того, к данной группе также можно отнести высокую степень устойчивости и адаптации к многочисленным факторам среды, а также гармонию всех физиологических процессов. Как правило, показатели здоровья представлены следующим списком:

  • Степень физической активности и физической подготовленности.
  • Физическое развитие.
  • Тренированность организма, которая зависит от регулярности и системности тренировок.

Во многом вышеперечисленные функции обеспечивают физическое здоровье человеческого организма. Причём необходимыми составляющими, от которых зависит статус телесного состояния личности, являются иммунный тонус организма и его сенсорное здоровье.

Психическое состояние

Психическое, духовное здоровье - в медицине существует большое количество всевозможных понятий. Несмотря на множественность определений, суть сводится к следующему: психическое здоровье личности - это её способность адекватно реагировать на окружающую среду, как внутреннюю, так и внешнюю. Главным составляющим компонентом этого вида здоровья является способность независимо от внешних и внутренних раздражителей уравновесить себя и своё настроение. Центральным элементом здесь является психологическое благополучие человеческого организма.

Социальное здоровье

Сохранение психического здоровья неразрывно связано с социальным благополучием личности. Благоприятное социальное состояние - это способность успешной адаптации к той в которой индивид находится в данный момент. Здесь также необходимо отметить сохранение способности к успешному выполнению социальных функций. Такое здоровье является показателем активности личности в обществе, то есть наличие связей, ресурсов, плодотворного общения, качество взаимодействия являются показателями высокого социального благосостояния личности. Достойный уровень здоровья позволяет человеку настроиться на деятельное взаимодействие с окружающим миром.

Стоит отметить, что понятие вошло в современную педагогическую и психологическую науку сравнительно недавно. Именно поэтому нельзя с полной уверенностью утвердить перечень измеряемых критериев. Однако общее мнение сводится к следующим постулатам, образующим благополучное социальное состояние человека:

  • наличие понимания моральных норм, принятых в обществе;
  • достойный уровень духовного развития;
  • адаптация к социальной среде;
  • освоение нравственных ценностей.

Социально-психологическое здоровье: критерии

Социология и психология личности содержат перечень критериев, соблюдение которых необходимо для сохранения высокого уровня здоровья:

  • Осознание собственного «Я», а наравне с тем - переживание чувства постоянства и единства физического тела и духовного.
  • Адекватный уровень требований и критичности к собственной личности, а также нормальная оценка её результатов.
  • Способность управления собственным поведением, в том числе в нестандартных критических ситуациях.
  • Нормальная реакция на общепринятые правила поведения в современном обществе, на моральные установки и правовые нормы.
  • Понимание необходимости позитивного планирования как рабочей, так и личной деятельности, а также успешная реализация намеченных целей и задач.

Сохранение психического здоровья во многом зависит от сохранения индивидуальности личности. Здесь важно учитывать негативные изменения внешней окружающей среды, которые непосредственно влияют на структуру личности, вызывая психические заболевания. Несмотря на отрицательные моменты, важно сохранять позитивный настрой и разрабатывать собственные методы преодоления препятствий.

Психология в жизни человека

Психологическим здоровьем в медицине называют динамическую совокупность свойств личности, которые способны обеспечить гармонию между потребностями человека и требованиями, которые предъявляются ему обществом. Психологическое или духовное здоровье является одной из важнейших предпосылок, направленных на развитие и самоактуализацию личности.

А. Маслоу первым выделил качества, которые способствуют укреплению здоровья психологической стороны личности:

  • Ориентация на реальные события.
  • Концентрация мыслей не на собственной личности, а на проблеме.
  • Потребность в одиночестве.
  • Духовность и духовное развитие.
  • Независимость.
  • Чувство юмора и так далее.

Эмоциональное здоровье

Эмоциональное здоровье подразумевает принятие собственных чувств как реальной данности, подаренной жизнью. Благодаря наличию высокого уровня вы всегда сможете выслушать других, научиться сопереживанию, а также избавиться или наладить взаимозависимость. С хорошим эмоциональным здоровьем человек способен оказать крепкую поддержку нуждающимся в этом людям.

Сексуальное здоровье

Сексуальным здоровьем называется комплекс тех аспектов человеческого поведения, которые повышают способность личности к любви. Соматические, интеллектуальные, социальные и эмоциональные сферы деятельности жизни человека не только мотивируют к позитивному мышлению, но и повышают сексуальную коммуникабельность человека.

Нравственность и её роль в личностной деятельности

Основу нравственного здоровья человека составляют ценности и жизненные установки личности, которые определяют поведение индивида в конкретной социальной среде. Это значит, что независимо от жизненных ситуаций личность придерживается собственных принципов и ценит то, что у неё есть на данный момент. Нравственное здоровье складывается из потребностей, мотивации и информационных ресурсов, которые человек ищет на протяжении всей своей жизни.

Личность может чувствовать себя полноценно только при нормальном уровне здоровья в целом и отдельных его компонентов: психики, физического состояния, нравственного развития и так далее. В противном случае необходимо принять все меры для устранения отрицательного влияния на организм и нервную систему, а вместе с тем - начать укрепление здоровья.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит какHealth отWhole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Читайте также: