Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации. Социально-психологическая реабилитация людей пожилого возраста

Реабилитация детей-инвалидов представляет собой мероприятия, направленные на восстановление и приобретение ряда способностей у малыша, имеющего отклонения здоровья. Ввиду малолетнего возраста и иного проявления инвалидности для детей разрабатываются специальные программы реабилитации и абилитации. Необходимость подобных мероприятий проявляется в адаптации малыша в обществе, развитии, влияющем на становление личности в итоге. Что такое абилитация детей, реабилитация устанавливает Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также международные акты («Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах инвалидов»).

Что это такое

Физическая реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов представляют собой мероприятия направленные на восстановление и развитие новых способностей у лица, которое получило инвалидность. Согласно «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, обладающее расстройствами здоровья, вызванными стойким заболеванием, травмой или иным дефектом, что лишает таких людей способностей к самостоятельной жизнедеятельности.

Даже с учетом того, что Министерство труда и социальной защиты РФ предусматривает различные группы инвалидности (с третьей по первую по мере увеличения степени тяжести дефектов здоровья) для детей подобного разграничения нет. Лицо может быть признано инвалидом, а после достижения восемнадцати лет – инвалидом с детства.

Реабилитация и проблемы, которые порождены таким явлением, как инвалидность, полностью подчинены контролю государства. Установлены конкретные направления, возвращающие утраченные и наделяющие новыми способностями детей-инвалидов. При этом помимо национального права (ФЗ № 181-ФЗ, Приказы министерств и ведомств, Указы президента РФ), принимаются и выступают за основу при решении проблемы реабилитации детей-инвалидов международные нормы.

Система здравоохранения для социально средовой реабилитации или адаптации ребенка инвалида предполагает несколько основополагающих аспектов, определяющих рассматриваемые программы. Относят к ним следующее:

  • адаптация малыша в условиях, которые устанавливались до получения инвалидности;
  • осуществление реадаптации, направленной на создание новых условий для больного;
  • формирование специальных учреждений для физического и психологического оздоровления детей.

Все это предполагает выполнения главных задач, а именно, восстановления ребенка, выявления потенциала, а также прогнозирование для формирования программы реабилитации.

Кроме того, законодательная база, в частности международные нормы, определяют принципы, на которые должны опираться различные реабилитирующие мероприятия:

  • гарантия обеспечения прав инвалидов, в том числе детей, со стороны государства;
  • приоритетное положение интересов детей, признанных инвалидами;
  • реабилитационные программы должны быть доступны каждому;
  • медицинское вмешательство предусматривается на всех стадиях, чтобы избежать дальнейшего развития расстройства у детей;
  • разработка многочисленных программ социально-психологического, трудового, средового и иного характеров;
  • службы, которые оказывают медико-социальную поддержку детей, координируются исключительно государством.

Соответственно, рассматриваемая сфера в полном подчинении государственных органов, что дает возможность реализовывать реабилитационные программы.

Методы и виды реабилитации

Социальная реабилитация детей-инвалидов предполагает разнообразные подходы к реализации с учетом специфики заболеваний и отклонений, устанавливаемых у детей. Именно поэтому теоретическая и практическая сторона вопроса использует определенные методы применения реабилитационных мероприятий:

  • проведение консультаций в первую очередь для родителей детей с инвалидностью;
  • обучающие мероприятия, направленные на начальные этапы адаптации;
  • поддержка и организация обучения лица для получения социальных навыков;
  • адаптация жилищных условий для лучшего становления личности инвалида за счет государства;
  • организацию лечебных мероприятий, физкультуры, поездок в санатории и так далее.

Указанные мероприятия могут распространяться на все возможные виды реабилитации и адаптации.

Говоря о разновидностях программ по реабилитации, определяется несколько вариантов, с учетом всех сфер общественной жизни и видов ограничений состояния лица:

  1. Медицинская реабилитация детей-инвалидов. Применяется в первую очередь с целью улучшения физического состояния для дальнейших развивающих мероприятий.
  2. Психологическая реабилитация детей-инвалидов. Такой вариант действует совместно с социально-медицинским видом реабилитации, а также может предполагать психоневрологические мероприятия. Здесь важно сформировать внутреннее стремление к развитию, способность не бояться общества, воспринимать себя как полноценного участника отношений.
  3. Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов. Здесь осуществляется прививание соответствующих навыков больному.
  4. Социально-средовой вариант адаптации. Предполагается внедрение малыша в общественную среду, обеспечение общения с другими детьми. Нередко такой вариант соотносится с социально-трудовой реабилитацией.
  5. Социально-бытовые мероприятия восстановления. Такие варианты связаны с созданием адаптационных условий при проживании субъекта с семьей, улучшением жилища, образа жизни, коммуникативных связей с родителями.
  6. Социально-педагогические программы. Больные дети ввиду ограниченности способностей требуют особого подхода к обучению для лучшего восприятия установленных программ. Такие мероприятия чаще реализуются в специальных центрах и школах, типа интерната.

При этом в целом реабилитация полностью должна охватывать каждое из указанных направлений для полноценного восстановления состояния детей.

Индивидуальные программы

Что это такое? Согласно разработанному Министерством труда и социальной защиты РФ образцу, индивидуальные программы реабилитации представляют собой документ, выступающий своеобразной медицинской картой конкретного лица, которая составляется комиссией экспертов, установивших факт инвалидности.

Подобная документация включает в себя информацию, определяющую дальнейший характер лечения и восстановления. В ИПР входят следующие сведения:

  • общие анкетные данные;
  • группа инвалидности, в случае с детьми сам факт ее наличия;
  • конкретные ограничения и отклонения здоровья (потеря зрения, слуха, органа, тяжкое заболевание и так далее);
  • программа мероприятий, направленных на оздоровление лица медицинского, психологического и (или) иного характера;
  • проект действий, направленных на социально-восстановительные мероприятия, завершающие процесс лечения, а также психолого-педагогические программы, разработанные исключительно для детей.

Подобный документ должен быть оформлен на каждого, кто подвергался освидетельствованию и признан в результате инвалидом. Подтверждает это факт заболевания и дает право получить от государства.

Особое место в данной программе занимает именно медицинская реабилитация. Такой вид восстановления выступает основой всех мероприятий, поскольку способствует восстановлению физического состояния инвалида. При этом такая программа обязательно включает в себя несколько разделов, каждый из которых должен быть реализован:

  • общая терапия;
  • хирургические мероприятия;
  • протезирование или дальнейшая замена протезов при необходимости;
  • технические средства, которые могут понадобиться для восстановления;
  • программа лечение в санаторно-курортных условиях.

При этом все мероприятия обеспечиваются государством, а для инвалидов должны быть организованы все условия для полноценной реализации указанных программ.

Конечно, не все мероприятия проводятся за счет государственных учреждений. Чаще всего индивидуальная программа предполагает обеспечительные меры: подбор больницы, технических средств, методов реабилитации, источников реализации и так далее. При этом в случаях с детьми следует учитывать особые потребности, под которые также должна подгоняться индивидуальная программа реабилитации.

Место реализации программ

Устанавливаются два варианта реализации программ для детей с инвалидностью:

  • нахождение и реабилитация инвалида до восемнадцати лет в домашних условиях;
  • реабилитация детей-инвалидов в специальных учреждениях.

Подходящий режим определяется также комиссией врачей. Однако в исключительных случаях именно родители просят определить подходящее место для адаптации и восстановления малыша.

  • Сабанов Заурбек Михайлович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  • ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
  • ПСИХОТЕРАПИЯ
  • ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
  • ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В статье рассматриваются организационные вопросы психотерапии и психокоррекции в реабилитации инвалидов, исследуются основные направления деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную психологическую реабилитацию инвалидов, основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы психологической реабилитации инвалидов, использование которых способствует их социальной интеграции в общество.

  • Современные теоретико-методологические и содержательные основы профессиональной реабилитации инвалидов
  • Оценка общественного отношения к выборам в государственную думу РФ
  • Профессиональная подготовка и уровень образованности кадров на крупных предприятиях
  • Основные методы работы с людьми пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания

В последние годы возникла общемедицинская дисциплина, изучающая психосоматические расстройства. Дело в том, что часто депрессия может проявляться не только пониженным фоном настроения, но и в виде различных соматических симптомов, что способствует формированию мнения о наличии серьезных заболеваний. Такие пациенты долго и безуспешно лечатся у врачей общей практики. Зачастую им проводятся многочисленные, в том числе и достаточно болезненные исследования, по результатам которых не удается выявить истинную причину жалоб. У больных возникают мысли о тяжелом, нераспознанном заболевании, что по механизму порочного круга ведет к утяжелению депрессии .

Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.

Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).

Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.

В современной социальной медицине с внедрением в практику медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации интегративных био-психо-социальных подходов значимость методов психотерапии и психокоррекции при решении проблем болеющего человека значительно возрастает.

Специалисты Бюро МСЭ, а также лечебно-профилактических учреждений (где реально осуществляются мероприятия реабилитации) пока недостаточно ориентированы в целях психотерапии, в ее методах, в показаниях и противопоказаниях к ним. На различных этапах реабилитации (ЛПУ, Бюро МСЭ, реабилитационные центры, иные учреждения) нет четкости в выборе форм и условий психотерапевтического вмешательства, и в подборе специалистов для его реализации. В частности, выглядит необоснованным проведение ряда методов психотерапии в условиях Бюро МСЭ, поскольку они плохо согласуются с решением основных экспертных задач. Несмотря на введение психолога в состав Бюро МСЭ, эти вопросы решаются пока слабо, поскольку нет ясности в разделении психотерапии, как врачебной процедуры, и психокоррекции, как формы психологического вмешательства. В немалой мере указанные сложности сопряжены с не преодоленным пока отставанием российской психотерапии от мирового уровня, с малочисленностью психотерапевтов с достаточным стандартом подготовки. Сказывается также разноречивость трактовок норм и методов современной психотерапии.

Сегодня с учетом совокупности указанных проблем в социальной медицине и реабилитологии первоочередной становится необходимость систематики психотерапевтических и психокоррекционных подходов, с проработкой классификации и научно обоснованных критериев их использования .

По данным литературы, мировая практика сегодня насчитывает свыше 700 психотерапевтических методик и более 400 определений психотерапии. Вместе с тем, разноречивость трактовок значительно меньше при концентрации составляющих психотерапевтического процесса.

Базовой среди них все чаще признается технический прием («техника»), который представляет собой вербальное либо невербальное действие, организованное психотерапевтом в специальную форму для представления пациенту терапевтической информации. Подобные профессионально организованные действия (варианты беседы, формулировки ввода в транс, игры, и др.) поддаются наиболее четкой верификации, их суть мало зависит от тех или иных толкований. Определенная последовательность технических приемов, дополненная теоретическим анализом, складывается в психотерапевтический метод. Он определяется, как «общий принцип психотерапевтического вмешательства, вытекающий из понимания психотерапевтом сущности проблемы (патогенеза заболевания)».

На уровне метода, однако, возможен отрыв предлагаемой концептуальной трактовки от реальной психотерапевтической процедуры. Методы психотерапии объединяются в три направления:

  • психодинамическое (психоаналитическое);
  • экзистенциально гуманистическое;
  • и поведенческое – в зависимости от общности теоретико-мировоззренческих и некоторых «технических» подходов .

Вместе с тем, в решении практических задач реабилитации больных и инвалидов ощущается необходимость в подборе достигнутого, надежного, поддающегося гибкой компоновке психотерапевтического инструментария. Однако, его конкретизация зачастую недостаточна на уровнях психотерапевтических направлений и даже методов. Поэтому для указанных целей нами используется следующая классификация психотерапевтических вмешательств, основанная на конкретизации их форм и приемов:

  1. Конфронтирующие формы психотерапии. Стержнем приемов здесь является конфронтация (термин Фрейда) сознания с содержанием бессознательного при помощи, как правило, специальным образом организованной беседы. Сюда относится большинство приемов двух основных направлений – психодинамического (психоанализ Фрейда, психотерапевтические методы Юнга, Адлера, Берна, и др.) и экзистенциально- гуманистического (гештальт-терагшя Перлза, метод Роджерса, и др.). Вместе с тем, в реабилитации больных и инвалидов среди конфронтирующих форм более доступны приемы рациональной психотерапии, а сегодня – варианты позитивной психотерапии (по Пезешкиану, и др.).
  2. Гипнотрансовые формы психотерапии. В этой методике происходит использование гипнотических трансов, как бессознательных состояний, для внедрения лечебной информации в «обход» критического сопротивления пациента. Здесь наиболее известен традиционный гипноз. Сегодня применяются и другие варианты трансов – в гештальт-терапии, в т. н. эриксонианском гипнозе, и др. В реабилитации применение гипнотрансовых приемов не исключено, но ими чаще дополняют иные психотерапевтические формы
  3. Невербально-метафорические формы психотерапии. Невербальный характер таких форм не исключает беседы, но связан с применением специальных метафор. Их смысл доступен пациенту не явно, а, как правило, в «обход» сознательного контроля. Поэтому наиболее показательным примером здесь являются различные психотерапевтические игры (ролевые, психодрама, и др.), в завуалированной форме несущие терапевтическую информацию. Эти принципы реализуются и в приемах поведенческой психотерапии. Сходный эффект обнаруживается в словесных метафорах т. н. эриксонианского гипноза и некоторых других методов. Игровые и иные метафорические приемы широко применяются в реабилитологии, в особенности – детей-инвалидов
  4. Телесно-ориентированные формы психотерапии. Сходны с приемами предыдущей группы, поскольку терапевтическая информация представляется пациенту, находящемуся в ясном сознании, но в обход его критических функций – в лице своеобразных «телесных метафор». Наиболее известны приемы методов Лоуэна, а также методики трансов, интенсифицированных дыханием по Грофу. Несмотря на высокую эффективность, в реабилитации больных и инвалидов такие приемы распространения не получили по причине серьезных требований к условиям процедур.
  5. Формы психотерапии с групповым усилением. Психотерапевтическая группа чаще создается искусственно (групповая психотерапия). В этом случае механизмы внутригруппового воздействия дополнительно усиливают известные приемы и методики. Подобные приемы могут быть использованы и в работе с семьей, как с естественно существующей группой (семейная психотерапия). В практике реабилитации формы психотерапевтической групповой работы используются весьма часто.
  6. Формы психологических вмешательств в «системах веры» (т. н. «альтернативное целительство», «экстрасенсорика», и т. п.), известная специалистам опасность которых пока не снижается на фоне слабости системы психотерапевтической помощи.

Представленная классификация на основе форм психотерапии согласуется с принципами ее клинически ориентированного определения, в качестве системы информативного лечебного воздействия на психику и через психику на организм и поведение больного .

Более того, подавляющее большинство указанных приемов могут быть использованы не только в психотерапии, но и в психокоррекции. Однако, границы понятия психокоррекции в литературе остаются дискутабельными, продолжается ее сравнительный анализ с психологическим консультированием, и с т. н. «немедицинской психотерапией». В реабилитации больных и инвалидов целесообразно четкое разделение указанных понятий, исходя из предмета и целей вмешательства. Психотерапия должна быть вычленена как лечебная процедура, применяемая для редукции клинически очерченных расстройств (невротических, и др.), с реализацией врачом-психотерапевтом в рамках медицинского аспекта реабилитации. В этой связи недостаточно обоснованным видится обсуждений «немедицинской» психотерапии. Отличаясь от психотерапии набором приемов, психокоррекция может осуществляться лишь в случае отсутствия нервно-психических расстройств – для снижения аутопсихического дискомфорта, коррекции мотивации, установок, и т. п. Психокоррекция реализуется в психологическом аспекте реабилитации – как врачом, так и психологом.

Исходя из такого деления, психокоррекции должно предшествовать врачебное обследование – для исключения психических расстройств, а также для правильного выбора целей и форм реабилитации. Поэтому в практике реабилитации соматических больных проводится, как правило, не психотерапия, а психокоррекция. Она «выстраивается» вокруг работы с внутренней моделью болезни и реабилитационным потенциалом личности, и не может обойтись без опоры на ключевые клинические представления о болезни. Основные среди них - степень и характер дискомфорта при конкретном синдроме, которые больной вынужден преодолевать в жизненных ситуациях; различия в механизмах ограничений жизнедеятельности при различных нозологиях (опухолевый рост, псориаз, сахарный диабет и т. д.); особенности, последовательность и сроки необходимых лечебных мероприятий.

Необходимо также учитывать медицинский и социальный прогноз в целом. «Технически» правильная психокоррекция, не опирающаяся на подобные представления, не будет эффективной, поскольку не затронет наиболее значимые для реабилитанта проблемы. «Прицельная» психокоррекция, наиболее значимая в реабилитации, помимо медицинских психологов, широко проводится и врачами. Подобный опыт накоплен, в частности, в современной реабилитации больных сахарном диабетом. Для психически больных формы вмешательства могут реализоваться только как врачебные психотерапевтические, поскольку в той или иной степени обязательно влияют на симптоматику основного заболевания.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция должны стать неотъемлемо частью современного реабилитационного процесса. Опора непосредственно на реализуемый прием в систематике подобных вмешательств позволяет четко определить их цель, необходимые формы, объем, условия применения и показания в каждом конкретном случае. При этом яснее очерчиваются формы психокоррекции, имеющей гораздо более широкое применение в реабилитации, по сравнению с психотерапией. Привлечение психолога к формированию индивидуальной программы реабилитации лишь повышает ответственность врача за ее грамотное построение, включая и психологический аспект,

Дальнейшая научная и практическая разработка вопросов психотерапии и психокоррекции позволит, наряду с приоритетом экспертной деятельности, полнее реализовать для Бюро МСЭ роль методического центра по организации современных подходов к формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации.

Список литературы

  1. Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Х. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. №2. С. 11-15.
  2. Ефремов А.Ю., Герасимов Н.Л. Психологические особенности консультативной работы по вопросам медико-социальной экспертизы. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 35-37.
  3. Жилина С.А., Погудаева М.Ю. Реабилитация как основа социальной политики в отношении инвалидов //Экономика России: теория и современность материалы II Чаяновских чтений. 2002. С. 99-102.
  4. Мюллер Н.В. Индивидуальная программа реабилитации инвалида -инструмент реформирования системы услуг комплексной реабилитации//Новые знания. 2004. -№4. С. 22-26.
  5. Сабанов З.М. Создание доступной среды для инвалидов //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 182-183.
  6. Сабанов З.М. Проблемы комплексной социальной реабилитации и пути ее решения //Nauka i studia. 2016. Т. 6. С. 153-156.
  7. Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства //Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 8.
  8. Тычинина Э.В., Хабарова Т.Ю. Психодиагностика и коррекция эмоционального состояния пациентов с нарушениями мозгового кровообращения //Молодой ученый. 2016. №1. С. 101-104.

Реабилитация – сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящей к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.

Цель: оказать психологическую помощь инвалиду в установление контактов с окружающими людьми в формировании адекватного отношения к себе, к своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидизации.

Условия эффективности: эффективность реабилитационного процесса зависит не только от внешних факторов но и от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека., нуждающегося в реабилитации. Результатом реабилитационного воздействия является формирование у не страдавшего активного отношения к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе! Можно сказать, что личность человека является подлинным объектом реабилитационного воздействия, но ее активное творческое начало с неизбежностью превращает ее в субъекта, реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.

Принципы реабилитации:

1) принцип партнерства и аппеляции к личности инвалида;

2) принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;

3) принцип единства психоциальных и биологических методов воздействия;

4) принцип ступенчатости прилагаемых усилий. Проводимых воздействий и мероприятий.

Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы – профессиональную, культурно-образовательную, досуговую, психологическую. Это связано с тем, что выраженное и стойкое нарушение здоровья или развитие приводит к функциональной недостаточности в самых низких сферах – в труде, в межличностных отношениях, в проведение свободного времени, в мобильности, организации быта, в супружеских и сексуальных отношениях, в воспитании детей, в формировании собственности линия поведения.

К направлениям социальной реабилитации следует отнести: реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых и престарелых людей; участников боевых действий; лиц отбывших наказание в местах лишения свободы; дезадаптированных детей и подростков и др. Из перечисленного выделим реабилитацию инвалидов. Социальная защита именно этой категории населения объявлена одним из приоритетов современной социальной политики. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызваны нарушением здоровья со стойким расстройством организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса.

Основными видами реабилитации инвалидов:

  • 1. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, лечебная физкультура, психотерапия и др.
  • 2. Социально-средовая реабилитация инвалидов- это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимым в бытовом плане. Особенности реализации социальной профилактики//Дети с ЗУР-социальный портал[Электронный ресурс]-URL://http://www.deti-s-zur.ru/article/361.html
  • 3. Профессионально-трудовая реабилитация. Этот вид реабилитации дополняет медицинскую и физическую, является важной составной частью индивидуальной программы реабилитации и призван улучшить качество жизни и адаптировать к трудовой деятельности путем остаточной трудоспособности.

При этом используются:

  • -профессиональная ориентация;
  • -профессиональное обучение;
  • -рациональное трудоустройство.
  • 4. При социально-экономической реабилитации определяется трудоспособность больных. Определяются показания и противопоказания в выполнении профессиональных обязанностей, а также степень трудоспособности, в соответствии с этим осуществляется перевод на инвалидность. Проведение реабилитации должно учитывать:
    • -индивидуальные особенности реабилитируемого;
    • -выраженность имеющихся нарушений жизнедеятельности и трудоспособности;
    • -характер проводимых реабилитационных мероприятий, их продолжительность. Профессионально-трудовая реабилитация//домашний доктор-интернет-поликлиника-[Электронный ресурс]-URL:http://www.help-help.ru/reabil/1/
  • 5. Психологическая реабилитационная работа показывает положительную динамику, как отдельного инвалида, так и общую положительную динамику всей группы инвалидов: снижается уровень психического напряжения, повышается уровень коммуникации. У некоторых инвалидов, уже на первом реабилитационном игровом занятии наблюдается «психологический прорыв», инсайт, осознание своих психологических трудностей, проблем и способы их решения. Также позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом и психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.Падун М.А.,Соколова Д.А./Технология реабилитации инвалидов-[Электронный ресурс]-URL:http://aupam.narod.ru/pages/sozial/tekhnologiya_socialjnoyj_reabilitacii_invalidov/

Основными методиками реабилитации инвалидов являются:

  • 1. Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно: восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен получить возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются в двух направлениях:- изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляется в эстетических, музыкально-теоретических и музыкально-психологических работах.- психофизические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов. Таким образом, музыкотерапия рассматривается в двух позициях: как область музыкальной психологии, занимающуюся исследованием психофизиологических механизмов воздействия музыки на человека, и как область медицины, использующая объективные закономерности воздействия музыки на пациента в целях восстановления его здоровья. Представляется целесообразным использовать музыку и в целях социально-психологической реабилитации пациентов, когда музыкальные произведения, воздействуя на людей влияют на изменение динамики их эмоциональных состояний, создают условия для поднятия и укрепления духа пациентов, восстанавливают, (а иногда и формируют) навыки позитивного мышления и общения, укрепляют чувства уверенности в себе. Методики реабилитации//СОГУ «Областной центр реабилитации инвалидов»-[Электронный ресурс]-URL:// http://www.reability.su/Musictherapy.htm
  • 2. Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Искусство используется в арттерапии как терапевтический фактор. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования и культуры обусловливает интерес к искусству. С одной стороны, в арттерапии отчетливо выступает трудотерапевтическая составляющая (подготовка материала, обработка его - кропотливый труд, сам по себе не представляющий для пациента большого интереса). С другой стороны, в арттерапии, как в творческой деятельности пациента, учитывающей его самооценку, уровень притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтическая составляющая, которая может иметь в конкретных случаях преимущественно седативную, активирующую, катарсическую и иную направленность. Методики реабилитации//СОГУ «Областной центр реабилитации инвалидов»-[Электронный ресурс]-URL:// http://www.reability.su/Arttherapy.htm
  • 3. Изотерапия - это терапия художественным творчеством инвалидов универсальный, психотерапевтический, междисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы). Метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или на уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков формирование способностей к трудовой, игровой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества.

Основной задачей терапии творчеством, является восстановление индивидуальной и общественной ценности инвалидов, а не только восстановление утраченных функций организма. Коррекционное исправление отклонений и нарушений, развивающий оптимизацию, стимулирование, обогащение содержание развития. Единство всех видов задач обеспечивает единство коррекционно-развивающей программы. Занятия изотерапией направлено на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями, занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалами. Проводимые занятия, упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции. Использование терапии предполагает две формы это - групповая и индивидуальная. Основным методом воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство.

Развитие мелкой моторики клиентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму. Методика занятий лепкой:

Упражнения, предполагают работу с разными изобразительными материалами, где цель это- активизация и развитие сенсомоторной сферы.-лепка (пластик, пластилин, глина, соленое тесто)-бумага - пластика. Методики реабилитации//СОГУ «Областной центр реабилитации инвалидов»-[Электронный ресурс]-URL:// http://www.reability.su/Izoterapy.htm

Благодаря различным комплексам мер, инвалиды успешно адаптируются в окружающей среде, устанавливается утерянный статус и утраченные общественные связи и возможности. А также активно привлекаются к различной досуговой деятельности.

Реабилитационный процесс чаще осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности и социального субъекта с учетом его индивидуальности. Однако все больше исходным становится состояние здоровья ребенка во всех сферах, включая душевно-духовную.

Разные авторы рассматривают четыре основные варианта понятия «реабилитация»: а) педагогическая реабилитация; б) медицинская реабилитация; в) психологическая реабилитация; г) социальная реабилитация, а также и множество их комбинаций и промежуточных вариантов: психолого-педагогическая реабилитация; социально-психологическая реабилитация; социально-педагогическая реабилитация; медико-педагогическая реабилитация; психолого-медико-педагогическая реабилитация и т. п.

Существуют различные точки зрения на явление реабилитации:

Реабилитация во всех видах есть результат воздействия не только на отдельные психофизические функции ребенка, но и на личность в целом.

Реабилитация есть последующая ступень адаптации. Если адаптация рас­сматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация есть восстановление, активизация личности. Таким образом, необходима опора на адаптаци­онный аппарат: физиологический, психологический, биологический, социальный.

Социальная реабилитация – непрерывный процесс, способствующий проявлению новых качественных характеристик ребенка.

Реабилитацию ребенка нельзя рассматривать в отрыве от воспитывающей его семьи, которая обязана способствовать раскрытию реабилитационных возможностей.

Социально-психологическую реабилитацию не следует понимать как абстрактную категорию, она имеет свою направленность и специфику для каждого возрастного этапа, конкретных особенностей развития ребенка (Н.В. Морова 1998).

Соединяя разные определения в один перечень, можно получить примерный список реабилитационных задач ,

1) восстановление самоуважения и жизнерадостности, веры в свои силы, чувства безопасности;

2) восстановление адаптационных способностей;

3) восстановление активности ребенка, подростка как субъекта своей жизнедеятельности;

4) восстановление своей социальной значимости и на этой основе выстраивание социально-ценных жизненных планов;

5) восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;

6) восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;

7) восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл реабилитации создание среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных, и главное – духовно-нравственных, его гармоничности и целостности.

Эффективность реабилитационного процесса, по мнению многих его исследователей, напрямую связана с комплексным подходом к нему. Подчеркивается первичность психолого-педагогических средств по отношению к медицинским, именно отсюда берет начало представление о социально-психологической реабилитации в ее комплексном понимании, которое стало получать особо отчетливые очертания в 90-е годы XX века.

Позиция Министерства образования РФ была сформирована в 1992 году, исходя из определения реабилитации как комплекса психолого-педагогических, а, при необходимости, и медицинских мероприятий, направленных на коррекцию, восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных психофизических функций. Дети с отклонениями в развитии, дети-сироты, дети-правонарушители, дети из семей, относящихся к группе социального риска, были обозначены как приоритетный объект реабилитации.

Предлагаемые изменения ожидаются при таком понимании в ходе взаи­мосвязанных процессов диагностики и коррекции. Очевидно, предполагается активное внешнее воздействие специалиста, в первую очередь специального психолога, проводящего диагностику и осу­ществляющего коррекцию. В то же время, без ведущей внутренней активности самого реабилитанта результат не будет достигнут.

На основании научных исследований можно заключить, что, практически, любая воспитательная и образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект.

Выделяются общие характеристики, присущие воспита­тельным, образовательным системам:

а) широкое использование реабилитационного потенциала учебно-воспитательного процесса;

б) создание благоприятного социально-пси­хологического климата, условий для развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, на­клонностей;

в) целенаправленное формирование навыков здорового образа жизни;

г) интеграция деятельности педагогов, психологов, медицинских и социальных работников.

Наиболее эффективно социально-психоло­гическая реабилитация протекает в условиях гуманистической воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, что значительно влияет на развитие внутреннего реабилитационного потенциала.

Социально-психологической деятельности и социальной работе внутренне изначально присуща реабилитаци­онная составляющая. То есть сама специфика работы специального психолога предпо­лагает действия не в коррекционном плане, через внешнее вмешательство и исправ­ление, а через создание условий для возрождения, то есть в реабилитационном ключе.

Педагогическая реабилитация как восстановление человеческого в человеке, блестяще продемонстрированная А.С. Макаренко, В.Н. Сорокой-Росинским, С.Т. Шацким и др., осуществлялась гораздо шире и глубже, чем на уровне лишь восстановления собственно социальных связей и нормы поведения.

Психологическая реа­билитация в образовании тесно связана с другими ее видами и является усло­вием эффективности упомянутого реабилитационного комплекса социально-психолого-педагогических влияний с использованием прикладного медицин­ского знания.

В отличие от коррекционного реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Широко известны слова И.П. Павлова, что человек есть система в высочайшей степени само­регулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая.

Социально-психологическая реабилитацияесть процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку с его «особенностями» целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению. Тем самым создаются условия для дальнейшего нормального, т. е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Все больше в последнее время при обсуждении условий обеспечения социально-психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии средствами образования встречаются и используются понятия «реабилитационное пространство», «реабилитационная среда», «реабилитационное поле», каждое из которых подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда «проблемном» ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы.

Реабилитационная среда соотносится с масштабом образовательного учреждения, она является частью реабилитационного пространства в социуме или его части. В рамках образовательной среды, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите, как изменялось терминологическое обозначение детей, имеющих различные нарушения.

2. Дайте общую характеристику детей с нарушениями в развитии.

3. По каким параметрам (признакам) классифицируют нарушения развития?

4. Дайте определение «адаптации». Какие формы адаптации вы знаете?

5. В чем, на ваш взгляд, заключается дискуссионность проблемы (вопросов) интеграции?

6. Каковы основные задачи социально-психологической реабилитации?

7. От каких условий зависит эффективность социальной реабилитации?

Литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: SVR – Аргус, 1994.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

3. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук / РАО. – М., 1998.

4. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М.: «Академия», 2001.

5. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Холостовой Е.И. – М., Институт соц. работы Ассоциации работников соц. служб, 1996.

6. Симоно К.К. К вопросу о терминологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. – М., 1992.

7. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / МГСУ, Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.

8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Похожая информация.


Читайте также: