Маниакальный психоз у ребенка 8 лет. Приступы мании и депрессии у ребенка. Психозы бывают экзогенными и эндогенными

Детские психозы (childhood psychoses)

Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения - два наиболее распространенных психотических расстройства детского возраста.

Почти каждый аспект проблемы психозов детского возраста - от названий и критериев определения до интерпретации механизмов и тактики лечения - отмечен разногласиями. Несмотря на существующие противоречия, проявления психотических расстройств всеми описываются как «глубокие», «всепроникающие» и «тяжелые». Не подвергается тж сомнению, что эти заболевания длятся на протяжении всей жизни, хотя небольшой процент больных и демонстрирует существенные улучшения. Неблагоприятные исходы болезни связывают с низкими (соотв. умственной отсталости) показателями теста интеллекта, проводимого во время постановки диагноза, отсутствием речевых навыков до 5-летнего возраста, проявлением признаков психоза в возрасте до 10 лет и обнаружением у детей интроверсии, робости и заторможенности еще до появления трудностей.

Симптомы аутизма и детской шизофрении в значительной мере перекрывают друг друга. Группа британских психиатров предложила девять признаков, характеризующих эти и др. формы Д. п.:

1. Серьезные устойчивые нарушения межличностных отношений. Они приобретают форму ухода в себя при аутизме и обсессивной привязанности (часто к матери) при детской шизофрении.

2. Видимое отсутствие сознания личной идентичности, проявляющееся в гротескных позах и нанесении себе увечий.

3. Повышенный интерес к неодушевленным объектам и необычные действия с ними, часто без понимания их обычной функции.

4. Крайнее сопротивление к переменам любого рода и ритуалы, направленные на поддержание однообразия.

5. Патологическое восприятие, приводящее к преувеличенным, дефицитарным или непредсказуемым реакциям на сенсорную стимуляцию. У мн. пациентов имеются нарушения концентрации внимания и отсутствие реакций на окружающую обстановку.

6. Повышенная, острая, неадекватная тревога; в нек-рых случаях - панический страх обычных предметов домашнего обихода.

7. Тяжелые нарушения речи - обычно потеря или задержка развития речевых навыков. Речь нек-рых пациентов неадекватна, напр. они неправильно используют местоимения или не пользуются флексиями.

8. Нарушения моторики, в т. ч. судорожные спазмы, обездвиживание, гиперактивность и манерные стереотипии. Часты попытки аутостимуляции в виде вращения корпуса, хождения на цыпочках, хлопанья в ладоши и раскачивания, в особенности в условиях относительной моторной депривации в мед. учреждениях.

9. Общая задержка развития интеллектуальных навыков. Свыше 50% больных постоянно остаются на сниженном уровне развития. Однако дети с аутизмом иногда демонстрируют нормальное или даже высокое интеллектуальное функционирование в специфических областях, таких, напр., как память, музыка или арифметика - способности, редко наблюдаемые у детей с шизофренией.

Эти девять признаков наблюдаются не исключительно при психозах и не у всех детей с диагнозом психоза. На практике часто трудно отличить психотические расстройства от задержки умственного развития, органического повреждения мозга и симптомов, сопровождающих слепоту или глухоту.

Помимо нарушений соц. приспособления и интеллекта есть и др. ключевые признаки дифференциального разграничения аутизма и детской шизофрении. Симптомы аутизма типично выражены с самого начала жизни, в то время как ребенок с шизофренией обычно выглядит нормальным до определенного момента, к-рый наступает после первых 30 месяцев жизни (вплоть до 12-летнего возраста). Аутичный ребенок прилагает немало усилий, чтобы сохранить сложившийся распорядок жизни, тогда как ребенок, больной шизофренией, иногда совершенно не заинтересован в этом. У ребенка с аутизмом развита моторика, в то время как при шизофрении наблюдаются нарушения координации и равновесия. Ребенок с аутизмом демонстрирует повышенный интерес к механическим объектам, к-рые не вызывают аналогичного отношения у пациентов с шизофренией. Окружающую обстановку больные аутизмом скорее игнорируют, тогда как больные шизофренией обнаруживают спутанность в ее восприятии.

Существует также характерная разница в социальном происхождении больных аутизмом и шизофренией. Дети с аутизмом - выходцы из семей, принадлежащих к относительно высоким слоям общества, в роду у них низкая представленность случаев шизофрении. Дети с шизофренией - преимущественно выходцы из бедных семей и имеют повышенный уровень наследственной отягощенности шизофренией.

Этиология

Этиология этих психотических состояний неизвестна. Однако этиологические теории исходят из предположений о многофакторном генезе этих расстройств. Данные исслед. подтверждают роль физиол. механизмов.

Согласно большинству теорий, детская шизофрения имеет сходство со взрослым вариантом, что предполагает действие одних и тех же этиологических факторов в обоих случаях. Совр. теории подчеркивают роль биохимических отклонений (в особенности, церебрального обмена допамина). В нек-рых случаях решающую роль играет генетический фактор, запускаемый стрессом. Хотя не все пациенты с детской шизофренией имеют признаки повреждений мозга в процессе родов, у них выявляется более высокий процент родовых осложнений и др. признаков патологии нервной системы по сравнению с их сиблингами и здоровой контрольной группой. Все же данные в поддержку наличия специфических дефектов ЦНС являются недостаточно убедительными.

При аутизме - особенно в случаях, где симптомы выражены с младенчества, - исследователи предполагают церебральную патологию вследствие наследственной отягощенности или осложнений при родах. Не все согласны в том, что это за патология, присутствует ли она во всех случаях, вовлечены ли одновременно неск. областей мозга. Тем не менее, есть данные об участии таких факторов, как пренатальные инфекции (например, краснуха), наследственные неврологические расстройства, кровотечения во время беременности и неизвестные генетические расстройства.

Исследователи факторов внешней среды редко различают между собой аутизм и шизофрению в детстве, считая их в принципе одним и тем же расстройством.

Родители психотических детей представляют собой далеко не гомогенную группу. У родителей больных шизофренией часто выявляется патология, включающая психозы, шизоидность и интроверсию. Однако нет очевидного подтверждения того, что расстройства у родителей предшествуют нарушениям у их потомства и провоцируют именно эти нарушения. У родителей детей с аутизмом не выявляются шизофрения и шизофренные симптомы. Имеющиеся у них психол. расстройства, по-видимому, чаще всего вызваны рождением аутичного ребенка или отношением работников здравоохранения, возлагающим вину за болезнь ребенка на родителей.

Авторы, считающие, что это проблема гл. обр. органическая, основываются и на соматическом, и на психопедагогическом лечебных подходах. Гормоны типа тиреоидных, мощная витаминотерапия и др. лекарства могут обеспечить облегчение симптомов, особенно бессонницы, гиперактивности и агрессивности. Программы перевоспитания, часто поведенчески ориентированные, имеют целью развитие навыков копинга и устранение симптомов дезадаптации. Такие высокоструктурированные психопедагогические программы превосходят по эффективности др. формы психосоциальной терапии.

См. также Детский невроз, Наследуемость, Личность, Психоэндокринология, Шизоидная личность, Аномалии половых хромосом

Л. Л. Давидофф

Смотреть что такое "Детские психозы (childhood psychoses)" в других словарях:

    Витамин С (аскорбиновая кислота) наиболее популярный витамин, рекомендуемый сторонниками ортомолекулярной медицины Ортомолекулярная медицина одна из разновидностей комплементарной медицины. Это направление, ка … Википедия

Сегодня речь пойдет:

Обидным словом «псих» могут назвать агрессивного или странного человека, чье поведение не отвечает общепринятым нормам. А знаете ли вы, что животные психическими заболеваниями не страдают? Это значит, что всех «психов» порождает общественная среда. Приблизительно 15% населения земного шара сегодня нуждаются в профессиональной помощи психиатра.

Психоз и его классификация

Под психозом подразумевают тяжелое психическое расстройство, сопряженное с выраженными нарушениями психической деятельности в виде бреда, галлюцинаций, помрачнения сознания. Почти всегда это состояние сопровождают аффективные (основанные на возбуждении крайней степени) особенности поведения. Человеку, страдающему от психоза, нужна срочная психиатрическая помощь.

Психозы бывают экзогенными и эндогенными

Экзогенные расстройства психики возникают в результате воздействия на человека каких-либо факторов окружающей его среды. К ним относят: Эндогенные психозы вызваны причинами внутреннего, личного, характера. Очень часто истоки таких расстройств можно найти в генеалогическом дереве пациента. В зависимости от внешней клинической картины эти психозы классифицируют на следующие виды:
  • галлюцинаторный психоз;
  • бредовый;
  • галлюцинаторно-бредовый;
  • аффективный (хорошее или плохое настроение сочетается с сильным возбуждением);
  • шизоаффективный (сильное возбуждение на почве шизофрении);
  • истерический;
  • алкогольный.
Психозы экзогенной этиологии случаются, как правило, один раз в жизни – после адекватного лечения проблема исчерпана. Эндогенные нарушения психики могут повторяться и в конечном итоге превращаются в хроническое заболевание.

Основные симптомы психоза


Независимо от причины, по которой развился тот или иной вид психоза, всем психическим расстройствам свойственны следующие симптомы:
  • Бред. Это состояние, когда далекие от истины суждения и мысли кажутся больному правдивыми умозаключениями, и убедить его в обратном невозможно. Самыми распространенными бредовыми расстройствами являются психозы на почве ревности, преследования и величия.
  • Галлюцинации. Больное воображение заставляет человека видеть, слышать и ощущать то, чего на самом деле не существует. По степени запущенности галлюцинации делят на простые и сложные. Подчиняясь простым галлюцинациям, больной видит и слышит сиюминутные эпизоды искажения реальности. При сложных галлюцинациях больной становится участником некого действа, общаясь с людьми, которых видит только он. Эту «игру» он считает объективной реальностью.
  • Расстройства двигательной активности внешне проявляются ступором (резкая заторможенность) или же чрезмерным возбуждением. Больной и минуты не может усидеть на месте, много говорит (чаще всего несет околесицу или высказывается адекватно, но совершенно не по делу), манерничает и может удивить или напугать окружающих непредсказуемыми действиями.
  • Расстройства настроения выражены маниакально-депрессивным восприятием действительности. Пребывая в маниакальном состоянии, человек испытывает эйфорию: радостное настроение, «наполеоновские» планы на будущее, мечты, которые никогда не воплотятся в реальность, и, как следствие, неадекватное поведение. При депрессивном состоянии души все с точностью до наоборот: мир настолько плох – не лучше ли добровольно расстаться с жизнью? Настроение больного меняется непроизвольно, внешние обстоятельства на него никак не влияют.
  • Очень часто даже после успешного лечения психоза некоторые психические функции у пациента «выпадают», например, любовь и теплое отношение к членам семьи сменяется полным безразличием. Эти психонегативные признаки психоза остаются у человека на всю жизнь и могут стать для него серьезной преградой для полноценного общения с окружающими.

Лечение психоза

Коррекция этого тяжелого психологического состояния возможна исключительно в стенах медицинского учреждения. Самодеятельность со стороны родных пациента недопустима: больной может быть опасен как для себя самого, так и для людей, которые находятся с ним рядом.
Своевременность – главное условие успешного исхода лечения психоза. Для облегчения состояния больного применяют комбинированную терапию с использованием различных психотропных медикаментов (нейролептиков и антипсихотиков). Лекарство подбирают в индивидуальном порядке, ориентируясь на симптомы, которые в поведении пациента являются доминантными. Борьба за будущее человека без психоза продолжительная: случается, что выбранный препарат не приносит ожидаемого эффекта, тогда его заменяют другим и все начинается сначала.

Медикаментозное лечение признано самым действенным способом избавления человека от психоза. Тем не менее, одними лекарствами врачи зачастую не ограничиваются. Закрепить положительные результаты от медикаментозной терапии хорошо помогают психотерапевтические сеансы и работа по социальной реабилитации и адаптации больного.

При адекватном лечении существенное улучшение состояния больного отмечают уже через 6–8 недель после его обращения за помощью. Коррекция запущенного психоза растягивается на неопределенный период времени.

Психоз: оцениваем проблему объективно


ПоМедицине приводит ответы на вопросы, которые чаще остальных задают люди, близкий человек которых страдает психозом.

Невроз и психоз – одно и то же? Может ли невроз осложниться до состояния психоза?

Эти расстройства являются абсолютно самостоятельными заболеваниями. В основе психоза кроются в основном биологические механизмы, в то время как невроз возникает на почве внутриличностного конфликта. Трансформироваться в психоз невротическое расстройство не может.

Можно ли полностью вылечить психоз

Все зависит от того, какой фактор спровоцировал развитие психоза. Например, психотические состояния, появившиеся на фоне сильного стресса, «белой горячки», инфекции или тяжелого физического заболевания, полностью устраняются своевременным и правильным медицинским вмешательством. При этом остаточные признаки заболевании не сохраняются.

Несколько иначе обстоит дело с лечением хронических психозов, которые появляются на почве шизофрении или биполярного аффективного расстройства. Борьба с психическим расстройством такого характера может растянуться на годы. В течение этого времени больной переживает моменты просветления (ремиссии) и моменты обострения психоза, которые чередуются между собой.

Психоз – наследственное заболевание

Существует мнение, утверждающее, что чем ближе родство, тем выше риск столкнуться с расстройством психики в виде психоза. Спешим внести поправку: унаследовать можно не саму болезнь, а лишь предрасположенность к ней. Развитие самой болезни зависит от совокупности многих факторов. Сегодня наука еще не располагает возможностью определять вероятность развития психоза, если им страдал родственник. Однако если болезнь поразила обоих родителей, риск ее развития у ребенка составляет 50%, если только у одного – 25%.

Опасен ли человек, страдающий психозом, для окружающих

Да, опасен, если заболевание находится в острой стадии: галлюцинации и бред мешают больному адекватно воспринимать и понимать реальность. Человек не может контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. В такой ситуации его близкие люди должны вести себя очень осторожно: не пытаться спорить с больным, чтобы убедить его в нереальности тех картин, которые он видит, не выспрашивать у него подробности его ощущений, спрятать в доме все острые, режущие и прочие травмоопасные предметы. Если успокоить больного собственными силами не получается, нужно вызывать скорую помощь.

Могут ли работать люди, страдающие психозом

Психоз, как и любое другое физическое заболевание, привносит некоторые ограничения в социальную жизнь человека. Из-за психического расстройства у больного отсутствует побуждения к действиям, поэтому трудовая деятельность порой представляет для них непосильную задачу. В то же время работа для такого человека – мостик, соединяющий его с реальностью. Трудовые обязанности помогают больному сохранить и даже восстановить способность думать. В некоторых случаях страдающий психозом может выйти на работу после того, как пройдет курс комплексного лечения.

Своевременная и адекватная врачебная помощь дает человеку с психическим расстройством возможность жить полноценно: получать образование, заниматься любимым делом, создавать семью и заводить детей.

Редко встречается до пубертатного периода. Несомненно, однако, что уже у детей дошкольного возраста и у младших школьников наблюдаются периодические эндогенные расстройства настроения, в большинстве случаев кратковременные, принимающие форму капризов, причуд непослушания, школьной неуспеваемости. Обычно их рассматривают как реактивные явления или как результат соматических недомоганий. Как отмечает Пипер, конституционально-депрессивное предрасположение и лабильность настроения наблюдаются и вне наследственного циркулярного круга.

Короткое фазовое течение свойственно также пубертатным циклотимиям. Поразительно, как в течение нескольких часов маниакально-экспансивный шалун и несносный сорванец превращается в угнетенного и сокрушающегося грешника. Роль энцефалопатии в возникновении, форме и течении психотических эпизодов в детском возрасте и в период пубертатных сдвигов часто бывает трудно определить.

Особенностями циркулярных психозов детского возраста вплоть до юности - помимо краткости отдельных фаз - являются сравнительно более частая (чем у взрослых) смена маниакальных и депрессивных эпизодов и некоторая атипичность клинической картины, в которой отражены опять-таки фазовые особенности. Так, например, на переднем плане могут быть импульсивные состояния и черты тревожно-страдальческой агрессивности, дурашливое, напоминающее гебефрению поведение, многообразные механизмы навязчивости. Сообщалось также об онероидно-делириозных или близких к аментивным картинах. Переживания изменения или отчуждения и их пубертатно-негативистическая форма выражения, галлюцинаторные и параноидные краевые симптомы могут затруднить отграничение от юношеской шизофрении, поскольку в этом возрасте смешанные картины вообще довольно часты.

Первичные расстройства настроения у детей переходят иногда в шизофренный процесс. Из 6 катамнестически исследованных случаев ранней мании в двух обнаружен был впоследствии переход в шизофрению, а в одном, в 32-летнем возрасте, - хроническая гипоманиакальность.

Шизофрения . С тех пор как определенные психозы, отличающиеся специфической наследственностью и совпадающие друг с другом в ряде признаков их клинической картины и течения, были объединены в понятие шизофренных, начались попытки обнаружить ранние формы этих заболеваний и связать их с уже описанными раньше формами "простого раннего слабоумия нормальных детей". Если прежде высказывались сомнения в возможности шизофренных психозов в детском возрасте, то теперь никто уже этого не оспаривает, хотя в клиническом определении этого понятия нет никакого единства.

В настоящее время диагноз шизофрении детского возраста ставится в Европе почти всегда в случае эндогенного изменения психики, которое с точки зрения симптоматики и динамики течения до известной степени может быть отграничено от других психозов. Некоторые авторы основывают этот диагноз на наличии прогрессирующего аффективного опустошения. В США диагнозом шизофрении часто злоупотребляют (что критиковалось уже самими американскими авторами), распространяя понятие шизофрении на массивные расстройства поведения, невротические развития или тяжелые криминальные действия в детском возрасте. В одной из больниц Нью-Йорка диагноз шизофрении был поставлен у 10% всех находившихся там детей.

Частота заболевания . По данным Блюрера (эти данные безусловно нуждаются в пересмотре в свете более современных нозологических представлений), у 4% больных шизофрения начинается до 15-го, а у 1% - до 1-го года жизни.

Распределение по возрастным группам следующее: инфантильная (до 10-летнего возраста), предпубертатная (10-14 лет) и юношеская (14-18 лет).

Симптоматология . На первом плане стоит потеря контакта с окружающим миром (аутизм), иногда при сохранности своеобразного аффективного отношения к отдельным лицам и вещам. Сюда относятся и аффективные расстройства: изменение основного настроения в сторону тревожной недоверчивости, лабильность настроения или эмоциональная притупленность, неадекватность аффектов и регрессия форм их выражения вплоть до появления филогенетически преформированных норм поведения. Часто наблюдаются пароксизмальные состояния тревоги, по содержанию связанные с переживаниями космических катастроф ("солнце рушится с неба") или со странными соматическими опасениями (10-летний больной: "мой пупок лопается, артерия разрывается" и т. п.). Чувство изменения проецируется вообще преимущественно в соматическую сферу. В двигательной области наблюдаются общая дисгармонизация (неповоротливость, угловатость), иногда каталептические явления или ритмические стереотипии. В области речи отмечается то повышенная говорливость, вербигерация, симптомы эхо (эхолалия, фонографизм), словесная вычурность и т. п., то мутизм. У детей могут обнаруживаться и все те особенности письма и рисунка, которые характерны для взрослых больных шизофренией.

Бредовые идеи при ранних формах шизофрении редки (Мишаукс объясняет это слабой у детей способностью образовывать понятия и психической неустойчивостью этого возраста). Бывают, однако, несистематизированные бредовые построения. При предпубертатной и юношеской шизофрении нередки галлюцинации (в разных областях чувств), но при инфантильной форме они являются исключением. Чем ближе клинически детский психоз к шизофрении взрослых, тем больше вероятность, что мы имеем дело с экзогенным психозом. Начало болезни часто сопровождается фобической или навязчиво-невротической симптоматикой. Пубертатные процессы налагают сильный отпечаток на содержание и течение психоза.

Для ранней шизофрении характерно глубокое расстройство переживания как своей личности, так и окружающего мира, дезинтеграция и регрессия возрастной психики, часто определяемая как слабоумие раннего детства.

Преморбидная личность заболевших шизофренией детей во многих случаях отличается слабой контактностью, робостью, недетской серьезностью, склонностью к уединению и тому подобными преимущественно шизоидными чертами. Баквин сообщает о рано проявляющейся сенсорной сверхчувствительности (например, к красному цвету), Камп отмечает преждевременное сенсорное развитие и преждевременную двигательную зрелость.

Этиология . Наследственные факторы имеют самое решающее значение и для возникновения ранних шизофрении. Бендер нашел гомологическое заболевание одного из родителей в 40% случаев, а обоих родителей - в 10%, что соответствует и нашим наблюдениям. Однако, по мнению Бендера, чтобы детская шизофрения проявилась, необходимо содействие экзогенных факторов (мозговых повреждений, психических травм). Многие англо-американские авторы часто указывали на ранние психические травмы, как на причину детской шизофрении . Однако родители детей, больных шизофренией, насколько позволяет судить наш опыт, совсем не являются людьми холодного, эмоционально-тупого типа с бездушно-сухими воспитательными принципами, как это утверждают Камерон и Старр. Исследования Корроза показывают, что психический "климат" не имеет решающего значения в возникновении детских психозов, не говоря уже о том, что столь глубокое изменение психики (значительная утрата контакта с действительностью, глубокая диссоциация возрастной психики и массивные явления регрессии у ребенка-шизофреника) психогенетически не может быть понято. Объявить инфантильную шизофрению просто-напросто крайне фазово-специфической формой бунта против воспитательного гнета значит дать натянутое и одностороннее толкование клиническо-эмпирических фактов.

Развитию болезненных явлений явно благоприятствуют процессы и изменения форм в разных фазах. Поразительно часто наблюдаются вспышки психоза вслед за каким-либо (неспецифическим) соматическим заболеванием, что отмечалось и другими исследователями. У детей, больных шизофренией, находили значительное увеличение меди в сыворотке крови.

Течение . На основании продольных исследований Бендера и др. можно сформулировать следующие прогностические правила. Чем раньше проявилась болезнь, тем хуже прогноз; это относится и к склонности к ремиссиям, и к глубине дефекта личности. Различий в течении болезни у обоих полов не установлено (однако, по нашим собственным наблюдениям, ранние формы шизофрении у мальчиков наблюдались в 3 раза чаще, чем у девочек). Легкие клинические формы шизофрении со сравнительно благоприятными прогнозом встречаются и до 10-летнего возраста в виде аутохтонных расстройств настроения, детской нервности, псевдоневротических состояний или кратковременных тревожно параноидальных окрашенных эпизодов. Значительные аномалии преморбидной личности ухудшают прогноз. Из 23 наших больных с острым началом психоза благоприятный исход оказался у 17, а из 27 с медленно прогредиентным началом - только у 7. Симптоматика начальной фазы также позволяет делать некоторые прогностические заключения. Ослабление контактности, неадекватность или притупленность аффекта, аномалии волевых функций и моторики, а также массивные нарушения в поведении чаще наблюдались в случаях с неблагоприятным исходом, чем в случаях с социальной или полной ремиссией. Хотя вспышка болезни до 10-го года жизни считается дурным предзнаменованием, все же и ранние шизофрении могут давать сравнительно благоприятный исход. Так, катамнестическое обследование 51 ребенка показало, что в 47% случаев имелась социальная или полная ремиссия (правда, в значительном большинстве это были дети от 11 до 14 лет).

Аутизм раннего детства . В 1943 г. Каннер впервые описал врожденные, распознаваемые уже на первом году жизни характерологические странности, центральный симптом которых состоит в своеобразном качественном изменении отношения к окружающему миру. У этих аутистических детей даже в младенческом возрасте взгляд устремлен куда-то вдаль, они не проявляют никакой потребности в эмоциональных контактах, приход или уход близких не производит на них никакого впечатления, словом, они живут "как бы в своей скорлупе". Впоследствии они поражают наличием навязчивостей и неизменностью своих игровых навыков, неумеренной привязанностью к отдельным объектам и изумительной ловкостью в выполнении некоторых двигательных функций (например, метание в цель, влезание на дерево и т. п.). Приблизительно у 1/3 таких детей наблюдается общее отставание в развитии речи, но большинство начинает говорить необыкновенно рано. Бессмысленное повторение имен, эхолалия и неправильное употребление местоимений также встречаются часто, равно как и странные импульсивные действия и криптогенные пароксизмы тревоги. По катамнестическим данным Каннера, это состояние в общем остается без изменений. Дети с отставанием в развитии речи сохраняют свою изолированность, дети же с нормальной речью достигают некоторой социальной приспособленности. Около 23% таких детей нуждается впоследствии в призрении. Перехода в шизофренные процессы, по-видимому, не бывает.

Это заболевание, ранее редко описывавшееся и нозологически сильно оспариваемое (Каннер за 19 лет наблюдал всего 150 случаев), в настоящее время диагностируется очень часто.

В течение последнего десятилетия при среднем годовом количестве около 500 детей в год (стационарных и амбулаторных, но без шизофренных заболеваний) мы обнаружили "аутистическое поведение" как ведущий симптом только в 23 случаях. Из них, по нашему мнению, "аутизм раннего детства" можно было диагностировать только у 10 детей, трех следовало считать аутистическими психопатами, а у остальных 10 детей аутизм был лишь побочным симптомом, сопутствовавшим слабоумию или энцефалопатии.

Несмотря на то что наследственность аутизма раннего детства не доказана и процессуальность при нем отсутствует, Бендер видит в этом состоянии наиболее раннюю форму детской шизофрении. Другие авторы объясняют эти состояния "эмоциональной блокадой" в самом раннем возрасте, обусловленной отсутствием эмоциональной теплоты со стороны матери, сухим педантизмом отца и т. п. Третьи же и эту гипотезу подвергают законному сомнению. Как бы то ни было, своеобразие клинической картины оправдывает признание за аутизмом раннего детства нозологической самостоятельности.

Лечение эндогенных психозов раннего детства . При шизофренных психозах, начиная с допубертатного и пубертатного периодов, рекомендуется инсулиновая и электросудорожная терапия. При аутизме раннего детства оба эти метода неэффективны, а при коротко фазовых, как правило, аффективных психозах без них можно обойтись. Что касается их ценности при шизофрениях у детей, то вследствие различия нозологических критериев и различной интенсивности лечения мнения расходятся. Согласно наблюдениям Марбургской клиники. шоковые методы лечения, которые показаны в таких случаях не в меньшей степени, чем для взрослых, могут сократить продолжительность отдельного острого приступа и, возможно, даже предотвратить опасность рецидива и потери контакта. Тем не менее удельный вес социальных полных ремиссий у леченых больных оказался не намного выше общего статистического (т. е. по отношению ко всем больным - как леченым, так и нелеченым).

Возможности применения психотерапии при всех детских психозах разнообразны. От нее, как и от лечебной педагогики, не следует отказываться прежде всего в начале лечения.

Столь же важно терапевтическое использование среды.

Что касается новейших психофармакологических средств, то в настоящее время трудно еще перечислить все их показания и терапевтическую эффективность. Как и все прочие терапевтические средства, они не гарантируют полного излечения, но имеют большую паллиативную ценность.

Женский журнал www.

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

2 6 570 0

Появление у ребенка психоза предвещает скорые проблемы со здоровьем. В наше время это довольно распространенное состояние, поражающее взрослых и детей.

Если у ребенка резко меняется настроение, он не к месту выражает свои эмоции (например, смеется там, где нужно посочувствовать), возможно, он подвержен психозу.

Также признаком этого заболевания считается появление галлюцинаций или бредового состояния. Малыш не может отличить собственную фантазию от реальности.

Психоз – это не отдельная болезнь, а сопутствующее состояние расстройства психики. Угрозы жизни не несет, но существенно ее искажает, препятствуя адекватному формированию эмоций, делая невозможным управление собственным поведением.

Состояние психоза – это определенный риск для здоровья не только первенца, но и окружающих, потому что может сопровождаться агрессией.

Это заболевание хорошо диагностируется, что позволяет своевременно приступить к лечению. В этой статье мы расскажем о причинах появления психоза, его признаках, возможных осложнениях, методах лечения и профилактики.

Что приводит к расстройству

  • К появлению может привести болезнь менингит.
  • Также некоторые лекарственные препараты могут послужить катализатором состояния.
  • К факторам риска возникновения проблемы относится повышенная температура, гормональный дисбаланс, нарушение работы щитовидной железы, стрессовые ситуации.

Врожденный психоз наблюдается у детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем до зачатия ребенка, во время беременности и после. Также если папа или мама страдает психическим расстройством.

Характерные признаки психоза

У маленького ребенка невозможно диагностировать психоз, потому что он еще не умеет разговаривать и выражать свои чувства. Поэтому в двухлетнем возрасте еще сложно выявить заболевание, а вот в три года малыш уже может рассказать о своих страхах и эмоциях. Тем не менее обратить внимание на некоторые признаки стоит.

Возраст

Признаки психоза

2 года Меняется характер и поведение малютки. Появляется слабость и ухудшается настроение, отсутствует улыбка, нарушается сон, учащается пульс.
3 года Усложняется ориентирование в пространстве, происходит частая смена настроения, могут появиться головные боли, учащенное сердцебиение.
4 года Появляются беспочвенные страхи, заторможенность, быстрая утомляемость, головные боли.
5 лет Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, чередующиеся с повышенной возбудимостью, желанием беспрестанно что-то делать и говорить. Возможно головокружение, одышка.
6 лет Ребенок становится раздражительным и агрессивным, любит гримасничать. У него нарушается аппетит: полный отказ от пищи сменяется прожорливостью.
7 лет Болезнь характеризуется сложными фобиями, появлением навязчивых движений или тиков. При разговоре может перекривлять собеседника. Эмоционально неустойчив.
8 лет Нарушается связность мышления, появляется повышенная агрессивность. Лицо становится бледным с лихорадочным румянцем. Теряется интерес к играм.
9 лет Беспричинная раздражительность, склонность к совершению немотивированных поступков. Лихорадочно блестящие глаза наряду с запекшимися губами и обложенным языком.
10 лет Нарушение опорно-двигательных функций, длительное пребывание в одной и той же позе, сопровождающееся отказом от еды. Настроение становится депрессивным или маниакальным, то есть чередуется пессимизм с беспричинной радостью. Неустойчивое артериальное давление.

Наиболее очевидный признак психоза, характерный для любого возраста – галлюцинация, бред. В этом состоянии ребенок видит, слышит или ощущает то, чего нет на самом деле.

Возможные осложнения у ребенка

Наличие психоза серьезно усложняет ребенку жизнь. Он ведет к нарушению речи, затрудненному мышлению, невозможности контролировать действия и строить отношения в рамках общепринятого социального поведения. Появляется замкнутость, раздражительность, необщительность. Страдает интеллектуальное развитие.

Психоз негативно влияет на здоровье других органов. Поэтому он нуждается в срочном лечении.

Чем и как лечить расстройство

Иногда для того, чтобы избавить ребенка от психоза, необходимо всего лишь устранить причину его возникновения.

Например, прекратить прием определенных лекарственных препаратов, ликвидировать стрессовую ситуацию.

Если психоз был сопутствующей реакцией на какую-то болезнь, то по истечении основного заболевания пройдет и психоз.

Иногда применяются медикаменты для регулирования биохимических процессов. Для подавления агрессии назначаются транквилизаторы.

Как родителям помочь ребенку

От родителей многое зависит в лечении. Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения в семье. Больше уделять времени малышу, ласкать, проявлять любовь. Найти для него занятия по душе (спорт или творческая деятельность). Дать возможность самовыражения.

Читайте также: