Детские психические заболевания. Психические нарушения эндогенного круга, шизофрения. Симптомы и признаки психических расстройств у детей

В силу особых факторов, будь то тяжелая атмосфера в семье, генетическая предрасположенность или черепно-мозговая травма, могут возникать различные нарушения психики. Когда ребенок выходит на свет, невозможно понять, здоров он психически или нет. Физически такие дети ничем не отличаются. Нарушения проявляются позже.

Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса:

1) Умственная отсталость;

2) Задержки развития;

3) Синдром дефицита внимания;

4) Аутизм раннего детского возраста.

Умственная отсталость. Задержка развития

Первый вид психического расстройства у детей – или олигофрения. Психика ребенка недоразвита, наблюдается интеллектуальный дефект. Симптомы:

  • Нарушение восприятия, произвольного внимания.
  • Сужен словарный запас, речь – упрощенная и дефектированная.
  • Дети ведомы окружающей средой, а не своей мотивацией и желаниями.

Выделяют несколько стадий развития в зависимости от показателя IQ: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. В основном они различаются лишь тяжестью симптомов.

Причины возникновения подобного расстройства психики – это патология хромосомного набора, либо травма до рождения, во время родов или в начале жизни. Может быть от того, что мать пила алкоголь во время беременности, курила. Причиной умственной отсталости также может выступать инфекция, падения и травмы матери, тяжелые роды.

Задержки развития (ЗПР) выражаются в нарушениях познавательной деятельности, незрелости личности по сравнению со здоровыми сверстниками и в медленном темпе развития психики. Виды ЗПР:

1) Психически инфантилизм. Психика недоразвита, поведение руководствуется эмоциями и играми, воля слаба;

2) Задержки развития речи, чтения, счета;

3) Иные нарушения.

Ребенок отстает от своих сверстников, медленней усваивает информацию. ЗПР можно корректировать, самое главное, чтобы учителя и педагоги знали о проблеме. Ребенку с задержкой нужно больше времени, чтобы что-либо выучить, однако, при правильном подходе это возможно.

Синдром дефицита внимания. Аутизм

Психические расстройства у детей могут принимать форму дефицита внимания. Этот синдром выражается в том, что ребенок очень плохо концентрируется на задании, не может заставить себя делать одно дело долго и до конца. Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью.

Симптомы:

  • Ребенок не сидит на месте, постоянно хочет куда-нибудь бежать или начать делать другое дело, легко отвлекается.
  • Если он играет во что-нибудь, то не может дождаться, когда придет его черед. Может играть только в активные игры.
  • Много говорит, но никогда не слушает, что говорят ему. Много двигается.
  • Наследственность.
  • Травма во время родов.
  • Инфекция или вирус, распитие алкоголя во время вынашивания ребенка.

Существуют различные способы лечения и коррекции данного заболевания. Можно лечить медикаментозно, можно психологически – обучая ребенка справляться со своими импульсами.

Аутизм раннего детского возраста делится на следующие виды:

— аутизм, при котором ребенок не способен на контакт с другими детьми и взрослыми, никогда не смотрит в глаза и старается не прикасаться к людям;

— стереотипы в поведении, когда ребенок протестует против самых незначительных изменений в своей жизни и окружающем мире;

— нарушение развития речи. Речь ему нужна не для коммуникации — ребенок умеет говорить хорошо и правильно, но общаться не может.

Существуют и другие расстройства, которым могут быть подвержены дети разных возрастов. Например, маниакальные состояния, сидром Туррета и многие другие. Однако все они встречаются и у взрослых. Перечисленные выше расстройства характерны именно для детского возраста.

Откладывают визит к психиатру. Они опасаются постановки ребенка на учет. В результате заболевание оказывается запущенным, а признаки психических отклонений сохраняются и во взрослом возрасте. Как распознать такие нарушения? И как их отличить от детских капризов и недостатков воспитания? На эти вопросы мы ответим в статье.

Причины

Возникновение расстройств психического здоровья у детей и подростков может быть спровоцировано следующими причинами:

  1. Наследственной предрасположенностью. Если у родителей или близких родственников имеются психические заболевания, то недуг может передаться и детям. Это не означает, что ребенок обязательно будет страдать патологиями психики, однако такой риск существует.
  2. Травмами головы. Повреждения головного мозга вследствие ушиба или удара могут иметь отдаленные последствия. Нередко психические расстройства у детей проявляются спустя годы после перенесенной травматизации.
  3. Инфекциями. Дети, переболевшие менингитом, нередко страдают психическими нарушениями. На состоянии нервной системы ребенка могут отразиться и инфекции, перенесенные матерью во время беременности.
  4. Вредными привычками у родителей. Если мать выпивала или курила во время беременности, то это может крайне негативно повлиять на развитие центральной нервной системы плода. Психические нарушения могут проявиться только в старшем дошкольном или школьном возрасте. Имеет большое значение и образ жизни будущего отца. Если мужчина страдает алкоголизмом, то велик риск зачатия больного ребенка.
  5. Нездоровой обстановкой в семье. Если мать и отец часто ссорятся при ребенке, то у малыша возникает сильный стресс. На фоне постоянного эмоционального напряжения у детей появляются отклонения в психике. Возникает беспокойство, нервозность, плаксивость или чрезмерная замкнутость. Это яркий пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.
  6. Неправильное воспитание. Причиной развития патологии может стать и чрезмерная строгость, частая критика ребенка или подростка, а также гиперопека или отсутствие должного внимания со стороны родителей.

Вышеперечисленные причины далеко не всегда приводят к развитию патологии. Обычно психические нарушения развиваются под воздействием нескольких факторов. Например, если у ребенка имеется неблагоприятная наследственность, и он при этом страдает от частых стрессов или получил травму головы, то риск возникновения психопатологий существенно увеличивается.

Психическое развитие детей

Развитие психики ребенка можно подразделить на несколько периодов:

  • младенчество (до 1 года);
  • раннее детство (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (3-7 лет);
  • младший школьный возраст (7-11 лет);
  • пубертатный период (11-15 лет);
  • юношество (15-17 лет).

Психические расстройства у детей чаще всего возникают во время перехода от одного этапа развития к другому. В эти периоды нервная система ребенка становится особенно уязвимой.

Особенности психических нарушений в разном возрасте

Пик психических нарушений приходится на возрастные периоды 3-4 года, 5-7 лет и 13-17 лет. Многие психопатологии, которые отмечаются у взрослых людей, начинают формироваться еще тогда, когда пациент был подростком или ребенком.

Психические расстройства у детей младшего возраста (до 1 года) отмечаются крайне редко. Грудничку необходимо, чтобы его естественные потребности (в пище, сне) были удовлетворены. В этом возрасте очень важен режим и правильный уход за малышом. Если физиологические потребности младенца вовремя не удовлетворяются, то это вызывает сильный стресс. В будущем это может спровоцировать развитие патологий психики.

Психические расстройства у детей в 2 года могут быть вызваны чрезмерной опекой родителей. Многие мамы продолжают относиться к подросшему ребенку, как к грудничку. Это тормозит развитие малыша и формирует чрезмерную пассивность и боязливость. В будущем эти качества могут привести к невротическим нарушениям. Это еще один пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.

После 3 лет дети становятся очень активными и подвижными. Они могут проявлять капризность, упрямство, быть непослушными. Необходимо правильно реагировать на такие проявления и не подавлять подвижность ребенка. Малыши этого возраста очень нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми. Психические расстройства у детей 3 лет чаще всего бывают спровоцированы отсутствием внимания со стороны родителей. может привести к задержке речи, а также к аутизму.

В 4 года у детей могут возникать первые невротические проявления. Дети этого возраста болезненно реагируют на любые негативные события. Невроз может выражаться в непослушании, такие дети часто все делают наперекор требованиям родителей.

Психические расстройства у детей 5 лет нередко выражаются в чрезмерной замкнутости. При неблагоприятной наследственности именно в этом возрасте могут обнаруживаться первые признаки детской шизофрении. Ребенок становится неопрятным, теряет интерес к играм, его словарный запас ухудшается. Это довольно опасные симптомы психических расстройств у детей дошкольного возраста. Без лечения такие патологии неуклонно прогрессируют.

У детей школьного возраста психогенные расстройства чаще всего бывают связаны с учебой. Причиной этого могут стать затруднения в обучении. Если родители предъявляют чрезмерно высокие требования, а ребенку учеба дается с трудом, то это приводит к сильному стрессу. Такие дети часто страдают неврозами. Из-за страха получения низкой оценки ребенок может бояться посещать школу, отказываться от еды, плохо спать.

В подростковом и юношеском возрасте психические расстройства - нередкое явление. В пубертатный период отмечается эмоциональная нестабильность, связанная с гормональной перестройкой организма. У детей часто меняется настроение, они крайне чувствительны к словам окружающих, но при этом могут быть заносчивыми и слишком самоуверенными. На фоне нестабильного эмоционального состояния у подростков могут возникать психические нарушения. В этот период родителям надо быть особенно внимательными к душевному состоянию ребенка.

Когда необходимо обращаться к врачу

Как отличить проявления психических расстройств у детей и подростков от особенностей характера? Ведь нередко родители принимают начальные признаки патологии за плохое поведение. Настораживать должны следующие симптомы:

  1. Жестокое поведение. Если малыш дошкольного возраста мучает животных, то он чаще всего не понимает, что причиняет боль живому существу. В этом случае можно ограничиться воспитательными методами. Однако если такое поведение регулярно отмечается у школьника, то это ненормальное явление. Нередко такие дети проявляют жестокость не только по отношению к окружающим, но и к самим себе. Признаком психического расстройства у детей школьного возраста является стремление наносить себе повреждения.
  2. Постоянный отказ от еды. Этот симптом отмечается обычно у девочек возраста 12-17 лет. Подросток недоволен своей фигурой и необоснованно полагает, что страдает лишним весом. Это может быть следствием низкой самооценки или неосторожных слов окружающих. Девочка намеренно голодает или садится на чрезмерно строгие диеты. Результатом этого может стать тяжелое истощение.
  3. Паника. У детей возникают странные фобии. Чувство страха свойственно каждому человеку, но в данном случае оно ничем не обосновано. Если ребенок боится высоты, стоя на балконе, то это не говорит о патологии. С такой фобией можно справиться психологическими методами. Но если этот страх проявляется, когда ребенок находится в квартире на высоком этаже, то это уже ненормальное явление. Такие панические приступы существенно осложняют жизнь детей.
  4. Депрессия. У любого ребенка может быть плохое настроение, связанное с внешними обстоятельствами. Но если депрессия возникает безо всяких причин и держится более 2 недель, то родителям следует насторожиться. Необходимо срочно показать ребенка психиатру. Затяжная депрессия нередко становится причиной суицида у подростков.
  5. Перепады настроения. В норме настроение ребенка может меняться в зависимости от обстоятельств. Однако у некоторых детей бывают приступы безудержного веселья, которые быстро сменяются периодами сильной печали и плаксивости. Перепады настроения при этом не связаны ни с какими внешними причинами, они возникают спонтанно и внезапно. Это является признаком патологии.
  6. Резкая смена поведения. Такой симптом чаще всего проявляется в пубертатный период. Ранее спокойный и доброжелательный подросток может проявлять беспричинную агрессию. Или разговорчивый и общительный ребенок замыкается в себе и постоянно молчит. Родители часто списывают такие перемены на сложности переходного возраста, но это может быть и признаком патологии.
  7. Гиперактивность. Многие дети очень подвижны. Однако бывают случаи, когда ребенок чрезмерно непоседлив, его внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. Он не может долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности и быстро устает даже от подвижных игр. У таких детей всегда возникают большие трудности в учебе из-за неусидчивости.

Если у ребенка имеются вышеперечисленные особенности поведения, то необходимо срочно обращаться к детскому психиатру. Такие проявления невозможно скорректировать воспитательными методами. Это признаки развивающейся патологии, которая без лечения будет прогрессировать и приведет к негативным изменениям личности.

Виды психических нарушений

Какие виды расстройств психического здоровья у детей и подростков отмечаются чаще всего? Ребенок может страдать такими же патологиями, что и взрослые люди, например, шизофренией, неврозами, нарушениями пищевого поведения (анорексией или булимией). Однако есть расстройства, характерные именно для детского и подросткового возраста. К ним относятся:

  • умственная отсталость;
  • задержка психического развития;
  • аутизм;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • смешанные расстройства школьных навыков.

Умственная отсталость (олигофрения)

При тяжелой и средней признаки психического расстройства у детей заметны уже в первые годы жизни. Легкая степень олигофрении может проявиться только в младшем школьном возрасте. Симптомы этой патологии следующие:

  • плохая память;
  • снижение познавательных способностей;
  • нечеткая речь;
  • скудный словарный запас;
  • низкая внимательность;
  • неспособность продумывать последствия своих действий;
  • слабое эмоциональное развитие.

Обучение детей с психическими расстройствами такого типа проводится в коррекционных школах по специальной программе или на дому. Также ребенку необходимо наблюдение детского психиатра. Это нарушение невозможно вылечить или скорректировать полностью. При легкой степени олигофрении ребенка можно научить навыкам самообслуживания и развить в нем умение общаться с окружающими. При сильной умственной отсталости пациент нуждается в постороннем уходе.

Задержка психического развития

Эта патология относится к пограничным нарушениям психики. У ребенка нет явных признаков умственной отсталости, но его развитие все же ниже возрастной нормы. Врачи называют также это отклонение психическим инфантилизмом.

Симптомом психического расстройства у детей дошкольного возраста является задержка развития речи, моторики и эмоций. Это указывает на задержку развития. Ребенок поздно начинает ходить и разговаривать, с трудом осваивает новые навыки.

Дети с пограничными психическими расстройствами такого типа нуждаются в развивающих занятиях. Если уделять ребенку должное внимание, то по мере взросления признаки патологии исчезают. Однако у части детей некоторые проявления психического инфантилизма сохраняются в подростковом и юношеском возрасте.

Смешанные расстройства школьных навыков

Нередко ребенок имеет нормальный интеллект, но при этом он не в состоянии овладеть навыками письма, счета и чтения. Это создает большие трудности при обучении в обычной школе. В таких случаях врачи говорят о смешанном психическом расстройстве у детей.

Во время диагностики у ребенка не выявляется никаких неврологических нарушений или умственной отсталости. Память и познавательные способности остаются в пределах нормы. Такая патология связана с медленным созреванием определенных структур мозга, отвечающих за способность к освоению школьных навыков.

Дети с подобными расстройствами нуждаются в специальном обучении в санаторных школах или на дому. Им рекомендуется учиться по индивидуальной программе. Вылечить такое нарушение медикаментозными способами невозможно. Это расстройство подлежит коррекции только педагогическими методами.

Аутизм

Это нарушение психики носит врожденный характер. У ребенка нарушен контакт с окружающими и отсутствуют социальные навыки. Аутисты с трудом осваивают речь и не стремятся к общению. Они полностью погружены в свой внутренний мир.

Для этой патологии характерны также стереотипные действия. Ребенок может часами раскладывать кубики в определенном порядке и при этом не проявлять интереса ни к каким другим занятиям.

Здоровый ребенок обычно учится различным навыкам у взрослых. Аутисту сложно получать информацию из внешнего мира из-за плохой коммуникации с другими людьми. Кроме этого, дети с аутизмом очень болезненно переносят любые перемены, из-за этого им сложно осваивать что-либо новое.

Вылечить аутизм полностью невозможно. Однако это нарушение подлежит частичной коррекции. С помощью медикаментозных и педагогических методов можно развить у ребенка речевые и коммуникативные навыки.

СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего отмечается у детей 6-12 лет. Эта патология характеризуется следующими проявлениями:

  • неусидчивостью;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • высокой подвижностью;
  • несдержанностью;
  • импульсивностью;
  • чрезмерной разговорчивостью.

Гиперактивные дети имеют нормальный интеллект. Но из-за неусидчивости и невнимательности они, как правило, плохо учатся. Если не лечить эту патологию в детстве, то некоторые признаки СДВГ могут сохраняться и во взрослом возрасте. Зрелые люди с гиперактивностью склонны к вредным привычкам и конфликтам с окружающими.

Нарушения пищевого поведения

Чаще всего страдают подростки. Эти психопатологии подразделяются на 2 вида:

  • анорексия;
  • булимия.

При анорексии ребенку постоянно кажется, что он имеет лишний вес, даже если его масса тела находится в пределах нормы. Такие подростки чрезвычайно критичны к своей внешности. Из-за стремления похудеть дети полностью отказываются от еды или соблюдают чрезмерно строгие диеты. Это приводит к падению веса до критического уровня и серьезным проблемам с физическим здоровьем.

При булимии у ребенка отмечается патологически повышенный аппетит. Подросток поглощает огромное количество еды большими порциями. Нередко переедание происходит после стрессовых ситуаций. При этом ребенок ест очень быстро, практически не пережевывая пищу. Последствием этой патологии может стать ожирение и болезни органов ЖКТ.

Детская шизофрения

В детском возрасте шизофрения отмечается довольно редко. Большую роль в возникновении этой патологии играет наследственный фактор. Поэтому родителям следует внимательно присмотреться к поведению ребенка, если среди его ближайших родственников отмечались случаи шизофрении. Это заболевание у детей чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрасте. Настораживать должны следующие симптомы:

  • замкнутость;
  • безволие и апатия;
  • неопрятность;
  • потеря интереса к прежним любимым занятиям;
  • нелогичные высказывания;
  • внезапная агрессивность;
  • застывание в странных неудобных позах;
  • бред;
  • галлюцинации.

Если у ребенка постоянно отмечаются вышеперечисленные признаки, то необходимо посетить детского психиатра. Шизофрению нельзя вылечить полностью, но можно длительное время поддерживать больного в ремиссии. Без терапии эта патология неуклонно прогрессирует и может привести к инвалидности.

Лечение

Выбор метода лечения психогенных патологий у детей зависит от вида заболевания. В некоторых случаях с проблемой удается справиться быстро. При хронических патологиях может потребоваться длительный, а иногда и пожизненный прием препаратов. Используются следующие способы терапии:

  1. Психотерапевтические методы. Врач регулярно беседует с ребенком и его родителями. Он выясняет причину проблемы и рекомендует способы ее разрешения. Также во время беседы врач может обучать ребенка контролю за своим поведением. В легких случаях значительного улучшения можно добиться только психотерапией без применения лекарств.
  2. Медикаментозное лечение. В более сложных случаях необходимо назначение лекарств. При повышенной агрессивности, перепадах настроения, подавленности показан прием антидепрессантов, нейролептиков и седативных средств. При задержке развития психиатр может рекомендовать ноотропные препараты. При лечении детей врачи стараются подбирать наиболее щадящие лекарства в минимальных дозах.
  3. Стационарное лечение. В очень тяжелых случаях может потребоваться лечение в условиях детской психиатрической больницы. Госпитализация необходима, если у ребенка отмечается склонность к самоповреждению, попытки суицида, бред, галлюцинации, сильная агрессия. Такие дети должны находиться под постоянным медицинским наблюдением.

Если родители замечают у ребенка признаки психических отклонений, то затягивать с визитом к врачу нельзя. Без лечения такие болезни прогрессируют и существенно затрудняют адаптацию человека в социуме.

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

В детском возрасте могут проявляться самые различные заболевания - неврозы, шизофрения, эпилепсия, экзогенные поражения мозга. Хотя основные важнейшие для диагностики признаки данных заболеваний проявляются в любом возрасте, симптоматика у детей несколько отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Вместе с тем существует ряд расстройств, характерных именно для детского возраста, хотя некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни человека. Данные расстройства отражают нарушения в естественном ходе развития организма, они относительно стойки, значительных колебаний состояния ребенка (ремиссий) обычно не наблюдается, как, впрочем, и резкого нарастания симптоматики. По мере развития часть аномалий может быть компенсирована или исчезает вовсе. Большинство из описанных ниже расстройств чаще возникает у мальчиков.

Детский аутизм

Детский аутизм (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02-0,05 %. У мальчиков отмечается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2 года - 5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства [Кан-нер Л., 1943] включает чрезвычайную замкнутость, стремление к одиночеству, сложности в эмоциональном общении с окружающими, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, отклонения в развитии речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильным употреблением местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Указанные расстройства сочетаются с прекрасной механической памятью и навязчивым желанием поддерживать все в неизменном виде, страхом перед изменениями, стремлением достигнуть завершенности в любом действии, предпочтением общения с предметами общению с людьми. Опасность представляет склонность данных больных к самоповреждениям (кусание, вырывание волос, удары головой). В старшем школьном возрасте часто присоединяются эпилептические припадки. Сопутствующая задержка умственного развития наблюдается у 2 / 3 пациентов. Отмечено, что нередко расстройство возникает после внутриутробной инфекции (краснухи). Эти факты свидетельствуют в пользу органической природы заболевания. Похожий синдром, но без нарушений интеллекта описан X. Аспергером (1944), который рассматривал его как наследственное заболевание (конкордантность у однояйцевых близнецо в до 35 %). Дифференцировать данное расстройство приходится от олигофрений и детской шизофрении. Прогноз зависит от выраженности органического дефекта. У большинства пациентов с возрастом отмечается некоторое улучшение поведения. Для лечения применяются специальные методы обучения, психотерапия, небольшие дозы галоперидола.

Детское гиперкинетическое расстройство

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Предполагается, что в основе расстройства лежит минимальная мозговая дисфункция, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда не отмечается. В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12-20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом). Кроме психотерапии, используются и психотропные средства. Широко используются ноотропные средства - пирацетам, пантогам, фенибут, энцефабол. У большинства пациентов отмечается парадоксальное улучшение поведения на фоне применения психостимулирующих средств (сиднокарб, кофеин, производные фенамина, стимулирующие антидепрессанты - имипрамин и сиднофен). При применении производных фенамина изредка наблюдаются временная задержка роста и снижение массы тела, возможно формирование зависимости.

Изолированные задержки в формировании навыков

Нередко у детей отмечается изолированная задержка развития какого-либо навыка: речи , чтения, письма или счета , двигательных функций . В отличие от олигофрений, которые характеризуются равномерным отставанием в развитии всех психических функций, при перечисленных выше расстройствах обычно по мере взросления наблюдаются существенное улучшение состояния и сглаживание имеющегося отставания, хотя некоторые нарушения могут оставаться и у взрослых. Для коррекции применяются педагогические методы.

В МКБ-10 включено несколько редких синдромов, предположительно органической природы, возникающих в детском возрасте и сопровождающихся изолированным расстройством некоторых навыков.

Синдром Ландау-Клеффнера проявляется катастрофическим нарушением произношения и понимания речи в возрасте 3-7 лет после периода нормального развития. У большинства больных возникают эпилептиформные припадки, практически у всех наблюдаются нарушения на ЭЭГ с моно- или билатеральной височной патологической эпиактивностью. Выздоровление наблюдается в 1 / 3 случаев.

Синдром Ретта встречается только у девочек. Он проявляется потерей мануальных навыков и речи, сочетающейся с задержкой роста головы, энурезом, энкопрезом и приступами одышки, иногда эпилептическими припадками. Возникает заболевание в возрасте 7-24 мес на фоне относительно благоприятного развития. В более позднем возрасте присоединяются атаксия, сколиоз и кифосколиоз. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.

Расстройства некоторых физиологических функций у детей

Энурез , энкопрез , поедание несъедобного (пика) , заикание могут возникать как самостоятельные расстройства или (чаще) являются симптомами детских неврозов и органических поражений мозга. Нередко у одного и того же ребенка в различные возрастные периоды можно наблюдать несколько из указанных расстройств или их сочетание с тиками.

Заикание у детей встречается довольно часто. Указывают, что преходящее заикание возникает у 4 %, а стойкое - у 1 % детей, чаще у мальчиков (в различных работах соотношение полов оценивается от 2:1 до 10:1). Обычно заикание возникает в возрасте 4 года - 5 лет на фоне нормального психического развития. У 17 % пациентов отмечается наследственная отя-гощенность заиканием. Выделяют невротические варианты заикания с психогенным началом (после испуга, на фоне тяжелых внутрисемейных конфликтов) и органически обусловленные (дизонтогенетические) варианты. Прогноз при невротическом заикании значительно более благоприятен, по миновании пубертатного возраста исчезновение симптоматики или сглаживание отмечается у 90 % пациентов. Невротическое заикание тесно связано с психотравмирующими событиями и личностными особенностями пациентов (преобладают тревожно-мнительные черты). Характерны усиление симптоматики в ситуации большой ответственности, тяжелое переживание своей болезни. Довольно часто такому типу заикания сопутствуют и другие симптомы невроза (логоневроз): нарушения сна, плаксивость, раздражительность, утомляемость, боязнь публичных выступлений (логофобия). Длительное существование симптоматики может приводить к патологическому развитию личности с нарастанием астенических и псевдошизоидных черт. Органически обусловленный (дизонтогенетический) вариант заикания постепенно развивается вне зависимости от психотравмирующих ситуаций, меньше выражены психологические переживания по поводу имеющегося дефекта речи. Часто наблюдаются другие признаки органической патологии (рассеянная неврологическая симптоматика, изменения на ЭЭГ). Само заикание имеет более стереотипный, монотонный характер, напоминающий тикообразные гиперкинезы. Усиление симптоматики связано больше с дополнительными экзогенными вредностями (травмами, инфекциями, интоксикациями), чем с психоэмоциональным стрессом. Лечение заикания должно проводиться в сотрудничестве с логопедом. При невротическом варианте логопедическим занятиям должна предшествовать релаксирующая психотерапия («режим молчания», семейная психотерапия, гипноз, аутотренинг и другие варианты суггестии, групповая психотерапия). В лечении органических вариантов большое значение придается назначению ноотропов и средств, расслабляющих мускулатуру (мидокалм).

Энурез на различных этапах развития отмечается у 12 % мальчиков и 7 % девочек. Диагноз энуреза ставится детям старше 4 лет, у взрослых данное расстройство отмечается редко (до 18 лет энурез сохраняется только у 1 % юношей, у девушек не наблюдается). Некоторые исследователи отмечают участие наследственных факторов в возникновении данной патологии. Предлагается выделять первичный (дизонтогенетический) энурез, который проявляется тем, что нормальный ритм мочеиспускания не устанавливается с младенчества, и вторичный (невротический) энурез, который возникает у детей на фоне психотравм после нескольких лет нормальной регуляции мочеиспускания. Последний вариант энуреза протекает более благоприятно и к концу пубертата в большинстве случаев исчезает. Невротический (вторичный) энурез, как правило, сопровождается другими симптомами невроза - страхами, боязливостью. Данные больные часто остро эмоционально реагируют на имеющееся расстройство, дополнительные психические травмы провоцируют усиление симптоматики. Первичный (дизонтогенетический) энурез часто сочетается с мягкой неврологической симптоматикой и признаками дизон-тогенеза (spina bifida, прогнатия, эпикантус и пр.), нередко наблюдается парциальный психический инфантилизм. Отмечаются более спокойное отношение к своему дефекту, строгая периодичность, не связанная с сиюминутной психологической ситуацией. От неорганического энуреза следует отличать мочеиспускание во время ночных приступов эпилепсии. Для дифференциальной диагностики исследуют ЭЭГ. Некоторые авторы рассматривают первичный энурез как признак, предрасполагающий к возникновению эпилепсии [Шпрехер Б.Л., 1975]. Для лечения невротического (вторичного) энуреза применяются успокаивающая психотерапия, гипноз и аутотренинг. Больным с энурезом рекомендуется сокращать потребление жидкости перед сном, а также употреблять продукты, способствующие задержке воды в организме (соленые и сладкие блюда).

Трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитрипти-лин) при энурезе у детей оказывают хороший эффект в большинстве случаев. Часто энурез проходит без специального лечения.

Тики

Тики возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости. Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека. Нередко обнаруживают связь между тиками и неврозом навязчивых состояний у детей. Всегда следует тщательно дифференцировать тики от других двигательных нарушений (гиперкинезов), нередко являющихся симптомом тяжелых прогрессирующих нервных заболеваний (паркинсонизма, хореи Гентинггона, болезни Вильсона, синдрома Леша-Нихена, малой хореи и др.). В отличие от гиперкинезов тики можно подавить усилием воли. Сами дети относятся к ним как к дурной привычке. Для лечения невротических тиков используются семейная психотерапия, гипносуггестия и аутогенная тренировка. Рекомендуется вовлечение ребенка в интересную для него двигательную активность (например, занятия спортом). При безуспешности психотерапии назначаются мягкие нейролептики (сонапакс, этаперазин, галоттеридол в небольших дозах).

Тяжелым заболеванием, проявляющимся хроническими тиками, является синдром Жиля де ля Туретта , Заболевание начинается в детском возрасте (обычно между 2 и 10 годами); у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Вначале возникают тики в виде моргания, подергивания головой, гримас. Через несколько лет в подростковом возрасте присоединяются голосовые и сложные двигательные тики, часто меняющие локализацию, иногда имеющие агрессивный или сексуальный компонент. В 1 / 3 случаев наблюдается копролалия (бранные слова). Для больных характерны сочетание импульсивности и навязчивостей, снижение способности концентрировать внимание. Заболевание имеет наследственную природу. Наблюдается накопление среди родственников больных пациентов с хроническими тиками и неврозом навязчивости. Отмечается высокая конкордантность у однояйцевых близнецов (50-90 %), у разнояйцевых - около 10 %. Лечение основано на применении нейролептиков (галоперидола, пимозида) и клофелина в минимальных дозах. Наличие обильных навязчивостей требует также назначения антидепрессантов (флюоксетина, кломипрамина). Фармакотерапия позволяет контролировать состояние больных, но не излечивает болезнь. Иногда эффективность лекарственного лечения со временем уменьшается.

Особенности проявления основных психических заболеваний у детей

Шизофрения с дебютом в детском возрасте отличается от типичных вариантов заболевания более злокачественным течением, значительным преобладанием негативной симптоматики над продуктивными расстройствами. Ранние дебюты заболевания чаще наблюдаются у мальчиков (соотношение полов составляет 3,5:1). У детей очень редко можно видеть такие типичные проявления шизофрении, как бред воздействия и псевдогаллюцинации. Преобладают расстройства двигательной сферы и поведения: кататоническая и гебефреническая симптоматика, расторможенность влечений или, наоборот, пассивность и равнодушие. Вся симптоматика характеризуется простотой и стереотипностью. Обращают на себя внимание монотонный характер игр, их стереотипность и схематизм. Нередко дети подбирают для игр особые предметы (провода, вилки, обувь), пренебрегают игрушками. Иногда отмечается удивительная односторонность интересов (см. клинический пример, иллюстрирующий дисморфоманический синдром, в разделе 5.3).

Хотя типичные признаки шизофренического дефекта (отсутствие инициативы, аутизм, безразличное или неприязненное отношение к родителям) можно наблюдать практически у всех больных, они нередко сочетаются со своеобразной задержкой психического развития, напоминающей олигофрению. Э. Крепелин (1913) выделял в качестве самостоятельной формы пфропфшизофрению , сочетающую в себе черты олигофрении и шизофрении с преобладанием гебефренической симптоматики. Изредка отмечаются формы заболевания, при которых предшествующее манифестации шизофрении психическое развитие происходит, наоборот, ускоренными темпами: дети рано начинают читать и считать, интересуются книгами, не соответствующими их возрасту. В частности, замечено, что параноидной форме шизофрении нередко предшествует преждевременное интеллектуальное развитие.

В пубертатном возрасте частыми признаками дебюта шизофрении является дисморфоманический синдром и симптомы деперсонализации. Медленное прогрессирование симптоматики, отсутствие очевидных галлюцинаций и бреда могут напоминать невроз. Однако в отличие от неврозов такая симптоматика никак не зависит от имеющихся стрессовых ситуаций, развивается аутохтонно. К типичной для неврозов симптоматике (страхам, навязчивостям) рано присоединяются ритуалы и сенестопатии.

Маниакально-депрессивный психоз в раннем детском возрасте не возникает. Отчетливые аффективные приступы можно наблюдать у детей не моложе 12-14 лет. Довольно редко дети могут пожаловаться на чувство тоски. Чаще депрессия проявляется соматовегетативными расстройствами, нарушениями сна и аппетита, запором. О депрессии могут свидетельствовать стойкая вялость, медлительность, неприятные ощущения в теле, капризность, плаксивость, отказ от игр и общения со сверстниками, чувство никчемности. Гипоманиакальные состояния более заметны для окружающих. Они проявляются неожиданной активностью, говорливостью, непоседливостью, непослушностью, снижением внимания, неспособностью соизмерить действия со своими силами и возможностями. У подростков чаще, чем у взрослых больных, наблюдается континуальное течение заболевания с постоянной сменой аффективных фаз.

У маленьких детей редко наблюдаются очерченные картины невроза . Чаще отмечаются кратковременные невротические реакции вследствие испуга, неприятного для ребенка запрета со стороны родителей. Вероятность таких реакций выше у детей с явлениями резидуальной органической недостаточности. Четко выделить характерные для взрослых варианты неврозов (неврастению, истерию, обсессивно-фобический невроз) у детей не всегда представляется возможным. Обращают на себя внимание незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание соматовегетативных и двигательных расстройств (энуреза, заикания, тиков). Г.Е. Сухарева (1955) подчеркивала, что закономерностью является то, что чем младше ребенок, тем однообразнее, монотоннее симптоматика невроза.

Довольно частым проявлением детских неврозов являются самые различные страхи. В раннем детстве это боязнь животных, сказочных персонажей, героев кинофильмов, в дошкольном и младшем школьном возрасте - страх темноты, одиночества, разлуки с родителями, смерти родителей, тревожное ожидание предстоящей учебы в школе, у подростков - ипохондрические и дисморфофобические мысли, иногда страх смерти. Фобии чаще возникают у детей с тревожно-мнительным характером и повышенной впечатлительностью, внушаемостью, боязливостью. Появлению страхов способствует гиперпротекция со стороны родителей, заключающаяся в постоянных тревожных опасениях за ребенка. В отличие от навязчивостей у взрослых детские фобии не сопровождаются сознанием чуждости, болезненности. Как правило, нет целенаправленного стремления избавиться от страхов. Навязчивые мысли, воспоминания, навязчивый счет для детей не характерны. Обильные идеаторные эмоционально не окрашенные навязчивости, сопровождающиеся ритуалами и замкнутостью, требуют проведения дифференциальной диагностики с шизофренией.

Развернутых картин истерического невроза у детей также не наблюдается. Чаще можно видеть аффект-респираторные приступы с громким плачем, на высоте которого развиваются остановка дыхания и цианоз. Иногда отмечается психогенный избирательный мутизм. Причиной таких реакций может быть запрет родителей. В отличие от истерии у взрослых детские истерические психогенные реакции возникают у мальчиков и девочек с одинаковой частотой.

Основные принципы лечения психических расстройств в детском возрасте существенно не отличаются от методов, применяемых у взрослых. Ведущим в лечении эндогенных заболеваний является психофармакотерапия. При лечении неврозов психотропные средства сочетают с психотерапией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). - 2-е изд. - М.: Медицина, 1989. - 256 с.
  • Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. - 310 с.
  • Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. - JL: Медицина, 1988.
  • Каган В.Е. Аутизм у детей. - М.: Медицина, 1981. - 206 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. - Т. 2. - М.: Медицина, 1994. - 528 с.
  • Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1979. - 607 с.
  • Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. - 288 с.
  • Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: Пер. с нидер-ланд. / Под ред. И.Я. Гуровича. - М., 1993. - 319 с.
  • Психиатрия: Пер. с англ. / Под ред. Р. Шейдера. - М.: Практика, 1998. - 485 с.
  • Симеон Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. - М.: Медгиз, 1948. — 134 с.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.
  • Ушаков Т.К. Детская психиатрия. - М.: Медицина, 1973. - 392 с.

Читайте также: