Оборудования для инвалидов - эффективный способ повысить качество жизни людям с ограниченными возможностями. Как улучшить качество повседневной жизни для человека с инвалидностью. Деятельность государства в решении проблемы

План мероприятий («дорожную карту») представил на заседании регионального правительства министр социальной защиты области Сергей Мякишев. Документ подготовлен в соответствии с изменениями в российском законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, сообщают в региональном правительстве. Федеральным законом на органы госвласти возлагается обеспечение инвалидам доступности объектов и услуг во всех приоритетных сферах жизнедеятельности.

Сергей Мякишев отметил, что в Мурманской области доля граждан с инвалидностью по отношению к общему числу населения в Мурманской области самая низкая в Свеверо-Западном федеральном округе (около 4,4%) и почти в два раза ниже показателя по стране (8,7%). По его словам в регионе проживает около 34 тыс. инвалидов.

Кроме того, необходимо помнить о других маломобильных группах населения: пожилые граждане, родители с детскими колясками, люди, временно имеющие ограниченную мобильность. Главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, реализации их конституционных прав в полном объеме является отсутствие доступности объектов и услуг, - подчеркнул министр.

Сергей Мякишев сообщил, что с 2012 года министерство проводит мониторинг социально-экономического и правового положения инвалидов в Мурманской области, в котором участвуют свыше двух тысяч граждан, имеющих инвалидность. По мнению респондентов, меры, принимаемые органами власти всех уровней по созданию доступной среды, явно недостаточны. Например, не увеличивается степень доступности объектов дорожной и транспортной инфраструктуры, потребительского рынка. По-прежнему недоступными остаются объекты жилого фонда.

Вместе с тем нельзя не отметить те сферы, в которых ситуация, по оценке инвалидов, меняется к лучшему: здравоохранение, образование, социальное обслуживание, подчеркнул Мякишев.

Представленная на заседании «дорожная карта» содержит описательную часть проблемы и формулировку цели; таблицу повышения значений показателей доступности объектов и услуг начиная с 2014-го и по 2020 год, а также перечень мероприятий, реализуемых для достижения значений показателей. Последний состоит из двух разделов: поэтапное повышение доступности объектов инфраструктуры и поэтапное повышение доступности услуг.

Среди мероприятий, направленных на повышение доступности объектов инфраструктуры, – создание необходимых условий в учреждениях социального обслуживания и социальной поддержки населения (устройство наружных и внутренних пандусов, оснащение поручнями, креслами-колясками, ходунками и др.); создание в образовательных организациях, в том числе организациях профессионального образования, условий для получения образования инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и многое другое. На повышение эффективности, доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам направлено, в частности, обозначенное в перечне обучение основам сурдоперевода.

«Дорожная карта» содержит 15 показателей почти во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Каждая сфера закреплена за исполнительным органом государственной власти Мурманской области.

Принятие Плана мероприятий («дорожной карты») позволит выстроить систему мер комплексного характера, направленных на поэтапное обеспечение для инвалидов условий доступности объектов и услуг как на областном, так и на муниципальном уровнях, - подчеркнул в своем докладе Сергей Мякишев.

Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности . Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия людей с ограниченными возможностями с окружающим миром, в доступности физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, информации и каналов коммуникации, все это является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями. Реалии таковы, что значительное количество людей с ограниченными возможностями в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Безусловно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

Пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Пенсии не относятся к льготам и компенсациям «активной реабилитации», то есть они не помогают инвалиду вернуться в общество, не стимулируют его активного реабилитационного поведения - пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки инвалидов. По-прежнему серьезной остается проблема льготного обеспечения лекарственными средствами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92 г. №1157 инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на 50% скидку с оплаты лекарств. В среднем по России этой льготой пользуется около 60% от числа граждан, имеющих на это право. Однако на практике данный вид льгот предоставляется не всем инвалидам, имеющим на нее право, или не в полном объеме. Одним из способов улучшения материального положения у людей с ограниченными возможностями является благотворительность.

Сегодня существует множество благотворительных организаций, оказывающих всевозможную финансовую поддержку инвалидам, которая помогает оплатить дорогостоящие операции и лечение в целом. В наше время материальная помощь людям, имеющим инвалидность, делает серьезные успехи, необъятное количество людей смогло получить финансовую помощь, почувствовать себя важной частью современного общества. Чем больше будет создаваться благотворительных организаций в мире, тем больше шансов будет получить поддержку у инвалидов.

Проблемы ухода за детьми-инвалидами, возникающие у большинства семей, не позволяют многим родителям рационально и эффективно использовать свой образовательный и профессиональный ресурс, успешно встраиваться в сложившую хозяйственную деятельность. Одному из родителей часто приходится оставлять свою работу, не задумываясь о возможности надомной занятости.

Службы занятости предлагают пройти программы переквалификации, переобучения, переориентацией в трудовой деятельности. Эти меры могли бы способствовать улучшению материального положения семей. Достижение материальной независимости возможно при осуществлении права инвалидов на труд. Обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями регулирует статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти. На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность. Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%) .

Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80% .

Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим:

Дополнительные расходы;

Психологические особенности;

Капризы;

Необходимость лечения;

Невозможность заставить работать дополнительно .

Одной из первоочередных мер по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.

Необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство.

Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей. Помимо этого, государство могло бы само поощрять, в том числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот. Следует предложить так же ведение в программу высших и средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.

Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы. Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует так же остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а в Уголовный кодекс эту проблему обходит стороной.

Кроме того, необходимо менять саму психологию наших граждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас.

Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь влияет образование. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма, поэтому наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда.

Существует проблема доступности высшего образования для инвалидов. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление и обучение лиц с ограниченными возможностями в вузе проблематичным. Студентам-инвалидам сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья и частых перерывов по болезни. Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза.

Причиной негативного отношения к инвалидам со стороны однокурсников является суждение о том, что в обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Молодые люди указывают на то, что специальность, которой они обучаются, не подходит студентам с инвалидностью и таким студентам всюду делаются поблажки. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов.

Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств.

Требуется проведение эффективных мероприятий по образованию инвалидов в общедоступных высших учебных заведениях. Нужно произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий, оценить, при каком количестве обучающихся студентов-инвалидов мероприятия по обеспечению их обучения будут иметь оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина, определить круг высших учебных заведений, которые были бы обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования инвалидов, и проконтролировать выполнение этих мероприятий.

Следует осуществлять налоговое стимулирование фирм, которые выделяют спонсорскую помощь для инвалидов, только в том случае, если есть доказательства реального получения этой помощи инвалидами.

Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Примеров вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет.

До 2000 г. только три вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, продолжалось создание и оснащение этих и ряда других модельных центров среднего и высшего профессионального образования и другие меры по профессиональной реабилитации инвалидов. Кроме упомянутых выше вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, добавились Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена Санкт-Петербурга. Следует отметить, что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов.

Так, в Челябинском государственном университете с 1992 г. обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов . Если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, они не смогут воспользоваться благами без соответствующей техники и приспособлений. Одним из самых проблемных вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение их специальными автотранспортными средствами.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, количество инвалидов, нуждающихся в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. человек. Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок (в Уфе, С-Петербурге и Владимирской области) вполне могли бы обеспечить потребность всех инвалидов-колясочников. Но комитеты социальной защиты населения во многих регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции: вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка.

Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Такая же ситуация с многолетними очередями и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные автомобили.

Решение вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выплаты им денежной компенсации на эксплуатационные расходы требует решения на правительственном уровне. Следует выработать новые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Обеспечить эффективное расходование бюджетных средств всех уровней на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования политики в отношении инвалидов.

Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации.

И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содействии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права людей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством.

Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав людей с ограниченными возможностями. Сегодня предоставляемая сумма является заведомо недостаточной для решения жилищной проблемы инвалидов, поэтому должны предоставляться «полноценные» жилищные сертификаты, стоимость которых будет равна фактической рыночной стоимости жилья в конкретном регионе.

Одним из решения жилищного вопроса для людей с инвалидностью является покупка муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке жилья малогабаритных квартир с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам. Но данный вид жилья может подойти не всем лицам с ограниченными возможностями, поэтому самым оптимальным решением является строительство нового социального жилья, пригодного для всех категорий инвалидов.

Этим определяется возможность создания доступной среды жизнедеятельности с помощью вспомогательных устройств и приспособлений, специальных архитектурно-планировочных решений. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов. Предметом внимания государства при решении этой проблемы должно быть восстановление социально-ролевой функции инвалида в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильно подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Люди с ограниченными возможностями затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, мерах государственной поддержки инвалидов, социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и развитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране.

В Интернете человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким. В настоящее время для многих библиотек обслуживание инвалидов становится приоритетным направлением деятельности.

С помощью современных компьютерных технологий сотрудники библиотек помогают осуществить доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими пользователями. Создание специальных библиотек для разных категорий инвалидов обеспечат равный доступ к информации.

Одной из крупнейших специальных библиотек России является Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых, действующая с 7 января 1927 г. и обслуживающая 11 тысяч читателей города и области. Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний людей с инвалидностью, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов.

Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Не нужно жалеть нищего. Нужно научить его бороться с жизненными трудностями и помочь найти работу.

Не нужно жалеть инвалида. Нужно научиться его бороться с жизненными трудностями и помочь найти ему работу или увлечение. Но ни работа, ни жизнь вообще, как, собственно, и борьба за достойный уровень жизни, невозможны без движения. У людей с ограниченными возможностями это связано с трудностями передвижения.

Хорошо, когда есть интернет и есть люди, которые научат пользоваться возможностями всемирной сети – это и работа онлайн, и общение, и образование. Но даже если дома у человека есть все условия для жизни, и все обставлено с комфортом, все равно необходимо движение/передвижение по квартире. Поэтому нужны инвалидные коляски .

Часто для нас инвалиды - люди, которые «не представляем, как они вообще держатся». На самом деле это те из нас ущербные, которые считают, что человек, лишенный зрения, слуха, возможности передвигаться на ногах, не может самореализоваться. Таким людям, как и всем нам нужна поддержка.

Инвалидные коляски это дорогое удовольствие, но для дорогих людей мы всегда готовы, к счастью, выбрать самое лучшее. Существуют разные виды колясок, которые варьируются в той или иной степени в зависимости от потребностей человека.

Будьте внимательны при выборе. Коляска станет не просто средством передвижения, но средством выхода в свет, общения с миром. И это должно быть комфортно – габариты коляски и проем лифта, возможность поднять коляску, сложить ее для перевозки в машине – все это необходимо учесть. И не забывайте о желаниях хозяина коляски, что ему больше необходимо – то ли удобный подъезд к столу, то ли более удобное расположение рук на подлокотниках. От пожеланий зависит в данном случае вид подлокотников – то ли ступенчатый, то ли удлиненный, то ли компромиссный вариант. Эти все нюансы можно узнать как у консультантов, занимающихся продажей медицинского оборудования, так и прочитать много полезного на специализированных сайтах в Интернете.

Существует еще один момент, напрямую касающийся качества жизни человека с ограниченными возможностями. Вопрос в том, как повысить это качество. Каким образом дать возможность развивать свои органы чувств, тренироваться, успокаиваться, настраиваться на позитив? Полезное средство – посетить сенсорные комнаты . Если вы не представляете себе, что это такое, то вспомните центры раннего развития, куда вы водили своих детей.

Помните кусочки разной на ощупь ткани, разные по форме и фактуре предметы, всевозможные дорожки здоровья? Сенсорные комнаты – это более сложный и технологически продвинутый вариант. Здесь представлены генераторы запахов, тактильных тренажеров, установлены экраны с разнообразными проекциями, как то зеркальное отражение, бесконечность, преломление света. Это также возможность поплавать в мерцающем бассейне. Посидеть/полежать на мягкой мебели разной формы. Это необходимо для профилактики эмоционального выгорания. Для заряда позитивными эмоциями. Для тренажера не столько тела, сколько внутреннего – эмоционального и психического состояния.

Так бывает, что в мире уже существует если не лекарство от болезни, то средство, чтобы легче пережить заболевание. И проблема часто заключается в том, что люди не знают о таких средствах. Читайте, выискивайте и давайте своим близким самое лучшее.

В повседневной жизни вряд ли кто-то из нас часто задумывается о том, как живут люди с ограниченными возможностями, с какими проблемами они сталкиваются. И тут стоит рассматривать не только душевный аспект - отношение к ним окружающих. Я решила затронуть другую тему – насколько полноценно они могут жить среди нас.

Сейчас среди людей с ограниченными возможностями все больше тех, кто предпочитает не сдаваться, отказываясь от всего, и не замыкаться в своем горе, зацикливаясь на болезнях. Одни продолжают вести активную жизнь, внося в нее незначительные коррективы; другие вступают в специализированные общества людей с подобными проблемами и вместе ищут выход из трудных ситуаций.

Люди с активной жизненной позицией, ищущие выход из трудных ситуаций, есть и в нашем районе.

За последние несколько лет новопокровские жители В.В. Авдеева, С. Ярмошук, Л.Н. Стаценко и А.В. Ламанова удостоены высокой награды. За проявленную волю к жизни, достигнутые успехи в области литературы, искусства, технического и народного творчества, им присуждены именные премии главы администрации (губернатора) Краснодарского края для людей с ограниченными возможностями.

В наше время появилось много современных профессий, которые будто специально созданы для людей с ограниченными возможностями. Например, связанных с компьютерными технологиями. И у целеустремленных инвалидов стало больше шансов трудоустроиться.

До порога – по «крутым горкам»

Но хотелось бы знать, например, что делается для того, чтобы устранить так называемое «дискриминационное воздействие архитектурно-планировочных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан».

Для примера - рядовой случай, о котором сообщила по телефону одна из постоянных читательниц «Сельской газеты».

Проведите эксперимент... Сядьте в инвалидное кресло и «пробегитесь» по магазинам. Только кое-где есть пандусы. А загляните на прием к врачу районной поликлиники, например. Сумеете ли вы по имеющемуся там пандусу взобраться на верх? Сама наблюдала, как инвалид-колясочник стоял у основания и просил поднять к дверям, потому что сил нет преодолеть «крутые горки»... Об инвалидах в «здоровом» обществе мало ещё думают. А они такие же люди и хотят не сосуществовать с нами, а полноценно и ярко жить, заниматься спортом, посещать кружки, клубы по интересам...

Этот телефонный звонок и послужил поводом встретиться с руководителем управления социальной защиты населения Новопокровского района Т.И. Аскеровой и побеседовать на заданную тему.

А для начала выясним, кто относится к маломобильным гражданам?

Это люди, - сказала Татьяна Ивановна, - испытывающие затруднение при самостоятельном передвижении (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками). В нашем районе только пенсионеров около 14 тысяч, из них четыре тысячи имеют группу инвалидности.

Сейчас много говорят о проведении комплекса мер по интеграции инвалидов в общество как об одном из приоритетных направлений социальной политики государства. Что конкретно делается для того, чтобы маломобильные группы населения свободно передвигались в населенных пунктах, имели доступ в магазины, различные учреждения?

На сегодняшний день стоит задача создать безбарьерную среду жизнедеятельности, при помощи которой человек удовлетворял бы свои жизненные потребности, которая позволяла бы беспрепятственно достичь нужного места и воспользоваться услугой, получить информацию. Эта среда включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Поэтому в первую очередь необходимо обустроить поликлиники, амбулатории, аптеки, физкультурно-спортивные здания и сооружения, учреждения культуры и искусства, предприятия связи, торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, кредитно-финансовые и банковские учреждения, учреждения жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Социальная политика нашего муниципального образования также направлена на создание доступности маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры. Так, в 2010 году обустроены пандусы в здания центральной аптеки № 186, белоглинской аптеки ООО «Окс-фарм», банков «Новопокровский», «Россельхозбанк».

На некоторых объектах, где по техническим условиям невозможно было обустроить пандусы, по согласованию с обществом инвалидов установлены кнопки вызова (здания Центра занятости населения, отделения сбербанка).

Управлением социальной защиты населения сформирована база данных об объектах социальной инфраструктуры, доступных для маломобильных граждан, где соблюдены требования по беспрепятственному доступу к ним инвалидов и других категорий маломобильных граждан.

При реконструкции тротуаров и проезжей части улиц в центре станицы Новопокровской все они обустроены въездами (съездами).

Нормативными актами края на органы социальной защиты населения возложены согласование объектов социальной инфраструктуры и составление протоколов об административных правонарушениях за уклонение от исполнения требований по созданию условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к соответствующим объектам...

Да, это так. Состав и содержание планировочной и документации на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры должны содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов. В прошлом году из 13 заданий на проектирование, представленных в управление социальной защиты населения, одно не согласовано, так как не содержало таких требований.

Многое предстоит еще сделать для создания беспрепятственного доступа к соответствующим объектам, но главное - нужно понимать, что маломобильные граждане, в том числе инвалиды, – такие же клиенты, как и все остальные.

Как бы ни печально это звучало, но на сегодняшний день факты таковы: люди с ограниченными возможностями, то есть инвалиды, являются самой изолированной частью общества. Низкие показатели здоровья, низкий уровень получения образования, низкий уровень материальной обеспеченности.

Такое плачевное положение зависит не от ограниченных возможностей человека, а от общества, которое относит инвалидность к проблемам в области прав. Не раз было доказано, что решать проблемы по повышению уровня жизни нужно сообща. Преодолеть этот факт и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями необходимо всем вместе и обществу с его многочисленными правительственными и неправительственными организациями, ячейкам общества в котором живут инвалиды, и соответственно ими самими.

По данным международных показателей установлено, что 15 % населения всего мира, а это более одного миллиарда имеют инвалидность. Больше 110 миллионов человек имеют серьезные заболевания, и это число растёт ежегодно. Связанно это со старением и значительным ростом числа различных хронических заболеваний.

Распространена инвалидность среди пожилых людей, женщин, и детей и взрослых из малоимущих слоев населения. Неспособность оплачивать медицинские услуги, а это 1/3 инвалидов, и все те же стереотипы снижают показатели среди инвалидов в соотношении со здоровыми людьми. Не все инвалиды могут получить гарантированные законом средства реабилитации. Например, слуховые аппараты в Москве еще приобрести можно без проблем, а вот в маленьких провинциальных городах хорошие нужные слуховые аппараты (как и инвалидные коляски и многие другие очень необходимые средства реабилитации) остаются несбыточной мечтой многих людей с инвалидностью.

Так установлено, что:

. получение квалифицированной медицинской помощи снижается в 2 раза;

Вероятность плохого лечения увеличивается в 4 раза;

Отказ от предоставления медицинской помощи увеличивается в 3 раза.

Уровень получения образования среди детей-инвалидов зависит от экономического положения страна. Так в Индии недополучают образование 10% , а в Индонезии уже 60%. Уровень занятости среди взрослого населения с ограниченными возможностями составляет: мужчины - 53%, женщины -20%. В то время как процент трудоустроенных людей без инвалидности составляет: мужчины - 65%, женщины - 30%.

Если сравнить здорового человека и инвалида с одинаковым ежемесячным доходом, то выясниться, что человек с ограниченными возможностями живет в худших условиях. Большая часть их дохода идет на покупку лекарственных препаратов, получения медицинской помощи и иной поддержи.

Неспособность многих стран обеспечить инвалидов получением медицинской и вспомогательными средствами (протезами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами и т.д.) увеличивает показатели. Так для стран Африки в первом случае процент получения составляет 26%-55% во втором 17%-37%.

Беря страны с высоким уровнем дохода такие как США, то 20-40% процентов населения не получают надлежащую ежедневную поддержку от близких и друзей.

Что нужно для улучшения жизни инвалидов?

1. Обеспечить полноценный доступ ко всем основным службам;

2. Внедрять инвестиции в программы;

3. Принять стратегию, план национального значения;

4. Улучшить качество получаемого образования персоналу для работы с инвалидами;

5. Обеспечивать финансирование;

6. Повысить уровень осведомленности населения о понимании необходимости реабилитации инвалидности в обществе;

7. Расширить сбор данных и показателей;

8. Дать возможность инвалидам участвовать в программах;

9. Введение концепции по правам инвалидов.

Всемирная Организация Здравоохранения стремиться улучшить состояние здоровья инвалидов и их уровень жизни. Практически 150 стран мира подписали Концепцию и 100 стран ее утвердили.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах портала
Здоровья Вам и вашим близким! админ портала Alla

Читайте также: