Психосоматика органов дыхания. Психологическая характеристика астматика. Симптоматика и способы ее объяснения

Где находятся корни всех наших проблем? Ответ очень простой – в голове. Проанализируйте, что предшествовало обострению очередного заболевания. Скорее всего, накануне вы испытали стресс или столкнулись с очередной неприятностью. Отголосок ее нашёлся в теле в виде аллергической реакции, мигрени, повышения температуры и прочего. Проблемы психического плана приводят к серьезным заболеваниям организма, и часто причина недуга кроется не в вирусах или аллергенах, а в психическом состоянии человека.

Человеческое тело от природы наделено способностью подстраиваться под мысли и настроения. Оно подает сигналы в виде боли, дискомфорта, когда в результате стрессов, негативных эмоций одна из систем организма начинает работать неправильно. Чем дольше человек игнорирует свои эмоции, чем сильнее становится душевный протест, тем ярче станут болевые сигналы.

Как это работает на практике?

Предлагаем рассмотреть взаимодействие психики и тела на практике. Возьмем, например, такое хроническое заболевание, как астма. Как оно проявляется в период обострения? Больной лишается способности ровно дышать, затрудняется сделать полноценный вдох. Врачи, как правило, говорят, что данное состояние вызвано аллергеном.

На самом деле астма – сигнал того, что человек не желает «вдыхать полной грудью», т. е. полноценно жить. Возможно, он ошибочно полагает, что не имеет права жить самостоятельно, отсюда затрудненный вдох. Аллерген, запускающий приступ, – это олицетворение протеста. Больной не хочет жить, как ему велят, не выносит чего-то, однако в силу воспитания этого не проявляет. Он изо всех сил удерживает негодование в себе, «гасит» протест. Если в течение длительного времени эмоции игнорировались, человек жил в стрессе, угнетая свою волю, – развилось заболевание. Тело подало сигнал. Реакции со стороны человека не последовало. Тогда заболевание приобрело хроническую стадию.

Каков выход?

Измениться в один миг не сможет никто. Многие негативные установки по отношению к себе и окружающему миру закладываются на ментальном уровне. Однако пока первопричины заболевания не будут установлены, избавиться от него не удастся. Выходом становится комплексное лечение: у профильного специалиста и психотерапевта. Первый назначает медикаментозную терапию, дает рекомендации и контролирует течение заболевания. Задача психотерапевта – найти источник проблемы.

Стоит сказать, что в психосоматике присутствует многофакторность – одна болезнь может быть вызвана сразу несколькими причинами, не связанными одна с другой. Определив их, «отладив» психику, восстановив душевное равновесие, удастся избавиться даже от заболевания, которое мучало на протяжении многих лет.

Часто вам скажут – вы нерегулярно и неправильно питаетесь, и к тому же – курите. Поэтому гастрит и язва. Но психосоматику никак не списать со счетов: если вы истощены стрессом и не отдыхаете, как бы хорошо вы не питались, гастрит и язва весьма вероятны.

Гастрит – воспаление слизистой желудка – весьма распространенное заболевание, связанное с психосоматическими причинами, проявляющееся болью в области желудка и нарушениями пищеварения. При длительном стрессе нарушается кровоснабжение и функции слизистой желудка, падает иммунитет и ухудшается регенерация клеток слизистой, которая работает в сложных условиях – кислота и ферменты. Гастрит свидетель стресса, поэтому консультация психотерапевта при гастрите желательна.

ЯБЖ и ЯБДК – язва желудка и двенадцатиперстной кишки – это более серьезное поражение слизистой и подлежащих тканей, при которой образуется рана, не покрытая клетками слизистой, которые имеют защиту от кислоты и ферментов. Сопутствует язве инфекция хеликобактер пилори, это очень распространенный микроб, при нормальном иммунитете и отсутствии дистресса его развитие маловероятно. ЯБЖ и ЯБДК – обязательно нужна консультация психотерапевта, и даже – психотерапия.

Дискинезия желчевыводящих путей – это нарушение движения желчи по каналам из желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку. Движение регулируется сфинктерами и перистальтикой желчного пузыря – эти реакции не управляются сознанием и нарушаются в тревожном и стрессовом состояниях. Этот диагноз более чем причина обратиться за помощью к психотерапевту.

Синдром раздраженного кишечника , СРК - порой показанный в художественных фильмах как что-то комичное на самом деле реально портит жизнь. Причиной его является нарушение кровоснабжения, перистальтики и микрофлоры – вследствие стресса и психических перегрузок, переработок. Явное психосоматическое нарушение ЖКТ, нужен психотерапевт.

При различных симптомах, которые диагностируются как нарушение нормальной работы сфинктеров и перистальтики – это отрыжка, рефлюксы, обратная перистальтика, неполное закрытие сфинктеров или спазм – также находят стрессовые и психические предпосылки. Лечение у гастроэнтеролога и психотерапевта должно быть союзным, если в подходе к вам как к пациенту эти врачи не сходятся в работе – выбирайте других специалистов.

Психосоматика органов дыхания

Дыхание является одной из основных функций организма человека, без которой в принципе невозможна жизнь. С дыханием связаны многие физиологические функции, такие как: - доставка кислорода к органам и клеткам; - выделение углекислого газа; - регуляция температуры тела; - выведение жидкости из организма. Таким образом, роль дыхания сложно переоценить, ведь без него человек не может прожить и несколько минут. В то же время необходимо отметить, что дыханием человек не всегда пользуется так, как ему предназначено физиологически, и в зависимости от многих ситуаций дыхание может сбиваться и работать в другом режиме. С психосоматической точки зрения дыхание является не просто необходимой жизненной функцией, но также и выражением внутреннего состояния человека.

Как жизненные ситуации влияют на дыхание

Главным органом, который обеспечивает процесс полноценного дыхания, являются легкие человека. В повседневной социальной жизни человека часто возникают ситуации аффективного и ситуационного плана, когда оказывается существенное влияние на функции легких. Например, в тот момент, когда человек испытывает страх либо гнев, в работе легких происходят изменения и дыхание становится учащенным. В то же время, когда человек находится в уравновешенном и спокойном состоянии, дыхание спокойно, и вдох гармонично следует за выдохом. Такое идеальное дыхание в современной жизни, к сожалению, достижимо чаще всего только в процессе сна. Как только человек попадает в состояние, под влиянием которого он испытывает негативные эмоции, это приводит к возбуждению, и выливается в соответствующий тип дыхания, а также может приводить к гипервентиляции.

В состоянии парализующего ужаса часто также возникает ситуация, при которой человек не может сделать вдоха. Психологи считают, что посредством вдоха и выдоха человек не только поддерживает работу всех своих внутренних органов, а также общается с окружающим его миром. Как правило, основной проблемой с дыханием, с которой сталкивается человек, является одышка, которая мешает нормально жить. При возникновении невротического дыхательного синдрома у пациентов проявляются такие проблемы, как необходимость дышать глубоко, при этом пациенты все равно чувствуют нехватку воздуха и стеснение в области груди.

Невротические проявления, отражающиеся на дыхании

Частыми спутниками невротического дыхательного синдрома являются ощущения зуда в конечностях, а также пустоты в голове. При этом, когда человек начинает глубоко дышать, появляется ощущение удушья, а также возникает чувство парализующего страха. Часто у пациентов также возникают спазмы верхней губы и могут цепенеть руки. Примечательно, что данное заболевание наиболее активно проявляется у женщин, либо у молодых людей.

Главные симптомы одышки

Наиболее явными признаками одышки являются измененные типы дыхания, а также увеличение его объема. Нормальное дыхание происходит с периодическими вздохами, и может изменяться вплоть до гипервентиляции. В результате возникает полипноэ, которое само по себя является проявлением психосоматического расстройства. Следует помнить, что одышка одышке рознь. Очень часто она имитирует бронхиальную астму, а также может иметь неприятное звуковое сопровождение со стороны органов дыхания. Такие состояния подвергаются не просто коррекции, а полноценному лечению. Для этого используется специальная аутогенная тренировка, которая позволяет перевести дыхание в комфортное диафрагмально-брюшное.

Клиническая картина бронхиальной астмы

Бронхиальная астма отличается нарушением секреции, а также сильным отеком слизистых. Большинство факторов, под воздействием которых возникает астма, легко определяется как психосоматические. Пациент в момент приступа испытывает острую нехватку кислорода, ему трудно сделать вдох. Как правило, люди в этот момент неконтактны, и стараются держаться подальше от других людей. Данная особенность – ключевая в том случае, если необходимо отличить астму от отдышки. Обострения астмы вызываются самими пациентами, так как они сами запускают ошибочные условные рефлексы, провоцируемые настроением либо эмоциональным состоянием. Основные психосоматические раздражитель заболевания - ярость, гнев, разлука, страх, аллергия, расстройство настроения.

Методы лечения психосоматических нарушений дыхания

Пациентам с астмой и другими расстройствами дыхания рекомендуется прохождение курсов психотерапии. Эффект, которого должен добиться врач – убедить пациента в обратимости приступа. Основными методами воздействия является семейная психотерапия, гипноз, групповая психотерапия, а также различные индивидуальные комбинации терапий.

1.2. СИНДРОМ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ


Картина личности

Больные, как правило, отличаются анксиозно-депрессив-ным основным фоном характера с ипохондрическими и фоби-ческими чертами. Свой латентный страх они часто скрывают за выраженным фасадным поведением. Они чрезвычайно нормативны и импонируют как милые, адаптивные пациенты с высоким чувством долга. Их собственные притязания они обычно отодвигают на задний план (Любан-Плоцца и др., 2000).

В поведенческом выражении своих эмоций больные силь но стеснены. В особенности они неспособны переживать и отреагировать агрессивные побуждения. Больные описывают себя как людей, которые должны «все в себе пережевать» или «слишком много хлебнуть». Тенденции безропотно воспринимать обиды и неспособность постоять за себя нередко воспринимаются как стесненность (Rose , 1976).

Больные склонны к зависимым отношениям с доминирующим партнером. Они воспроизводят при этом усвоенный в детстве шаблон поведения. Преимущественно больные происходят из семей, в которых они при заботливых, но эмоционально фрустрирующих родителях подвергаются не учитывающему индивидуальные особенности нормативному воспитанию (Bach , 1969). Связь с более слабым родителем была сильнее, т. к. здесь предоставлялись относительно лучшие возможности отношений. Агрессивные побуждения по отношению к доминирующему родителю, переживаемые как экзистенциальная угроза, подавляются ребенком.

Таким образом приобретается опыт, что безопаснее всего жить с гораздо более сильным партнером, даже если ценой этой безопасности становятся постоянно подавляемые собственные притязания. Даже если поведение партнера становится оскорбительным или фрустрирующим, каждый протест следует сдерживать, т. к. бунт все равно не имеет смысла. Биография этих больных показывает, что они вновь и вновь направляют себя в такие отношения беспомощной зависимости, одновременно переживая бессильный страх при угрозе потери таких значимых лиц окружения, отношение к которым сохраняется амбивалентным (Rose , 1976).

Конфликтная ситуация, провоцирующая приступ, содержит элементы реальной или воображаемой фрустрации или обиды, с одной стороны, страх потери зависимых отношений, обеспечивающих безопасность, с другой. Нередко приступ следует за ситуациями, требующими от больного направленной вовне, самоутверждающей и агрессивной активности, которую он не в состоянии продуцировать вследствие общего чувства беспомощности и бессилия или из страха потери лишающего власти, но гарантирующего безопасность, значимого лица.

Психотерапия

Чтобы понять имеющиеся нарушения и проводить лечение, психосоматический анализ каждого нарушения функции дыхания должен раскрывать роль дыхания и значимость той или иной формы его нарушения, исходя из общей ситуации больного. Речь при этом идет не только о тривиальном психосоматическом, а о значительно более сложном, системно связанном сочетании соматических, психических, социальных и иных значимых факторов (Любан-Плоцца и др., 2000). Относительно часто при выраженных невротических и психосоматических заболеваниях (истерия со страхами, кардиофобия) приходится слышать о перенесенных в подростковом возрасте невротических дыхательных приступах.

Если симптоматика сохраняется долго и конфликтный генез невротического характера дезактуализируется, следует думать об индивидуальной или групповой терапии, хотя обычно склонить к ней больных бывает трудно. Могут использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, психодрамы, семейной психотерапии.

При хронических гипервентиляционных состояниях показана дыхательная терапия или аутогенная тренировка по методике Шульца — перевод ненормального (большей частью грудного) дыхания на более легкое диафрагмально-брюшное. При аутогенной тренировке большей частью бывает достаточно достигнуть первой основной ступени — упражнения по концентрации внимания на переживании покоя и тяжести, которые при правильной технике аутогенной тренировке вначале снимают напряжение в мышцах рук, а затем постепенно вызывают расслабление всей мускулатуры.

Результаты использования различных направлений психотерапии для лечения гипервентиляционного синдрома рассмотрены в указанных работах (Han et al ., 1996; Nixon , 1994).

Позитивная психотерапия при заболеваниях дыхательной системы

Астма и гипервентиляционный синдром — способность при помощи симптома настойчиво обращать на себя внимание (хрипеть, кашлять, хватать воздух, синеть).

Расстройства и физиология. Значение дыхания известно еще со времен сотворения мира. Господь, вдохнув в сотворенного из земли человека жизнь, дал ему душу и дух. Индивидуальная жизнь начинается со вдоха, с первого крика новорожденного младенца и заканчивается с последним выдохом, когда умирающий «выдыхает из себя жизнь».

Полярность жизни, непрерывная смена напряжения и расслабления, наступление и движение, становление и завер шение, отдача и прием — все это в процессе дыхания можно увидеть яснее, чем в любой другой функции человеческого организма. Мы видим это непосредственно: при активном втягивании воздуха — как напряжение и при (обычно пассивном) выпускании его — как расслабление.

Процесс дыхания происходит самопроизвольно, автоматически, под влиянием разнонаправленных импульсов нервной системы. Дыхание может также осуществляться произвольно под влиянием сознания. Глубина, частота и тип дыхания могут регулироваться сознательно: мы можем, если захотим, дышать быстрее или медленнее, глубже или поверхностнее. Мы можем также на некоторое время задерживать дыхание и по желанию дышать грудью или животом.

И наконец, на дыхание бессознательно оказывают влияние наши эмоции. Любые движения души более или менее заметно отражаются на дыхании. «Дыхание перехватывает» от ужаса, «легко дышится» при радости. Если нарушены отношения с окружающими, то говорят о «плохой"атмосфере», о «тяжелом» или «душном» воздухе, которые затрудняют нам дыхание и жизнь.

Загрязнение воздуха, прежде всего в крупных городах, это важный фактор риска заболеваний дыхательной системы.

Актуальный конфликт. По содержанию речь часто идет о требованиях пунктуальности и справедливости, т. е. о концепциях, которые через ЦНС оказывают воздействие на дыхательный центр. Приступ удушья сопровождается сильнейшим страхом: больному не хватает воздуха. Страх задохнуться, умереть охватывает все существо человека. Этот страх, в свою очередь, усиливает спастическую реакцию.

Базовый конфликт. Люди с синдромом нервной гипервентиляции часто происходят из семей, где очень высоко ценились достижения: «соберись», «постарайся», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Одновременно с этим поощрялись сдержанность, скромность и самообладание как необходимые личностные качества: «возьми себя в руки», «что подумают люди?» (учтивость, контакты). При более близком рассмотрении оказывается, что приступ астмы провоцируется одновременным предъявлением больному слишком многих требований (достижения) и при столкновении с несправедливостью. Так как вследствие подавления агрессии он не может открыто конфронтировать с окружением, не может аргументированно изъясниться или выругаться, а сдерживается (конфликт веж ливость/прямота), он особенно следит за мнимыми или действительными реакциями своего окружения. После приступа астмы многие больные испуганно оглядываются по сторонам, не заметили ли «люди» что-нибудь. Это усиливает их страх. Через ЦНС происходит усиление спазма и тем самым усугубление порочного круга.

Актуальные и базовые концепции. Взаимосвязь между эмоциональным состоянием и дыханием известна каждому из нас. От ужаса может «перехватить дыхание» или «дух захватывает». Какое-нибудь событие может «нагнетать атмосферу». Если кто-нибудь сердится, то у него возникает потребность «выпустить пар». Если исходить из существующей литературы по психосоматике, то астматическое заболевание основывается на нерешенной связи, на конфликте амбивалентности и на личностных особенностях. Пациент с нейрогенным нарушением дыхания обладает особой способностью при помощи дыхания, а не слов (учтивость) показать окружающим, что он ущемлен, чувствует себя напряженно.

Актуальная способность: «искренность/честность».

Определение и развитие. Способность открыто выражать свое мнение, говорить о своих потребностях или интересах. Правдивость и добросовестность относятся к честности. Честность в партнерских отношениях называется верностью, в социальных коммуникациях — открытостью и откровенностью. В том возрасте, когда ребенок начинает говорить, он еще не может четко различать представления и действительность. Если взрослый не понимает логику переживаний ребенка и наказывает его за ложь, то в дальнейшем это может оказаться воспитанием нечестности.

Как об этом спрашивают. Кто из вас может более откровенно высказать свое мнение? Есть ли или были ли у вас собственные проблемы или проблемы с партнером из-за нечестности? Как вы реагируете, если кто-то вас обманывает? Насколько вы правдивы, прибегаете ли вы иногда ко лжи во спасение? Много или мало рассказываете вы о себе другим людям (открытость)?

Синонимы и расстройства: говорить прямо и откровенно, без обиняков; резать правду в глаза; сказать все начистоту; что на уме, то и на языке; проглатывать обиды; держать язык за зубами.

Болтовня, наговор, перенапряжение; тщеславие; заносчивость; межличностные конфликты; агрессия; приступы потливости; повышение артериального давления; головная боль.

Особенности поведения: говорить то, что считаешь нуж ным, но так, чтобы не обидеть партнера. Некоторые люди, которые сегодня недовольны вашей откровенностью, после будут вам за это признательны. Иногда бывает, что с партнером вам легко быть искренним, но на работе, когда речь идет о делах, это не так-то легко удается, или наоборот. Обычно в разных сферах жизни человек по-разному искренен и честен. Понаблюдайте, в каких ситуациях и в связи с какими актуальными способностями вам особенно нелегко быть искренним.

Опросник к бронхиальной астме и синдрому гипервентиляции

1. Можете ли вы «выпустить пар» при гневе или «кому-нибудь что-нибудь насвистеть»? Можете ли вы вспомнить еще какие-либо пословицы и поговорки относительно вашего заболевания? Что это за пословицы?

2. Кто и когда сообщил вам о вашем заболевании?

3.Регулярно ли вы принимаете предписанные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, что вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

4. Сдерживаете ли вы себя, потому что для вас важно, «что подумают люди»?

5.Можете ли вы сказать о своей работе, что вы чувствуете себя ограничиваемым, задавленным, перегруженным?

6. Какие особенности поведения (актуальные способности) коллег, сотрудников, шефа действуют вам «на нервы»? Как вы реагируете? Можете ли вы открыто говорить об этом? Или вы «задерживаете дыхание»?

7.Характеризуются ли ваши отношения с окружающими «плохой атмосферой», «спертым» или «напряженным» воздухом, что «затрудняет ваше дыхание»? Являются ли определенные люди «отдушиной» для вас?

8. Можете ли вы вывести кого-либо «на чистую воду»?

9. Знаете ли вы или можете вспомнить такие желания, может быть, детские мечты, которые вы никогда не могли воплотить в жизнь? Что препятствует их реализации? Что бы вы стали делать и как бы стали жить, если бы у вас не стало проблем?

10. Что для вас является смыслом жизни (стимул, цель, мотивация, жизненный план, смысл болезни и смерти, жизнь после смерти)?

11. Можете ли вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы?

В психосоматике основными симптомами всевозможных заболеваний, расстройств и синдромов считаются одышка, тошнота, рвота и депрессивное состояние. Именно эти признаки сопровождают многие психосоматические расстройства, симптомы эти ярко выражены, и родители просто не могут не заметить, что с ребенком творится что-то неладное. О причинах проявления симптомов психосоматических состояний вы узнаете на этой странице.

Симптом психосоматических расстройств: одышка

Под воздействием негативных эмоций (гнева, ярости, страха), а также при радости и волнении дыхание учащается. Внезапные потрясения и испуг могут спровоцировать кратковременную задержку дыхания. В комфортном и уравновешенном состоянии дыхание у здорового ребенка спокойное. Изменение дыхания в связи с эмоциями подтверждают также наблюдения из жизни - всем знакомые горестный вдох и выдох с облегчением.

Такой психосоматический симптом, как одышка, является ведущим симптомом бронхиальной астмы, что говорит о скрытой потребности в любви, нежности, о необходимости поддержки при внешней агрессивной настроенности. Дети с предрасположенностью к бронхиальной астме отличаются повышенной реактивностью в ответ на поведение окружающих и восприимчивостью к запахам, стремлением соблюдать чистоту.

Симптомы психосоматических нарушений: тошнота и рвота

Такие психосоматические симптомы заболеваний, как тошнота и , являются признаками нарушения пищеварения (двигательной активности желудка и тонкой кишки). Тошнота и рвота возникают непроизвольно в ответ на то, что ребенку не нравится, сопровождаются ощущением распирания в подложечной области и могут возникать после употребления разных продуктов, чаще жирных.

Эти симптомы психосоматических нарушений могут возникнуть в связи с переживанием ребенком стресса, вовлечением в конфликт, умственными и эмоциональными перегрузками. Дети, у которых появляются подобные психосоматические реакции, характеризуются зависимостью от родителей, особенно от матери, пассивностью и склонностью к депрессии.

Симптом психосоматических состояний и синдромов: депрессия

Депрессия, проявляется в виде стойкого, продолжительного снижения настроения. Чаще оно отмечается у подростков и сопровождается снижением общего тонуса - двигательной заторможенностью и замедленным мышлением. У детей дошкольного возраста депрессия встречается редко или остается незамеченной, так как для них свойственна высокая активность (подвижность, любознательность, желание общаться).

Этот психосоматический симптом синдромов свидетельствует о подавлении скрытых эмоций, недовольстве собой, неумении находить положительные эмоции. Чаще она возникает при неблагоприятной обстановке в семье (конфликты и развод родителей), связана с появлением другого ребенка в семье, утратой близкого. Более подвержены депрессии подростки с узким кругом интересов, замкнутые, стеснительные, эмоционально отвергаемые родителями.

В период депрессии у ребенка отмечается пониженное настроение, раздражительность, вялость, снижение или повышение аппетита, нарушения сна (сонливость днем и бессонница ночью, кошмарные сны). В этот период ухудшается школьная успеваемость, ребенок не желает ходить в школу, ничего не хочет делать. Он становится более замкнутым, безразличным, порой проявляет агрессию. Подросток страдает от комплекса неполноценности, ощущения вины, скуки, может жаловаться на ухудшение самочувствия.

Статья прочитана 844 раз(a).


Одышка
Функция дыхания - это снабжение организма кислородом, выделение углекислого газа, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Любая эмоция - страх, гнев, ярость, волнение, радость - приводит к учащению дыхания. Ужас, внезапное потрясение могут вызвать кратковременную остановку дыхания. Приятная ситуация, уравновешенное настроение обеспечивают спокойное дыхание. Вздох иногда может указать на состояние человека: вздох при вдохе - «горестный», при выдохе - «облегченный», как при снятии тяжести (Е. Straus, 1954 г.).
Заболевание, при котором кардинальным симптомом является одышка, - это бронхиальная астма - типичное психосоматическое расстройство.
«Астматическая» личность характеризуется:
- скрытым желанием нежности, любви, поддержки при всей видимости агрессии;
- повышенной чувствительностью к запахам;
- повышенной реакцией на непорядочное поведение окружающих;
- стремлением к чистоте во всем (в поведении, помыслах, быту).
Энурез
Энурез - это непроизвольное мочеиспускание, как во время ночного, так и дневного сна. Ночной энурез представляет собой сложный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, нарушение процессов сна, изменение двигательной активности днем, нарушения поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность к самопроизвольному излечению.
В развитии нормального мочеиспускания у детей выделяют несколько периодов:
- новорожденные мочатся автоматически;
- между 1-м и 2-м годами жизни появляется чувство наполненного мочевого пузыря;
- к 3-му году развивается способность удерживать мочу в течение короткого времени, когда мочевой пузырь полон или почти полон;
- к 4-5-и годам дети начинают мочеиспускание при полном мочевом пузыре;
- в 6-6,5 лет ребенок может мочиться при любой степени наполнения мочевого пузыря.
Причины энуреза
Различают первичный и вторичный энурез: первичный проявляется со дня рождения, вторичный возникает после некоторого периода, когда ребенок не мочился в постели. Причина первичного энуреза - задержка развития в сочетании с психосоциальными факторами; вторичный развивается за счет психосоциальных причин, к которым относят:
- дефекты воспитания;
- неблагоприятные бытовые условия;
- воспитание ребенка вне семьи;
- различные психические травмы.
Психической травмой могут являться:
- контрольная в школе;
- ссора с родителями или друзьями;
- перемены в жизни: первое расставание с родителями, например при поступлении в детский сад, школу, переезд, разлука с близкими людьми (например, в связи с разводом родителей).
Важно, что недержание мочи представляет для ребенка проблему, психически его подавляющую; проблему, которая при неправильном уходе может обостриться.
Ребенок страдает и стыдится этого, может скрывать это от родителей.
Он боится поехать в лагерь, пойти в поход, опасаясь, что там с ним случится «неприятность» и другие дети будут над ним смеяться.
Это замкнутый круг, когда заболевание, ухудшая психическое состояние ребенка, в результате этого все более обостряется.
Среди нарушений сна у больных ночным энурезом необходимо выделить нарушения процесса засыпания, глубокий («мертвый») сон, вздрагивания, ночные страхи, сноговорения.
Виды энуреза
Если рассматривать ночной энурез как психоневротическую проблему, то можно выделить следующие варианты:
- астеноневротический вариант возникает у эмоционально лабильных, легко астенизируемых детей после психотравмы в период возрастных кризов (3 года, 7 лет);
- истероидный вариант отмечается у грацильных, темпераментных, артистичных девочек;
- реактивный вариант представляет собой форму невротического энуреза, когда случайный эпизод энуреза вызывает у ребенка тяжелую реакцию с фиксацией как на состоянии энуреза, так и на последующих переживаниях.
Энурез при астеническом неврозе и неврозе навязчивых состояний характеризуется следующими клиническими особенностями:
- регистрируется редко, непостоянно и нерегулярно;
- бывает чаще ночью, реже наблюдается днем;
- появляется после «сухого» периода;
- в спокойной обстановке проходит;
- дети переживают его, огорчаются из-за своего состояния;
- сон бывает чаще поверхностным (много сновидений, часто кошмарных).
Генетически обусловленный энурез (патология центральной нервной системы, аномалии мочевыделительной системы, приводящие к энурезу, снижение секреции или активности ночью гипофизарного гормона вазопрессина): при данном виде энуреза у ребенка, помимо недержания мочи, также имеет место никтурия (преобладание ночного энуреза над дневным).
Энурез при неврозоподобных состояниях характеризуется следующими клиническими особенностями:
- энурез регулярный, почти каждую ночь;
- эпизоды недержания мочи повторяются до нескольких раз за ночь;
- ребенок не просыпается;
- эпизоды энуреза учащаются при утомлении;
- ребенок «не переживает», не огорчается;
- энурезу сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость;
- сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается);
- при объективном исследовании часто выявляется нейрогенный мочевой пузырь.
Нейрогенный мочевой пузырь - дисфункциональное расстройство (гипер- или гипорефлекторного типа), проявляющееся дизурией (расстройством мочеиспускания): мочеиспускание частыми и малыми порциями, нередко наблюдаются дневное недержание мочи (гиперрефлекторный мочевой пузырь), парадоксальная ишурия (моча отходит каплями), редкие мочеиспускания - гипорефлекторный мочевой пузырь.
Диагностика энуреза
При энурезе следует провести комплексное плановое клиническое и инструментальное обследование:
- общий анализ мочи (троекратно);
- накопительные пробы (анализ мочи, по Нечипоренко, Аддис-Каковскому);
- бактериологический анализ мочи (для исключения микробного воспаления в мочевыделительной системе);
- исследование спонтанного ритма диуреза;
- функциональные пробы (пробы Зимницкого, Реберга);
- УЗИ, экскреторная урография, микционная цистоуретрография, цистоскопия для исключения аномалий развития;
- неврологическое исследование - осмотр невропатологом, РЭП, ЭХО-ЭС, ЭЭГ, психологическое тестирование.
По мнению W. Franzak (1969 г.), наиболее ценными диагностическими методами исследования больных с энурезом являются микционная цистоуретрография и психологическое тестирование.

Список легочных заболеваний включает достаточно много видов недугов, мы же остановимся на самых распространенных (но это не повлияет на раскрытие темы, так как здесь главное – чтобы читатель понял основную психологическую причину и рассмотрел ее через призму конкретной болезни).

Плеврит – воспаление плевры легкого (это серозная оболочка, покрывающая легкие). Может иметь разные физические причины: инфекция, курение, грязный воздух на производстве и т.д.

Пневмония – воспаление легких, а именно альвеол (это воздушные шарики, где происходит газообмен). При воспалении они наполняются жидкостью и перестают выполнять свою функцию. Физические причины: инфекция, химическое поражение, травма и др.

Эмфизема – расширение, вздутие легких, а следом, и грудной клетки. Может появиться как осложнение во время пневмонии, хронического бронхита и др. болезней. Особенно часто возникает у мужчин в возрасте.

Туберкулез легких инфекционное заболевание, передающееся палочкой Коха через воздух. Если иммунитет сильный – то микобактерии уничтожаются, и болезнь не наступает.

Опухоли легких онкологические новообразования, когда ткани легких разрастаются патологически. Бывают, в основном, доброкачественные.

Рак легких злокачественное новообразование, когда перерождается слизистая оболочка легких. По определенной причине клетка органа меняет свое обычное поведение и начинает вести себя как эгоист и агрессор. Мужчины в возрасте страдают чаще.

Дыхание – жизненно важная функция легких: вместе с воздухом мы вдыхаем жизнь. Свободно дышать – означает свободно жить. При этом, человек берет воздух – и отдает углекислый газ. Происходит взаимообмен, взаимодействие с окружающим миром.

Ключевые слова, необходимые нам для понимания причин возникновения болезней легких, я выделила специально, чтобы читатель смог увидеть слабые места.

Итак, психосоматика легочных заболеваний связана с тем, что что-то или кто-то (это может быть и сам) мешает дышать – свободно (имеется в виду душевная свобода, когда внутри ничего не давит, на душе легко) жить.

Причем, если посмотрим на статистику, то мужчины в возрасте болеют чаще. Почему? Какие негативные переживания, связанные с жизнью, в душе у мужчин в возрасте накапливаются, что выдается сигнал в виде легочных болезней? Думаю, ответы получим при подробном рассмотрении каждого заболевания.

Психологические причины болезней легких

  • Первая: человек не дает себе или кто-то не дает свободно «дышать» – жить. В первом случае он по каким-то внутренним причинам (может, пришедшим из детства психологическим травмам) уверен, что не имеет права жить. Во втором случае, как правило, не дают свободно дышать-жить близкие люди.
  • Вторая причина тесно связана с первой: человек не живет полной жизнью (к нему неприменимо выражение «вдохнуть полной грудью»), отказывает себе в этом. Часто потому что боится.
  • Третья причина: в жизни человека нет свежего глотка воздуха. Воспринимает все однообразно, монотонно давяще, беспросветно. Далее в человеке появляется недовольство, которое со временем может перерасти в агрессию.

Отметим, что практически все болезни легких сопровождаются кашлем, иногда приступами удушья. Что их вызывает?

Если имеются невысказанные претензии – начинается кашель, бронхит.

Приступы удушья провоцирует сильный страх, когда человек не доверяет жизни.

Пневмонии, как известно, предшествуют эмоциональное потрясение большой силы или отчаяние. Находясь в негативной ситуации, стараясь ее преодолеть, человек чувствует, что жизненные и душевные силы на исходе. Он устал, потому что негатив долго накапливался и истощил силы. Наконец, этот накопившийся негатив проявляется как воспаление легких.

Плеврит, как правило, возникает у человека, живущим с недовольством, гневом на жизнь. Только этот негатив он сдерживает, держит в себе. Стоило бы ему поменять недовольное восприятие жизни или высказаться, освободиться от разрушающего его негатива – избежал бы заболевания.

Эмфизема возникает, когда человек хочет занять, очертить свое пространство жизни, что не дают ему свободно сделать. Как осложнение бронхита – желание высказаться по этому поводу.

Здесь вспомним, что мужчины в возрасте страдают эмфиземой чаще. Так почему же они так страдают? Может, потому что, к этому времени они так и не смогли занять свое пространство в жизни и это не дает им покоя.

Туберкулез возникает после долгой глубокой депрессии, жизни в печали, жизни, наполненной мучительными мыслями. Это время сопровождается нежеланием жить. Человек душевно чахнет от беспросветной жизни, ощущая себя пленником обстоятельств жизни.

Причины возникновения рака легких

Для выяснения психологических причин возникновения рака вспомним поведение раковой клетки (эгоист и агрессор).

Итак, первая причина – эгоизм, жизнь только в себе, отгороженность от мира, раздутое эго, гордыня.

Вторая причина: смертельная старая непрощенная обида на жизнь, глубокое разочарование в жизни.

Из этих причин вытекает третья: человек, в силу сложившихся обстоятельств и событий в жизни, не видит смысла жить. Он не может и не хочет измениться, чего ждет от него жизнь, изменяя обстоятельства (например, сняли с высокой должности). Чтобы продолжать жить, человеку нужно принять, то, что дает ему жизнь, но он отказывается. Может быть, слышали такие слова: «лучше умереть». Вот такую жизненную позицию, позицию против жизни и занимает человек.

Четвертая причина: может быть и личная трагедия, которую человек скрывает, и внутренняя самоизоляция (опять же ассоциация с поведением раковой клетки).

Опять же, согласно статистике, раком легких чаще болеют мужчины в возрасте. Это может быть связано с тем, что к этому времени человек начинает переосмысливать свою жизнь, подводит некоторые итоги. Иногда выводы не очень утешительные, а бывает и так, что человек оказывается в тупике: всю жизнь старался, трудился, а теперь – ничего хорошего, и на душе тоже. Зря, что ли прожил жизнь? Известно, что такие мучительные размышления задевают именно мужскую психику. И это только один пример душевных страданий, которые вызывают страдания телесные.

Рак как кармическое заболевание

Многие известные авторы рак, как правило, относят к «кармическим болезням». Что это значит? Не стоит пугаться этого строгого слова «карма». Закон кармы – это не что иное, как Закон причины и следствия, который очень хорошо знали наши предки и передали нам через пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь». Только, почему-то мы игнорируем в своих жизнях этот Закон, забывая, что каждый наш не то, что поступок, каждая мысль, эмоция становится причиной, из которой вытекает соответствующее следствие.

Поэтому, кармическое заболевание – это такая болезнь, которая является следствием наших долговременных негативных мыслей, чувств и поведения. Здесь напомним, что ученые давно выяснили, что душевная составляющая человека бессмертна и через какое-то время вновь приходит в наш мир в теле новорожденного.

Это многое объясняет: почему дети в одной семье с разным характером, почему у них разные неодинаковые способности, личностные качества, судьбы, болезни и т.д. Потому что новорожденный малыш уже имеет бессмертную душу со своим накопленным багажом (мысли, чувства, поступки, знания, достижения, ошибки и т.д.), который собирался в прошлых, так сказать, жизнях.

Вы спросите: а как это связано с тяжелыми болезнями, тем более у младенцев (в чем они виноваты)?

К сожалению, этот очень строгий нравственный (Божественный) Закон причины и следствия никому еще не удавалось обмануть, даже если у тебя тело младенца (душа-то та же!).

Представьте, что человек жил, попирая Божественные Законы, например, отвергая Любовь (именно с большой буквы, так как вспомним, что Бог – это Любовь всеобъемлющая): сам никого не любил, своим поведением «убивал» в других Любовь и т.п. Когда тело давало сигналы в виде болезней, пока еще не таких серьезных, он, вместо того, чтобы пересмотреть свои душевные страдания, еще более ожесточался и распространял вокруг себя душевную боль. Пришла старость, а негативный багаж души переполнился, и нет времени его переосмыслить и исправить (а кто-то и перед смертью не признается в своих ошибках). И вот этот негативный багаж переносится в следующую жизнь, становясь причиной для соответствующих негативных последствий: неудачи, болезни и т.д.

То есть, действительно, человек, посеявший зло, начинает пожинать свои же плоды, только с некоторой отсрочкой во времени. И, почему-то, только после этого начинает задумываться: «Что не так? Что я сделал такого, что аукнулось на мне?». А тело и радо: наконец-то, задумался! Значит, жить будем!

Из вышеизложенного следует, что такая болезнь, как рак – это своеобразное «лекарство» для спасения души, которая долгое время выбирала жизнь без любви.

Исцеление души и тела

Ярким примером исцеления от рака является случай с известным писателем А.И. Солженицыным. Его биография объясняет, почему он заболел раком (глубокое разочарование и борьба с системой, тюрьмы, лагерь, ссылка). Но ему удалось исцелиться (этот этап жизни им описан в произведении «Раковый корпус»).

Конечно, есть достаточно много других примеров исцеления от рака. Дело не в примерах, а в том, что исцеление – возможно! И оно зависит от самого человека!

Начнем с того, что «жизнерадостные люди раком не болеют» (думаю, что они практически ничем серьезным не болеют). Это и естественно: у их тела нет причин сигнализировать болезнью о наличии внутреннего негатива – его там нет. И даже если появится что-то – то сразу переосмысливается и изменяется на знак «плюс». Согласитесь, что такая жизненная позиция очень выгодна!

Отсюда, самым лучшим лекарством для исцеления души и тела является Любовь к жизни и Радость от жизни. Но прежде необходимо освобождение души от негатива через прощение и принятие самой жизни.

Надеюсь, моя статья послужит кому-то подсказкой.

Читайте также: