Профилактика профессионального выгорания медицинских работников. Профилактика профессионального выгорания сотрудников. К явным причинам профессионального выгорания относятся


Что это такое? Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание плата за сочувствие». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека.



Стадии профессионального выгорания ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое меня».


Стадии профессионального выгорания ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.


Стадии профессионального выгорания ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.


ТРИ УСЛОВИЯ (ФАКТОРА) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1. Личностный фактор Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.


ТРИ УСЛОВИЯ (ФАКТОРА) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 2. Ролевой фактор Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (X. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Комдо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.


ТРИ УСЛОВИЯ (ФАКТОРА) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 3. Организационный фактор На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.



Как избежать встречи с синдромом профессионального сгорания Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои сипы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними, Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?



Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием 1. Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; удовольствие (релаксация, игра); умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание сообщества. 3. Повышение уровня профессионального мастерства.


«Если говорить о состоявшихся профессионалах, то они не раз переживали кризис выгорания. Зрелый специалист обязан иметь в своей профессиональной биографии такие периоды. Они и есть вестники того, что человек созрел для роста, для развития, что в его жизнь и работу просятся изменения». В.В. Макаров, Избранные лекции по психотерапии, 1999.



Результаты тестирования Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания» II. Фаза «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную - весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно, так как человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:


Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако со стороны такое поведение воспринимается как черствость, неучтивость, равнодушие


Симптом «эмоционально- нравственной дезориентации». Этот симптом углубляет неадекватную реакцию в отношениях с членами коллектива. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к партнеру по общению, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы сопереживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волков волковаться»


Симптом «расширения сферы экономии эмоций». На работе человек в такой степени устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно домашние становятся первыми «жертвами» эмоционального выгорания. На службе человек еще держится в соответствии с обязанностями, а дома замыкается. Можно сказать, что личность пресыщена человеческими контактами, переживает симптом «отравления людьми».


Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.




Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это – не исходный дефект эмоциональной сферы, а приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита.


Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к людям, с которыми человек общается в рамках своей профессиональной деятельности. Они тяготят своими проблемами, потребностями, неприятно их присутствие, сам факт их существования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

" Средства и методы профилактики профессионального выгорания педагога "

Содержание

  • 2.1 Обработка данных
  • Заключение
  • Список литературы

1. Средства и методы профилактики профессионального выгорания педагога

1.1 Профессиональное выгорание

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин "профессиональное выгорание" как наиболее адекватный).

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: "Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие".

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки", или "освобождения" от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения.

В 1981 г.А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

1.2 Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ :

начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе;

исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: "Не лезьте ко мне, оставьте в покое!"

ВТОРАЯ СТАДИЯ :

возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ :

притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру "уплощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

профессиональное выгорание педагог психологическое

1.3 Три аспекта профессионального выгорания

Первый - снижение самооценки.

Как следствие, такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй - одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий - эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

1.4 Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА : психофизические симптомы

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

ощущение эмоционального и физического истощения;

снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница;

постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА :

социально-психологические симптомы

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или "я не справлюсь";

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "как ни старайся, все равно ничего не получится").

ТРЕТЬЯ ГРУППА :

поведенческие симптомы

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

руководитель затрудняется в принятии решений;

чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

дистанциированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

1.5 Факторы риска развития выгорания (по Л.В. Новиковой)

1) социально-психологические факторы развития выгорания

Переживание несправедливости . Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами. Доказано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

Социальная незащищённость . Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

Уровень поддержки . Разные виды поддержки оказывают неоднозначное влияние на выгорание. Лейтер изучал воздействие личной (неформальной) и профессиональной поддержки на синдром выгорания (1993). Оказалось, что профессиональная играла двойственную роль, уменьшая или усиливая выгорание. С одной стороны, она была связана с более сильным ощущением профессиональной успешности, а с другой - с эмоциональным истощением. Обнаружено также, что чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый вид положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно - с эмоциональным истощением. Поддержка коллег положительно связана с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания. Итак, данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Источники первой могут по-разному влиять на компоненты второго. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки, так и готовностью её принять. Для профессиональной адаптации педагогов и сохранения их профессионального долголетия перспективными будут разработка и использование разнообразных видов социальной, профессиональной и личной поддержки, предупреждающих синдром выгорания.

Неудовлетворённость работой . Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск. Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы, но и от организации в целом. "Выгоревший” работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму физической изоляции, а если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Привлекательность организационной культуры и работы в организации оказывает сдерживающее влияние на развитие процессов выгорания.

Оплата труда . Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.

Возраст, стаж работы и уровень удовлетворённости карьерой . Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Очевидно, фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж), а неудовлетворённость ею, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряжённость общения на работе.

Карьерные устремления . Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, внутреннего напряжения.

Пол . Обнаружено, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Учителя - женщины к наиболее сильным стресс-факторам относят "трудных учеников”, а мужчины - присущий школам бюрократизм и большое количество "бумажной” работы.

2) личностные факторы развития выгорания

Локус контроля . Это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам - начальству, обществу, государству, экономической ситуации и пр. (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Склонность к внешнему локусу контроля проявляется наряду с такими чертами как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы, что препятствует развитию выгорания.

Поведение типа " А " . Для развития выгорания важно и то, как учитель справляется со стрессом. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного (поведение типа А).

Мини-тест " Принадлежите ли вы к людям типа А ?

Вы всегда всё делаете очень быстро?

Проявляете нетерпение, потому что вам кажется, что все делается очень медленно?

Всегда думаете одновременно о двух и более вещах или стараетесь делать одновременно несколько дел?

Испытываете чувство вины, когда уходите в отпуск или позволяете себе расслабиться на несколько часов?

Всегда стараетесь "втиснуть” в своё расписание больше дел, чем вы можете надлежащим образом выполнить?

Нервно жестикулируете, чтобы подчеркнуть то, о чём говорите, например, сжимаете кулаки или сопровождаете свои слова ударами по столу?

Оцениваете себя в зависимости от того, сколько успели выполнить?

Проходите мимо интересных событий и вещей?

Если положительных ответов больше, чем отрицательных, то очевидна склонность к поведению типа А.

Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций . Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга - преодоления стрессовых ситуаций. Преподаватели с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Пайдмонт (1993) получил данные о том, что самоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение на работе и вне её.

3) профессиональные факторы развития выгорания

" Болезненная зависимость " от работы . " Трудоголизм" и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Мини-тест " Трудоголик ли вы ?

Встаёте ли вы рано, несмотря на то, что поздно легли, работая дома до поздней ночи?

Если ваш обед проходит в одиночестве, читаете ли вы или работаете во время еды? Считаете ли вы, что перерывы на обед - пустая трата времени?

Составляете ли вы подробный список того, что нужно сделать каждый день? Ежедневник и исписанные календари - непременные атрибуты трудоголиков.

Вам трудно "ничего не делать”? Можете ли вы сидеть без дела?

Вы энергичны и стремитесь к соревнованию?

Работаете ли вы по выходным и в отпуске?

Можете ли вы работать всегда и везде?

Трудно ли вам уйти в отпуск? Когда вы в последний раз брали отпуск?

Боитесь ли вы выхода на пенсию?

Нравится ли вам ваша работа?

Если вы ответили "да” больше чем на 5 вопросов, вполне вероятно, что вы - трудоголик.

Ролевые факторы риска выгорания . К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт - это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость - это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность - ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Организационные характеристики . Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой, увеличивается.

1.6 Психологические условия восстановления здоровья педагогов

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно.

Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии.

Супервизор - это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интервизия - обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) - аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана. Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:

чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

долгий и крепкий сон, возможность выспаться;

не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;

отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;

искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;

развлечения (поход в кино, в кафе.);

любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);

общение с природой (прогулки в парке и по лесу);

установление простого человеческого контакта с учениками;

позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

человеческая поддержка со стороны начальства;

отдых после работы в тишине;

умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

общение с близкими и друзьями;

общение с любимым человеком;

профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;

выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

Во-первых :

хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых :

опыт успешного преодоления профессионального стресса;

способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

высокая мобильность;

открытость;

общительность;

самостоятельность;

стремление опираться на собственные силы.

В-третьих :

способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

2. Диагностика уровня эмоционального выгорания

" ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ !"

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. №Вопросы

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг

Моя работа притупляет эмоции

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п.

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

В общении на работе я придерживаюсь принципа "не делая людям добра, не получишь зла"

Я охотно рассказываю домашним о своей работе

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу

Я очень переживаю за свою работу

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

Успехи в работе вдохновляют меня

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

Я потерял покой из-за работы

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов)

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

Я часто работаю через силу

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

Моя карьера сложилась удачно

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

" Напряжение "

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2), +13 (3), +25 (2), - 37 (3), +49 (10), +61 (5), - 73 (5)

Неудовлетворенность собой:

2 (3), +14 (2), +26 (2), - 38 (10), - 50 (5), +62 (5), +74 (3)

"Загнанность в клетку":

+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), - 75 (5)

Тревога и депрессия:

+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)

"Резистенция"

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5 (5), - 17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10), - 18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), - 78 (5)

Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2), +19 (10), - 31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), - 79 (5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5), +20 (5), +32 (2), - 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)

"Истощение"

Эмоциональный дефицит:

+9 (3), +21 (2), +33 (5), - 45 (5), +57 (3), - 69 (10), +81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+10 (2), +22 (3), - 34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5),+72 (2), +83 (10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5)

2.1 Обработка данных

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма показателей всех 12 симптомов.

2.2 Интерпретация результатов

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - несложившийся симптом;

10-15 баллов - складывающийся симптом;

16-19 баллов - сложившийся симптом;

20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" или "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

2.3 Способы снятия напряжения за короткое время

1) Время выполнения - 60 секунд. Можно выполнять за письменным столом, в транспорте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень… Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему нёбу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до 5, почувствуйте, как исчезает напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что Вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на кресле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте 2-ой вдох и задержите дыхание, медленно считая до 5-ти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово "спокойствие”, стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка Вашего тела. И, наконец, успокойте свои нервы, представив, что Вы лежите на золотистом, прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно четче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

2) Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.

Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?

Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ ?

Прежде всего, признать, что они есть.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: "я страдаю профессиональным выгоранием". Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них - рационализация, вытеснение травматических событий, "окаменение" чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно - как признак собственной "силы". Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее "Я подумаю об этом завтра"?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.

Помните : блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором - профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых , в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

Заключение

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени .

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

ЕСЛИ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВЫГОРАНИЕ УЖЕ ПРОИСХОДИТ И ДОСТИГЛО ГЛУБОКИХ СТАДИЙ

Помните : необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой - такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом.

Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Почему? Да потому, что основа "психологического лечения" - помочь человеку "ожить" и "заново собрать себя".

Сначала идет трудная работа, цель которой - "снять панцирь бесчувствия" и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными "ядовитыми" чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится "расчистка" внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы - пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое "Я", осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит - он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать

Список литературы

1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб: Питер, 2003.

2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб: С-Петерб. мед. акад. последиплом. образ., Балт. пед. акад., 1998.

3. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - 2006. - № 2. - с.216 - 222.

4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.

5. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Учеб. пособие /под. ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007.

6. Комиссарова Н.И. Психолого-педагогический семинар "Проблемы профессиональной деформации педагогов" // Фестиваль педагогических идей газеты "Первое сентября". - 2006/2007 г.

7. Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса // Первое сентября. - 2008. - № 9.

8. Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения // Материалы IV Национальной научно-практической конференции "Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение": М, 2007

9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во "Эксмо”, 2005.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.

Интенсивность современного мира диктует особые правила жизни и работы. Чем выше уровень ответственности специалиста, тем сложнее для него такая работа в эмоциональном плане. Повышенные нагрузки на трудоголика часто оборачиваются профессиональным выгоранием, которое может сделать все его усилия напрасными. Однако существует профилактика профессионального выгорания, которая позволяет бороться с симптомами этой проблемы и помогает жить и трудиться в нормальном режиме.

В чем состоит проблема

– это результат истощения нервных, психических и физических сил. В результате у человека пропадает желание работать, развиваться в профессиональной и личной сфере, появляются депрессия, нервозность, хроническая усталость и опустошенность. Если у активного и целеустремленного человека вдруг появились лень и нежелание идти на работу, его раздражают коллеги, а рабочий день тянется целую вечность – это первые и основные симптомы эмоционального выгорания работника. Важно выявить источники этой проблемы и искоренить их.

Чаще всего эмоциональным выгоранием страдают люди следующих профессий:

  • Руководитель отдела или подразделения.
  • Психолог.
  • Менеджер по продажам.
  • Финансист.
  • Доктор.
  • Педагог.

Однако практически каждый человек, где бы он ни работал, может столкнуться с эмоциональным выгоранием. Все зависит от личных качеств и восприятия внешнего мира. Как правило, динамично живущие, активные, целеустремленные и амбициозные люди быстрее «выходят из строя» из-за своей повышенной эмоциональности. А вот спокойные, уравновешенные и даже медлительные, способные абстрагироваться от проблем, могут лучше бороться со сложностями на работе и прочими внешними факторами.

Динамично живущие, активные, целеустремленные и амбициозные люди быстрее «выходят из строя» из-за своей повышенной эмоциональности.

Распространенные причины

Чтобы , необходимо понять причины, по которым она возникла. Наиболее распространенными являются:

  • Высокий уровень умственной нагрузки.
  • Постоянное взаимодействие с людьми.
  • Напряженная и конфликтная атмосфера на работе.
  • Отсутствие возможности личной, карьерной, творческой реализации на рабочем месте.
  • Отсутствие оценки руководителя и должной мотивации.

Также существуют скрытые причины профессионального выгорания:

  • Невозможность самостоятельно организовать себя (нет самоорганизации, навыков правильно планировать время и ставить задачи).
  • Хронический трудоголизм.
  • Перфекционизм (когда человек постоянно все хочет сделать идеально, при этом тратится много времени на отшлифовку деталей, и в результате цель не достигнута по причине недостатка времени).
  • Неэкологичность деятельности (плохая атмосфера в коллективе, родные не поддерживают).
  • Жизненное призвание невозможно применить в работе и жизни одновременно.

Особенно давит на человека психологическая атака руководства, коллег или родных. Это способно подавить даже сильного человека. В результате он просто ломается, устает от всего, и работа перестает приносить ему радость.

Инструменты профилактики выгорания

Чтобы избежать профессионального истощения, рекомендуют заблаговременно, еще до того, как вы столкнулись с проблемой, внедрить профилактические методы. Популярные советы психологов таковы:

  • Создайте ежедневные ритуалы и традиции. Например, проводить медитацию с самого утра или перед сном, ходить ежедневно в бассейн или играть в любимую компьютерную игру час-два в день. Не бойтесь «потратить» немного времени на себя. Это поможет выбросить негативную энергию и подпитаться новой, свежей, позитивной. Рано или поздно, времени и желания хватит и на работу, и на личную жизнь. На предотвращение стресса и достижение душевной гармонии хорошо влияет музыка. Будете вы ее слушать на рабочем месте в обеденный перерыв или вечером дома либо в филармонии пару раз в неделю, не важно. Но она однозначно благотворно влияет на настроение и расслабляет сознание.
  • Активность не должна быть избыточной. Прежде чем помочь сотруднику, коллеге, другу или соседу по кабинету, сперва сделайте свои приоритетные задачи, а потом, если будет желание и время, помогите другому. Нельзя идти на поводу у коллег и даже у руководителя и выполнять сторонние функции в ущерб прямым обязанностям. Важно быть уверенным в своем ответе: либо «да», либо «нет». Минимум сомнений и колебаний помогут сохранить душевное равновесие.
  • Обязательно делайте технический перерыв. Это не обязательно стандартное обеденное время. У каждого человека есть своя необходимость в отдыхе. Для одного это час с 12 до 13 часов, для другого – 15 минут 4-5 раз в день.
  • Не забывайте о своем творческом начале, ведь оно является наиболее сильным лекарством против эмоционального выгорания. Поэтому обязательно обзаведитесь хотя бы одним увлекательным для вас хобби: фотография, театр, танцы, организация мероприятий.
  • Правильно планируйте рабочее время, ставьте цели по SMART-системе и минимизируйте риски и форс-мажоры.
  • Рефлексируйте во время рабочего дня (15 минут кофе и общение с коллегами на отвлеченные темы положительно повлияют на психологическое здоровье).
  • Не бегите впереди паровоза, спокойно выполняйте свои обязанности, а при отсутствии достойной мотивации побеседуйте об этом с руководителем.
  • Решайте проблемы по мере их поступления, но не откладывайте «в долгий ящик» то, что вас беспокоит.

Вышеперечисленные рекомендации подойдут каждому человеку, вне зависимости от сферы его деятельности. Не оставляйте значимые для вас моменты на потом. Особенно важно ваше жизненное призвание, постоянное профессиональное и личностное развитие и решение проблем сразу. Чтобы не начался процесс профессионального выгорания, необходимо проводить профилактику и работать над собой. Ведь, если сам человек не будет внимателен к себе и своему эмоциональному состоянию, окружающим сложно будет ему помочь.

Данные, которые были получены в результате исследования, наглядно показывают необходимость индивидуальной и групповой работы коррекционного характера в коллективе. Для этого необходимо практически опробовать конкретные методики, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.

Для профилактики или снижения признаков синдрома профессионального выгорания, социальному работнику важно создавать гармоничную систему отношений как социальную ситуацию развития, вполне адекватную задачам каждого этапа развития, тем самым обеспечивая сохранение психического здоровья всех участников производственного процесса.

Также существенно снижают риск выгорания такие показатели как социальная и профессиональная поддержка, надежные друзья и понимание со стороны членов семьи. Вообще, снижение риска выгорания может быть достигнуто с помощью различных видов социальной поддержки.

Разработка профилактических стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам является значимым и перспективным направлением, позволяющим сохранить кадровый потенциал организации.

К основным личностным характеристикам, которые препятствуют возникновению выгорания, относятся:

· высокая активность;

· умение поддерживать свое поведение в русле, уменьшающем влияние стресса в т.ч. способность отстоять свои интересы и в случае необходимости попросить о помощи (копинг);

· наличие оптимизма и чувства юмора;

· позитивное мышление;

· осознанность (стремление рефлексировать происходящие с человеком события, собственное поведение и стиль мышления);

· гибкое мышление и способность у творчеству;

· любовь к себе и адекватно высокая самооценка.

Профилактика выгорания, существующая в настоящее время, состоит из трех основных направлений работы, это:

Организация деятельности.

Процент роста «сгорания» среди работников может быть значительно снижен, если со стороны администрации будут приняты меры, обеспечивающие возможности для профессионального роста, налаживания дружеской атмосферы в коллективе, повышения личной и групповой мотивации сотрудников. Четкое распределение обязанностей и продуманные должностные инструкции, также положительным образом влияют на организацию труда. В этой связи необходимо заметить, что организация здорового климата во взаимоотношениях сотрудников организации не просто важный, а необходимый шаг, который должен быть предпринят в обязательном порядке.

Также в образовательные программы следует внести базовые техники тайм менеджмента, ознакомить сотрудников с методиками, повышающими личную уверенность, донести базовую информацию о способах и техниках релаксации и снятия напряжения.

В плане профилактики выгорания большое значение имеет организация рабочего места и времени. В этой области необходимо рассмотреть вопросы создания благоприятных условий во время рабочего дня, в т. ч. таких как уровень обеспеченности различными справочными материалами, пособиями и изданиями периодической печати, необходимыми для работы, укомплектованность библиотеки, техническая оснащенность. Помещение, в котором происходит осуществление рабочей деятельности также должно соответствовать определенным правилам, которые способны положительно повлиять на эффективность труда. К числу этих правил относятся нормы санитарно-гигиенических требований, предъявляемые к освещенности помещений, температуре, меблировки помещения и т.п. Также большое значение имеет наличие комфортной обстановки необходимой для полноценного перерыва и релаксации.

Улучшение психологического климата в коллективе.

Еще одним направлением профилактики синдрома «выгорания» является создание комфортной с психологической точки зрения обстановки в профессиональной группе. Последнее подразумевает формирование сплоченного коллектива, состоящего из людей, способных функционировать как единый целый организм и оказывать друг другу необходимую помощь и поддержку. Существенным фактором, нарушающим здоровую психологическую атмосферу в коллективе служит низкая материальная обеспеченность, в связи с которой у человека отсутствует возможность участия в различного рода культурных и развлекательных мероприятиях. Поездки на свежий воздух и природу, посещение театра и кино также требует временных и финансовых затрат, которые у большинства социальных работников существенно ниже необходимой нормы. Однако решение данного вопроса существует, и его нужно искать в расширении духовной сферы человека (кругозора, эстетических потребностей), последние приводит к большей терпимости и взаимопониманию. В этом аспекте значимую роль играет организация командообразующих тренингов.

Кроме этого нужно принимать во внимание, что деятельность социального работника по большой части основана на его личном энтузиазме. Именно в связи с этим, немалую роль играет возможность самостоятельно принимать решения. Именно поэтому основной акцент в системе межличностных коммуникаций необходимо сместить с внешнего контроля на личную совесть каждого человека.

Известный петербургский психотерапевт А. В. Гнездилов, рассуждая на тему профессионального выгорания, писал: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций». См.: Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. - 162 с.

Работа с индивидуальными особенностями.

Психологическая работа с социальными работниками должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление заключается в развитии креативного мышления у специалистов социальной сферы, так как один из симптомов выгорания это инертность мышления и неспособность гибко реагировать на происходящие изменения. Креативность, включающая в себя такие качества как развитие воображение, наличие чувства юмора, быстроту и оригинальность образа мыслей представляет собой мощный фактор развития личности, показывая ее способность изменяться и отказываться от сформировавшихся стереотипов и убеждений.

Второе направление заключается в нивелировании отрицательных личностных и профессиональных факторов, которые способствуют возникновению профессионального выгорания. Говоря о данном аспекте, следует заметить, что тут необходимо проведение комплексной работы направленной на развитие у сотрудников умения дипломатично разрешать сложные ситуации конфликтного характера и приходить к компромиссному и взаимовыгодному решению. Также важную роль играет способность грамотного целепологания и гибкость в процессе достижения цели. Последнее качество предполагает продуктивный пересмотр системы ценностей и личностных мотивов, в случае, если они способны оказать негативное влияние на профессиональный и личностный рост.

Для достижения этой цели хорошо использовать тренинги, например, тренинги повышения личной уверенности, раскрытия личности, выработки навыка принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. См.: Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

Процесс саморегуляции может происходить как произвольно, т.е. с участием сознательной части «Я», так и непроизвольно, когда речь идет о функционировании естественных природных механизмов. Произвольную саморегуляцию называют еще психической, которая достигается за счет естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции. Таким образом, можно говорить о целенаправленном изменении, как отдельных психофизиологических функций, так и психоэмоционального состояния в целом.

Большинство людей, когда они устали прибегает к таким естественным способам саморегуляции как продолжительный сон, прогулки на свежем воздухе, занятие спортом, посещение развлекательных мероприятий совершенно бессознательно. Однако указанные средства абсолютно неприменимы в рабочей среде, в ситуации, когда усталость и напряжение уже накопились. Но, тем не менее, можно сказать, что все-таки существуют техники, которые возможно применить в процессе работы. Некоторыми из этих приемов социальные работники пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. В связи с этим важно:

· понять, какими естественными механизмами снятия напряжения, разрядки и повышения жизненного тонуса работник уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они положительно влияют на его работу;

· осознать их;

· перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

· освоить приемы психической саморегуляции и самовоздействия.

Ученые не зря говорят о « синдроме профессионального выгорания» . Это медицинская проблема с многочисленными симптомами, которые у всех людей проявляются по-разному. Мужчины « выгорают» не так, как женщины, врачи - не так, как медиаконсультанты, а русские - не так, как китайцы.

Профессиональное выгорание встречается часто. Согласно опросу « Альфа-Страхования» , с профессиональным выгоранием сталкивается каждый второй сотрудник: 57% работников российских компаний знакомы с этой проблемой. Причем с каждым годом выгоревших людей становится все больше - не только в России, но и во всем мире.

Давайте попробуем разобраться, почему у вашего начальника такой замученный вид, отчего соседка по офису третью неделю откладывает срочное дело, бухгалтеры ночуют на работе и все равно ничего не успевают, а дизайнер на прошлой неделе попросту не вышел на работу.

Подберем и запишем
к врачу бесплатно

Скачать бесплатное приложение

Загрузить на Google Play

Доступно в App Store

Профессиональное выгорание: история вопроса

Впервые синдром профессионального выгорания описал американский психолог Герберт Фройденбергер в 1974 году. Изучая работников психиатрических учреждений, психолог заметил, что эти люди деморализованы, морально истощены, разочарованы в работе и чувствуют себя уставшими.

Пытаясь понять, почему людям перестало приносить радость некогда любимое дело, психолог пришел к идее профессионального выгорания. Согласно классическому определению, профессиональное выгорание - это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Лень или болезнь: как отличить выгорание от прокрастинации

Американские ученые Кристина Маслач и Сьюзан Джексон продолжили исследования Фройденбергера. Исследователи выделили три основные характеристики выгорания, и создали опросник, который позволяет измерить эти характеристики и понять тяжесть проблемы.

Три признака профессионального выгорания:

  1. Эмоциональное истощение - не хватает эмоциональных ресурсов для работы, человек быстро устает, начинаются проблемы с самоконтролем
  2. Деперсонализация - развивается равнодушие к клиентам, пациентам и коллегам, человек становится циничным
  3. Редукция личных достижений - страдающему от эмоционального выгорания кажется, что его усилия напрасны, а достижения - ничтожны.

Со временем стало ясно, что профессиональному выгоранию подвержены не только сотрудники психиатрических клиник. Проблема встречается намного чаще, мешает людям работать и получать от этого удовольствие, а компаниям приносит большие убытки.

Кто рискует « заработать» профессиональное выгорание

Давайте набросаем портрет человека, который рискует заживо сгореть на работе. Эксперты считают, что это ответственный перфекционист, который много работает с людьми в невыносимой рабочей обстановке.

Ответственный перфекционист

Некоторые люди по складу личности более склонны к выгоранию. Для них характерны:

  • завышенные ожидания от самого себя, амбициозность, перфекционизм, которые приводят к истощению и запускают процесс выгорания;
  • сильная потребность в признании;
  • стремление угодить другим людям в ущерб своим желаниям;
  • ощущение собственной незаменимости и неспособность к делегированию;
  • трудоголизм, склонность переоценивать собственные силы и взваливать на себя слишком много работы;
  • зависимость от работы.

От выгорания страдают и мужчины, и женщины, но у людей разного пола проявляется этот синдром по-разному. Женщины чаще испытывают сильное эмоциональное истощение, а мужчины демонстрируют циничное и отстраненное поведение.

Работает с людьми

Профессиональное выгорание часто развивается у тех, кто регулярно общается с другими людьми по работе. Это:

  • специалисты « помогающих» профессий: врачи, медсестры, воспитатели, учителя, социальные работники, психологи;
  • работники сферы услуг или продаж - от официантов до коммерческих директоров;
  • менеджеры и специалисты - эксперты, управляющие, координирующие или консультирующие других людей.

У всех этих профессий можно выделить две общие черты:

  1. Представители всех этих профессий отвечают за других людей, и результат их работы очень важен. Врач или медсестра несут ответственность за здоровье пациента, а руководитель - за команду.
  2. Объем вознаграждения и эффективность сотрудников из группы риска напрямую зависит от способности общаться, договариваться и сдерживать негативные эмоции.

« Бардак» на работе

Помимо особенностей личности, выгорание провоцируют тяжелые условия работы. Особенно это касается компаний-" соковыжималок" с высокой кадровой текучкой.


Признаки работы-" соковыжималки« :

  1. Требовательное руководство, давление со стороны начальства.
  2. Проблемы взаимодействия с руководителями и внутри команды.
  3. Инструкции и распоряжения, противоречащие друг другу.
  4. Гиперконтроль, отсутствие свободы для принятия решений, нет шансов повлиять на рабочий процесс.
  5. Ощущение нехватки времени, постоянный аврал.
  6. Неблагоприятная обстановка, травля отдельных сотрудников, доносы.
  7. Отсутствие возможности проявить себя и вырасти профессионально.
  8. Административные ограничения, бюрократия.
  9. Постоянно возрастающая ответственность.
  10. Неясное распределение обязанностей.
  11. Недостаток поддержки со стороны коллектива.

Такая работа требует выкладываться по полной, но при этом предоставляет недостаточно ресурсов, чтобы эти требования удовлетворить. Если, вдобавок к этому, сам работник - трудоголик и перфекционист, ему становится еще тяжелее выполнять работу и оставаться довольным.

Как понять, что человек выгорает

Главная причина выгорания - стресс на работе и необходимость сдерживать эмоции, чтобы не сорваться на назойливого клиента или придирчивого руководителя. Получается, что каждая жертва рабочего стресса может в какой-то момент эмоционально выгореть.

Выгорание: типичный сценарий

  1. Чем сильнее стресс, тем меньше моральных и физических сил остается у человека. Здоровье ухудшается. Постепенно человек перестает общаться с друзьями и коллегами, ведь на других людей приходится тратить энергию. К моральному упадку добавляется одиночество.
  2. У человека него не остается ни времени, ни сил на удовлетворение потребностей, не связанных с работой. Усталость не дает гибко мыслить и адаптироваться к новым ситуациям.
  3. Мотивация падает, а безразличие к работе, наоборот, растет. При этом ухудшаются и качество работы, и производительность.

В итоге выгорание приводит к более тяжелым состояниям: физическому истощению, обострению психосоматических заболеваний и .

Чем меньше у человека возможностей для самореализации помимо работы, тем больше он склонен к трудоголизму. А поскольку всем нам нужен повод себя уважать, человек работает все больше и больше, в итоге получая истощение и, как следствие, выгорание.

К сожалению, биологических маркеров, которые однозначно указывают на выгорание, пока не обнаружено. Из-за этого трудно предотвратить синдром, и еще сложнее лечить - ведь без анализов на больничный не уйдешь.

Как избежать выгорания на работе

Современные исследователи считают, что у нас есть два пути:

  1. Увеличить количество личных ресурсов, которые можно использовать в работе и жизни.
  2. Позаботиться о комфортной обстановке на работе.

К сожалению, у нас редко хватает полномочий, чтобы изменить себе нагрузку или избавиться от требовательного начальника. Однако мы можем изменить образ жизни, уберечь себя от избыточного стресса и увеличить запас личной энергии.

Как поднять личную энергию


Научиться управлять личной энергией - зачатую единственный выход из положения

1. Высыпайтесь

Старайтесь по ночам не менее 7 часов. Сонный человек с трудом соображает и плохо адаптируется к новым ситуациям.

2. Полноценно и правильно питайтесь

Недостаток белков, жиров или углеводов равняется нехватке энергии. Включайте в рацион фрукты и овощи, ограничивайте жирную пищу и постарайтесь употреблять поменьше алкоголя. Пейте достаточное количество воды.

3. Занимайтесь спортом

Упражнения помогают увеличить энергоемкость организма. Если потратить час на тренировку даже после тяжелого дня, можно предотвратить упадок сил.

4.Чередуйте нагрузку

Пусть периоды сосредоточения сочетаются с периодами, когда внимание расфокусировано. Медитируйте, рисуйте, ухаживайте за растениями, танцуйте, занимайтесь рукоделием или просто гуляйте на свежем воздухе. Постоянное сосредоточение ведет к истощению внимания и воли.

5. Найдите хобби, не связанное с основной работой

6.Дышите полной грудью

Проветривайте рабочее место три раза в день. Если это невозможно, хотя бы выходите подышать на улицу три раза в день на 10 минут. Вышли на обед? Постарайтесь хоть немного прогуляться*.

7. Дышите глубже и старайтесь « заземлиться»

Особенно это полезно, если вас в очередной раз вывели из себя. Почувствуйте, как ноги давят на пол, ощутите собственный вес. Ощущения от собственного тела - лучшее успокоительное средство.

8. Учитесь управлять стрессом

Сам по себе стресс не плох и не хорош, ведь его биологическая задача - научить нас лучше ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому, если вам предстоят несколько месяцев работы без сна и отдыха, которых вы не можете избежать, сосредоточьтесь на том, какую пользу пользу вам принесет этот аврал, чему научит и насколько сильнее вы станете, пройдя через это испытание.

9. Заботьтесь о себе

Если чувствуете дискомфорт на рабочем месте, попробуйте понять, откуда он взялся. Иногда причина дискомфорта - вещи или обстоятельства, которые мы можем изменить. От шума спасут наушники. От недостатка света - настольная лампа, а от холода - плед, который вы храните на рабочем месте, и теплые удобные носки.

*В большинстве офисных центров превышен уровень CO2 в воздухе. Строительные нормы допускают содержание CO2 до 1400 ppm, а санитарно-гигиенические говорят, что уже 1000 ppm - многовато. При таком количестве углекислого газа в воздухе тяжело сосредоточиться, поэтому человек раньше времени чувствует себя вялым и уставшим.

Если профилактика не помогла

Выгорание - это серьезная проблема.

Если вы нашли у себя симптомы выгорания и хотите изменить эту ситуацию, лучше обратиться за консультацией к или к психотерапевту. Служба в приложении Medical Note поможет вам записаться к нужному специалисту.

Читайте также: