Может ли у младенца быть зрение 2. Зрение у новорожденного. Зрение у недоношенных новорожденных

Зрение – одно из самых важных чувств человека. Именно через глаза мы получаем основное количество информации из окружающего мира, познаем его и развиваемся сами. Если человек слеп, ему сложнее научиться различать прекрасное и отвратительное, он никогда не научится читать, писать и не сможет полноценно работать наравне с остальными. Вот по какой причине важно с самых первых дней жизни контролировать зрение у новорожденных. От этого зависит не только правильное формирование зрительного аппарата ребенка, но и его общее развитие.

Важно знать: зрение – это не просто наши глаза и то, что мы способны ими уловить. На самом деле это сложнейшая система, глаза в которой являются лишь небольшой наружной частью. Они воспринимают информацию, передают ее коре головного мозга через зрительные нервы, а уже там она обрабатывается и вызывает соответствующие реакции. Понимая это, легче разобраться, как, что и почему видит ребенок, когда только рождается на свет.

Мир глазами новорожденного – что он видит

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Существует миф, что ребенок рождается с черно-белым перевернутым зрением, однако это утверждение не совсем верно, таким является лишь его восприятие, а зрение ничем не отличается от взрослого

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует. На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть. Точно подтверждено только то, что глазки даже рожденных на 28 неделе беременности крох уже реагируют на яркий свет. Полностью выношенные и рожденные в срок дети тоже рождаются с несовершенным зрительным анализатором. Полное окончание его формирования наступает только к 10-летнему возрасту.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так. Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики. Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Можно ли отнести такие особенности нервов коры головного мозга к врожденным свойствам или же они появляются уже после рождения, ученые точно не знают. Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение. Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире. Его еще не созревший зрительный анализатор просто не в состоянии справиться с обработкой всех раздражителей. Поэтому природа ограничивается восприятием лишь самого главного зрительного стимула – маминого лица, склонившегося к малышу. Но и его он видит расплывчато и только на очень близком расстоянии – примерно 40–50 см. Интересно, что как раз на таком расстоянии личико малыша удалено от маминого при кормлении.


При рождении зрительный аппарат ребенка еще не готов к восприятию большого количества зрительных стимуляторов, но в течение первого года происходит активная адаптация

Как развивается зрение поэтапно

Итак, сразу же после рождения ребенок не видит практически ничего, и это даже хорошо. Но потом его зрительный аппарат начинает стремительно адаптироваться к окружающему миру.

Развитие зрения у новорожденного по месяцам выглядит следующим образом:

  • В 1 месяц взгляд грудничка не может сфокусироваться, но при этом зрачки у новорожденного уже реагируют на свет. Они становятся меньше, при этом сам ребенок начинает интенсивно моргать и пытаться откинуть головку в сторону, противоположную источнику раздражающего его яркого света. Примерно спустя две недели после рождения ребенок уже начинает задерживаться взглядом на различных предметах, но ненадолго. Большую часть времени его взгляд расфокусирован, при этом может отмечаться косоглазие. Родителей не должен пугать этот факт, хотя большинство из них сильно тревожатся, заметив, как у крохи глазки разбегаются в разные стороны, и обращаются к детскому окулисту. Истинное косоглазие тоже может быть обнаружено у месячного грудничка, но встречается подобное заболевание редко.
  • В возрасте 2 месяцев новорожденный видит уже значительно больше и лучше. Он может подолгу задерживать взгляд на одном предмете и рассматривать его, фиксируя сразу оба глаза. Малыш способен узнавать мать и тех людей, которых видит чаще всего, реагирует на свет и темноту, приближение предметов и их передвижение из стороны в сторону.
  • В 3 месяца у малышей уже не просто фокусируется взгляд. Они способны различать два самых ярких цвета – красный и желтый.
  • В 4–6 месяцев к основным двум цветам прибавляются следующие два – синий и зеленый. Развитие зрительного аппарата неразрывно связано с развитием моторики. Малыш видит яркую погремушку, она ему нравится, и он тут же пытается ее ухватить ручками. Заполучив желанный предмет, он подносит его к глазкам и может долго сосредоточенно рассматривать.
  • В 6–8 месяцев груднички способны различать простые геометрические фигуры. Если с ними заниматься, то к четырем первым цветам присоединяются и другие. Ребенок уже четко различает предметы, которые находятся далеко и вблизи, бурно реагирует на знакомых людей и знакомые игрушки.

В возрасте одного года младенцы видят почти так же хорошо и остро, как взрослые люди. Они еще не способны проанализировать увиденное так же полно, но зрительная картинка, воспринимаемая сетчаткой, фактически ничем не отличается.

Основные правила ухода за глазами новорожденного

Уход за глазами новорожденного в домашних условиях после выписки из роддома строится не только на промывании и закапывании глазок, хотя это тоже немаловажный момент. Насколько быстро и правильно разовьется зрение у малыша, зависит во многом, конечно же, от родителей. О чем они должны позаботиться:

  • Чтобы глазки новорожденного скорее развились, им нужна достаточная нагрузка. То есть ребенок должен находиться в хорошо освещенной комнате, стены и потолок которой тоже будут светлыми. Не стоит намеренно затемнять детскую с помощью штор и жалюзи в дневное время, как это ошибочно делают многие мамы. Чем больше яркого света, тем лучше.
  • Глаза не только у ребенка, но и у взрослых, – орган хрупкий и чувствительный. С самого начала за ними нужен корректный гигиенический уход, также они должны получать все необходимые питательные вещества, то есть следует обеспечить полноценное питание малыша, как грудное, так и прикорм.
  • При рождении природа ограничила органы зрения крохи от восприятия большого количества зрительных стимуляторов. Но потом их, наоборот, должно быть как можно больше для правильного развития. В детской следует разместить как можно больше ярких предметов разных форм, размеров и цветов. При этом важно периодически их менять, чтобы нагрузки на глаза тоже изменялись и были разнообразными.


Кроме соблюдения правил гигиены, для органов зрения и их благополучного развития необходимы постоянные зрительные нагрузки, помогут в этом яркие разноцветные игрушки и предметы

Мама и ближайшие родственники должны как можно больше играть и разговаривать с ребенком, называть различные цвета, демонстрировать их в окружающем мире. А если вдруг обнаруживаются какие-либо отклонения или просто подозрительные явления, рекомендуется как можно раньше обратиться к врачу-окулисту.

Когда нужно обращаться к врачу

Первая проверка у офтальмолога проводится еще в роддоме в первые часы жизни новорожденного. Особенно важен этот момент для недоношенных детей, ведь их глазки сформированы намного хуже, чем полноценно выношенных детей. Играет роль также причина, по которой ребенок появился на свет раньше срока. Если это было инфекционное заболевание матери во время беременности, то врачи будут уделять особое внимание развитию его зрительного аппарата еще длительное время.


Первый осмотр у офтальмолога проводится сразу же после появления малыша на свет, он очень важен, так как по состоянию глазок врач может выявить врожденные нарушения

Причины и факторы, которые могут спровоцировать развитие врожденных аномалий, недоразвитости и патологий органов зрения у новорожденных:

  • туберкулез, токсоплазмоз, краснуха, прочие инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • генетическая предрасположенность.

С помощью несложных тестов и простого прибора врач сможет проверить функции зрительного аппарата и обнаружить нарушение, если таковое имеется. Оцениваться будут такие моменты:

  • размеры зрачков;
  • их симметричность;
  • реакция на свет;
  • двигательные возможности глазного яблока;
  • формы и размер век.

Следующий осмотр у окулиста рекомендуется в трехмесячном возрасте, затем в шесть месяцев и в один год. Острота зрения на этих осмотрах проверяется с помощью определения рефракции и исследования глазного дна. Все процедуры проводятся при расширенном зрачке, то есть врач будет использовать специальные глазные капли. В дальнейшем плановые осмотры будут проводиться раз в год для всех детей без выявленных нарушений, и по мере необходимости для тех малышей, которые будут поставлены на учет у офтальмолога.


Правильный уход, внимание и забота родителей помогут справиться даже с врожденными аномалиями и обеспечить корректное развитие зрения ребенка

Обратиться внепланово к врачу-окулисту следует при выявлении таких симптомов:

  • постоянное слезотечение;
  • закисание глазок;
  • покраснение век, изменение их формы;
  • неадекватная реакция на свет;
  • признаки косоглазия;
  • какие-либо пятна и образования на роговице.

Наиболее опасными врожденными офтальмологическими патологиями грудничков являются глаукома и ретинопатия.

Если правильно ухаживать за глазками грудничка с самого начала, заботиться о его полноценном питании и гармоничном развитии, скорее всего, вы сможете обойтись без внеплановых осмотров и не столкнетесь с неприятными сюрпризами. Хотя от ухода и внимания родителей зависит далеко не все, многие офтальмологические заболевания у детей носят, к сожалению, врожденный характер, все же, они очень важны и всегда помогают справиться с обнаруженными патологиями.

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Зрение только родившегося ребенка сформировано не полностью, поэтому он видит мир несколько иначе, чем его взрослые родители.

При рождении глазное яблоко имеет сплюснутую форму, что приводит к небольшой степени дальнозоркости у малышей. На протяжении первых восьми месяцев жизни зрение совершенствуется: глаза тренируются двигаться одновременно, развивается визуальный контроль над движением рук, мозг начинает правильно обрабатывать поступающую на рецепторы информацию.

Особенности зрения у детей до года

Зрение у новорожденных

Зрение у детей младше одного месяца позволяет видеть им только те объекты, которые располагаются на расстоянии 20 см от глаз. Первые недели малыш видит размытую необъемную перевернутую картинку, замечает свет, очертания людей и предметов, движения. Наиболее интересным объектом для изучения у только родившегося малыша является лицо мамы, поэтому как можно чаще берите его на руки и общайтесь.

Мышцы глаза в этот период пока слабые, а нейронные связи, соединяющие зрительные нервы и головной мозг, еще не сформированы. Постепенно наращивается мышечная масса, растет роговица глаза, в результате четкость зрения увеличивается.

Нормальным явлением данного периода считается небольшая косоглазость, когда ребенок собирает зрачки к переносице или смотрит в разные стороны.

Спустя 2 недели после рождения ребенок начинает различать крупные яркие предметы, следить за их движением.

Зрение у ребенка в 1 месяц

В месяц ребенок начинает фокусировать оба глаза на предмете, поэтому в этом возрасте можно начать играть с ним с помощью погремушки. Двигающаяся перед лицом малыша яркая погремушка не только доставит радость, но и будет стимулировать развитие зрения у ребенка.

Для игр используйте яркие предметы контрастных цветов и различных форм.

Глаза мамы также могут стать хорошей игрушкой: поднесите ребенка к своему лицу, посмотрите ему в глаза и начинайте медленно перемещать свои зрачки в сторону, малыш будет следить за ними.

Во время месячной комиссии необходимо будет посетить офтальмолога.

Зрение у ребенка в 2-3 месяца

Это возраст начала развития цветовых навыков. Ребенок начинает различать простые цвета, изучать сложные узоры и активно следить за предметами. Острота зрения увеличивается, глаза становятся чувствительны к освещению, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой.

В возрасте двух месяцев можно начать знакомить ребенка с картинками, книгами, игрушками, показывать фотографии родных.

Подвешивать игрушки нужно уже не перед глазами, а в стороне или возле ног.

В 3 месяца осуществляется проверка зрения у детей офтальмологом. Врач оценивает внешний облик глаза, то, как ребенок следит за игрушкой, проводит скиаскопию (теневую пробу) для определения остроты зрения.

Зрение у ребенка в 4 месяца

В 4 месяца в особенности зрения детей входит восприятие глубины, то есть понимание, какого размера и формы предмет, как далеко он находится. Совместно с развитием моторики улучшается координация, что позволяет малышу брать руками предметы.

Лучшей игрушкой для четырехмесячного ребенка будет та, которую легко взять в руку и рассмотреть поближе.

Зрение у ребенка в 5-6 месяцев

Острота зрения ребенка значительно улучшается, также как и координация рук. Ребенок начинает узнавать предмет по его части, то есть осознавать, что если он и не видит вещь целиком, то она все равно существует. Отличной игрой будут прятки: мама прячется за какой-нибудь предмет, например, дверь или платок, а потом выглядывает и говорит «ку-ку ».

В полгода происходит скачок в развитии центра мозга, ответственного за зрение. Четкость зрения растет, глаза начинают быстрее фокусироваться на разных предметах и перескакивать с одного на другой. Малыш начинает узнавать родных, следить за мелкими предметами. Развитие зрения касается и цветовосприятия. На шестом месяце малыш способен видеть все цвета и различать оттенки.

В возрасте 5-6 месяцев нужно давать игрушки в руки как можно чаще и выкладывать вблизи малыша. Хорошо, если они будут греметь и шуршать. Полгода - это возраст очередного похода к офтальмологу.

Косоглазие у детей шестимесячного возраста уже не считается нормой и требует лечения.

Глазное дно ребенка приобретает очертания, как у взрослого человека.

Зрение у ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам детское зрение обретает ту же остроту, что и у взрослых. Ребенок способен четко различать объекты, которые находятся вдали от него, правильно оценивать расстояние до них, точно бросать и хватать вещи.

Видео - доктор Комаровский о детском зрении

Цветовосприятие у ребенка

Восприятие цветовой гаммы развивается у ребенка постепенно. Новорожденный способен различать только уровни «темнее-ярче », он видит окружающие предметы в серых и черно-белых тонах, так как не полностью развиты рецепторы сетчатки.

Цветовая палитра начинает открываться перед ребенком в возрасте шести недель.

Первый цвет, который начинают различать полуторамесячные малыши - красный. В возрасте 4 месяцев ребенок уже различает такие базовые цвета, как желтый, синий и зеленый, но пока без оттенков.

Ближе к году ребенок начинает различать многие яркие цвета. Пастельные тона игнорируются, поэтому погремушки лучше выбирать яркие. Заинтересовать ребенка цветами можно, если повесить разноцветный мобиль, яркие постеры, разложить книжки для малышей. Не стоит окружать ребенка бледными игрушками и монохромным декором.

Освещение в детской комнате

Яркость освещения напрямую влияет на активность ребенка и правильное восприятие цветов, поэтому в дневные часы в комнате должно быть достаточно светло. Ночью можно использовать ночник - ребенку он не помешает, а маме поможет быстро увидеть малыша в темноте.

В детской комнате важно по максимуму использовать естественный свет, для чего лучше выбирать помещение на восточной или юго-восточной стороне. Подоконники желательно оставить пустыми, а окна не завешивать плотными шторами.

Нарушение зрения у детей

Периодические осмотры у врача помогут вовремя выявить нарушение зрения у ребенка. Результат обследования зависит не только от осмотра, но и того, были ли у кого-нибудь в семье проблемы со зрением. Повышен риск также у тех детей, которые родились недоношенными, поэтому об этом также нужно сообщить врачу.

Зрение у ребенка нарушено, если наблюдаются следующие признаки:

  • в 3 месяца не следит за предметом одновременно двумя глазами,
  • нарушено движение глаза в разных направлениях,
  • отсутствие фокусировки на одной точке и постоянно движение глазами,
  • закатывание глаз,
  • зрачок белого цвета,
  • постоянная слезоточивость и чрезмерная чувствительность к свету.

Одной из патологий зрения считается астигматизм. Однако часто дети уже рождаются с такой особенностью, так как их глазное яблоко еще находится в стадии развития и зрение у новорожденных размытое. В большинстве случаев ситуация нормализуется к году. Обязательной коррекции требует астигматизм, превышающий 1 Дптр.

К лечению заболевания нужно приступать сразу, как только офтальмолог выявил отклонение от нормы, в ином случае оно может повлечь за собой появление сопутствующих проблем, таких как амблиопия (подавление работы одного глаза) и косоглазие. Чтобы назначить эффективное лечение, врач проведет серию проверок, включая осмотр на широкий зрачок. Расширяют зрачок с помощью капель атропина.

Видео - как лечить астигматизм у детей

Из-за изменения тонуса мышц или поражения нервов глаза может возникнуть косоглазие , которое отличается от того, что можно наблюдать у новорожденных, и не считается нормой. Косоглазие опасно тем, что может привести к нарушению формирования бинокулярного зрения, когда мозг соединяет в одну картинку изображения с обоих глаз. Лечение косоглазия включает в себя создание ширмы на здоровый глаз и тренировки косящего. При значительном угле отклонения требуется оперативная коррекция.

Видео - детский офтальмолог о косоглазии

С течением времени у некоторых малышей врожденная гиперметропия (дальнозоркость) может перейти в миопию (близорукость). Также возможны случаи врожденной близорукости, особенно у недоношенных детей. Причинами возникновения близорукости у детей считаются наследственность, нарушение гигиены, неправильное питание, переутомление, ослабленная оболочка глаза, различные болезни. Основное лечение близорукости нацелено на замедление падения зрения.

Видео - детский офтальмолог о близорукости

Наиболее заметными патологиями глаз у детей до года являются опущение верхнего века (птоз) и подергивание глаз по вертикали или горизонтали (нистагм). Причиной нистагма становятся поражения мозга и различные заболевания: сильная близорукость, поражение сетчатки и подобное. Возникновение птоза связано с поражением мышцы или нерва, ответственного за верхнее веко, которые в свою очередь возникают при родовых травмах и кровоизлияниях.

Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца. Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка. Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого. Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения . Для его полноценного развития необходим свет. Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

Зрение ребенка от рождения до года

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0-7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией . Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота. Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века. Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20-30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7-28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2-5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка , когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20-30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10-15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль) . Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты , раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Для этого можно использовать готовые картонные черно-белые картинки, продающиеся в отделах развивающих игрушек, или распечатать их с интернета. Хорошим вариантом для малышей первых 4 месяцев жизни является обычное одеяло или пододеяльник, выполненные в черно-белой гамме, на которые можно просто класть ребенка. При желании можно найти в продаже музыкальную карусель с подвесками в черно-белой гамме или сшить их самим из кусочков ткани.

С помощью органа зрения человек получает до 90% информации о внешнем мире . Поэтому так важно начинать заботиться о глазах начиная с первого дня жизни малыша. Знание того, как развивается и совершенствуется зрение у новорожденных, поможет родителям вовремя заметить даже малейшие нарушения в работе глаз ребенка и обратиться к врачу за помощью.

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

Острота зрения и зрительные функции

новорожденный

  • различает только свет и тень - светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.
  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.
  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.
  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.
  • ребенок осваивает дальнее пространство - до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так - зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения - это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов - ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста - дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных - контрастные черно-белые рисунки.

Юлия Чернова, врач-офтальмолог, специально для сайт

Полезное видео

Читайте также: