Движение и нервная система. Есть ли связь? «Человек — единственное существо, которое намеренно лишает себя сна. Убить боль, чтобы выжить

Движение - это важнейшее условие существования человека. Это то, что познается только в том случае, когда выработано сознательное усилие и способность отслеживать и контролировать. Данное действие не является познанным, если сознание к этому не готово.

Непонимание этого аспекта сводит на нет любую возможность развиваться там, где мы используем движение. И для понимания этого вопроса нужно расставить красные флажки.

Первый флажок

Никогда не говорите о чем-то, что это полезно или бесполезно, предварительно не познав это. Помните истину: если один человек что-то может, то это не значит, что это может другой, и самое важное, что это полезно.

Но самая большая проблема подобного лозунга - это вовлечение людей в неконтролируемые движения, которые ведут к пережиганию, окислению энергии и, самое главное, к уничтожению мозга. Да, конечно, это сложно воспринять и принять сегодня, когда мы живем под лозунгом «Движение - жизнь!» вместо «Правильное движение - это жизнь!». В законах движения лежит большая разница, ибо в одном случае мы питаем себя, а в другом уничтожаем.

Движение - это формула, состоящая из усилия движения, усилия дыхания и усилия сознания. Любое движение без познания данной формулы не может рассматриваться как контролируемое, а значит оно случайно. Дальше все зависит от различных условий, связанных с природой человека.

Второй флажок

Использование неправильной обуви

Как ни странно, но именно неправильная обувь сегодня полностью лишает людей возможности познавать движение. Обувь с супинаторами, подошва с подъемом лишает человека необходимого усилия во время движения. Хотя, откровенно говоря, даже правильная обувь уже не позволяет двигаться нормально из-за того, что у современного человека неверно развивается мышечно-сухожильная группа, после чего не только ослабевают сухожилия, но и происходит деформация костей.

Надо помнить, что в ботинках мы не рождаемся, а значит, нужно максимально качественно развивать свою анатомию, а не гробить ее кроссовками и прочими вспомогательными элементами. Самая полезная обувь, конечно же, та, которая не мешает стопе, не деформирует ее и не создает дополнительной упругости. Однако надо учесть, что сегодня человека надо еще учить ходить, а не отбивать ноги о землю и волочить их. Хотя, в общем, это как раз исходит из проблем инерционного движения.

Третий флажок

Инерционное движение

В процессе своей жизни современный человек развивает в себе инерционное движение за счет маятникового покачивания головой, то есть за счет болтания тела мы ходим, бегаем, встаем и садимся. В таком движении нет самого главного - опоры на мышцы. Мышцы становятся балластом, за счет которого мы лишь придаем движению инерцию. В результате этого в первую очередь задействуется кровь, а энергетические меридианы обеспечивают движение лишь по остаточному принципу.

Таким образом, как бы странно это ни звучало, но в итоге ноги становятся каким-то придатком движения, а не их организатором, и роль коленей сводится к минимуму, а у многих она вообще исключена. А если сюда добавить еще природную кривизну ног, то многим по статусу ходьбы можно было бы смело выписывать инвалидность.

Четвертый флажок

Натренированные и непознанные движения

Большую проблему современному человеку создают различные двигательные техники, которые были разучены без учета анатомии мышц. И если от природы человек не позволил ухудшить свою мышечную анатомию мышц (например, если он занимается бегом), то он становится еще большей проблемой для других, так как понять разницу в мышечной работе ног человеку сложно, не поняв ее природу, а такие люди просто получают соответствующие способности от рождения.

Другая проблема возникает, когда человек, занимающийся какой-либо , ослабил свои сухожилия. Мышцы начинают болтаться, они не связаны друг с другом, но при этом их инерционность увеличилась. Примером здесь являются каратисты, которые машут ногами, но силы в них нет, она появляется только за счет маховости.

Пятый флажок

Рожденный ходить

Ну и совсем удивительным образом получается, что рожденные с правильными пропорциями ног и имеющие природную опору в движении, связанную с дыханием, наслаждаются актом движения, не понимая, каким образом им это удается. Они живут свою жизнь, не понимая, отчего им так нравится пеший туризм, длительные прогулки или даже пробежки.

Но не умея развивать свою данность, они остаются одни со своими возможностями, не вписываясь в этот сумасшедший и хаотический ритм существования, где люди с кривыми ногами, нарушенной двигательной активностью и дыханием правят миром.

Шестой флажок

Техника заменила сознательность

Движение - это в первую очередь источник энергии для нашего сознания. Но это возможно лишь при условии, что человек умеет сознательно оперировать движением, или при наличии опоры на или . Понимание сознательности в движении - это уже искусство преобразования и совершенствования энергии в процессе движения. Понять это без серьезного практического подхода сложно. Однако важно обращать на это внимание, так как бессознательное обучение движению часто приводит к патологии, когда вообще ухудшается ментальность тех, кто много занимается физическими упражнениями. Так что здоровье нации не в спорте и физкультуре, а в мозгах, которые нельзя рассматривать в отдельности от физической культуры.

Седьмой флажок

Образ жизни

Седьмой флажок патологический, он связан с тем, что зачастую элементарный образ жизни и питание нарушают все возможные свойства движений, где ленивые, обрюзгшие, ожиревшие особи добивают себя отсутствием всякого присутствия. А жить по принципу «пузатый гаишник на дороге, ощущающий, что на нем заканчиваются все правила», недостаточно для реализации не только человеческих, но и правовых функций.

Рекомендуется посещение семинара .
Рекомендуемая организация, правильно работающая с движениями, - ИНБИ .

Вопросы и ответы

В разделе "непознанные движения" Вы начали с мышц и ни чего не упоминаете про опору кости. В то время, как непознанная динамика проистекает от непознанной статики. А деформация мышечно-сухожильной группы, это же в том числе и следствие нарушенной опорности.
Нарушенная опорность – следствие нарушения или слабости сухожилий. И даже если опора не качественная – дело в сухожилиях. Нельзя опору править без понимания силы в сухожилиях.

Это замкнутый круг трёх систем: опору не развить без силы сухожилий, силу не развить без правильного мышечного напряжения, напряжение без осевой костной сбалансированности, кости без силы сухожилий…
Да, беда…

Присоединяюсь к вопросу о нарушенной опорности, и соответственной замкнутости. Конечно, беда.. Именно, в этой ситуации надо вспомнить о ритме? ведь, все эти системы имеют разную частотность, скажем, бытия. Правильно ли начать в этом случае с дыхания? - с того, что есть у каждого человека, на что можно реально обратить внимание, и что можно реально почувствовать. ну, надо же начать реально выходить из замкнутости и телом и чувствами и пониманием ситуации.
Нет, не верно, так как дыхание нужно разблокировать, а это, в первую очередь ментальное усилие. Нужно начинать со статических упражнений.

Три системы: мышцы, сухожилия, кости – образуют форму. Что образуют три системы: форма, кровь, кожа (дыхание) – ? И что образуют три системы: (форма+кровь+дыхание), эндокринная, мозг – ?
Ее наполнение и удерживание.

Какую роль играют фасции?
Это соединительная ткань, но зависящая от качества мышц и сухожилий, в первую очередь. Т.е. это часть системы, на которой основана идея мышечно-сухожильных мердианов.

Если "поймать" движение в цикл, то его по кругу генерируют последовательно семь тел, подчиняясь закону угла. Частота их различна. Проходит, ли человек, даже не понимая этого, через циклические частотные изменения в этом случае?
Через один или два угловых шага, не более.

Связано ли это с тем, что в этом процессе фаза движения меняется фазой напряжения?
Зависит от того, в каком угле находится человек.

Можно ли управлять частотностью, меняя напряжение определенного системного шага?
В теории.

Вопрос: Как «двигаться» сейчас? Несколько раз прочитал данную статью. Сначала было ощущение что вроде все правильно - но вот... оно противоречит тому что вижу сам в окружении: а именно, когда люди занимаются спортом (речь не о большом спорте, а о спортзале с тренажерами). Их состояние улучшается стабильно, если с ним что то не так, они корректируют методику тренировок и восстанавливают положительную динамику (ориентируются на биопеданс). И речь о результатах, которые остаются хорошими годами. Кроме того, когда в свое время ходил в спортзал знаком с несколькими случаями когда благодаря спортзалу люди корректировали патологии так, что врачи удивлялись.
Хорошо, но как я могу комментировать то, что вы сами откомментировали? Вы предлагаете разбирать ваши комментарии?
Читая третий раз эту статью сделал акцент на слове "Правильное" (движение - это жизнь!). Так вот - люди улучшившие свои показатели о методиках, которые вы практикуете не знают ничего, но случай улучшения состояния не единичный. Поэтому у меня складывается ощущение - что все таки двигаться нужно с соблюдением некой техники безопасности - которая должна быть понятной и логичной. Но читая данную статью складывается "аура" тотальной проблемы. Реально если сначала формировать ось и так далее - это реально долго... и за это время при сидячем образе работы здоровье портится. Хотелось бы запустить параллельный процесс для поддержания тела и мозга - предположительно в виде "правильного" движения в спортзале. Надеюсь на ваш полезный совет:)
Вопрос многофункциональный, где вы делаете выводы, которых я не понимаю. Как же я могу давать советы, не понимая чем вы будете заниматься и проблемы вашей анатомии?

Отправить эту страницу другу

Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Сама физиология двигательного аппарата того или иного животного может быть генетически понята и объяснена лишь из его поведения, на основе его биологии. Специфические же особенности движений человека обусловлены тем, что его моторика - специфически человеческие движения руки - вырабатывалась в процессе труда, в целесообразных действиях, направленных на предмет и приспособленных к воздействиям на него посредством орудий. Труд, в процессе которого человек стал пользоваться орудиями, внёс в моторику человека коренные качественные изменения. В труде при пользовании орудиями человеческая рука должна быть включена в систему движений, которые определяются функциями и закономерностью движения орудия. «Производственная логика» движений, идущая от предметов, подчиняет себе и преобразует естественную «логику» движений, идущую от моторных функций организма, от естественной игры мышц. Орудия являются не только продолжением, удлинением или дополнением естественных органов человека, в процессе действия орудиями изменяются сами закономерности, которым подчиняются движения. Когда человек работает, пользуясь орудиями, он не просто включает дополнительное средство в систему движений своих органов; он в известной мере включает движения своих органов, своей руки в систему движений орудия. Первоначальная детерминированность естественными природными взаимоотношениями собственного тела и окружающих вещей преобразуется в сложную зависимость, опосредованную взаимоотношениями предметов, на которые направляется деятельность. Органическое движение превращается в Предметно организованное движение . Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психических процессов - восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения его результатов и т. д. - и зависимой составной частью направленного на предмет и им обусловленного действия.

Служащие для воздействия на объективный предметный мир, для изменения его, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия. Изучение движений человека, выходящее за пределы чистой физиологии двигательного аппарата, должно быть поэтому в основном изучением двигательного, моторного аспекта действия и деятельности, как системы действий. По мере того как деятельность усложняется, направляясь на всё более отдалённые опосредованные, идеальные цели, организация движений принимает более сложные формы. Непосредственно Предметная организация движения Переходит к организации опосредованной, которую можно было бы назвать семантической, поскольку она опосредована смысловым содержанием действия.

Таким образом, движения человека являются собственно способом осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Поэтому характер или содержание этой последней определяет движение.

Различают движения Непроизвольные И Произвольные .

Вопрос о принципах такой классификации движений - на произвольные и непроизвольные - был подвергнут углублённому анализу И. М Сеченовым. Сеченов указал, во-первых, на то, что «старый принцип, анатомический, согласно которому произвольными, подчинёнными воле являются те движения, которые осуществляются рубчатыми мышцами, и не произвольными, не подчиняющимися воле - осуществляемые гладкими мышцами, - не годен», так как «сердце построено, например, из рубчатых волокон и не подчинено воле, мышца, выгоняющая мочу из мочевого пузыря, относится к разряду гладких, а между тем подчиняется ей». [И. М. Сеченов, Избранные труды, М. 1935, стр. 277.] Отвергнув ещё другой возможный принцип, Сеченов останавливается на третьем, который формулирует так: «Воле могут подчиняться только такие движения, которые сопровождаются какими-нибудь ясными признаками для сознания». В пояснение и подтверждение этого принципа Сеченов пишет: «С этой точки зрения движение рук, ног, туловища, головы, рта, глаз и пр., как акты, сопровождающиеся для сознания ясными ощущениями (смесь кожных с мышечными), притом как движения, доступные видению, могут подчиняться воле. С этой же точки зрения может быть объяснена подчинённость ей мочевого пузыря, различные состояния которого отражаются в сознании ясными ощущениями; далее - подчинённость воле голосовых связок, так как их состояниям соответствуют различные характеры голосовых звуков и пр., - одним словом, все движения, недоступные непосредственному наблюдению через органы чувств, но сопровождающиеся косвенно ясными ощущениями». [Там же, стр. 278.] Сеченов приходит к тому выводу, что этот принцип подтверждается, и принимает его. Но не останавливаясь на этом, Сеченов задаётся ещё вопросом о том, как формируется произвольное действие. Он при этом обращает внимание на тот «крупный факт», что «число произвольных движений, производимых человеком руками, ногами, головой и туловищем в действительности, сравнительно с числом возможных движений, определяемых анатомическим устройством скелета и его мышц, представляется до чрезвычайности ограниченным». Объяснение этому факту Сеченов находит в том, что в качестве произвольных движений выделяются те, упражнение в которых оказывается необходимым в силу условий жизни. Об этом свидетельствует весь процесс выработки произвольных движений у ребёнка.

Свой физиологический анализ произвольных движений И. М. Сеченов резюмирует в следующих положениях:

«1. Все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как все комбинированные движения, заучиваемые в детстве, ходьба, беганье, речь, движения глаз при смотрении и пр., становятся подчинёнными воле уже после того, как они заучены.

2. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот (крайний случай - полное безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не даёт условий для упражнения).

3. Но власть её во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно как усиления или ослабления движения; само же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли, будучи реально повторением того, что делалось уже тысячи раз в детстве, когда о вмешательстве воли в акт не может быть и речи». [Там же, стр. 283.]

Основными свойствами Движений являются: 1) скорость (быстрота прохождения траекторий); 2) сила; 3) темп (количество движений за определённый промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); 4) ритм (временной, пространственный и силовой); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость. [Мы придерживаемся здесь в основном, вводя в частности понятие меткости и ловкости, классификации психомоторных функций А. А. Толчинского, который выделяет следующие шесть основных свойств: 1) меткость, 2) ловкость, 3) координация движений, 4) ритмичность, 5) скорость и 6) сила («Номенклатура и терминология психомоторных функций»). Меткость и ловкость, выдвигаемые А. А. Толчинским на передний план, имеют действительно большое значение в важнейших рабочих движениях.]

Характер движений обусловлен, с одной стороны, Объектами , на которые направлены действия, в состав которых они входят, в частности пространственным расположением объектов, их формой, величиной и прочими их свойствами (тяжестью, хрупкостью и т. д.), с другой - Установками субъекта , в частности установками на Точность . На Быстроту . Во временной организации движений часто проявляется тенденция к их ритмизации, которая содействует и Автоматизации И - при правильной ритмизации - облегчает движения.

Достаточно перейти от абстрактного анализа движения вообще хотя бы к самому беглому обзору основных видов движений, чтобы убедиться, что моторика неразрывно сплетена со всей психической жизнью человека, тысячью нитей с ней связана.

Основными видами движения являются:

1) Движения позы - движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путём активной тонической напряжённости мышц. 2) «Локомоции» - движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере некоторые его черты. 3) Выразительные движения Лица и всего тела (Мимика И Пантомимика ), непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительно отражающие их сложную и напряжённую игру. Собственно выразительные движения у человека представляют собой единство и взаимопроникновение движений органического и семантического типа в выше установленном смысле слова. 4) Перерастающие непосредственные выразительные движения Семантические движения , - носители определённого значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь, как-то утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание и т. п. Здесь жест, движение, в котором отложилась и запечатлелась подлинная история, выступает как опосредованный историческими условиями своего возникновения носитель и выразитель определённого, очень обобщённого, смыслового содержания. В этих движениях связь движений с наиболее сложными и высшими проявлениями психической, душевной жизни человека выступает особенно отчётливо и демонстративно. 5) Речь Как моторная функция в её динамическом аспекте, который является и носителем и в конечном счёте также компонентом её семантики. Динамическая сторона речи, её ритмика, интонационная игра, голосовые подчёркивания, ударения, усиления, отражая чувства и мысли говорящего, играют часто недооцениваемую роль в том воздействии, которое речь оказывает на слушателя. 6) Рабочие движения , различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности, включая сюда и особо тонкие и совершенные, виртуозные движения - пианиста, скрипача, виолончелиста и т. д. Точность, быстрота, координированность рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям, в которых протекает трудовой процесс, меткость, ловкость имеют более или менее существенное значение для эффективности трудовой деятельности - не только для максимальной экономии затраты сил, т. е. для достижения максимального эффекта с наименьшей затратой сил, но и для наиболее совершенной, чёткой реализации замысла, плана. В качестве частного, но существенного для современного культурного человека вида рабочих движений можно выделить движения пишущей руки.

Изучение движений вовсе выпало из сферы традиционной сугубо созерцательной идеалистической психологии. Для многих стало само собой разумеющимся, что движения лежат вне сферы психологии, ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний. В действительности движения, произвольные движения человека, которыми он обычно осуществляет те или иные свои действия, не могут остаться вне поля зрения психологии. Они некоторыми своими сторонами и компонентами необходимо открываются для психологии в силу самой своей природы. Решающее значение при этом имеют два положения.

1. Движение не только эффекторное, а афферентно-эффекторное образование. Оно не продукт одних лишь эффекторных двигательных импульсов, оно непрерывно управляется афферентными сенсорными сигналами, которые определяются задачей, у человека так или иначе психологически представленной. Действие является, таким образом, сенсомоторным единством, в котором к тому же между сенсорикой и моторикой связь не линейная, а кольцевая, так что не существует такой реально отделимой части этого сенсомоторного единства, которое было бы только моторным образованием, не включающим сенсорных компонентов. При этом действие человека афферентируется не элементарными сенсорными сигналами, а гнозисом, сложным познавательным синтезом.

2. Движение, так называемое произвольное движение человека, осуществляет в конце концов не орган сам по себе, а человек, и результатом его является не только функциональное изменение состояния органа, а тот или иной предметный результат, произведённое в результате движения изменение жизненной ситуации, решение той или иной задачи, которое не может не вызвать того или иного личностного отношения. Поэтому движение, посредством которого у человека обычно осуществляется то или иное действие, связано с личностными установками, с осмыслением разрешаемой движением задачи, с отношением к ней. Когда меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера. Поэтому изучение двигательной сферы неизбежно должно быть предметом психофизиологического, а не только физиологического исследования. Это, конечно, не исключает, а предполагает изучение анатомо-физиологических механизмов движения.

Учение об анатомо-физиологических механизмах движения получило в последнее время углублённую разработку в работах советских авторов (П. К. Анохин, Э. А. Астратян, Н. А. Бернштейн). Эти работы, посвящённые процессу перестройки нервных импульсов и образованию функциональных систем, показали, что всякий моторный акт является результатом не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, связанные иногда с территориально различными участками. В построении действий этих функциональных систем центр и периферия взаимодействуют так, что выполнение моторного акта в значительной мере зависит от афферентации, которая коррегирует и уточняет нервный импульс, сам по себе ещё не определяющий однозначно моторного акта. Благодаря этому воздействию афферентации моторный акт может пластично приспособляться к изменяющимся внешним условиям.

Учение о построении движений, разработанное Н. А. Бернштейном, исходит из того факта, что конечный результат активности мышц (или мышечной группы) определяется не только её возбуждением, но также и действием других факторов, независимых от нервных импульсов, посылаемых из эффекторных центров. Биомеханически эти факторы, определяющие реально происходящее движение, выступают двояко: 1) в форме внешних сил (например величина поднимаемой тяжести, сопротивление отталкиваемого предмета и т. п.) и 2) в форме реактивных сил (например сила отдачи при действии мышечной силы, приложенной к одному из звеньев конечности, в других её звеньях). Следовательно, для достижения определённого двигательного результата необходимо, чтобы посылаемые в каждый данный момент эффекторные нервные импульсы корректировались в соответствии с изменением этих динамических факторов.

Н. А. Бернштейн убедительно показал, что в силу самого устройства двигательного прибора человека, обладающего большим числом степеней свободы, управление им посредством одних лишь эффекторных импульсов в силу уже чисто механических условий принципиально невозможно. Осуществление движений в этих условиях требует Управления Движением, необходимого в этих целях.

Корректирование эффекторных импульсов возможно лишь благодаря, с одной стороны, непрерывно поступающей в ходе осуществления движения сенсорной сигнализации, а с другой стороны, благодаря наличию специальных центральных механизмов, имеющих определённую анатомическую локализацию, которые как бы перешифровывают эффекторные импульсы на основе сложной переработки сигналов, поступающих с периферии. Эта переработка состоит в том, что сигналы, идущие от различных точек тела и от различных сенсорных органов (зрение, осязание, суставно-мышечное ощущение и др.), объединяются, синтезируются в единой системе пространственных координат и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и прошлого опыта. Эти сенсорные синтезы (координации) и делают движения Предметными , адаптированными к объективной предметности мира.

В своих исследованиях Н. А. Бернштейн исходит из того положения, что всякое координированное движение является ответом на возникшую задачу, характеризующуюся определённым смысловым Содержанием . Именно содержание двигательной задачи, а не сами по себе внешние свойства движения определяют как основную ведущую систему, управляющую сенсорной координацией (афферентационная система), так тем самым и соответствующую эффекторную систему. Существенные отличия функций одних афферентационных и эффекторных центральных аппаратов от других состоят прежде всего в том, что они реализуют двигательные задачи, имеющие разное содержание.

Соответственно различным по своему содержанию типам двигательных задач выделяются и различные неврологические «уровни построения движения», отличающиеся друг от друга по их ведущей афферентации. В числе выделяемых уровней построения движения Н. А. Бернштейн описывает следующие (мы приводим лишь наиболее важные из них).

Уровень синергий. У человека, по Н. А. Бернштейну, он локализуется в системе зрительного бугра (центр сенсорного синтеза) и паллидума (эффекторный центр). Этот уровень является ведущим для мимических, пластических и т. п. движений, которые афферентируются проприоцептивной чувствительностью. Он отвечает, следовательно, задачам, содержание которых не выходит за пределы управления положением собственного тела и его конечностей (например движения при так называемой вольной гимнастике). Как и другие уровни, этот уровень участвует в осуществлении движений более высоких уровней, в которые он входит в качестве их «фоновой» составляющей.

Уровень пространственного поля. Этот уровень локализуется в сенсорных центрах коры и в стриатуме, или пирамидных кортикальных полях. Он является ведущим для целевых переместительных движений (направленные ходьба и бег, прыжки, броски, удары и т. п.). Координация движения осуществляется на этом уровне на основе синтеза ощущений, отражающих пространство в оценках его протяжённости.

Уровень предметных действий. Он локализуется в коре полушарий головного мозга и особенно тесно связан с её левой нижнетеменной областью. [Кора является, надо думать, высшей контрольной инстанцией для всех движений человека, но в различных движениях механизмы разных уровней включаются по-разному, с различным удельным весом.] Он осуществляет смысловые предметные действия, типическими представителями которых являются трудовые процессы и вообще процессы, ведущие к активному преднамеренному изменению предметов. На этом уровне протекает также и построение (координация) собственно двигательной стороны устной и письменной речи.

Кроме уровня предметного действия, существуют ещё более высокие уровни построения движения, например уровень, осуществляющий смысловую координацию устной речи и письма.

Не подлежит сомнению, что своё совершенство и свою действительную характеристику движения человека приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются. Исследования движений в процессе их восстановления у раненых бойцов с поражением периферического двигательного аппарата, проведённое лабораторией Государственного института психологии на базе восстановительного госпиталя, отчётливо показало, что с изменением задачи, разрешаемой движением, изменяются как объём движения (исследования П. Я. Гальперина и Т. О. Гиневской), так и его координация (исследования А. Г. Комм и В. С. Мерлина). Так, движение - подъём руки на определённую высоту, - невозможное для больного, когда ему предлагалось поднять руку до такой то точки, оказывалось возможным, как только ему предлагалось взять предмет, находящийся на этой же самой высоте. Таким образом, с изменением задачи, разрешаемой движением, и в связи с этим его мотивации, составляющей его внутреннее психологическое содержание, изменяются также неврологические механизмы движения - в частности характер афферентации, управляющей движением. Эти факты говорят против пропитанных вульгарным дуализмом традиционных представлений, согласно которым психологические моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движением, а движение рассматривается как чисто физическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено. Вместе с тем в действительности этот психофизический контекст оказывается, как свидетельствуют факты, определяющим для физиологической природы движения; это последнее выступает, таким образом, как подлинное психофизическое единство.

Тем самым открываются перспективы и пути для подлинного Психофизического Исследования, которое не сводится просто к внешнему суммированию или накладыванию друг на друга внутренне не связанных психологических и физиологических данных, а соотносит их в Едином Контексте.

Выше приведённые и другие факты, установленные исследованием движений в процессе их восстановления (под руководством А. Н. Леонтьева), ставят и практические проблемы, относящиеся не только к восстановлению движений у раненых, но и к процессу обучения в нормальных условиях. В частности, поскольку изменение задачи, которая ставится перед движением, влечёт за собой изменение его механизмов и его возможностей, включение движения, которым подлежит овладеть, в разные задачи (обучения, в одном случае, движению, в другом - действию, внешне совпадающему с тем же движением, и т. д.) может стать мощным Методом обучения Или по крайней мере Общим принципом Его. К. С. Станиславский поставил эту проблему применительно к культуре движений в подготовке актёра. Обобщая свой сценический опыт, он считал, что лишь «живая задача и подлинное действие», втягивая в работу саму природу, умеет в полной мере «управлять нашими мышцами, правильно напрягать или ослаблять их».

Выработавшиеся в результате длинного пути филогенетического и исторического развития высшие формы моторики проходят и в онтогенезе у индивида значительный путь развития.

Локомоторные функции развиваются у ребёнка, как известно, к концу первого, к началу второго года, когда вступает в строй система стриатума; в возрасте 1-2 лет наблюдается ещё неуклюжесть и неустойчивость движений - не только локомоционных, связанных с передвижением, но и всех вообще. Это обусловлено главным образом недостаточным развитием высшей тонической деятельности, регуляции тонуса.

Развитие способности к передвижению знаменует важный этап в общем развитии ребёнка. Практически овладевая пространством в процессе передвижения ребёнок впервые познаёт выходящее за пределы хватательных движений руки далёкое пространство Помимо того, способность к самостоятельному передвижению приводит ребёнка в непосредственный контакт с значительно более широким кругом окружающих его предметов, вносит существенные изменения во взаимоотношения его с окружающими людьми и является важным фактором общего умственного развития ребёнка.

Движения руки уже на первом году жизни ребёнка проходят сложный путь развития; в нём можно выделить несколько уровней. [Ф. Н. Шемякин, Развитие руки на первом году жизни ребёнка. «Учёные записки Государственного научно-исслед. института психологии», т. II, М. 1941, стр. 299-321.]

В развитии хватательных движений руки решающим, переломным пунктом для развития моторики является возникновение у ребёнка первых предметных действий. Для таких действий, которые нацелены на определённый предмет, требуется овладение движением, точность его, координация различных двигательных его компонентов; необходимые для такого действия, они в процессе такого действия и вырабатываются. Именно в этих предметных действиях вырабатываются у ребёнка произвольные движения, вместе с тем эти предметные действия являются, как мы видели, первыми интеллектуальными проявлениями ребёнка. Таким образом, в первых предметных действиях ребёнка сплетены узловые линии как умственного, так и моторного развития, образующие в этой узловой точке единство, которое затем раздваивается.

В дошкольном возрасте дети, при всей значительности индивидуальных различий в этом отношении, по большей части отличаются уже большой подвижностью, а некоторые именно в этом возрасте. производят впечатление особой грациозности. Однако точность движений обычно отстаёт от их богатства, непринуждённости и даже грации. Моторика ребёнка приспособлена по преимуществу к свободным проявлениям в играх и т. п., и в них она представляется богатой и совершенной. Но выразительные и изобразительные движения у ребёнка этого возраста много совершенней, чем его рабочие движения. Неутомимость ребёнка в свободных, игровых движениях уступает место довольно лёгкой утомляемости, когда от ребёнка требуются более точные рабочие движения.

Одной из существенных задач дальнейшего моторного развития ребёнка является выработка у него мелких точных движений. Овладение такими движениями составляет одну из задач, которую ребёнок должен разрешить при обучении письму.

В последующие годы у школьника, у подростка, происходит дальнейшее развитие моторного аппарата. Однако у подростков часто наблюдается известная неравномерность, непропорциональность в развитии различных компонентов моторики, проявляющаяся в специфической неуклюжести.

Можно думать, что эта неуклюжесть моторики зависит от незавершённости объединения в единую функциональную систему процессов двигательной координации, осуществляющихся одновременно на разных неврологических уровнях.

В дальнейшем у взрослого человека, включающегося в трудовую деятельность, вырабатываются различные более или менее специализированные движения, если этого требует его профессиональная работа. При выработке рабочих движений практически важно бывает как устранение лишних движений, так и рациональное проведение необходимых.

Сложные произвольные движения, которыми человек осуществляет свои действия, развиваются онтогенетически как процесс овладения - в ходе обучения - определёнными общественно выработанными способами действия, определёнными трудовыми операциями и т. п. Поэтому, как показала работа психологов в дни Великой Отечественной войны, и в процессе восстановления двигательных функций руки после ранения существенную роль играет обучение, которое является при этом не приспособлением органа к дефекту, а его преодолением, восстановлением, так что по аналогии с воспитывающим обучением можно говорить и о восстановительном или восстанавливающем обучении. Оно призвано сыграть существенную роль в восстановлении трудоспособности раненых воинов, лишившихся её в дни Великой Отечественной войны.

Все знают, что регулярное и активное движение помогает бороться с лишними килограммами веса, необходимо оно и для ускорения метаболизма, который положительно действует на работу всех органов. Но в последнее время ученые говорят о том, что для поддержания нормального состояния нервной системы тоже требуется движение. Без регулярного и грамотного движения будут сбои в работе нервной системы. Почему же ученые сделали такой вывод?

Физическая активность – дорога к здоровью
Наверное, каждый замечал, что без движения падает настроение, наступает усталость. Человек чувствует недомогание. Движение – это естественная и каждодневная потребность организма людей. Известно, что недостаток движения замедляет кровообращение, пищеварение и дыхание. Снижается мышечная сила, начинают страдать все остальные функции организма.

Человек, вынужденный по каким-либо причинам двигаться в течение дня очень мало, быстро устает, раздражается. У него возникают часто головные боли, нарушается режим сна, замечается учащенное сердцебиение. При физических нагрузках он испытывает одышку, суставные боли и нарушение работы кишечника.

Мышцы, не испытывающие нагрузок, становятся очень быстро вялыми, уменьшаются в размере, теряя свою эластичность. Это влечет за собой изменения и в других органах, которые лишены необходимой мышечной поддержки.

Недостаток движения – путь к старению
Ученые доказали, что недостаток ежедневных движений ведет к изменениям в организме человека даже на клеточном уровне. Людей, страдающих от гиподинамии и ведущих неправильный образ жизни, впоследствии ждет укорачивание теломеров (концевых участков хромосом).

Именно теломеры несут ответственность за общее старение организма, подверженность и восприимчивость к заболеваниям. Этот процесс, конечно, будет происходить у каждого человека. Но гиподинамия очень быстро ускоряет старение. Проблемы современной жизни неизбежно приводят к гиподинамии, что создает значительную нагрузку на психическое состояние человека.

Нервная система и движение
Каким образом на нервную систему действует движение? Оно снимает нервную напряженность. Головной мозг испытывает раздражение при активной работе мышц. Это положительно действует на активную работу коры мозга и подкорковых образований. Идет усиление абсолютно всех физиологических процессов организма, метаболизм приходит в норму. Человек начинает испытывать чувства легкости и бодрости, появляется и уравновешенность. Кровоснабжение мозга повышается, улучшается работа нервной системы. Но это бывает только при активном снабжении кровью всего организма, что и дает активное движение.

При движении лучше думается
Люди умственного труда должны помнить о том, что напряженная умственная работа должна обязательно сменяться двигательной активностью. Если вы обдумываете решение сложной задачи, то это делать лучше при ходьбе по комнате. Решение придет к вам намного быстрее. При умственном труде требуется мобилизация мышечных усилий, потому что сигналы, идущие от мышц, направлены на активизацию деятельности мозга.

Сколько надо двигаться?
Свою физическую нагрузку можно подсчитать самостоятельно. Увидев результат, поймете, надо ли еще больше двигаться. Здоровый человек для поддержания в норме своей нервной системы (работник умственного труда) должен выполнять до 10 часов физических упражнений в течение недели. Это чуть более часа в день умеренных двигательных упражнений.

Прекрасно действует на нервную систему простая ходьба. Прогулки по парку или просто по улицам города, скандинавская ходьба. Наибольший эффект дают танцы, восточная гимнастика, единоборства. При этих занятиях задействованы все мышцы тела. Не надо стараться ставить какие-то рекорды. Мозгу достаточно регулярных сигналов о работе всех групп ваших мышц.

Не забывайте, что малое число движений в течение дня опасно на клеточном уровне для вашего организма. Мозг должен получать от мышц обратную связь, тогда и работать будет нормально. Двигайтесь ежедневно, тогда нервная система легко справится с любыми нагрузками современного мира.

Бояться гибели - естественное для человека состояние. Но каждый день солдаты поднимаются в атаку, «адреналинщики» летают в вингсьютах, руферы балансируют на краю. В новостях мы слышим о терактах с участием «живых бомб». Как природа позволяет людям преодолевать страх небытия или даже играть с таким страхом?

Когда заходят разговоры о преодолении страха смерти, часто можно услышать об инстинкте самосохранения, который вечно на страже, не давая сделать последний шаг. Правда заключается в том, что инстинкт - это вообще не про человека.

В кабинете невропатолога мы получаем легкий удар молоточком по надколеннику, голень дергается. Сама по себе. Это рефлекс - простейшая реакция нервной системы: на один стимул из внешней среды живой организм отвечает всегда одной и той же реакцией. Когда нервная система стала эволюционно усложняться, к рефлексу добавился инстинкт. На стартовом этапе внешний раздражитель может порождать много различных реакций. На финальной стадии инстинкта результат будет рефлекторным и однозначным. Птица не знает, где именно в лесу разбросаны веточки, их придется поискать, но благодаря инстинкту гнездо из них получится точно такое же, как у всех других птиц этого вида. Муравейники, кротовые норы, плотины у бобров - все это создано под влиянием инстинкта.

Сложный человеческий мозг позволил выстроить более совершенную стимул-реактивную систему, которая называется научением. В нашем случае на любой внешний раздражитель реакций может быть сколько угодно. Инстинкт самосохранения, существуй он в человеческой психике, запретил бы Муцию Сцеволе сжечь в знак непреклонности свою правую руку или Александру Матросову броситься на пулеметную амбразуру . Но такого инстинкта у нас нет. И они смогли.


Человеческая личность - своего рода суперпрограмма, которая контролирует все психические функции, - в принципе способна управлять почти любыми нашими действиями от начала и до самого конца. Даже если поведение носит самоубийственный характер. Станет ли человек в экстремальной ситуации героем или «сломается», испугается, утратит контроль, зависит именно от уровня развития личности. А стать сильной личностью дано не всем.

Эффект большого косяка

Из сильных личностей во все века рождались легендарные герои, но судьбу реальных войн решали не отдельные бойцы, а массовые армии. В строй приходилось и приходится вставать людям с самыми разными психологическими качествами. В атаку же командирам надо поднимать всех без исключения. Для решения этой задачи сформировалась армейская дисциплина в формате постоянного движения строем. Цель подобной практики - воспроизвести одну из форм социального поведения, свойственную животному миру и описанную австрийским этологом Конрадом Лоренцем. Ее условное название «рыбий косяк». Рыбы движутся в море огромным косяком. Сила и мощь группы рыб в ее численности. Время от времени хищники выхватывают из косяка то одну, то другую особь, но судьба отдельных товарищей группе безразлична. Никаких мер по защите от врагов у рыб, живущих большими косяками, нет, так как нет в этом эволюционного смысла. Армейский строй постепенно формирует у солдата психологическое ощущение принадлежности к большой группе, существование которой важнее судьбы отдельного входящего в нее индивида. В том числе самого этого солдата. И когда приходит время атаковать, энергия группового давления блокирует страх индивидуальной смерти.


Правда, в развитых государствах все дело идет к тому, что массовые призывные армии уйдут в прошлое, их заменят летающие дроны, роботы-танки и сравнительно небольшое количество бойцов с высокой профессиональной подготовкой. Если солдат и офицеров требуется немного, для армии гораздо проще отобрать кандидатов со специфическими психологическими качествами, которые по природе своей хладнокровны и умеют держать контроль даже в предельных условиях. Развить такой контроль помогает психологический тренинг, основанный на интересном природном механизме. Вот в чем он заключается.

Убить боль, чтобы выжить

Человек, получивший тяжелую травму на поле боя или в любой другой ситуации, первым делом чувствует сильнейшую боль. Боль - важный сигнал, но при ее чрезмерной силе происходит гиперактивация психики. Это очень энергозатратный процесс, который быстро расходует все ресурсы организма, и тогда неизбежно наступает гибель. Иногда в подобной ситуации наступает коматозное состояние, то есть отключаются высшие психические функции, а с ними и соответствующие переживания. Но кома опасна - это полная утрата контроля, да и выход из нее не очевиден. Поэтому обычно у сильно травмированного человека начинает работать иной механизм, известный как болевой шок. Боль и стресс уходят, но сознание остается включенным. В шоковом состоянии боец с оторванной рукой может еще какое-то время бежать по полю боя и кричать «ура». Зачем это нужно? Ведь все равно он вскоре рухнет без сил?


Болевой шок - явление, ставшее возможным благодаря сложной социализации человека. Природа дает нам шанс выжить: пока мы не чувствуем боли и сохраняем сознание, нам могут помочь другие. Отключение боли происходит с помощью сложной системы гормонов - эндорфинов и энкефалинов. И по химическому составу, и по действию они схожи с наркотиками морфиновой группы. В любой укладке скорой помощи, как и в любой армейской аптечке, всегда есть ампула с наркотиком. Наркотики - это очень опасно, но если они помогают доставить шокового больного живым до больницы или полевого госпиталя, опасностью можно пренебречь.

Опьяняющее предчувствие

Чтобы эндорфины и энкефалины начали вырабатываться в достаточных количествах, не обязательно ждать, пока оторвет руку. В ситуации экстремального риска, когда «до смерти четыре шага», а может, и меньше, мозг начинает «готовиться» к вероятной травме и последующей за ней боли, генерируя внутренние, эндогенные наркотики. Наступает полноценное опьянение, выраженное измененным состоянием сознания. Страх смерти нивелируется, однако возникает риск потери ориентации (пьяным лучше избегать повышенного риска не только за рулем). Один из ключевых компонентов подготовки бойца спецподразделения - выработка умения очень тонко управлять внутренним эндорфин-энкефалиновым ресурсом. Овладевший подобным умением боец избавляется от парализующего волю страха, одновременно сохраняя трезвый ум.


То же самое актуально и для исполнителей экстремальных трюков. Их часто называют «адреналинщиками», но адреналин не дает эйфории - это просто гормон стресса. «Кайф» создают эндорфины и энкефалины перед лицом реально смертельного риска. Если из-за наступившей эйфории искатель приключений переоценит свои возможности, эпизод закончится драматически.

У врат рая

В подготовке террористов-смертников также можно было бы применить технологии управления эндогенными веществами и измененными состояниями сознания, подавляющими страх. Но значительно проще использовать обычные наркотики. Террорист в состоянии сильного наркотического опьянения - пушечное мясо, но большего от «живой бомбы» и не требуется. Технология известна со времен раннего Средневековья, когда мусульманских смертников называли ассасинами от искаженного слова «гашиш», которым убийц предварительно обкуривали.


Подготовка террористов обычно ведется в социумах, где процветает «суицидальная культура» и где люди наивно верят в мгновенное загробное воздаяние «борцу за веру». Слабая личность легко поддается социальному давлению. Ее «райские ожидания» наполнены довольно примитивными и совершенно земными приметами. Если уровень наркотиков - внешних или внутренних - в крови смертника по каким-то причинам упадет, появляется шанс, что он одумается и остановится. Поэтому кураторы террористов обычно подстраховываются, сохраняя возможность подорвать бомбу дистанционно. Если же врата наркотического рая будут казаться «живой бомбе» широко открытыми, никакие страхи ее не остановят.

Фото: Caters News Agency / Legion-media, Thomas Vuillaume / Solent News, Caters News Agency (x2) / Legion-media, Caters News Agency / Legion-media (x2)

Выберите из зрителей самого большого, самого сильного человека в комнате и попросите его взять вас за подмышки и приподнять от пола. Если вы сами довольно увесисты и не можете найти одного человека, который мог бы поднять вас, проработайте этот трюк с двумя людьми, по одному с каждой стороны - однако вам надо будет сначала отрепетировать это несколько раз.

После того, как вас начнут легко поднимать, скажите:

Как знает каждый профессиональный боксер, около подбородка есть нервный центр, при ударе по которому человек может потерять способность двигаться или даже потерять создание. Когда я найду эту точку и нажму на нее, вы станете слабыми и не сможете больше поднимать меня.

Кончиками пальцев аккуратно прощупайте челюсть выбранного вами человека в поисках «чувствительной» точки. Когда вы найдете ее, вы можете для пущего эффекта отметить фломастером эту точку на нижней стороне его подбородка. Соберите все пальцы над этой точкой и сильно надавливайте на нее в течение некоторого времени. Скажите:

Теперь попробуйте поднять меня. Вы не сможете этого сделать.

Человек попробует и почувствует, что эта задача ему не по зубам.

Чем настойчивее он будет пытаться вас поднять, тем труднее ему хотя бы оторвать ваши ноги от пола. Затем, когда вы прекратите нажимать на точку, его сила вернется к нему.

Самая хрупкая женщина может достигнуть очень многого, но не потому, что она парализует мужчину, а потому, что выводит его из равновесия.

Когда мужчина поднял вас в первый раз, он использовал свои мышцы плеч, груди, верхней части рук и предплечий, но нажимая на его подбородок и удерживая его голову, вы лишаете его возможности использовать эти сильные мускулы, не теряя равновесия. Вместо этого ему приходится полагаться только на силу предплечий, и этого недостаточно, чтобы поднять вас.

К тому же чем упорнее он пытается поднять вас, тем сильнее он вынуждает вас давить ему на подбородок и тем больше он теряет равновесие.

Как одним пальцем обездвижить человека

Равновесие - основа и этого трюка. Сделайте так, чтобы ваш скептически настроенный друг сел на стул, сложил руки, вытянул ноги и сильно наклонился назад. Скажите:

Сначала вы должны расслабиться. Откиньтесь назад и сядьте поудобнее, держа руки сложенными на груди. Теперь уроните голову назад и посмотрите на потолок.

Кончиками пальцев поищите у него на лбу «паралитическую зону», найдите ее и сильно нажмите указательным пальцем на эту точку. После паузы, во время которой вы продемонстрируете ему глубокую концентрацию, скомандуйте:

Теперь попробуйте подняться. Держите руки сложенными на груди и встаньте со стула. Вы не можете! Сильнее… сильнее… Вы не можете подняться!

И действительно, он не может подняться, поскольку ваш палец продолжает сильно давить ему на лоб. Через восемь-десять секунд скажите:

Теперь расслабьтесь снова. Позвольте напряженности стечь с вашего тела.

Снимите палец с его лба и скажите ему:

Ваша сила возвратилась к вам. Сложите руки на груди и поднимитесь со стула.

Он сделает это без труда. И если вы перед этим внушили ему, что надавливали на его «паралитическую зону», что и делало его беспомощным, он никогда не заподозрит, что действительно произошло - то есть что вы просто выводили его из состояния равновесия.

Если вы прямо сейчас сидите на стуле, начните подниматься. Первое движение, которое вы делаете, - вы двигаете вперед голову и плечи, чтобы перенести центр тяжести на ноги. Сила всех мускулов в мире не даст вам подняться со стула, если вы не сможете передвинуть вперед голову. Чем сильнее ваши ноги упираются в пол, тем мощнее вы будете толкать себя назад на стул. А смещение головы почти полностью зависит от мускулов шеи - а с этим легко справиться силой единственного пальца, упертого в лоб.

Читайте также: