Психосоматика: болезни органов дыхания (бронхиальная астма). Усугубляют данные факторы. Клиническая картина бронхиальной астмы

До того как появились научные утверждения об аллергической природе бронхиальной астмы, заболевание относилось к категории нервных недугов. Ведь помимо трудностей с процессом дыхания, которые возникают во время приступа, больной находится в шоке и переживает нервное потрясение.

Заболевание возникает не только при наличии аллергенных факторов. Хотя считается, что основные причины недуга состоят в повышенной чувствительности организма к различным веществам, выступающим раздражителями. может иметь и психологические причины. Например, приступ может возникнуть на нервной почве.

Итак, психосоматические причины болезни следующие:

  • сильные эмоциональные переживания;
  • стресс;
  • нервные потрясения и прочее.

Бронхиальная астма может передаваться по наследству. Но предрасположенность – это не гарантия того, что болезнь обязательно появится. В данном случае большую роль играет общее восприятие и поведение человека в конфликтных ситуациях.

Если эмоции не хранить внутри себя, вероятность приступа можно снизить.

Таким образом, физические и психосоматические причины данного недуга тесно связаны между собой. Их совместное воздействие и приводит к приступам, которыми сопровождается бронхиальная астма.

Статистика заболевания

Наибольший процент заболеваемости наблюдается у детей 5 лет. У мальчиков астма встречается чаще, чем у девочек. Большая часть пациентов полностью избавляются от болезни в подростковом возрасте. Если рассмотреть психосоматические причины в этом случае, можно сказать, что высокий процент заболеваемости среди мальчиков связан с более строгим воспитанием именно мальчиков.

Большую роль в проявлении недуга играют социальные причины. Бронхиальная астма встречается у каждого третьего человека, который вырос в неполной семье. Часто наблюдаются случаи заболевания у ребенка с одним или обоими пьющими родителями. На появление болезни может также повлиять развод родителей.

У взрослых пациентов пиком заболеваемости является возраст 22−35 лет. Именно данный период развития человека характеризуется высокой нервной напряженностью. При этом чаще всего болеют женщины.

Симптомы

Кроме основных признаков, которыми сопровождается астма (затрудненное дыхание, хрипы и свисты, ощущение сдавливания с груди, недостатка воздуха), присутствуют и другие симптомы. Они связаны с эмоциональным состоянием пациента. Психологические симптомы проявляются в апатии, нарушении сна. Кроме того, болезнь характеризуется повышенной нервной возбудимостью. Человеку тяжело сконцентрироваться на чем-либо.

Психологический портрет пациента

Если составить психологический портрет человека, страдающего бронхиальной астмой, он будет выглядеть следующим образом:

  • Предрасположенность к уединению и самореализации. При хронической форме болезни самоизоляция пациента усиливается.
  • Капризность. Астматику тяжело угодить или понравиться. В быту проявляется чрезмерная педантичность. Такой человек предпочитает, чтобы все осуществлялось по его желанию. В случае несоответствия развития событий личному прогнозу он замыкается в себе и расстраивается.
  • Трудности в принятии решений. Если возникает конфликтная ситуация, человек, страдающий бронхиальной астмой, не может долго решиться на какой-либо поступок. Когда необходимо согласиться с оппонентом, он принимает его точку зрения только внешне, а сам остается при своем мнении. Астматикам очень трудно справиться со стрессом, который впоследствии негативно воздействует на психику и приводит к приступам.
  • Обидчивость и нервозность. Астматики характеризуются быстрой речью, которая зачастую негативна и несет в себе отрицательные эмоции. Постоянно сопровождает ощущение, что окружающие их не поняли, это они выражают всем своим видом.

Как избавиться от болезни

Полностью вылечиться от астмы достаточно сложно, практически невозможно. Этот недуг относится к хроническим заболеваниям. Однако можно снизить частоту приступов или вовсе избавиться от них и жить полноценной жизнью. Традиционная медицина рекомендует в первую очередь устранить раздражающий фактор, который привел к обострению заболевания. Также пациентам назначают медикаментозные препараты.

Если рассматривать лечение с точки зрения психологии, первым шагом является умение выплескивать свои эмоции наружу. Важно как можно чаще делиться своими переживаниями с окружающими, не держать все в себе. Можно даже заплакать, если этого действительно хочется. вполне возможно, если избегать нервной и напряженной обстановки.

Кроме того, необходимо найти баланс между такими понятиями, как «отдавать» и «брать». Нужно запомнить, что в природе не бывает одностороннего энергообмена.

Важно признаться самому себе в собственных страхах. Нужно понять, почему так часто возникает чувство неуверенности и незащищенности. Вполне возможно, этому предшествуют стрессовые и конфликтные ситуации. Самостоятельно разобраться с подобными проблемами под силу не каждому человеку.

Зачастую при лечении приходится обращаться к услугам хорошего психоаналитика.

Астма – это болезнь, возникающая при воздействии внешних раздражителей на органы дыхательной системы человека. Кроме того, на ее проявления влияют и психологические факторы. Приступы возникают или усиливаются на нервной почве. Чтобы избавиться от астмы, рекомендуется своевременно распознать ее симптомы и выявить причины. Правильное медикаментозное лечение, устранение внешних раздражителей и гармония с собой позволят сократить количество возможных приступов до минимума.

Список легочных заболеваний включает достаточно много видов недугов, мы же остановимся на самых распространенных (но это не повлияет на раскрытие темы, так как здесь главное – чтобы читатель понял основную психологическую причину и рассмотрел ее через призму конкретной болезни).

Плеврит – воспаление плевры легкого (это серозная оболочка, покрывающая легкие). Может иметь разные физические причины: инфекция, курение, грязный воздух на производстве и т.д.

Пневмония – воспаление легких, а именно альвеол (это воздушные шарики, где происходит газообмен). При воспалении они наполняются жидкостью и перестают выполнять свою функцию. Физические причины: инфекция, химическое поражение, травма и др.

Эмфизема – расширение, вздутие легких, а следом, и грудной клетки. Может появиться как осложнение во время пневмонии, хронического бронхита и др. болезней. Особенно часто возникает у мужчин в возрасте.

Туберкулез легких инфекционное заболевание, передающееся палочкой Коха через воздух. Если иммунитет сильный – то микобактерии уничтожаются, и болезнь не наступает.

Опухоли легких онкологические новообразования, когда ткани легких разрастаются патологически. Бывают, в основном, доброкачественные.

Рак легких злокачественное новообразование, когда перерождается слизистая оболочка легких. По определенной причине клетка органа меняет свое обычное поведение и начинает вести себя как эгоист и агрессор. Мужчины в возрасте страдают чаще.

Дыхание – жизненно важная функция легких: вместе с воздухом мы вдыхаем жизнь. Свободно дышать – означает свободно жить. При этом, человек берет воздух – и отдает углекислый газ. Происходит взаимообмен, взаимодействие с окружающим миром.

Ключевые слова, необходимые нам для понимания причин возникновения болезней легких, я выделила специально, чтобы читатель смог увидеть слабые места.

Итак, психосоматика легочных заболеваний связана с тем, что что-то или кто-то (это может быть и сам) мешает дышать – свободно (имеется в виду душевная свобода, когда внутри ничего не давит, на душе легко) жить.

Причем, если посмотрим на статистику, то мужчины в возрасте болеют чаще. Почему? Какие негативные переживания, связанные с жизнью, в душе у мужчин в возрасте накапливаются, что выдается сигнал в виде легочных болезней? Думаю, ответы получим при подробном рассмотрении каждого заболевания.

Психологические причины болезней легких

  • Первая: человек не дает себе или кто-то не дает свободно «дышать» – жить. В первом случае он по каким-то внутренним причинам (может, пришедшим из детства психологическим травмам) уверен, что не имеет права жить. Во втором случае, как правило, не дают свободно дышать-жить близкие люди.
  • Вторая причина тесно связана с первой: человек не живет полной жизнью (к нему неприменимо выражение «вдохнуть полной грудью»), отказывает себе в этом. Часто потому что боится.
  • Третья причина: в жизни человека нет свежего глотка воздуха. Воспринимает все однообразно, монотонно давяще, беспросветно. Далее в человеке появляется недовольство, которое со временем может перерасти в агрессию.

Отметим, что практически все болезни легких сопровождаются кашлем, иногда приступами удушья. Что их вызывает?

Если имеются невысказанные претензии – начинается кашель, бронхит.

Приступы удушья провоцирует сильный страх, когда человек не доверяет жизни.

Пневмонии, как известно, предшествуют эмоциональное потрясение большой силы или отчаяние. Находясь в негативной ситуации, стараясь ее преодолеть, человек чувствует, что жизненные и душевные силы на исходе. Он устал, потому что негатив долго накапливался и истощил силы. Наконец, этот накопившийся негатив проявляется как воспаление легких.

Плеврит, как правило, возникает у человека, живущим с недовольством, гневом на жизнь. Только этот негатив он сдерживает, держит в себе. Стоило бы ему поменять недовольное восприятие жизни или высказаться, освободиться от разрушающего его негатива – избежал бы заболевания.

Эмфизема возникает, когда человек хочет занять, очертить свое пространство жизни, что не дают ему свободно сделать. Как осложнение бронхита – желание высказаться по этому поводу.

Здесь вспомним, что мужчины в возрасте страдают эмфиземой чаще. Так почему же они так страдают? Может, потому что, к этому времени они так и не смогли занять свое пространство в жизни и это не дает им покоя.

Туберкулез возникает после долгой глубокой депрессии, жизни в печали, жизни, наполненной мучительными мыслями. Это время сопровождается нежеланием жить. Человек душевно чахнет от беспросветной жизни, ощущая себя пленником обстоятельств жизни.

Причины возникновения рака легких

Для выяснения психологических причин возникновения рака вспомним поведение раковой клетки (эгоист и агрессор).

Итак, первая причина – эгоизм, жизнь только в себе, отгороженность от мира, раздутое эго, гордыня.

Вторая причина: смертельная старая непрощенная обида на жизнь, глубокое разочарование в жизни.

Из этих причин вытекает третья: человек, в силу сложившихся обстоятельств и событий в жизни, не видит смысла жить. Он не может и не хочет измениться, чего ждет от него жизнь, изменяя обстоятельства (например, сняли с высокой должности). Чтобы продолжать жить, человеку нужно принять, то, что дает ему жизнь, но он отказывается. Может быть, слышали такие слова: «лучше умереть». Вот такую жизненную позицию, позицию против жизни и занимает человек.

Четвертая причина: может быть и личная трагедия, которую человек скрывает, и внутренняя самоизоляция (опять же ассоциация с поведением раковой клетки).

Опять же, согласно статистике, раком легких чаще болеют мужчины в возрасте. Это может быть связано с тем, что к этому времени человек начинает переосмысливать свою жизнь, подводит некоторые итоги. Иногда выводы не очень утешительные, а бывает и так, что человек оказывается в тупике: всю жизнь старался, трудился, а теперь – ничего хорошего, и на душе тоже. Зря, что ли прожил жизнь? Известно, что такие мучительные размышления задевают именно мужскую психику. И это только один пример душевных страданий, которые вызывают страдания телесные.

Рак как кармическое заболевание

Многие известные авторы рак, как правило, относят к «кармическим болезням». Что это значит? Не стоит пугаться этого строгого слова «карма». Закон кармы – это не что иное, как Закон причины и следствия, который очень хорошо знали наши предки и передали нам через пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь». Только, почему-то мы игнорируем в своих жизнях этот Закон, забывая, что каждый наш не то, что поступок, каждая мысль, эмоция становится причиной, из которой вытекает соответствующее следствие.

Поэтому, кармическое заболевание – это такая болезнь, которая является следствием наших долговременных негативных мыслей, чувств и поведения. Здесь напомним, что ученые давно выяснили, что душевная составляющая человека бессмертна и через какое-то время вновь приходит в наш мир в теле новорожденного.

Это многое объясняет: почему дети в одной семье с разным характером, почему у них разные неодинаковые способности, личностные качества, судьбы, болезни и т.д. Потому что новорожденный малыш уже имеет бессмертную душу со своим накопленным багажом (мысли, чувства, поступки, знания, достижения, ошибки и т.д.), который собирался в прошлых, так сказать, жизнях.

Вы спросите: а как это связано с тяжелыми болезнями, тем более у младенцев (в чем они виноваты)?

К сожалению, этот очень строгий нравственный (Божественный) Закон причины и следствия никому еще не удавалось обмануть, даже если у тебя тело младенца (душа-то та же!).

Представьте, что человек жил, попирая Божественные Законы, например, отвергая Любовь (именно с большой буквы, так как вспомним, что Бог – это Любовь всеобъемлющая): сам никого не любил, своим поведением «убивал» в других Любовь и т.п. Когда тело давало сигналы в виде болезней, пока еще не таких серьезных, он, вместо того, чтобы пересмотреть свои душевные страдания, еще более ожесточался и распространял вокруг себя душевную боль. Пришла старость, а негативный багаж души переполнился, и нет времени его переосмыслить и исправить (а кто-то и перед смертью не признается в своих ошибках). И вот этот негативный багаж переносится в следующую жизнь, становясь причиной для соответствующих негативных последствий: неудачи, болезни и т.д.

То есть, действительно, человек, посеявший зло, начинает пожинать свои же плоды, только с некоторой отсрочкой во времени. И, почему-то, только после этого начинает задумываться: «Что не так? Что я сделал такого, что аукнулось на мне?». А тело и радо: наконец-то, задумался! Значит, жить будем!

Из вышеизложенного следует, что такая болезнь, как рак – это своеобразное «лекарство» для спасения души, которая долгое время выбирала жизнь без любви.

Исцеление души и тела

Ярким примером исцеления от рака является случай с известным писателем А.И. Солженицыным. Его биография объясняет, почему он заболел раком (глубокое разочарование и борьба с системой, тюрьмы, лагерь, ссылка). Но ему удалось исцелиться (этот этап жизни им описан в произведении «Раковый корпус»).

Конечно, есть достаточно много других примеров исцеления от рака. Дело не в примерах, а в том, что исцеление – возможно! И оно зависит от самого человека!

Начнем с того, что «жизнерадостные люди раком не болеют» (думаю, что они практически ничем серьезным не болеют). Это и естественно: у их тела нет причин сигнализировать болезнью о наличии внутреннего негатива – его там нет. И даже если появится что-то – то сразу переосмысливается и изменяется на знак «плюс». Согласитесь, что такая жизненная позиция очень выгодна!

Отсюда, самым лучшим лекарством для исцеления души и тела является Любовь к жизни и Радость от жизни. Но прежде необходимо освобождение души от негатива через прощение и принятие самой жизни.

Надеюсь, моя статья послужит кому-то подсказкой.

В психосоматике основными симптомами всевозможных заболеваний, расстройств и синдромов считаются одышка, тошнота, рвота и депрессивное состояние. Именно эти признаки сопровождают многие психосоматические расстройства, симптомы эти ярко выражены, и родители просто не могут не заметить, что с ребенком творится что-то неладное. О причинах проявления симптомов психосоматических состояний вы узнаете на этой странице.

Симптом психосоматических расстройств: одышка

Под воздействием негативных эмоций (гнева, ярости, страха), а также при радости и волнении дыхание учащается. Внезапные потрясения и испуг могут спровоцировать кратковременную задержку дыхания. В комфортном и уравновешенном состоянии дыхание у здорового ребенка спокойное. Изменение дыхания в связи с эмоциями подтверждают также наблюдения из жизни - всем знакомые горестный вдох и выдох с облегчением.

Такой психосоматический симптом, как одышка, является ведущим симптомом бронхиальной астмы, что говорит о скрытой потребности в любви, нежности, о необходимости поддержки при внешней агрессивной настроенности. Дети с предрасположенностью к бронхиальной астме отличаются повышенной реактивностью в ответ на поведение окружающих и восприимчивостью к запахам, стремлением соблюдать чистоту.

Симптомы психосоматических нарушений: тошнота и рвота

Такие психосоматические симптомы заболеваний, как тошнота и , являются признаками нарушения пищеварения (двигательной активности желудка и тонкой кишки). Тошнота и рвота возникают непроизвольно в ответ на то, что ребенку не нравится, сопровождаются ощущением распирания в подложечной области и могут возникать после употребления разных продуктов, чаще жирных.

Эти симптомы психосоматических нарушений могут возникнуть в связи с переживанием ребенком стресса, вовлечением в конфликт, умственными и эмоциональными перегрузками. Дети, у которых появляются подобные психосоматические реакции, характеризуются зависимостью от родителей, особенно от матери, пассивностью и склонностью к депрессии.

Симптом психосоматических состояний и синдромов: депрессия

Депрессия, проявляется в виде стойкого, продолжительного снижения настроения. Чаще оно отмечается у подростков и сопровождается снижением общего тонуса - двигательной заторможенностью и замедленным мышлением. У детей дошкольного возраста депрессия встречается редко или остается незамеченной, так как для них свойственна высокая активность (подвижность, любознательность, желание общаться).

Этот психосоматический симптом синдромов свидетельствует о подавлении скрытых эмоций, недовольстве собой, неумении находить положительные эмоции. Чаще она возникает при неблагоприятной обстановке в семье (конфликты и развод родителей), связана с появлением другого ребенка в семье, утратой близкого. Более подвержены депрессии подростки с узким кругом интересов, замкнутые, стеснительные, эмоционально отвергаемые родителями.

В период депрессии у ребенка отмечается пониженное настроение, раздражительность, вялость, снижение или повышение аппетита, нарушения сна (сонливость днем и бессонница ночью, кошмарные сны). В этот период ухудшается школьная успеваемость, ребенок не желает ходить в школу, ничего не хочет делать. Он становится более замкнутым, безразличным, порой проявляет агрессию. Подросток страдает от комплекса неполноценности, ощущения вины, скуки, может жаловаться на ухудшение самочувствия.

Статья прочитана 844 раз(a).

Психосоматические заболевания – явление довольно распространенное в наше время. Почти 40% всех заболеваний можно отнести к психосоматическим. Это заболевания, возникшие на «нервной почве». Иными словами, болезни, которые начали развиваться в результате психологического потрясения, стресса. Лечение подобных болезней, процесс длительный и очень непростой.

Как правило к психосоматическим заболеваниям относят болезни желудочно-кишечного тракта (язвы, гастриты), болезни органов дыхания (астмы, бронхиты), сердечно-сосудистые заболевании (гипертонии, инфаркты), а также энурез, бессонница, лунатизм, слепота, глухота и т. д. Следует более детально рассмотреть болезни органов дыхания по психосоматике, причины и лечение, так как эти заболевания встречаются намного чаще остальных и лечение их, очень непростой процесс.

Дыхание сложнейшая функция организма, она как ни что другое отражает эмоциональное состояние человека. Все эмоции отражаются на дыхании (страх, радость, грусть, обида, злость, удовольствие).

Злость, гнев, раздражительность, агрессия, страх – учащают дыхание человека, возбуждение может привести к учащению вентиляции легких, внезапный страх, сильное потрясение с легкостью может остановить дыхание. Во время печали, обиды и слез дыхание становиться более частое, но при этом вдохи не могут быть глубокими, а вот когда человек радуется, то его вдох довольно губок.

На дыхание влияют не только эмоции, но и черты характера, к примеру трусы, как правило дышат часто и не глубоко. Они также влияют на физиологические функции легких. По тому как дышит человек, можно сказать здоров и жив ли он. При рождении малыша, доктора определяют здоров ли ребенок, и готов ли он к самостоятельной жизни по первому вдоху новорожденного.

По дыханию человека специалисты могут определить характер человека, его открытость для окружающей среды. Связь органов дыхания человека с его психологическим состоянием, велика. Можно с уверенностью сказать, что дыхание человека на прямую зависит от его эмоционального состояния. Вот именно поэтому очень и очень часто болезни органов дыхания являются психосоматическими заболеваниями.

Причины возникновения психосоматических заболеваний органов дыхания

Причины возникновения болезней могут быть совершенно разными. Это очень индивидуальный вопрос. Но все же существует некая классификация причин возникновения. Она достаточно условная:

  • Конфликты в семье (с мужем, родителями, детьми);
  • Внезапная смерть близкого человека;
  • Длительный стресс;
  • Разрыв отношений (развод, измена);
  • Детская моральная травма;
  • Фобия.

Следует уделить особое внимание первой причине психосоматических заболеваний органов дыхания. Это конфликты в семье. Психологи отмечают, что конфликты с матерью способствуют развитию бронхиальной астмы у детей. Что это значит? Если мама пару раз шлепнула ребенка по мягкому месту за его непослушание, то от этого у ребенка не будет прогрессировать заболевание. Как правило, заболевание развивается у деток, мамы которых не воспринимают ребенка на психологическом уровне.

Дети, которые регулярно ощущают агрессию со стороны родителей более склонны к заболеванию. Это сложнейшие случаи в медицине и психологи. Мало того, что дети склонны к астме, у них еще присутствует целая куча комплексов, фобий и склонностей. Дети, которые, росли в семьях с неблагоприятными условиями замкнуты, они совершенно не умеют выражать свои эмоции.

Еще одной не мало важной причиной возникновения психосоматической бронхиальной астмы есть развод родителей. Дети в возрасте от 5 и до 15 лет очень болезненно переносят подобную трагедию в семье. Уход одного из родителей они принимают на свой счет, и частенько ищут причину родительских скандалов в себе. И что не мало важно находят ее. Переживания по этому поводу они держат в себе, редко, когда дети или подростки делятся своими «внутренними демонами» с близкими. И результатом таковых страданий есть болезнь органов дыхания.

Она проявляется не сразу, порой заболевание может напомнить о себе через добрый десяток лет, когда уже, казалось бы, все забыто и давно пережито. Может психосоматическое заболевание проявится сразу. В таких случаях решить проблему и побороть болезнь гораздо проще, так как причина ее возникновения известна. А вот бороться с болезнью, которая проявилась через пару лет уже сложнее, так как мало того, что нужно выявить проблему, ее корни уходят в далекое прошлое, изменить которое довольно сложно даже опытным психологам и психиатрам.

Бронхиальная астма

Болезнь опасная, трудноизлечимая. Мало того, что она приносит своему обладателю множество неудобств, так она еще и угрожает его жизни. В основном бронхиальная астма является ярким примером психосоматических заболеваний. Для развития болезни просто необходима генетическая предрасположенность. Если у человека нет генетической предрасположенности, то он навряд ли заболеет даже в результате большего стресса.

Болезнь изучается на протяжении длительного периода, было проведено множество исследований как со стороны медицины, так и со стороны психологии. Результаты исследований гласят о том, что у больных психосоматической бронхиальной астмой наблюдается ряд особенностей. Исследователи психологических заболеваний утверждают, что пациенты, болеющие астмой, как бы не могут «дышать полной грудью» по жизни.

Мир для них является очень сложным, он давит на них, вызывая чувство страха и эмоциональной нестабильности. Исследования также показали, болеющие астмой – это либо люди, которым катастрофически не хватало любви родителей, или же ее было очень много. Встречаются случаи, когда родители попросту «за любили» свое чадо (не зависимо от возраста ребенка), они, как говорится, не дают ему вздохнуть самостоятельно, желая сделать и это за него.

Очень ярким примером был случай, когда мать привела своего ребенка в больницу к пульмонологу с явными признаками бронхиальной астмы. Мама зашла на прием врача вместе с сыном и детально описала все симптомы, время приступов, длительность приступа. Не дав промолвить сыну ни слова. На вопросы, задаваемые парню она отвечала сама.

Паренек за все время приема все время молчал. Мама давала советы доктору в том с какой стороны необходимо прослушать легкие сына. Давала четкие указания ребенку, в том куда ему нужно присесть, когда снять футболку, и когда ему дышать при осмотре. И все бы ничего странного в этом случаи не было, если бы не возраст сына. Парню было тридцать четыре года.

Доктор, осмотрев пациента отправил его к психотерапевту. Само собой разумеется, что у парня не было ни жены, ни детей. Мама посещала сеансы психотерапевта (смиренно сидела под дверью). На данный момент лечение парня еще не прекращено. Он систематически посещает психолога, периодически проходит курс медикаментозного лечения. Мама приемы специалистов уже не посещает. Это яркий пример психосоматической бронхиальной астмы, развивающейся у молодого человека на фоне материнской «излюбленности».

В результате исследований больных на наличие психосоматической бронхиальной астмы, было обнаружено нечто общее, присущее каждому из болеющих.

  • Подавление агрессивного состояние, нежелание осознания депрессии;
  • Всевозможное эмоциональное воздержание, не только во время стрессовых ситуаций, а и в повседневной жизни;
  • Неоправданные переживания, беспричинная тревога.

У людей болеющих бронхиальной астмой, как правило наблюдается недостаток внимания, тайное желание ощущать нежность в свой адрес. Обычно это желание глубоко спрятано за злостью, агрессией и непереносимостью окружающей среды.

Человек страдающий психосоматическим заболевание нуждается в любви и поддержке особенно близких людей, но сказать об этом не может. Ему гораздо легче проявить агрессию в сторону любимого человека, но вот в чем парадокс данной ситуации, выразить агрессию человек тоже не может, он переживает ее в себе. Подобные приступы агрессии выливаются приступами удушья.

Не редко у людей, страдающих астмой диагностируют сексуальные недуги, абсолютное нежелание близости с любимым человеком. Корень данной проблемы также спрятан глубоко в подсознании пациента. Эти проблемы на прямую связаны с их недоверчивостью и подозрением всего и повсюду.

Следует также отметить, что большинство людей, страдающих психосоматическими болезнями органов дыхания, а именно бронхиальной астмой имеют гиперчувствительность к запахам. И это явление совершенно ни коем образом не связано с физиологическими особенностями болеющих. Это еще одно проявление психологического недуга, так как сверхчувствительность у людей возникает далеко не ко всем ароматам, а именно к неприятным запахам. У астматиков паталогическая непереносимость неаккуратных, неопрятных, неряшливых людей.

Зависимость от общественного мнения у астматиков чрезмерно высока. Они просто панически боятся быть осужденными обществом.

Лечение

Рассматривать медикаментозное лечение бронхиальной астмы не имеет смыла. Стоит заметить лишь то, что с этим вопросом не стоит медлить, и не в коем случае не заниматься самолечением. При малейших симптомах или просто подозрении следует обращаться к пульмонологам.

Есть смысл рассмотреть психотерапевтическое лечение больных бронхиальной астмой и другими психосоматическими заболеваниями органов дыхания.

Психотерапия направлена исключительно на развитие человека, как личности. Психотерапевт работает над тем, чтобы человек учился принимать решения самостоятельно, нес ответственность за свои поступки, брал на свои плечи обязанности. Иными словами, нес ответственность за свою жизнь. С

пециалист работает над тем, что бы пациент вдохнул полной грудью, как в прямом, так и в переносном значении. Его основная задача научить человека быть открытым для общества, выражать свои эмоции, пусть даже не всегда положительные, и главное говорить о своих чувствах.

К сожалению положительный результат лечения можно наблюдать только спустя значительный промежуток времени, и только в тандеме пациент – психотерапевт – пульмонолог.

Без психотерапии просто не могут обойтись больные с:

Психотерапевт просто обязан, во время приема пациента, выяснить генетические психологические заболевания (болезни близких родственников, отца матери, бабушки с дедушкой), психосоматические заболевания выше перечисленных членов семьи. Также у матери болеющего выяснить о беременности, родах. Особо важными для специалиста являются данные о раннем развитии болеющего, а также заболеваниях в детстве и юношестве.

Для более эффективного лечения психотерапевт должен изучить не только самого пациента, но и, хотя бы раз переговорить с его членами семьи, выяснить отношение родителей. Не следует подобные действия доктора воспринимать, как любопытство или излишний интерес. На самом деле это нормальная работа высококвалифицированного специалиста. Гораздо хуже наткнуться на чудо-психиатра, который по рассказам избавит вас от бронхиальной астмы за два сеанса и Н-ную суму денег, не спросив даже фамилии.

Уважаемые читатели, если не дай Бог, вам или вашим близким пришлось столкнуться с любым психосоматическим заболеванием органов дыхания, не отчаивайтесь! Хорошие специалисты всегда рады вам помочь даже в самых сложных ситуациях. Будьте бдительны, так как всегда есть люди, желающие приумножить свой доход на чужом горе. Берегите себя, своих родных и близких и будьте здоровы!

Возможно вам также понравится:

Как снять психологические блоки, страхи и зажимы самостоятельно Психосоматика — детские болезни и их причины Психосоматика — причины сердечно-сосудистых заболеваний Психосоматика пищевого поведения (ожирение, анорексия, булимия)

1.2. СИНДРОМ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ


Картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план (Любан-Плоцца и др., 2000).

В поведенческом выражении своих эмоций больные силь но стеснены. В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность (Rose , 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию (Bach , 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

Таким образом приобретается опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой этой безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания. Даже если поведение партнера становится оскорбительным или фрустрирующим, каждый протест следует сдерживать, т. к. бунт все равно не имеет смысла. Биография этих больных показывает, что они вновь и вновь направляют себя в такие отношения беспомощной зависимости, одновременно переживая бессильный страх при угрозе потери таких значимых лиц окружения, отношение к которым сохраняется амбивалентным (Rose , 1976).

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Психотерапия

Чтобы понять имеющиеся нарушения и проводить лечение, психосоматический анализ каждого нарушения функции дыхания должен раскрывать роль дыхания и значимость той или иной формы его нарушения, исходя из общей ситуации больного. Речь при этом идет не только о тривиальном психосоматическом, а о значительно более сложном, системно связанном сочетании соматических, психических, социальных и иных значимых факторов (Любан-Плоцца и др., 2000). Относительно часто при выраженных невротических и психосоматических заболеваниях (истерия со страхами, кардиофобия) приходится слышать о перенесенных в подростковом возрасте невротических дыхательных приступах.

Если симптоматика сохраняется долго и конфликтный генез невротического характера дезактуализируется, следует думать об индивидуальной или групповой терапии, хотя обычно склонить к ней больных бывает трудно. Могут использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, психодрамы, семейной психотерапии.

При хронических гипервентиляционных состояниях показана дыхательная терапия или аутогенная тренировка по методике Шульца — перевод ненормального (большей частью грудного) дыхания на более легкое диафрагмально-брюшное. При аутогенной тренировке большей частью бывает достаточно достигнуть первой основной ступени — упражнения по концентрации внимания на переживании покоя и тяжести, которые при правильной технике аутогенной тренировке вначале снимают напряжение в мышцах рук, а затем постепенно вызывают расслабление всей мускулатуры.

Результаты использования различных направлений психотерапии для лечения гипервентиляционного синдрома рассмотрены в указанных работах (Han et al ., 1996; Nixon , 1994).

Позитивная психотерапия при заболеваниях дыхательной системы

Астма и гипервентиляционный синдром — способность при помощи симптома настойчиво обращать на себя внимание (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть).

Расстройства и физиология. Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, наступление и движение, становление и завер шение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно: при активном втягивании воздуха — как напряжение и при (обычно пассивном) выпускании его — как расслабление.

Процесс дыхания происходит самопроизвольно, автоматически, под влиянием разнонаправленных импульсов нервной системы. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при радости. Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой"атмосфере», о «тяжелом» или «душном» воздухе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах, это важный фактор риска заболеваний дыхательной системы.

Актуальный конфликт. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и справедливости, т. е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр. Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом: больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. Этот страх, в свою очередь, усиливает спастическую реакцию.

Базовый конфликт. Люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «соберись», «постарайся», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «возьми себя в руки», «что подумают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт веж ливость/прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление порочного круга.

Актуальные и базовые концепции. Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «нагнетать атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность «выпустить пар». Если исходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Актуальная способность: «искренность/честность».

Определение и развитие. Способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правдивость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях — открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием нечестности.

Как об этом спрашивают. Кто из вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности? Как вы реагируете, если кто-то вас обманывает? Насколько вы правдивы, прибегаете ли вы иногда ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; что на уме, то и на языке; проглатывать обиды; держать язык за зубами.

Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; заносчивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потливости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нуж ным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые сегодня недовольны вашей откровенностью, после будут вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о делах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Понаблюдайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными способностями вам особенно нелегко быть искренним.

Опросник к бронхиальной астме и синдрому гипервентиляции

1. Можете ли вы «выпустить пар» при гневе или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3.Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5.Можете ли вы сказать о своей работе, что вы чувствуете себя ограничиваемым, задавленным, перегруженным?

6. Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют вам «на нервы»? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом? Или вы «задерживаете дыхание»?

7.Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Знаете ли вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы у вас не стало проблем?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

Читайте также: