Центр реабилитации детей инвалидов. Центр лечебной педагогики(ЦЛП). Что получают наши пациенты

Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.

Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми - таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Основные фазы течения заболевания

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:

  • задержка физического развития: контроля головы, переворачивания, сидения без поддержки, ползания или ходьбы;
  • сохранение «детских» рефлексов по достижении 3-6-месячного возраста;
  • преобладание одной руки к 18 месяцам;
  • любые симптомы, которые указывают на гипертонус или чрезмерное расслабление (слабость) мышц.

Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными - все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.

Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа "Логоритмика");
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия - массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат - специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето - разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Физическое восстановление больного ребенка должно начинаться как можно раньше. Ведущие специалисты в мире признали, что реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) приносит лучшие результаты до трех лет, однако в России многие центры отказываются принимать деток до года или до трех лет, да и врачи не спешат с установлением диагноза и оформлением инвалидности. Но все же физическая реабилитация - важнейший этап адаптации особенного ребенка к дальнейшей жизни, и начинать заниматься с маленьким пациентом следует сразу же после установления диагноза «детский церебральный паралич».

Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях - родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.

Средства технической реабилитации

При физическом восстановлении двигательной активности ребенка с ДЦП также используются средства технической реабилитации детей. ДЦП в тяжелой форме требует приспособлений для мобильности (ходунки, инвалидные кресла), развития (велотренажеры, специальные столы и стулья) и гигиены (сиденья для ванн, кресла-унитазы) ребенка. Также средства реабилитации для детей с ДЦП предполагают использование ортопедических аппаратов и тренажеров. Применяется, например, костюм Адели, перераспределяющий нагрузку, развивающий моторику, «Велотон», стимулирующий мышцы, костюм «Спираль», позволяющий формировать новые стереотипы движений, и так далее.

Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту - приспособиться к жизни.

С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.

Во многих случаях возможна дальнейшая трудовая деятельность человека с диагнозом «ДЦП». Такие люди могут освоить профессии умственного труда (педагоги, но не младших классов, экономисты, архитекторы, младший медперсонал), работать на дому программистами, фрилансерами и даже (при сохранности движений рук) швеями. Трудоустройство невозможно лишь в тяжелых случаях.

Инвалидность при ДЦП

Имеет несколько форм и степеней тяжести. Инвалидность при ДЦП оформляется в том случае, если заболевание сопровождается ограничениями по отношению к нормальной жизнедеятельности, обучению, самообслуживанию, речевому контакту. Оформление инвалидности возможно только после медицинского обследования. Маме с ребенком предстоит пройти невролога, хирурга, психиатра, педиатра, ортопеда, окулиста и ЛОРа. На этом «приключения» отнюдь не заканчиваются. Далее следует:

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения - например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Льготы детям-инвалидам с ДЦП

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.

Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
  • освобождение от оплаты в детских садах;
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо - 1,2 тыс. рублей);
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Реабилитационные центры в России

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО - Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.

Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи - педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште - столице Венгрии - это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.

Существует множество других центров реабилитации и санаториев, принимающих на реабилитацию детей с ДЦП. Только в Москве, например, функционируют Центр реабилитации детей с ДЦП «Движение», Реабилитационный центр «Огонек», Центр реабилитации «Преодоление» и другие. В некоторых учреждениях возможна также бесплатная реабилитация детей с ДЦП. Семьям с детьми-инвалидами также оказывают поддержку в благотворительных организациях и социальных центрах.

Особые дети…

Их количество увеличивается с каждым годом. Об этом свидетельствуют не только сухие статистические данные, но и специалисты, по долгу службы контактирующие с детьми - педиатры, неврологи, психотерапевты, воспитатели коррекционных детских садов.

Если вы - родитель особого ребенка , то вам необходимо понять, что любой человек от природы обладает определенными потенциальными возможностями. В некоторых случаях они подавляются врожденным или приобретенным недугом. Но не стоит опускать руки. Все, что нужно вашему ребенку - помочь ему адаптироваться в обществе. В этой связи очень важно понимать, что особые дети нуждаются в особенном комплексном подходе для решения их проблем. Чтобы вести правильную реабилитационную работу с ними, от родителей, учителей и медиков потребуется масса усилий. Причем эти усилия должны носить не эпизодический, а непрерывный характер.

Как свидетельствует статистика, порядка 2/3 всех инвалидов по России - дети, имеющие расстройства нервной системы и психики. Впрочем, важно понимать, что далеко не все особые дети имеют статус инвалида. Довольно многие страдают небольшими отклонениями в поведении, проблемами с восприятием и усвоением информации, не могут полноценно контактировать с окружающими людьми и сверстниками. Если вовремя не выяснить проблему ребенка и не обратиться за получением соответствующей помощи, вполне возможно, что в будущем он просто не сможет адаптироваться в жизни и получит статус инвалида.

Какие болезни делают детей особыми?

Особыми детьми чаще всего называют детей, имеющих неврологические и психоневрологические проблемы. Это довольно обширная категория, включающая целый спектр самых разных, в том числе по сложности и возможности преодоления, заболеваний. Вот только некоторые из них.

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - тяжелое заболевание ЦНС, при котором поражаются центры, отвечающие за развитие опорно-двигательного аппарата. Характер поражения не предполагает дегенеративных процессов. Как правило, появление болезни бывает связано с отклонениями во внутриутробном развитии, может являться следствием родовой травмы и, зачастую оно выявляется в первый год жизни маленького человека. Дети, больные ДЦП, в ряде случаев имеют сопутствующие проблемы в виде компенсированной гидроцефалии, аутических черт и задержки в психо-речевом развитии. При этом совсем не обязательно одновременное появление всех вышеозначенных проблем сразу. Возможны формы болезни без сопутствующих изменений.

РДА (ранний детский аутизм), синдром Каннера, синдром Аспергера - заболевания этого рода выражаются в нарушении развития психо-эмоциональной сферы. Для ребенка характерны следующие проблемы:

Чрезвычайная сложность во взаимодействии с окружающими людьми (легкая форма болезни).

Ограниченность аутическими интересами - при этом ребенок воспроизводит стереотипные движения, его интересы узко ограниченны и не носят познавательного характера.

Активное отрицание и отвержение среды - ребенок обнаруживает крайнюю избирательность в отношении людей, одежды, видов пищи. Нарушение привычного уклада жизни, отклонение от стандартного маршрута могут вызвать приступы истерики, иногда переходящей в аутоагрессию.

Тотальная отрешенность от мира и невозможность взаимодействия с ним (в наиболее тяжелых формах болезни). Такие дети не улыбаются, не поддерживают визуальный контакт, не владеют простейшими навыками самообслуживания.

Как правило, ребенок-аутист имеет множественные неврологические отклонения, а само заболевание может являться следствием наслоения разного рода первопричин. Часто аутические черты идут «в комплекте» с другой серьезной болезнью наподобие гидроцефалии или ДЦП. В последнее время стали появляться сведения о том, что у некоторых детей аутизм развивался после проведения вакцинации препаратами, содержащими соли ртути (мертиолят или тимеросал) в своем составе. У некоторых детей-аутистов была определена повышенная концентрация ртути в волосах и эритроцитах. Для них одним из методов преодоления проблемы может стать хелатная терапия (хелирование).

Гидроцефалия. Ее также называют водянкой головного мозга. Болезнь связана с нарушением ликвородинамики. При этом спинномозговая жидкость (ликвор) вырабатывается в избытке, а ее всасывание происходит очень медленно. В крайне тяжелых случаях окружность головы ребенка становится чрезмерно увеличенной. Больные гидроцефалией дети постоянно испытывают повышенное внутричерепное давление. Нередки такие явления как тошнота и кровь из носа, а также беспричинные истерики. При этом ребенок в раннем возрасте может тереть голову руками, биться головой о разные предметы и как-то демонстрировать, что болит именно голова. Различают гидроцефалию в тяжелой форме и более легкую компенсированную. Если для избавления от первой необходимо операционное вмешательство (шунтирование), то во втором случае достаточно следовать врачебным предписаниям. Заболевание нередко сопровождается таким явлением, как ЗРР или ЗПРР (задержка речевого или психо-речевого развития). Связано это с тем, что избыток ликвора угнетает определенные зоны головного мозга.

Полный перечень болезней, связанных с нарушением нервной и психической деятельности, гораздо шире (синдром Дауна, раннее органическое поражение головного мозга и др.). Очень важно вовремя диагностировать заболевание и обратиться в реабилитационный центр. Об этом предупреждают ведущие врачи-неврологи - чем раньше вы начнете лечение ребенка и работу с его состоянием, тем сильнее проявят себя восстановительные способности мозга.

Задачи реабилитации

Особенности развития, прежде всего, выражаются в ухудшении познавательной деятельности и в некоторых случаях тотально ослабляют волю человека (аутизм). В этой связи образовательный процесс для детей должен вписываться в систему их реабилитации (абилитации). Именно реабилитация особых детей является краеугольным камнем на пути к их дальнейшей социализации и более успешному развитию. У всех реабилитационных центров, вне зависимости от специфики болезни, по сути одна общая задача - предоставить ребенку возможность в будущем жить полностью автономной жизнью. Им приходится иметь дело с самыми сложными диагнозами, помогая особым детям максимально насколько это возможно подготовиться к обучению.

Реабилитация для тяжелых детей будет эффективной лишь в случае непрерывной работы с проблемой. В идеале она должна сопровождать пациента вплоть до периода его адаптации в социуме и трудоустройства на работу (если уровень развития и тип заболевания позволят этого достичь).

Ниже представлены некоторые реабилитационные центры Москвы, куда стоит обратиться родителям с особыми детьми.

- федеральное государственное бюджетное учреждение, подшефное Министерству Здравоохранения и Соцразвитияоказывает помощь детям из разных регионов РФ, имеющим заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата и аутического спектра. На базе центра действует школа для родителей. Методики реабилитации, задействованные в центре:

Проведение коррекционной сенсомоторной дезинтеграции;

Использование роботизированной техники «Локомат»;

Занятия с помощью тренажера Гросса;

Занятия по кондуктивной терапии;

Логоритмика;

Занятия в лечебных костюмах «Атлант», «Адели», «Фаэтон»;

Социально-бытовую адаптацию;

И многое другое.

Оплата за размещение проживающих взимается за детей старше 4х лет и их сопровождающих. При этом ее размеры составляют: в палате (обычной) - 335 р в сутки; в палате с душевой (повышенная комфортность) - 700 р в сутки, в комфортной палате без душевой - 600 р в сутки. Центр оказывает и платные услуги, если:

В программе ОМС они отсутствуют;

На руках у представителей ребенка нет направления в счет средств бюджета;

Услуга оказывается по инициативе пациента и его добровольному желанию;

Пациент не имеет российского гражданства.

При этом стоимость одного койко-дня ребенка в палате с питанием, но без лечения составляет 750 р. Стоимость пребывания сопровождающего с ним - 335 р. Курс реабилитации ребенка с ДЦП (21 день) обойдется в 56865 р. Цена первичной консультации у специалистов в рамках стационарного лечения - 800 р, повторной - 500 р (каждый специалист в отдельности).

Абсолютно каждый ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом) нуждается в длительной реабилитации. В течение ряда лет создавались специальные центры, клиники, интернаты и кабинеты реабилитации таких детей, многие из которых патронировались благотворительными организациями и зарубежными инвесторами. Проводилось восстановительное лечение и за рубежом (в Китае, Германии, Греции др. странах).

Так, с 1993 г. работает детский реабилитационный центр в Москве, созданный при содействии Отдела по церковной благотворительности Московского Патриарха и английского христианского благотворительного общества «Барнардос», которое многие годы спонсировала принцесса Диана.

С 1999 г. в Москве создана и продолжает работать ортопедическая мастерская в сотрудничестве с благотворительным католическим немецким обществом «Либенау» и «Холдингом реабилитологов Гейдельберга». Реабилитация там проводится с использованием немецких технологий. Об основных методах реабилитации детей, больных ДЦП, расскажем в данной статье.

В Москве реабилитацией занимается также клиника восстановительной медицины и реабилитации БиАТи. В клинике имеется стационар (для госпитализации ребенка с сопровождающим лицом) и разработана методика «Мобильной реабилитации», когда ребенку после консультации подбирается индивидуальная программа занятий, а родители проходят обучение на семинарах и занимаются с ребенком дома.

С 2003 г. в бальнеологическом курорте в г. Трускавец в международной клинике реабилитационного лечения применяется методика профессора Козявкина. Эта система реабилитации получила признание, как одна из 4-х наиболее эффективных при ДЦП во всем мире.

Обработаны результаты реабилитационной терапии 12 000 пациентов с церебральным параличом по этой системе: нормальный мышечный тонус достигнут в 94%, научились сидеть 62% детей, начали самостоятельно ходить 19%, сформирован правильный контроль положения головы у 75%, могут разжать кисть (ранее сжатую в кулак) 87% детей.

Целью реабилитации, которая отличается от медикаментозного лечения, является физическая и социальная адаптация ребенка, расширение его индивидуальных возможностей. Программа реабилитации разрабатывается индивидуально для каждого пациента. В реабилитационных центрах работают с каждым ребенком специалисты: реабилитологи, эрготерапевты, логопеды, неврологи, ортопеды, психологи, методисты лечебной физкультуры и массажа.

Когда начинать занятия по реабилитации ребенка с ДЦП?

Чем раньше начат реабилитационный курс лечения, тем более результативным он является. Желательно начать этот курс уже с годовалого возраста малыша. Помимо работы специалистов, требуется активное и постоянное участие родителей. В некоторых реабилитационных центрах созданы условия для длительного совместного пребывания в них родителей и ребенка.

Продолжительность реабилитации зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных возможностей ребенка. Иногда длительность восстановительного курса равна 6 месяцам, а для других детей – это год, полтора или два ежедневных упорных занятий. В некоторых случаях родители проходят курс обучения и занимаются по предложенной программе с ребенком дома.

Опыт работы с детьми с ДЦП свидетельствует о том, что программа строится на поэтапном достижении очередной поставленной цели, пусть даже незначительной. Это так называемый метод «дробной цели». Для одного ребенка это может быть возможность поменять положение тела, лежа на мате (самостоятельно перевернуться), для другого – самостоятельно сидеть, для третьего – удерживать ложку или чашку.

Результаты отражаются в специально заведенном календаре, с помощью которого можно отследить время, которое понадобилось для достижения поставленной цели. В итоге каждый день будет новой ступенькой в развитии и задаст мотивацию на дальнейшие занятия, укрепит надежду и веру в их результативность.

Невозможно достичь всего и сразу. Да и конечный результат реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. В настоящее время считается, что поведенческие нарушения связаны с поражением именно высшей нервной деятельности, а не с мышечно-двигательной функцией, поэтому ребенок не в состоянии скоординировать и выполнить целенаправленное движение.

Реабилитологи занимаются планомерным развитием двигательных возможностей ребенка. Формирование физического тела влияет и создает условие для развития интеллекта, психики. Поэтому имеет значение ранний возраст детей для начала восстановительных занятий, когда интеллект еще можно развить.

Занятия по индивидуальной программе проводятся несколько раз в день. В среднем продолжительность одного сеанса 1-2 часа. И продолжительность занятия, и количество их подбираются конкретно для данного ребенка.

С годовалого возраста малыша занятия имеют игровую форму. Специальные игры способствуют моторно-сенсорной коррекции и развитию интеллекта: развиваются слух, зрение, чувствительность рук. Продолжительность занятий в этом возрасте от 10 мин. до часа. С самого начала реабилитация направлена на бытовую и социальную адаптацию ребенка.

Основой методик реабилитации является процесс тренировок, повторение определенных упражнений по формированию нового стереотипа движений, нагрузочная лечебная физкультура. Дополнительно используются мануальная терапия и массаж, лазерная рефлексотерапия, коррекция движений с помощью электростимуляции мышц и центров движения в головном мозге.

Ряд общих подходов в процессе реабилитации:

  • плавание рекомендуется всем детям: оно хорошо укрепляет мышцы; координация при движении и сохранение равновесия менее важны, поэтому заниматься могут все дети;
  • поэтапность нагрузок: постепенное увеличение времени занятий;
  • улучшение функции взаимодействия между полушариям головного мозга достигается специальными упражнениями: передвижение на четвереньках, занятие на шведской стенке с перехлестом рук, попеременное поднимание разносторонних руки и ноги при ходьбе и др.;
  • тренировка равновесия и координации движений: упражнения на «покачивающейся доске» стоя на двух ногах, затем на одной; медленная ходьба по наклонной доске; попытки поймать мяч; прыжки с использованием скакалки, игра в «классики»; ходьба на руках с удержанием за ноги; рисование руками в воздухе «восьмерок»;
  • ориентация в пространстве улучшается с помощью игры в мячи разного размера, использование тренажера «туннель»;
  • мелкую моторику развивают с помощью игры с мозаикой и паззлами, собирания палочек, игры на музыкальных инструментах.

Бальнеотерапия

Хороший результат дает бальнеотерапия, или лечение водными процедурами. В воде снимается напряжение мышц (что способствует увеличению объема активных движений), уменьшаются подергивания мышц. Применяются различные виды ванн (радоновые, хвойные, жемчужные, морские, скипидарные, кислородные и др.), гидромассаж, подводный массаж с аэрацией струи и озонированием.

Гальванические 4-камерные ванны «Веришофен» позволяют использовать комбинированное действие воды, тока и лекарственного средства (бишофита, хвойного экстракта, скипидара и др.).

Цветодинамическая квант-камера сочетает бассейн и лазерный душ. В бассейне имеется возможность проводить вытяжение позвоночника, разрабатывать суставы, использовать для массажа различные виды душа.

Дельфинотерапия

В Евпатории и во многих других крупных городах популярностью пользуется дельфинотерапия: психофизическая реабилитация происходит в процессе плавания и общения со специально подготовленными дельфинами. Курс дельфинотерапии должен быть не менее 2 недель. Лечение проводится круглый год.

Ребенок и животное взаимодействуют в виде игры. При этом ребенок получает не только массу новых положительных впечатлений, но и развивает свои возможности. Дельфин, прикасаясь к телу ребенка, стимулирует биологически активные точки. Ребенок трогает животное руками или ногами под наблюдением тренера, если у него имеются двигательные нарушения в них.

Постепенно элементы занятий усложняются. Кроме того, дельфин, все время работая плавниками, создает движение потоков воды и оказывает, таким образом, гидромассаж ребенку. В воде снимается нагрузка на суставы, тренируются мышцы.

Немаловажно и благоприятное эмоциональное воздействие: дельфин уменьшает психологическое напряжение, уходят чувства тревоги и гнева, появляются уверенность и инициативная активность у ребенка.

Иппотерапия

Уникальной по эффективности является иппотерапия (лечение с помощью лошадей), аналогов которой нет в мире. Во время тесного контакта с лошадью всаднику передается около 100 колебательных импульсов. Это способствует развитию моторики и формированию точных движений, активации мышечных рефлексов.

Ребенок получает двойной эффект: двигательный «тренажер» рук и ног для управления лошадью и «массажер с подогревом» (температура тела у лошади выше примерно на 2 градуса, чем у людей). Развивается способность удерживать равновесие и контролировать синхронность движений. У лошадей очень сильное биополе, они подпитывают детей положительной энергетикой.

Аппаратная разработка

Широкое применение нашли ортопедические аппараты, реабилитационные тренажеры, гимнастические мячи, лесенки, ходунки. Специально разработаны современные приборы механотерапии с программным обеспечением и биологически обратной связью для лечения детей с параличами.

Активно-пассивный тренажер «Велотон», «Тренажер Гросса» помогают развивать моторику, подвижность в суставах, стимулируют мышцы. Универсальная система Гросса позволяет проводить одновременное занятие на других тренажерах (на шведской стенке, беговой дорожке, роликовых коньках или велосипеде). Тренажер может использоваться и в бассейне, позволяя расширить набор водных упражнений. Одновременно устройство предохраняет ребенка от травм и падений.

«Массажер-наездник» имитирует процесс верховой езды, передает ребенку аналогичные двигательные импульсы.

Костюм «Спираль» позволяет формировать новый стереотип движений. Ребенка фиксируют в области таза, бедер и подмышек, подвешивают в специальной сетке. Инструктор раскачивает его. В головной мозг поступает правильный сигнал от мышц, и осваиваются новые навыки движений.

Предложенный российскими специалистами ортопедический пневмокомбинезон не только фиксирует суставы, но и вызывает напряжение мышц, благодаря чему конечности двигаются правильно. Совершенствуются и другие технологии, вспомогательные приспособления.


Санаторно-курортное лечение

В комплексе реабилитационного лечения детей с ДЦП может использоваться лечение в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки, где применяются такие эффективные методики, как:

  • физиотерапевтическое лечение (магнитотерапия, миотон, ультразвук, дарсонвализация);
  • грязелечение;
  • шиацу-терапия (массаж активных биоточек);
  • лазеротерапия;
  • массаж (позволяет снизить степень спазмирования мышц или их вялости);
  • монтессори-терапия (специальная методика по формированию умения концентрировать внимание, выработке самостоятельности);
  • занятия с логопедом;
  • занятия по методике Бобат (специальные упражнения в различных позах и со специальным оборудованием);
  • занятия по методике Пето (разделение каждого движения на отдельные акты и их разучивание).

Особенно эффективно комплексное использование методик и процедур.

Реабилитация детей с ДЦП требует продолжительного времени и активного участия родителей.

Резюме для родителей

Целью реабилитационного курса лечения является улучшение качества жизни ребенка и помощь ему в социальной и бытовой адаптации.

Читайте также: