Естественные движения человека

Все о рыдающем дыхании. Здоровье, долголетие, стройность, красота. Более 100 рекомендаций на разные случаи Людмила Мартынова

Естественные движения человека

Сегодня все чаще можно слышать о недостатке движений или гиподинамии. Конечно, развитие транспорта, рост материального благосостояния во многом ограничивают естественную подвижность человека. Достаточно обратится к недавнему прошлому, чтобы понять насколько человек сегодня лишает себя возможности движения. Естественную ходьбу, пробежку или прогулку заменил личный или общественный транспорт. Да и дома многие все время проводят лежа перед телевизором, стараясь ограничить свою подвижность до минимума.

Недостаток движения превратился в настоящую болезнь нашего века. Но почему так происходит? Причина гиподинамии вовсе не в том, что современный человек стал ленивым. Скорее наоборот - излишняя физическая, умственная и душевная утомляемость постоянно выводит организм из строя. В результате волей или неволей, на уровне инстинкта срабатывает защитный механизм усталости. Человек становится пассивным, малоподвижным до тех пор, пока естественным образом не восстанавливаются силы организма. Когда же нагрузки постоянно растут, а отдых становится минимальным, усталость приобретает хроническую форму. Организм уже не успевает восстанавливаться и становится настолько слабым, что даже от самых элементарных движений пытается отказаться.

Между тем физические нагрузки играют огромную роль в поддержании и восстановлении здоровья человека. То, как вы тратите свою энергию, имеет первостепенное значение для организма - либо вы его укрепляете, либо наносите вред. С точки зрения естественной медицины физические нагрузки после сна или различные кроссы, спортивные состязания не всегда оказывают благотворное влияние на здоровье. Они идут в разрез с природой человека, вызывают чрезмерные энергетические затраты, а потому вызывают ослабление организма. Отсюда берется невнимательность, быстрая утомляемость, элементарные ошибки на работе. Организм сам способен определить, сколько энергии он может потратить на физические упражнения. И никакой специалист не сможет вам дать правильные рекомендации. Поэтому только естественные движения, связанные с природными потребностями, являются основой правильного подхода к здоровью. Единственное, что от нас требуется - прислушиваться к сигналам своего организма. Если у вас непреодолимое желание размяться, прерывайте работу и двигайтесь. Хотите пройтись или пробежаться - следуйте своим потребностям незамедлительно.

В чем сила естественного движения

В понятие «естественные движения» вкладываются те движения, которые мы совершаем каждый день не единожды, подчас не обращая на них ни малейшего внимания. Это любые перемены позы, повседневная ходьба, бег в случае необходимости. Казалось бы, никакого особенного расхода энергии такие движения не требуют, но именно они, с точки зрения естественной медицины, являются одним из важнейших механизмов саморегуляции и несут неоценимую пользу здоровью человека. Во время даже самого элементарного движения тела происходит выброс в кровь адреналина и как следствие активизация обменных процессов в организме. Чем больше энергии в жизненно важные системы, тем лучше будет самочувствие.

Я на собственном опыте убедилась, что никаких сверхъестественных усилий для оздоровления нам не требуется. Природа опирается на естественную нагрузку, которой является ходьба, как одно из важнейших проявлений жизнедеятельности организма.

В соответствии с законами Природы организм человека функционирует в следующем двухэтапном режиме. Вначале энергия должна быть накоплена в органах, мышцах, во всех жизненно важных системах (это осуществляется в процессе ночного отдыха), а когда силы и здоровье восстановлены, закономерно наступает следующий этап: накопленную энергию надо потратить.

Только при соблюдении такого естественного чередования, смены двух этапов, двух периодов - накопления энергии и ее обязательного расходования - может нормально функционировать организм человека. Это обязательное условие здоровья.

Физкультура - благо для здоровья?

С самого детства мы знаем, что в понятие «здоровый образ жизни» обязательно включаются физкультура и спорт. Сотни и тысячи специалистов трудятся на этом поприще, разрабатывая упражнения для всех, начиная с грудных детей и заканчивая лежачими больными. Любому человеку предписаны те или иные движения.

Юрий Вилунас утверждает, что физкультуру, а тем более спорт, никак нельзя отнести к оптимальным средствам оздоровления, поскольку такого рода физические нагрузки требуют чрезмерных и необоснованных энергетических затрат. Более того, эти затраты чаще всего бывают и несвоевременными: допустим, в вашем режиме дня отведено определенное время для физических упражнений, но может получиться так, что организм в это время совершенно не хочет двигаться. Если принудительно «забирать» у него энергию, направленную на другие дела, никакой пользы физические упражнения точно не принесут. В процессе естественного движения организм расходует сравнительно малое количество энергии, большая часть которой в это время брошена на укрепление и оздоровление организма. Таким образом, для укрепления нашего здоровья естественные движения необходимы и достаточны, никаких дополнительных физических усилий не требуется.

Я отказался от утренней физической зарядки, затем от бега и других видов спорта, а чувствую себя намного лучше; главное же - я избавился от всех болезней, тогда как, занимаясь интенсивно физкультурой и малым спортом, «наработал» целый букет заболеваний. Более того, приходилось читать статьи, слышать разговоры о том, что спортсмены, занимающиеся большим спортом, - нередко весьма больные люди, и нет ни одного знаменитого спортсмена-долгожителя. Так действительно ли физкультура и спорт имеют такое неоценимое значение для здоровья, которое принято им приписывать?

С этих сомнений и начался мой долгосрочный эксперимент, который продолжается и в настоящее время: я решил впредь, пока полностью не выздоровел, не заниматься физкультурой и спортом (в общепринятом понимании) ради здоровья. Иначе говоря, никаких дополнительных искусственных физических нагрузок, а только естественные движения, которые каждый человек совершает многократно в течение суток.

Юрий Вилунас. «Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц»

Но физкультура и спорт могут оказаться пагубными не только с точки зрения излишних энергетических затрат. Следует помнить, что практически все физкультурные упражнения построены на принципе «дышите глубже», то есть на достаточно глубоких вдохах и выдохах, между которыми отсутствует пауза. Таким образом, углекислый газ выводится из организма и нарушается естественный газообмен. Для людей с неправильным дыханием равенство в продолжительности вдоха и выдоха совершенно не годится, поскольку таким образом усугубляется и без того ощутимое расстройство обменных процессов в организме.

Естественная зарядка

Так что же, совсем забыть про упражнения? Вовсе нет. Просто необходимо помнить, что любые нагрузки физкультурного плана подходят только практически здоровым людям. Именно они могут «побаловать» себя зарядкой или даже серьезными занятиями спортом. Организм таких людей не только достаточно легко переносит увеличение нагрузок, но даже требует их. Ну а раз есть такая потребность - удовлетворите ее в полной мере. Для людей, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем, показаны только и исключительно естественные движения!

Если вы решили, что дополнительные упражнения для вас, во время их выполнения обязательно следите за рыдающим дыханием. Если оно вдруг появилось, прервитесь и начинайте дышать. Лучше всего делать это в положении сидя, стоя или при медленной ходьбе, обязательно проведите процедуру до конца, то есть до полного прекращения рыдающего дыхания. Затем вернитесь в исходное положение и продолжайте упражнение.

Если во время зарядки возникает потребность в импульсном самомассаже, обязательно примените его.

Такая зарядка является прекрасным средством оздоровления именно потому, что это не только и не столько выполнение комплекса упражнений, но в большей степени имитация определенных действий с целью «включить» рыдающее дыхание. Не зацикливайтесь на результате, не гонитесь за выполнением всего комплекса от начала до конца. Даже если вы, по вашему мнению, что-то «недоделали», ваш организм тем временем получил необходимую дозу питательных веществ и вдоволь насытился кислородом.

Итак, если вы чувствуете, что вас переполняет энергия, если движение является вашей естественной потребностью - смело двигайтесь в том режиме и с той интенсивностью, которые вам необходимы. Если по каким-то причинам вы ощущаете слабость или дискомфорт, не тратьте энергию понапрасну, не насилуйте свой организм. Не отбирайте у него ресурсы, необходимые для восстановления. Ваши движения должны быть продиктованы только и исключительно внутренними потребностями. Чем лучше протекают обменные процессы в организме, чем лучше он снабжается питательными веществами, тем интенсивнее будут ваши движения. Не забывайте использовать все механизмы естественной саморегуляции, и ваша потребность двигаться будет расти с каждым днем.

Из книги Экология младенчества. Первый год автора Михаил Трунов

Естественные условия развития Естественный уход за малышом основан на подходе, отталкивающемся от его естественных потребностей, и является необходимой предпосылкой формирования экологического мышления и гармоничного взаимодействия с миром. Он исходит из того

Из книги Как вылечиться от разных болезней. Рыдающее дыхание. Дыхание Стрельниковой. Дыхание йогов автора Александр Александрович Иванов

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В понятие «естественные движения человека» в данном случае я вкладываю те движения, которые мы совершаем каждый день не единожды, подчас не обращая на них ни малейшего внимания. Это любые перемены позы, повседневная ходьба, бег в случае

Из книги Питание и диета для спортсменов автора Елена Анатольевна Бойко

Естественные анаболики Людям, профессионально занимающимся спортом, известно, что одним из первых критериев успешности тренировок является здоровый обмен веществ. Чаще всего для ускорения обмена веществ применяются биоактивные добавки. Они, безусловно, полезны и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Реабилитация после воспалительных заболеваний женских половых органов автора Антонина Ивановна Шевчук

5. ЕСТЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИММУНИТЕТА Как профилактическое средство от многих болезней издавна используется шиповник. Именно из шиповника выделяют одну из самых полезных форм естественной аскорбиновой кислоты (витамин С). Достаточное содержание в организме

Из книги Планируем ребенка: все, что необходимо знать молодым родителям автора Нина Башкирова

Естественные роды Продолжительность родов зависит от многих обстоятельств и в среднем составляет 9-11 часов для первых родов и 6–9 часов для повторных. Во время родов за вами будут тщательно наблюдать акушерка и врач. Иногда требуется обезболивание родов, которое

Из книги Лечебные позы-движения А. Б. Сителя автора Анатолий Ситель

Лечебные позы-движения для восстановления сосудистого тонуса: медленные пассивные и активные ритмические движения для расслабления мышц Уважаемый читатель! Перед тем как начать выполнение каких-либо упражнений, рекомендуем провести медицинское обследование и

Из книги Изометрическая гимнастика для занятых людей автора Игорь Анатольевич Борщенко

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги Йога и сексуальные практики автора Ник Дуглас

Естественные желания Один принцип, который все время встречается в тантрических учениях, состоит в том, что не следует воздерживаться от естественных потребностей или их подавлять. Любое подавление нашей природы вызывает негативную реакцию, некое рассогласование,

Из книги Позвоночник без боли автора Игорь Анатольевич Борщенко

Как поддерживать естественные изгибы позвоночника Для поддержания естественных изгибов позвоночника во время занятий по системе изометрической гимнастики используются специальные исходные положения. В частности, в горизонтальном положении лежа на спине под шею или

Из книги Поясница без боли автора Игорь Анатольевич Борщенко

Как поддерживать естественные изгибы позвоночника Для поддержания естественных изгибов позвоночника во время занятий по системе изометрической гимнастики используются специальные исходные положения. В частности, в горизонтальном положении лежа на спине под шею или

Из книги Следующие 50 лет. Как обмануть старость автора Крис Кроули

Глава 17 Менопауза: естественные изменения * * *Вплоть до самых последних лет единственным методом, который предлагала медицина для борьбы с симптомами менопаузы и сопутствующими проблемами, была гормональная терапия. Врачи считали, что гормоны, которые принимали в нашей

Из книги Энциклопедия защиты иммунитета. Имбирь, куркума, шиповник и другие природные иммуностимуляторы автора Роза Волкова

Естественные барьеры поддерживают иммунитет Иммунная система нашего организма очень разнообразна. Она реагирует на любое вторжение и если это вторжение нарушает функционирование, система выставляет свои барьеры. Первым барьером для большинства микробов являются

Из книги Как улучшить зрение, когда тебе за… автора Геннадий Михайлович Кибардин

Естественные методы лечения астигматизма При наличии астигматизма в первую очередь следуйте изложенным в данной книге советам и упражнениям, предназначенным для близоруких людей или для дальнозорких, в зависимости от имеющейся формы астигматизма. Если не знаете, какая

Из книги Даосские практики улучшения зрения автора Мантэк Чиа

Естественные методы улучшения зрения В 1930 году профессор Алексис Каррель из Медицинского института Рокфеллера написал книгу «Человек - это неизвестное», впоследствии ставшую классической. Каррель и его коллеги поддерживали жизнь куриного сердца в чашке Петри на

Выберите из зрителей самого большого, самого сильного человека в комнате и попросите его взять вас за подмышки и приподнять от пола. Если вы сами довольно увесисты и не можете найти одного человека, который мог бы поднять вас, проработайте этот трюк с двумя людьми, по одному с каждой стороны - однако вам надо будет сначала отрепетировать это несколько раз.

После того, как вас начнут легко поднимать, скажите:

Как знает каждый профессиональный боксер, около подбородка есть нервный центр, при ударе по которому человек может потерять способность двигаться или даже потерять создание. Когда я найду эту точку и нажму на нее, вы станете слабыми и не сможете больше поднимать меня.

Кончиками пальцев аккуратно прощупайте челюсть выбранного вами человека в поисках «чувствительной» точки. Когда вы найдете ее, вы можете для пущего эффекта отметить фломастером эту точку на нижней стороне его подбородка. Соберите все пальцы над этой точкой и сильно надавливайте на нее в течение некоторого времени. Скажите:

Теперь попробуйте поднять меня. Вы не сможете этого сделать.

Человек попробует и почувствует, что эта задача ему не по зубам.

Чем настойчивее он будет пытаться вас поднять, тем труднее ему хотя бы оторвать ваши ноги от пола. Затем, когда вы прекратите нажимать на точку, его сила вернется к нему.

Самая хрупкая женщина может достигнуть очень многого, но не потому, что она парализует мужчину, а потому, что выводит его из равновесия.

Когда мужчина поднял вас в первый раз, он использовал свои мышцы плеч, груди, верхней части рук и предплечий, но нажимая на его подбородок и удерживая его голову, вы лишаете его возможности использовать эти сильные мускулы, не теряя равновесия. Вместо этого ему приходится полагаться только на силу предплечий, и этого недостаточно, чтобы поднять вас.

К тому же чем упорнее он пытается поднять вас, тем сильнее он вынуждает вас давить ему на подбородок и тем больше он теряет равновесие.

Как одним пальцем обездвижить человека

Равновесие - основа и этого трюка. Сделайте так, чтобы ваш скептически настроенный друг сел на стул, сложил руки, вытянул ноги и сильно наклонился назад. Скажите:

Сначала вы должны расслабиться. Откиньтесь назад и сядьте поудобнее, держа руки сложенными на груди. Теперь уроните голову назад и посмотрите на потолок.

Кончиками пальцев поищите у него на лбу «паралитическую зону», найдите ее и сильно нажмите указательным пальцем на эту точку. После паузы, во время которой вы продемонстрируете ему глубокую концентрацию, скомандуйте:

Теперь попробуйте подняться. Держите руки сложенными на груди и встаньте со стула. Вы не можете! Сильнее… сильнее… Вы не можете подняться!

И действительно, он не может подняться, поскольку ваш палец продолжает сильно давить ему на лоб. Через восемь-десять секунд скажите:

Теперь расслабьтесь снова. Позвольте напряженности стечь с вашего тела.

Снимите палец с его лба и скажите ему:

Ваша сила возвратилась к вам. Сложите руки на груди и поднимитесь со стула.

Он сделает это без труда. И если вы перед этим внушили ему, что надавливали на его «паралитическую зону», что и делало его беспомощным, он никогда не заподозрит, что действительно произошло - то есть что вы просто выводили его из состояния равновесия.

Если вы прямо сейчас сидите на стуле, начните подниматься. Первое движение, которое вы делаете, - вы двигаете вперед голову и плечи, чтобы перенести центр тяжести на ноги. Сила всех мускулов в мире не даст вам подняться со стула, если вы не сможете передвинуть вперед голову. Чем сильнее ваши ноги упираются в пол, тем мощнее вы будете толкать себя назад на стул. А смещение головы почти полностью зависит от мускулов шеи - а с этим легко справиться силой единственного пальца, упертого в лоб.

Движение человека - сложный двигательный акт, осуществляемый посредством взаимодействия человека с окружающей средой.

Анализ движений человека опирается на три крупные науки: анатомию человека, физиологию человека и механику материальных тел.

Анатомия аппарата движения (строение и функция костей, суставов и мышц). Дает сведения о двигательных возможностях человека. Физиология раскрывает закономерности деятельности органов движения. Механика учитывает законы, по которым движения осуществляются. В самом деле, даже простое стояние есть сложный акт. Чтобы тело человека сохранило равновесие, необходимо равновесие внешних сил, действующих на тело. К ним относятся сила тяжести и сила реакции опоры. Центр тяжести (ц. т.) человека должен проектироваться на опору, и, чтобы он не смещался, сус­тавы должны быть закреплены в неизменном положении мышцами. Однако некоторое смещение центра тяжести неизбежно вследствие непрерывного движения крови по сосудам, изменения объема грудной клетки в процессе дыхания и объема работающего сердца. Постоянно протекающие процессы в организме вызывают непрерывное перераспределение тонуса мышц для поддержания равновесия. Изменение тонуса мышц осуществляется рефлекторно. Раздражителем служит давление на опору, воспринимаемое ре­цепторами кожи подошвы, а также проприорецепторами (заложенными в мышцах, связках, сухожилиях и суставных сумках) и вестибулярным аппа­ратом.

Запись пути движения головы на кимографе показала, что в положении стоя происходит непрерывное колебание тела. Из области патологии извес­тен пример, когда человек, лишенный чувствительности рецепторов кожи - стопы, не мог стоять с закрытыми глазами. Больному казалось, что под ногами пропасть, что у него нет опоры, и человек падал. Механизм сохра­нения равновесия таков: раздражители окружающего внешнего мира дей­ствуют на воспринимающие приборы человека - рецепторы; последние под влиянием раздражителей возбуждаются. Волны возбуждения бегут по чувствительным нервам, связывающим рецепторы с центральной нервной системой, к мозгу. В соответствующих нервных центрах возникает возбуж­дение, происходит переработка волн возбуждения и передача их на двига­тельные нейроны, несущие импульсы к соответствующим мышцам. Изме­нение напряжений мышц, окружающих сустав, вызывает движение звена, а следовательно, перемещение общего центра тяжести человека, которое, в свою очередь, является источником раздражения проприорецепторов, на­ходящихся в этих мышцах. От возбужденных проприорецепторов импуль­сы бегут в центральную нервную систему, вызывая новые сигналы, на­правленные от мозга к мышцам, и т. д. Поток импульсов, подобно электри­ческому току, начинает циркулировать как бы в замкнутом рефлекторном кольце, обеспечивая непрерывное поддержание звеньев тела в нужных для осуществления равновесия положениях. Центральная нервная система в данной позе непрерывно корригирует малейшие смещения частей тела, могущие вызвать нарушение равновесия. Это «функциональное кольцо», как правило, замыкается на низших уровнях центральной нервной системы (средний, промежуточный, продолговатый, спинной мозг). Управление осознанными движениями осуществляется в коре головного мозга.

Движения человека от сгибания пальца до сложнейших прыжков и пи­руэтов выполняются двигательным аппаратом. Работа мышц и устройство суставов обусловливает направление и объем движений звена.

Изучение механики живого тела человека начинается с определения центра его тяжести.

Общий центр тяжести тела во время свободного стояния у мужчин обычно приходится на 1,5 см кзади от передне-нижнего края тела V поясничного позвонка у женщин - на 0,5 см кпереди от передне-нижнего края тела I крестцового позвонка и на 3 см ниже, чем у мужчин (Г. С. Козырев).

Положение центра тяжести зависит от физических особенностей человека - его осанки, телосложения, половых и возрастных различий (развития мускулатуры, массивности костяка, жироотложения и пр.). У детей центр тяжести располагается выше, чем у взрослых; у тяжелоатлетов ниже, чем у гимнастов, и т. д. Тело тем устойчивее, чем ниже расположен центр его тяжести. Чем длиннее ноги, тем выше центр тяжести и менее устойчиво тело, поэтому отношение их длины к туловищу имеет определенное значение при трудовых процессах, которые связаны с откидыванием (качанием) туловища назад. Такие движения имеют наибольший производственный эффект у длинноногих людей.

Перпендикуляр, опущенный из этого центра, так называемая вертикаль тяжести, проецируется на площадь опоры, каковой являются подошвенная поверхность обеих стоп и расположенное между ними пространство.

Площадь опоры увеличивается при раздвигании стоп. Равновесие человеческого тела, подчиняясь законам физики, тем устойчивее, чем больше эта площадь и чем центральное в ее пределах проецируется вертикаль тяжести. Равновесие нарушается сразу же, как только эта вертикаль выносится за пределы площади опоры.

Тело человека не монолитное целое: оно состоит из отдельных, подвижно соединенных звеньев. Сохранение им равновесия связано с особенностями строения, обеспечивающими взаимное укрепление этих звеньев. Для удержания тела в вертикальном положении главное значение имеют живые механизмы: скелет и мышцы, противодействующие силе тяжести. Соединения звеньев тела, в основном суставы, таковы, что сила тяжести действует на их фронтальные оси и вызывает сгибание или разгибание частей тела.

В напряженном положении «смирно» в отличие от положения «вольно» тело подается вперед. Вследствие этого вертикаль тяжести проходит впереди не только коленных и голеностопных, но и тазобедренных суставов и достигает площади опоры вблизи ее передней границы. Чтобы предохранить тело от падения, мышцы, расположенные позади поперечных осей этих суставов, должны находиться в непрерывном напряжении. Особенно велика работа большой ягодичной мышцы, удерживающей в тазобедренном суставе своим напряжением туловище от падения вперед. В нижерасположенных суставах условия сохранения равновесия те же, что и при положении «вольно». Но так как в положении «смирно» вертикаль тяжести в большей мере отклонена вперед от коленных суставов, чем в положении «вольно», то для укрепления этих суставов уже недостаточно работы только икроножной мышцы, необходимо напряжение мышц задней группы бедер.

При стоянии человек сравнительно редко равномерно опирается на обе ноги. Симметричный тип стояния очень утомителен, так как требует напряжения большого числа мышц на обеих сторонах тела. Обычно люди предпочитают асимметричное стояние, нагружая одну ногу сильнее другой. При этом таз наклоняется, а поясничный отдел позвоночника изгибается в сторону менее нагруженной конечности, центр тяжести смещается, но его вертикаль остается в пределах опорной стопы. Большая часть мышц ненагруженной стороны при асимметричном типе стояния расслаблена.

Ходьба. Ходьба - это одно из основных состояний тела в динамике. Она представляет собой сложное поступательное движение, в котором нарушение равновесия тела чередуется с его восстановлением. Ходьба состоит из попеременной опоры тела то на обе ноги (фаза двойной опоры), то на одну (фаза переднего и заднего шага). Таким образом, при ходьбе тело не теряет соприкосновения с опорной поверхностью, что отличает ходьбу от других локомоторных движений (например, бега). Начинается ходьба с выведения вертикали тяжести за переднюю границу площади опоры, вследствие чего теряется равновесие. Одна из ног сокращением передних групп мышц бедра и голени выносится вперед для создания новой площади опоры, тело же от падения удерживается напряжением большой ягодичной мышцы другой, опорной, ноги. Когда вынесенная вперед нога соприкоснется с опорной поверхностью (пяткой), кончается фаза переднего шага и наступает фаза двойной опоры. Теперь начавшееся поступательное движение тела продолжается в силу инерции и благодаря отталкиванию от земли второй, оставшейся позади ногой; так начинается третья фаза заднего шага. Отталкивание производится сначала пяткой, которая отрывается от земли в результате сокращения трехглавой мышцы голени, после чего носком, отрывающимся благодаря сокращению длинного сгибателя большого пальца. Тело, испытавшее новое поступательное движение, снова оказывается выведенным из равновесия, в результате чего сокращением сгибателей тазо-бедренного сустава «задней» ноги последняя переносится вперед. После того как переносная нога пройдет мимо опорной (момент вертикали), она вступает в фазу нового переднего шага.

Как видно из всего сказанного, помимо поступательного движения вперед, при ходьбе происходит также движение в той же сагиттальной плоскости вертикально вверх и вниз благодаря «перекатыванию» стопы с пятки на носок. Кроме того, перемещение происходит еще и во фронтальной плоскости. Оно осуществляется в тазобедренном суставе опорной ноги вследствие сокращения отводящих мышц (средней и малой ягодичных). Благодаря этому туловище отводится в сторону опорной ноги, поднимает двигающуюся ногу над землей и не дает ей волочиться, как это наблюдается у стариков с ослабленной мускулатурой.

Бег. Основное отличие бега от ходьбы заключается в отсутствии периода двойной опоры тела на ногу, уже вынесенную вперед, и на «заднюю», еще не оторванную от земли. Более сильное отталкивание тела «задней» ногой замещает момент двойной опоры тела периодом полета его в воздухе.

Толчки при ходьбе, а особенно при беге и прыжках доходят до внутренних органов и головного мозга резко ослабленными. Это объясняется способностью нижних конечностей и особенно позвоночника пружинить. Изгибы позвоночника и межпозвонковые диски способствуют плавности движения тела.

Структура аппарата движения определяет двигательные - возможности человека. Рассмотрим примеры:

Рис. 1. Мышцы нижней конечности, участвующие в опускании и поднима­нии на одной ноге:1 - большая ягодичная; 2 - прямая; 3 - икроножная; 4 - камбаловидная; 5 - мыш­цы подошвы.

Например, такое движение, как «вынимание ноги в сторону», начинается в тазобедренном суставе работающей ноги, продолжается в тазобедренном суставе опорной ноги и завершается в суставе опорной стопы.

Движение вокруг одной оси называют одной степенью свободы дви­жения. Количество степеней свобод движений звена зависит от формы и строения сустава. Суставы, имеющие сферическую форму, обладают тремя степенями свободы движения; суставы, имеющие эллиптическую форму, обладают двумя степенями свободы движений. Все движения, происходя­щие в промежуточных направлениях, осуществляются по переходным осям. В частности, круговые движения происходят по осям, промежуточ­ным между фронтальной и сагиттальной.

Определение степени свободы дви­жения выносится на практическое занятие №2. Используя данные табл. 1 необходимо определить амплитуду движений испытуемых по сус­тавам в возможных направлениях:

Амплитуда движений человеческого тела (в градусах)

Сгибание

Отведение

1. Плечевой

3. Луче-локтевой

4. Луче-запястный

5. Запястно-пястный 1 пальца

6. Пястно-фаланговые

7. Межфаланговые проксимальные

8. Межфаланговые проксимальные

9. Тазобедренный

10. Коленный

11. Голеностопный

В основе понимания движения материальных тел лежат законы динамики, сформулированные Ньютоном. Внешними силами являются силы, возникающие при взаимодействии тел. Они являются результатом, следствием механического взаимодействия тел. Механическое взаимодействие тел может выражаться в виде притяги­вания или в виде отталкивания тел друг от друга. Например, любое движе­ние человека по земле порождает и силу реакции опоры; взаимодействие птицы с воздушной средой порождает силу реакции (сопротивление) воз­духа, взаимодействие рыбы с водой порождает силу реакции воды. Эта си­ла и обусловливает перемещение тел в данной среде.

Знание законов механики помогает правильно оценить условия для ме­ханического перемещения тела. Например, наклон пола на сцене предъявляет особые требования и к позе и к самому движению танцора, так как изменяет усло­вия действия внешних сил на человека; одни и те же упражнения у палки отличаются от упражнений на середине по трудности в силу механических причин (разных условий опоры).

Движение живых существ и, прежде всего, человека представляет сложное явление, в котором взаимодействие человека с окружающими те­лами совершается рефлекторно.

Преддверьем к анализу упражнений служат сведения по анатомии, фи­зиологии, механике.

Лекция 5. Мышечная механика и телосложение человека

Движение человека происходит при участии внешних и внутренних сил. Внешними силами называются силы, действующие между разными телами (человеком и землей) Внутренними называются силы, действую­щие внутри человека, между звеньями его тела. Человек обладает актив­ными и пассивными внутренними силами. К пассивным относятся силы

Большинство антропометрических показателей имеют значи­тельные индивидуальные колебания. Уже при первом взгляде на человека видны особенности его индивидуального строения. В анатомии имеется понятие о типах телосложения. Телосложение определяется генетическими (на­следственными) факторами, влиянием внешней среды, социальны­ми условиями. Нормальная анатомия рассматривает расположение частей тела и органов человека, который стоит с опущенными супинированными верхними конечностями (ладони обращены вперед). В каждой части тела выделяют области (рис. 1).

В качестве ориентиров в анатомии служат линии и плоскости (рис. 2). Для определения положения органов используют три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальную (от лат. sagitta - стрела), вертикально рассекающую тело спереди назад; фронтальную (от лат. frons - лоб) плоскость, перпендикулярную к первой, вертикальную (ориентированную справа налево) соответственно плоскости лба; и горизонтальную (плоскость, перпен­дикулярную первым двум). В теле человека условно можно прове­сти множество таких плоскостей. Сагиттальную плоскость, которая делит тело пополам на пра­вую и левую половины, называ­ют срединной.

Для обозначения расположения органов по отно­шению к горизонтальной плос­кости применяют термины верхний (краниальный - от лат. cranium - череп), нижний (каудалъный - от лат. cauda - хвост); по отношению к фрон­тальной плоскости - передний (вентральный - от лат. ven­ter - живот), задний (дорсальный - от лат. dorsum - спи­на). Выделяют также понятия боковой (латеральный), распо­ложенный на удалении от сре­динной сагиттальной плоско­сти, и средний (медиальный), лежащий ближе к срединной плоскости. Для обозначения ча­стей конечностей применяются термины - проксимальный (рас­положенный ближе к началу конечности) и дистальный, на­ходящийся дальше от тулови­ща. Кроме того, в анатомии употребляются такие общие прилагательные, как правый, левый, большой, малый, поверх­ностный, глубокий.

Рис. 2. Схема осей и плоскостей в теле человека:

1 - вертикальная (продольная) ось, 2 - фронтальная плоскость, 3 - горизонталь­ная плоскость, 4 - поперечная ось, 5 - сагиттальная ось, 6 - сагиттальная плос­кость

При изучении анатомии у живого человека органы про­ецируют на поверхности тела. Для определения их границ ис­пользуют ряд вертикальных ли­ний. Это - передняя и задняя срединные, правая и левая грудинные, проведенные вдоль со­ответствующих краев грудины; среднеключичные, проведенные через середины ключиц; подмышечные: передние, задние, средние, проведенные через соответствующие края и середину подмышеч­ной ямки; лопаточные - проведенные через нижние углы лопаток.

В современной антропологии существует много классификаций.

Выделяют три типа телосложения человека: мезо­морфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному (от греч. mesos - средний) типу телосложения (нормостеники) были отнесены те люди, чьи анатомические особенности прибли­жаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.).

Бояться гибели - естественное для человека состояние. Но каждый день солдаты поднимаются в атаку, «адреналинщики» летают в вингсьютах, руферы балансируют на краю. В новостях мы слышим о терактах с участием «живых бомб». Как природа позволяет людям преодолевать страх небытия или даже играть с таким страхом?

Когда заходят разговоры о преодолении страха смерти, часто можно услышать об инстинкте самосохранения, который вечно на страже, не давая сделать последний шаг. Правда заключается в том, что инстинкт - это вообще не про человека.

В кабинете невропатолога мы получаем легкий удар молоточком по надколеннику, голень дергается. Сама по себе. Это рефлекс - простейшая реакция нервной системы: на один стимул из внешней среды живой организм отвечает всегда одной и той же реакцией. Когда нервная система стала эволюционно усложняться, к рефлексу добавился инстинкт. На стартовом этапе внешний раздражитель может порождать много различных реакций. На финальной стадии инстинкта результат будет рефлекторным и однозначным. Птица не знает, где именно в лесу разбросаны веточки, их придется поискать, но благодаря инстинкту гнездо из них получится точно такое же, как у всех других птиц этого вида. Муравейники, кротовые норы, плотины у бобров - все это создано под влиянием инстинкта.

Сложный человеческий мозг позволил выстроить более совершенную стимул-реактивную систему, которая называется научением. В нашем случае на любой внешний раздражитель реакций может быть сколько угодно. Инстинкт самосохранения, существуй он в человеческой психике, запретил бы Муцию Сцеволе сжечь в знак непреклонности свою правую руку или Александру Матросову броситься на пулеметную амбразуру . Но такого инстинкта у нас нет. И они смогли.


Человеческая личность - своего рода суперпрограмма, которая контролирует все психические функции, - в принципе способна управлять почти любыми нашими действиями от начала и до самого конца. Даже если поведение носит самоубийственный характер. Станет ли человек в экстремальной ситуации героем или «сломается», испугается, утратит контроль, зависит именно от уровня развития личности. А стать сильной личностью дано не всем.

Эффект большого косяка

Из сильных личностей во все века рождались легендарные герои, но судьбу реальных войн решали не отдельные бойцы, а массовые армии. В строй приходилось и приходится вставать людям с самыми разными психологическими качествами. В атаку же командирам надо поднимать всех без исключения. Для решения этой задачи сформировалась армейская дисциплина в формате постоянного движения строем. Цель подобной практики - воспроизвести одну из форм социального поведения, свойственную животному миру и описанную австрийским этологом Конрадом Лоренцем. Ее условное название «рыбий косяк». Рыбы движутся в море огромным косяком. Сила и мощь группы рыб в ее численности. Время от времени хищники выхватывают из косяка то одну, то другую особь, но судьба отдельных товарищей группе безразлична. Никаких мер по защите от врагов у рыб, живущих большими косяками, нет, так как нет в этом эволюционного смысла. Армейский строй постепенно формирует у солдата психологическое ощущение принадлежности к большой группе, существование которой важнее судьбы отдельного входящего в нее индивида. В том числе самого этого солдата. И когда приходит время атаковать, энергия группового давления блокирует страх индивидуальной смерти.


Правда, в развитых государствах все дело идет к тому, что массовые призывные армии уйдут в прошлое, их заменят летающие дроны, роботы-танки и сравнительно небольшое количество бойцов с высокой профессиональной подготовкой. Если солдат и офицеров требуется немного, для армии гораздо проще отобрать кандидатов со специфическими психологическими качествами, которые по природе своей хладнокровны и умеют держать контроль даже в предельных условиях. Развить такой контроль помогает психологический тренинг, основанный на интересном природном механизме. Вот в чем он заключается.

Убить боль, чтобы выжить

Человек, получивший тяжелую травму на поле боя или в любой другой ситуации, первым делом чувствует сильнейшую боль. Боль - важный сигнал, но при ее чрезмерной силе происходит гиперактивация психики. Это очень энергозатратный процесс, который быстро расходует все ресурсы организма, и тогда неизбежно наступает гибель. Иногда в подобной ситуации наступает коматозное состояние, то есть отключаются высшие психические функции, а с ними и соответствующие переживания. Но кома опасна - это полная утрата контроля, да и выход из нее не очевиден. Поэтому обычно у сильно травмированного человека начинает работать иной механизм, известный как болевой шок. Боль и стресс уходят, но сознание остается включенным. В шоковом состоянии боец с оторванной рукой может еще какое-то время бежать по полю боя и кричать «ура». Зачем это нужно? Ведь все равно он вскоре рухнет без сил?


Болевой шок - явление, ставшее возможным благодаря сложной социализации человека. Природа дает нам шанс выжить: пока мы не чувствуем боли и сохраняем сознание, нам могут помочь другие. Отключение боли происходит с помощью сложной системы гормонов - эндорфинов и энкефалинов. И по химическому составу, и по действию они схожи с наркотиками морфиновой группы. В любой укладке скорой помощи, как и в любой армейской аптечке, всегда есть ампула с наркотиком. Наркотики - это очень опасно, но если они помогают доставить шокового больного живым до больницы или полевого госпиталя, опасностью можно пренебречь.

Опьяняющее предчувствие

Чтобы эндорфины и энкефалины начали вырабатываться в достаточных количествах, не обязательно ждать, пока оторвет руку. В ситуации экстремального риска, когда «до смерти четыре шага», а может, и меньше, мозг начинает «готовиться» к вероятной травме и последующей за ней боли, генерируя внутренние, эндогенные наркотики. Наступает полноценное опьянение, выраженное измененным состоянием сознания. Страх смерти нивелируется, однако возникает риск потери ориентации (пьяным лучше избегать повышенного риска не только за рулем). Один из ключевых компонентов подготовки бойца спецподразделения - выработка умения очень тонко управлять внутренним эндорфин-энкефалиновым ресурсом. Овладевший подобным умением боец избавляется от парализующего волю страха, одновременно сохраняя трезвый ум.


То же самое актуально и для исполнителей экстремальных трюков. Их часто называют «адреналинщиками», но адреналин не дает эйфории - это просто гормон стресса. «Кайф» создают эндорфины и энкефалины перед лицом реально смертельного риска. Если из-за наступившей эйфории искатель приключений переоценит свои возможности, эпизод закончится драматически.

У врат рая

В подготовке террористов-смертников также можно было бы применить технологии управления эндогенными веществами и измененными состояниями сознания, подавляющими страх. Но значительно проще использовать обычные наркотики. Террорист в состоянии сильного наркотического опьянения - пушечное мясо, но большего от «живой бомбы» и не требуется. Технология известна со времен раннего Средневековья, когда мусульманских смертников называли ассасинами от искаженного слова «гашиш», которым убийц предварительно обкуривали.


Подготовка террористов обычно ведется в социумах, где процветает «суицидальная культура» и где люди наивно верят в мгновенное загробное воздаяние «борцу за веру». Слабая личность легко поддается социальному давлению. Ее «райские ожидания» наполнены довольно примитивными и совершенно земными приметами. Если уровень наркотиков - внешних или внутренних - в крови смертника по каким-то причинам упадет, появляется шанс, что он одумается и остановится. Поэтому кураторы террористов обычно подстраховываются, сохраняя возможность подорвать бомбу дистанционно. Если же врата наркотического рая будут казаться «живой бомбе» широко открытыми, никакие страхи ее не остановят.

Фото: Caters News Agency / Legion-media, Thomas Vuillaume / Solent News, Caters News Agency (x2) / Legion-media, Caters News Agency / Legion-media (x2)

Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Сама физиология двигательного аппарата того или иного животного может быть генетически понята и объяснена лишь из его поведения, на основе его биологии. Специфические же особенности движений человека обусловлены тем, что его моторика - специфически человеческие движения руки - вырабатывалась в процессе труда, в целесообразных действиях, направленных на предмет и приспособленных к воздействиям на него посредством орудий. Труд, в процессе которого человек стал пользоваться орудиями, внёс в моторику человека коренные качественные изменения. В труде при пользовании орудиями человеческая рука должна быть включена в систему движений, которые определяются функциями и закономерностью движения орудия. «Производственная логика» движений, идущая от предметов, подчиняет себе и преобразует естественную «логику» движений, идущую от моторных функций организма, от естественной игры мышц. Орудия являются не только продолжением, удлинением или дополнением естественных органов человека, в процессе действия орудиями изменяются сами закономерности, которым подчиняются движения. Когда человек работает, пользуясь орудиями, он не просто включает дополнительное средство в систему движений своих органов; он в известной мере включает движения своих органов, своей руки в систему движений орудия. Первоначальная детерминированность естественными природными взаимоотношениями собственного тела и окружающих вещей преобразуется в сложную зависимость, опосредованную взаимоотношениями предметов, на которые направляется деятельность. Органическое движение превращается в Предметно организованное движение . Как компоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психических процессов - восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения его результатов и т. д. - и зависимой составной частью направленного на предмет и им обусловленного действия.

Служащие для воздействия на объективный предметный мир, для изменения его, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия. Изучение движений человека, выходящее за пределы чистой физиологии двигательного аппарата, должно быть поэтому в основном изучением двигательного, моторного аспекта действия и деятельности, как системы действий. По мере того как деятельность усложняется, направляясь на всё более отдалённые опосредованные, идеальные цели, организация движений принимает более сложные формы. Непосредственно Предметная организация движения Переходит к организации опосредованной, которую можно было бы назвать семантической, поскольку она опосредована смысловым содержанием действия.

Таким образом, движения человека являются собственно способом осуществления действия, направленного на разрешение определённой задачи. Поэтому характер или содержание этой последней определяет движение.

Различают движения Непроизвольные И Произвольные .

Вопрос о принципах такой классификации движений - на произвольные и непроизвольные - был подвергнут углублённому анализу И. М Сеченовым. Сеченов указал, во-первых, на то, что «старый принцип, анатомический, согласно которому произвольными, подчинёнными воле являются те движения, которые осуществляются рубчатыми мышцами, и не произвольными, не подчиняющимися воле - осуществляемые гладкими мышцами, - не годен», так как «сердце построено, например, из рубчатых волокон и не подчинено воле, мышца, выгоняющая мочу из мочевого пузыря, относится к разряду гладких, а между тем подчиняется ей». [И. М. Сеченов, Избранные труды, М. 1935, стр. 277.] Отвергнув ещё другой возможный принцип, Сеченов останавливается на третьем, который формулирует так: «Воле могут подчиняться только такие движения, которые сопровождаются какими-нибудь ясными признаками для сознания». В пояснение и подтверждение этого принципа Сеченов пишет: «С этой точки зрения движение рук, ног, туловища, головы, рта, глаз и пр., как акты, сопровождающиеся для сознания ясными ощущениями (смесь кожных с мышечными), притом как движения, доступные видению, могут подчиняться воле. С этой же точки зрения может быть объяснена подчинённость ей мочевого пузыря, различные состояния которого отражаются в сознании ясными ощущениями; далее - подчинённость воле голосовых связок, так как их состояниям соответствуют различные характеры голосовых звуков и пр., - одним словом, все движения, недоступные непосредственному наблюдению через органы чувств, но сопровождающиеся косвенно ясными ощущениями». [Там же, стр. 278.] Сеченов приходит к тому выводу, что этот принцип подтверждается, и принимает его. Но не останавливаясь на этом, Сеченов задаётся ещё вопросом о том, как формируется произвольное действие. Он при этом обращает внимание на тот «крупный факт», что «число произвольных движений, производимых человеком руками, ногами, головой и туловищем в действительности, сравнительно с числом возможных движений, определяемых анатомическим устройством скелета и его мышц, представляется до чрезвычайности ограниченным». Объяснение этому факту Сеченов находит в том, что в качестве произвольных движений выделяются те, упражнение в которых оказывается необходимым в силу условий жизни. Об этом свидетельствует весь процесс выработки произвольных движений у ребёнка.

Свой физиологический анализ произвольных движений И. М. Сеченов резюмирует в следующих положениях:

«1. Все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как все комбинированные движения, заучиваемые в детстве, ходьба, беганье, речь, движения глаз при смотрении и пр., становятся подчинёнными воле уже после того, как они заучены.

2. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот (крайний случай - полное безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не даёт условий для упражнения).

3. Но власть её во всех случаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно как усиления или ослабления движения; само же движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли, будучи реально повторением того, что делалось уже тысячи раз в детстве, когда о вмешательстве воли в акт не может быть и речи». [Там же, стр. 283.]

Основными свойствами Движений являются: 1) скорость (быстрота прохождения траекторий); 2) сила; 3) темп (количество движений за определённый промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); 4) ритм (временной, пространственный и силовой); 5) координированность; 6) точность и меткость; 7) пластичность и ловкость. [Мы придерживаемся здесь в основном, вводя в частности понятие меткости и ловкости, классификации психомоторных функций А. А. Толчинского, который выделяет следующие шесть основных свойств: 1) меткость, 2) ловкость, 3) координация движений, 4) ритмичность, 5) скорость и 6) сила («Номенклатура и терминология психомоторных функций»). Меткость и ловкость, выдвигаемые А. А. Толчинским на передний план, имеют действительно большое значение в важнейших рабочих движениях.]

Характер движений обусловлен, с одной стороны, Объектами , на которые направлены действия, в состав которых они входят, в частности пространственным расположением объектов, их формой, величиной и прочими их свойствами (тяжестью, хрупкостью и т. д.), с другой - Установками субъекта , в частности установками на Точность . На Быстроту . Во временной организации движений часто проявляется тенденция к их ритмизации, которая содействует и Автоматизации И - при правильной ритмизации - облегчает движения.

Достаточно перейти от абстрактного анализа движения вообще хотя бы к самому беглому обзору основных видов движений, чтобы убедиться, что моторика неразрывно сплетена со всей психической жизнью человека, тысячью нитей с ней связана.

Основными видами движения являются:

1) Движения позы - движения мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путём активной тонической напряжённости мышц. 2) «Локомоции» - движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, по крайней мере некоторые его черты. 3) Выразительные движения Лица и всего тела (Мимика И Пантомимика ), непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительно отражающие их сложную и напряжённую игру. Собственно выразительные движения у человека представляют собой единство и взаимопроникновение движений органического и семантического типа в выше установленном смысле слова. 4) Перерастающие непосредственные выразительные движения Семантические движения , - носители определённого значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь, как-то утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятие шляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание и т. п. Здесь жест, движение, в котором отложилась и запечатлелась подлинная история, выступает как опосредованный историческими условиями своего возникновения носитель и выразитель определённого, очень обобщённого, смыслового содержания. В этих движениях связь движений с наиболее сложными и высшими проявлениями психической, душевной жизни человека выступает особенно отчётливо и демонстративно. 5) Речь Как моторная функция в её динамическом аспекте, который является и носителем и в конечном счёте также компонентом её семантики. Динамическая сторона речи, её ритмика, интонационная игра, голосовые подчёркивания, ударения, усиления, отражая чувства и мысли говорящего, играют часто недооцениваемую роль в том воздействии, которое речь оказывает на слушателя. 6) Рабочие движения , различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности, включая сюда и особо тонкие и совершенные, виртуозные движения - пианиста, скрипача, виолончелиста и т. д. Точность, быстрота, координированность рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям, в которых протекает трудовой процесс, меткость, ловкость имеют более или менее существенное значение для эффективности трудовой деятельности - не только для максимальной экономии затраты сил, т. е. для достижения максимального эффекта с наименьшей затратой сил, но и для наиболее совершенной, чёткой реализации замысла, плана. В качестве частного, но существенного для современного культурного человека вида рабочих движений можно выделить движения пишущей руки.

Изучение движений вовсе выпало из сферы традиционной сугубо созерцательной идеалистической психологии. Для многих стало само собой разумеющимся, что движения лежат вне сферы психологии, ограниченной будто бы замкнутым, внутренним миром субъективных переживаний. В действительности движения, произвольные движения человека, которыми он обычно осуществляет те или иные свои действия, не могут остаться вне поля зрения психологии. Они некоторыми своими сторонами и компонентами необходимо открываются для психологии в силу самой своей природы. Решающее значение при этом имеют два положения.

1. Движение не только эффекторное, а афферентно-эффекторное образование. Оно не продукт одних лишь эффекторных двигательных импульсов, оно непрерывно управляется афферентными сенсорными сигналами, которые определяются задачей, у человека так или иначе психологически представленной. Действие является, таким образом, сенсомоторным единством, в котором к тому же между сенсорикой и моторикой связь не линейная, а кольцевая, так что не существует такой реально отделимой части этого сенсомоторного единства, которое было бы только моторным образованием, не включающим сенсорных компонентов. При этом действие человека афферентируется не элементарными сенсорными сигналами, а гнозисом, сложным познавательным синтезом.

2. Движение, так называемое произвольное движение человека, осуществляет в конце концов не орган сам по себе, а человек, и результатом его является не только функциональное изменение состояния органа, а тот или иной предметный результат, произведённое в результате движения изменение жизненной ситуации, решение той или иной задачи, которое не может не вызвать того или иного личностного отношения. Поэтому движение, посредством которого у человека обычно осуществляется то или иное действие, связано с личностными установками, с осмыслением разрешаемой движением задачи, с отношением к ней. Когда меняется личностная установка, меняется и двигательная сфера. Поэтому изучение двигательной сферы неизбежно должно быть предметом психофизиологического, а не только физиологического исследования. Это, конечно, не исключает, а предполагает изучение анатомо-физиологических механизмов движения.

Учение об анатомо-физиологических механизмах движения получило в последнее время углублённую разработку в работах советских авторов (П. К. Анохин, Э. А. Астратян, Н. А. Бернштейн). Эти работы, посвящённые процессу перестройки нервных импульсов и образованию функциональных систем, показали, что всякий моторный акт является результатом не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, связанные иногда с территориально различными участками. В построении действий этих функциональных систем центр и периферия взаимодействуют так, что выполнение моторного акта в значительной мере зависит от афферентации, которая коррегирует и уточняет нервный импульс, сам по себе ещё не определяющий однозначно моторного акта. Благодаря этому воздействию афферентации моторный акт может пластично приспособляться к изменяющимся внешним условиям.

Учение о построении движений, разработанное Н. А. Бернштейном, исходит из того факта, что конечный результат активности мышц (или мышечной группы) определяется не только её возбуждением, но также и действием других факторов, независимых от нервных импульсов, посылаемых из эффекторных центров. Биомеханически эти факторы, определяющие реально происходящее движение, выступают двояко: 1) в форме внешних сил (например величина поднимаемой тяжести, сопротивление отталкиваемого предмета и т. п.) и 2) в форме реактивных сил (например сила отдачи при действии мышечной силы, приложенной к одному из звеньев конечности, в других её звеньях). Следовательно, для достижения определённого двигательного результата необходимо, чтобы посылаемые в каждый данный момент эффекторные нервные импульсы корректировались в соответствии с изменением этих динамических факторов.

Н. А. Бернштейн убедительно показал, что в силу самого устройства двигательного прибора человека, обладающего большим числом степеней свободы, управление им посредством одних лишь эффекторных импульсов в силу уже чисто механических условий принципиально невозможно. Осуществление движений в этих условиях требует Управления Движением, необходимого в этих целях.

Корректирование эффекторных импульсов возможно лишь благодаря, с одной стороны, непрерывно поступающей в ходе осуществления движения сенсорной сигнализации, а с другой стороны, благодаря наличию специальных центральных механизмов, имеющих определённую анатомическую локализацию, которые как бы перешифровывают эффекторные импульсы на основе сложной переработки сигналов, поступающих с периферии. Эта переработка состоит в том, что сигналы, идущие от различных точек тела и от различных сенсорных органов (зрение, осязание, суставно-мышечное ощущение и др.), объединяются, синтезируются в единой системе пространственных координат и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и прошлого опыта. Эти сенсорные синтезы (координации) и делают движения Предметными , адаптированными к объективной предметности мира.

В своих исследованиях Н. А. Бернштейн исходит из того положения, что всякое координированное движение является ответом на возникшую задачу, характеризующуюся определённым смысловым Содержанием . Именно содержание двигательной задачи, а не сами по себе внешние свойства движения определяют как основную ведущую систему, управляющую сенсорной координацией (афферентационная система), так тем самым и соответствующую эффекторную систему. Существенные отличия функций одних афферентационных и эффекторных центральных аппаратов от других состоят прежде всего в том, что они реализуют двигательные задачи, имеющие разное содержание.

Соответственно различным по своему содержанию типам двигательных задач выделяются и различные неврологические «уровни построения движения», отличающиеся друг от друга по их ведущей афферентации. В числе выделяемых уровней построения движения Н. А. Бернштейн описывает следующие (мы приводим лишь наиболее важные из них).

Уровень синергий. У человека, по Н. А. Бернштейну, он локализуется в системе зрительного бугра (центр сенсорного синтеза) и паллидума (эффекторный центр). Этот уровень является ведущим для мимических, пластических и т. п. движений, которые афферентируются проприоцептивной чувствительностью. Он отвечает, следовательно, задачам, содержание которых не выходит за пределы управления положением собственного тела и его конечностей (например движения при так называемой вольной гимнастике). Как и другие уровни, этот уровень участвует в осуществлении движений более высоких уровней, в которые он входит в качестве их «фоновой» составляющей.

Уровень пространственного поля. Этот уровень локализуется в сенсорных центрах коры и в стриатуме, или пирамидных кортикальных полях. Он является ведущим для целевых переместительных движений (направленные ходьба и бег, прыжки, броски, удары и т. п.). Координация движения осуществляется на этом уровне на основе синтеза ощущений, отражающих пространство в оценках его протяжённости.

Уровень предметных действий. Он локализуется в коре полушарий головного мозга и особенно тесно связан с её левой нижнетеменной областью. [Кора является, надо думать, высшей контрольной инстанцией для всех движений человека, но в различных движениях механизмы разных уровней включаются по-разному, с различным удельным весом.] Он осуществляет смысловые предметные действия, типическими представителями которых являются трудовые процессы и вообще процессы, ведущие к активному преднамеренному изменению предметов. На этом уровне протекает также и построение (координация) собственно двигательной стороны устной и письменной речи.

Кроме уровня предметного действия, существуют ещё более высокие уровни построения движения, например уровень, осуществляющий смысловую координацию устной речи и письма.

Не подлежит сомнению, что своё совершенство и свою действительную характеристику движения человека приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются. Исследования движений в процессе их восстановления у раненых бойцов с поражением периферического двигательного аппарата, проведённое лабораторией Государственного института психологии на базе восстановительного госпиталя, отчётливо показало, что с изменением задачи, разрешаемой движением, изменяются как объём движения (исследования П. Я. Гальперина и Т. О. Гиневской), так и его координация (исследования А. Г. Комм и В. С. Мерлина). Так, движение - подъём руки на определённую высоту, - невозможное для больного, когда ему предлагалось поднять руку до такой то точки, оказывалось возможным, как только ему предлагалось взять предмет, находящийся на этой же самой высоте. Таким образом, с изменением задачи, разрешаемой движением, и в связи с этим его мотивации, составляющей его внутреннее психологическое содержание, изменяются также неврологические механизмы движения - в частности характер афферентации, управляющей движением. Эти факты говорят против пропитанных вульгарным дуализмом традиционных представлений, согласно которым психологические моменты в человеческой деятельности являются внешними силами, извне управляющими движением, а движение рассматривается как чисто физическое образование, для физиологической характеристики которого будто бы безразличен тот психофизический контекст, в который оно включено. Вместе с тем в действительности этот психофизический контекст оказывается, как свидетельствуют факты, определяющим для физиологической природы движения; это последнее выступает, таким образом, как подлинное психофизическое единство.

Тем самым открываются перспективы и пути для подлинного Психофизического Исследования, которое не сводится просто к внешнему суммированию или накладыванию друг на друга внутренне не связанных психологических и физиологических данных, а соотносит их в Едином Контексте.

Выше приведённые и другие факты, установленные исследованием движений в процессе их восстановления (под руководством А. Н. Леонтьева), ставят и практические проблемы, относящиеся не только к восстановлению движений у раненых, но и к процессу обучения в нормальных условиях. В частности, поскольку изменение задачи, которая ставится перед движением, влечёт за собой изменение его механизмов и его возможностей, включение движения, которым подлежит овладеть, в разные задачи (обучения, в одном случае, движению, в другом - действию, внешне совпадающему с тем же движением, и т. д.) может стать мощным Методом обучения Или по крайней мере Общим принципом Его. К. С. Станиславский поставил эту проблему применительно к культуре движений в подготовке актёра. Обобщая свой сценический опыт, он считал, что лишь «живая задача и подлинное действие», втягивая в работу саму природу, умеет в полной мере «управлять нашими мышцами, правильно напрягать или ослаблять их».

Выработавшиеся в результате длинного пути филогенетического и исторического развития высшие формы моторики проходят и в онтогенезе у индивида значительный путь развития.

Локомоторные функции развиваются у ребёнка, как известно, к концу первого, к началу второго года, когда вступает в строй система стриатума; в возрасте 1-2 лет наблюдается ещё неуклюжесть и неустойчивость движений - не только локомоционных, связанных с передвижением, но и всех вообще. Это обусловлено главным образом недостаточным развитием высшей тонической деятельности, регуляции тонуса.

Развитие способности к передвижению знаменует важный этап в общем развитии ребёнка. Практически овладевая пространством в процессе передвижения ребёнок впервые познаёт выходящее за пределы хватательных движений руки далёкое пространство Помимо того, способность к самостоятельному передвижению приводит ребёнка в непосредственный контакт с значительно более широким кругом окружающих его предметов, вносит существенные изменения во взаимоотношения его с окружающими людьми и является важным фактором общего умственного развития ребёнка.

Движения руки уже на первом году жизни ребёнка проходят сложный путь развития; в нём можно выделить несколько уровней. [Ф. Н. Шемякин, Развитие руки на первом году жизни ребёнка. «Учёные записки Государственного научно-исслед. института психологии», т. II, М. 1941, стр. 299-321.]

В развитии хватательных движений руки решающим, переломным пунктом для развития моторики является возникновение у ребёнка первых предметных действий. Для таких действий, которые нацелены на определённый предмет, требуется овладение движением, точность его, координация различных двигательных его компонентов; необходимые для такого действия, они в процессе такого действия и вырабатываются. Именно в этих предметных действиях вырабатываются у ребёнка произвольные движения, вместе с тем эти предметные действия являются, как мы видели, первыми интеллектуальными проявлениями ребёнка. Таким образом, в первых предметных действиях ребёнка сплетены узловые линии как умственного, так и моторного развития, образующие в этой узловой точке единство, которое затем раздваивается.

В дошкольном возрасте дети, при всей значительности индивидуальных различий в этом отношении, по большей части отличаются уже большой подвижностью, а некоторые именно в этом возрасте. производят впечатление особой грациозности. Однако точность движений обычно отстаёт от их богатства, непринуждённости и даже грации. Моторика ребёнка приспособлена по преимуществу к свободным проявлениям в играх и т. п., и в них она представляется богатой и совершенной. Но выразительные и изобразительные движения у ребёнка этого возраста много совершенней, чем его рабочие движения. Неутомимость ребёнка в свободных, игровых движениях уступает место довольно лёгкой утомляемости, когда от ребёнка требуются более точные рабочие движения.

Одной из существенных задач дальнейшего моторного развития ребёнка является выработка у него мелких точных движений. Овладение такими движениями составляет одну из задач, которую ребёнок должен разрешить при обучении письму.

В последующие годы у школьника, у подростка, происходит дальнейшее развитие моторного аппарата. Однако у подростков часто наблюдается известная неравномерность, непропорциональность в развитии различных компонентов моторики, проявляющаяся в специфической неуклюжести.

Можно думать, что эта неуклюжесть моторики зависит от незавершённости объединения в единую функциональную систему процессов двигательной координации, осуществляющихся одновременно на разных неврологических уровнях.

В дальнейшем у взрослого человека, включающегося в трудовую деятельность, вырабатываются различные более или менее специализированные движения, если этого требует его профессиональная работа. При выработке рабочих движений практически важно бывает как устранение лишних движений, так и рациональное проведение необходимых.

Сложные произвольные движения, которыми человек осуществляет свои действия, развиваются онтогенетически как процесс овладения - в ходе обучения - определёнными общественно выработанными способами действия, определёнными трудовыми операциями и т. п. Поэтому, как показала работа психологов в дни Великой Отечественной войны, и в процессе восстановления двигательных функций руки после ранения существенную роль играет обучение, которое является при этом не приспособлением органа к дефекту, а его преодолением, восстановлением, так что по аналогии с воспитывающим обучением можно говорить и о восстановительном или восстанавливающем обучении. Оно призвано сыграть существенную роль в восстановлении трудоспособности раненых воинов, лишившихся её в дни Великой Отечественной войны.

Читайте также: