Психологическая реакция человека на травму. Отделение себя от боли. Какая ситуация становится психотравмой

Введение

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» травма психическая определяется как «эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство». При этом эмоции следует понимать как субъективное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющееся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия). Психологическая травма (психотравма), как последствие стресса, бывает очень тяжела

Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло - слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно. Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.

Психотравма также отражается и на будущем. Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживает психологическую травму, как последствия стресса. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.

Характеристика психических травм и последствий их перенесения

Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия.

Острая психотравма относительно кратковременного действия в отличие от шоковой психотравмы не является такой внезапной и неожиданной. Она нередко в определенной степени вытекает из предшествующих событий, свидетелем которых был данный ребенок. Примером могут служить тяжелая болезнь и смерть близкого человека, распад семьи с предшествующими ссорами и выяснением отношений, конфликты в школе с учителями или товарищами, незаслуженная обида от любого человека и т.д. Подобные состояния встречаются преимущественно у детей школьного возраста и у подростков. Психотравма при этом (по мнению В. В. Конллева, 1979) действует не на врожденные инстинктивные физиологические механизмы деятельности ребенка, а на более высокие, сознательные уровни жизни личности.

Хроническая психотравма. Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и трудового в частности. Бывают случаи, когда с ребенком не проводится никакая воспитательная работа, что имеет место в социально не­благополучных семьях, когда оба родителя или один из них страдают алкоголизмом.

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) Для обозначения расстройств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматические стрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.

К основным (первичным) симптомам синдрома ПТСР относятся:

нарушение сна;

патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);

неспособность вспомнить - амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);

сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);

сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).

Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого.

Воздействие экстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности.

Длительность первичных симптомов -- по крайней мере, один месяц.

К вторичным симптомам ПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:

депрессию,

импульсивное поведение,

алкоголизм (токсикоманию),

соматические проблемы,

нарушение чувства времени,

нарушение ЭГО-функционирования.

Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широко известные методы (клиническая беседа, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкала депрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также ряд специализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), и ряд других. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога.

В нашей стране надежные, адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы прямо на выявление постстрессовых состояний.

Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после -- преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты дает методика, в ходе, которого пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера.

Наиболее эффективным методом коррекции подобного состояния является личносто-ориентированная психотерапия, в частности метод, разработанный в гештальт-терапии. С точки зрения гештальт-терапии, только сам человек является, в конечном счете, ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений.

Иными словами сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Психотравмирующие факторы воздействуют не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Психотравмирующие воздействия в условиях жизни имеют не только психическую, но и соматическую сторону влияния.

В качестве одного из последствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма (ПТ). Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А. Абдурахманову в своей диссертации сделать вывод о том, что под термином психическая травма целесообразно понимать результат воздействия на личность значимых для нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективность жизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменения могут быть результатом интенсивного разового стрессового события или действующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом в основе ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения в физиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческой составляющих системы регуляции

Такое понятие, как травма психологическая, к большому сожалению, имеет место быть и в современном цивилизованном обществе. Ни один человек на земле не застрахован от ударов судьбы и далеко не всегда оказывается защищенным перед несправедливостью и жестокостью.

Переживая какое-либо неприятное событие в жизни, горе утраты близкого человека, предательство со стороны близких и друзей, последствия после серьезного заболевания или просто, находясь под впечатлением ужасающих событий, каждый человек подвергается эмоциональным переживаниям и стрессам, в результате которых может возникнуть психологическая травма. К такому плачевному результату приводит и насилие по отношению к человеку, подавление воли, шантаж, угрозы, унижение человеческого достоинства, и другие события, обстоятельства, а также чьи-то действия, вынуждающие его испытывать долговременный страх, подавленность, депрессию. В повседневной жизни это может касаться мужчин, страдающих половым бессилием.

Похожие моменты в жизни людей при этом вызывают у них совершенно разную и непредсказуемую реакцию. Одно яркое трагическое событие в жизни ребенка, например, способно оставить в его памяти рубец и повлиять на психическое здоровье и эмоциональное состояние.

Разновидности психологических травм

Понятие «психологическая травма» в медицине и психологии давно известно и достаточно досконально изучено. На данный момент ее можно отнести к провокационным факторам, вызывающим заболевания подобного плана. Психотравмы даже имеют свою классификацию, подразделяясь на виды:

  • острые;
  • шоковые;
  • хронические.

Для первых двух форм свойственна кратковременность и спонтанность. Что же касается третьей, хронической формы, то здесь дело обстоит гораздо сложнее. Такая психотравма носит затяжной и долговременный характер, сопровождающийся постоянным воздействием на психику человека, который, в силу определенных обстоятельств, вынужден подвергаться давлению, причиняющему его здоровью непоправимый вред. Это может быть неудачный брак, неблагополучная семья, постоянный шантаж.

Душевную травму человек может испытывать в результате осознания своей беспомощности и бессилия перед обстоятельствами. Ее может вызвать и постоянный страх за жизнь близких людей, невозможность взять ситуацию под контроль и направить в нужное русло. Психологами было отмечено сходство психологического травмирования со стрессовыми ситуациями. При этом можно наблюдать, как, ранее спокойный и уравновешенный, человек становится нервным, ранимым и уязвимым.

Здесь играет роль в основном личностное и личное восприятие трагического события или стресса. Именно отношение к событию и эмоциональное и физическое здоровье оказываются в данном случае основополагающими.

Однотипные происшествия для разных людей могут иметь отличающиеся последствия, и совершенно не обязательно, что они окажутся травматичными: для кого-то, несмотря на весь трагизм, ситуация может не отразиться и восприняться, как досадное недоразумение.

Кстати, у взрослых вероятность развития последствий после психотравм в процентном отношении в несколько раз выше, чем у детей.

Согласно утверждениям специалистов, важными оказываются не только случаи и трагические события, но и внутренний личностный склад человека, стрессоустойчивость, собственные убеждения, сформированные в процессе воспитания. Такие явления, как стрессы или психотравмы могут вызвать не только негативное нервное потрясение, но и эмоциональный всплеск любого плана, хотя подобное происходит гораздо реже.

В качестве примера можно рассмотреть такой случай, когда домой вернулся один из членов семьи, которого давно считали убитым, или, бедный человек, влачивший полунищенское состояние вдруг оказывается наследником миллионера. Все эти события имеют общую схожесть: они выпадают из привычной цепочки. И особенно печальным становится тот факт, когда вместо позитива человек подвергается психологической травме.

Однако эти явления не предоставляется возможным отнести к психотравмам хронического типа, которые как раз характеризуются наличием безвыходности и подсознательным ожиданием противоположного поворота событий или поиском возможности приспособиться к ситуации.

Вернуться к оглавлению

Симптомы психологической травмы

Психологическая травма относится к патологиям и отклонениям, граничащими с болезнью, поэтому данное явление имеет свои симптомы. Причем они четко подразделяются на две основные подгруппы:

  • эмоциональную;
  • физическую.

Признаки психологической травмы, относящиеся к первой группе, выражаются в скачках и перепадах настроения. Больным свойственна апатия, безразличие к происходящим событиям, сменяющееся приступами неконтролируемой ярости или скрытым раздражением. Такие люди могут испытывать необоснованное чувство вины, сопровождающееся ощущением ненужности и невостребованности. Очень часто они теряют веру в людей, замыкаются в себе, перестают общаться со знакомыми и друзьями, считая себя брошенными и вычеркнутыми из жизни и общества.

Больные часто испытывают страх и тревогу, нередко перерастающие в фобии, а за тем сменяющиеся апатией и ощущением полного одиночества.

Что касается физических симптомов, то к ним можно отнести бессонницу, которая влечет за собой снижение иммунитета, ослабляя организм человека и делая его уязвимым к различным заболеваниям, в том числе, и простудным. У людей, которые не получают полноценного отдыха во время ночного сна, не успевают восстанавливаться силы и в психическом плане.

У таких больных довольно часто отмечаются обострения уже имеющихся хронических болезней, нарушения сердечной деятельности, сопровождающиеся приступами страха и тревожности. Патологические процессы могут затрагивать и функциональные особенности желудочно -кишечного тракта. Такие люди быстро утомляются, испытывая постоянную сильную слабость во всем теле. У них периодически наблюдаются изнуряющие головные боли, спутанность мыслей, ослабленность концентрации внимания и памяти.

Явным симптомом психотравмы на физическом уровне является постоянное мышечное напряжение, при котором практически невозможно войти в состояние расслабления. Избавиться от данного рода патологий далеко не всегда удается самостоятельно.


Эта статья – о психологической травме. Такие симптомы, как нарушение сна, тревога, зависимости, ангедония – первые звоночки, на которые стоит обращать внимание. Особенно, если им предшествовал какой-либо стресс.

Разовая консультация психолога или длительная его помощь при травме важна, а часто – и просто необходима. Но некоторые советы психолога можно изучить заранее и быть во всеоружии.

Часто на консультацию к психологу обращаются после какого-либо стресса или стрессового события, с которым человек не смог справиться: смерть, развод, нападение, авария и т.д. Другими словами, когда человек получает психологическую травму. Итак, что же такое травма?

Травма – это не само событие, а состояние, вызванное неким событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта. Причём событие может подействовать на человека самым различным способом:

1) никак не повлиять;

2) человек становится избыточно агрессивным;

3) человек существенно меняется по характеру и меняется практически навсегда. Третий критерий определённо указывает на наличие травмы.

Размышляя о природе травмы, я думаю вот о чём. Будучи уверенной в том, что мироздание изначально устроено наилучшим способом, я задумываюсь над вопросом: для чего эволюции травма? Ведь, на первый взгляд, это признак несовершенного устройства психики человека - в частности и мира - в целом.

Если проводить параллель с физической травмой, то получается, что травма психологическая – механизм усовершенствования человека, ибо слабый выходит из строя/умирает, а выживает и передаёт свои гены сильнейший.

Так, человек, сумевший переработать травму, получает личностный и духовный рост. Одно от другого можно отличить, сравнивая, что больше - боль или опыт. У кого боли больше, чем опыта – травматик со всеми вытекающими, у кого больше опыта – человек, сумевший адаптироваться и выработать копинг-стратегию.

Существует несколько факторов травмы. И если к некоторым из них невозможно подготовиться (внезапность, отсутствие подобного опыта), то некоторые можно либо предусмотреть, либо прекратить.

Например:

1. Длительность: чем больше человек находится в травмирующей ситуации, тем больше вероятность травму получить. Поэтому первое, что мы делаем – извлекаем его из этой ситуации («уносим потерпевшего с поля боя»).

2. Фокус травмы в утрате контроля - реальной или мнимой. Чем меньше контроля, тем хуже последствия. На самом деле практика показывает, что жертва в состоянии долго сохранять контроль. Всегда перепроверяйте: действительно ли я ничего не могу сделать в этой ситуации. Ищите выходы. Всегда.

3. Постоянные изменения, которые являются источником постоянного же напряжения (например, непредсказуемое поведение близкого человека). В этом случае важно стабилизировать обстановку, в которой находится человек, чтобы он мог обрести почву под ногами.

4. Масштаб разрушений: чем больше масштаб – тем больше травма. То, что уже пострадало, нужно оплакать. Но если что-то уцелело, то важно рассматривать это как ресурс, за который можно зацепиться и на который впоследствии можно опираться.

Даже если такой фактор как внезапность, тяжело предвидеть, то всё-таки - учите детей и учитесь сами быть готовыми к различным ситуациям. Проговаривайте их: А что бы ты сделал, если бы…? Такая мысленная готовность в решающий момент может стать автоматическим действием и спасти психику или саму жизнь.

Во время стрессовых событий человек реагирует тремя известными нам способами: - бей, -беги, - замри. Эти способы носят адаптивный характер. Если организм использует первые два способа, то травма проживается легче. Если используется 3-й способ, то практически всегда травма будет.

Причём, избыточное реагирование (когда реакция больше, чем вызвавший её стимул) является показателем наличия травмы. Почему так случается? Потому что травмированный человек зачастую нейтральный стимул воспринимает как опасный.

То же с ним случается и в отношениях с людьми: безопасных людей они воспринимают как опасных, и наоборот. Таким образом, у травматиков постоянны ошибки восприятия.

Если психика не в силах переработать травму, она прячет её в бессознательное. Чтобы понять, как это происходит, приведу метафору: если бросать камешки (травму/ы) в стакан с водой (психику), то уровень воды поднимается, и давление растёт.

Для того, чтобы сбросить давление, появляются симптомы. Симптом – это лучший способ, который находит организм, чтобы справиться с проблемой. Симптомы бывают как постоянные, так и ситуативные.

Всё разнообразие симптомов можно разделить на:

Биологические

  • Нарушение сна.
  • Чувство тревоги, которое носит биологический характер.
Хроническое напряжение в теле:
  • Вегетативные расстройства
  • Одновременно астения – когда уже нет сил выносить постоянное напряжение
Характерно: злоупотребление химическими веществами (все виды химических зависимостей) – страдания столь интенсивны, что требуют обезболивающего.

Психологические (перечислю не все, но основные)

  • Транс, в который периодически уходят, в том числе – в разговоре.
  • Диссоциация в связке: ПОВЕДЕНИЕ – ЧУВСТВА – ОЩУЩЕНИЯ – ЗНАНИЯ. Связь может нарушаться как как между компонентами, так и внутри какого-либо из компонентов. Если оторваны ЧУВСТВА, то, например, человек может быть спокоен во время похорон или говорить о страшном событии без эмоций. Если происходит разрыв в ПОВЕДЕНИИ, то где-то поведение нормальное, а где-то – нерегулируемое. Если отрываются ЗНАНИЯ, то человек может не помнить какого-либо момента своей жизни.
  • Беспомощность, пассивность, безинициативность, бессилие. Это – ключевой момент травмы!
  • Нет ничего – ни чувств, ни желаний, ни переживаний, ни потребностей. Это происходит, потому что в случае, когда психика блокирует что-то большое (травму), то малому (чувствам, потребностям) - тоже нет шанса пробиться.
Среди психологических симптомов также:
  • Алекситимия (неспособность человека называть эмоции)
  • Самоагрессия
  • Панические атаки
  • Ощущение мира как нереального
  • Отказ от человеческих контактов
  • Ангедония (отсутствие радости)
Одним из способов помощи психолога, помогающим переработать травму, является дебрифинг (помогает 97% клиетов). Есть определённые правила его проведения:

Дебрифинг должен касаться только конкретного события.

Во время дебрифинга задаём вопросы:

  • Что произошло?
  • Когда? Как?
  • Что ты чувствуешь?
3. Ценность субъективности: психолог не исправляет описание пострадавшего, даже если он его очевидно преувеличивает. Если очевидец события описывает, что взрыв был «оглушительный», психолог его не исправляет.

4. Безоценочность и нейтральность при слушании.

5. Эмоциональная поддержка. Сочувствие.

6. Хорошо, если дебрифинг проведён до первой ночи.

Кроме того, дебрифинг проводится:

a) После травмы,

b) После того, как человек попал в воронку травмы,

c) После воспоминания о травме.

И ещё один совет психолога: детям нежелательно смотреть фильмы ужасов и боевики. Потому что можно получить травму, будучи не участником, а всего лишь свидетелем травматичных событий.

Берегите себя и ваших близких.

Психическая травма - это реакция организма на травмирующее событие, как избыточное и превышающее по силе психической нагрузки ресурсы организма, необходимые для его переживания.

Причиной травмы может стать любая значимая для человека остроэмоциональная стрессогенная ситуация: акты насилия, сексуальные нападения, смерть или тяжелая болезнь близких, собственная болезнь, транспортные аварии, плен, войны, террористические акты, природные и техногенные катастрофы, и многие другие экстремальные ситуации.

По сути, любое событие, переживаемое как некий кризис, при условии, что психических возможностей человека, для его переработки и ассимиляции не достаточно, влечет за собой психическое застревание на той или иной стадии кризиса. Не выраженное, остановленное и саккумулированное в теле и психике напряжение вытесняется в бессознательное и начинает жить и воздействовать на человека как психическая травма. В телесной метафоре - это воспаленный нарыв, покрывающийся на поверхности коркой, и разрушающий ткани организма изнутри.

По мнению Питера Левина травматические симптомы возникают в результате накопления остаточной энергии, которая была мобилизована при встрече с травматическим событием и не нашла выхода и разрядки. Смысл симптомов травмы заключается в том, чтобы удерживать эту остаточную энергию. (Важно сказать, что любое из перечисленных выше стрессовых событий может и не повлечь за собой последствие в виде психической травмы, при условии, что у человека хватает внутренних возможностей для восстановления). Человек, подвергшийся воздействию травматического события, не обязательно является его непосредственным участником; иногда к травме может приводить косвенное участие, позиция свидетеля чужого насилия. Даже в виде просмотра репортажа о террористическом акте по телевизору.

Травмы бывают острые (шоковые) и хронические. К первым относятся часто разовые случаи очень сильной и внезапной травматизации и остановка возбуждения и переживания на уровне шока. Такая травма может долгие годы быть забытой и вспомниться при повторении похожих событий в жизни человека. Или человек диссоциирует свои переживания и избегает говорить о травме, чтобы остановленные чувства себя не обнаружили.

Часто шоковая травма разворачивается в ходе терапии, когда чувствительность к себе увеличивается, и человек начинает «размораживаться» в тех местах своего опыта, где раньше у него была надежная анестезия.

Сложность определения хронической травмы в том, что она состоит из большой череды более слабых по силе травмирующих событий, но повторяющихся на протяжении длительного времени и так же снижающих общую чувствительность человека. Например: регулярные наказания с применением физического насилия часто воспринимаются взрослыми жертвами как «норма».

Самые частые признаки психической травмы:

1) Наличие травмирующего, трагического события, переживаемого в объективном или субъективном состоянии беспомощности или ужаса, либо отягощающие жизненные условия, которые негативно воздействуют на человека длительное время.

2) Возвращающиеся, внезапные воспоминания о случившемся (кошмары, «флешбеки»). Иногда воспоминания фрагментарные: запахи, звуки, телесные ощущения, которые на первый взгляд не имеют ничего общего с пережитым.

3) Избегание всего, что напоминает или может напомнить травму. Так, например, взрослый, подвергавшийся в детстве избиению под одеялом, может бояться ездить в лифте, поскольку в закрытом пространстве ему становится тяжело дышать и появляется почти физическое ощущение боли и ужаса. Позиция избегания со временем часто увеличивается.

4) Повышенная возбудимость и пугливость. Любая новая ситуация требует очень много усилий для адаптации, вызывает сильную тревогу, даже если не связана с травмой. Автономная нервная система, регулирующая жизненные функции выживания у человека, находится в постоянной готовности к тревоге. Это подобно мотору, работающему на всех оборотах и при этом не проехавшему ни метра.

Эти четыре признака образуют картину нарушения, которая внешне выражается как тревожное расстройство, вызванное воздействием травматического события.

Психическая травма проявляется в виде нарушения целостности функционирования психики человека, когда значительная часть психического материала вытесняется или диссоциируется, результатом становится внутреннее расщепление. Травма нарушает нормативную психическую организацию и может приводить к возникновению нервно-психических расстройств непсихотического (неврозы) и психотического (реактивные психозы) типов, названные Ясперсом - психогении.

Здесь речь идет о пограничных или клинических состояниях, которым характерны как устойчивое ослабление иммунитета, работоспособности и адаптивных способностей мышления, так и более сложные изменения (посттравматический эффект с обоснованием) приносящие вред здоровью, социальной жизни человека, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам. Психогении рассматривают как опосредованное всей личностью (на сознательном и бессознательном уровнях) формирование переживания при развитии патологических форм психологической защиты или их срыве.

В силу того, что психическая травма влечет за собой в своем роде некоторое патологическое приспособление организма в виде выстраивания чрезмерных психологических защит, травматизация может способствовать нарушению связей между психикой и телом. Так, что последнее просто «перестает ощущаться», что в итоге и приводит к потере связи с реальностью. Восстанавливать эту связь эффективно помогает психотерапия.

Работа с травмой направлена на завершение травматической реакции, разрядку оставшейся энергии и восстановление нарушенных процессов саморегуляции. Часто людей, переживших травму, сопровождает высокая степень телесного напряжения, которое может слабо осознаваться. В попытке справиться человек, защищаясь от страха, теряет контроль над своим телом и психикой путем подавления, вытеснения своих чувств. Свободная вербализация, осознание и отреагирование чувств способствуют исцелению. Происходит глубинное принятие не принятого ранее – травматические переживания, отношение к последствиям произошедшего получают возможность не подавляться, а трансформироваться. Вырабатывается новое отношение к психотравмирующему событию и к себе. Психотерапия позволяет ассимилировать этот непростой опыт и встроить его в свою картину мира, выработать новые адаптационные механизмы для дальнейшей жизни с учетом прожитой травмы.

Левин рассматривает травму как экзистенциальную данность человеческого существования, его бытия, которую необходимо принять, пережить и трансформировать на благо себя и своей жизни.

Читайте также: