Социальная адаптация инвалидов к современным условиям. Особенности социальной адаптации молодого инвалида

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Ветрова Ирина Юрьевна – соискатель кафедры социального управления, социальный педагог по работе с молодыми инвалидами Центра социального обслуживания инвалидов Заволжского р-на

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Настал момент представить инвалидность не как проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и-особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие:

в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

в передвижении;

в общении;

в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

в возможности получать знания;

в трудоустройстве;

в комфортных бытовых условиях;

в социально-психологической адаптации;

в материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.

Вследствии этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало-со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.

Взаимоотношение инвалидов и здоровых-мощнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными. Немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу, выявили следующее: представители различных слоёв населения в принципе признают (97%), что существуют слабые и малозащищённые группы, нуждающиеся в помощи общества и только 3% опрошенных говорили, что при оказании социальной помощи никому не должно отдаваться предпочтение. По вопросу приоритетности помощи некоторым группам людей мнения распределились следующим образом: более 50% граждан считают, что в ней наиболее нуждаются дети-инвалиды, за ними пожилые люди, живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных), дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%), матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики, бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).

Идею социальной адаптации инвалидов на словах поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы).

Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.

Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.

Немаловажным элементом психологического самочувствия и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие. Опросы, проведённые в г.г. Москве, Вологде и Ярославле показали, что только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой в Москве, каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себя малообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологде считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество “счастливых”, “добрых”, “активных”, “общительных” больше среди тех, чей бюджет устойчив, а число “несчастных”, “злых”, “пассивных”, “необщительных” было больше среди постоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше “добрых”, “общительных”, “весёлых”. Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше “несчастных” и “грустных”, но значительно больше “злых”, что характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности, большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также отмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4% мужчин и 14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” – 18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.

Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной личностной самооценки. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое положение (31,4% а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более “несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.

Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён, поскольку:

удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

самооценка также имеет отрицательную динамику;

существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;

эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в частности, больные ДЦП).

У людей с церебральным параличём наряду с нарушением двигательных функций наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или пассивности), излишней расторможенности (или безинициативности). Больные ДЦП-инвалиды с детства, а это означает, что они не имели возможности для полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены.

Обычно ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит от того, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от общества социально-демографической группой. Исследования, проведённые в 1997 г. Ярославским центром социально-психологической, трудовой и творческой реабилитации инвалидов при поддержке центра профориентации “Ресурс” обнаружили, что более всего испытывают чувство неуверенности в своих силах и осознают ненужность обществу лица, страдающие ДЦП. Уровень дохода у них ниже, чем у людей с другими заболеваниями, ниже у них и возможности получения образования. Малое число этих людей занято трудом, среди больных детским параличом значительно меньше лиц, имеющих свою семью, у большинства отсутствует желание заниматься какой-либо полезной деятельностью. Как показывает небогатый пока отечественный опыт, инвалиды с ДЦП даже имея желание и возможность участвовать в жизни общества, не могут их реализовать из-за негативного отношения к ним окружающих, при этом наиболее отрицательно настроена молодёжь (для этой категории молодых инвалидов, имеющих видимый дефект, контакт со здоровыми сверстниками особенно затруднён). Нельзя не сказать о том, как сами молодые инвалиды, страдающие детским параличём, относятся к возможности личного активного участия в общественной жизни. На вопрос анкеты “Как по-вашему, должны ли инвалиды жить, учиться и работать среди здоровых или же они должны жить отдельно, в специальных учреждениях?” ответили все опрошенные, что говорит о его актуальности. Среди противников интеграции (43%) те молодые люди, которые часто встречались с пренебрежением окружающих. Их мнение таково: “Здоровые люди всё равно инвалидов не поймут”. В результате наших исследований также выяснилось, что инвалиды проживающие в сельской местности Ярославской области (с.Пречистое, Вятское, Некрасовский р-н и пр.) чаще оказываются сторонниками интеграции, чем молодёжь, живущая в Ярославле и других крупных городах области. Интересен тот факт, что инвалиды постарше (25-30 лет) положительно относятся к активно-личностному участию в окружающей жизни. Среди молодёжи 14-24 лет таких лиц значительно меньше. Чем больше степень поражения у больных ДЦП, тем менее они социально активны. Нами также замечено, что молодые инвалиды, в чьих семьях невысокий материальный уровень и плохие жилищно-бытовые условия, также оказались в числе противников идеи интеграции. Вероятно это связано с тем, что люди, уже в чём-то потерпевшие неудачу, не надеются, что жизнь в других условиях будет лучше. Зачастую у молодёжи с ДЦП не всегда стабильные взаимоотношения с близкими. Многие предпочитают общению со сверстниками сидение “в четырёх стенах” под родительской опекой. Примерно 30% из числа опрошенных молодых инвалидов с ДЦП г.Ярославля вообще отказываются от контактов с кем бы то ни было (в основном, это девушки в возрасте 18-28 лет с тяжёлой формой детского паралича). В процессе наших наблюдений замечено, что в семьях этих молодых людей крайне остро встают психологические проблемы такого плана: у большинства родителей возникают различные негативные чувства, они начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими за ребёнка-инвалида и поэтому сужают круг его социальных контактов. На причине возникновения подобных ситуаций важно остановиться более подробно. Когда в семье появляется ребёнок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка является кризисом в жизненном цикле семьи, поскольку ведёт к переосмыслению социальных ролей и функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты. Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис протекает с удвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические проблемы. У подавляющего большинства родителей возникает чувство вины, которое сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи начинает протекать в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородиться от мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Близкие нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможностей. Поэтому вполне обосновано, что многие молодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую гиперопеку, подавляющую любую самостоятельность. Это резко снижает возможность адаптации таких инвалидов. В устранении конфликтных ситуаций в семье нуждаются большинство из опрошенных нами молодых инвалидов – “опорников” (56,7%). Однако существующая социально-экономическая ситуация постепенно вынуждает некоторых молодых инвалидов к изменению собственной жизни. В данный момент их количество ещё невелико, но можно ожидать дальнейшего роста числа таких людей, а следовательно, существует необходимость продумать заранее пути реализации их возможностей в социальной интеграции, стремления к самостоятельному улучшению жизни.

Собственные наблюдения и анализ социально-психологических особенностей молодых людей, больных ДЦП, позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов к обществу:

Активно-позитивный тип характеризуется стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативных жизненных ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу, благоприятный внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм, заражающий других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.

Пассивно-позитивный тип характеризуется наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. При пассивно-позитивном типе адаптации существующее на данный момент положение, в котором находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает, поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.

Пассивно-негативный тип. У молодых людей присутствует неудовлетворённость своим положением и вместе с тем отсутствует желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождается заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным отношением к окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий даже от незначительных бытовых неурядиц.

Активно-негативный тип. Присутствующие здесь психологический дискомфорт и неудовлетворённость собственной жизнью не отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальных практических последствий это не имеет в силу влияния различных объективных и субъективных факторов.

К сожалению среди молодых людей с последствиями детского паралича крайне редко встречаются лица с активно-позитивной жизненной позицией. Их единицы, но они являются наиболее социально-активными (в том числе и в плане создания общественных организаций инвалидов). Большинство молодых инвалидов с ДЦП либо не испытывают стремления как-то менять свою жизнь, либо считают себя неспособными на столь важный шаг. Как правило, они находятся во власти тех или иных обстоятельств. Поэтому эти лица особо нуждаются в чётко спланированной и научно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер, направленных на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика, умения жить в обществе.

Введение

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране - с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении". (18. – С.147).

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с инвалидами. Предметом – проблемы социальной работы с инвалидами. Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

Исходя, из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы с инвалидами;

6. Рассмотреть особенности работы с инвалидами в социальной среде;

7. Обосновать психологический аспект в работе с инвалидами;

8. Изучить основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева и других.

ГЛАВА 1. Социальная работа с инвалидами. общие положения

1.1 Понятие инвалидности и ее виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (8).

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. (17. – С.87).

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

1.2 Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Создана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы «Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация федеральных программ должна создать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Ранее основные усилия государства по повышению уровня жизни инвалидов сводились преимущественно к предоставлению разного рода материальных льгот и дотаций отдельным их категориям. Вместе с тем существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся неконкурентоспособными по сравнению с коммерческими структурами. Продолжение социальной политики в отношении инвалидов в предоставлении различных льгот представляется вряд ли возможным в условиях бюджетного дефицита, к тому же оно чревато и рядом негативных последствий - противопоставление здоровых и инвалидов (что, в свою очередь, порождает негативное отношение к последним), а также различных категорий инвалидов друг другу; нежелание некоторых инвалидов участвовать в реабилитационных процессах в связи с иждивенческими настроениями и ожиданием льгот и дотаций.


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

Полное участие в основных звеньях общества - семье, социальных группах и общине - является главным элементом жизни человека. Право на равенство возможностей такого участия предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и должно предоставляться каждому человеку, включая инвалидов. Однако в действительности инвалиды зачастую лишены возможности полного участия в деятельности той социально-культурной системы, к которой они относятся. Отсутствие такой возможности является следствием физических и социальных барьеров, которые возникают по ряду следующих причин:

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физически или морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Такие отношения и поведение зачастую приводят к отстранению инвалидов от социальной и культурной жизни. Люди стремятся избегать контактов и личных отношений с инвалидами. Распространенность предубеждений и дискриминация в отношении инвалидов, а также степень их отстранения от нормального социального общения создают психологические и социальные проблемы для многих из них.

Зачастую в профессиональной сфере деятельности и других сферах обслуживания лица, с которыми инвалиды вступают в контакт, недооценивают потенциальные возможности участия инвалидов в нормальной общественной жизни и тем самым не способствуют вовлечению в нее инвалидов и других социальных групп.

Вследствие этих барьеров людям с инвалидностью бывает трудно или даже невозможно иметь близкие и тесные отношения с другими людьми. Лица, отнесенные к категории "инвалидов", зачастую лишены возможности вступать в брак и иметь детей даже при отсутствии функционального ограничения в этом отношении. В настоящее время возрастает понимание потребности лиц, страдающих умственными расстройствами, в личном и социальном общении, включая половые отношения.

Многие инвалиды лишены возможности активно участвовать в жизни общества в силу отсутствия снабжённости общественных пространств специализированным оборудованием (например, пандусов): они сталкиваются с такими физических барьерами, как дверные проемы, слишком узкие для инвалидных колясок, ступеньки на подходах к зданиям, по которым невозможно подняться, автобусы, поезда и самолеты, неудобно расположенные телефоны и выключатели, санитарное оборудование, которым невозможно пользоваться. Аналогичным образом они не могут участвовать в жизни общества в силу других препятствий, например, средств слуховой связи, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами слуха, и средств письменной информации, не учитывающих потребностей лиц, страдающих дефектами зрения. Такие барьеры являются результатом незнания и отсутствия внимания; они существуют, несмотря на тот факт, что большинство из них можно при небольших затратах устранить на основе продуманного планирования. Хотя в некоторых странах и введено законодательство и проводятся пропагандистские кампании по устранению таких препятствий, эта проблема по-прежнему остается острой.


Весьма очевидно, что саму идею социальной адаптации инвалидов поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. У людей с инвалидностью же не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты, отзывчивости и т.п. В то же время важно помнить, что все люди с ограниченными возможностями обладают своими недугами, и если один человек в силу своего физического недуга никак не может в полной мере коммуницировать с другими членами общества, то другому могут мешать лишь предубеждения окружающих.

На протяжении своей истории общество постоянно меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате изменения сознания общества возникла социальная модель инвалидности, в основе которой лежит формирование личности инвалида через окружающую его среду. Процесс социализации индивида немыслим без участия в нем агентов: первичных и вторичных. Они играют важнейшую роль в усвоении молодым инвалидом норм, ценностей, установок, в интеграции его в общество. Агенты являются главным звеном в процессе социализации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Только сплоченная работа всех агентов позволить достичь молодому инвалиду успешной социализации.

Существует множество механизмов и технологий сопровождения процесса социализации молодых инвалидов. Только почти все они мало направлены на самореализацию, самосовершенствование молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, его адаптацию.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления кризисных негативных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.Главная особенность социальной адаптации – это то, что она связана с процессом усвоения социальных норм поведения, с «врастанием в социальный мир». По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

Общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

Социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

Сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает:

· Реализация механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

· Усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации;

· Достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Существенным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является отношение инвалидов к своей собственной жизни после перенесенного заболевания, или будучи уже рожденным с ним. Больше половины таких людей оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное и считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Причём понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью в большинстве случаев, сводится к нестабильному или недостаточному финансовому состоянию инвалида, неимению возможности реализовать свои замыслы, свои способности, которые он может развить в себе, несмотря на свое заболевание, но, к сожалению, не имея материальной обеспеченности для всего этого. Чем ниже доходы инвалида, тем безнадежнее его отношение на свою жизнь и тем ниже его самомнения.

Выводы

В первой подглаве первой главы своего курсового проекта я рассмотрела явление гуманизм. Передо мной стояла задача вывести универсальное, на мой взгляд, определение термина ‘гуманизм’, основанное на многовековом опыте наших предшественников, но в то же время отвечающее современным нормам.Путём сравнений определений, данных разными людьми в разные времена, я пришла к общему заключению: гуманизм – это исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Во второй подглаве первой главы я узнала, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив. Также я выяснила, что основными препятствиями равного общения между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью являются:

· незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

· страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся ранить (физическо иил морально), огорчить);

· агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вслдествии не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

Социальная адаптация - процесс активного включения молодого инвалида в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. Создают благоприятную среду для учреждения социального обслуживанию населения внешние условия.

К внешним условиям относятся:

Подготовка к социальной адаптации, которая достигается через обучение активному подведению и освоение социальной роли «взрослого» в деятельности, организуемой специалистами;

Организационная культура учрежде6ния социального обслуживанию населения, которая регулирует поведение и развивает самоконтроль у молодого человека, способствует проявлению его индивидуальности, так как несет в себе основные жизненные ценности: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждой личности;

Признание окружением молодого инвалида достигнутых им результатов и внешнее выражение данного признания, активизирующие процесс социальной адаптации. Определенные нами ранее условия социальной адаптации молодого инвалида являются основной для постепенных, четко разработанных мероприятий, организуемых в учреждении социального обслуживанию населения.

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у клиента умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации молодого инвалида определяется следующими этапами:

Подготовительного;

Этапа включения в социальную группу;

Этапа усвоения социально полезных пролей;

Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Приведем их характеристику:

Подготовительный этап. Он протекает до момента включения молодого человека в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию. Молодого инвалида на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение», которая основана на возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий», которая предполагает поиск позитивных моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

Приведем один из примеров. Методика «Что было главным в жизни».Целью методики является содействие осознанию в среде объединения молодых инвалидов собственных целей, стремлений и достигнутых результатов. Для выполнения задания нужно разбиться на пары и взять поочередно друг и друга интервью. При этом необходимо представить, что тот, кого интервьюируют, - человек пожилого возраста. Репортер стремиться изучить жизненные достижения и свершения человека. Интервью может проводиться по вопросам, которые предлагает ведущий. Репортеры должны делать записи, чтобы рассказать группе о своем интервью. Далее происходит подведение итогов. Участники группы определяют, из каких элементов складываются жизненные достижения. Далее каждый анализирует составляющие его собственных достижений на данный момент.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Приведем пример игры «Выбор». Социальная роль - это социально одобренное и ожидаемое от человека в определенных обстоятельствах поведение с его определенными характеристиками, диктуемыми конкретными обстоятельствами. В целях определения позиции играющих и их социальной роли предлагаем следующие примеры ситуаций:

  • - По улице под холодным дождем идет шестилетняя девочка. Она без капюшона и в расстегнутой куртке. Вы:
    • а) пройдете мимо;
    • б) застегнете девочке куртку и набросите капюшон;
    • в) начнете ей объяснять, что она должна застегнуть куртку и набросить капюшон.
  • - Вы зашли в магазин, чтобы купить себе что-нибудь на обед, и торопитесь. Стоящая вперед Вами в очереди пожилая женщина очень долго считает деньги, и, как выясняется, ей не хватает небольшой суммы денег на оплату своей покупки. Вы:
    • а) начнете возмущаться тем, что она задерживает очередь;
    • б) будете моча терпеливо ждать;
    • в) предпримите что-то другое.

Участники выбирают позиции, специалист по социальной работе выслушивает мнение каждого из них, а также аргументы и контраргументы в пользу суждения, а затем еще раз предлагает играющим продумать и при необходимости сменить позицию, если они изменили свое решение. Игра содействует развитию субъектной позиции молодого человека, осознанию своего мнения и ответственности за свои поступки.

Этап устойчивой социально-психологической адаптации, характеризующийся способностью молодого инвалида разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из форм, способствующей социальной адаптации инвалида на данном этапе, является игра «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому человеку проблемные ситуации. Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей перед ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «предлагающего помощь» и «субъекта проблемы». После проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

К особенностям реализации социальной адаптации молодого инвалида можно отнести: во - первых, нахождение молодого человека в социальной группе (объединение молодых инвалидов: клубе, группе самопомощи). При этом ценности, традиции, социальные нормы социальной группы должны быть ориентированы на поощрение активности в поведении и формировании активной жизненной позиции молодого инвалида. Во -вторых, участие молодого инвалида в социальной деятельности, приобретение им нового социального опыта, знания, умения и навыков, несение ответственности за себя и других участников в ходе проведения любого дела в условиях группы. Следующей особенностью реализации социальной адаптации является приобретенное в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе и участниками группы умение самостоятельно предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку.

Основным инструментом преодоления инвалидности является реабилитация. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция инвалидов.

Технология социальной реабилитации и адаптации молодого инвалида- это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы, способствующая развитию у инвалида умения преобразовывать или устранять проблемную ситуации.

Читайте также: