Формирование толерантного отношения общества к детям инвалидам. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в семье и в образовательном учреждении

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, что обусловлено нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

И здесь толерантное отношение общества к таким людям играет главенствующую роль, так как оно способствует более скорому и лёгкому приспособлению, адаптации человека к социальной реальности, что служит, в конечном счете, наиболее возможным условием нормального функционирования всего общества. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Общество, в свою очередь, не получая своевременной информации о жизни инвалидов, их проблемах и достижениях, теряет доброту и отзывчивость к людям с трудной судьбой. И как следствие, толерантность к инвалидам мала, нравственное здоровье общества ухудшается. На самом деле главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в ограничении его мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к профессиональному образованию. По нашему мнению, именно изоляция таких детей от общества, отсутствие контактов со здоровыми сверстниками лежит в корне нетолерантного отношения общества к таким людям, что влечёт за собой очень тяжёлое протекание процесса социализации у таких детей и огромные сложности в дальнейшей самореализации. В ходе данной работы удалось посетить несколько организаций, занимающихся проблемами детской инвалидности. Это Астраханская организация детей-инвалидов и их родителей, реабилитационный центр «Русь», детский сад № 69 для детей с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС). Был проведён экспертный опрос работников этих учреждений. Также было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов гимназии №3. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся гимназии №3 воспринимают детей-инвалидов как людей с ограниченными возможностями, и готовы оказывать им помощь и поддержку. Гимназисты считают, что главная задача государства создавать условия для самореализации и самообеспечения таких детей. Во время изучения этого вопроса выяснилось, что детям-инвалидам оказывается помощь со стороны государства, общественных организаций и спонсоров, проводятся мероприятия, обеспечивается качественное лечение, но всё это происходит изолированно от общества здоровых детей. Но социализация ребёнка не сможет осуществиться в полной мере только в рамках специализированного учреждения без взаимодействия с остальным социумом. А общество не сможет воспринимать таких людей адекватно, относиться к ним доброжелательно и терпимо до тех пор, пока мир здоровых и мир больных людей будут отрезаны друг от друга. Для сокращения дистанции в общении между больными и здоровыми детьми мы предлагаем начать сотрудничество между воспитательными и образовательными учреждениями для здоровых детей и такими же учреждениями для детей с ограниченными возможностями. А именно:

Оказание помощи общеобразовательными школами и учреждения дополнительного образования в проведении совместных праздников и соревнований, тем самым, способствовать общению между здоровыми и больными детьми;

Проведение занятий в кружках и секциях, особенно по прикладному искусству, совместно.

С целью воспитания в детях доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями проведение факультативных «уроки доброты», на которых рассказывать детям о людях с ограниченными возможностями, об их достижениях, об их положении в современном обществе, приглашают детей-инвалидов в гости в школу, давать задания нарисовать проекты школ, зданий, социальных объектов, приспособленных для инвалидов, написать письма больным детям своего города, провести конкурсы на лучшее сочинение на тему «Люди с ограниченными возможностями, кто они?», «Если мой друг инвалид…» и другие. Лучшие сочинения поощрить и опубликовать в местных газетах. Провести конкурс рисунков «Удобная школа» (возможность обучения инвалидов на колясках). Кроме того, уже сейчас проводятся конкурсы и соревнования для детей-инвалидов в рамках специализированных учреждений, но результаты их нигде не публикуются. Однако активное освещение таких событий региональными СМИ, на наш взгляд, способствует более толерантному отношению общества к инвалидам, вызывает уважение к таким людям.

Ирина Дрозденко, председатель правления фонда «Место под солнцем», супруга губернатора Ленобласти Александра Дрозденко

Очень не люблю слово толерантность, часто употребляемое политиками. Толерантность по отношению к инвалидам — абсолютно недопустимое слово. Толерантность — это терпимость. Но это обычные люди, их не нужно терпеть. Не думаю, что общество не хотело принимать инвалидов, как равноправных членов общества. Оно просто не могло, не знало как, посредством какого инструмента. У нас это вообще не было предложено. Так как, по сути, наш сегодняшний социум напоминает джунгли и борьбу за выживание, то конечно инвалиды в этой борьбе, открытой конкуренции, проигрывали.

Когда говорят «люди с ограниченными возможностями», я всегда добавляю «здоровья», потому что возможности разума, творчества, интеллекта не ограничены. У нас в рамках деятельности фонда существует шесть программ. Они разноплановые, но все призваны к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из программ — благотворительная программа по поддержке труда и занятости, состоящая из двух проектов — «Свои люди» для обучения ребят на специальность пул-оператора и интернет-продавца, а также один из самых актуальных, вызревших в России — Ленинградский областной мультицентр социальной и трудовой интеграции молодых инвалидов «Место под солнцем». Это будет госучреждение, на базе которого выпускники коррекционных школ и инвалиды, которые не могут по каким-то причинам работать по полученным специальностям, смогут обучиться и переобучиться. Продуман элемент социализации, обустроено общежитие на втором этаже со всеми элементами, свойственными нашей обыденной жизни, чтобы они были адаптированы полностью.

Обычное училище, где могут учиться инвалиды, не «сдает» человека «под ключ» работодателю. Когда любой паренек закончит специальное образовательное учреждение, он получит только диплом гособразца. В нашем же случае мы трудоустраиваем на предприятие, осуществляя гарантированное посттрудовое сопровождение. Программа мультицентра продумана таким образом, что в ней участвуют все комитеты Ленобласти и государственные подразделения, включая фонд социального страхования и социалку на местах. Эта такая сеть «зонтиков» разных масштабов, которые на разных этапах жизни сопровождает инвалида. Задача команды центра заключается в том, чтобы за короткий срок (7-8 месяцев) курсовых слушаний ребята могли быть максимально эффективно подготовлены, чтобы быть конкурентоспособными на открытом рынке труда. Но подготовка к трудовой деятельности — это лишь одна сторона вопроса. Не все ребята в ходе подготовки и обучению смогут по факту быть трудоустроены, может не все вынесут нагрузку физическую, не все найдут себя, не у всех будет получаться. Но в любом случае, сама по себе социализация даст возможность внутреннего развития, толчка, эволюционного роста. Обучение полезным новым навыкам сможет обеспечить их занятость, будь то хобби или кружок «Умелые руки», да и просто позволит быть активным участником общественной жизни.

У меня случилось в жизни тяжелое испытание, которое заставило пересмотреть очень многие вещи. Произошел эволюционный скачок в личном развитии, в духовности. Поняла, что пора отдавать обществу алаверды, позитивную энергию, которую оно потратило на мое воспитание, становление меня как личности, в том числе и моего супруга.

Я очень верю в то, что с участием в таких проектах, нацеленных на адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их жизнь изменится в лучшую сторону. Просто потому, что они домой вернутся уже героями, с внутренней уверенностью, что они кому-то нужны. Я не жалею этих людей, а уважаю их. Как мне кажется, и менталитет ребят меняется. В сторону ощущения уверенности в собственных силах, внутреннего потенциала. Смотрю на них, вспоминаю, какими неуверенными они были на первом собеседовании, когда им только предложили эту программу. Им казалось, что это невозможно, и, наверное, они уже свыклись с мыслью о том, что инвалид — это профессия. И вот, когда сейчас разговаривали с Олегом (у него приобретенная инвалидность вследствие аварии), он сказал, как в первое время от избытка информации болела голова. 12 лет после травмы просидел в коляске и нагружал только мышцы, а тут пришлось нагружать голову. Элементарно не мог уснуть. Но теперь он прошел через это. Это как маяк, вдохновение.

Класс: 1 – 4 классы

Цель занятия :

Способствовать формированию толерантного отношения к людям- инвалидам и людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование . Цветик-семи цветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В. Катаева «Цветик-семи цветик», карточки с данными о параолимпийских играх, портрет Натальи Януто, карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина, азбука Брайля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

Ромен Ролан

Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

    терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

    справедливость

    совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

    сострадание

    уважение себя, мнений и поступков других людей

    сдержанность (отсутствие агрессии)

    прощение

    принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

    милосердие (учитывать настроение окружающих)

    уважение прав своих и другого человека

    великодушие

    примирение со сложившимися ситуациями

    отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

    негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

    отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке . Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?


2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?


Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ : очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ : слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ : электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО . «Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину», – сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».

Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ . Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние – с 1976 года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» – «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. Вы можете прочитать, какие виды спорта входят в параолимпийские игры, на карточках, которые лежат на ваших партах:

Летние виды спорта :

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта :

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

НАТАЛЬЯ ЯНУТО . Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия .

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

Приложение

Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным – значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам- членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Семь основных принципов толерантности:

    Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

    Уважение различий.

    Понимание индивидуальной неповторимости.

    Взаимодополняемость как основная черта различий.

    Взаимозависимость как основа совместных действий.

    Культура мира.

Сохранение памяти .

Инвалид... Для многих людей это слово ассоциируется с чем-то, что не относится непосредственно к нему. Хочется спрятать глаза и не видеть чужую проблему, чужое горе, чужую боль. Но мы есть, мы существуем, и мы просто хотим жить. Жить как все, радоваться жизни, наслаждаться солнцем, ветром и морем, кататься на лыжах, подставлять ладошки снежинкам и бегать по утрам босиком.

К сожалению, здоровые люди не понимают важность этих, казалось бы, мелочей. Активный образ жизни, гламурная жизнь, вечеринки – все эти «ценности», навязываемые средствами массовой информации, давно вошли в нашу жизнь. Многие стараются не замечать нас, никому не нужных, «лишних» людей. Им не интересны наша боль, наши страдания, наши бытовые неудобства, все то, что может перерасти в отчаяние и одиночество.

Количество болезней, перенесенных детьми, растет день ото дня. Соответственно, возрастает и количество патологий, приобретенных детьми, а это приводит к тому, что во всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями. Поэтому проблема общения с данной категорией людей стоит очень остро.

То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Многие употребляемые всеми привычные слова, понятия и фразы могут быть оскорбительным для людей с ограниченными возможностями. Причем, те, кто их употребляет, могут даже не догадываться о том, что они нанесли обиду или оскорбили нас.

Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемы слова и сравнения как «больной/здоровый», «нормальный/ненормальный», «умственно отсталый», «обычный/неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Поэтому обществу следует прививать знание терминологии, которая будет этически выдержанной и грамотной по отношении к людям с ограниченными возможностями. Для этого необходима не только специальная работа наших преподавателей в этом направлении, но и изменение всей культуры общественных взаимоотношений.

Корректное применение правильной терминологии помогает формированию положительного общения. Даже если мы считаем себя воспитанными людьми, не лишним будет прислушаться к рекомендациям специалистов в этой области касательно того, что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Как и социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того, чтоб изменить его, люди с инвалидностью в странах, где движение инвалидов активней и влиятельней, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают жалости и других негативных ассоциаций.

Что стоит за словом «инвалид»? Инвалидность – это не медицинский диагноз!

Инвалидность является «результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства; инвалидность – это социальное , а не медицинское понятие.

«Толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Яркий пример неудачного поиска новой корректной терминологии: в последние годы в устойчивый обиход СМИ вошло выражение «человек с ограниченными возможностями». Но это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественным условиями). И, что еще хуже, «по умолчанию» многие воспринимают словосочетание «человек с ограниченными возможностями» как характеристику того, что человек ограничен сам по себе (ограничен своим «дефектом», а не обществом).

Да и кто покажет нам пример человека с неограниченными возможностями?! Компромиссным вариантом может служить: «человек с ограниченными физическими возможностями» (здесь подразумевается, что умственные отличия тоже характеризуются как «физические»). Но для повседневной речи такое словосочетание оказывается слишком длинным и громоздким. При социальном подходе к пониманию инвалидности наиболее нейтральным термином оказывается слово... «инвалид»!

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Воспитанные люди боятся задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя некомфортно.

Общаться с инвалидами, по моему мнению, нужно так же, как общаются с остальными людьми. Вести себя при этом с нами желательно так же, как обычно. Во всяком случае, так говорят сами инвалиды. И смотреть на нас на улице нужно так же, как смотрят на всех остальных. Человек в коляске не хуже и не лучше. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду, как к ущербной личности. Зачастую это необыкновенные умники и умницы, с образованием, умеющие хорошо работать. Они получают хорошую зарплату за свой труд. А некоторые из них дадут фору в воспитании, образовании, интеллекте многим здоровым людям.

В конце концов, если разобраться, очень часто «превосходство» здорового человека оказывается довольно сомнительным. Можно иметь руки и ноги, ходит и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

Из своих наблюдений, прочитанного и увиденного я могла бы сформулировать несколько советов, Которые помогли бы общению с такими людьми, как мы.

Если Вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайтесь сделать так, чтоб Ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Так советуют психологи.

Например, в начале разговора Вы можете присесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Если Вы разговариваете с плохо слышащим, то старайтесь при этом встать напротив этого человека и во время общения смотреть прямо на него, а не на того, кто «переводит» ему Ваши слова. Когда Вы общаетесь с плохо видящими, в самом начале разговора сообщите ему обо всех присутствующих возле Вас людях, добавляя, кто из них где находится. Если же Вам нужно выйти куда-то или сесть в другой части комнаты, обязательно скажите Вашему собеседнику об этом.

С умственно отсталыми людьми нужно общаться на доступном им языке. И уж точно не стоит их боятся. Умственно отсталые люди, особенно с синдромом Дауна, необыкновенно добрые и отзывчивые. Если уж говорить откровенно, то это скорее им стоит боятся нас.

Обучение детей-инвалидов в классах с обычными детьми, т.е. инклюзивное обучение, тоже не всегда может быть уместно. В определенном возрасте дети прямолинейны и жестоки и могут превратить жизнь инвалида в настоящее испытание. В младших классах могут обидеть инвалида из-за недопонимания ситуации, т.е. непроизвольно. В старших классах обидеть могут только невоспитанные, грубые ребята, которые вообще негативно относятся к жизни. В средних классах наблюдается пик агрессивного отношения к таким ребятам, как я.

А сейчас хочется отметить, что, несмотря на мою страшную болезнь – ДЦП, отношение ко мне в группе, в училище теплое и доброжелательное. Хотя я не могу быстро передвигаться, но в остальном я принимаю активное участие в жизни коллектива. Вместе с моими подругами по группе мы придумываем сценарии для праздников, рисуем стенгазеты, на которые часто помещают написанные мной стихи.

На занятиях я чувствую себя комфортно и уверенно. Выбранная мной профессия позволяет мне полностью раскрыть свои возможности. Мое состояние не мешает мне хорошо и быстро делать расчеты, составлять сметы доходов и расходов, анализировать полученные результаты, составлять бухгалтерский баланс, принимать нужные решения и делать многое другое. Ведь не зря говорят, что если Бог отнял у человека одну способность, то он обязательно вознаградил его в чем-то другом. Я думаю, что я правильно выбрала профессию, и в дальнейшем я собираюсь продолжить свое образование по выбранному профилю.

Мои преподаватели – тактичные и доброжелательные люди. Я ощущаю, что они относятся ко мне с пониманием и теплотой. Я благодарна им за те знания, которые получила от них, за их внимание к моим проблемам. Благодаря своему мастеру производственного обучения я поняла, что выбранная мной профессия может дать мне уверенность в завтрашнем дне.

Но не всегда такие люди как я востребованы в профессии и в жизни. Основная беда общества состоит в том, что оно либо махнуло на данную категорию людей рукой, уверяя себя, что эти люди ни на что не способны, либо не впускает их в свое «здоровое общество». Кто-то из людей с ограниченными возможностями мог бы работать в церкви, кто-то – сапожником, кто-то – оператором ПК, кто-то – бухгалтером-учетчиком. Всегда можно найти себе занятие, если окружающие тебя люди относятся к тебе с пониманием. К тому же часто бывает, что инвалиды работают намного лучше своих здоровых коллег. Единственное, что может отпугнуть работодателя, это то, что инвалиды чаще болеют, но, с другой стороны, им не требуется постоянных перерывов на тот же самый перекур.

Я считаю, что общество нужно перевоспитывать в вопросе отношения к инвалидам. Оно должно осознать, что это люди, стремящиеся быть такими как все, и к ним надо относиться с должным пониманием. Это понимание придет, если каждый член общества начнет с самого себя. Есть люди, которые считают некоторых из нас неполноценным. Тот, кто думает так, совершает большую ошибку, но этому есть объяснение. В свое время общество выдумало термин «инвалид». Но, надо понимать, что, в отличие от обычных людей, это особенные люди. У природы нет ошибок. Видимо, мы созданы природой для того, чтобы растопить лёд людских сердец. Но проблема «инвалидов» все-таки существует и на нее нельзя просто так закрыть глаза. Ее надо решать и, по моему мнению, начинать надо с культуры общения между людьми вообще и с инвалидами в частности.

Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии в общении с людьми с ограниченными возможностями, и, таким образом, создать толерантное отношение к нам в обществе.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОВЗ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Понятие толерантность. Историческая справка.

Толерантность. Что это такое?-

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит планета вся».

Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность, - я сказала, - это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.
Толерантность - это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность - это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе, нет нужды

Опасаться, что тебя обидят,

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

Алена КАЛИНИНА,
гимназия №41, 8 «А» класс,
Санкт-Петербург

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, с уважением к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

В России понятие «толерантность» стало употребляться в печати с середины XIX века, но в 1930 годах XX века оно исчезло из лексики, пока опять не появилось в начале 90-х годов.

16 ноября отмечается Международный день толерантности , который был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, утвержденной в 1995 году. Декларация провозглашает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация также рассматривает угрозы человечеству, которые несет нетерпимость, предлагает методы и программы в борьбе с нетерпимостью.

В социологии толерантность делят на несколько видов:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

2. Отношение к детям – инвалидам в разные исторические периоды развития общества.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям-инвалидам. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Очень часто, обращаясь к нашей истории, нам становится неуютно оттого, что мы узнаем. И, тем не менее, отрицать факты нет смысла, потому что даже самые неприятные сведения из прошлого помогают нам понять то, что происходит в настоящем.

О том, как общество относилось к детям-инвалидам, мы впервые узнаем из мифов о древней Спарте, где, согласно древнему историку Плутарху, немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Но, в тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию. При помощи методов

гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.

В Древней иудейской культуре ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно, детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.

В Древнем Египте впервые упоминаетс документ (папирус Ebers), который включает в себя перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Важно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но и заботило социальное самочувствие инвалидов: жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу; привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов.

Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.

Действительно, обращаясь к истории, мы видим, что отношение к детям с физическими или психическими недостатками было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к детям с особенностями - от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема вызывающая их просто «закрывается», как будто ее не существует. Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать. Но существует закон равновесия, как бы мы этому не противились, и та информация, которую мы не хотим замечать, появляется перед нами в еще более усложненной форме, а в определенный момент достигает такого содержания, которое уже невозможно не замечать и игнорировать. Детская инвалидность возрастает, принимая катастрофические масштабы, об этом становится все сложнее молчать. Это касается всего общества, это его боль, и общество в определенный момент понимает, что пыталось лечить эту боль не тем способом.

Чтобы исцелить болезнь в первую очередь следует признать ее существование, принять ее, а затем уже искать способы лечения.

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Скажем больше, серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени.

И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная - от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них безбарьерной среды.

К сожалению, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности , т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из вышеперечисленных проблем способно решить инклюзивное образование.

Это потенциально очень перспективная форма социализации детей с особенностями в развитии.

3. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, сверстников, родителей толерантности.

Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями необходимо опираться на следующие задачи:

  • изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;
  • формирование основ эмпатийного («эмпатия» (от греч εμπάθεια - сопереживание) - постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием) поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;
  • нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
  • повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Я затронула эту тему, потому что сама являюсь специалистом, работающим с детским коллективом, в состав которого входят дети с ОВЗ.

Успешность интеграции детей с ЗПР в общеобразовательный класс зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Задержка психического развития (ЗПР ) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могу включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.

У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других (сходны) заданий.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

  • педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
  • родители (законные представители);
  • воспитанники, обучающиеся.

4. Из личного опыта.

Воспитание толерантности у обучающихся начальной школы – это тяжелый интеллектуальный и ответственный труд, большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Самое главное, на мой взгляд, педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для воспитанников убедителен.

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в классном коллективе я поставила перед собой цель:

сформировать и укрепить в классном коллективе универсальную толерантную среду.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Создать максимально благоприятные организационные условия в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе «особых детей».

2. Достичь максимальной адаптации детей к условиям обучения.

3. Обучить толерантному поведению в классном коллективе и конструктивным способам выхода из конфликта.

4. Обеспечить участие всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.

5. Создать ситуацию успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.

6. Установить взаимодействие с семьей «особого» ребенка с целью заботы о его максимальном развитии.

7. Систематически проводить педагогическое наблюдение, диагностику воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.

5. Основные формы воспитательной работы по формированию толерантности.

Для реализации задач по формированию толерантности важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
- познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
- сочинения, защита исследовательских работ,
- конкурсы рисунков, стихов,
- социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, и понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

Тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в классный коллектив,
- моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов и т.п.

Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Примерная тематика «Уроков доброты»: «Пойми меня», «Мы учимся чувствовать друг друга», «Мы в этом мире», «Я выбираю дружбу», «Учимся толерантности», «Планета Толерантность».

6. Выводы.

Толерантность, сформированная еще в младшем школьном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с « особыми детьми» способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что они любимы!


Читайте также: