Традиционные модели инвалидности и их барьеры. Понимание инвалидности, модели, терминология

Страница 2

Медицинская модель Медицинская модель рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, дефект психологический, физиологический, анатомический (хронический или временный). Медицинский подход оценивает инвалидность человека, исходя из степени потери им трудоспособности. Врачебно-трудовая экспертиза присваивает ему группу инвалидности. Традиционно понятия "инвалидность" и "нетрудоспособность" используются как почти равнозначные и взаимозаменяющие термины. Термин "инвалид" подтверждает это, так как в переводе с английского "инвалид" - "больной, неполноценный, нетрудоспособный" (от лат. "бесполезный"). Основным методом решения проблем инвалидности является реабилитационный (программы реабилитационных центров включают на ряду с лечебными процедурами сеансы и курсы трудовой терапии).

Социальная модель. Инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить. Очень близкая к медицинской социальная модель характеризуется патерналистическим подходом к проблемам человека, имеющего инвалидность, поэтому социальные службы, организуемые согласно ей, предлагают клиентам ограниченный перечень услуг, как-то: доставку продуктов на дом, транспортные услуги на машине до поликлиники или больницы, уборка квартир и т.п. Специализированные учебные заведения также являются отражением социальной модели: образовательная служба "подтягивает" детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся.

Политико-правовая модель. Широко используется общественными движениями людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь. Основные положения политического движения заимствованы из американского движения за права людей негритянской расы и за права женщин. Политическая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и свободы которых ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяется как равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества и должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.

Культурный плюрализм. Модель идеалистическая. Она включается в программу всех общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни. В своем стремлении к достижению совершенства человечество всегда ориентировалось на высокие идеалы. Модель культурного плюрализма отражает искреннее желание людей жить в совершенном, высокоорганизованном мире, в котором гармонично будут сочетаться общие интересы и интересы каждой отдельной личности. Все различия (цвет кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности и таланты и т.п.) будут рассматриваться в свете их положительного влияния на общество. Если политико-правовая модель ориентирует общество на защиту особых прав каждой отдельной социальной группы, то культурный плюрализм делает акцент на понятии равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от его отличия от других. Социальная значимость члена общества будет определяться его вкладом в общее дело.

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у...

Особенности социально-педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов и родителей, воспитывающих детей- инвалидов, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их...

1.2. Образы инвалида в сознании людей, особенности женского восприятия инвалидности

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а так же в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах.

В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет "патологические" и "неестественные" тела. Поэтому люди с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя "неправильными", и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma - бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора).

Стигматизация - это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.

Так, стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед "нетипичным" дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности, зависимости.

Истоки того, что впоследствии было названо "социальной моделью инвалидности", могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – "Критическое условие" ("A Critical Condition"), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как "несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные".

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

- "несчастные" – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;

- "бесполезные" – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;

Члены "угнетенного меньшинства" – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как "отклоняющиеся от нормы" и "не похожие на других".

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с "предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении". Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

В пятидесятые годы наше общество пытается переосмыслить образ инвалида, так как Великая Отечественная война породила большое количество инвалидов. Именно тогда на экраны страны выходит фильм режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1956 г.) по одноимённой повести Бориса Полевого, в которой рассказана подлинная история о подвиге Алексея Маресьева. Примечательно, что фильм во всей внутренней противоречивости раскрывает образ лётчика Алексея Мересьева, оставшегося без обеих ног, как образ сильной духом личности, преодолевшей пренебрежительно-жалостливое отношение к инвалиду войны.

Женщины отличаются большей чуткостью восприятия, но и большей уязвимостью. Их могут угнетать образы инвалидов, они также способны вызвать жалость. Женщинам легче преодолеть негативный образ инвалида, так как женская матрица восприятия по иному интерпретирует многие качества и свойства людей с ограниченными возможностями. Особое место занимает образ детей-инвалидов, вызывающий материнские чувства.

1.3. Структура и содержание образа инвалида

Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.

Образ инвалида имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).

Структура и содержание психологического образа инвалида

Рисунок 1

Образ инвалида, рассматриваемый в сознании, как социоперцептивная (социальная перцепция – восприятие социальных объектов, людей, групп и пр.) модель, в первую очередь подразумевает наличие видимых физических недостатков у человека. Понятие «инвалид» вызывает в воображении образ телесных повреждений, отсутствия органов, частей тела или болезни.

Также в сознании индивидов физические недостатки сопряжены с возможными психологическими проблемами индивида, его моральными и физическими страданиями и возможными психическими отклонениями, как следствиями травмы.

Вырисовывается картина ограниченности возможностей людей с инвалидностью, их потребность в посторенней помощи.

Все эти структурные составляющие образа инвалида и их содержание формирует представлении и социальной ответственности общества и его членов перед инвалидами, способствуют укоренению чувства долга.

Структура и содержание образа инвалида может варьироваться у каждого индивида, в зависимости от личного опыта, возрастных, половых и профессиональных факторов. Но, чаще он имеет негативное содержание и требует коррекции.


СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: В ДВУХ СЛОВАХ

Социальная модель была разработана при активном участии инвалидов. При этом был проанализирован огромный опыт самих инвалидов — что значит быть инвалидом в современном обществе.

Социальная модель была создана в противовес медицинской модели. Социальная модель провела черту, отделив дефекты, которые могут иметь люди, от инвалидности — ограничений, возведенных в отношении инвалидов современным социальным устройством общества.

Другими словами, социальная модель определила, что инвалиды не есть проблема! Проблема есть то, каким способом устроено !

Для более наглядного представления, что же принесло новое понимание инвалидности, выделим некоторые аспекты медицинской и социальной моделей.

Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:

  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!
  • Ваша требует лечения!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!
  • Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным неинвалиду!

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

  • «Инвалидность» не есть индивидуальная проблема!
  • Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!
  • Необходимо признание того, что «общество» (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!
  • Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

Социальная модель предлагает способ думать об инвалидности в соответствии с опытом самих инвалидов быть инвалидами. Это означает, что инвалидность порождается предубеждениями и негативными стереотипами, а также физическими и коммуникационными барьерами, искусственно возведенными в отношении инвалидов, но никак не последствиями дефектов, которыми они обладают.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для тех, кто не знает, что означает «социальная модель инвалидности», рекомендуется ознакомиться со статьей «Социальная модель инвалидности: в двух словах», чтобы получить общее представление.

Для тех, кто желает ознакомиться с темой более основательно, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: что это такое?»

Истоки

Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе – «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году.

Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и больные».

Анализ, сделанный Хантом, показал, что люди с дефектами воспринимались как:

  • «несчастные» – потому что они не могут пользоваться материальными и социальными выгодами современного общества;
  • «бесполезные» – потому что они рассматриваются как люди, которые не способны вносить вклад в экономическое благосостояние общества;
  • члены «угнетенного меньшинства» – потому что, как чернокожие и гомосексуалисты, они воспринимаются как «отклоняющиеся от нормы» и «не похожие на других».

Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS – Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно:

«Инвалидность – это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества».

Тот факт, что определение UPIAS имело отношение лишь к людям, имеющим только физические дефекты, вызвал тогда множество нареканий и претензий к подобному представлению проблемы. Хотя UPIAS можно было понять, эта организация действовала в рамках своей компетенции: по определению членство UPIAS составляли люди только с физическими дефектами, поэтому UPIAS могла делать заявления от имени только этой группы инвалидов.

Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества.

Рождение социальной модели

Лишь в 1983 году ученый Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен ДиДжонг (Gerben DeJong), а также другими учеными.

Значительный вклад в доработку идеи, дабы включить в новую модель всех инвалидов, независимо от типа их дефектов, был внесен организацией «Дисейблд Пиплз Интернейшинал» (DPI – Disabled Peoples’ International).

Однако и по сей день окончательной точки в ответе на вопрос «Что же такое социальная модель инвалидности?» не поставлено. По-прежнему ведутся жаркие дискуссии, проводятся семинары, в результате которых расширяются рамки охвата модели, вносятся коррективы в уже существующие определения. Идет полным ходом обычный процесс доработки и развития идеи, в котором каждый желающий может принять участие.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНВАЛИДНОСТИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью «Социальная модель инвалидности: в двух словах». В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.

Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье «Социальная модель инвалидности: история создания».

Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.

Успех любых акций, цель которых – улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать – две модели. А именно:

  • медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности;
  • социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.

Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что «не так» с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные , специальные пособия, предоставляются специальные услуги.

Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.

Во-первых , поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность. При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.

Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.

Во-вторых , медицинская модель придает особое значение деятельности. Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально, тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально.

Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждено, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель инвалидности

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами – являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза – «социальная модель».

Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать – это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.

Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью. Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:

Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.

Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.

В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как «дефект». Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.

Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается «барьерами» или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.

Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.

Барьерами могут быть:

  • предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;
  • отсутствие доступа к информации;
  • отсутствие доступного жилья;
  • отсутствие доступного транспорта;
  • отсутствие доступа к объектам социальной сферы и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены.

Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены. Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов, следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.

Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть – СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ!

А в заключении, я бы хотела привести слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».

Марина Фёдорова

Подготовлено по материалам сайта «За равные возможности!»

Этика взаимодействия с людьми, имеющими инвалидность

10 общих правил этикета.
1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.
2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Общайтесь со взрослыми инвалидами именно как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если Вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или повиснуть на её обладателе. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который её использует.
7. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы понимаете, если на самом деле это не так.
8. Кода Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне, тогда Вам будет легче разговаривать.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите чётко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало.
10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.
И последнее: не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие. То, что Вы изначально не видите в инвалиде равного себе – оскорбительно

Психическое выгорание как синдром нарушения профессионального здоровья

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.



Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

Эмоциональное истощение;

Деперсонализация;

Редукция персональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Медицинская и социальная модели инвалидности

Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным развитием» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Медицинская модель инвалидности утверждает следующее:



Если Вы являетесь инвалидом, то Вы и есть проблема!

Ваша инвалидность требует лечения!

Если Вы являетесь инвалидом, то Вы не можете принимать решения, касающиеся вашей жизни!

Если Вы являетесь инвалидом, то Вам требуются специалисты, чтобы ухаживать за вами!

Если Вы являетесь инвалидом, то Вы никогда не сможете быть равным не инвалиду!

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие.

Социальная модель инвалидности утверждает следующее:

"Инвалидность" не есть индивидуальная проблема!

Инвалиды не могут состязаться в равенстве с неинвалидами из-за наличия слишком большого числа барьеров, возведенных для них обществом!

Необходимо признание того, что "общество" (посредством правительства и его служб) имеют обязанность по устранению этих барьеров!

Инвалиды имеют все те же права на полное равенство, как имеют их все остальные граждане!

2 Понятия интегрированного и инклюзивного образования

Инклюзивное или включенное образование - подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что при этом обеспечивает доступ к образованию всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта наиболее современная модель образования, но есть и классическая, привычная педагогическая модель. Где между инвалидами и миром стоит непреодолимая преграда из неблагоустроенного жилья и неприспособленных для них учебных заведений. Благоустройство для инвалидов помогает не только им, но и облегчает жизнь и здоровым гражданам. Изолированность инвалидов во многих населенных пунктах является непреодолимой проблемой. Эта стена имеет не только физический, но и социальный смысл. Возникновение этой стены мешают многие объективные причины. Как раз взгляд на человека как на личность способствует этому. Дружеские отношения помогают преодоления социальной преграды. Это полезно обоим сторонам. Здоровый преодолевает психологическую преграду, а инвалид становится лучше.

3 Законодательство, обеспечивающее право людей с инвалидностью на инклюзивное (включено) образование

Права инвалидов делятся на 2 группы: Как равноправного члена общества, Как представителя одной из групп этого общества

Источниками права могут быть как внутренние нормативные акты, Федеральные законы, указы президента, постановления правительства, закрепленные в различных договорах и декларациях.

Международное право и российская правовая система включают следующие законодательные акты: Конвенция о правах ребенка, где рассматривается отсутствие дискриминации и равное развитие каждого ребенка. ЮНЕСКО выступают за поддержку, равенство возможностей для людей инвалидов.

В РФ 24 сентября 2008г. Подписана конвенция о правах инвалидов, одобренная ООН. Гарантия прав детей с огр. здоровьем на получение образования закреплены в Конституции РФ в законе «об образовании», а также в федеральном законе « о высшем и послевузовском профессиональном образовании»Закон о социальной защите инвалидов

Чтобы получить общее представление о том, что такое социальная модель инвалидности, рекомендуется прочитать статью "Социальная модель инвалидности: в двух словах" . В настоящей же статье эта тема рассматривается более детально.


Узнать об истории создания социальной модели инвалидности, ее истоках, вы можете в статье "Социальная модель инвалидности: история создания" .


Вряд ли кто станет возражать против утверждения, что инвалиды обычно имеют меньше возможностей и более низкий уровень жизни, чем неинвалиды. Это особенно очевидно для Казахстана, впрочем, как и для остальных теперь независимых государств бывшего Советского Союза.


Успех любых акций, цель которых - улучшение жизни инвалидов, напрямую зависит от того, что считать проблемой. Существует два подхода для описания проблем, связанных с инвалидностью, так сказать - две модели . А именно:

    медицинская (или индивидуальная) модель инвалидности; и

    социальная модель инвалидности.

Медицинская модель способствует тому, чтобы проблемы, связанные с инвалидностью, описывались в терминах функциональных особенностей человеческого организма, тогда как социальная модель способствует описанию в терминах характерных особенностей социального устройства общества, его организации.

Медицинская модель инвалидности

В соответствии с этой моделью, неспособность инвалида быть полноправным членом общества рассматривается как прямой результат наличия у этого человека дефекта.


Когда люди думают об инвалидах в таком (индивидуальном) ключе, решение всех проблем инвалидности представляется в том, чтобы сконцентрировать свои усилия на компенсации инвалидам за то, что "не так" с их организмом. Для этого им устанавливаются специальные социальные льготы, специальные пособия, предоставляются специальные услуги.


Среди негативных последствий медицинской модели инвалидности можно выделить следующие.


Во-первых, поскольку медицинская модель определяет, что человек является инвалидом, если его дефект оказывает влияние на его деятельность . При этом не принимаются в расчет многие социальные факторы, которые могут также оказывать влияние на повседневную деятельность человека.


Например, несмотря на то, что дефект может оказывать неблагоприятное влияние на способность человека ходить, другие социальные факторы, как, например, дизайн системы общественного транспорта, будут оказывать такое же, если не большее, неблагоприятное влияние на его способность к передвижению.


Во-вторых, медицинская модель придает особое значение деятельности . Например, утверждая, что слышать, говорить, видеть или ходить это нормально , тем самым подразумевается, что использование брайля, языка жестов или костылей и инвалидных колясок это ненормально .


Я считаю, что самым серьезным пороком медицинской модели инвалидности является то, что эта модель способствует созданию и укреплению негативного образа инвалидов в сознании людей. Особенный вред это наносит самим инвалидам, поскольку негативный образ создается и укрепляется в сознании самих инвалидов. Ведь по-прежнему остается фактом, что многие инвалиды искренне полагают, что все их проблемы от того, что у них нет нормального тела. Кроме того, подавляющее большинство инвалидов убеждены, что дефекты, которыми они обладают, автоматически исключают их участие в социальной деятельности.

Социальная модель инвалидности

Социальная модель была создана инвалидами, которые чувствовали, что индивидуальная (медицинская) модель не дает адекватного объяснения тому, что они, инвалиды, отстранены от основной деятельности общества. Собственный опыт показал инвалидам, что в действительности большинство проблем появляются не благодаря их дефектами, а являются последствиями того, как устроено общество, или другими словами - являются последствиями социальной организации. Отсюда и фраза - "социальная модель".


Рассмотрим пример. У вас не работают уши, и вы не можете слышать - это дефект. Но вы не смогли принять участие в собрании (прослушать лекцию и т.п.), потому что вам не был предоставлен переводчик на язык жестов. Таким образом, вы стали инвалидом из-за несостоятельности социального устройства.


Социальная модель инвалидности делает важное различие между дефектом и инвалидностью . Приведенный выше пример есть яркая этому иллюстрация. Вот два ключевых определения социальной модели инвалидности:


Дефект

Травма, заболевание или врожденный недуг, который вызывает или потенциально может вызвать продолжительное воздействие на появление функциональных ограничений организма индивидуума, которые отличаются от общепринятых стандартов.


Инвалидность

Потеря или ограничение возможностей принимать участие в обществе наравне с другими из-за социальных барьеров, а также барьеров окружающей среды.


В этой модели, определения дефекта и инвалидности медицинской модели объединены как "дефект". Это означает, что и причина функционального ограничения, и само функциональное ограничение инвалида отделяются от внешних факторов.


Инвалидность в социальной модели показана как нечто, что вызывается "барьерами" или элементами социального устройства, которые не принимают (а если и принимают, то в совсем незначительной степени) во внимание людей, имеющих дефекты.


Общество представлено как нечто, что делает инвалидами людей, у которых есть дефекты, потому что тот образ, каким оно устроено лишает возможности инвалидов принимать участие в его обычной, повседневной жизни. Из этого следует, что если инвалид не может принимать участие в обычной деятельности общества, то метод, каким организовано общество, должен быть изменен. К такому изменению может привести устранение барьеров, которые исключают из общества человека, имеющего дефекты.


Барьерами могут быть:

    предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов;

    отсутствие доступа к информации;

    отсутствие доступного жилья;

    отсутствие доступного транспорта;

    отсутствие доступа к объектам социальной сферы; и др.

Эти барьеры создавались политиками и писателями, религиозными деятелями и архитекторами, инженерами и дизайнерами, а также обычными людьми. Это означает, что все эти барьеры могут быть устранены .


Социальная модель не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, а сдвигает акцент в направлении тех аспектов нашего мира, которые могут быть изменены . Беспокойство же о телах инвалидов, их лечении и исправлении их дефектов , следует оставить медикам. Причем результат работы медиков не должен влиять на то, останется ли человек полноправным членом общества или будет из него исключен.


Социальный подход к инвалидности может эффективно использоваться для того, чтобы идентифицировать барьеры, которые приводят к инвалидности, а затем и полностью их устранять. В результате, становится возможным создать общество, в котором будут учитываться потребности всех его участников, то есть...


создать общество для всех!

Читайте также: